Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ В ПЕРИОД РАСПРОСТРАНЕНИЯ COVID-19'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ В ПЕРИОД РАСПРОСТРАНЕНИЯ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
316
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГРАНИЧЕНИЕ / ПРАВО НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ / КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ / COVID19 / ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Казанцева Е. В.

В статье анализируется нормы международного и национального законодательства, регулирующиепорядок ограничения права человека (гражданина Российской Федерации и иностранного гражданина)на свободу передвижения и основания такого ограничения. Делаются выводы о том, что ограничениеправ человека на свободу передвижения является следствием защиты высшей ценности человека «права на охрану здоровья человека». На основании изученных правовых актов субъектов Российской Федерации имеющих разные названия, такие например как «О введении чрезвычайного положения», «Обограничении права на свободу передвижения», «О введении режима повышенной готовности» и такдалее, принятых с целью недопущения распространения коронавирусная инфекция (2019-nCoV), авторуказывает на недостатки, допущенные высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации при подготовке и утверждении правовых актов, которыми ограничивается право граждан насвободу передвижения по территории субъекта Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF RESTRICTIONS ON FREEDOM OF MOVEMENT DURING THE SPREAD OFCOVID-19

THe article analyzes the norms of international and national legislation regulating the procedure for restricting the right of a person (a citizen of the Russian Federation and a foreign citizen) to freedom of movement and the grounds for such restriction. It is concluded that the restriction of human rights to freedom ofmovement is a consequence of the protection of the highest human value "the right to protect human health".Based on the study of legal acts of constituent entities of the Russian Federation with different names, such as"the emergency", "On the restriction of the right to freedom of movement and the introduction of high alert"and so on, taken to prevent the spread of coronavirus infection (2019-nCoV), the author points out the shortcomings of the highest officials of subjects of the Russian Federation in the preparation and adoption of legalacts, which restricted the right of citizens to freedom of movement on the territory of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ В ПЕРИОД РАСПРОСТРАНЕНИЯ COVID-19»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2021. - Т. 7 (73). № 1. - С. 211-217.

УДК 342.76

Б01:10.372 79/2413-1733-2021-7-1-211-217

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ В ПЕРИОД РАСПРОСТРАНЕНИЯ COVID-19

Казанцева Е. В.

Крымский Филиал Краснодарского университета МВД

В статье анализируется нормы международного и национального законодательства, регулирующие порядок ограничения права человека (гражданина Российской Федерации и иностранного гражданина) на свободу передвижения и основания такого ограничения. Делаются выводы о том, что ограничение прав человека на свободу передвижения является следствием защиты высшей ценности человека «права на охрану здоровья человека». На основании изученных правовых актов субъектов Российской Федерации имеющих разные названия, такие например как «О введении чрезвычайного положения», «Об ограничении права на свободу передвижения», «О введении режима повышенной готовности» и так далее, принятых с целью недопущения распространения коронавирусная инфекция (2019-пСоУ), автор указывает на недостатки, допущенные высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации при подготовке и утверждении правовых актов, которыми ограничивается право граждан на свободу передвижения по территории субъекта Российской Федерации.

Ключевые слова: ограничение, право на свободу передвижения, коронавирусной инфекции, СОУ1Б19, права на охрану здоровья граждан

Общеизвестно, что вспышка коронавирусной инфекции, получившая название «коронавирусная инфекция (2019-пСоУ)» или «СОУГО-19», началась в китайском городке Ухань в декабре 2019, и продолжила свое шествие по всей планете.

11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения объявила СОУГО-19 - пандемией, после чего Россия, как и большинство стран, приняла решение о временном закрытии своих внешних границ, и введении временного ограничения такого права человека как: «права на свободу передвижения».

Первыми мерами по защите здоровья населения и, соответственно, безопасности государства, а также по ограничению права граждан на свободу передвижения принимаются Правительством Российской Федерации, которое 31.01.2020 г. дополняет перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих новым видом заболевания: «коронавирусная инфекция (2019-пСоУ)» [6]. А 16 марта 2020 г. вводит временное (с 18 марта по 1 мая 2020 г.), ограничение на въезд в страну для иностранных граждан. В марте 2020 года, на основании решений высших должностных лиц субъектов РФ, введено временное ограничение на передвижение граждан и транспортных средств по территории субъектов РФ. Несмотря на то, что с мая введенные ограничительные меры, как в России, так и в мире, стали постепенно сниматься, осеней всплеск заболевания СОУГО-19 потребовал от должностных лиц государств повторного введения ограничений права на свободу передвижения.

Повторные введение ограничений в свободе передвижения граждан, введение карантина и штрафных санкций за нарушение требований, в некоторых государства, в том числе и в России, привело к тому, что граждане, привыкшие свободно передвигаться не только в пределах своей страны, стали воспринимать такие ограниче-

211

ние как нарушение их права на свободу передвижения, закрепленного и в международном законодательстве, и в национальном.

Любые ограничения прав и свобод человека (в том числе законные) воспринимаются, обществом и(или) отдельным человеком «в штыки», и это несмотря на то, что они [ограничения] направлены на защиту их жизни и(или) здоровья и(или) собственности. Вопросы правового регулирования ограничения прав и свобод граждан были, есть и будут актуальны в каждом обществе. Анализирую труды ученых, мнения юристов, политиков и представителей государственной власти, можем отметить две позиции касательно введенных ограничений: одни считают введённые ограничения законными, другие - незаконными, то есть противоречащими законодательству, и прежде всего Основному закону России.

Для того чтобы присоединиться к той или иной позиции необходимо проанализировать международное и национальное законодательство, регулирующее право на свободу передвижения и его ограничение, в период распространения СОУГО-19.

Прежде всего проанализируем международное законодательство, которое регулирует права человека. И так, право человека свободно передвигаться в пределах каждого государства, закреплено в основных международных актах, а вот вопросы ограничения прав и свобод человека, изложены в них по-разному.

Во Всеобщей декларации прав человека, ограничения распространяются на все закрепленные ею права и свободы человека. При этом они [ограничения] устанавливаются на основании закона и исключительно (выделение автора) с целью общего благосостояния в обществе (ч. 3 ст. 29) [1]. Допускает ограничение прав и свобод человека и Международный пакт о гражданских и политических правах, но не всех перечисленные в нем прав и свобод, а только некоторые из них. К примеру, допускается ограничение права на свободу передвижения человека, но только на основании закона и только если это ограничение необходимо (выделения автора), к примеру, для охраны здоровья населения (ч. 3 ст. 12) [2].

В российском законодательстве право на свободу передвижения человека закреплено в Конституции РФ (ст. 27). Что касается ограничений, то они распространяются на все закрепленные основным законом права и свободы, и возможны только: во-первых, на основании федерального закона, а во-вторых, только в целях защиты, к примеру, здоровья лиц, обеспечения безопасности государства и так далее (ч.3 ст. 55) [3].

Следовательно, и международное и национальное законодательство допускает ограничение прав и свобод человека, но только на основании закона и с целью защити более высшего и ценного блага человечества чем то, которое ограничивается.

Конституционная ценность «право на свободу передвижения» граждан России и иностранных граждан, реализована в отраслевом законодательстве, среди которых основными, являются: Закон № 5242-1 от 25.06.1993 [5], ФЗ № 115 от 25.07.2020 [14], Постановление Правительства РФ № 754 от 11.10.2020 [8]. Несмотря на это, отдельные вопросы правового регулирования права на свободу передвижения остаются не разрешенными, к примеру, вопросы регистрации места пребывания или места жительства лиц на территории России или ее субъектах [4].

Вопросы ограничения права на свободу передвижения в России нашли свое отображение в указанных основных нормативно-правовых актах. Так ст. 8 Закона от 25.06.1993 № 5242-1, закрепляет исчерпывающий перечень оснований ограничения

анализируемого права, среди которых, с учетом тематики нашего исследования, содержится указание на ограничения по передвижению на отдельных (выделение автора) территориях страны, где введены особые условия проживания населения, в случае опасности распространения инфекционных заболеваний (абз.5). Право на свободу передвижения по территории России или по территории ее субъекта, иностранных граждан, закреплено в ст. 11 ФЗ № 115 от 25.07.2020 г. Вопросы ограничения указанного права, регулируются Постановлением Правительства РФ № 754 от 11.10.2020 г., которым закреплен перечень территорий России, для въезда на которые требуется специальное разрешение, в том числе указано и территорию на которой введены особые условия и режим пребывания в случае опасности распространения инфекционных заболеваний (п. 4).

Таким образом, одним из оснований ограничения права на свободу передвижения человека, как в международном законодательстве, так и в национальном, является опасность распространения инфекционных заболеваний на всей территории государства или отдельных ее частях, а также введение особых условий пребывания. А указание законодателя в нормативно-правовых актах на «отдельные территории» или «территории», в совокупности с полномочиями, закрепленными в ст. 72 Конституции РФ, на наш взгляд, позволяет сделать вывод о предоставлении законодателем России, права субъектам РФ принимать решения по введению ограничения права на свободу передвижения граждан по территории субъекта РФ, с целью предотвращения (профилактики) распространения СОУГО-19.

Следует отметить, что деятельность по предотвращению распространения инфекционного заболевания является составной частью деятельности государства по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения страны и, соответственно, условием реализации такой конституционной ценности как «право на охрану здоровья граждан», которая закреплена в ФЗ № 52 от 30.03.1999 [16]. В указанном законе названо и раскрыто ряд понятий, которые применяются в регулировании правоотношений в сфере охраны здоровья граждан, среди которых такие как: 1) «инфекционные заболевания» и «инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих», которым присущи такие признаки как: распространение или быстрое распространение инфекции; высокий уровень смертности и(или) инвалидности; 2) «карантин или ограничительные мероприятия» - меры (административные, медико-санитарные и так далее), которые направлены на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Проанализировав законодательство, предметом которого является правовое регулирование порядка осуществления ограничительных мероприятий (карантина) на территории России или ее субъектов, следует отметить следующее:

во-первых, ограничительные мероприятия (карантин) вводятся с целью предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, а их введение должно характеризоваться своевременностью (считаем, что это означит его введения на первых этапах возникновения инфекционного заболевания) и в полном объеме (иными словами охватывать все направления деятельности субъекта РФ, с учетом степени и быстроты распространения инфекционного заболевания).

213

во-вторых, полномочиями по введению и(или) отмене карантина наделены: а) правительство РФ, при введении карантина на территории всего государства; б) органы исполнительной власти субъекта РФ (органы местного самоуправления) на территории субъекта Российской Федерации.

В-третьих, единственным основанием для принятия решения о введении или отмене карантина, (определенным законом) является предписание главных государственных санитарных врачей или их заместителей (ст. 31 ФЗ № 52 от 30.03.1999).

Отметим, что первые рекомендации, связанные с возникновением и распространением коронавирусной инфекции, Главный государственный санитарный врач РФ изложил в постановлении от 2 марта 2020 г. № 5, которым рекомендует высшим должностным лицам субъектов РФ: 1) обеспечить организацию и проведения мероприятий по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (п. 1.1 Постановления); 2) вводить ограничительные мероприятия, с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в субъекте (п. 1.2. Постановления) [16].

Несмотря на то, что коронавирусная инфекция в начале 2020 г. характеризовалась быстрой распространения, в том числе большой смертностью, как во всем мире, так и в России, высшие должностные лица субъектов РФ ввели ограничительные мероприятия только во исполнение Указа Президента РФ от 02.04.2020 № 239 (с учетом рекомендаций Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2020 года). Указом, высшим должностным лицам субъектов РФ, исходя из особенностей распространения коронавирусной инфекции на территории субъекта, предписывалось: «... обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки, в частности установить особый порядок передвижения на территории данного субъекта, лиц и транспортных средств.» (пп. «В» п. 2 Указа), но только в период с 4 по 30 апреля 2020 года (п. 3 Указа) [11]. Указам Президента РФ от 28.04.2020 № 294, ограничительные мероприятия были продлены с 01 по 11 мая 2020 г. [12]. Указом Президента РФ от 11.06.2020 № 316, с целью дальнейшего обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах РФ в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), дано указание: в случае необходимости, продлить действие ограничительных мероприятий, в том числе, особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств [13].

Изучив первые правовые акты (указы, постановления, решения) высших должностных лиц субъектов РФ, принятые в мае 2020 г., как и все последующие, отметим, что они имеют разные названия, к примеру: «О введении режима повышенной готовности» или «О мерах по противодействию распространению в . новой коро-навирусной инфекции (COVID-19)» или «О введении на территории ... области режима повышенной готовности для органов управления и сил ... областной подсистемы РСЧС и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-n^V) на территории ... области» или «О введении режима повышенной готовности» или «Об ограничении права на свободу передвижения» и так далее [10], можем отметить, что принимались они во исполнение ФЗ № 68 от 21.12.1994 и характеризовались введением на территории своего субъекта режима повышенной готовности, а также ограничительных мероприятий, в том числе связанных с передвижением граждан и

транспортных средств. И это несмотря на то, что основой указанных нами выше указов Президента РФ и постановлений Главного государственного санитарного врача РФ является санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

Проанализировав ФЗ № 68 от 21.12.1994 с учетом тематики нашего исследования, можем отметить следующее:

Во-первых, анализируемый закон регулирует правоотношения, которые возникаю в процессе деятельности (выделение автора) государственных органов указанный в сфере защиты территории страны или ее части и населения от чрезвычайных ситуаций.

Во-вторых, чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате различных явлений, в том числе распространение заболевания.

В-третьих, определение основных направлений в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций, а также введение чрезвычайного положения является исключительно полномочием Президента РФ (ст. 80 Конституции РФ, пп «а» ст. 8).

В-четвертых, принимать решение о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (выделение автора) имеют право: 1) правительство РФ - на всей территории России или на любой ее части (п. а1 ст. 10); 2) органы местного самоуправления, но только для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (пп. «и» ч. 2 ст. 11).

В-пятых, органы государственной власти субъектов РФ имеют право устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (ч. 1 ст. 11) [14].

Таким образом, в соответствии с нормами закона вводить режим повышенной готовности имеет право только Правительство РФ.

Подводя итог исследованию следует отметить, что:

1) СОУГО-19 - В России признано заболеванием, которое представляет опасность для окружающих, потому ограничение права на свободу передвижения является результатом защиты и реализации другой конституционной ценности - права на охрану здоровья граждан.

2) Анализ юридической литературы указывает на однозначность интерпретации ч. 3 ст. 55 Основного закона, как возможность (предоставление полномочий) введения ограничения конституционного права, непосредственно «права на свободу передвижения», только в форме федерального закона, к которым следует отнести: Закон № 5242-1, ФЗ № 52 от 30.03.1999, ФЗ № 115 от 25.07.2020.

3) Губернаторы, правительство субъектов РФ, в соответствии с нормами действующего законодательства имеют право вводить ограничительные мероприятия, направленные на предотвращение распространение короновиросной инфекции, но только по предписанию Главного государственного санитарного врача РФ, и руководствуясь статями 5-8 ФЗ № 52 от 30.03.1999, а не ФЗ № 68 от 21.12.1994.

4) Нормы законодательства субъектов РФ не содержат в себе ограничения конституционного права на свободу передвижения, а только лишь уточняют и конкретизируют действия норм федеральных законов, в которых закреплено ограничение конституционных прав человека.

215

5) Спорность законности введения ограничительных мероприятий на территориях субъектов РФ должностными государственными лицами органов исполнительной власти субъектов РФ является следствием множественности использования понятий и неточность употребляемых терминов.

Список литературы

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

2. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru

4. Казанцева Е.В. Реализация права на свободу передвижения. Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Юридические науки. 2019. № 4. С.350-357.

5. Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 (ред. от 08.12.2020) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2020 г. № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» // (Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru

7. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 (ред. от 31.01.2020) «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» // (Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru

8. Постановлении Правительства РФ от 11.10.2020 № 754 «Об утверждении перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение» // (Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru

9. Распоряжение Правительства РФ от 16.03.2020 № 635-р (ред. от 04.12.2020) «О временном ограничении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства и временном приостановлении оформления и выдачи виз и приглашений» // (Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru

10. Справочная информация: «Коронавирус (COVID-19). Введение режима повышенной готовности в субъектах Российской Федерации. Признание форс-мажором» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

11. Указ Президента Российской Федерации от 02.04.2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» // (Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru

12. Указ Президента Российской Федерации от 28.04.2020 г. № 294 // (Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru

13. Указ Президента РФ от 11.06.2020 № 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) // (Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru

14. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // (Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru

15. Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ред. от 15.10.2020) // (Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru

16. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // (Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru

Kazantseva E. V. Legal regulation of restrictions on freedom of movement during the spread of covid-19 // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. - 2021. - Т. 7 (73). № 1. - Р. 211-217.

Ka3aH^ea E. B.

THe article analyzes the norms of international and national legislation regulating the procedure for restricting the right of a person (a citizen of the Russian Federation and a foreign citizen) to freedom of movement and the grounds for such restriction. It is concluded that the restriction of human rights to freedom of movement is a consequence of the protection of the highest human value "the right to protect human health". Based on the study of legal acts of constituent entities of the Russian Federation with different names, such as "the emergency", "On the restriction of the right to freedom of movement and the introduction of high alert" and so on, taken to prevent the spread of coronavirus infection (2019-nCoV), the author points out the shortcomings of the highest officials of subjects of the Russian Federation in the preparation and adoption of legal acts, which restricted the right of citizens to freedom of movement on the territory of the Russian Federation.

Keywords: restriction, the right to freedom of movement, coronavirus infection, COVID19, the right to protect the health of citizens.

Spisok literatury

1. Vseobshchaya deklaraciya prav cheloveka (prinyata General'noj Assambleej OON 10.12.1948) // Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus»

2. Mezhdunarodnyj pakt o grazhdanskih i politicheskih pravah (Prinyat 16.12.1966 Rezolyuciej 2200 (XXI) na 1496-om plenarnom zasedanii General'noj Assamblei OON) // Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus»

3. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. - Rezhim dostupa: http://www.pravo.gov.ru

4. Kazanceva E.V. Realizaciya prava na svobodu peredvizheniya. Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta im. V.I. Vernadskogo. Yuridicheskie nauki. 2019. № 4. S.350-357.

5. Zakon RF ot 25.06.1993 № 5242-1 (red. ot 08.12.2020) «O prave grazhdan Rossijskoj Federacii na svobodu peredvizheniya, vybor mesta prebyvaniya i zhitel'stva v predelah Rossijskoj Federacii» // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. - Rezhim dostupa: http://www.pravo.gov.ru

6. Postanovlenie Glavnogo gosudarstvennogo sanitarnogo vracha RF ot 02.03.2020 g. № 5 «O dopolnitel'nyh merah po snizheniyu riskov zavoza i rasprostraneniya novoj koronavirusnoj infekcii (2019-nCoV)» // (Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. - Rezhim dostupa: http://www.pravo.gov.ru

7. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 01.12.2004 № 715 (red. ot 31.01.2020) «Ob utverzhdenii perechnya social'no znachimyh zabolevanij i perechnya zabolevanij, predstavlyayushchih opasnost' dlya okruzhayushchih» // (Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. - Rezhim dostupa: http://www.pravo.gov.ru

8. Postanovlenii Pravitel'stva RF ot 11.10.2020 № 754 «Ob utverzhdenii perechnya territory, organizacij i ob"ektov, dlya v"ezda na kotorye inostrannym grazhdanam trebuetsya special'noe razreshenie» // (Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. - Rezhim dostupa: http://www.pravo.gov.ru

9. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 16.03.2020 № 635-r (red. ot 04.12.2020) «O vremennom ogranichenii v"ezda v Rossijskuyu Federaciyu inostrannyh grazhdan i lic bez grazhdanstva i vremennom priostanovlenii oformleniya i vydachi viz i priglashenij» // (Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. - Rezhim dostupa: http://www.pravo.gov.ru

10. Spravochnaya informaciya: «Koronavirus (COVID-19). Vvedenie rezhima povyshennoj gotovnosti v sub"ektah Rossijskoj Federacii. Priznanie fors-mazhorom» // Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus»

11. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 02.04.2020 g. № 239 «O merah po obespecheniyu sanitarno-epidemiologicheskogo blagopoluchiya naseleniya na territorii Rossijskoj Federacii v svyazi s rasprostraneniem novoj koronavirusnoj infekcii (COVID-19)» // (Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. - Rezhim dostupa: http://www.pravo.gov.ru

12. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 28.04.2020 g. № 294 // (Oficial'nyj internet-portal pravovoj in-formacii. - Rezhim dostupa: http://www.pravo.gov.ru

13. Ukaz Prezidenta RF ot 11.06.2020 № 316 \"Ob opredelenii poryadka prodleniya dejstviya mer po obespecheniyu sanitarno-epidemiologicheskogo blagopoluchiya naseleniya v sub"ektah Rossijskoj Federacii v svyazi s rasprostraneniem novoj koronavirusnoj infekcii (COVID-19) // (Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. - Rezhim dostupa: http://www.pravo.gov.ru

14. Federal'nyj zakon ot 21.12.1994 № 68-FZ (red. ot 08.12.2020) «O zashchite naseleniya i territory ot chrezvychajnyh situacij prirodnogo i tekhnogennogo haraktera» // (Oficial'nyj internet-portal pravovoj infor-macii. - Rezhim dostupa: http://www.pravo.gov.ru

15. Federal'nogo zakona ot 25.07.2002 № 115-FZ «O pravovom polozhenii inostrannyh grazhdan v Rossijskoj Federacii» (red. ot 15.10.2020) // (Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. - Rezhim dostupa: http://www.pravo.gov.ru

16. Federal'nyj zakon ot 30.03.1999 № 52-FZ (red. ot 13.07.2020) «O sanitarno-epidemiologicheskom blagopoluchii naseleniya» // (Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. - Rezhim dostupa: http://www.pravo.gov.ru.

217

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.