30 (285) - 2012
Инновационная деятельность
УДК 330.342
АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ*
С. Д. МАКАРОВА,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры финансов E-mail: makarovasd@yandex. ru
Г. А. ЗВЕРЕВА,
магистрант финансового факультета E-mail: Galinka-nnov@yandex. ru Нижегородский государственный университет
имени Н. И. Лобачевского -Национальный исследовательский университет
В статье изучены возможности различных механизмов финансирования научно-технологических инноваций на базе межвузовских комплексов. Проведен анализ особенностей взаимодействия элементов инновационной системы, являющихся наиболее перспективными для дальнейшего развития отечественной экономики.
Ключевые слова: исследование, эффективность, инновации, межвузовский комплекс, бизнес-инкубатор, финансирование, государство, предпринимательство.
Проблемы развития инновационной экономики являются одними из наиболее обсуждаемых и актуальных в современной экономической науке. Вопрос о том, что инновации, информация и знания играют определяющую роль в постиндустриальную эпоху, признается ведущими российскими и зарубежными учеными и политиками.
* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Нижегородском государственном университете имени Н. И. Лобачевского - Национальном исследовательском университете.
Актуальность рассматриваемых проблем вытекает из необходимости исследования механизмов финансирования инновационных процессов, которые в последнее время активно развиваются на базе российских высших учебных заведений, являющихся одним из важнейших элементов формируемых инновационных систем. Примером потребности в инновационном межвузовском комплексе является создание Открытого университета Сколково (ОтУС).
Предметом исследования являются финансовые отношения, которые складываются при взаимодействии всех элементов инновационной системы.
В Федеральном законе от 23.08.1996 №° 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» понятие национальной инновационной системы четко не регламентируется [8]. Однако в 2011 г. в действующее законодательство были внесены изменения, коснувшиеся только понятия «инновационная инфраструктура», которое определяется как совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-техни-
38
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж8бРЪЯ it ЪР/ГКЖЪХА
ческих, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг [6].
Следует отметить, что такое определение не отражает в полной мере сущность инновационной системы. Этот пробел восполняется в современном законодательстве. В постановлении Правительства РФ от 09.04.2010 № 219 национальная инновационная система (НИС) определяется как «такая совокупность различных институтов, которые совместно и каждый в отдельности вносят свой вклад в создание и распространение новых технологий, образуя основу, служащую правительствам для формирования и реализации политики, влияющей на инновационный процесс» [7].
Система взаимосвязанных институтов включает экономических агентов (предприятия, научные организации, вузы, фонды, инвесторы и др.), а также общественные ценности, нормы, систему права. Соответственно, если в стране существует такая система взаимосвязанных институтов, то можно говорить о национальной инновационной системе. Эта система включает такие элементы, как интегрированная с высшим образованием, гибко реагирующая на запросы со стороны экономики система научных исследований и разработок, инжиниринговый бизнес, инновационная инфраструктура, институты рынка интеллектуальной собственности, механизмы стимулирования инноваций и другие составляющие, объединенные совокупностью процессов, направленных на доведение инноваций от стадии получения знаний до достижения экономического эффекта от их прикладного использования (рис. 1) [5, 10].
Более детальная структура инновационной системы может быть представлена в виде совокупности элементов, обеспечивающих выполнение ею функ-
Базовые исследования
Прикладные исследования
ции по организации и стимулированию развития инновационных процессов в экономике и включающих: экспертный совет, центр коллективного пользования научным оборудованием, бизнес-инкубатор, бизнесцентр, размещение заказов, венчурное финансирование, маркетинг и PR, межвузовский комплекс, производство и IPO (выход проектов).
Предметом рассмотрения проведенного исследования является именно роль межвузовских комплексов в системе финансирования инновационных процессов. Межуниверситетский комплекс представляет собой объединение вузов, обеспечивающих образовательный процесс, направленный не только на удовлетворение потребностей современного рынка труда, но и на подготовку научных кадров, а также проведение научных исследований на базе высших учебных заведений в рамках учебной программы.
Процесс производства инновационной продукции заключается в выводе ее на потребительский рынок, реализуется он в технопарках, а также на предприятиях, ориентированных на производство инновационной продукции.
В распоряжении межвузовских комплексов как составляющих инновационной системы находится весь необходимый для успешного функционирования вузов финансовый, интеллектуальный и человеческий капитал.
Под финансовым капиталом понимаются свободные денежные средства, собственник которых рассматривает возможность их инвестирования в инновационную деятельность. Интеллектуальным капиталом можно считать результаты интеллектуальной деятельности. Наконец, весьма значимым ресурсом следует считать человеческий капитал -совокупность людей, имеющих соответствующий уровень образования, знаний и умений, объединенных целью способствовать коммерциализации инноваций.
Анализ процессов, реализуемых при функционировании инновационной системы, позволяет выявить несколько вариантов возможных моделей финансирования их деятельности с использовани-
Рис. 1. Процессы, реализуемые в рамках функционирования инновационных систем
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жебрпя -и ЪР^тжгсх*
ем базовых элементов, описанных выше. Основой этих моделей могут стать различные источники финансирования инновационных процессов. В рамках рыночной экономики могут рассматриваться следующие варианты:
- модель самостоятельного финансирования;
- модель с государственным финансированием;
- модель финансирования через посредников;
- модель финансирования через межуниверситетский комплекс;
- модель финансирования с участием бизнес-инкубаторов.
Модель самостоятельного финансирования представлена на рис. 2. Следует отметить, что при реализации этой модели возможности инновационной системы по поиску и привлечению потенциальных инвесторов достаточно широки. Однако следует отметить возникающие дополнительные издержки как на содержание дополнительного штата сотрудников, так и на увеличение сроков всех процессов из-за использования системы контрактов, регламентируемой действующим законодательством.
Модель государственного финансирования представлена на рис. 3.
Финансовый капитал
Направляет запрос на попек тех, кто решит НИИ-задачи
Экспертный совет
Запрос на покупку готовых НИИ-решений и проектов
Бизнес- V
инкубация
Сводит резидента с тем, кто продаст готовый [ ^-Венчурный фонд
продукт или идею
_>
[ежуниверситет-жий комплекс
Бизнес-инкубация
Размещение заказов
«Интеллектуальный капитал»
>
Запрос на выработку инновационной идеи
ежуниверситет-кий комплекс
Направляет запрос на поиск тех, кто решит НИИ-задачи
У
Инновационный менеджмент
>
Исследование рынка на возможности коммерциализации идеи, родившейся у резидента
Маркетинг и PR
Рис. 2. Моделирование взаимосвязей в инновационной системе на основе самостоятельного финансирования: НИИ - научно-исследовательские инновационные
Запрос на разработку инновационной идеи
Межуниверситет-кий комплекс
Запрос на покупку полуфабриката идеи
Бизнес-инкубация
Запрос на покупку готового иннобизнеса
исса| !
Венчурный фонд
5>
4
<
и н и к
и <
с
X
12 р-
Финансовый капитал
Направляет запрос на поиск тех, кто решит НИИ-задачи
Экспертный совет
Сводит резидента с
тем, кто продаст готовый продукт или идею
Запрос на покупку готовых НИИ-решений и проектов
Бизнес-инкубация
Межуниверситетский комплекс
Венчурный фонд
Бизнес-инкубация
Государство
Ищет определенные идеи для финансирования
Межуниверситет ский комплекс
«Интеллектуальный капитал»
Исследование рынка на возможность коммерциализации идеи, родившейся у государства
ч
Маркетинг и PR
Запрос на разработку инновационной идеи
н
Межуниверситет ский комплекс
Рис. 3. Моделирование взаимосвязей в инновационной системе на основе государственного финансирования
Запрос на финансирование полуфабриката идеи
Бизнес-инкубация
-->
Ё§ н о к о
о к
нн
РМ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеб7>ЪЯ -и ЪРЛЖкЫ
К применению этой модели действующая в России система образования и научных исследований в настоящее время наиболее адаптирована. Ее положительными характеристиками являются стабильность, определяемая участием государства, уверенность вузов в наличии гарантированного поступления денежных средств. Наличие в этой модели элементов рыночной экономики делает ее достаточно гибкой в адаптации к возможному изменению условий окружающей среды.
Однако следует отметить, что не во всех случаях участие государства гарантировано. Модель финансирования инновационной системы через посредников, представленная на рис. 4, позволяет увидеть место каждого ее участника в случае отсутствия государственного финансирования.
При поступлении в систему ресурса, обозначенного как «интеллектуальный капитал», основным его собственником должен стать бизнес-процесс «межуниверситетский комплекс» (рис. 5).
Финансовый капитал
Направляет запрос на поиск тех, кто решит НИИ-задачи
Экспертный совет
»
Запрос на покупку готовых НИИ-решений и проектов
Бизнес-инкубация
Сводит резидента с тем кто продаст готовый ^-Венчурный фонд продукт или идею
Межуниверситетский комплекс
Бизнес-инкубация
>
Венчурный фонд
«Интеллектуальный капитал»
Ищет определенные идеи для финансирования
Межуниверситетский комплекс
Направляет запрос на формирование команды проекта
>
Исследование рынка на возможности коммерциализации идеи, родившейся у фонда
Инновационный менеджмент [ ► ,
Запрос на разработку инновационной идеи
1 ^
Маркетинг и PR
Межуниверситетский комплекс
Запрос на покупку полуфабриката идеи
Бизнес-инкубация
-->
Рис. 4. Моделирование взаимосвязей в инновационной системе при участии финансовых посредников
Е
И Н О
к
о
о к
нн
РМ
Интеллектуальный капитал
Идея направляется на коммерциализацию
Межуниверситетский комплекс
Идея тестируется с томощью дорогостоящего оборудования
Идея направляется на финансирование
Идея направляется на продвижение
Направляют запрос на экспертизу идеи
Экспертный совет
Бизнес-инкубация
ЛЛ
Сводит с тем, кто профинансирует идею
Венчурный фонд
фонд ^
Проект отдается на производство
Размещение заказов
Проект отдается на финансирование
Венчурный фонд
Идея приобретает команду и растет сама
Инновационный менеджмент
ЦКП
Венчурный фонд
Инновационный менеджмент
Ё§ н о к о
о к
нн
РМ
Рис. 5. Моделирование взаимосвязей при осуществлении финансирования через межуниверситетский комплекс:
ЦКП - Центр коллективного пользования
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеорпя к ЪР^тжгсх*
При таком подходе не исключается возможность движения интеллектуального капитала от производственного предприятия при условии, что он входит в состав межуниверситетского комплекса.
Особенностью всех рассмотренных моделей является необходимость поиска наиболее эффективных объектов вложения интеллектуального капитала с точки зрения потенциальной рыночной отдачи от коммерциализации результатов внедрения научных разработок. Критерием эффективности является рентабельность инвестированного капитала.
Следует отметить, что в рассмотренных моделях наряду с межуниверситетским комплексом особое место занимают бизнес-инкубаторы, которые осуществляют поддержку инновационной деятельности и предпринимательской активности в университетах, что и вызвало их появление. Инкубаторы выполняют функцию поддержки наукоемкого предпринимательства.
По российскому законодательству бизнес-инкубатор - это организация, решающая задачи, ограниченные проблемами поддержки малых, вновь созданных предприятий и начинающих предпринимателей, которые хотят, но не имеют возможности начать свое дело. Бизнес-инкубатор призван оказывать им помощь в создании жизнеспособных, коммерчески выгодных продуктов и эффективных производств на базе их идей [2].
В вопросах финансирования деятельности инновационных систем бизнес-инкубаторы решают задачи: определения источников финансирования и моделей функционирования, которые обеспечат устойчивость инновационной системе; предоставления финансовой поддержки компаниям, находящимся на начальных этапах деятельности, наряду с другими источниками финансирования.
Следует отметить роль бизнес-инкубаторов, которые помогают бизнесу выжить и развиваться в стартовый период, т. е. в период наибольшей уязвимости с финансовой точки зрения. Предприятия, расположенные вне инкубатора, также могут пользоваться всеми его услугами. В России насчитывается около 130 бизнес-инкубаторов, большинство из которых функционируют на государственной основе.
В классическом представлении инициатива по открытию бизнес-инкубаторов принадлежит венчурным инвесторам, заинтересованным в создании привлекательных условий для реализации своего бизнеса. Удобство инкубаторной схемы для них в
том, что они таким образом могут контролировать по ряду параметров своих клиентов, одновременно создавая им условия для работы. Эти бизнес-инкубаторы оказывают поддержку как фирмам высоких технологий, так и нетехнологическому предпринимательству.
Применительно к России можно отметить, что инициатором создания бизнес-инкубаторов является государство, а не предпринимательские организации. У бизнес-инкубаторов хорошо налажены связи с университетами, научно-исследовательскими центрами, но не с бизнесом. В нашей стране выполняется лишь 1/3 поставленных перед развивающимися странами задач в вопросе бизнес-инкубации. Со стороны государства были предприняты шаги по поддержанию инновационной инфраструктуры, в частности выделены на период 2010—2012 гг. 19 млрд руб. в виде ассигнований из федерального бюджета на государственную поддержку развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства (установление государственно-частного партнерства). В 2010 г. было выделено 3 млрд руб. на государственную поддержку развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования [2, 4, 9].
По данным инновационного развития на 2009 г., в России на долю государственного бюджета и внебюджетных фондов приходилось 62,6 % общей величины расходов на НИОКР. Соответственно, на долю частного сектора - 37,4 %. В России наблюдается крайне низкая доля высших учебных заведений в финансировании НИОКР (6,3 %). По итогам 2009 г. Россия заняла 14-е место по общему числу публикаций в научных журналах, ее удельный вес среди стран в общемировом числе публикаций в научных журналах, индексируемых в Web of science, составил 2,48 %.
Комитет по науке и наукоемким технологиям подготовил заключение на законопроект «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов». В документе отмечается, что «инновационные расходы» федерального бюджета составляют в среднем 4,5-5,2 % всех бюджетных расходов, но в ВВП доля финансирования инновационного развития будет сокращаться. В частности, отчисления на развитие фундаментальной и при-
42
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеот>ЪЯ -и ЪРЛЖкЫ
кладной науки составят в 2011 г. 0,2-0,4 % к ВВП, в 2012 г. - 0,2-0,3 %, в 2013 г. - 0,2 %.
Расходы федерального бюджета на фундаментальные исследования в 2011 г. составили около 86 млрд руб, в 2012 г. планируются в размере 83,3 млрд руб., в 2013 г. - 83,5 млрд руб. Бюджетные ассигнования на прикладные исследования в 2011 г. составили 13,7 млрд руб., запланированы - 12,3 млрд руб. в 2012 г. и 6,9 млрд руб. в 2013 г. Расходы на прикладные научные исследования в области национальной обороны составили 166,6 млрд руб в 2011 г., запланированы в объеме 177,3 млрд руб. в 2012 г., 231,7 млрд руб. в 2013 г.
В 2011 г. были предусмотрены средства на реализацию федеральных целевых программ:
• «Национальная технологическая база» - 9 млрд 553 млн руб.;
• «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России» - 21,6 млрд руб.;
• «Развитие инфраструктуры наноиндустрии» -5 млрд руб.;
• «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» - 23,7 млрд руб. Межбюджетные трансферты на развитие и поддержку социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов были сокращены в 2011 г. на 22 % по сравнению с 2010 г. и составили 440,9 млн руб.
На реализацию проекта «Сколково» в 2011 г. направлено 15 млрд руб., планируется в 2012 г. 22 млрд руб., в 2013 г. - 17 млрд руб. [1, 2, 4, 10].
Приведенные цифры свидетельствуют о том, что государство пытается, с одной стороны, стимулировать инновационные процессы через существующую систему образования, модернизировав ее применительно к целям инновационного развития. Однако столь резкое сокращение государственной поддержки может негативно сказаться на функционировании создаваемых инновационных систем в силу как особенностей российской системы высшего образования, так и особенностей организации научных исследований. В то же время сокращение государственного финансирования может
Государство (Бюджетные ассигнования)
>
с
Бизнес-
инкубатор
\_
Рис. 6. Схема финансирования малых предприятий посредством бизнес-инкубаторов в России
способствовать частному финансированию, если будет существовать потребность в инновационных идеях у бизнеса. Поэтому необходимо разработать механизмы привлечения частных инвестиций в инновационную экономику. Эту функцию может взять на себя бизнес-инкубатор, если будет иметь возможность создавать благоприятные инвестиционные условия за счет самостоятельности, независимости, готовности к интеграции и специализации.
Процесс финансирования государством бизнес-инкубаторов представлен на рис. 6.
Необходимо разработать такую схему, которая не снимала бы ответственности с бизнес-инкубаторов как посредников и при этом не давала бы вмешиваться государству в реализацию проектов. В мире существует уже стандартная отработанная схема финансирования процессов на примере израильских бизнес-инкубаторов. Их особенность состоит в том, что группа вкладчиков содержит бизнес-инкубатор, предварительно получив государственную лицензию на его содержание. На основе этой лицензии после проверки проекта министерством промышленности Израиля государство выделяет на проект 85 % бюджета проекта, который составляет порядка 500 тыс. долл. США на два года. Эти деньги поступают в бизнес-инкубатор в виде займа для вложения в утвержденный проект, а 15 % составляют частные инвестиции.
Несмотря на то, что инвесторами были вложены немалые средства и в получение лицензии, и в организацию работы самого бизнес-инкубатора, они получили, таким образом, очень удобный инструмент для получения денег из государственного бюджета. Государство берет на себя самый главный риск: когда никто не соглашается, никто не готов вложить деньги в новые идеи неизвестного ученого, государство эти деньги согласно выделить (рис. 7).
Россия является страной односторонне развитой, испытывающей острую потребность в модернизации для преодоления накопившихся структурных диспропорций. Она имеет низкий уровень автономности инновационного процесса - он существует в своеобразном отрыве от истинных запросов внутреннего рынка и возможностей субъектов хозяйствования в освоении инноваций. Также актуальна
О
Г
Новые
компании
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгоРЪЯ тс ЪРАХЖЪХА
Л
V
и проблема нецелевого расходования средств по линии государственных инновационных проектов.
При анализе показателей следует отметить, что Россия находится в поиске путей дальнейшего развития инновационной инфраструктуры, «примеряя на себя» элементы модели инновационного развития разных стран. В связи с этим вопрос о будущем развитии инноваций в стране является открытым.
Список литературы
1. Бизнес-инкубаторы и технопарки в системе поддержки малого бизнеса: российский и международный опыт. http://www. bishelp. ru/str_podderzki/ zakon/inkub. php.
2. Гохберг Л. М. Национальная инновационная система России в условиях «новой экономики» // Вопросы экономики. 2003. № 3.
3. Инновационное развитие - дело общее. Интервью Д. Н. Самойленко / Наука и технологии РФ. http://strf. ru/material. aspx?CatalogId=223&d_ no=27578.
4. Кокурин Д. И. Инновационная деятельность. М.: Экзамен, 2001.
5. Макарова С. Д., Метелькова Е. Ю. Непрерывное образование как стратегия развития вузов // Вестник экономики, права и социологии. 2009. № 3.
6. О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»: Федеральный закон от 21.07.2011 № 254-ФЗ.
7. О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования: постановление Правительства РФ от 09.04.2010 № 219.
8. О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ.
9. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики, Статистический сборник: Индикаторы науки 2009. http://www. gks. гиМос_2009/паикаМ_паик12009^.
10. Суровикин Н. Национальная инновационная система: с чего начинать? http://snik25.livejoumal. сот.
44
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ШОРЪЯ и TtP/lX'M'UKA