экономическое А.В. Лабунец
направление ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ...
УДК 334.722
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ
И ФАКТОРЫ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ
© 2014
А.В. Лабунец, соискатель
Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)
Аннотация: Приведены основные черты предпринимательской среды. Обобщены ключевые факторы влияния на внутреннюю и внешнюю предпринимательскую среду, определены группы условий, которые имеют влияние на существования предпринимательской среды и возможности ее развития.
Ключевые слова: предприниматель, предпринимательская среда, внутренняя среда, внешняя среда.
В Украине развитие предпринимательства является актуальной проблемой исследований. Расширение сети предпринимательских структур, и прежде всего малых и средних предприятий, способствует решению острых проблем для экономики страны. Однако становление предпринимательского сектора сталкивается с серьезными трудностями, связанными с формированием благоприятной макроэкономической среды [1].
Предпринимательская среда формирует условия для различных сценариев развития национальной экономики и одновременно является предпосылкой развития кризисов, после которых наступает оживление или длительный застой. Эти процессы требует определенного воздействия на минимизацию негативных последствий в формировании бизнес-структур и эффективной рыночной среды, а их прогнозирование может быть самым разнообразным. В этой связи важным является идентификация объектов и сфер регулирования предпринимательской среды в системе общественного воспроизводства.
Научные представления о сущности предпринимательской среды, ее место и роль в экономическом развитии общества, методах регулирования в условиях рыночной модернизации развивались по мере становления общественного порядка.
Проблемы исследования предпринимательской среды раскрыты в работах Виноградской А. Н., Гиля С. £., Горобинской М. В., Ефремовой Л. В., Куценко Т. Ф., Никифоровой А. £., Прыймак Л. I., Поддубной Л. I., Чистовой С. М. и др. В отечественных научных исследованиях по ряду объективных причин все еще существуют некоторые недостатки в теоретических и методологических разработках по вопросам регулирования предпринимательской среды.
Цель статьи заключается в теоретическом обобщении основных признаков понятия «предпринимательская среда» и факторов влияния на нее.
В Украине среда функционирования предпринимательства далеко не в полной мере отвечает требованиям рыночной экономики и является неблагоприятной для его успешного развития.
Экономический анализ процесса предпринимательства в Украине свидетельствует о многочисленных стратегических и тактических просчетах в действиях государственной законодательной и высшей исполнительной власти на начальном периоде его формирования. Поэтому понятно, что важной предпосылкой успешного развития предпринимательства в Украине должно стать создание эффективного механизма государственного регулирования предпринимательства. Зарубежный опыт и анализ отечественной практики развития предпринимательских структур свидетельствуют о том, что государственная предпринимательская политика должна включать следующие составляющие:
- государственное регулирование формообразующих процессов в предпринимательской среде, а именно в законодательной базе, приватизации, формировании основ антимонопольной конкурентной политики; существовании института банкротства субъектов предпринимательства;
- государственная система финансовой поддержки предпринимательства [2].
Виноградская А. Н. рассматривает предпринимательскую среду как общественно-экономическую ситуацию, которая включает в себя: степень экономической свободы, наличие предпринимательского корпуса; доминирование рыночного типа экономических связей, возможность формирования предпринимательского капитала и использования необходимых ресурсов. По ее мнению, предпринимательскую среду можно представить в виде экономической системы, где происходит активное взаимодействие между ее составными элементами: природными ресурсами, государством, домовладениями и предпринимательством [3].
Предпринимательскую среду целесообразно рассматривать как комплекс юридических, налоговых, организационных и других условий, стимулирующих сохранение и развитие хозяйственной деятельности в различных формах. Также эффективная предпринимательская среда должна обеспечивать предпринимателям необходимые экономические свободы как первое и определяющее условие становления предпринимательства, а как второе - организационно-хозяйственное новаторство. Это понимание «предпринимательской среды» не может быть полным, однако оно, на наш взгляд, является рациональным, поскольку объясняет, во-первых, при каких обстоятельствах такая среда становится эффективной, и во-вторых, показывает, что ключевое место в предпринимательской среде принадлежит такому сегменту как «экономическая свобода». Именно при экономической свободе предпринимательство становится возможным и, главное, получает на этой основе возможность формирования организационно-хозяйственного новаторства.
Учитывая вышеизложенное понимания сущности предпринимательской среды, мы предлагаем определять ее как совокупность субъективных и объективных факторов, влияющих на функционирование субъектов предпринимательской деятельности и определяющие условия их существования, развития на основе предпринимательской инициативы.
По нашему мнению предпринимательскую среду можно разделить на внутреннюю и внешнюю [3].
Внутренняя среда предпринимательства - это механизм жизнеспособности предприятия. Она отражает процессы и действия, совершаемые внутри субъекта хозяйствования, основу его функционирования. Главное место во внутренней среде занимает предприниматель, который создав новую фирму ею руководит и самостоятельно принимает решение по многим вопросам: объем вкладываемых ресурсов, организация технологии производства, организационное построение предприятия, результат производства. Фирма, занимающаяся предпринимательской деятельностью, может иметь производственный и финансовый отделы, маркетинговую службу, бухгалтерию, службу материально-технического обеспечения и др. Конкретная организационная структура зависит от специфики вида предприятия, объемов хозяйственной деятельности, широты ассортимента товаров и целей.
Анализ предпринимательской среды может осуществляться с помощью маркетинговых исследований, разработки бизнес-плана, оперативного управления, контроля за результатами хозяйственной деятельности, обращения к услугам консультационных фирм, других сторонних орга-
А.В. Лабунец экономическое
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ... направление
низаций, учреждений для получения необходимой информации [4-8]. Исходя из этого, если предприятие не будет ориентироваться на внешнюю среду с позиции системного подхода, то потеряется чувство перспективы, повысится степень предпринимательского риска.
Внешняя среда предпринимательства - это структурно-пространственное окружение, которое представляет собой совокупность факторов прямого и косвенного воздействия на функционирование предприятия.
Факторы влияния на предпринимательскую среду можно классифицировать по следующим признакам:
- по сфере окружения: факторы микросреды (внутренние), макросреды (внешние);
- в зависимости от степени воздействия: прямого и косвенного воздействия;
- по характеру действия: финансово-экономические, организационно-правовые, социально-психологические;
- в зависимости от роли факторов в создании предпринимательского климата: стимулирующие и сдерживающие [3, 172].
Особое значение приобретает влияние таких типичных факторов внешней среды как: состояние рыночной ситуации, анализ условий торговли на рынке, хозяйственные связи, конкуренты, экономика, демографические процессы, наука и техника, правовая система, потребительские и их требования к товарам.
Совокупность всех внешних и внутренних компонентов предпринимательской среды за их чертами можно разделить на три сегмента:
- институциональные образования и формы их влияния;
- условия предпринимательской деятельности;
- общие факторы влияния.
В группу институциональных внешних компонентов первого сегмента следует включить производителя, конкурента, а также предпринимательскую инфраструктуру, под которой будем понимать организационно-экономическую систему, совокупность различных организаций и частных лиц и которая направлена на поддержку субъектов предпринимательства, а также обеспечивает условия их эффективного функционирования и развития, динамичное продвижение результатов деятельности предпринимателей к потребителю в неразрывной связи с финансовыми и информационными потоками.
Предприниматель как институциональный «внутренний» компонент может обобщить многие из приведенных внешних компонентов или выступить в качестве их владельца или совладельца. Так как главное заключается в том, что он одновременно способен трансформироваться в потребителя продукции, а именно сочетать в себе сущностные характеристики внутренних и внешних компонентов предпринимательской среды.
Вторая группа компонентов предпринимательской среды - условия предпринимательской деятельности имеет более четкие границы. К ней можно отнести природно-климатические условия и географическое положение, экономическую свободу и нормативно-правовую базу.
В последний, третий, сегмент группы компонентов предпринимательской среды - общие факторы влияния -предлагается включить такие внешние компоненты:
- политическую ситуацию в стране;
- место на международной арене и внешнюю политику;
- ситуацию в мировой экономике;
- внешнеторговую политику и практику.
Кроме того, в данную группу включаются следующие факторы: а) социальные (социальная обстановка, связанная с уровнем платежного спроса населения (потребителей), уровнем безработицы); состояние здравоохранения, демографическая ситуация; национальные традиции и обычаи; национальные ценности; б) культурные, обусловленные уровнем образования населения и обеспечивают заинтересованным индивидам возможность заниматься предпринимательством. К данной группе ком-94
понентов предпринимательской среды целесообразно включить также научно-технические и технологические факторы, которые определяются как «технологическая среда» и характеризует уровень научно-технического развития страны.
Все эти три группы сегментов предпринимательской среды имеют между собой системные связи и взаимозависимости, которые, в свою очередь, во многом определяются существованием связей и взаимозависимостей между компонентами в рамках каждого из этих сегментов.
Важным в ходе исследования является четкое установление групп условий, которые в той или иной степени определяют параметры современной предпринимательской среды. Таковыми, по нашему мнению, есть:
1) условия, которые определяют возможность существования предпринимательской среды:
- социально-политическая ситуация в стране (лояльность власти, отсутствие социально-культурных противопоказаний и запретов),
- базовое нормативно-правовое обеспечение;
- основные экономические предпосылки (наличие платежеспособного спроса, рынков товаров и услуг, сила конкуренции, доступность инвестиций и т.д.);
- наличие природных ресурсов и их доступность;
- степень зависимости бизнеса от социальной, производственной инфраструктуры, транспорта и связи.
2) условия, которые определяют возможности для развития предпринимательской среды:
- положительная динамика макроэкономических показателей;
- отсутствие политических конфликтов во власти и между субъектами предпринимательства;
- отсутствие противоречий и принципиальных неоднозначностей в нормативно-правовой базе;
- эффективная система защиты прав субъектов предпринимательства;
- степень влияния на предпринимательскую среду административных преград;
- государственная целевая поддержка инновационной активности предпринимательства и т.д. [9].
Степень осознания государственной властью трансформаций и изменений во время обеспечения этих условий сегодня, по нашему убеждению, является крайне важной. Так, во время кризиса 2008 - 2009 гг. в мире начала наблюдаться четкая тенденция совершенствования методов и форм государственного регулирования развития предпринимательства и предпринимательской среды: это стало началом существенных сдвигов в целях, механизмах регулирования, в поиске баланса применения государственного и рыночного механизмов регулирования экономики в условиях новых глобализационных вызовах, применения организационной формы взаимодействия органов государственного управления с субъектами частного бизнеса и т. д. Изучение последнего направления, по нашему убеждению, является крайне важным в современных условиях развития экономики.
Таким образом, мы исследовали сущность предпринимательской среды и определили, что она зависит от совокупности субъективных и объективных факторов, групп условий, которые определяют параметры существования и развития предпринимательской инициативы, от внешних и внутренних компонентов, которые влияют на функционирование субъектов предпринимательской деятельности. И можем утверждать, что основная цель проведения анализа предпринимательской среды заключается в получении информации для принятия рациональных управленческих решений, поскольку предпринимательская среда является одним из важнейших факторов развития предприятия в целом. Также при развитии предпринимательской среды важно учитывать ее состояние, перспективы развития, динамику, различные направления воздействия.
экономическое направление
А.В. Лабунец
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гиль С. £. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие. Ч. 4 / С. £. Гиль, Л. В. Ефремова, М. В. Горобинськая, Л. I. Приймак, Л. I. Поддубная - Харьков: Вид. ХНЕУ, 2006. - 88 с.
2. Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие / С. М. Чистов, А. £. Никифоров, Т. Ф. Куценко и др. - К.: КНЕУ, 2000. - 316 с.
3. Виноградская А. М. Основы предпринимательства: Учебное пособие. Второе издание, перераб. и до-пов. - К.: Кондор, 2007. - 544 с.
4. Фоменко Л.Г. Влияние тенденций мирового сельскохозяйственного рынка на маркетинговую среду малых сельскохозяйственных предприятий Украины // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 61-64.
5. Олейник Е.А. Прогрессивные направления улучшения инвестиционно-финансового обеспечения сельскохозяйственных предприятий Украины // Азимут научных исследований: экономика и управление.
2013. № 2. С. 21-23.
6. Понедельчук Т.В. Влияние основных и второстепенных факторов на экономический рост в условиях трансформационной экономики Украины // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. № 1. С. 26-29.
7. Музыченко А.С. Проблемы уменьшения диспропорциональности социально-экономического развития регионов Украины // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 4 (11). С. 125-127.
8. Чирва О.Г. Генезис и тенденции развития системы сельскохозяйственной кредитной кооперации в Украине // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 67-71.
9. Предпринимательство. Корпорация больших и малых предприятий как фактор повышения конкурентоспособности предпринимательства Украины [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://visnik. knteu.kiev.Ua/files/2010/01/1.pdf
© 2014
THEORETICAL BASIS OF BUSINESS ENVIRONMENT RESEARCH AND ITS REGULATORY FACTORS
A.V. Labynets, applicant
Pavlo Tychyna Uman State Pedagogical University, Uman (Ukraine)
Annotation: The main characteristics of the business environment are listed. The key factors that affect the internal and external business environment were summarized; the group of conditions that have an impact on the business environment existence and possibility of its development were defined.
Keywords: entrepreneur, enterprise environment, internal environment, external environment.
УДК 334.012
© 2014
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Ю.П. Майданевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры учета и аудита Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь (Украина)
Аннотация: Статья посвящена исследованию динамики развития агропромышленного комплекса Украины и необходимостью формирования интеграционных структур, объединяющих агросферу и перерабатывающую промышленность.
Ключевые слова: устойчивый рост, сельскохозяйственные товаропроизводители, разгосударствление и приватизация имущества, дестабилизации аграрного сектора, интеграционные структуры, единоличное сельскохозяйственное предприятие, коллективное сельскохозяйственное хозяйство, агропромышленные объединения.
Деструктивш соцiально-економiчнi процеси, що роз-виваються протягом останшх двох десятилггь, сприяли прояву ряду негативних насладив практично у вах га-лузях i галузевих комплексах Украши, однак найбшьш руйшвному впливу паддалися сфери АПК. За роки реформ не тшьки рiзко знижеш обсяги виробництва сшь-ськогосподарсько! продукцп й переробних галузей, але й попршилися фiнансовi результати, зросла кшьшсть збиткових господарств, порушеш мiжгалузевi зв'язки, припинено або ведеться вкрай пов№но техшко-техно-лопчне переоснащення. Деякому подоланню перерахо-ваних й шших негативних тенденцш, безумовно, буде сприяти реалiзацiя нацюнального проекту по розвитку АПК[1]. Однак ефективне управлшня галуззю неможли-во в умовах сучасно! Украши без сприяння й державного регулювання процесiв формування iнтеграцiйних структур, конкурентоздатних не тiльки на внутршньому, але й зовнiшньому ринку сшьськогосподарсько! продукцii.
Анализ остантх дослгджень I публтацш. Результати аналiзу науково! лгтератури з проблем динамiка розвитку агропромислового комплексу Укра!ни дослiджуються в працях таких вiдомих закордонних i вiтчизняних учених-економiстiв, як Бурнушн В.О., Кушнець Л.£., Прэйгер Д., Саблук П., Сафiн О., Шпичак О.М. та ш.
Формулювання цтей статтг. Основною метою стат-тi е дослiдження динамiки розвитку АПК Украши за допомогою илька етатв, вадзначених кардинальними перетвореннями в системi його управлшня.
Виклад основного матергалу. У цшому ситуа^,
що склалася в агропромисловому комплексi кра!ни, ха-рактеризуеться цiлим рядом негативних факторiв (не-рiвномiрнiстю розвитку окремих галузей, неконкурен-тоздатнiстю продовольчо! продукцii по якосп й цiнi в порiвняннi з закордонними продуктами харчування, старiнням основних виробничих фондiв i недостачею фшансових ресурсiв для технiчного переозброення й ш.) i вимагае негайного проведення iстотного корегування його розвитку на основi ново!, чiтко прогнозовано! стратеги, спрямовано! на стимулювання штеграцшних про-цесiв.
У динамiку розвитку АПК Украши можна видiлити калька етапiв, вiдзначених кардинальними перетвореннями в системi його управлiння [2,3].
Перший етап - становлення АПК як комплексу i його стшкий рiст, тривав з початку створення СРСР до початку перебудованого перюду. Безумовно, цей етап не вiдрiзнявся стабiльнiстю, включае багато реформ, характеризуемся не рiвномiрним ростом, а сполученням пе-рiодiв спаду й падйому. Однак саме в щ роки сформува-лася стшка система галузевого управлiння. Iнтеграцiйнi процеси цього перюду пов'язаш з укрупненням господарств. Головними перевагами великих сшьськогос-подарських товаровиробникiв е бiльшi можливостi в придбаннi технiчно зроблених машин, устаткування, насiнних культур, високопродуктивних порiд тварин, а також у здшсненш спецiалiзацii' й кооперацii пращ[4]. Крiм того, для великого господарства властивi можли-востi в розвитку продуктивних чинностей, концентрацii