Научная статья на тему 'Факторы и детерминанты формирования предпринимательской среды туристского бизнеса'

Факторы и детерминанты формирования предпринимательской среды туристского бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
615
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА / УПРАВЛЕНИЕ / ТУРИСТСКИЙ БИЗНЕС / РЕГИОН / ENTREPRENEURIAL ENVIRONMENT / MANAGEMENT / TOURISM BUSINESS / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарасова О. Ю.

В статье выявлены, охарактеризованы и систематизированы общие и специфические детерминанты, формирующие предпринимательскую среду развития туристского бизнеса, в различных территориальных масштабах. Обосновано, что развитие туризма выступает для регионов нерекреационной специализации, не имеющих собственных сырьевых месторождений и развитого промышленного комплекса, альтернативой обеспечения экономического роста и инновационным видом деятельности. Анализируется потенциал Тамбовской области по развитию туристского бизнеса, выделены общие для регионов со сходными социальноэкономическими условиями детерминирующие факторы, проблемы и концептуальные направления формирования благоприятной предпринимательской среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тарасова О. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS AND DETERMINANTS OF FORMING OF ENTREPRENEURIAL ENVIRONMENT FOR TOURISM BUSINESS

This paper revels, defines and systematizes both general and specific determinants on different territorial scales, which form the entrepreneurial environment to develop the tourism business. The tourism development is proved to be both an alternative way to provide the economic growth and an innovative activity category in relation to the non-recreational regions having neither the own sources of row materials nor the advanced industrial complex. The tourism business development potential of the Tambov Region is analyzed. The determinating factors, the problems, and the conceptual lines of forming the favorable entrepreneurial environment, which are general to the regions to be under similar socio-economic conditions, are assigned.

Текст научной работы на тему «Факторы и детерминанты формирования предпринимательской среды туристского бизнеса»

ФАКТОРЫ И ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА

О. Ю. ТАРАСОВА

В статье выявлены, охарактеризованы и систематизированы общие и специфические детерминанты, формирующие предпринимательскую среду развития туристского бизнеса, в различных территориальных масштабах. Обосновано, что развитие туризма выступает для регионов нерекреационной специализации, не имеющих собственных сырьевых месторождений и развитого промышленного комплекса, альтернативой обеспечения экономического роста и инновационным видом деятельности. Анализируется потенциал Тамбовской области по развитию туристского бизнеса, выделены общие для регионов со сходными социальноэкономическими условиями детерминирующие факторы, проблемы и концептуальные направления формирования благоприятной предпринимательской среды.

Ключевые слова: предпринимательская среда, управление, туристский бизнес, регион.

Формирование благоприятной предпринимательской среды является управляемым процессом, в основе которого лежат меры, направленные преимущественно на создание благоприятных условий для возникновения и обеспечения устойчивости субъектов предпринимательской деятельности в короткие сроки; а не на прямое воздействие на указанные субъекты. Вместе с тем, формирование благоприятной предпринимательской среды туристского бизнеса связано с общими и специфическими условиями становления и развития туристского бизнеса в России и за рубежом. Выделение характеристик этих условий; факторов, оказавших и оказывающих на них влияние представляется невозможным без ретроспективного анализа.

Сфера туризма является весьма сложным объектом предпринимательской деятельности, охватывающим различные сектора экономики. Современный туристский бизнес представляет собой динамично развивающуюся глобальную систему. В процессе эволюции он прошел те же пространственно-временные этапы, что и все мировое хозяйство: зарождение и становление; развитие; расширение и консолидацию.

Но в отличие от мирового хозяйства в целом современная система предпринимательства в туризме формировалась ускоренными темпами и сложилась за сравнительно короткий срок - XIX-XX вв. При этом, как отмечается в Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 г., разработанной Федеральным агентст-

вом по туризму, «в настоящее время индустрия туризма в мире является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в международной торговле услугами. В последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире составили 5,1 %, валютных поступлений - 14 %» [1].

И тем не менее, по данным Росстата, в 2008 г. в Россию с туристическими целями въехали только 2,3 млн иностранных граждан. По тем же данным туристические поездки в другие страны совершили 11,3 млн россиян (на 21 % больше, чем в 2007 г.). Дефицит платежного баланса по статье «поездки» составил порядка 10 млрд долл. США. Таким образом, денежные средства вывозятся российскими туристами из страны, в то время, как могли бы стать существенным вкладом в развитие национального хозяйства в условиях экономической нестабильности.

Вместе с тем, разработка многих теоретических и практических аспектов активизации предпринимательства в сфере российского туризма остается не завершенной не только в силу относительной кратковременности периода становления и развития рыночной экономики в национальном хозяйстве: условия глобализирующегося мира и постиндустриальной экономики актуализируют потребность в дополнительном исследовании детерминизма развития и изменений содержания предпринимательства в туризме, где представляется целесообразным применение эволюционного подхода. Однако для решения задачи выявления

отечественной специфики формирования и развития туристского бизнеса возникает необходимость параллельного использования и иных методологических направлений в науке, где особая роль принадлежит методам сравнительного и количественного анализа.

Уточнение особенностей национальной среды, обусловливающей недостаточный рост предпринимательства в туризме, требует обращения к системному походу, поскольку в системном исследовании анализируемый объект рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства этого множества. Основной акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри исследуемого объекта, так и в его взаимоотношениях с внешним окружением, средой. Свойства объекта как целостной системы определяются не только и не столько суммированием свойств его отдельных элементов, сколько свойствами его структуры, особыми системообразующими, интегративными связями рассматриваемого объекта.

Таким образом, теоретико-методологической платформой периодизации этапов развития туристского бизнеса в национальном хозяйстве России, позволяющих охарактеризовать отечественную специфику тенденций в его функционировании, выступает системно-интеграционный подход, объединяющий в себе комплекс общенаучных подходов и методов.

Генезису туризма как явления и процесса уделено достаточно внимания в работах многих отечественных и зарубежных ученых, но при этом в них не обнаруживаются: четко выделенный аспект этапов становления именно предпринимательской деятельности в туризме и формирования ее национальной специфики; развернутых характеристик предпринимательской среды развития туристского бизнеса.

При определении хронологических рамок периодизации развития туристского бизнеса в экономике России представляется целесообразным в качестве базового критерия избрать детерминирующие характеристики предпринимательской среды, где наиболее общим фактором воздействия выступают социально-экономические условия ведения бизнеса. Также основанием периодизации, в соответствии с системно-интеграционным подходом, избрано влияние каждого из выделенных этапов на современные процессы предпринимательской деятельности в туризме.

Вместе с тем, структурирование генезиса развития российского туристского бизнеса не только

с позиций уточнения национальных особенностей, формирующих предпринимательскую среду, но и с точки зрения состояния его конкурентоспособности, было бы неполным без сопоставления с соответствующими тому или иному этапу характеристиками развития туристского бизнеса в мире.

Генезис развития российского туристского бизнеса насчитывает, по мнению автора, шесть основных этапов (табл. 1).

Периодизация этапов развития туристского бизнеса в мировом экономическом пространстве и в России позволила:

1) установить отличительные особенности российского туристского бизнеса от зарубежного, которые заключаются: в многолетнем отставании от стран с рыночной экономикой управленческих технологий развития как самого предпринимательства, так и предпринимательской среды в туризме; в устойчивой ориентированности бизнеса преимущественно на выездной туризм; значительных структурных диспропорциях; высокой зависимости от государственной политики, осуществляемой в данной сфере и смежных секторах экономики;

2) определить проблемы развития туристского бизнеса в текущем периоде, ключевыми из которых являются: проблема оценки туристского потенциала и статистики туризма; информационно-рекламного обеспечения туристского бизнеса; инфраструктурно-экономические проблемы хозяйствования (длительность окупаемости затрат на создание и реконструкцию материальнотехнической базы, проблема туристского транспорта, проблема подготовки специализированных туристских кадров и др.); проблема государственной поддержки развития туристского бизнеса в условиях экономической нестабильности;

3) охарактеризовать степень благоприятности предпринимательской среды и конкурентоспособности российского туристского бизнеса как недостаточную.

Основываясь на понимании предпринимательской среды как совокупности дифференцированных объективных и субъективных факторов [2], оказывающих детерминирующее воздействие на результативность туристского бизнеса, указанные детерминанты могут быть структурированы по группам, включающим в себя объективные (совокупность различных объективных возможностей и ограничений, обусловливающих интенсивность привлечения предпринимательских структур в сферу туристского бизнеса) и субъективные (интенсивность вовлечения предпринимательских структур в туристский бизнес) компоненты.

Таблица 1

Исторические этапы развития туристского бизнеса в мировом экономическом пространстве и в России

№ Период Характеристики туристского бизнеса в мире Российская специфика туристского бизнеса

1 1-й этап Имперский период Начало мирового современного предпринимательства в туризме -1841 г. Туризм - самостоятельная сфера хозяйствования с характерным для нее продуктом Первая турфирмой на российском рынке (1885 г.), основатель -английский предприниматель Л. Липсон, направление туристских потоков в сторону выездного туризма. Этап формирования предпосылок зарождения отечественного предпринимательства в туризме как следствия экспансии зарубежного туристского бизнеса на российский рынок. Рынок потребления как составляющая предпринимательской среды в отличие от зарубежных рынков обнаруживает национальную специфику в сегменте спроса, которая проявляется в невозможности реализации туристского продукта за пределами высших иерархических уровней сословного деления российского общества

2 2-й этап Советский период Расширение и консолидация туристского бизнеса, начало экспансии транснациональных корпораций; по-лицентричность экономического пространства и дестинаций туристского бизнеса; олигополистическая структура туристских рынков Основным субъектом и монополистом национального рынка туристского бизнеса выступает государство; государственное регулирование направления туристских потоков; развитие преимущественно внутреннего социального туризма; отсутствие конкуренции

3 3-й этап Период структурной трансформации экономики (1992 -первое полугодие 1998 г.) Переход от стандартизированного туристского продукта к дифферен-циированному; диверсификация туристского бизнеса; усиление экспансии транснациональных корпораций в сегментах размещения и перевозок. Внедрение ТНК механизма трансфертного ценообразования диффе-ренциированно по странам с высоким и низким налогообложением Формирование туристского бизнеса в экономике новой России, появление частных компаний под воздействием структурной трансформации национальной экономики. Становление процессов разгосударствления туристского бизнеса; стихийное развитие; становление проблемы износа МТБ туристского бизнеса; трансформация направления туристских потоков в сторону преимущественно выездного туризма; начальное накопление капитала структурами туристского бизнеса, формирование конкуренции. Начало государственного регулирования с принятием в 1996 г. закона «Об основах туристкой деятельности», определяющего характеристики и сферу коммерческого элемента туристского бизнеса: туроператоров и турагентств

4 4-й этап Период мирового системного кризиса (1998-1999) Преобразования сферы туристского бизнеса, которые вызваны влиянием мирового системного кризиса; развитие краткосрочных и малоудаленных видов отдыха. Усиление государственного регулирования тарифной составляющей туристского бизнеса. Разворачиваются сформированные на предыдущих этапах демпинговые процессы Период стагнации. Формирование общего для национального предпринимательства явления «российский парадокс», заключающегося в нежелании предпринимательских структур снижать цены, где специфической составляющей для туристского бизнеса, ориентированного не только на выездной, но и на въездной и внутренний туризм, выступает привязка цен к конвертируемым валютам. Вытеснение с рынка малых форм туристского бизнеса. Отсутствие: действенной государственной поддержки и регулирования в период кризисных явлений, исчерпывающей системы показателей государственной статистической отчетности по развитию туризма

5 5-й этап Период стабилизации и укрепления экономики (2000-2008) Структурирование рынков туристского бизнеса, позволяющее развивать на них современные рыночные отношения, характеризующиеся высоким уровнем либерализации, открытостью рынков, адекватным уровнем государственной регуляции. Увеличение числа слияний и поглощений туристских предприятий Развитие туристского бизнеса, рост предпринимательских структур, ориентированных преимущественно на выездной туризм. Формирование и развитие сетевых туристских предприятий на основе франчайзинга. Становление конкуренции на внутренних рынках туристского бизнеса, структурных диспропорций по масштабу и секторам потребления, включение в мировую инфраструктуру при значительном уровне государственного регулирования предпринимательской деятельности и участия государства в антимонопольной политике

6 6-й этап Период мирового финансового кризиса по настоящее время Современный этап туристского бизнеса под воздействием мирового финансового кризиса характеризуется либерализацией цен, усилением государственной поддержки в туристских дестинациях, глобализацией рынков, созданием мировой туристской инфраструктуры, формированием цивилизованных рыночных отношений, институциональных норм и правил функционирования международного рынка туристского бизнеса Условия спада экономической и деловой активности выступили катализатором проблем развития туристского бизнеса, сформированных на предыдущих этапах: проблемы ресурсной оценки; информации; инфраструктуры; кадров; системы мер государственной поддержки и регулирования ценообразования

Представляется, что интегрирующими объективными ключевыми факторами развития туристского бизнеса в России и за рубежом на современном этапе могут быть: фактор информации, в процессе которой знания как основная информация превращается в ключевой ресурс; фактор глобализации, в результате чего национальные предпринимательские структуры туристского бизнеса интегрируются в мировую систему хозяйства; фактор взаимодействия предпринимательских структур туристского бизнеса на основе становления сетевых форм, что проявляется в их стремлении войти в мировое экономическое пространство.

В качестве основных объективных специфических факторов, формирующих предпринимательскую среду развития туристского бизнеса в России, могут быть выделены следующие: фактор взаимодействия предпринимательских и властных структур, обусловленный высокой ролью государства в регулировании туристского бизнеса; неоднородность природно-климатического и социально-экономического пространства предпринимательской среды, обусловливающая структурные диспропорции по видам туристского бизнеса; дифференциированность территорий РФ по уровню социально-экономической стабильности, что оказывает определяющее влияние на экономическую, экологическую и социально-политическую безопасность ведения туристского бизнеса. Названные виды безопасности учитывают уровни бедности, преступности, безработицы, экологической загрязненности, политической стабильности, а также отношение населения к процессам развития туризма и туристского бизнеса.

Субъективные компоненты детерминант развития туристского бизнеса представлены как система предпочтений, которую выстраивает субъект предпринимательской деятельности в туризме каждого вида, определяя степень значимости объективных факторов при выборе направления хозяйственной деятельности.

При развитии туристского бизнеса необходимым условием является осуществление комплексного учета объективного и субъективного компонентов, оказывающих детерминирующее воздействие на формирование благоприятной предпринимательской среды, поскольку их единство является неотъемлемым атрибутом для любых процессов функционирования туристской бизнес-среды.

Не только интенсивность объективных факторов, формирующих предпринимательскую среду развития туристского бизнеса, определяет интенсивность субъективных факторов, но и наоборот, происходит воздействие осуществляемой хозяйст-

венной деятельности на формирование объективных условий и предпосылок для ее осуществления.

Таким образом, степень благоприятности предпринимательской среды определяется не только совокупным воздействием объективных и субъективных факторов, но и особенностями экономического содержания и потребительской направленностью туристского бизнеса.

Реализация принципа бюджетного федерализма в России диктует необходимость поиска эффективных путей развития регионов. На современном этапе сложились определенные региональные диспропорции в пользу территорий, специализацией которых является добывающая промышленность. Альтернативой экономического роста регионов, не имеющих собственных сырьевых месторождений и развитого промышленного комплекса, как показывает мировая практика, может выступать развитие предпринимательства в туризме. Туризм как комплекс оказания разнообразных услуг представляет собой значительный интерес и в качестве средства регулирования и стимулирования социально-экономического развития регионов.

Специфическими составляющими платформы предпринимательской среды развития туристского бизнеса на уровне региона в текущих условиях следует отметить: необходимость достаточного инфраструктурного обеспечения, включающего в себя транспортную доступность, средства размещения; уровень развития финансово-кредитной системы региона; информационную и образовательную доступность; а также активность взаимодействия властных и предпринимательских структур.

Рассмотрим некоторые региональные особенности ведения туристского бизнеса на примере региона без выраженной отраслевой туристской специализации - Тамбовской области.

Для Тамбовской области, традиционно являющейся регионом с выраженной аграрной специализацией, туризм и туристский бизнес является сферой инновационной деятельности.

Между экономическими отношениями, существующими в процессе осуществления инновационной деятельности, мерами их хозяйственного регулирования и самими инновационными процессами в региональной экономике существуют сложные взаимосвязи. Это объективно требует теоретического анализа сущности и тенденций развития инновационной деятельности в туристском бизнесе, выяснения противоречий, негативно сказывающихся не только на экономических результатах непосредственных производителей инновационного продукта, но и на скорости инновационных преобразований.

Инновационный потенциал региона представляет собой способность и готовность региона осуществить эффективную инновационную деятельность. При этом под способностью мы понимаем наличие и сбалансированность структуры потенциала (ресурсов, необходимых для инновационной деятельности), а под готовностью -достаточность уровня развития потенциала и имеющихся ресурсов для осуществления инновационной деятельности.

Внутренний туризм играет важную роль в развитии зон, которые обладают достаточным туристским потенциалом, но находятся вдалеке от традиционных туристских рынков, превращая их в новые места туристского назначения.

Тамбовская область - уникальный в географическом, историческом, культурном и экономическом отношениях край. Рассмотрим его ресурсы в соответствии с существующими видами туризма.

Познавательный туризм представлен такими основными формами, как историко-культурный туризм, культурно-познавательный и историкополитический туризм. Более чем за 350 лет своего существования в Тамбове накоплено разнообразное архитектурное наследие, позволяющее проследить и оценить его градостроительную практику, его вклад в историю провинциальной русской культуры. Примечательно, что Тамбов является одним из немногих провинциальных городов, сохранивших это наследие за годы советской власти: в предвоенные реформенные годы начавшееся строительство новых жилых и общественных зданий не внесло заметных изменений в облик старого города. Многие памятники архитектуры связаны с именами известных деятелей литературы и искусства, науки и техники. Тамбовская область имеет ресурсы для развития таких форм экологического туризма, как природнопознавательный, природно-спортивный и аграрный туризм. С точки зрения въездного туризма в Тамбовской области перспективно развитие набирающего популярность в странах Западной Европы аграрного туризма, в связи с тем, что область является преимущественно аграрной, а сокращение промышленного производства за последнее десятилетие создает условия для улучшения экологической обстановки региона в целом. Кроме того, развитие аграрного туризма при очевидной отдаче (валютные поступления, улучшение уровня жизни местного населения и т. д.) не требует капитальных вложений, так как этот вид туризма предполагает погружение его участника в естественную агарную среду - проживание совместно с домовладельцем аграрного сектора, по-

требление произведенного на месте «экологически чистого» продукта и т. д.

Кроме того, Тамбовская область располагает речными ресурсами для организации летних видов отдыха. Для водных маршрутов пригодны многие реки области, а также пойменные озера и водохранилища.

Научный и деловой туризм. Тамбов является не только административным центром области, это промышленный и культурный центр с двумя университетами, музыкально-педагогическим институтом, двумя крупными военными вузами. Наличие конференц-залов предполагает возможности проведения деловых и научных конференций, семинаров и т. д. Кроме того, в регионе существуют определенные территории, представляющие интерес для такого вида научного туризма, как археологический туризм.

На территории Тамбовской области располагается несколько объектов религиозного туризма, использование которых уже происходит стихийно (источники п. Трегуляй, п. Горелое и т. д.).

Тамбовская область располагает материальной базой для развития рекреационно-оздоровительного туризма, но, учитывая незначительную пропускную способность области, для дальнейшего развития туризма в регионе необходимы ее дальнейшие расширение и модернизация.

В тоже время отсутствие в Центральночерноземном районе регионов ярко выраженной туристско-рекреационной специализации и, следовательно, сильной межрегиональной конкуренции в этой отрасли формирует благоприятные условия для развития как предпринимательства в туризме, так и впоследствии собственной территориально-рекреационной системы в Тамбовской области. Место расположения, масштаб и характер будущего места назначения должны выбираться с целью достижения лучшей сбалансированности в передвижениях людей для того, чтобы обеспечить более рациональное перераспределение туристских потоков и способствовать экономическому и социальному развитию регионов. С этой точки зрения целесообразно включить в комплекс туристских ресурсов области кадровый управленческий и научный потенциал.

Вместе с тем, туристский потенциал Тамбовской области не используется достаточно эффективным образом, в то время как существующие ресурсы позволяют определить сферу туризма и туристического бизнеса как весьма перспективную сферу развития региональной экономики и предположить дальнейшее, более динамичное развитие конкуренции в этой области.

Говоря о региональной предпринимательской среде туризма, необходимо отметить факторы, влияющие на рост туристской индустрии: это региональные факторы роста спроса, к которым относятся рост доходов населения, рост урбанизации, рост массива свободного времени; и факторы роста технологий и обслуживания, к которым относятся: развитие транспорта и инфраструктуры, поддержка со стороны региональных администраций, развитие средств массовой информации.

Запросы потребителей и совокупность туристских ресурсов региона определяют структуру территориальных рекреационных систем. Таким образом, перед представителями туристского бизнеса и региональными органами власти стоит задача выявить условия, способствующие возникновению туристско-рекреационного продукта. Одним из таких условий может выступать ориентация на определенную группу потребителей туристского продукта - потенциальными потребителями территориального туристского продукта ЦЧР могут быть лица, которым по медицинским показаниям нецелесообразно резко менять климатические условия.

Рыночные взаимоотношения в отечественном туризме в настоящее время развиты лучше, чем в других отраслях сферы услуг. Однако максимизация прибыли, присущая рыночному механизму хозяйствования, исключает из круга потребителей социально незащищенные слои населения, не обеспечивает достаточного количества ресурсов для развития отдельных видов туризма, например внутреннего (детского, молодежного, социального, а также лечения и реабилитации в санаторнокурортных учреждениях).

Таким образом, на рынке туристско-рекреационных услуг наблюдаются обстоятельства, ограничивающие возможности его развития на чисто рыночной основе. Это обусловливает государственное вмешательство в функционирование туристского рынка в формах государственного регулирования возникающих здесь отношений, бюджетного субсидирования отдельных категорий производителей и потребителей, оптимизации управления государственной собственностью. Дополнительным фактором регулирующего присутствия на рынке туристско-рекреационных услуг является выполнение государством функции социальной справедливости в обеспечении доступности туристско-рекреационных услуг всем членам общества независимо от уровня их доходов.

Инновационный потенциал в любом регионе, каким бы он ни был по своим масштабам, имеет, как правило, задачи, далеко выходящие за рамки

территориальных или ведомственных проблем, и поэтому он должен иметь государственные целевые ориентиры и, естественно, преобладающую государственную поддержку. Вместе с тем, инновационный потенциал региона должен стать составной частью социально-экономического потенциала региона и выполнять функции его целевой подсистемы, в связи с чем он должен выступать как объект регионального управления.

Анализируя современные парадигмы в понимании региона с точки зрения развития туризма как системообразующиего фактора региональной экономики, можно выделить специфические моменты в каждой из них. Подход к региону как к рынку обусловлен тем, что туристско-рекреационные услуги имеют выраженную территориальную локализацию как в отношении потребления, так и в отношении производства, поскольку большинство из них связано с природными, культурно-историческими и другими ресурсами, характерными для данного региона. Соответственно, рынок туристско-рекреационных услуг имеет четкие границы, обусловленные территорией их производства и потребления. При этом данный рынок оказывает значительное специфическое влияние на другие виды региональных рынков, что предопределяет рыночную структуру региона в целом.

Не менее важным является понимание туристско-рекреационного региона как социума, так как туризм выполняет значительные социальные и культурные функции. Для местного населения туризм становится основным источником дохода, предлагая значительное число рабочих мест. Многие виды туризма используют культурные, исторические, этнические особенности данного региона, выступая в качестве потребителя такого рода ресурсов, одновременно способствуя их восстановлению и сохранению, что соответствует теории устойчивого развития.

Анализ зарубежных моделей регионального управления показывает, что традиционной сферой деятельности муниципальных властей в развитых странах мира стала активность в области так называемого муниципального маркетинга. Региональное администрирование или управление развитием региона должно адекватно сочетать в себе как механизмы внутрирегиональной деятельности (региональный менеджмент), так и направленной на внешнее окружение (региональный маркетинг). При этом в большинстве случаев объектом управленческих воздействий будут те или иные составляющие сферы туристско-рекреационных услуг, либо региональная индустрия туризма в целом, т. е. территориально-рекреационный комплекс.

Наиболее значимым фактором, изменяющим потребительский спрос в условиях экономической нестабильности, представляется снижение доходов населения. Уровень востребованности населением продукта туристского бизнеса находится в прямой зависимости от уровня жизни населения, а одним из его основных показателей являются реальные доходы населения. Осознавая тот факт, что общеэкономическая ситуация в Тамбовской области и в настоящее время характеризуется устойчивыми темпами экономического роста, мы считаем перспективными усилия региональных властей в отношении социализации процессов развития туризма.

Имеются ввиду возможности льготного обслуживания социально незащищенных слоев местного сообщества на объектах индустрии туризма и рекреации собственного региона, а также заключения межрегиональных соглашений. Соответствующим образом усилия региональных властей должны сказаться на регулировании цен на туристско-рекреационные услуги на внутрирегиональном рынке.

Актуальность экологизации процессов развития и функционирования индустрии туризма связана не только с необходимостью сохранения окружающей среды в условиях техногенного освоения человеком, но и использование этой же окружающей среды в качестве основного ресурса туристско-рекреационной деятельности. В свете тенденций поступательного развития видов туризма, связанных с пребыванием в экологически чистых районах, Тамбовская область имеет ряд преимуществ по сравнению с многими регионами ЦФО.

Процессы информатизации туризма связаны с насыщением рынка туристско-рекреационных услуг, что предопределяет необходимость информационного стимулирования формирования спроса в удаленных целевых группах и поддержки потребления регионального туристско-рекреационного продукта туристами непосредственно в регионе. В этом отношении информатизация проявляется не только в обеспечении потенциального потребителя определенным объемом данных о возможностях региона и свойствах регионального туристско-рекреационного продукта, т. е. выполнения маркетинговых функций. Информация становится особого рода туристским ресурсом, что предопределяет необходимость создания информационно-технологических систем сопровождения эффективного функционирования туристского бизнеса и обслуживания туристов.

Таким образом, данные концептуальные направления устойчивого развития туризма форми-

руют целостное поле для принятия управленческих решений. Полнота охвата, глубина необходимой проработки и многоаспектность взаимосвязей развития по каждому из направлений подразумевают разработку особых механизмов реализации такого рода стратегических проектов. По нашему мнению, наиболее адекватным и, безусловно, перспективным методом достижения устойчивости и комплексности развития туризма является программно-целевой метод управления развитием туристского бизнеса.

В результате конкуренции между продавцами туристических и сопутствующих им услуг и товаров происходит непрерывное совершенствование этих услуг и товаров, т. е. повышается эффективность их производства. Туристская индустрия может стать наиболее динамично развивающимся сектором, способным оказать существенное влияние на макроэкономическую сферу. Она способствует расширению занятости, а также повышает действенность рыночных механизмов, препятствуя проявлению монополизма. Под воздействием конкуренции для большей устойчивости предприятия туризма проникают в смежные отрасли. С другой стороны, предприятия других сфер экономики, от пищевой и текстильной промышленности до банковского сектора, обнаруживают прямой интерес в туризме.

Основываясь на том, что формы федеральнорегионального и рыночно-административного управления развитием туризма апробированы в мировой практике, представляется целесообразным использовать адаптированный зарубежный опыт. В этом отношении наиболее полезным может быть опыт Великобритании в вопросах управления развитием туризма на национальном уровне, Швейцарии - в вопросах сочетания вертикали национального управления туризмом и региональных отраслевых органов управления, а также территориальной организации управления туристскими районами, границы которых не совпадают с административными, Испании - в вопросах предоставления полномочий региональным органам территориально-отраслевого управления, Турции - в вопросах сочетания государственной поддержки и рыночных механизмов развития индустрии туризма.

Анализ отечественного опыта разработки программ развития в нескольких регионах России показал, что, несмотря на определенное сходство поставленных целей и решаемых задач, возможности проведения аналогий с методикой разработки федеральных целевых программ, наблюдается отсутствие общих подходов в разработке и реализации

программ, крайне слабо учитывается опыт других регионов. Основными проблемами в этой связи, по нашему мнению, являются отсутствие формализованной процедуры разработки программы, ее структуры и содержания отдельных блоков, а также неразвитость расчетной составляющей в аналитической и прогнозной части программ.

У органов управления регионов должна быть четкая инновационная политика, которую следует понимать, на наш взгляд, как совокупность установленных целей и приоритетов развития инновационной деятельности в регионе, путей и средств их достижения на основе взаимодействия региональных и федеральных органов управления. Кроме того, региональная инновационная политика - это направление государственной деятельности, выступающее как часть экономической и научно-технической политики и определяющее приоритеты базисных инноваций на федеральном, региональном, межгосударственном уровнях, и механизм реализации этих приоритетов.

Программно-целевой метод управления в сфере туризма и туристского бизнеса представляется в настоящее время единственно действенным механизмом развития именно на региональном уровне. Региональным органам управления в определенной степени легче сформулировать конкретные цели развития с учетом местной специфики, определить их приоритетность. При этом необходимо привлечение инвестиционных ресурсов на основе отдельных соглашений, предоставления особых экономических условий, использования преимуществ общего регионального инвестиционного рейтинга Тамбовской области.

Особенностью разработки региональной целевой программы устойчивого развития туризма является наличие в ней ранжированных по степени важности и времени достижения целей подпрограмм и постоянно проводимых сопутствующих мероприятий, адекватных имеющимся ресурсам и реалистичных по срокам и объемам выполняемых работ.

Масштабы программных целей должны исходить из реальных возможностей привлечения инвестиционных средств и наличия внутренних ресурсов. Система постоянно проводимых мероприятий должна обеспечивать высокую управляемость реализации программ путем наблюдения, анализа и прогнозирования социальноэкономического развития региона.

Современное состояние и перспективы развития туризма и туристского бизнеса в Тамбовской области имеют характер устойчивого формирования рыночных отношений. В то же время высокая

социальная значимость подразумевает активизацию роли государства в процессах регулирования развития туризма и туристского бизнеса в целом.

Переход экономики в новое качественное состояние в еще большей степени увеличил значимость активизации инновационной деятельности, проблем формирования инновационного потенциала регионов и страны в целом, позволяющего реорганизовать экономику, что должно стать важнейшим фактором социально-экономической стабилизации и обеспечения условий для дальнейшего экономического роста. В свою очередь, эффективное функционирование сферы услуг туристского бизнеса может в перспективе оказать значительное влияние на развитие региона и трансформацию структурных пропорций региональной экономики.

При этом следует подчеркнуть, что национальная особенность предпринимательской среды туристского бизнеса проявляется в существенной дифференциированности российских территорий по специфическим структурным составляющим туристского потенциала, что обусловливает необходимость проведения системных исследований для каждого конкретного субъекта Федерации.

Литература

1. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года // Федеральное агентство по туризму. М., 2008.

2. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость: пер. с англ. М., 2005.

* * *

FACTORS AND DETERMINANTS OF FORMING OF ENTREPRENEURIAL ENVIRONMENT FOR TOURISM BUSINESS

O.Yu. Tarasova

This paper revels, defines and systematizes both general and specific determinants on different territorial scales, which form the entrepreneurial environment to develop the tourism business. The tourism development is proved to be both an alternative way to provide the economic growth and an innovative activity category in relation to the non-recreational regions having neither the own sources of row materials nor the advanced industrial complex. The tourism business development potential of the Tambov Region is analyzed. The determinating factors, the problems, and the conceptual lines of forming the favorable entrepreneurial environment, which are general to the regions to be under similar socio-economic conditions, are assigned.

Key words: entrepreneurial environment, management, tourism business, region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.