Жук А. А, канд. экон. наук, ст. преподаватель Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, [email protected]
конкурентная
среда рынков:
институционально-экономические
характеристики
В статье продемонстрирована эволюция научных взглядов на содержание понятия «конкуренция'», начиная с классического подхода и свойственной его представителям трактовки конкуренции как средства ценового регулирования и установления рыночного равновесия вплоть до современного толкования как упорядоченной институциональной системы. Особое внимание уделено концепциям динамической конкуренции и конкурентной рациональности.
В результате исследования представлено авторское видение экономической категории «конкурентная среда» как совокупности конкурентных взаимодействий рыночных агентов, направленных на получение конкурентных преимуществ, координируемых в рамках установленных институциональных ограничений, предложена структура рассмотренной категории, охарактеризованы субъекты, объект. Выявлено место категории «деловая среда» в структуре конкурентной среды.
Ключевые слова: конкуренция, конкурентная среда, деловая среда.
Введение
В современных условиях развития экономики России актуализируется проблема формирования прозрачной и «эффективной» конкурентной среды, что связано с рядом влияющих на данный процесс факторов. Во-первых, большинством экспертов осознана необходимость упрочения внутриэкономического положения и обеспечения устойчивого экономического развития страны, во-вторых, современный рынок представляет собой преимущественно рынок несовершенной конкуренции, основную массу предприятий составляют различные модификации монополистиче-
ских конкурентов и олигополий, нередко сочетающих в себе черты обеих структур, в-третьих, обостряются процессы глобализации экономической системы, увеличивается вероятность вступления России в ВТО.
Все вышеперечисленные обстоятельства заставляют еще раз остановиться на рассмотрении таких категорий, как «конкуренция», «конкурентная политика» и «конкурентная среда» с точки зрения институциональной теории, которая предполагает расширение рамок экономического анализа, способствует выработке практических рекомендаций и обоснованию инструментов конкурентной политики, что позволит сформулировать императивы развития институтов конкуренции.
Эволюция понятия конкуренции
Конкуренция и рыночная экономика выступают неразрывными звеньями одной цепи, неотделимыми составляющими единой системы. Конкуренция детерминирует ключевые характеристики функционирующей рыночной системы, устанавливает критерии ее экономической эффективности, является инструментом оценки ее динамики. При этом конкуренция остается стимулирующим развитие системы фактором непрерывного движения вперед в сторону ее усовершенствования.
Роль конкуренции была рассмотрена в рамках множества направлений экономической теории. Представители классической политэкономии представляют ее как эффективное средство ценового регулирования (Д. Рикардо1, Дж. С. Милль2) и установления рыночного равновесия (Л. Валь-рас3). Но, на наш взгляд, роль конкуренции в современной рыночной системе более масштабна и соответствует «невидимой руке»4 в трактовке еще одного представителя данной школы А. Смита, который достижение равновесия на рынке объяснял спонтанным действием сил спроса и предложения.
На современном этапе развития экономической мысли конкуренцию принято трактовать как строгую упорядоченную систему. Авторство данной идеи принадлежит представителям немецкого неолиберализма (В. Ой-кен5, Х. Ламперт6), которые первоочередным
1 Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. Избранное. М.: Эксмо, 2007. С. 387.
2 Милль Дж. С. Основания политической экономии с некоторыми применениями к общественной философии. Киев, 1896. С. 389-395.
3 Вальрас Л. Элементы чистой политической экономии. М.: Изограф, 2000. С. 44.
4 Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо, 2007. С. 428.
5 Ойкен В. Основы национальной экономии. М.: Экономика. 1996. С. 117.
6 ЛампертХ. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М.: Дело. 1994. С. 147.
считают детерминацию институциональных условий благоприятной координации поведения рыночных агентов для достижения ими поставленных хозяйственных целей, а также развития самой конкуренции как системного экономического института, но не отнесения конкурентной ситуации к тому или иному типу теоретической модели конкуренции, как считали представители неоклассического направления экономической мысли. В рамках данного направления конкуренцию возможно оценить как основу целостности экономической системы и ключевой источник координации поведения рыночных агентов.
Конкуренция стоит особняком в структуре институтов рыночной системы. Во-первых, она обеспечивает реализацию и эффективное функционирование ряда рыночных институтов, таких как частная собственность, предпринимательство, банкротство и т. д., а во-вторых, дает возможность агентам рынка релевантно реагировать на динамичное изменение рыночной конъюнктуры. Конкуренции присуще свойство неустойчивости, причем очевидна необходимость постоянного внешнего вмешательства для обеспечения ее бесперебойного функционирования. В современных условиях нужно детерминировать институциональные факторы, которые бы обеспечивали жизнеспособность конкуренции, а также ее функционирование в качестве координатора действий экономических агентов.
В экономической литературе до сих пор не сложилось единого мнения по поводу понятия конкуренции. Приверженцы поведенческой теории анализируют особенности борьбы хозяйствующих субъектов за спрос, другие переносят акцент на анализ конкурентных условий в зависимости от степени свободы принятия экономических решений. Сторонники функционального подхода оценивают конкуренцию с позиций побудительного стимула к осуществлению инновационной деятельности. Отметим, что упомянутые выше толкования характеризуют значимые аспекты конкурентного процесса
сквозь призму соперничества экономических агентов за те или иные экономические блага. При этом трактовка конкуренции как системы координации производства субъектами экономики, предложенная А. Смитом7, представляется более широкой и релевантной. С данной позиции содержание понятия конкуренции сводится к обеспечению системы правил для соревновательного характера взаимодействия акторов экономики. Подобная интерпретация понятия конкуренции глубже отображает ее роль в детерминации лучших способов рыночной координации и подчеркивает необходимость постоянного поддержания ее высокого уровня для обеспечения непрерывного развития экономики. Это приводит к осознанию важности институционального анализа конкуренции, ее природы и факторов дальнейшего развития.
Из вышесказанного следует, что установление и дальнейшее функционирование конкуренции на рынке возможно только при отсутствии монопольной экономической власти на том или ином рынке, а также в условиях равенства прав и возможностей всех экономических агентов. Другими словами, речь идет о равномерном распределении экономической власти в условиях единых институциональных рамок, координирующих взаимодействие акторов рынка. Такое состояние рынка обеспечивает наличие состязательности, не допускает доминирования тех или иных форм хозяйствования. Очевидно, что более крупные фирмы имеют преимущества в виде отдачи от масштаба, в свою очередь, мелкие фирмы демонстрируют повышенную динамичность и адаптивность к новым рыночным условиям, что позволяет агентам рынка плавно распределяться по его сегментам, тем самым повышая эффективность рынка. В таких условиях доминирование тех или иных экономических преимуществ на рынке невозможно, что и гарантирует множественность форм
7 Смит А. Указ. соч. С. 434.
хозяйственной деятельности, это обеспечивает недопущение концентрации рыночной власти в едином центре.
Охарактеризуем еще один аспект понятия конкуренции. Ряд авторов сводят конкуренцию к борьбе за спрос, который является, безусловно, очевидным и важным составляющим конкурентной борьбы, но не единственным. Такая трактовка обесценивает суть понятия и не отображает всей полноты самого явления. Ведь каждый рыночный актор не только выступает продавцом на рынке, он также является и покупателем, обеспечивая свои производственные и потребительские нужды, и в этом случае рыночные агенты, подобно продавцам, конкурируют за получение более выгодных условий приобретения. На наш взгляд, понятие «конкуренция» с точки зрения соревновательности простирается значительно шире товарно-денежных отношений, охватывая и борьбу за более высокую позицию на рынке, разного качества потребителей, борьбу за имидж на потребительском рынке, рынке труда и т. д.
Такого рода конкуренция обеспечивает рынок наиболее адекватными способами удовлетворения потребностей, позволяет определить лучших акторов и дать им возможность получить заслуженную рыночную награду, выражающуюся в лучших клиентах и поставщиках, больших объемах реализации товаров, работ и услуг, более известном товарном знаке и т. д. Подобная трактовка понятия конкуренции позволяет детерминировать цель соревнования как постоянный, долгосрочный и непрерывный поиск наилучших рыночных условий и форм координации.
Считаем, что основными направлениями развития конкуренции являются:
1) обеспечение системы правил для соревновательного характера взаимодействия акторов экономики;
2) равномерное распределение экономической власти в условиях единых институциональных рамок, координирующих взаимодействие акторов рынка;
3) цель соревнования — постоянный, долгосрочный и непрерывный поиск наилучших рыночных условий и форм координации.
Конкурентная борьба
как фактор развития экономики
Конкуренция и предпринимательство находятся в тесной связи и оказывают огромное взаимное влияние на динамику развития экономической системы. Конкуренция формирует многообразие форм предпринимательства, в свою очередь, предпринимательство постоянно развивает формы и методы конкуренции, смещает приоритеты борьбы от ценовых к неценовым формам, к исследованию потребительских предпочтений и разработке товаров и услуг, направленных на их максимальное удовлетворение, т. е. противостояние различных субъектов рынка (конкурентная борьба) приводит к развитию конкуренции.
В научной литературе по менеджменту и маркетингу уделяется значительное внимание категории «конкурентная борьба», но в усеченном виде. В основном авторы рассматривают основные методы борьбы и силы (стратегии), влияющие на исход данного противостояния (М. Портер8), не уточняя сущности конкурентной борьбы. Вследствие этого к основным концепциям, в рамках которых трактуется исследуемое понятие, относятся концепция «динамической конкуренции и технического прогресса»9, предложенная Р. Нельсоном и С. Уинтером, и концепция конкурентной рациональности П. Диксона.
Концепция динамической конкуренции и технического прогресса основывается на предположении о том, что конкуренция эволюционирует. Другими словами, разнообразие экономических агентов и условия
8 Портер М. Конкуренция / пер с англ. М.: изд. дом «Вильямс», 2005. С. 23.
9 Нельсон Р., Уинтер С. Эволюционная теория эконо-
мических изменений. М.: Финстатинформ, 2000. С. 307.
их координации обусловливают дифференциацию стратегий поведения рыночных субъектов, которые в итоге отбираются рынком. Перечисленные выше авторы трактуют конкуренцию как непрерывный процесс, в котором различные экономические агенты, дифференцированные по конкурентным преимуществам, имеют доступную вариативность выбора и демонстрируют свое поведение с учетом влияния внешних факторов. Определяющим фактором динамики конкуренции выступает инновационная деятельность участников рынка, базой для анализа служит связь между научно-техническим прогрессом и структурой рынка.
Альтернативной трактовкой содержания конкурентной практики выступает концепция конкурентной рациональности П. Диксона10, который в поиске способов повышения конкурентоспособности экономического агента усматривает саму суть конкурентной борьбы на рынке. Он оценивает проблему выработки и принятия управленческих решений как основу конкурентных взаимодействий, которые осуществляются в условиях глубокой рыночной асимметричности. При этом фактор внутреннего самосовершенствования каждого рыночного агента выступает главным фактором стабильности.
Оба указанных подхода практически дополняют друг друга, так как концепция динамической конкуренции базируется на инновационной активности в условиях рыночной организации, а концепция конкурентной рациональности за основу берет скорость принятия управленческих решений и внутренние качества экономических агентов. Фактически обе концепции опираются на такие базисные понятия, как неустойчивый развивающийся рынок, множественность форм организации самих субъектов рынков, определяющих собственные критерии оптимального рыночного поведения. Собственно это является результатом интерпретации идей
10 Диксон П. Р. Управление маркетингом. М: изд-во БИНОМ, 1998. С. 237.
Й. Шумпетера11 касательно рынка как системы взаимодействия множества диверсифицированных акторов.
Вышеназванные концепции в своем сочетании позволяют изучать конкурентные взаимодействия с позиций взаимной зависимости инновационной деятельности и структуры рынка. Они дают возможность исследовать институциональные факторы конкурентных взаимодействий, направленных на достижение наилучших условий хозяйствования, посредством осуществления инновационной деятельности. Это можно проиллюстрировать следующей ситуацией: крупные рыночные агенты имеют преимущества перед более мелкими в инновационной деятельности по причине больших возможностей в освоении НИОКР, а также компенсации связанных с этим затрат. Необходимо отметить, что взаимосвязь между инновационной деятельностью и институциональным окружением по сути представляет собой экзогенный фактор. Таким образом, условия координации экономических агентов во взаимодействии за конкурентные преимущества зависят от качества институтов конкурентной среды, которые включают в себя все формы ограничений, созданных для того, чтобы придать определенную структуру человеческим отношениям. Для реализации экономическим агентом полученных во время конкурентных взаимодействий конкурентных преимуществ необходимы соответствующие рыночные условия, которые выступают показателями качества конкурентной среды.
Конкурентная среда: императивы развития
Конкурентная среда представляет собой совокупность конкурентных взаимодействий рыночных агентов, направленных на получение конкурентных преимуществ и их максимально выгодную реализацию на рынке, координируемых установленными на каждом
11 Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. С. 159 - 160.
конкретном отраслевом рынке институциональными ограничениями.
При оценке роли институтов в формировании конкурентной среды конечного рынка считаем важным отметить, что институты включают в себя все формы ограничений, сформированных человеком для придания предельной четкости и прозрачности координации действий в тех или иных условиях. При этом они выступают основой для функционирования рыночных систем в целом и конкурентной среды в частности.
Фундаментальными институтами конкурентной среды выступают следующие экономические институты:
1) право частной собственности (в том числе захватывающий доминирующее положение подинститут интеллектуальной собственности, в его проприетарном понимании);
2) предпринимательство, демонстрирующее процесс реализации особых способностей при осуществлении рыночных трансакций;
3) финансы, обеспечивающие функционирование того или иного рынка;
4) институт экономических контрактов, заключающихся на рынке и регламентирующих взаимодействие конкретных рыночных агентов в установленных ими рамках;
5) особо важный, на наш взгляд, институт антимонопольного регулирования рынка, обеспечивающий повышение эффективности рыночной конкурентной координации экономических агентов.
Институт частной собственности в конкурентной среде играет роль побудительного мотива, так как оказывает доминирующее влияние на активность субъектов рынка по поводу перераспределения прав собственности в результате осуществления конкурентных взаимодействий. Совместно с институтом предпринимательства частная собственность, а точнее многообразие форм ее проявления, обеспечивают вариативность и многочисленность рыночных агентов, конкурирующих за ресурсы с одной стороны, и потребителей с другой.
Качество предпринимательства характеризует состояние рыночной системы в целом. Считаем, что предпринимательство включает в себя не только эндогенные качества участников конкурентных взаимодействий, но и характеризуется внешним институциональным окружением, стимулирующим рыночную активность и обеспечивающим возможность реализации заложенного и приобретенного экономического потенциала.
Каждый предприниматель как субъект сложноорганизованной системы предпринимательства осуществляет множество актов на рынке, каждый из которых направлен на то или иное усовершенствование: повышение качества, сокращение сроков и т. д. Совокупность подобных актов и представляет собой инновационный поиск экономического агента, направленный на получение экономических преимуществ и их дальнейшую эксплуатацию. Именно этот фактор и выделяется экономистами как предпринимательские способности: поиск нового качества с принятием на себя всей полноты ответственности за полученный результат. Подобная деятельность, включающая большую рисковую составляющую, в современных условиях требует государственной поддержки в виде различных государственных программ, стимулирующих действующих агентов, а также вовлечение новых агентов в подобную активность.
Актуальность института антимонопольного регулирования в современных условиях обусловлена необходимостью создания условий для развития конкуренции как самостоятельного института, а также для обеспечения стабильного баланса интересов производителей и потребителей (продавцов и покупателей) и недопущения смещения этих интересов в ту или иную сторону, что впоследствии подводит экономических агентов к необходимости постоянной оптимизации бизнес-процессов, сокращению издержек и т. д. Фактически антимонопольное регулирование выступает катализатором конкурентных взаимодействий в поиске дополнительных конкурентных преимуществ.
Ряд авторов12 отмечает возросшую в современных условиях роль инноваций в развитии национальных экономик и глобальной экономики в целом. Тем не менее считаем инновационность основой предпринимательской деятельности, присущей ей системной характеристикой. Экономическая прибыль в трактовке неоклассической экономической школы, как разность между прибылью агента и общерыночной нормой прибыли, как раз представляет собой реализованный на рынке конкурентный потенциал, заложенный инновационностью продукта. Инновационность — основной критерий эффективного функционирования экономического агента в условиях конкурентной среды, который оценивается достигнутыми экономическими показателями.
Развитость института финансов, равная возможность доступа субъектов конкурентной среды к многообразию финансовых инструментов является необходимым условием существования качественной конкурентной среды любого отраслевого рынка. Подинститут кредитования обеспечивает экономическим агентам дополнительные ресурсы, восполняет дефицит собственных средств при осуществлении экономической активности. Такие элементы финансового института, как, например, рынок ценных бумаг, формируют институциональные основы многообразия агентов конкурентной среды и непосредственно повышают ее качество и эффективность. Очевидно, что влияние финансового института на качество конкурентной среды — очень сложный и многогранный процесс.
12 Вишневский В., Дементьев В. Инновации. Институты. Эволюция // Вопросы экономики. 2010. № 9. С. 41; Набиуллина Э. С. О приоритетах экономической политики в 2010 г. // Экономист. 2010. № 6. С. 7; Суровцев В, Никулина Ю. Инновационное развитие как фактор продовольственной безопасности // Экономист. 2010. № 6. С. 79; ТодосийчукА. Условия перехода к инновационной экономике // Экономист. 2010. № 2. С. 25; Ясин Е., Снеговая М. Роль инноваций в развитии мировой экономики // Вопросы экономики. 2009. № 9. С. 15; и др.
Необходимо отметить, что в настоящей статье указаны лишь ключевые институты конкурентной среды, однако этот перечень далеко не исчерпывающий. Также институты конкурентной среды находятся в тесном взаимодействии, оказывают взаимное влияние на формирование и развитие друг друга и составляют единую и неделимую систему.
Субъектами конкурентной среды выступают все рыночные агенты, начиная с производителя, ряда рыночных агентов-посредников и заканчивая конечным потребителем тех или иных продуктов (товаров, работ, услуг). Отметим высокую роль государства в формировании конкурентной среды, с одной стороны, как ее непосредственного участника (субъекта), выступающего активным рыночным агентом, с другой стороны, как источник построения эффективной институциональной среды конкуренции. Очевидно, объектом конкурентной среды выступает реализация конкурентных преимуществ каждого конечного рыночного агента при осуществлении рыночных трансакций.
Структура конкурентной среды представлена, на наш взгляд, указанными выше субъектами рынка, базирующимися на своих конкурентных преимуществах, а также институтами, регламентирующими правила совершения рыночных трансакций. Конкурентная среда характеризуется динамичностью, зависящей от степени мобильности ее субъектов.
Деловая среда
Интересным представляется предложение Е. Невядомской классифицировать конкурентную среду, разделив ее на деловую и рыночную13. По мнению автора, деловая среда как экономическая категория выражает совокупность экономических связей между субъектами предпринимательской деятельности,
13 Невядомская Е. Взаимосвязь деловой и конкурентной среды // Социально-экономические проблемы экономического роста в современной России: сб. ст. рег. науч.-практ. конф. Воронеж: ВЭПИ, 2006. С. 158.
а также производственных конкурентных отношений между хозяйствующими субъектами по их участию в формировании сравнительных преимуществ фирмы. Соответственно, субъектами деловой среды выступают сами экономические акторы. Фактически автор рассматривает внутрифирменные факторы как систему деловой среды: производительность труда и его интенсивность, научный потенциал, формы предпринимательской деятельности. Внешние факторы представляются автором рыночной средой. На наш взгляд, подобная классификация тождественна простому делению факторов конкурентной среды на внутренние и внешние. Деловая же среда является подсистемой конкурентной среды и представляет собой устоявшуюся систему неформальных практик координации, совершения различных транзакций на том или ином рынке.
Конкурентная среда выступает индикатором состояния рынка: чем больше количество рыночных агентов, чем ярче выражено качественное отличие их конкурентных преимуществ, тем более эффективным представляется рынок.
Суть конкурентной среды выражается во взаимной связи рыночных конкурентных взаимодействий, характерных черт самой конкурентной среды и выполняемыми ею функциями. Конкурентная среда оказывает воздействие на все аспекты рыночного хозяйствования: собственно развитие конкуренции через побуждение рыночных акторов к борьбе за повышение эффективности собственных бизнес-процессов, обеспечение баланса интересов продавцов и покупателей, сдерживание инфляционных процессов. В итоге такое влияние сказывается на повышении конкурентоспособности национальной экономики в целом. Рыночные агенты под влиянием внутренних факторов, а также факторов внешней среды, взаимодействуют в определенных институциональных рамках, которые координируют агентов в направлении реализации собственных конкурентных преимуществ с целью получения прибыли. Этот процесс постоян-
ный и непрерывный, что позволяет судить о конкурентной среде как о единой стабильной самовоспроизводимой системе.
Заключение
С учетом вышеизложенного конкурентную среду можно определить как совокупность взаимодействий (трансакций), осуществляемых рыночными агентами в жестко детерминированных институциональных рамках и направленных на извлечение прибыли путем реализации собственных конкурентных преимуществ под воздействием внутренних(инновационный, инвестиционный, социально-экономический и другие) и внешних (институциональное окружение, численность экономических агентов и их размеры и т. д.) факторов.
Список литературы
1. Вальрас Л. Элементы чистой политической экономии. М.: Изограф, 2000.
2. Вишневский В., Дементьев В. Инновации. Институты. Эволюция // Вопросы экономики. 2010. № 9.
3. Диксон П. Р. Управление маркетингом. М: Издательство БИНОМ, 1998.
4. Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М.: Дело, 1994.
5. Милль Дж. С. Основания политической экономии с некоторыми применениями к общественной философии. Киев, 1896.
6. Набиуллина Э. С. О приоритетах экономической политики в 2010 г. // Экономист. 2010. № 6.
7. Невядомская Е. Взаимосвязь деловой и конкурентной среды // Социально-экономические проблемы экономического роста в современной России: сб. ст. рег. науч.-практ. конф. Воронеж: ВЭПИ, 2006.
8. Нельсон Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. М.: Финстатинформ, 2000.
9. Ойкен В. Основы национальной экономии. М.: Экономика, 1996.
10. Портер М. Конкуренция / пер с англ. М.: издательский дом «Вильямс», 2005.
11. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. Избранное. М.: Эксмо, 2007.
12. Рубин Ю. Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе. М.: Маркет ДС, 2006.
13. Рубин Ю. Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции. М., 2003.
14. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо, 2007.
15. Суровцев В., Никулина Ю. Инновационное развитие как фактор продовольственной безопасности // Экономист. 2010. № 6.
16. ТодосийчукА. Условия перехода к инновационной экономике // Экономист. 2010. № 2.
17. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Директмедиа Паблишинг, 2008.
18. Ясин Е., Снеговая М. Роль инноваций в развитии мировой экономики // Вопросы экономики. 2009. № 9.
A. Zhuk, PhD, Senior Lecturer, Southern Federal University, Rostov -on-Don, [email protected]
INSTITUTIONAL AND ECONOMIC DESCRIPTION OF THE COMPETITIVE MARKET ENVIRONMENT
The evolution of theoretical points of view on the problem of competition definition starting of classical approach as the way of pricing regulation and reaching market equilibrium till the present approach as ordered institutional reference system is shown in the issue. Particular attention is paid to the concept of dynamic competition and competitive rationality. The study presents the author's vision of the economic category competitive environment, competitive interactions as a set of market agents to obtain competitive advantages, coordinated within the established institutional constraints. Proposed framework for addressing a category, described the subjects of the object. Found a place to the category business environment in the structure of the competitive environment.
Key words: competition, competitive environment, the business environment.