Научная статья на тему 'ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА: ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ БИЗНЕС-СТРУКТУР В РЕГИОНЕ'

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА: ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ БИЗНЕС-СТРУКТУР В РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Beneficium
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА / БИЗНЕС-ПРОСТРАНСТВО / BUSINESS ENVIRONMENT / БИЗНЕС-СТРУКТУРЫ / BUSINESS STRUCTURES / РЕГИОН / REGION / ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ / BUSINESS ENVIRONMENT CHARACTERISTICS / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / BUSINESS-SPACE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фихтнер О.А.

В статье дано понятие предпринимательской среды, раскрыты ее основные характеристики, представлены главные факторы развития предпринимательских структур в регионе, а также обозначена роль государства в управлении предпринимательской средой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTERPRISE ENVIRONMENT AND FACTORS OF BUSINESS-STRUCTURES DEVELOPMENT IN THE REGION

The article proposes the concept of business environment, its basic characteristics, presents the main factors of development of enterprise structures in the region, estimates the state’s role in management of business environment.

Текст научной работы на тему «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА: ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ БИЗНЕС-СТРУКТУР В РЕГИОНЕ»

УДК 338.49

ФИХТНЕР О. А. FIKHTNER O. A.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА: ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ БИЗНЕС-СТРУКТУР В РЕГИОНЕ

ENTERPRISE ENVIRONMENT AND FACTORS OF BUSINESS-STRUCTURES DEVELOPMENT IN THE REGION

Аннотация. В статье дано понятие предпринимательской среды, раскрыты ее основные характеристики, представлены главные факторы развития предпринимательских структур в регионе, а также обозначена роль государства в управлении предпринимательской средой.

Ключевые слова: предпринимательская среда, бизнес-структуры, регион, бизнес-пространство, характеристики предпринимательской среды, конкуренция.

Summary. The article proposes the concept of business environment, its basic characteristics, presents the main factors of development of enterprise structures in the region, estimates the state's role in management of business environment.

Keywords: business environment, business structures, region, business-space, business environment characteristics, competition.

Российская экономика, уже более 20 лет функционирующая на основе рыночных принципов хозяйствования, достигла определенных социально-экономических результатов, заняла серьезное место в мировом экономическом пространстве. Однако, многие вопросы остаются до сих пор нерешенными, такие как: монополизация отдельных отраслей и сфер деятельности, которая остается крайне высокой; низкая доля малого бизнеса в производимом ВНП; неразвитость отдельных имеющихся рыночных институтов; нежелание экономических субъектов в полной мере использовать преимущества рыночного способа организации повседневной хозяйственной жизни, обусловленное низким уровнем институционального доверия. Безусловно, многие эти проблемы имеют объективные причины: непродолжительный опыт российских рыночных реформ, исторически сложившийся опыт принятия решений и действий, сформировавшаяся структура российской экономики. Ситуацию обострили мировой эконо-

мический кризис 2008-2009 гг., а также ряд событий, которые на мировой арене играют огромную роль в перераспределении сфер влияния (нелегитимная смена власти на Украине, угроза энергетического кризиса в Европе, посреднические действия России в урегулировании конфликтов в Сирии, Иране и т.д., успешная организация и победа в зимних Олимпийских играх и пр.). Все эти условия предопределяют развитие российских бизнес-структур, поведение которых зависит не только от внутренних мотивов (целеполагания, доступной ресурсной базы и пр.), но и во многом - от конъюнктуры внешнего рынка (экономики, политики, культуры и пр.).

Предпринимательская среда, складывающаяся в российском экономическом пространстве, диктует определенные правила поведения для хозяйствующих субъектов, следование или обход которых объясняет поведение предпринимательских структур как в целом по стране, так и в отдельных регионах, имеющих отличную (более или

менее благоприятную) от общей обстановки ситуацию в сфере предпринимательства.

Предпринимательская среда представляет собой интегрированную систему, состоящую из следующих компонентов, определяющих ее формирование и развитие: экономическая и политическая обстановка, правовая, социально-культурная, технологическая, географическая среда, экологическая ситуация, а также состояние институциональной и информационной подсистем. В исследовании [2] под предпринимательской средой понимается «своеобразное системно-организованное «пространство», в котором функционируют и развиваются процессы, ограничивающие или активизирующие предпринимательскую деятельность, а также среду, организованную самим предпринимателем для эффективной организации своей работы».

Управление предпринимательской средой является важным аспектом деятельности бизнес-сообщества, органов государственной власти и управления, а также организаций некоммерческого сектора, способных повлиять на траекторию развития, состав и структуру участников бизнес-пространства, правила игры и контроль в этом секторе экономики. Кроме того, тенденции развития современной экономики -информатизация, интернационализация и глобализация, сетевизация - также являются факторами развития предпринимательских структур, а региональные особенности, состояние экономики каждого конкретного региона задают общий вектор развития предпринимательского сектора государства.

Характеристики предпринимательской среды и ее влияние на деятельность предпринимательских структур (жизненный цикл, эффективность бизнеса в той или иной сфере деятельности, вклад в развитие экономики региона/государства, конкурентные позиции и пр.) проявляются в следующем.

1) Экономическая и политическая обстановка в регионе.

Политическая воля выражается в формировании прозрачных «правил игры», создающих атмосферу доверия в процессе двухсторонних и многоступенчатых отно-

шений предпринимательских структур как регионального, так всероссийского и международного уровней. Именно влияние органов власти, региональная экономическая политика способны стимулировать предпринимательскую активность в регионе. Среди экономических (финансовых) инструментов можно назвать региональные фонды поддержки предпринимательства, региональные лизинговые и венчурные компании, различные кредитные программы поддержки, отлаженные механизмы финансового стимулирования инвестиций. Организационная инфраструктура региональной экономики может быть представлена посредством информационно-аналитических центров, бизнес-инкубаторов, организаций, оказывающих юридические, аудиторские, консультационные услуги, обеспечивающих потенциальных участников всей необходимой информационной поддержкой.

Кроме того, важной составляющей предпринимательской среды представляется складывающаяся в регионе конкурентная ситуация. Современное российское бизнес-пространство представлено ключевыми игроками различного уровня, взаимодействующими друг с другом посредством обмена информацией, ресурсами, опытом и др. Крупные корпорации традиционно доминируют организационно и территориально, что является достаточно распространенным явлением в российской экономике. Малый и средний бизнес, и даже государственный сектор играют соподчиненную им роль, что проявляется в структурных характеристиках региональной бизнес-среды. Формирование сетевых объединений предпринимательских структур может уравновесить конкурентные позиции различных хозяйствующих субъектов для обеспечения добросовестной конкуренции и ограничения монополистических тенденций на региональном рынке. Однако, объединяясь в сети, предпринимательские структуры начинают обретать значительную экономическую силу и иногда сами могут создавать угрозу конкурентным основам развития регионального предпринимательства, деформируя систему экономических отношений. Поэтому условия конкурентно-

го хозяйствования сетевых предпринимательских структур и инструменты антимонопольной политики являются неотъемлемыми элементами механизма формирования современной среды предпринимательства.

С развитием сетевого предпринимательства, особенно за рубежом, сети занимают весомое место в региональной экономике по производственным и финансово-экономическим показателям, и естественным образом определяют градообразующую основу большинства территорий, где они локализуются. Положительный опыт сете-визации необходимо адаптировать к российским особенностям развития предпринимательства и создавать новую конкуренто-ориентированную модель бизнес-пространства [4] со сбалансированными партнерскими отношениями, способствующими активизации потенциала региональных бизнес-структур. Реализация сетевых процессов трансформирует региональную предпринимательскую среду путем формирования разнообразных механизмов взаимодействия экономических субъектов и возникающих на их основе новых организационных форм предпринимательских структур.

2) Правовая база региональной экономики.

Как было отмечено выше, сетевой монополизм может служить тормозом инновационного процесса развития регионального хозяйства, поэтому его регулирование сводится к обеспечению одинаковых «правил игры», устранению излишней закрытости информации, передаче прав собственности на ряд информационных объектов государству и др., что будет стимулировать конкурентные основы ведения бизнеса всеми субъектами экономики. В отечественной литературе сформировался новый термин «ад-вокатирование конкуренции», который в новых условиях рассматривается как приоритетное направление в деятельности федеральной антимонопольной службы Российской Федерации [7; 1]. Адвокатирование конкуренции - это «набор видов деятельности антимонопольных органов, направленных на укрепление конкурентной среды для экономической деятельности посредством

использования механизмов, не являющихся элементом системы принуждения к соблюдению установленных правил и состоящие преимущественно во влиянии на другие государственные организации и повышение степени понимания широкими кругами общественности выгод от конкуренции [8]. В новой экономике сетевые объединения обретают все большую экономическую мощь, в результате чего часто могут создавать монополистические тренды развития отдельных отраслей. При этом вследствие роста конкуренции формируется такой уклад экономики, при котором укрупнение производства и усиление партнерских форм взаимодействия становится не только условием обеспечения эффективного производства, но и фактором завоевания конкурентных преимуществ. В связи с этим антимонопольное регулирование не может не действовать в интересах монополистического капитала. Но не потому, что оно направлено на защиту этой группы конкурентов, а как раз потому, что защищает конкурентную систему, обеспечивая ей потенциал для развития. В противном случае оно станет препятствием на пути общей тенденции развития общественного производства и превратится в тормоз социально-экономического прогресса. В данном случае суть антимонопольного регулирования может быть выражена так: частные интересы отдельных хозяйствующих субъектов приносятся в жертву ради сохранения системы, обеспечивающей воспроизводство этих интересов. Поэтому сложность устройства современного бизнес-пространства, включающего разнотипные отношения соперничества и сотрудничества, (например, конкуренцию внутри немонополистического и монополистического секторов экономики, конкуренцию между этими секторами), обуславливает чаще всего субъективные недостатки антимонопольного регулирования экономических отношений. К объективным же можно отнести лишь те несовершенства, которые препятствуют эволюционному движению всей хозяйственной системы, включая экономику предпринимательства. В правоприменительной практике способом разрешения противоречия, заклю-

ченного в системе регулирования конкуренции, стало применение «правила здравого смысла» (rule of reason), которое предусматривает возможность гибкого подхода к регламентации монополистической деятельности (подробнее см. [6]).

В целом же органы государственной власти разрабатывают нормативно-правовую базу, закладывают и регулируют деятельность предпринимательских структур, обеспечивают доступность предпринимательской инфраструктуры. Для достижения этих задач у государства есть ограниченный набор экономических инструментов: бюджет и налоги, денежное предложение, регулирование цен и внешнеэкономической деятельности, антимонопольная политика. На основе их использования государство может формировать эффективную экономическую

политику регионального развития в расчете на поддержку институтов гражданского общества, публичный диалог всех заинтересованных сторон.

На каждом уровне экономики создаются необходимые нормативно-правовые акты для регулирования деятельности предпринимательских структур. Данную нормативную базу следует согласовывать с Концепцией развития Российской Федерации (субъекта Федерации) и рассматривать в качестве одного из направлений достижения целей долгосрочного социально-экономического развития. Кроме того, она должна коррелировать со стратегиями и/или концепциями развития соответствующих секторов экономики, включая отраслевые стратегии, федеральные / региональные целевые программы и т.п. (рисунок 1).

Рис. 1. Схематичное представление системы нормативно-правового регулирования российского бизнес-пространства

3) Социально-культурная среда. Социальные предпосылки формирования благоприятной региональной бизнес-среды - общественные объединения пред-

принимателей, независимые потребительские общества, функционирующие на территории региона, информирование и популяризация перспектив нового экономиче-

ского порядка, предпринимательского духа, ценностей и культурных норм. Этому способствуют также научно-образовательные механизмы - институты региональной системы образования для формирования высококвалифицированного кадрового потенциала для работы в новой экономике, способного к выполнению профессиональных функций в предпринимательском секторе экономики.

Профессионально-квалификационная структура трудовых ресурсов в регионе весьма важна для формирования предпринимательской среды, создающей благоприятные условия для развития бизнеса, особенно малого. Перспективы роста экономики региона основаны на преимущественном использовании местных квалифицированных трудовых ресурсов, что объясняется взаимным влиянием нескольких факторов. Во-первых, наличие разнообразных по составу и различных по технологическому уровню основных бизнес-операций предполагает широкое использование как средне-, так и высококвалифицированных кадров для развития различных бизнес-процессов, а также форм предпринимательской активности. Во-вторых, традиционная специализация региона, сложившаяся к настоящему моменту времени, уже позволила сформировать собственную систему подготовки кадров в рамках государственных высших и средних специальных учебных заведений, которые могут выключать также программы дополнительного профессионального образования (федеральные, отраслевые и пр.). В-третьих, новые информационные технологии позволяют существенно «приблизить» необходимых специалистов, обеспечивая большую мобильность трудовых ресурсов. Кроме того, специализация на отдельных бизнес-процессах, механизмы аутсорсинга, современные сетевые технологии разрешают проблемы нехватки квалифицированных специалистов в регионе.

Культурная среда предпринимательства формируется на основе складывающихся в регионе методов регулирования бизнеса, неформальных и формализованных норм регулирования предпринимательской среды,

уровнем коррумпированности бизнес-процессов, а также характером взаимоотношений представителей региональной власти и бизнеса.

4) Производственно-технологическая основа развития региона.

Унаследованная с советских времен структура промышленности региона, его географическое и социально-экономическое положение предопределяют основные направления развития предпринимательства в регионе. Однако на сегодняшний день структура региональной экономики существенно трансформируется под воздействием новых условий хозяйствования, приносящих как позитивные, так и негативные изменения. Высокая степень износа имеющегося оборудования; сворачивание капита-лозатратных производств; приход инвесторов, использующих производственную базу для запуска новых бизнес-проектов, зачастую работающих на нужды внерегиональ-ных потребителей; невозможность выпускать конкурентоспособный продукт при имеющейся технико-технологической оснащенности про-изводства и другие недостатки существующей производственной структуры региональной экономики ограничивают потенциальный рост и развитие локальных бизнес-систем. Вместе с тем, новая экономика несет с собой повышение информационной обеспеченности производственного процесса, возможности технической перевооруженности и инновационного развития производства, доступности стратегического (сетевого) ресурса других бизнес-партнеров, что снижает индивидуальные издержки предпринимателей, делает товары и услуги более качественными и отвечающими современным потребностям, повышает качество жизни и уровень благосостояния.

К технологическим факторам предпринимательской среды можно также отнести инновационные центры, технологические парки, технополисы, способные оказать технологическую поддержку и консалтинг начинающим и уже успешно действующим предпринимателям.

5) Географическое положение и природно-климатические ресурсы.

Наличие или отсутствие естественных (первичных) ресурсов в регионе стимулирует предпринимательские структуры на ту или иную деловую активность, обеспечивая в результате развитие соответствующих отраслей региональной экономики. Малые предприятия, использующие этот ресурс в качестве основы для собственного бизнеса, будут играть решающую роль в развитии локальных бизнес-систем, тогда как крупные, в том числе транснациональные, компании только начнут региональную экспансию в данную отрасль (например, сельскохозяйственный бизнес).

Практика показывает, что выгодное географическое положение является лишь потенциально возможным конкурентным преимуществом региона, однако его использование должно быть взвешенным и обоснованным инструментом, встроенным в систему управления региональным хозяйством. Только в этом случае этот фактор будет приносить отдачу, воспроизводя мультипликационный эффект роста предпринимательского сектора в экономике региона.

6) Экологическая обстановка в регионе.

С одной стороны, данный фактор определяет, в том числе, культурные нормы и ценности в регионе, предопределяя экологические стандарты поведения предпринимательских структур при осуществлении отдельных бизнес-процессов (например, промышленная экология). С другой стороны -это потенциальные источники доходов, формирующиеся за счет развития экологического бизнеса, реализуемого в регионе -продажа экологически чистых продуктов, строительство экологичного жилья, утилизация отходов, осуществление социально значимых экологических проектов и пр.

7) Состояние информационной региональной среды.

В новой экономике состав факторов производства расширяется за счет нового стратегического ресурса - информации, приобретающего свойство комплиментарно-сти по отношению к остальным факторам, таким образом, дополняя их возможности и снижая рыночную неопределенность. Кроме

того, возникает синергетический эффект взаимодействия информации с другими факторами производства, выражающийся в увеличении объемов выпуска. Таким образом, информация в новых условиях становится тем «сырьем», наличие которого лежит в основе экономического роста и общественного прогресса.

Доступность информации, в том числе и экономического характера, является важным условием роста уровня и качества развития экономических субъектов (предпринимательских структур, потребителей, общественных организаций и пр.) в регионе, поскольку многие явления и процессы зарождаются, развиваются и разрушаются именно под воздействием (при непосредственном участии) информационных потоков, иногда не влекущих за собой движение капитальных ресурсов, финансов, труда.

Действительно, превращение информации в важнейший производственный ресурс меняет направление эволюции общества, уменьшает зависимость экономического роста в отдельно взятом регионе от наличия у него природных ресурсов, капитала, численности трудоспособного населения и других экстенсивных факторов.

Информационные технологии в настоящее время превратились из вспомогательного ресурса, обеспечивающего дополнительные преимущества для бизнеса, в основной ресурс, необходимый для развития экономики в целом. В соответствии с отраслевым классификатором Бюро по статистике труда США выделяет следующие составляющие технологического треугольника новой информационной среды [5], представленные в таблице 1.

Понимая важность развития предпринимательской среды, крупные игроки бизнес-сектора российской экономики создают специальные институты развития -средства информационно-коммуникационной поддержки различного уровня. Например, ОАО «Сбербанк России», используя свою интернет-площадку, организовал специализированный портал для общения, развития и ежедневной деятельности предпринимателей «Деловая среда» [3], включаю-

щий в себя возможности дистанционного бизнес-образования, электронную торговую площадку, онлайн-магазин и онлайн-банк, онлайн-журнал для предпринимателей, а

Все факторы, влияющие на формирование и развитие предпринимательской среды, в совокупности порождают эффект синергии в производственно-технологической структуре за счет инновационной составляющей; в организационно-управленческой - за счет явных конкурентных импульсов, объективно порождаемых этой подсистемой и т.д. В целом предпринимательская среда является следствием изменения институциональных факторов - как комплекса постоянно совершенствуемых институтов, который обеспечивает наиболее значимый по силе эффект синергии. Поэтому развитие предпринимательских структур в регионе обусловлено, в первую очередь, складывающейся предпринимательской инфраструктурой, включающей законодательную базу, налоговый режим, высокий уровень институционального доверия, доходы населения, обеспечивающие спрос на производимый предпринимателями продукт и пр., а также желанием и готовностью к переме-нам -проводимой в регионе экономической политикой, уровнем развития и характером вза-

также другие сервисы, необходимые для предпринимательской деятельности разного уровня.

Таблица 1

имоотношений региональных властей и местного бизнес-сообщества.

В целом, современный этап функционирования российской экономики все еще не позволяет бизнесу, особенно малому, стать источником достижения долгосрочных целей развития, эффективным инструментом решения макроэкономических задач экономического роста, политики занятости, научно-технического прогресса. Именно управление предпринимательской средой дает необходимые рычаги воздействия на эффективность бизнес-сектора, формирует особые условия роста конкурентоспособности предпринимательских структур, что позволяет разрабатывать программы государственной поддержки, минимизировать административные барьеры, стимулировать инновации.

Литература

1. Авдашева С.Б., Шаститко А.Е. Ад-вокатирование конкуренции: предметное поле проблемы и направления действий. -М.: ТЕИС, 2006. - 42 с.

Отрасли, активно трансформирующиеся в новой информационной среде

Связь Вычислительная техника Информационное наполнение

Средства связи Аппаратное обеспечение Газеты

Бытовая аудио- и видеоаппаратура Полупроводниковые и сходные приборы Журналы, книги

Поздравительные открытки

Телеграфное и телефонное оборудование Различные электронные элементы Реклама

Кинематограф

Оборудование для вещания и связи Электрооборудование, расходные материалы Копирование, коммерческий дизайн, ретуширование

Связь, за исключением вещания Поисковая и навигационная аппаратура Прокат видеофильмов

Деловые услуги

Радио- и телевещание Услуги в области вычислительной техники и обработки данных, программное обеспечение Продюсеры, оркестры, специалисты в области зрелищных мероприятий

Ремонтные мастерские Библиотеки, учебные заведения, в том числе на общественных началах

2. Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: учебник. -СПб.: АНО ИПЭВ, 2009. - 336 с.

3. Интернет-портал ОАО «Сбербанк России» «Деловая среда».

4. Костусенко Е.И. Конкуренто-партнерские основы сетевого взаимодействия предпринимательских структур // Научные труды Вольного экономического общества России. 2013. - Т. 176. - С. 226233.

5. Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество. - К.: «INT-press». - М.: «Релф-бук», 1999. - 393 с.

6. Тарануха Ю. Адвокатирование конкуренции: в чем его суть? // Экономист. -2011. - № 12. - С. 44-56.

7. Шарафанова Е.Е., Виленский А.Е. Полноправный член сети: использование франчайзинга в гостиничных цепях // Российское предпринимательство. - 2008. -№ 6. - С. 142-146.

8. Advocacy and Competition Policy. International competition Network, ICNs Conference. - Naples, 2002 [Электронный ресурс].

URL: www.internationalcompetitionnetwork.org (дата обращения: 24.02.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.