Научная статья на тему 'Теоретические основы исследования предпринимательской среды и факторы ее регулирования'

Теоретические основы исследования предпринимательской среды и факторы ее регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ENTREPRENEUR / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА / ENTERPRISE ENVIRONMENT / ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА / INTERNAL ENVIRONMENT / ВНЕШНЯЯ СРЕДА / EXTERNAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лабунец Алена Владимировна

Приведены основные черты предпринимательской среды. Обобщены ключевые факторы влияния на внутреннюю и внешнюю предпринимательскую среду, определены группы условий, которые имеют влияние на существования предпринимательской среды и возможности ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASIS OF BUSINESS ENVIRONMENT RESEARCH AND ITS REGULATORY FACTORS

The main characteristics of the business environment are listed. The key factors that affect the internal and external business environment were summarized; the group of conditions that have an impact on the business environment existence and possibility of its development were defined.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы исследования предпринимательской среды и факторы ее регулирования»

экономическое А.В. Лабунец

направление ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ...

УДК 334.722

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ

И ФАКТОРЫ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ

© 2014

А.В. Лабунец, соискатель

Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)

Аннотация: Приведены основные черты предпринимательской среды. Обобщены ключевые факторы влияния на внутреннюю и внешнюю предпринимательскую среду, определены группы условий, которые имеют влияние на существования предпринимательской среды и возможности ее развития.

Ключевые слова: предприниматель, предпринимательская среда, внутренняя среда, внешняя среда.

В Украине развитие предпринимательства является актуальной проблемой исследований. Расширение сети предпринимательских структур, и прежде всего малых и средних предприятий, способствует решению острых проблем для экономики страны. Однако становление предпринимательского сектора сталкивается с серьезными трудностями, связанными с формированием благоприятной макроэкономической среды [1].

Предпринимательская среда формирует условия для различных сценариев развития национальной экономики и одновременно является предпосылкой развития кризисов, после которых наступает оживление или длительный застой. Эти процессы требует определенного воздействия на минимизацию негативных последствий в формировании бизнес-структур и эффективной рыночной среды, а их прогнозирование может быть самым разнообразным. В этой связи важным является идентификация объектов и сфер регулирования предпринимательской среды в системе общественного воспроизводства.

Научные представления о сущности предпринимательской среды, ее место и роль в экономическом развитии общества, методах регулирования в условиях рыночной модернизации развивались по мере становления общественного порядка.

Проблемы исследования предпринимательской среды раскрыты в работах Виноградской А. Н., Гиля С. £., Горобинской М. В., Ефремовой Л. В., Куценко Т. Ф., Никифоровой А. £., Прыймак Л. I., Поддубной Л. I., Чистовой С. М. и др. В отечественных научных исследованиях по ряду объективных причин все еще существуют некоторые недостатки в теоретических и методологических разработках по вопросам регулирования предпринимательской среды.

Цель статьи заключается в теоретическом обобщении основных признаков понятия «предпринимательская среда» и факторов влияния на нее.

В Украине среда функционирования предпринимательства далеко не в полной мере отвечает требованиям рыночной экономики и является неблагоприятной для его успешного развития.

Экономический анализ процесса предпринимательства в Украине свидетельствует о многочисленных стратегических и тактических просчетах в действиях государственной законодательной и высшей исполнительной власти на начальном периоде его формирования. Поэтому понятно, что важной предпосылкой успешного развития предпринимательства в Украине должно стать создание эффективного механизма государственного регулирования предпринимательства. Зарубежный опыт и анализ отечественной практики развития предпринимательских структур свидетельствуют о том, что государственная предпринимательская политика должна включать следующие составляющие:

- государственное регулирование формообразующих процессов в предпринимательской среде, а именно в законодательной базе, приватизации, формировании основ антимонопольной конкурентной политики; существовании института банкротства субъектов предпринимательства;

- государственная система финансовой поддержки предпринимательства [2].

Виноградская А. Н. рассматривает предпринимательскую среду как общественно-экономическую ситуацию, которая включает в себя: степень экономической свободы, наличие предпринимательского корпуса; доминирование рыночного типа экономических связей, возможность формирования предпринимательского капитала и использования необходимых ресурсов. По ее мнению, предпринимательскую среду можно представить в виде экономической системы, где происходит активное взаимодействие между ее составными элементами: природными ресурсами, государством, домовладениями и предпринимательством [3].

Предпринимательскую среду целесообразно рассматривать как комплекс юридических, налоговых, организационных и других условий, стимулирующих сохранение и развитие хозяйственной деятельности в различных формах. Также эффективная предпринимательская среда должна обеспечивать предпринимателям необходимые экономические свободы как первое и определяющее условие становления предпринимательства, а как второе - организационно-хозяйственное новаторство. Это понимание «предпринимательской среды» не может быть полным, однако оно, на наш взгляд, является рациональным, поскольку объясняет, во-первых, при каких обстоятельствах такая среда становится эффективной, и во-вторых, показывает, что ключевое место в предпринимательской среде принадлежит такому сегменту как «экономическая свобода». Именно при экономической свободе предпринимательство становится возможным и, главное, получает на этой основе возможность формирования организационно-хозяйственного новаторства.

Учитывая вышеизложенное понимания сущности предпринимательской среды, мы предлагаем определять ее как совокупность субъективных и объективных факторов, влияющих на функционирование субъектов предпринимательской деятельности и определяющие условия их существования, развития на основе предпринимательской инициативы.

По нашему мнению предпринимательскую среду можно разделить на внутреннюю и внешнюю [3].

Внутренняя среда предпринимательства - это механизм жизнеспособности предприятия. Она отражает процессы и действия, совершаемые внутри субъекта хозяйствования, основу его функционирования. Главное место во внутренней среде занимает предприниматель, который создав новую фирму ею руководит и самостоятельно принимает решение по многим вопросам: объем вкладываемых ресурсов, организация технологии производства, организационное построение предприятия, результат производства. Фирма, занимающаяся предпринимательской деятельностью, может иметь производственный и финансовый отделы, маркетинговую службу, бухгалтерию, службу материально-технического обеспечения и др. Конкретная организационная структура зависит от специфики вида предприятия, объемов хозяйственной деятельности, широты ассортимента товаров и целей.

Анализ предпринимательской среды может осуществляться с помощью маркетинговых исследований, разработки бизнес-плана, оперативного управления, контроля за результатами хозяйственной деятельности, обращения к услугам консультационных фирм, других сторонних орга-

А.В. Лабунец экономическое

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ... направление

низаций, учреждений для получения необходимой информации [4-8]. Исходя из этого, если предприятие не будет ориентироваться на внешнюю среду с позиции системного подхода, то потеряется чувство перспективы, повысится степень предпринимательского риска.

Внешняя среда предпринимательства - это структурно-пространственное окружение, которое представляет собой совокупность факторов прямого и косвенного воздействия на функционирование предприятия.

Факторы влияния на предпринимательскую среду можно классифицировать по следующим признакам:

- по сфере окружения: факторы микросреды (внутренние), макросреды (внешние);

- в зависимости от степени воздействия: прямого и косвенного воздействия;

- по характеру действия: финансово-экономические, организационно-правовые, социально-психологические;

- в зависимости от роли факторов в создании предпринимательского климата: стимулирующие и сдерживающие [3, 172].

Особое значение приобретает влияние таких типичных факторов внешней среды как: состояние рыночной ситуации, анализ условий торговли на рынке, хозяйственные связи, конкуренты, экономика, демографические процессы, наука и техника, правовая система, потребительские и их требования к товарам.

Совокупность всех внешних и внутренних компонентов предпринимательской среды за их чертами можно разделить на три сегмента:

- институциональные образования и формы их влияния;

- условия предпринимательской деятельности;

- общие факторы влияния.

В группу институциональных внешних компонентов первого сегмента следует включить производителя, конкурента, а также предпринимательскую инфраструктуру, под которой будем понимать организационно-экономическую систему, совокупность различных организаций и частных лиц и которая направлена на поддержку субъектов предпринимательства, а также обеспечивает условия их эффективного функционирования и развития, динамичное продвижение результатов деятельности предпринимателей к потребителю в неразрывной связи с финансовыми и информационными потоками.

Предприниматель как институциональный «внутренний» компонент может обобщить многие из приведенных внешних компонентов или выступить в качестве их владельца или совладельца. Так как главное заключается в том, что он одновременно способен трансформироваться в потребителя продукции, а именно сочетать в себе сущностные характеристики внутренних и внешних компонентов предпринимательской среды.

Вторая группа компонентов предпринимательской среды - условия предпринимательской деятельности имеет более четкие границы. К ней можно отнести природно-климатические условия и географическое положение, экономическую свободу и нормативно-правовую базу.

В последний, третий, сегмент группы компонентов предпринимательской среды - общие факторы влияния -предлагается включить такие внешние компоненты:

- политическую ситуацию в стране;

- место на международной арене и внешнюю политику;

- ситуацию в мировой экономике;

- внешнеторговую политику и практику.

Кроме того, в данную группу включаются следующие факторы: а) социальные (социальная обстановка, связанная с уровнем платежного спроса населения (потребителей), уровнем безработицы); состояние здравоохранения, демографическая ситуация; национальные традиции и обычаи; национальные ценности; б) культурные, обусловленные уровнем образования населения и обеспечивают заинтересованным индивидам возможность заниматься предпринимательством. К данной группе ком-94

понентов предпринимательской среды целесообразно включить также научно-технические и технологические факторы, которые определяются как «технологическая среда» и характеризует уровень научно-технического развития страны.

Все эти три группы сегментов предпринимательской среды имеют между собой системные связи и взаимозависимости, которые, в свою очередь, во многом определяются существованием связей и взаимозависимостей между компонентами в рамках каждого из этих сегментов.

Важным в ходе исследования является четкое установление групп условий, которые в той или иной степени определяют параметры современной предпринимательской среды. Таковыми, по нашему мнению, есть:

1) условия, которые определяют возможность существования предпринимательской среды:

- социально-политическая ситуация в стране (лояльность власти, отсутствие социально-культурных противопоказаний и запретов),

- базовое нормативно-правовое обеспечение;

- основные экономические предпосылки (наличие платежеспособного спроса, рынков товаров и услуг, сила конкуренции, доступность инвестиций и т.д.);

- наличие природных ресурсов и их доступность;

- степень зависимости бизнеса от социальной, производственной инфраструктуры, транспорта и связи.

2) условия, которые определяют возможности для развития предпринимательской среды:

- положительная динамика макроэкономических показателей;

- отсутствие политических конфликтов во власти и между субъектами предпринимательства;

- отсутствие противоречий и принципиальных неоднозначностей в нормативно-правовой базе;

- эффективная система защиты прав субъектов предпринимательства;

- степень влияния на предпринимательскую среду административных преград;

- государственная целевая поддержка инновационной активности предпринимательства и т.д. [9].

Степень осознания государственной властью трансформаций и изменений во время обеспечения этих условий сегодня, по нашему убеждению, является крайне важной. Так, во время кризиса 2008 - 2009 гг. в мире начала наблюдаться четкая тенденция совершенствования методов и форм государственного регулирования развития предпринимательства и предпринимательской среды: это стало началом существенных сдвигов в целях, механизмах регулирования, в поиске баланса применения государственного и рыночного механизмов регулирования экономики в условиях новых глобализационных вызовах, применения организационной формы взаимодействия органов государственного управления с субъектами частного бизнеса и т. д. Изучение последнего направления, по нашему убеждению, является крайне важным в современных условиях развития экономики.

Таким образом, мы исследовали сущность предпринимательской среды и определили, что она зависит от совокупности субъективных и объективных факторов, групп условий, которые определяют параметры существования и развития предпринимательской инициативы, от внешних и внутренних компонентов, которые влияют на функционирование субъектов предпринимательской деятельности. И можем утверждать, что основная цель проведения анализа предпринимательской среды заключается в получении информации для принятия рациональных управленческих решений, поскольку предпринимательская среда является одним из важнейших факторов развития предприятия в целом. Также при развитии предпринимательской среды важно учитывать ее состояние, перспективы развития, динамику, различные направления воздействия.

экономическое направление

А.В. Лабунец

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ...

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гиль С. £. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие. Ч. 4 / С. £. Гиль, Л. В. Ефремова, М. В. Горобинськая, Л. I. Приймак, Л. I. Поддубная - Харьков: Вид. ХНЕУ, 2006. - 88 с.

2. Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие / С. М. Чистов, А. £. Никифоров, Т. Ф. Куценко и др. - К.: КНЕУ, 2000. - 316 с.

3. Виноградская А. М. Основы предпринимательства: Учебное пособие. Второе издание, перераб. и до-пов. - К.: Кондор, 2007. - 544 с.

4. Фоменко Л.Г. Влияние тенденций мирового сельскохозяйственного рынка на маркетинговую среду малых сельскохозяйственных предприятий Украины // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 61-64.

5. Олейник Е.А. Прогрессивные направления улучшения инвестиционно-финансового обеспечения сельскохозяйственных предприятий Украины // Азимут научных исследований: экономика и управление.

2013. № 2. С. 21-23.

6. Понедельчук Т.В. Влияние основных и второстепенных факторов на экономический рост в условиях трансформационной экономики Украины // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. № 1. С. 26-29.

7. Музыченко А.С. Проблемы уменьшения диспропорциональности социально-экономического развития регионов Украины // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 4 (11). С. 125-127.

8. Чирва О.Г. Генезис и тенденции развития системы сельскохозяйственной кредитной кооперации в Украине // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 67-71.

9. Предпринимательство. Корпорация больших и малых предприятий как фактор повышения конкурентоспособности предпринимательства Украины [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://visnik. knteu.kiev.Ua/files/2010/01/1.pdf

© 2014

THEORETICAL BASIS OF BUSINESS ENVIRONMENT RESEARCH AND ITS REGULATORY FACTORS

A.V. Labynets, applicant

Pavlo Tychyna Uman State Pedagogical University, Uman (Ukraine)

Annotation: The main characteristics of the business environment are listed. The key factors that affect the internal and external business environment were summarized; the group of conditions that have an impact on the business environment existence and possibility of its development were defined.

Keywords: entrepreneur, enterprise environment, internal environment, external environment.

УДК 334.012

© 2014

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Ю.П. Майданевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры учета и аудита Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь (Украина)

Аннотация: Статья посвящена исследованию динамики развития агропромышленного комплекса Украины и необходимостью формирования интеграционных структур, объединяющих агросферу и перерабатывающую промышленность.

Ключевые слова: устойчивый рост, сельскохозяйственные товаропроизводители, разгосударствление и приватизация имущества, дестабилизации аграрного сектора, интеграционные структуры, единоличное сельскохозяйственное предприятие, коллективное сельскохозяйственное хозяйство, агропромышленные объединения.

Деструктивш соцiально-економiчнi процеси, що роз-виваються протягом останшх двох десятилггь, сприяли прояву ряду негативних насладив практично у вах га-лузях i галузевих комплексах Украши, однак найбшьш руйшвному впливу паддалися сфери АПК. За роки реформ не тшьки рiзко знижеш обсяги виробництва сшь-ськогосподарсько! продукцп й переробних галузей, але й попршилися фiнансовi результати, зросла кшьшсть збиткових господарств, порушеш мiжгалузевi зв'язки, припинено або ведеться вкрай пов№но техшко-техно-лопчне переоснащення. Деякому подоланню перерахо-ваних й шших негативних тенденцш, безумовно, буде сприяти реалiзацiя нацюнального проекту по розвитку АПК[1]. Однак ефективне управлшня галуззю неможли-во в умовах сучасно! Украши без сприяння й державного регулювання процесiв формування iнтеграцiйних структур, конкурентоздатних не тiльки на внутршньому, але й зовнiшньому ринку сшьськогосподарсько! продукцii.

Анализ остантх дослгджень I публтацш. Результати аналiзу науково! лгтератури з проблем динамiка розвитку агропромислового комплексу Укра!ни дослiджуються в працях таких вiдомих закордонних i вiтчизняних учених-економiстiв, як Бурнушн В.О., Кушнець Л.£., Прэйгер Д., Саблук П., Сафiн О., Шпичак О.М. та ш.

Формулювання цтей статтг. Основною метою стат-тi е дослiдження динамiки розвитку АПК Украши за допомогою илька етатв, вадзначених кардинальними перетвореннями в системi його управлшня.

Виклад основного матергалу. У цшому ситуа^,

що склалася в агропромисловому комплексi кра!ни, ха-рактеризуеться цiлим рядом негативних факторiв (не-рiвномiрнiстю розвитку окремих галузей, неконкурен-тоздатнiстю продовольчо! продукцii по якосп й цiнi в порiвняннi з закордонними продуктами харчування, старiнням основних виробничих фондiв i недостачею фшансових ресурсiв для технiчного переозброення й ш.) i вимагае негайного проведення iстотного корегування його розвитку на основi ново!, чiтко прогнозовано! стратеги, спрямовано! на стимулювання штеграцшних про-цесiв.

У динамiку розвитку АПК Украши можна видiлити калька етапiв, вiдзначених кардинальними перетвореннями в системi його управлiння [2,3].

Перший етап - становлення АПК як комплексу i його стшкий рiст, тривав з початку створення СРСР до початку перебудованого перюду. Безумовно, цей етап не вiдрiзнявся стабiльнiстю, включае багато реформ, характеризуемся не рiвномiрним ростом, а сполученням пе-рiодiв спаду й падйому. Однак саме в щ роки сформува-лася стшка система галузевого управлiння. Iнтеграцiйнi процеси цього перюду пов'язаш з укрупненням господарств. Головними перевагами великих сшьськогос-подарських товаровиробникiв е бiльшi можливостi в придбаннi технiчно зроблених машин, устаткування, насiнних культур, високопродуктивних порiд тварин, а також у здшсненш спецiалiзацii' й кооперацii пращ[4]. Крiм того, для великого господарства властивi можли-востi в розвитку продуктивних чинностей, концентрацii

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.