предпринимательская деятельность
университетов
предпринимательский университет:
интеграция науки и бизнеса
Аннотация
Во всех странах мира правительство стремится уйти от все возрастающего бремени прямого финансирования растущей системы высшего образования. Так, в США даже для государственных вузов объем финансирования правительством не превышает 30% от общих бюджетов университетов. В этих условиях вузы вынуждены превращаться, по сути, в предпринимательские структуры, самостоятельно изыскивающие средства для существования и развития.
Мелихов В.Ю.
канд. экон. наук, докторант Костромского государственного университета им. НА Некрасова, melixov@mail.ru
В 1998 году Бертон Р Кларк первым предпринял попытку системного научного осмысления этого феномена и ввел в научный оборот сам термин «Entrepreneurial University» (предпринимательский или антрепренерский университет) [5]. Что же представляет собой подобное учебное заведение?
Антрепренерский1 университет
Наиболее универсальным и емким нам представляется определение антрепренерского университета как источника предпринимательской активности [4]. В свою очередь возникает вопрос, а что же понимается под предпринимательской деятельностью применительно к высшей школе?
В статье «Предпринимательский университет: стратегия институционального развития»
1 Антрепренерский (от франц. entrepreneur — предприниматель) — владеющий, арендующий, содержащий частные предприятия — прим. ред.
■ предпринимательство, 2009, № 3 (1)
П. Шульце указывает два пути реализации предпринимательской функции университета [6].
Первое направление связано с подготовкой будущих бизнесменов, людей готовых основать и нести ответственность за собственное дело.
Второе направление — предпринимательская деятельность самого университета. Это создание бизнес-инкубаторов, технопарков2, дочерних фирм и т.п. Университет должен вовлекать студентов и выпускников в предпринимательство, оказывая им не только информационно-консультационную, но и ресурсную помощь. О значимости подобного направления деятельности красноречиво говорят следующие цифры. При Оксфордском университете, в частности, действует порядка 300 фирм с общим годовым оборотом 4 млрд долларов, из которых сам вуз получает около 1 млрд [4, с. 19].
В Гарвардском университете ресурсный капитал (endowment), капитал вуза, используемый для его предпринимательской деятельности, составляет 18 млрд долл. В Университете Джорджа Вашингтона — около 500 млн, а в 280 институтах и колледжах он составляет более 100 млн долларов [2, с. 61].
При этом речь идет не просто о предпринимательстве, не просто о создании новых предприятий.
Бизнес, инновации, финансы
Опираясь на свои конкурентные преимущества, университеты создают в первую очередь
2 Технопарк или технологический парк (англ. industrial park) — новая форма территориальной интеграции науки, образования и производства в виде объединения научных организаций, проектно-конструкторских бюро, учебных заведений, производственных предприятий или их подразделений. Технопарк создается в целях ускорения разработки и применения научно-технических и технико-технологических достижений, часто имеет льготное налогообложение — прим. ред.
Ключевые слова
антрепренерский
университет;
предпринимательская
функция
университета;
капитал вуза;
теоретико-
прикладные
разработки;
бизнес-инкубаторы;
технопарки
университет
должен вовлекать
студентов
и выпускников
в предприни-
мательство,
оказывая им
не только информационно-консультационную, но и ресурсную помощь
наукоемкие, инновационные производства. Предпринимательская деятельность университетов направлена не только на получение финансового результата, но и несет важнейшую социально-экономическую составляющую — разработку и внедрение инноваций. Институциональной основой этой деятельности являются университетские бизнес-инкубаторы и технопарки.
Наибольшее распространение бизнес-инкубаторы получили в США. Там они входят в состав большинства научно-технологических парков. Всего же на сегодняшний день в США действует более 160 бизнес-инкубаторов. Первая ассоциация бизнес-инкубаторов была создана в США в 1985 году. На сегодняшний день она остается крупнейшей и насчитывает около 800 членов из разных стран мира. Подобные ассоциации давно действуют практически во всех странах Западной Европы.
альны эти принципы и для нашей стра-Более того, именно в этом направлении ссии имеется огромное и перспективное поле для расширения инновационной деятельности. С началом рыночной трансформации начались попытки внедрения новых организационных форм инновационной деятельности.
В частности, в 1993 году Государственный комитет по высшему образованию принял Программу поддержки малого предпринимательства и новых экономических структур в науке и научном обслуживании для высшей школы. К 1997 году в рамках этой программы было создано 12 новых крупных инновационных центров, реализовано свыше тысячи конкретных научно-технических проектов, в которых участвовали более 100 вузов и 300 малых предприятий, 50 технопарков [3, с. 72]. В настоящее время в России, по данным Ассоциации «Технопарк», действует уже более 60 инновационных технических центров и технопарков, в которых функционирует более 600 фирм.
В последнее время потребность в теоретико-прикладных разработках и инструментах их
ро
ссийское предпринимательство, 2009, № 3 (1) -
внедрения ощущается особенно остро в связи с осознанием практиками возможностей приобретения конкурентных преимуществ российской экономикой, ее перевода на инновационный путь развития. Перспективным направлением интеграции образования, науки и практики в едином экономическом пространстве является развитие технопарков (научных парков), ориентированных на взаимный трансфер технологий в целостной цепочке: образование — наука (исследования) — практика.
Таким образом, бизнес-инкубаторы и технопарки для современной вузовской системы подготовки кадров выступают стратегическими факторами успеха [1].
Университет и цивилизованный рынок
Для повышения конкурентоспособности университетов и лидерства в развитии высшего профессионального образования, на наш взгляд, необходимо:
1) законодательно определить и закрепить понятия «инновация» и «инновационный бизнес»;
2) внести изменения в налогообложение учреждений высшего профессионального образования и предприятий малого инновационного бизнеса. Эти меры (снижение налога на прибыль, ввозных таможенных пошлин на высокотехнологичное оборудование для инновационных исследований и производств) должны повысить привлекательность инновационного бизнеса для университетов и создаваемых ими малых предприятий;
3) внедрить программу подготовки управленческих кадров для инновационного бизнеса и бизнес-инкубаторов;
4) разработать и внедрить новые венчурные программы финансирования инновационного бизнеса;
5) разработать и внедрить механизм компенсации части ставки по кредитам коммерческих банков для создаваемых университетами инновационных предприятий.
Литература
1. Грюниг Р., Хекнер Ф., Цойс А. Методы идентификации стратегических факторов успеха // Проблемы теории и практики управления. — 1996.
— №6. — С. 84-89.
2. Дмитриев ГД. Анатомия американского университета. — М.: Народное образование, 2005. — 223с
3. Коваленко А.И. Образовательное антрепренерство. — М.: Маркет Дс, 2004. — 166с.
4. Предпринимательские университеты в инновационной экономике/под ред. Ю.Б. Рубина. — М.: Маркет ДС, 2005. — 402с.
5. Clark, Burton R. Creating Enterpreneurial Universities: Organizational Pathways of Transormation.
— London and New York: International Association of Universities Press and Pergamon-Elsevier Science, 1998
6. Schulte P. The entrepreneurial university: a strategy for institutional development // Higher education in Europe. — V. 29.
— P. 187-193.
Реализация предложенных мер позволит сделать серьезный шаг по развитию отечественного рынка наукоемкой продукции и ресурсного обеспечения высшей школы. Это внесет значительный вклад в модернизацию всей российской экономики.
Формирование цивилизованного рынка предполагает создание его адекватной социальной базы — опору на цивилизованных производителей:
— приоритетную поддержку соответствующих видов деятельности и профессий;
— развитие тех секторов рынка, которые приносят обществу пользу, а не истощают его не возобновляемые сырьевые ресурсы. Поэтому развитие предпринимательской деятельности университетов необходимо не только для адаптации науки к рынку, но и для придания отечественному рынку цивилизованного вида.
Melikhov V.Yu.
Cand. of Econ. Sci, doctoral student of Kostroma State University n.a. NA. Nekrasov
Business activity of universities
Entrepreneurial university: the integration of science and business
_Annotation
In all countries of the world the government is seeking the ways to withdraw from the increasing burden of direct financing of the growing system of higher education. Thus, in the US, even for federal universities amount of government funding does not exceed 30% of the total budgets of the universities. In these circumstances, universities are forced to become, in essence, the entrepreneurial structure, self-seeking the means for subsistence and development.
ссийское предпринимательство, 2009, № 3 (1)
56--
бизнес-инкубаторы и технопарки для современной вузовской системы подготовки кадров выступают стратегическими факторами успеха