Во всех странах мира правительства стремятся уйти от все возрастающего бремени прямого финансирования растущей системы высшего образования. Так, в США даже для государственных вузов объем финансирования правительством не превышает 30% от общих бюджетов университетов. В этих условиях учебные заведения вынуждены превращаться, по сути, в предпринимательские структуры, самостоятельно изыскивающие средства для существования и развития.
Мелихов В.Ю.
канд. экон. наук, докторант,
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова melixov@mail.ru
в одной команде
предпринимательский университет:
интеграция науки и бизнеса
В 1998 г. Бертон Р.Кларк первым предпринял попытку системного научного осмысления этого феномена и ввел в научный оборот сам термин «Еп1егргепеипа1 ип^егэ^» (предпринимательский или антерпренерский университет) (5). Что же представляет собой подобный университет? Наиболее универсальным и емким нам представляется определение предпринимательского университета как источника предпринимательской активности (4). В свою
очередь возникает вопрос, а что же понимается под предпринимательской деятельностью применительно к высшей школе? В статье «Предпринимательский университет: стратегия институционального развития» П.Шульце указывает два пути реализации предпринимательской функции университета (6).
Первое направление связано с подготовкой будущих предпринимателей, людей готовых основать и нести ответственность за собственный бизнес.
Второе направление - предпринимательская деятельность самого университета. Создание бизнес-инкубаторов, технопарков, дочерних фирм и т.п. Университет должен вовлекать студентов и выпускников в предпринимательство, оказывая
Ключевые слова:
предпринимательский университет, технопарк, бизнес-инкубаторы
реативная экономика, 2009, №4
им не только информационно-консультационную, но и ресурсную помощь.
0 значимости подобного направления деятельности красноречиво говорят следующие цифры. При Оскфордском университете, в частности, действует порядка 300 фирм с общим годовым оборотом 4 млрд долл., из которых университет получает около
1 млрд [4; С. 19].
В Гарвардском университете ресурсный капитал (endowment), капитал университета, используемый для его предпринимательской деятельности, составляет 18 млрд долл., в Университете Джорджа Вашингтона - около 500 млн., а в 280 университетах и колледжах он составляет более 100 млн долл. [2; С. 61]. При этом речь идет не просто о предпринимательстве и создании новых предприятий. Опираясь на свои конкурентные преимущества, университеты создают в первую очередь наукоемкие, инновационные производства. Предпринимательская деятельность университетов направлена не только на получение финансового результата, но и несет важнейшую социально-экономическую составляющую - разработку и внедрение инноваций.
Институциональной основой этой деятельности являются университетские бизнес-инкубаторы и технопарки.
Наибольшее распространение бизнес-инкубаторы получили в США. Там они входят в состав большинства научно-технологических парков. Всего же на
сегодняшний день в США действует более 160 бизнес-инкубаторов.
Первая ассоциация бизнес-инкубаторов была создана, как уже отмечалось, в США в 1985 г На сегодняшний день она остается крупнейшей и насчитывает около 800 членов из разных стран мира. Подобные ассоциации давно действуют практически во всех странах Западной Европы. Актуальны эти принципы и для нашей страны. Более того, именно в этом направлении у России имеется огромное и перспективное поле для расширения инновационной деятельности. С началом рыночной трансформации начались попытки внедрения новых организационных форм инновационной деятельности. В частности, в 1993 г. Государственный комитет по высшему образованию принял Программу поддержки малого предпринимательства и новых экономических структур в науке и научном обслуживании для высшей школы. К 1997 г. в рамках этой программы
при Оскфордском
университете действует порядка 300 фирм с общим годовым оборотом 4 млрд долл., из которых университет получает около 1 млрд инновации и обучение
43
было создано 12 новых крупных инновационных центров, реализовано свыше тысячи конкретных научно-технических проектов, в которых участвовали более 100 вузов и 300 малых предприятий, 50 технопарков [3; С. 72]. В настоящее время в России, по данным Ассоциации «Технопарк», действует уже более 60 инновационных технических центров и технопарков, в которых функционирует более 600 фирм.
В последнее время потребность в теоретико-прикладных разработках и инструментах их внедрения ощущается особенно остро в связи с осознанием практиками возможностей приобретения конкурентных преимуществ российской экономикой, ее перевода на инновационный путь развития. Перспективным направлением интеграции образования, науки и практики в едином экономическом пространстве является развитие технопарков (научных парков), ориентированных на взаимный трансфер технологий
опираясь на свои конкурентные преимущества, университеты создают в первую очередь наукоемкие, инновационные производства
в целостной цепочке: образование - наука(исследования) -практика.
Таким образом, бизнес-инкубаторы и технопарки для современной вузовской системы подготовки кадров являются стратегическими факторами успеха [1]. Для развития указанных организационных форм поддержки трансфера технологий, позволяющих осуществить их эффективную коммерциализацию, повышение конкурентоспособности университетов и лидерство в развитии высшего профессионального образования, на наш взгляд, необходимо:
1. законодательно определить и закрепить понятия «инновация» и «инновационный бизнес»;
2. внести изменения в налогообложение учреждений высшего профессионального образования и предприятий малого инновационного бизнеса. Эти меры (снижение налога на прибыль, ввозных таможенных пошлин на высокотехнологичное оборудование для инновационных исследований и производств) должны повысить привлекательность инновационного бизнеса для университетов и создаваемых ими малых предприятий;
3. внедрить программу подготовки управленческих кадров для инновационного бизнеса и бизнес-инкубаторов;
4. составить и ввести новые венчурные программы финансирования инновационного бизнеса;
5. разработать и внедрить механизм компенсации части ставки по кредитам коммерческих банков для создаваемых универси-
еативная экономика, 2009, № 4
тетами инновационных предприятий.
Реализация предложенных мер позволит сделать серьезный шаг по развитию отечественного рынка наукоемкой продукции и ресурсного обеспечения высшей школы, внесет вклад в модернизацию всей российской экономики. Формирование цивилизованного рынка предполагает создание его адекватной социальной базы - опору на цивилизованных производителей: приоритетную поддержку соответствующих видов деятельности и профессий; развитие тех секторов рынка, которые приносят обществу пользу, а не истощают его не возобновляемые сырьевые ресурсы. Поэтому развитие предпринимательской деятельности университетов необходимо не только для адаптации науки к рынку, но и для придания отечественному рынку цивилизованного вида.
Литература
1. Грюниг Р., Хекнер Ф., Цойс А. Методы идентификации стратегических факторов успеха // Проблемы теории и практики управления. - 1996. - № 6. - С. 84-89.
2. Дмитриев Г.Д. Анатомия американского университета. - М. : Народное образование, 2005. -223 с.
бизнес-инкубаторы
и технопарки для современной вузовской системы подготовки кадров являются стратегическими факторами успеха
3. Коваленко А.И. Образовательное антрепренерство. - М. : ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2004. -166 с.
4. Предпринимательские университеты в инновационной экономике / Под общей редакцией профессора Ю.Б. Рубина. - М. : ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2005. - 402 с.
5. Clark, Burton R. Creating Enter-preneurial Universities: Organizational Pathways of Transormation. London and New York: International Association of Universities Press and Pergamon-Elsevier Science, 1998;
6. Schulte P. The entrepreneurial university: a strategy for institutional development // Higher education in Europe. V.29. - P. 187-193.
инновации и обучение
45