Научная статья на тему 'Благоприятная предпринимательская среда и условия ее формирования в регионе'

Благоприятная предпринимательская среда и условия ее формирования в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5080
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА / REGION / ENTREPRENEURSHIP / SMALL AND MEDIUM BUSINESS AND THE BUSINESS ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдулаева Заира Запировна

Основным условием динамичного развития предпринимательства является наличие соответствующей предпринимательской среды. В статье определена сущность понятия «благоприятная предпринимательская среда», выделены ее структурные элементы, а также выявлены условия, объективно влияющие на процесс формирования благоприятной предпринимательской среды врегионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FAVORABLE BUSINESS ENVIRONMENT AND THE CONDITIONS OF ITS FORMATION IN THE REGION

The basic condition for dynamic development of the enterprise is the availability of appropriate business environment. In the article the essence of the notion «favorable business environment», highlighted its structural elements, as well as the terms, objectively influencing the process of formation of favorable business environment in the region.

Текст научной работы на тему «Благоприятная предпринимательская среда и условия ее формирования в регионе»

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

АБДУЛАЕВА 3.3.

БЛАГОПРИЯТНАЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА И УСЛОВИЯ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В РЕГИОНЕ

Основным условием динамичного развития предпринимательства является наличие соответствующей предпринимательской среды. В статье определена сущность понятия «благоприятная предпринимательская среда», выделены ее структурные элементы, а также выявлены условия, объективно влияющие на процесс формирования благоприятной предпринимательской среды врегионе.

ABDULAEVA

THE FAVORABLE BUSINESS ENVIRONMENT AND THE CONDITIONS OF ITS FORMATION IN THE REGION

The basic condition for dynamic development of the enterprise is the availability of appropriate business environment. In the article the essence of the notion «favorable business environment», highlighted its structural elements, as well as the terms, objectively influencing the process of formation of favorable business environment in the region.

Ключевые слова: регион, предпринимательство, малый и средний бизнес, предпринимательская среда.

Keywords: region, entrepreneurship, small and medium business and the business environment.

В современных условиях, когда экономика ориентируется на рыночные отношения, отмечаются её стабильность и подъём, особое значение приобретает развитие предпринимательства как ключевого фактора и приоритета социально-экономического развития страны, Северо-Кавказского федерального округа и Республики Дагестан. При этом особая роль отводится развитию малого и среднего предпринимательства, которое может и должно сыграть решающую роль в становлении рыночной экономики, развитии и модернизации всех отраслей и сфер жизнедеятельности страны и ее регионов.

Однако предпринимательство, особенно малое и среднее, может развиваться при наличии в регионе определенных внешних и внутренних факторов (условий), в совокупности обеспечивающих благоприятные возможности для развития цивилизованного преуспевающего предпринимательства, т.е. если сформирована определенная предпринимательская среда. Изучение среды делает возможным получение информации об условиях протекания предпри-

нимательской деятельности, что, в свою очередь, служит базой для построения различных региональных моделей социально-экономического развития с целью выявления тенденций и перспектив. В связи с этим считаем необходимым уточнить сущность понятия «предпринимательская среда региона» с выделением ее основных элементов.

Несмотря на большое количество научных работ, посвященных проблемам предпринимательства, до настоящего времени не существует единого универсального определения предпринимательской среды. Причем это касается как самой формулировки понятия, так и определения его сущности. Более того, в некоторых публикациях (например, A.A. Томпсона, Дж. Стрик-ленда, Ш. Славика и др.) термин «предпринимательская среда» вообще не употребляется, а используется только перечисление ее элементов.

В зарубежной научной литературе дефиниция «предпринимательская среда» встречается достаточно редко, как правило, употребляются термины «окружение предпринимательской организации», «деловая среда», «среда организации» и т.п. Для более глубокого осмысления сущности понятия «предпринимательская среда» необходимо изучить основные подходы к его использованию в исследовательской практике.

Кусакина О.Н., Пальцев Н.И. считают, что предпринимательская среда - совокупность определенных условий, в которых функционируют бизнесмены. В качестве основных составляющих предпринимательской среды они выделяют: экономическую, социально-культурную, технологическую, институциональную, территориально-географические компоненты [3].

В. В. Гребеник, С. В. Шкодинский под предпринимательской средой предлагают понимать сложившуюся в стране благоприятную социально-экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей всех субъектов рыночной экономики [2].

Однако дискуссионным является утверждение о том, что предпринимательская среда - это уже благоприятная ситуация. Не все компоненты предпринимательской среды оказывают благоприятное воздействие на ее формирование и развитие. Это обстоятельство и является основой возникновения проблемы исследования предпринимательской среды, выявления факторов, влияющих на ее формирование.

Согласно мнению А.В.Бусыгина, под предпринимательской средой понимается «...общественная экономическая ситуация, включающая в себя степень экономической свободы, наличие (или возможность появления) предпринимательского корпуса, доминирование рыночного типа экономических связей, возможность формирования предпринимательского капитала и использования необходимых ресурсов» [1]. При этом главным элементом предпринимательской среды являются предприниматели, обладающие высокой степенью независимости и свободы, а критерием свободы предпринимательства выступает число вновь появляющихся за определенный период времени предпринимательских организаций. Однако такое определение представляет-

ся спорным, в силу того, что само появление предпринимательской фирмы еще не гарантирует её дальнейшего свободного функционирования и развития, о чем свидетельствует реальный опыт развития предпринимательства в России. Так, из всех вновь создающихся фирм в течение года закрывается около половины вследствие высоких административных барьеров, недобросовестной конкуренции и иных причин.

Наиболее полным, на наш взгляд, является определение, данное М.Г. Лапустой, который считает, что под предпринимательской средой следует понимать «...сложившуюся в стране благоприятную социально-экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей всех субъектов рыночной экономики» [4]. Причем ситуация, в условиях которой функционируют предприниматели, является интегрированной совокупностью различных объективно-субъективных факторов, способствующих развитию предпринимательства и достижению материальной и моральной выгоды для самих предпринимателей.

Во-вторых, здесь под предпринимательской средой понимается ситуация, благоприятная для существования предпринимательских организаций. Таким образом, подчеркивается необходимость создания особого климата для эффективного функционирования и развития предпринимательства, что вместе с остальной частью данного определения предполагает принятие мер для формирования соответствующих условий развития предпринимательской активности. Как отмечалось выше, условия, в которых функционируют субъекты предпринимательства, не всегда способствуют их развитию, но тем не менее также оказывают влияние на их деятельность. Следовательно, негативные, противодействующие развитию предпринимательства факторы не могут быть исключены из состава элементов предпринимательской среды.

Следующей особенностью представленного определения является то, что предпринимательской среде присуща экономическая свобода, с которой дееспособные граждане занимаются предпринимательской деятельностью. Это наиболее полно может реализовываться только в условиях рыночной экономики и при наличии со стороны государства определенных гарантий свободы предпринимательства и защиты интересов хозяйствующих субъектов. Вместе с тем важно подчеркнуть, что в реальных условиях жизни предприниматели нуждаются не только в экономической, но и в определенной политической свободе, основанной на развитых институтах демократического государства, так как одни лишь экономические предпосылки еще не предопределяют нормального развития предпринимательской деятельности в стране и в регионах.

И, наконец, большое значение отводится удовлетворению потребностей всех субъектов рыночной экономики в процессе занятия предпринимательством. Это не только отражает основную цель предпринимательской деятельности - ориентацию на потребителя и максимизацию прибыли, но выделяет очень важный фактор - достижение удовлетворения самого пред-

принимателя от результатов своего труда, равно как и выгоду других субъектов, то есть государства и общества в целом. Следовательно, формирование условий, способствующих развитию предпринимательства, приобретает не только частный, но и общественно значимый характер. А в создании благоприятной предпринимательской среды важную роль играет мотивация предпринимателей.

Профессор А.П. Латкин также справедливо отмечает, что условия формирования предпринимательской среды могут быть как способствующими, так и препятствующими деятельности большей части участников. Если растет доля препятствующих условий, то это негативно отражается на предпринимательской деятельности [5].

По нашему мнению, следует согласиться с исследователями, признающими, что условия и факторы предпринимательской среды могут иметь как положительный, так и отрицательный характер, различная комбинация этих факторов может содействовать или препятствовать развитию предпринимательства. В этой ситуации правомерным будет утверждение о том, что лишь в условиях благоприятной предпринимательской среды предпринимательство полноценно выполняет свою миссию. Исходя из этого, многие авторы определяют именно «благоприятную предпринимательскую среду».

Благоприятная предпринимательская среда предполагает такие социально-экономические условия, которые обеспечивают самостоятельность деятельности предпринимателя, минимизируют риск его деятельности, придают законные гарантии его ответственности, обеспечивают мотивацию его деятельности на коммерческий успех и социальную ответственность [7].

Таким образом, исходя из представленных выше подходов и понятий сущности предпринимательской среды можно сформулировать следующее синтезированное определение: предпринимательская среда - это совокупность объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на создание и функционирование субъектов предпринимательской деятельности и определяющих условия их существования и развития на основе предпринимательской инициативы. Причем она может иметь как положительный, так и отрицательный характер и оказывать соответствующее влияние на предпринимательскую деятельность и рост предпринимательской активности в стране и ее регионах. А различные комбинации этих факторов формируют условия функционирования субъектов предпринимательства, которые могут способствовать или препятствовать их развитию.

Поэтому благоприятная предпринимательская среда означает особый климат для эффективного функционирования и развития предпринимательства, совокупность мер для формирования соответствующих условий для развития предпринимательской активности. Соответственно, под «благоприятной предпринимательской средой региона» понимается совокупность условий и факторов, оказывающих влияние на формирование и эффективное функционирование субъектов предпринимательской деятельности и определяющих степень благоприятности их существования и развития в регионе.

Для формирования благоприятной предпринимательской среды в регионе необходимо выполнение определенных условий, объективно влияющих на процесс развития предпринимательской деятельности и характеризующих качество предпринимательской среды. Их можно подразделить на две группы:

1) условия, определяющие непосредственно саму возможность существования предпринимательского сектора;

2) условия, создающие предпосылки для развития предпринимательства, роста предпринимательской активности и формирования благоприятной предпринимательской среды.

Первую группуусловий составляют следующие элементы:

❖ социально-политическая ситуация в регионе;

❖ нормативно-правовое обеспечение предпринимательской деятельности;

❖ наличие экономических предпосылок для существования предпринимательского сектора в регионах;

❖ общие природно-климатические условия функционирования предпринимательских организаций;

❖ наличие социальной, производственной, транспортной и коммуникационной инфраструктуры.

Анализ современного состояния и развития предпринимательства в Дагестане позволяет говорить о том, что данная группа условий в регионе практически сформирована. Экономическая ситуация отличается положительной динамикой, постоянно совершенствуется законодательство, финансируются целевые программы, способствующие развитию малого и среднего предпринимательства, в том числе и на муниципальном уровне, для предпринимателей создаются условия максимального экономического благоприятствования, в обществе превалирует положительное отношение к предпринимательству и др.

Однако в совокупности данных условий существуют определенные проблемные моменты, как, например, нестабильность социально-политической ситуации в регионе, разногласия в обществе, которые требуют корректирующих воздействий, сложная криминогенная обстановка и т.д. Особое внимание следует уделить созданию производственной, транспортной и коммуникационной инфраструктуры.

Вторую группу условий, создающих предпосылки для развития предпринимательства и формирования предпринимательской среды, формируют такие элементы, как:

1. Создание условий, стимулирующих предпринимательскую активность в социально-политической, законодательной, экономической и научно-технической сферах.

Прежде всего необходимо обратить внимание на стимулирование развития предпринимательской активности посредством законодательных инициатив, способных привлечь экономически активных субъектов к занятию предпринимательством. Нормативно-правовая база предпринимательской

деятельности должна быть предсказуемой, комплексной, непротиворечивой и прозрачной.

Кроме того, необходимо поощрение предпринимательства со стороны властных структур, проведение ими стимулирующей предпринимательскую деятельность внутренней и внешней политики. Предпринимательство нуждается в таких органах государственной власти, которые будут вызывать доверие, способствовать развитию предпринимательской активности, при этом неся реальную ответственность за предпринимаемые ими действия. Только в таком случае возможно открытое функционирование бизнес-структур, выведение «из тени» массы субъектов предпринимательской деятельности, привлечение дополнительных инвестиций в реальный сектор экономики, развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства. Таким образом, основной задачей является достижение политической стабильности, равновесия политических сил, а также формирование системы цивилизованных отношений между государством и предпринимателями.

Для формирования благоприятной предпринимательской среды необходимо также достичь оптимального сочетания административных и экономических рычагов воздействия на хозяйствующие субъекты.

В области улучшения отношений между предпринимателями и государством следует обратить внимание также на совершенствование сферы государственного контроля предпринимательской деятельности. Контроль, по нашему мнению, включает в себя не только контрольно-проверяющие органы, но и механизм юридической защиты прав предпринимателей, а также несения ими ответственности за противоправные деяния.

Немаловажное значение для развития предпринимательского сектора приобретает положительная динамика макроэкономических показателей. Развитие предпринимательской деятельности как формы экономической активности в большой степени зависит от существующей общеэкономической ситуации в стране и ее регионах, которая характеризуется основными макроэкономическими параметрами. Причем, для формирования благоприятной предпринимательской среды требуется не просто наличие этих элементов, а их положительная динамика, так как только при этом условии появляются новые мотивы для роста предпринимательской активности. Обеспечить создание данных условий может активная сбалансированная экономическая политика государства. Ее главными составляющими чаще всего являются кредитно-денежная и налогово-бюджетная политика, а также ценовая политика в сфере естественных монополий.

Следует отметить, что развитию предпринимательства в немалой степени способствует его быстрая адаптация под постоянно меняющийся индивидуализированный спрос потребителя. Для этого необходимо активно разрабатывать и внедрять инновации, в основе которых лежат новые знания, как в области производства продуктов и услуг, так и в области технологии управления. Следовательно, научно-техническая база является основной движущей силой развития предпринимательства, а совершенствование научно-технической и технологической предпринимательской среды становится

одним из наиболее актуальных вопросов при формировании благоприятной предпринимательской среды региона.

При формировании научно-технической среды необходимо также принимать во внимание тот факт, что научно-технические достижения способствуют не только развитию непосредственно производственного сектора, но также и информационному обеспечению всей предпринимательской деятельности в целом, так как новые коммуникационные технологии позволяют получать, обрабатывать, анализировать и передавать огромное количество необходимой рыночной информации. А информация является одним из наиболее важных ресурсов современного бизнеса. Владение актуальными информационными ресурсами повышает гибкость предпринимательских структур, способствует ускорению и упрощению рыночных процессов, высокой адаптации предпринимательских структур к изменяющимся условиям и повышению конкурентоспособности фирм, а в целом - выживанию предпринимательской организации и ее развитию.

Следующим направлением формирования благоприятной предпринимательской среды в регионе является создание социально-культурных и демографических условий, стимулирующих развитие предпринимательской деятельности, что находится в определенной зависимости от степени развития политических, нормативно-правовых и экономических условий. В современных условиях функционирования и развития предпринимательства все большее значение приобретает человеческий капитал, который с течением времени и накоплением знаний и опыта имеет тенденцию к увеличению и достижению определенных высот, так как человек как «ресурс» обладает уникальным творческим и инновационным потенциалом, а также трудовой активностью. Таким образом, учитывая имеющийся огромный трудовой потенциал Республики Дагестан, одной из наиболее важных предпосылок развития предпринимательства становится подготовка кадров с соответствующими знаниями и квалификацией, обладающих определенным профессионализмом в той или иной сфере предпринимательской деятельности. В целом, можно говорить о том, что основной задачей государственной политики в области социально-культурного сектора является повышение социального уровня развития населения, в том числе формирование среднего класса как основного субъекта предпринимательства и потребителя производимой в процессе предпринимательской деятельности продукции.

2. Уровень развития государственной поддержки предпринимательской деятельности.

В современной экономике многих развитых стран предпринимательство как основная движущая сила развития пользуется государственной поддержкой, занимающей важное место в экономической политике данных государств. Разработка и применение специальных программ поддержки способствует более быстрому и эффективному росту предпринимательской активности. В частности, для создания стимулирующих условий предпринимательству государственная поддержка может оказываться по трем основным направлениям:

❖ финансовая помощь, (в основном на начальных этапах развития предпринимательских организаций), осуществляемая в различных формах, в том числе в виде дотаций, специальных схем кредитования, предоставления налоговых льгот и т.д.;

❖ имущественная поддержка, как в сфере материальной, так и нематериальной;

❖ консультационные услуги и информационное обеспечение.

3. Наличие и степень развития бизнес-инфраструктуры предпринимательства.

Данная подгруппа условий непосредственно связана с подгруппами 1 и 2 и определяет возможность развития предпринимательского сектора в зависимости от удовлетворенности потребностей хозяйствующих субъектов. Бизнес-инфраструктура или система поддержки и сопровождения бизнеса состоит из специализированных организаций, оказывающих различного рода услуги предпринимателям и решающих вопросы в сфере, так называемых, деловых потребностей, возникающих в процессе предпринимательской деятельности. Таким образом, когда общие условия функционирования предпринимательских организаций едины для всех, степень развития данной составляющей инфраструктуры предпринимательства является определяющим фактором стимулирования предпринимательской активности в том или ином регионе. Следовательно, для создания благоприятной предпринимательской среды требуется формирование действенной бизнес-инфраструктуры, в том числе институтов банковского сектора и иных учреждений финансирования и кредитования субъектов предпринимательской деятельности; институтов подготовки и переподготовки квалифицированных кадров и т.д. На этом уровне, задачи государства в данной области непосредственно пересекаются с проводимой социальной и экономической политикой. Что касается Республики Дагестан, то сегодня можно говорить о наличии здесь определенной инфраструктуры и системы поддержки малого бизнеса (Комитет Правительства РД по развитию малого и среднего предпринимательства, Союз предпринимателей Дагестана, Торгово-Промышленная Палата РД, Ассоциация крестьянско-фермерских и сельскохозяйственных кооперативов Дагестана -АФКОД, Межрегиональный Маркетинговый Центр «Дагестан - Москва», бизнес-инкубаторы, Махачкалинское агентство поддержки предпринимателей и др.).

Несмотря на наличие такой инфраструктуры, недостаточное внимание, уделяемое республиканскими и муниципальными властями Дагестана вопросам поддержки и развития малого бизнеса, не позволяет обеспечить рост экономической эффективности функционирования малых предприятий.

По данным ТО Федеральной службы государственной статистики по РД на начало 2010г. в республике было зарегистрировано 4022 малых предприятий, на 10000 человек населения в Республике Дагестан приходилось 15 малых предприятий, в то время как в России - 113, в СКФО - 37, т.е. больше в 7,5 и в 2,5 раза соответственно.

Из таблицы видно, что общее количество малых предприятий в республике в разные периоды имели тенденцию роста и снижения. В целом за исследуемый период произошло снижение количества малых предприятий. Низок удельный вес производственного малого предпринимательства, тогда как значительно преобладают торговля и сфера услуг. В 2009 году среднесписочная численность работающих в малых предприятиях РД по сравнению с 2008 годом снизилась на 22%.

Таблица 1

Основные показатели деятельности малых предприятий _в Республике Дагестан_

Годы

2004 2005 2006 2007 2008 2009

Число малых предприятий 4168 4897 4381 3680 3956 4022

Оборот малых предприятий по видам экономической деятельности, млн. руб. 10933,3 40493,4 39301,8 64280,7 72607,8 86702,7

Среднесписочная численность работников, всего, чел. 39648 45335 53481 59856 56096 45880

Инвестиции в основной капитал, млн. руб. 306,7 687,0 1585,5 2369,4 3804,5

Число МП в расчете на 10000 человек населения 15,9 18,5 16,5 13,8 14,6 15

Источник: Составлено по данным ТО ФС ГС РФ по РД.

Малое предпринимательство продолжает испытывать на себе целый ряд проблем, основные из которых, согласно опросу, проведеннму среди предпринимателей по значимости расположились следующим образом, в % [6]:

❖ ограниченность финансовых средств - 17,7;

❖ высокая налоговая нагрузка - 15,3;

❖ проверки контрольно-надзорных органов - 12,5;

❖ высокие ставки арендной платы - 10,1;

❖ трудности с получением кредита - 9,4;

❖ нестабильность законодательства - 7,5;

❖ сложность регистрации - 6,1;

❖ коррупция в органах власти и управления - 6,1;

❖ лицензирование - 4,9;

❖ сертификация - 2,9;

❖ доступ к материальным ресурсам и инфраструктуре - 2,6;

❖ низкая квалификация персонала - 1,5;

❖ доступ к информации государственных и муниципальных органов власти - 1,3;

❖ криминальная обстановка - 1,3.

Анализ и выявление этих проблем позволяет делать выводы о том, что в республике не сформирована благоприятная предпринимательская среда, а малый бизнес не решает тех социально-экономических задач, на которые этот сектор способен. В этих условиях основной задачей республиканских властей на данный момент должно стать резкое повышение эффективности действующих структур поддержки малого бизнеса и принятие целого ком-

плекса других мер, направленных на формирование благоприятной предпринимательской среды, таких как:

❖ формирование и дальнейшее развитие правовой среды малого бизнеса;

❖ обеспечение роста количества субъектов малого бизнеса и лиц, работающих в этом секторе;

❖ расширение сфер деятельности субъектов малого бизнеса;

❖ финансовое обеспечение государственной поддержки сектора бизнеса;

❖ дальнейшее формирование и совершенствование инфраструктуры поддержки малого бизнеса;

❖ сокращение административных барьеров, препятствующих развитию сектора малого бизнеса;

❖ имущественная поддержка сектора малого бизнеса;

❖ информационная поддержка сектора малого бизнеса;

❖ совершенствование системы подготовки кадров для сектора малого бизнеса;

❖ активная антимонопольная политика и пресечение недобросовестной конкуренции по отношению к сектору малого бизнеса.

_Литература_

1. Бусыгин A.B. Введение в предпринимательство: Книга для тех, кто задумывается о создании собственного дела. - М.: Бусыгин, 2003. - 228 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Гребенник В.В. Основы предпринимательства / В.В. Гребенник, C.B. Шкодинский. - М.: Изд-во МИЭМП, 2005. - 258 с.

3. Кусакина О.Н., Пальцев Н.И. Предпринимательская среда региона как интегрированная совокупность факторов и условий развития бизнеса // Вестник Института Дружбы народов Кавказа «Теория экономики и управления народным хозяйством», 2008, №8. - С. 119-125.

4. Лапуста М.Г., Поршнев А.Г., Старостин Ю.Л., Скамай Л.Г. Предпринимательство: Учебник. -4-е изд., испр. и доп. - M.: Инфра-М, 2005. - с. 49.

5. Латкин А. П. Управление предприятиями морехозяйственной специализации: монография // А.П. Латкин. - Владивосток: Дальнаука, 2009. - 368 с.

6. Магомедов М.Ш. Особенности развития малого бизнеса в Республике Дагестан: Дис. ... канд. экон. наук. - Махачкала, 2009. - 146 с.

7. Цыпин И.С. Предпринимательство как субъект рыночного хозяйства, его государственное регулирование в условиях рынка / И.С. Цыпин // Российское предпринимательство, 2007, № 4. - С. 42-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.