Научная статья на тему 'СОЦИАЛИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ БИЗНЕС-СРЕДЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ'

СОЦИАЛИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ БИЗНЕС-СРЕДЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Beneficium
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА / ENTREPRENEURIAL ENVIRONMENT / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ УСЛУГИ / SOCIALLY IMPORTANT SERVICES / ПРИНЦИПЫ / PRINCIPLES / УСЛОВИЯ / CONDITIONS / ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ БИЗНЕС-СРЕДЫ / FACTORS OF BUSINESS ENVIRONMENT FORMATION / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ / PUBLIC TRANSPORT / СДЕРЖИВАЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ / CONSTRAINING ELEMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макаревич А.Н.

В статье представлен авторский подход к исследованию социализированной среды осуществления предпринимательской деятельности в сфере общественно значимых услуг. Определены теоретико-мето-дологические особенности социально значимых услуг, предложена авторская трактовка. Охарактеризована предпринимательская среда с учетом специфики предоставления услуг социальной значимости, выявлены и раскрыты ее основные элементы. На примере услуг пассажирского транспорта общего пользования рассмотрены факторы, отрицательно влияющие процесс социализации бизнес-среды в этой отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN BUSINESS ENVIRONMENT SOCIALIZATION IN MODERN ECONOMY

In the article author's approach to research of socialized environment of business activity in socially important services is provided. Theoretical and methodological features of socially important services are determined, author's interpretation is offered. The author characterizes entrepreneurial environment taking into account specifics of socially important services, also revealing basic elements of this environment. Factors which negatively influence socialization of business environment are considered on the example of public transport.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ БИЗНЕС-СРЕДЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ»

УДК 330.3

МАКАРЕВИЧ А. Н. MAKAREVICH A. N.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ БИЗНЕС-СРЕДЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

RUSSIAN BUSINESS ENVIRONMENT SOCIALIZATION IN MODERN ECONOMY

Аннотация. В статье представлен авторский подход к исследованию социализированной среды осуществления предпринимательской деятельности в сфере общественно значимых услуг. Определены теоретико-методологические особенности социально значимых услуг, предложена авторская трактовка. Охарактеризована предпринимательская среда с учетом специфики предоставления услуг социальной значимости, выявлены и раскрыты ее основные элементы. На примере услуг пассажирского транспорта общего пользования рассмотрены факторы, отрицательно влияющие процесс социализации бизнес-среды в этой отрасли.

Ключевые слова: предпринимательская среда; социально значимые услуги; принципы, условия, факторы формирования бизнес-среды; общественный транспорт; сдерживающие элементы.

Summary. In the article author's approach to research of socialized environment of business activity in socially important services is provided. Theoretical and methodological features of socially important services are determined, author's interpretation is offered. The author characterizes entrepreneurial environment taking into account specifics of socially important services, also revealing basic elements of this environment. Factors which negatively influence socialization of business environment are considered on the example of public transport.

Keywords: entrepreneurial environment, socially important services, principles, conditions, factors of business environment formation, public transport, constraining elements.

Современное предпринимательство, являясь ключевым актором социально-экономических трансформаций, способно реализовывать важнейшие общественно значимые функции посредством поиска новых эффективных механизмов, позволяющих сбалансировать стремление к экономической выгоде и достижение социальных целей на принципах партнерства экономических субъектов - власти и бизнеса. Важным этапом реализации государственно-частных проектов является формирование предпринимательской среды, адекватной конкурентным (рыночным) условиям предоставления благ, в том числе специфичных,

обладающих значительными положительными внешними эффектами потребления, таких как социально значимые.

В научном сообществе понимание социальной значимости благ варьируется от суженного их представления в форме удовлетворения социальных потребностей или социальных прав граждан, закрепленных законодательно и предоставляемых преимущественно государственным сектором, до трактовки в самом широком смысле - в рамках теории общественных благ, учитывающей их особые характеристики. Придерживаясь расширительной трактовки, автор уточняет сущность социально значимых

услуг (СЗУ) и определяет их как развитую форму смешанных общественных благ в условиях трансформации экономической жизни, в ходе которой успешная реализация социально-экономических программ развития страны невозможна без построения эффективного механизма взаимодействия власти и бизнеса. Так, по мнению автора, социально значимые услуги в современных условиях хозяйствования производятся и предоставляются через различные формы государственно-частного взаимодействия, обусловленного достижением социального и экономического баланса интересов акторов и государства, и основаны на взаимозависимых принципах полноты выбора, конкурентности и взаимной ответственности с целью повышения качества жизни населения, его гармоничного и всестороннего развития. «Полнота выбора» выходит за рамки классического представления о диверсификации социально значимых услуг и интерпретируется автором как направленность на обеспечение прав человека не в ограниченных масштабах, которые выражаются в законодательно фиксированных государственных гарантиях, а на уровне, достаточном для полноценной жизнедеятельности, удовлетворяя базовые и актуализируя социальные, интеллектуальные потребности. Для производителя выбор в определенной степени означает альтернативу инструментов государственного воздействия с целью десубор-динизации функций бизнеса в российской экономике. «Конкурентность» социально значимых услуг выражается в конкурентно-рыночном характере их предоставления, обуславливая не только диверсификацию способов производства и оказания СЗУ, наличие потребительского выбора, но и наращивание социальных вложений предпринимательского сектора в исследуемой сфере, что, несомненно, укрепляет конкурентный потенциал компаний в глазах государства и общества в целом. Сущность «взаимной ответственности» логично вытекает из предыдущих суждений автора о поведении рыночных агентов и представляет собой стремление экономических акторов к достижению поставленных целей на дого-

ворных началах. Усилия государства направлены на повышение благосостояния и уровня жизни человека, столкнувшегося с фильтром платности производителя. В свою очередь, рентоориентированный бизнес, предоставляя социально значимые услуги, готов к реализации программ, внесших значительный вклад в формирование определенного уровня общественного доверия. Таким образом, взаимная ответственность представляется автору как некий побудительный фактор, при воздействии которого действия одних экономических акторов неизбежно повлияют на состояние других субъектов рынка, что будет стимулировать взаимодействующие стороны совместно вырабатывать и реализовывать единые подходы при решении социально значимых проблем, основанные на партнерских отношениях.

Сложившиеся теоретико-методологические особенности социально значимых услуг в условиях трансформации роли экономических субъектов в процессе воспроизводства неизбежно оказали свое влияние на модель поведения частного бизнеса в его отношениях с государственной властью, обуславливая интеграцию сценариев дистанцирования и их тесного взаимодействия, предопределяя сложность и многогранность процесса формирования бизнес-среды в исследуемой сфере [2, стр. 982].

Обобщая представленные различными исследователями точки зрения на сущность предпринимательской среды как экономической категории (Гребеник В.В., Ку-сакина О.Н., Лапуста М.Г., Пальцев Н.И., Шкодинский С.В. и мн. др.) автор приходит к выводу, что большинство трактовок сводится к структурно-уровневой характеристике бизнес-окружения, подразумевающей последовательное, но обособленное изучение нано-, микро-, мезо- и макроуровней среды, а также факторов внутреннего и внешнего воздействия. По мнению автора, подобный подход не отражает роль предпринимателя в процессе формирования бизнес-среды с целью определения возможности какого-либо влияния на ее отдельные элементы, а также требует корректировки в

части систематизации процессов, проистекающих на различных уровнях среды.

В авторском понимании предпринимательская среда охарактеризована с позиции субъектно-объектного подхода, подразумевающего систему взаимосвязей ее основных субъектов, в итоге формирующих «правила игры» как объектную обусловленность в форме принципов, условий и факторов предпринимательской среды, подверженных изменениям в ходе происходящих трансформационных социально-экономических процессов. Безусловным является факт высокого уровня влияния («субъект-ности») государства на бизнес и среду его функционирования, а социальные установки, диктуемые обществом, в целом предопределяют и формируют «контекст» развития предпринимательства. Учитывая специфику предоставления социально значимых услуг необходимо отметить, что совокупность принципов, условий и факторов осуществления предпринимательской деятельности как базовых (типичных) средообра-зующих элементов бизнес-окружения, зачастую накладывает ограничительные рамки на многие параметры функционирования бизнеса, что на практике создает определенные сложности, способные обеспечить де-стимулирующий эффект, при котором экономические акторы не заинтересованы в установлении взаимовыгодных, партнерских отношений. Такие элементы предпринимательской среды названы автором нетипичными (рисунок 1).

Базовые (типичные) принципы формирования предпринимательской среды определены в Конституции РФ (ст. 8) и подразумевают гарантию единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, экономический плюрализм. Совокупность принципов подвержена коррекции в зависимости от сферы или вида экономической деятельности, имеет отраслевую направленность. Так, к нетипичным принципам осуществления предпринимательской деятель-

ности в сфере социально значимых услуг можно отнести конкуренцию, рыночную власть, экономическую свободу, иннова-ционность.

Конкуренция по своей сути является важнейшим элементом роста предпринимательской активности, стимулом совершенствования и устойчивости развития бизнеса. Поддержание соревновательного характера отношений между экономическими актор а-ми возможно только при равных принципах хозяйствования и разделении экономической власти между конкурентами. Это означает, что все субъекты, действующие в условиях конкретной предпринимательской среды, могут претендовать на определенные результаты своей деятельности [1, стр. 127]. Однако, для предприятий, функционирующих в сфере социально значимых услуг, планирование своего устойчивого развития значительно затруднено. Так, реалии функционирования предприятий пассажирского транспорта общего пользования (ПТОП или общественный транспорт) указывают на проблему убыточности, что не позволяет акторам в полной мере реализовывать свой технический и ресурсный потенциал, рассматривать инновационность как возможность повышения результативности деятельности (за счет снижения затрат в том числе).

Одним из показателей степени экономической свободы на практике является число вновь появляющихся в течение определенного момента времени предпринимательских единиц. Однако в сфере услуг общественного транспорта процесс включения в рынок новых операторов, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки, является контролируемым со стороны государства, так как сопряжен с проблемой дробления рынка на сегменты, а также чрезмерной коммерциализацией перевозочного процесса, что в результате неизбежно приводит к снижению безопасности и качества предоставляемых услуг в целом.

Рис. 1. Авторский подход к исследованию предпринимательской среды в сфере социально значимых услуг

Л

Ч

и <

Рн

н

о

ПРИНЦИПЫ

Типичные Нетипичные

единое рыночное конкуренция;

пространство; рыночная власть;

экономическии экономическая

плюрализм свобода;

инновационность

УСЛОВИЯ

Типичные Нетипичные

общественно- ресурсный

политические; потенциал;

нормативно- структура и

правовые; органи- условия

зационно- спроса

институциональ-

ные;

ФАКТОРЫ

Отраслевого воздействия

производственная, технологическая, организационная иерархия отраслевой структуры, ее динамика и перспективы развития; взаимодействие с поставщиками ресурсов;

квалификация трудовых ресурсов; поведение покупателей

Регионального воздействия

Программа стратегического развития региона;

экономико-географические и демографические особенности региона; характер размещения производительных сил, объектов производственной и социальной инфраструктуры; особенности материально-технической базы производственных процессов; емкость рынка

Продуцентного воздействия

организационно-правовая форма; состояние производственной и технологической базы; личность руководителя и деловая репутация фирмы; социально-психологический климат в коллективе; качество продукции

Р Е Г В О Н

В силу наличия особых характеристик социально значимых услуг и обусловленных ими отраслевых принципов формирования предпринимательской среды, производители (предприниматели) осуществляют свою деятельность в заданных условиях, представленных совокупностью норма-

тивно-правовых, научно-технических, общественно-политических, экологических и иных сил, в целом формирующих «контекст» бизнеса, традиционно находящихся вне зоны его контроля или влияния. Кроме этого, изменения в предпринимательской среде происходят с высокой степенью не-

определенности и непредсказуемости, что обуславливает неспособность менеджеров своевременно просчитать цепочки взаимосвязей протекающих изменений [3, стр. 120]. Так, цены на ресурсы изменяются без учета сложившейся структуры спроса и экономической ситуации в целом на региональном рынке СЗУ, лишая тем самым субъекты предпринимательства возможности прогнозируемого, а, следовательно, устойчивого развития (в данном случае доступность ресурсов обусловлена политикой ценообразования, осуществляемой органами власти - ограничительная тарифная).

Условия функционирования бизнеса, детерминированные принципами формирования бизнес-окружения, в свою очередь, трансформируются в факторы регионального, отраслевого и продуцентного воздействия, определяющие в итоге эффективность деятельности фирмы в исследуемой среде. Взаимозависимости между принципами, условиями и факторами обусловлены характером, особенностями производства на территории присутствия. После того как сформулированы принципы осуществления предпринимательской деятельности, предприниматель оценивает созданные условия, при которых она будет осуществляться, выделяет факторы внешней и внутренней среды. Таким образом, предложенная автором субъектно-объектная структура предпринимательской среды в сфере СЗУ не только отражает весь спектр элементов, традиционно формирующих хозяйственную деятельность, но также учитывает специфику конкурентных условий производства и предоставления общественно значимых услуг, предопределяя социальную направленность бизнес-окружения.

Дискуссионным является утверждение о том, что предпринимательская среда -это благоприятная, комфортная ситуация. Отдельные авторы (Ворожбит О.Ю., Зубова Н.В., Корень А.В.) в своих научных работах справедливо указывают на наличие проблем исследования данной категории, обусловленных дифференцированным характером воздействия элементов предпринимательской среды на ее формирование и раз-

витие: условия и факторы предпринимательской среды, детерминированные особыми характеристиками социально значимых услуг, могут иметь как положительный, так и отрицательный для бизнеса эффект воздействия. Например, сокращение бюджетных ассигнований, традиционно обеспечивающих воспроизводство предприятий ПТОП, значительно затрудняет адаптацию субъектов отрасли к новым социально-экономическим условиям, а также осуществление экономическими акторами долгосрочных проектов с целью обеспечения качественного транспортного обслуживания населения. Между тем, индивидуализация и дифференциация запросов потребителей, растущие экономическая активность и пространственная мобильность граждан предъявляют новые требования к процессам производства и оказания социально значимых услуг, усиливая тенденцию к их коммерциализации. Таким образом, уровень «комфортности» осуществления деятельности в социализированной предпринимательской среде обусловлен не только установленными «правилами игры», но и зависит от результатов (опыта) хозяйствования экономических субъектов на территории присутствия в виде внешних, зачастую сдерживающих эффектов, противоречащих нормальной практике рыночных отношений. Так, на примере социально значимых услуг пассажирского транспорта общего пользования автор выделяет следующие сдерживающие факторы (элементы) конкурентной среды, не позволяющие акторам обеспечить прогно-зируемость результатов своего развития.

1. «Парадокс монополистического конкурента». Противоречие заключается между стремлением предприятия занять монопольное положение на рынке и одновременно диверсифицировать свою деятельность с целью упрочения рыночной власти. В практике хозяйствования операторов ПТОП данное противоречие разрешается путем дробления крупного предприятия на более мелкие или распределения рынка между дочерними компаниями структуры холдингового типа с целью сохранения своего конкурентного пространства.

2. Ограничительная тарифная политика государства. В современной практике осуществления регулярных пассажирских перевозок в российских регионах уровень включенности частного сектора в решение социально значимых проблем в значительной мере зависит от формирования эффективного механизма возмещения затрат на их производство, позволяющего сделать объем потребления независимым от уровня тарифа, цен на ресурсы и текущего дохода потребителя. В основу ценообразования в сфере ПТОП положен механизм определения рационального уровня тарифа, учитывающего платежеспособный спрос населения на социально значимые перевозки, а также сложившуюся систему дотирования и финансовые возможности бюджета в регионе. Расчет тарифа на перевозку пассажиров на основе контрольно-нормативных показателей, значение которых, как правило, занижено относительно факта, в совокупности с недостатком бюджетных источников финансирования обуславливает низкий процент покрытия расходов собственными доходами предприятий.

3. Отсутствие мотивации к снижению издержек и развитию конкуренции. Невозможность предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки, повлиять на модель ценообразования является основным фактором, сдерживающим процесс развития конкурентных отношений на рынке. Как правило, конкуренция ограничивается несколькими предприятиями (иногда это одно предприятие), которые унаследовали с советской эпохи научную и производственно-техническую базу, способную в данный момент соответствовать современным нормам и правилам осуществления транспортной деятельности, обеспечивая высокое качество предоставляемых услуг.

4. Инновационная пассивность производителей. Слабая ориентированность операторов ПТОП на инновации является следствием факторов, упомянутых автором выше, а именно - недостаточности финансирования, ограничительной тарифной политики, затяжной убыточности предприятий, а также преобладания государственной

инициативы в форме распространения директив на использование производителями новаций с целью выполнения предписаний различных норм, стандартов, лицензионных требований и т.д. (например, установка турникетов, кассовых аппаратов, радиолакаци-онных средств связи в автобусах).

5. Экономическая раздробленность рынка. Отношения, основанные на условиях предоставления услуг ПТОП, по своему характеру близкие к конкурентным и позволяющие предприятиям обрести хозяйственную самостоятельность, в основном формируются в крупных городах. Это влияет на объемы пассажирских перевозок и структуру спроса, который зависит, в свою очередь, от численности и гендерного состава населения, заметно снижающихся при отдалении от областных центров.

6. Аморфность границ рынка. Социально значимые услуги, как правило, имеют адресный характер предоставления, а их оказание предполагает одновременное присутствие в одном месте и производителя, и потребителя (например, в рамках региона). Однако, ареал функционирования регионального рынка социально значимых услуг не всегда совпадает с территорией данного региона, выходя за его административные границы. Возникают противоречия не только в определении полномочий, функционала исполнительных органов власти региона и муниципалитетов, но также затруднено распределение сфер ответственности между экономическими субъектами, обуславливая зачастую оппортунистическое поведение партнеров, основанное на искажении и предоставлении неполной информации с целью получения единоличной выгоды.

Современные реалии таковы, что бизнес в сфере социально значимых услуг функционирует по принципам и в условиях предпринимательской среды, единообразной по структурно-уровневому описанию по сравнению с бизнес-окружением в других видах экономической деятельности, но на практике - отличной по субъектно-объектным характеристикам. Недостаточная проработанность теоретико-методологических основ социально значимых услуг,

отсутствие успешного, повсеместного эмпирического опыта включения российского бизнеса в решение общественно значимых проблем не позволяют в полной мере исследовать среду функционирования предпринимательства в специфичных условиях предоставления анализируемых благ (товаров, услуг). Производители вынуждены подстраиваться под установленные «правила игры», находясь под сильным влиянием государства и в значительной зависимости от его финансирования. В результате, деятельность субъектов предпринимательства в этой среде уязвима, а зачастую становится невозможной. Трансформационные процессы, происходящие за последние годы во взаимоотношениях государства и бизнеса в социальной сфере, носят, скорее, институциональный (директивный) характер, и основываются на организационно-правовых изменениях по инициативе властных структур в части привлечения бизнеса для решения общественно значимых проблем, что обусловило отсутствие социальной основы развития предпринимательской среды. Изменение характера взаимодействия власти и бизнеса, ориентированного на формирование социально ориентированной предпри-

нимательской среды должно основываться не на государственной поддержке производителей, а достигаться путем заключения договорных отношений между экономическими субъектами посредством реализации механизма государственно-частного партнерства, переходящего из экономической общественно-экономической плоскости в политико-экономическую.

Литература

1. Ворожбит О.Ю., Зубова Н.В., Корень А.В. Структура предпринимательской среды: определяющие факторы [Текст] // Вестник Тихоокеанского государственного университета, 2010. - № 4(19). - С. 121-128.

2. Грекова Г.И., Макаревич А.Н. Государственно-частное партнерство как важнейший фактор развития российской бизнес-среды [Текст] // Экономика и предпринимательство, 2016. - № 7. - С. 982-987.

3. Забазнова Т.А. Сущность бизнес-среды и предпринимательской среды в сельских территориях [Текст] // TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета), 2009. - Том 7. - № 2. - С. 118-124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.