Научная статья на тему 'Влияние конкурентной среды на формирование предпринимательских объединений в сфере ЖКХ'

Влияние конкурентной среды на формирование предпринимательских объединений в сфере ЖКХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
205
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / COMPETITIVE ENVIRONMENT / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС / STRATEGIC ALLIANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матвеев Александр Александрович

В статье рассмотрены актуальные вопросы влияния конкурентной среды на формы и структуры предпринимательских объединений сферы ЖКХ. На основе стратегического анализа конкурентной среды в сфере ЖКХ, проведенного Федеральной антимонопольной службы России, были выделены виды конкурентной среды, отличающиеся различными уровнями конкуренции и концентрации производства услуг. В зависимости от вида конкурентной среды были предложены различные организационные формы предпринимательских объединений, способные эффективно функционировать в соответствующих рыночных сегментах сферы ЖКХ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF THE COMPETITIVE ENVIRONMENT ON THE FORMATION OF BUSINESS ASSOCIATIONS IN THE SPHERE OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

The article deals with topical issues of the effect of the competitive environment in the form and structure of business associations housing sector. On the basis of the strategic analysis of the competitive environment in the housing sector, conducted by the Federal Antimonopoly Service of Russia, were identified types of competitive environment, characterized by different levels of competition and concentration of production services. Depending on the type of competitive environment we have been proposed different organizational forms of business associations that can function effectively in their respective market segments housing sector.

Текст научной работы на тему «Влияние конкурентной среды на формирование предпринимательских объединений в сфере ЖКХ»

122

Матвеев А.А.

ВЛИЯНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ среды на формирование ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В СФЕРЕ ЖКХ

Аннотация. В статье рассмотрены актуальные вопросы влияния конкурентной среды на формы и структуры предпринимательских объединений сферы ЖКХ. На основе стратегического анализа конкурентной среды в сфере ЖКХ, проведенного Федеральной антимонопольной службы России, были выделены виды конкурентной среды, отличающиеся различными уровнями конкуренции и концентрации производства услуг. В зависимости от вида конкурентной среды были предложены различные организационные формы предпринимательских объединений, способные эффективно функционировать в соответствующих рыночных сегментах сферы ЖКХ.

Ключевые слова. Конкурентная среда, уровни концентрации производства услуг, предпринимательское объединения в сфере ЖКХ, аутсорсинг, франчайзинг, стратегический альянс.

Matveev A.A.

THE IMPACT OF THE COMPETITIVE ENVIRONMENT ON THE FORMATION OF BUSINESS ASSOCIATIONS IN THE SPHERE OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

Abstract. The article deals with topical issues of the effect of the competitive environment in the form and structure of business associations housing sector. On the basis of the strategic analysis of the competitive environment in the housing sector, conducted by the Federal Antimonopoly Service of Russia, were identified types of competitive environment, characterized by different levels of competition and concentration of production services. Depending on the type of competitive environment we have been proposed different organizational forms of business associations that can function effectively in their respective market segments housing sector.

Keywords. Competitive environment, the levels of concentration of production of services of business associations in the sphere of housing and communal services, outsourcing, franchising, strategic alliance.

Д Д Д

В системе жилищно-коммунального хозяйства России конкурентная среда отличается неоднородностью. Различные отрасли ЖКХ по-разному восприимчивы к рыночным трансформациям и занимают различное положение в конкурентной среде. Конкурентная среда распространяется на весь комплекс жилищно-коммунальных услуг по содержанию коммунальной инфраструктуры и других объектов коммунального хозяйства: тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованного

ГРНТИ 06.71.51 © Матвеев А.А., 2015

Александр Александрович Матвеев - аспирант специализированной кафедры ОАО «Газпром» Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: 8 (812) 310-40-57. E-mail: prognozplan@yandex.ru.

Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. А. Н. Петрова.

Статья поступила в редакцию 01.09.2015 г.

Для ссылок: Матвеев А.А. Влияние конкурентной среды на формирование предпринимательских объединений в сфере ЖКХ // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 5 (95). С. 122-125.

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

123

водоснабжения, утилизации бытовых отходов, освещения и благоустройства территорий, социально-бытового назначения.

Федеральная антимонопольная служба Россия определила в качестве географических границ конкурентной сферы административные границы административно-территориальных образований с населением 100 тыс. жителей [4]. Анализ данных, собранных антимонопольной службой, свидетельствует о снижении уровня концентрации услуг по управлению многоквартирными домами. Рынок услуг по управлению многоквартирными домами характеризуется низкими барьерами вхождения, а деятельность управляющих организаций не требует лицензирования и серьезных начальных капиталовложений.

Конкурентная среда на рынке услуг по теплоснабжению имеет свои особенности. Значимость стабильного развития рынка обусловлена климатическими условиями России и связанной с этим высокой долей расходов населения на отопление в структуре платежей за жилищно-коммунальные услуги. Технологические особенности теплоснабжения заключаются в том, что потребитель использует тепловую энергию только от того поставщика, к сетям которого подключены теплопотребляющие установки. Как правило, в системе теплоснабжения имеются один или небольшое количество поставщиков. Кроме того, потребители ограничены в выборе видов услуг по теплоснабжению.

Процесс теплоснабжения состоит из нескольких стадий, включая производство, передачу и сбыт тепловой энергии. В условиях рынка его участники могут самостоятельно реализовывать весь цикл услуг по теплоснабжению либо оказывать услуги на отдельных стадиях процесса. Развитие рынка услуг по теплоснабжению происходит, в основном, за счет наращивания потенциала действующих участников, поскольку барьеры вхождения на данный рыночный сегмент достаточно высоки из-за необходимости осуществления значительных начальных капиталовложений. Вхождение новых участников на рынок услуг по теплоснабжению может быть облегчено путем заключения договоров аренды, концессии, доверительного управления [4].

Конкурентная среда на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению определяется естественно монопольным положением поставщиков услуг, поэтому эти рынки можно отнести к типу высококонцентрированных рынков с низким уровнем конкуренции. Каждый из хозяйствующих субъектов занимает 100%-ную долю участия на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению. Обеспечение населения чистой питьевой водой является важнейшей задачей, поэтому рынок услуг по водоснабжению и водоотведению является объектом с высоким уровнем государственного регулирования. Государственное регулирование развития рынка услуг по водоснабжению и водоотведению осуществляется по следующим направлениям: органы государственного управления определяют гарантирующие организации; проводится долгосрочное регулирование тарифов; контролируется соблюдение финансовой ответственности за необходимое изменение тарифов; регулируется процедура регистрации имущества организаций водно-коммунального хозяйства; устанавливаются требования по очистке сточных вод; разрабатывается перечень ограничений прав владения и пользования объектами систем водоснабжения и водоотведения; соблюдается запрет на приватизацию объектов водопроводноканализационного хозяйства [4].

Конкурентную среду на рынке услуг в сфере ЖКХ можно разделить на несколько видов. К первому виду относятся рыночные сегменты с высоким уровнем конкуренции и низкой концентрацией производства услуг, сосредоточенного в руках множества малых предприятий. Ко второму виду относятся сегменты с умеренной конкуренцией, где функционируют как крупные, так средние и мелкие производители услуг. Третий вид представляют собой рыночные сегменты с низкой конкуренцией и высокой концентрацией производства услуг, оказываемых одним или несколькими крупными предприятиями и организациями. Структура конкурентной среды в сфере ЖКХ, отличающаяся различными уровнями концентрации конкурирующих производителей услуг, предполагает возможность участия в конкуренции нескольких форм предпринимательских объединений.

Под предпринимательскими объединениями в сфере ЖКХ следует понимать те организационные и правовые формы сотрудничества малого, среднего и крупного бизнеса, которые наиболее органично сочетаются с определенным видом конкурентной среды, эффективно используют его сегментарные возможности и наиболее полно и качественно удовлетворяют имеющиеся потребности в услугах. Представляется, что для рыночных сегментов ЖКХ с высоким уровнем конкуренции и присутствием на рынке множества малых и средних предприятий, оказывающих услуги сходного

124

Матвеев А.А.

потребительского назначения, актуальной является форма предпринимательских объединений, основанная на аутсорсинге [1].

В этом случае хозяйствующий субъект, ответственный за оказание полного объема услуг соответствующего качества, передает сторонним компаниям (аутсорсерам) право на выполнение отдельных производственных функций. Конкурентная среда на рынке услуг по управлению многоквартирными домами благоприятствует формированию предпринимательских объединений, включающих, помимо главного исполнителя, множество малых предприятий, специализирующихся на обслуживании многоквартирного жилья.

Одним из основных преимуществ аутсорсинга является общая экономия затрат на выполнение всего объема услуг. Экономия достигается за счет высвобождения и использования на других направлениях организационных, финансовых и человеческих ресурсов, использования свойства гибкости и имеющихся специальных навыков малых предприятий, заполняющих пустующие ниши на рынке услуг. Высокий уровень конкуренции между малыми предприятиями, производящими услуги сходного потребительского назначения, обусловит необходимость снижения удельных затрат на единицу услуги, повышения качественного содержания услуги и снижения тарифа на услугу, оплачиваемого конечным пользователем.

В рыночных сегментах сферы ЖКХ с умеренной конкуренцией и наличием на рынке крупных, средних и малых предприятий, перспективной формой предпринимательских объединений является развитие франчайзинга. Франчайзинговая форма взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса дает возможность повысить уровень организации и управления бизнес-проектами в сфере ЖКХ на долговременной основе и сформировать первичный потенциал развития малого бизнеса [2]. Осуществляя свою деятельность под маркой крупной фирмы, малое предприятие - производитель услуг может обеспечить себя необходимыми материальными средствами, предоставляемыми крупным предприятием - франчайзером в рамках пакета услуг - франшизы. Имеются отличия в характере функционирования малых предприятий, действующих в рамках системы франчайзинга, от функционирования самостоятельных малых предприятий. В отличие от последних, малые предприятия-франчайзи имеют дело с однородными стандартами предоставляемых услуг.

Для умеренно конкурентной среды на рынке теплоснабжения внедрение системы франчайзинга будет способствовать привлечению малого бизнеса в данный сегмент сферы услуг на долговременной основе. Стратегическим целями предпринимательского объединения, образованного на основе договора франчайзинга являются: снижение суммарных затрат на производство услуги и снижение тарифа на услугу для конечного потребителя. Первая цель может быть достигнута путем разделения затрат, формирующихся на различных этапах цикла производства и оказания услуг, отказа от «котлового» метода расчета затрат и распределения затрат по самостоятельно функционирующим производственным составляющим системы франчайзинга - франчайзерам и франчайзи [3].

Крупное предприятие обладает возможностью снижения удельных затрат на единицу продукции за счет отработанных технологий, стабильной организации производства, исключающей из «цепочки ценностей» все лишнее и непроизводительное, экономии на «эффекте масштаба». Малое предприятие имеет возможность сочетать, с одной стороны, выгоду долгосрочного контракта, а, с другой, - универсальные навыки, позволяющие доводить процесс оказания услуги до конечного потребителя применительно к конкретным условиям. Наличие в предпринимательском объединении, наряду с крупным, большого числа малых предприятий-франчайзи выводит на первый план конкуренцию не во внешней рыночной среде, а внутри предпринимательского объединения. Малые предприятия-франчайзи вынуждены конкурировать между собой, снижая тарифы на конечные услуги сходного потребительского назначения. Таким образом, предпринимательские объединения имеют возможность расширять границы своей деятельности, формируя дополнительный спрос на услуги и привлекая все большее число потребителей.

В рыночных сегментах сферы ЖКХ, отличающихся низким уровнем конкуренции и высокой концентрацией производства услуг, таких, как рынок водоснабжения и водоотведения, перспективной организационной формой предпринимательских объединений могут стать стратегические альянсы крупного предприятия-монополиста или олигополиста и предприятий, функционирующих вне сферы ЖКХ. Цель формирования стратегического альянса заключается в создании крупной структурированной организации, реализующей совместные проекты по оказанию услуг потребителям. Создание стра-

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

125

тегического альянса должно обеспечить сохранение конкурентного преимущества партнеров по альянсу, которое является результатом реализации организационно-управленческих нововведений при производстве услуг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций / Под ред. Б. А. Аникина. М.: Инфра-М, 2003.

2. Журавский Ю.А., Лукина Л.И. Развитие франчайзинговой формы рыночных отношений в ЖКХ // Вестник КузГТУ. 2007. № 1.

3. Мазалов Н.Е., Сухляев И.А. Стратегическая модернизация производственной системы на предприятии автомобилестроения // Экономика и управление: Сб. науч. трудов. Ч. 1. СПб., 2012.

4. Скрынник О.Б. Теория, практика и перспективы развития коммерческих концессий в ЖСК. М.: Финансы и статистика, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.