Научная статья на тему 'Источники финансирования инновационных компаний на ранних стадиях развития'

Источники финансирования инновационных компаний на ранних стадиях развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1947
343
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ВЕНЧУР / ВЕНЧУРНЫЕ ФОНДЫ / БИЗНЕС-АНГЕЛЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косов М.Е., Сигарев А.В.

В статье отмечается, что двигателем инновационного развития принято считать малый бизнес, так как именно на долю малых компаний приходится значительная часть инноваций. Практика показывает, что основным препятствием развития малых инновационных предприятий, в особенности с «прорывными» технологиями, является недостаточность финансовых средств. В данной статье рассматриваются основные источники финансирования инновационных компаний на ранних стадиях развития, такие как собственные средства участников проекта, государственные программы, бизнес-инкубаторы, технопарки, венчурные фонды, бизнес-ангелы. Особое внимание уделено изучению конкурсов, которые предоставляют инноваторам возможность привлечь денежные средства в компанию уже на «посевной» стадии развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Косов М.Е., Сигарев А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Источники финансирования инновационных компаний на ранних стадиях развития»

источники финансирования инновационных компаний на ранних стадиях развития

М. Е. КОСОВ, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой налогового процесса и контроля

E-mail: kosovme@mail.ru Российский государственный торгово-экономический университет

А. В. СИГАРЕВ, студент кафедры политической экономии E-mail: alexsigarev@yandex.ru Московский государственный университет

им. М. В. Ломоносова

В статье отмечается, что двигателем инновационного развития принято считать малый бизнес, так как именно на долю малых компаний приходится значительная часть инноваций. Практика показывает, что основным препятствием развития малых инновационных предприятий, в особенности с «прорывными» технологиями, является недостаточность финансовых средств. В данной статье рассматриваются основные источники финансирования инновационных компаний на ранних стадиях развития, такие как собственные средства участников проекта, государственные программы, бизнес-инкубаторы, технопарки, венчурные фонды, бизнес-ангелы. Особое внимание уделено изучению конкурсов, которые предоставляют инноваторам возможность привлечь денежные средства в компанию уже на «посевной» стадии развития.

Ключевые слова: инновации, инновационные проекты, финансирование, венчур, венчурные фонды, бизнес-ангелы.

Предпринимательская деятельность играет огромную роль в инновационном процессе. Тенденции мирового развития диктуют свои условия, в которых инновационное предпринимательство непрерывно развивается и занимает новые ниши. Двигателем инновационного развития принято считать малый бизнес, так как именно на долю малых компаний приходится значительная часть инноваций. Они представляют собой плодородную почву для развития инновационного процесса, так как обладают большой мобильностью и гибкостью.

Практика показывает, что основным препятствием для развития малых инновационных предприятий, в особенности с «прорывными» технологиями и неструктурированными рынками, является недостаточность финансовых средств, которые они могут привлечь из-за слишком высоких рисков в сфере их деятельности. Тем не менее можно утверждать, что в России уже появились как государственные инструменты поддержки малого инновационного бизнеса, так и частный сектор, готовый инвестировать в рискованные проекты. Таким образом, инноваторы могут получить разнообразную поддержку из обоих источников, однако часто они просто не владеют информацией.

Стартующая инновационная компания сталкивается с серьезной проблемой поиска оптимального источника финансирования. С одной стороны, необходимо привлечь такой объем денежных средств, которого хватит на покрытие капитальных расходов, приобретение оборотных средств для первых периодов деятельности, а также для поддержания нормального функционирования предприятия. Если средств будет недостаточно, то придется проводить дополнительные раунды финансирования и еще больше размывать доли собственников компании. Однако это необходимо, так как в противном случае фирма вообще не сможет функционировать, а тем более генерировать положительные денежные потоки. С другой стороны, необходимо понимать, что условно бесплатных денежных источников практически нет и, чем

больший объем финансирования будет привлечен, тем большую часть своей компании придется отдать инвестору. Соответственно, необходимым является поиск такого оптимального источника, который будет наименее дорогостоящим для компании, но при этом достаточно объемным для успешного старта.

Инновационные компании, внедряя на рынок новые технологичные продукты, действуют в обстановке высокой неопределенности, сложности и быстрых изменений. Кроме того, как правило, эти фирмы обладают преимущественно нематериальными активами и не могут предоставить адекватного залога. Все это делает их малопривлекательными для банков в плане предоставления им инвестиций. А именно на ранних стадиях развития для этих фирм особенно важен мощный финансовый толчок для получения конкурентного преимущества и, возможно, лидерства на рынке.

Возможные основные источники финансирования инновационных компаний на ранних стадиях развития представлены на рисунке.

Первоочередным источником финансирования, направленного, как правило, на проверку идеи или создание прототипа, являются личные сбережения, а также сбережения друзей и родственников, часто называемые 3F (family, friends, fools). Хотя такой источник не может принести очень большого объема средств, его может вполне

хватить для того, чтобы понять, получается ли создать то, что задумано, создать прототип, опытно-конструкторскую модель, т. е. достичь той стадии, когда проект начнет отвечать критериям отбора, предъявляемым внешними инвесторами.

В случае если предприниматель решил привлечь для осуществления проекта не только собственные средства, но и средства друзей и родственников, он должен быть готов к тому, что могут возникнуть неприятные ситуации, когда у друзей и родственников возникнет ощущение права вмешиваться и давать советы по ведению бизнеса. Международные эксперты в области прямого и венчурного инвестирования также считают, что родственники, инвестирующие в проект, на самом деле не являются настоящими инвесторами. Они отмечает большое количество случаев, когда родственники считают свой взнос кредитом, если дела компании идут неважно, и рассматривают его как долю, если бизнес процветает. Поэтому эксперты советуют обязательно оформлять такую сделку по всем правилам [1].

Следующим возможным источником получения денежных средств выступают государственные и другие некоммерческие «посевные» фонды, ориентированные на поддержку начинающего инновационного бизнеса. Более того, можно утверждать, что это наиболее вероятный источник первичного рискового капитала (после личных сбережений).

Схема источников финансирования инновационных компаний на ранних стадиях развития

Иногда средства выделяются не из единого источника, а по линии различных учреждений и ведомств в рамках целевых программ. Помощь направляется на продвижение проектов от стадии фундаментальных исследований к НИОКР. Средства из некоммерческих «посевных» фондов предоставляются посредством грантов, льготных беззалоговых кредитов, компенсаций процентных ставок, а также инвестиций, аналогичных венчурным.

Гранты являются очень хорошим финансовым ресурсом для начинающей инновационной компании, так как условно являются бесплатными, не предполагают выплаты процентов и не требуют взамен доли компании или части ее акций. Однако данный источник является довольно труднодоступным (в силу ограниченного предложения и большого спроса). Зачастую размер грантов недостаточен для развития фирмы и компании. В этом случае компании необходимо сосредоточиться на поиске других возможностей, так как рано или поздно это сделать придется, а время может быть потеряно зря. Кроме того, получение гранта предполагает, что компания будет тратить деньги только на заранее определенные цели и должна будет отчитаться об этих затратах.

В настоящее время молодая российская инновационная компания может рассчитывать на получение средств в рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007—2012 гг.», которая осуществляется Федеральным агентством по науке и инновациям и Федеральным агентством по образованию. В рамках данной программы существует несколько блоков. К примеру, в блоке «Коммерциализация технологий» общий объем финансирования проекта за счет средств федерального бюджета может достигнуть 1 — 2 млрд руб., при этом объем внебюджетного софинансирования проектов должен составлять не менее 60 % от общего объема финансирования проекта. Продолжительность реализации проекта составляет не более 4 лет [6].

Если инновационная компания ведет разработки в области нанотехнологий, она может получить финансирование в Российской корпорации нанотехнологий (РОСНАНО). Следует отметить, что финансирование производится на возмездной основе. Задача корпорации — выступить в качестве соинвестора проектов, взяв на себя часть рисков (в том числе финансовых), чтобы сделать их привлекательными для инвестиций частного капитала, так как подобные проекты ограничены в привлечении частного капитала из-за длительных сроков реали-

зации. Объем предоставляемого финансирования определяется индивидуально (на основе оценки проекта). Этот объем должен быть достаточен для привлечения частных инвесторов в проект, но не может превышать контрольного пакета—50 % уставного капитала проектной компании. В целях развития инвестиционных проектов также осуществляется финансирование вспомогательных направлений, таких как НИОКР, создание объектов инфраструктуры, подготовка и переподготовка кадров, а также административная и экспертная поддержка.

Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника) является организацией федерального уровня, которая финансирует малые инновационные предприятия на «посевной» стадии. Фонд был образован в 1994 г. как государственная некоммерческая организация и в него направляются 1,5 % средств федерального бюджета. В 2008 г. эта сумма составила 1 567 500 тыс. руб. [8].

Деятельность фонда базируется на следующих принципах:

1) фонд поддерживает малые инновационные компании, обладающие правами на интеллектуальную собственность (на основе открытого конкурса);

2) проект не финансируется полностью за счет Фонда Бортника (принцип софинансирования).

Основные объекты поддержки Фонда Бортника — малые инновационные предприятия. На «посевную» стадию в первую очередь ориентирована программа «СТАРТ». Ее цель — содействие предпринимателям в образовании наукоемких компаний.

Программа рассчитана на три года. В первый год от предприятия не требуется собственных вложений в проект — фонд предоставляет финансирование в размере до 1 млн руб., из которых на проведение НИОКР предоставляется до 750 тыс. руб., что может позволить предприятию выйти на рынок или самостоятельно, или с помощью привлечения внебюджетных инвестиций. Со второго года проект финансируется в двух случаях: фонд или софинан-сирует проект вместе с внебюджетным инвестором, или совместно с предприятием финансирует его инновационную деятельность. Объемы вложений со стороны фонда за второй и третий год участия в программе составляют до 5 млн руб. [2].

Программа «Умник» — это вторая программа Фонда Бортника в нише «посевного» финансирования. В ходе программы каждый год объявляется молодежный научно-инновационный конкурс, и тысяча его участников, победивших на этом конкур-

се, получают на два года государственную поддержку для работы над своими инновационными идеями в размере 200 тыс. руб. в год. Хотя за такие деньги бизнеса не «раскрутишь», они позволяют молодому человеку с идеей не отвлекаться от работы над ней из-за необходимости приработков на стороне для обеспечения своих жизненных потребностей.

По принципам известного предпринимательского конкурса MIT $ 100К Массачусетского технологического института проводится конкурс «Бизнес инновационных технологий» (БИТ). Отличительные особенности конкурса — бесплатное обучение участников необходимым навыкам для создания успешного бизнеса и мероприятия, позволяющие предпринимателям находить полезных членов команды. Цель конкурса — инициировать создание новых технологических компаний и способствовать развитию культуры предпринимательства в российском секторе (high tech). Призовой фонд конкурса БИТ составляет 30 000 долл. США: из них 20 тыс. долл. присуждаются за первое место и по 5 тыс. долл. — за второе и третье. Деньгами выдается 70 % призового фонда, остальное — услугами, необходимыми для организации и развития нового бизнеса. Услуги предоставляются спонсорами и партнерами конкурса [4].

В рамках программы «Формула успеха» Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова и Оксфордский университет (Великобритания) при поддержке Британского совета проводят конкурсы инновационных идей среди студентов, аспирантов и молодых ученых и организуют для них цикл лекций, семинаров и практических занятий по основам инновационного предпринимательства и бизнес-планирования. Призовой фонд программы «Формула успеха» включает в себя возможность получения финансовой поддержки по программе «СТАРТ» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере; возможность стажировки в компаниях, поддерживающих программу; возможность получения инвестиций от венчурных фондов; возможность получения денежных призов от спонсоров программы. В структуру призового фонда включен также набор услуг, необходимых для организации и развития нового бизнеса (юридические, образовательные, информационно-технологические услуги, услуги по продвижению на рынок, помощь в поиске инвестора).

Таким образом, в настоящее время в России существуют и продолжают возникать различные программы привлечения инвестиций для иннова-

ционных компаний. Участие в конкурсах особенно полезно для молодой инновационной компании, потому что кроме денег, участие в конкурсах может принести предпринимателю дополнительный ряд преимуществ. Во-первых, в качестве жюри часто выступают бизнес-ангелы и другие профессионалы венчурного рынка, что дает возможность проекту «засветиться» перед инвесторами. Во-вторых, можно использовать связи администрации, которые помогут в поиске источников финансирования инновационной деятельности, а также партнеров и потенциальных потребителей будущей продукции. В-третьих, победители конкурсов получают возможность участвовать в разнообразных образовательных программах, где можно не только повысить свой уровень знаний венчурного рынка и его механизмов, но и найти полезных членов команды [3].

Значительную поддержку в развитии инновационной компании могут оказать такие структуры, как бизнес-инкубаторы и технопарки.

Бизнес-инкубатор представляет собой инфраструктуру, которая оказывает поддержку предприятию на начальной стадии путем создания благоприятных условий для создания и развития бизнеса. Поддержка связана, с одной стороны, с материальными вложениями в организацию рабочего пространства, такими как льготная аренда помещений, доступ к офисному оборудованию, почтово-секретарские услуги, а с другой — с помощью в определении рынков сбыта, по грамотному продвижению продукта, по поиску партнеров и инвесторов. Можно сказать, что в мировой практике бизнес-инкубатор — это бизнес по выращиванию бизнеса. Находясь в бизнес-инкубаторе, предприниматель может сосредоточиться на одной задаче — начать выпуск продукции (услуги) и выйти на рынок, все остальные проблемы должна решать команда бизнес-инкубатора (администрация, эксперты, консультанты).

В настоящее время в России действует свыше 100 бизнес-инкубаторов, большинство из которых созданы в рамках федеральной программы поддержки предпринимательства [5]. Многие бизнес-инкубаторы находятся на территориях вузов. Время нахождения компании в инкубаторе составляет от 3 до 36 мес.

Технопарк — это специальная территория, на которой объединены научно-исследовательские организации, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты: средства транспорта, подъездные пути, жилой поселок, охрана. Смысл

создания технопарка в том, чтобы сконцентрировать на единой территории специалистов общего профиля деятельности. Ученые могут здесь проводить исследования в НИИ, преподавать в учебных заведениях и участвовать в процессе внедрения результатов своих исследований в жизнь.

В случае одобрения инновационного проекта экспертами новаторы получают все необходимое для развития, становления, реализации проекта. На начальном этапе молодым компаниям предоставляют все виды услуг: помещение, юридическое оформление, бизнес-планирование, маркетинговые исследования, техническое обеспечение и т. д.

Другим преимуществом размещения в технопарке для компании является то, что технопарки привлекают в качестве «якорных» резидентов крупные транснациональные корпорации, производящие высокотехнологичную и наукоемкую продукцию, которые в дальнейшем могут стать потребителями производимой инновационными компаниями продукции или услуги. Кроме того, команды технопарков проводят различные конкурсы и мероприятия, что позволяет как организовать собственную PR-компанию, так и заниматься поиском новых инвестиций. Также в технопарке сосредоточено большое количество человеческих ресурсов, присутствуют компании, работающие в одном направлении, что также способствует растущему бизнесу. Сроки пребывания малых фирм в технопарке не ограничены и составляют на данное время в среднем около 10 лет. Необходимо также отметить, что на сегодняшний день в России реализуется государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», согласно которой предусмотрено общее государственное финансирование строительства сети технопарков в 7 регионах РФ в течение 4 лет с 2007 до 2010 г. [7].

В настоящее время можно выделить еще два источника финансирования высокотехнологичных инновационных разработок — это венчурные фонды и бизнес-ангелы.

Венчурные фонды осуществляют инвестиции в ценные бумаги или предприятия с высокой или относительно высокой степенью риска в ожидании чрезвычайно высокой прибыли. Обычно такие вложения осуществляются в сфере новейших научных разработок, высоких технологий. Как правило, 70— 80 % проектов не приносят отдачи, но прибыль от оставшихся 20—30 % проектов окупает все убытки.

Бизнес-ангел — частный инвестор, вкладывающий деньги в необычные проекты на этапе создания предприятия в обмен на возврат вложений и долю

в капитале (обычно блокирующий пакет, а не контрольный). Если венчурные фонды, как правило, предпочитают вложения в проекты со средней степенью риска, то бизнес-ангелы в основном сосредоточивают свою деловую активность на вложениях в компании на самой ранней стадии развития и, как следствие, более рискованных инвестициях. Бизнес-ангелы, как правило, вкладывают свои собственные средства (в отличие от венчурных капиталистов), которые управляют деньгами третьих лиц, объединенными в венчурные фонды. Небольшое, но растущее число бизнес-ангелов образуют сети, или группы, чтобы совместно участвовать в поиске объектов инвестиций и для объединения капиталов.

Таким образом, инновационная компания может привлечь финансирование как на безвозмездной, так и на возвратной основе. В настоящее время создается все больше и больше возможностей для получения инвестиций в рамках государственных программ и грантов, в том числе при помощи схем частно-государственного партнерства. Особое внимание уделено развитию инновационной инфраструктуры в виде создания бизнес-инкубаторов и технопарков. Кроме того, с помощью ряда мероприятий, таких как конкурсы, венчурные ярмарки, выставки, предприниматели могут получить полезный опыт в деле представления своих проектов, обзавестись полезными связями, которые впоследствии помогут им в привлечении частного капитала венчурных фондов или бизнес-ангелов.

Список литературы

1. Баганов А. А. Где найти деньги? Семь наиболее типичных ошибок и способы их избежать // The Angel Investor. 2007. № 11-12.

2. Бортник И. М. Фонд содействия МП НТС // The Angel Investor. 2007. № 9-10.

3. Иващенко Н. П. Экономика инноваций: учебно-методический комплекс. М.: МАКС Пресс. 2008.

4. Конкурс «Бизнес инновационных технологий». URL: http://www.bit-konkurs.ru/.

5. Лебедев А. А. Бизнес-инкубатор. Механизмы государственной поддержки малого бизнеса // The Angel Investor. 2008. № 6.

6. О федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы»: постановление Правительства РФ от 17.10.2006 № 613.

7. О государственной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий»: распоряжение Правительства РФ от 10.03.2006 № 328-р.

8. Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере. URL: http:// www.fasieru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.