Научная статья на тему 'Развитие туристского бизнеса в национальном хозяйстве России: теоретико-методологические аспекты типологизации региональных условий'

Развитие туристского бизнеса в национальном хозяйстве России: теоретико-методологические аспекты типологизации региональных условий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
157
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЙ БИЗНЕС / РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / ТИПОЛОГИЯ / TOURIST BUSINESS / DEVELOPMENT / REGION / TYPOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарасова О. Ю.

В статье аргументируется необходимость типологизации региональных условий для исследования ресурсов развития туристского бизнеса, анализируются достоинства и недостатки различных теоретико-методологических подходов к классификации регионов России с точки зрения туристского бизнеса и даются предложения автора по совершенствованию типологии регионов России по потенциалу развития туристского бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тарасова О. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF TOURIST INDUSTRY IN RUSSIA: THEORETIC AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE TYPOLOGY OF THE REGIONAL CONDITIONS

The author argues that typology of the regional conditions is needed for research of available tourist resources, advantages and disadvantages of various theoretic and methodological approaches to the classification of the regions of Russia from the point of view of tourist industry are analysed. The author suggests improved typology of the regions of Russia according to their tourist potential.

Текст научной работы на тему «Развитие туристского бизнеса в национальном хозяйстве России: теоретико-методологические аспекты типологизации региональных условий»

уровень занятости населения, платежеспособность самого предприятия.

Не менее значимы технологические факторы внешней среды, так как изменение в технологии может полностью поменять стратегию предприятия и направленность его дальнейшего развития. Это особенно важно потому, что изменение в технологической внешней среде может в условиях конкуренции поставить предприятие в безнадежное положение. Особенно важно уловить момент возникновения принципиально новых технологий, нового сырья для производства, изменения в упаковке, информационном обеспечении потребителей, средствах транспортировки и осуществлении торговых операций.

Современным инструментом управления развития предприятий в условиях нарастающих изменений во внешней среде и связанной с этим неопределенности является методология стратегического управления.

Практика показывает, что те машиностроительные предприятия, которые осуществляют комплексное управление, работают более успешно и получают прибыль значительно выше среднего уровня по отрасли. Именно такая стратегия позволяет не распылять свои силы и ресурсы, а целенаправленно осуществлять концентрацию сил на решении важных задач производства.

Суть глобального стратегического управления заключается в том, что существуют четко организованные комплексное планирование, регулирование, стимулирование, контроль для достижения целей и создания

управленческих механизмов осуществления поставленных задач.

Весь ход производственно-коммерческой деятельности предприятий показал, что управлять можно по-разному. Управление возможно на основе контроля за исполнением, с учетом долгосрочного предвидения изменений или на основе гибких экстренных решений в условиях, когда многие важные задачи возникают настолько стремительно, что их появление невозможно предвидеть.

В практике рыночного хозяйствования особое место отводится стратегическому управлению, поскольку именно данная форма организационной деятельности важное место отводит анализу перспектив предприятия, связанных с выяснением тех тенденций, рисков, возможностей чрезвычайных ситуаций, которые способны изменить сложившие структуры. Такое поведение позволяет сформировать адекватные позиции в конкурентной борьбе, создать условия для уверенного, стабильного функционирования на рынке машиностроительных товаров, выработать соответствующую руководящую позицию в отношении персонала предприятия.

1. Ильенкова С.И. Инновационный менеджмент. М.: Юни-ти, 2000.

2. Цуглевич В.Н. Корпоративный менеджмент в услови-ях нестабильного рынка. М.: Экзамен, 2003.

3. Чалбаев К.К. Интенсификация производства и рыночные отношения / под ред. А.И. Добрынина. М.: Экономика, 1990.

УДК 338.48 О.Ю. Тарасова

РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА В НАЦИОНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТИПОЛОГИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ

В статье аргументируется необходимость типологизации региональных условий для исследования ресурсов развития туристского бизнеса, анализируются достоинства и недостатки различных теоретико-методологических подходов к классификации регионов России с точки зрения туристского бизнеса и даются предложения автора по совершенствованию типологии регионов России по потенциалу развития туристского бизнеса.

Ключевые слова: туристский бизнес, развитие, регион, типология.

O.Yu. Tarasova

DEVELOPMENT OF TOURIST INDUSTRY IN RUSSIA: THEORETIC AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE TYPOLOGY OF THE REGIONAL CONDITIONS

The author argues that typology of the regional conditions is needed for research of available tourist resources, advantages and disadvantages of various theoretic and methodological approaches to the classification of the regions of Russia from the point of view of tourist industry are analysed. The author suggests improved typology of the regions of Russia according to their tourist potential.

The key words: tourist business, development, region, typology.

В настоящее время одним из перспективных направ- ют платформой общенациональной хозяйственной делений структурных изменений экономики России явля- ятельности, в том числе и в сфере туризма. Территория

ется развитие туризма. При этом регионы РФ выступа- каждого субъекта Федерации располагает собственной,

относительно автономной туристской индустрией с присущими только ей природно-климатическими, историко-культурными и экономическими туристскими ресурсами, спецификой их расположения и территориальной структурой управления. Одним из важнейших усло -вий формирования в регионе конкурентоспособной индустрии туризма, способной обеспечить достаточные возможности для удовлетворения требований не только российских, но и иностранных потребителей туристского продукта, является создание в регионах благоприятного предпринимательского климата для развития туристского бизнеса.

Экономическая задача типологизации субъектов РФ по уровню туристского потенциала определяется необходимостью разделения различных регионов России на однородные группы при проведении межрегиональных сопоставлений для исследования ресурсов развития туристского бизнеса в территориальном аспекте, создания модернизованного комплекса мер обеспечения его конкурентоспособности.

Вопросам типологизации российского социальноэкономического пространства посвящено достаточно много работ отечественных ученых и экспертов-практи-ков [3, 7 - 9], в том числе разработанный Министер -ством регионального развития Российской Федерации новый подход к типологии регионов Российской Федерации на основе «Концепции стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации», представленной на заседании Правительства Российской Федерации 30 июня 2005 г. В «Типологии российских регионов» все субъекты РФ объединены в группы по уровню развития, степени включенности в глобальные процессы развития - глобализацию, урбанизацию и неоиндустриализацию. Одним из ключевых оснований разработки типологии регионов России явилось положение о том, что некорректно ставить одинаковые цели развития для всех субъектов Российской Федерации, так же как некорректно сравнивать абсолютно любые субъекты РФ между собой по уровню и возможностям социально-экономического развития. Поэтому принципиальный подход Минрегиона России состоит в том, что для большей объективности политика долгосрочного пространственного развития должна проводиться с учетом особенностей каждого типа регионов. По этому же принципу целесообразно проводить мониторинг социально-экономического развития регионов и формировать пространственные параметры долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Выделение типов осуществлено экспертным путем, соединяющим экспертные оценки с анализом показателей социально-экономического развития субъектов РФ.

В «Типологии» выделено 3 основных типа регионов, включающих по 2 подтипа. Отдельно обозначен особый внесистемный тип. Все субъекты РФ были разделены на типы по признаку уровня развития. Субъекты, входящие в один тип, с одной стороны, имеют близкие значения социально-экономических показателей, а с другой стороны, общие тенденции развития. Были выделены 7 типов регионов. Регион можно считать «локомотивом» (мировые города и центры федерального значения), если он удовлетворяет следующим условиям. Регионы-локомотивы роста характеризуются высоким социально-экономическим, научно-техническим, кадровым потенциалом. Эти регионы осуществляют

существенный вклад в прирост ВВП страны. Сформированная стратегическая инициатива позволяет стать центром развития для соседних территорий. Для регионов этой группы характерны самые высокие показатели душевого валового регионального продукта, объемов инвестиций в основной капитал, финансовой обеспеченности, вовлеченности во внешние экономические связи, относительно высокая покупательная способность населения и более низкая, чем в среднем по России, доля бедного населения.

Выделяется группа опорных регионов, в состав которой входят сырьевые и старопромышленные регионы. Регионы первой группы являются сырьевыми зонами России. Это экспорто-ориентированные территории. В таких регионах большинство инфраструктурных проектов последнего десятилетия нацелены на обеспечение транзитной экономики. Отсутствует высокоорганизованная урбанистическая среда жизни. Старопромышленные регионы характеризуются традиционными индустриальными производствами, переживающими в настоящий момент структурный кризис (устаревшая технологическая база, недостаточное рыночное позиционирование, низкий уровень жизни населения, дефицит квалифицированных кадров и т.п.). Производства в старопромышленных регионах испытывают тотальный дефицит не столько капитала, сколько реалистичных и конкурентоспособных проектов развития. Промышленно-технологический кризис вызывает кризис и поляризацию уровня жизни населения. Становится избыточной, а потому разорительной инфраструктурная сеть. Депрессивные регионы характеризуются значительным экономическим спадом в основных отраслях в течение последних 10 лет. Отличием депрессивных регионов яв -ляется то, что при более низких в настоящее время, чем в среднем по стране, экономических показателей в прошлом это были развитые районы, по некоторым позициям занимавшие видное место в экономике страны. На территории депрессивных регионов отмечается низкий уровень жизни населения, дефицит трудовых ресурсов. Депрессивные регионы делятся на фоновые и кризисные. Отдельно выделяются «особые регионы» (спецтерритории), для которых характерна сложная политическая ситуация и экономическая стагнация.

Таким образом, в рассматриваемых трудах классификация осуществляется по трем основным направлениям группировки системы показателей и индикаторов: уровню жизни населения, инвестиционной активности, экономическому потенциалу регионов, т.е. рассматриваемые работы могут быть полезны при исследовании общего предпринимательского климата, но оставляют за рамками территориальную дифференциацию туристского потенциала РФ.

Анализ отечественной научной литературы показал, что наибольшее количество разработок по типологизации туристских территорий лежит в плоскости рекреационной географии еще советской научной школы, где в качестве объекта изучения выступают рекреационные системы. В зависимости от признаков, положенных в основу классификации, можно выделить три основных типологических группы.

1. Функциональные типологии, характеризующие рекреационные системы по принципу преимущественной специализации, которые с точки зрения районирования распространяются только на первичные системы (организации и предприятия).

2. Типологии на основе соотношения эксплуатации природных комплексов и технико-сервисных систем, в которых предпринята попытка разделения на урбанизированные и неурбанизированные территории с выделением преимущественного преобладания естественных или технических подсистем.

3. Типологии на основе территориальной ориентации во временной связи со структурой рекреационной деятельности и ее цикличностью, классифицирующие зоны кратковременного и долговременного отдыха.

Вместе с тем, несмотря на значительный вклад в исследования структуры национального туристско-рекреационного хозяйства, эти типологии оставляют неохваченными административно-территориальное деление национального пространства и непосредственно туристский потенциал.

Классификация туристско-рекреационного районирования, учитывающая административно-территориальное устройство бывшего советского пространства представлена в работах Ю.С. Путрика и В.В. Свешникова [6]. Она основана на определении уровня развития инфраструктуры индустрии туризма, по которой на современной территории России можно выделить 13 туристских территорий федерального значения, имеющих четкую привязку к административным границам ее субъектов. Вместе с тем прикладное использование данной классификации в настоящее время существенно затруднено в связи с произошедшими социальноэкономическими и экологическими трансформациями на выделенных территориях, изменениями в принципах и методах государственного управления на постсоветском пространстве.

Представляет определенный научный интерес по -пытка типологизации мирового туристского пространства, предпринятая в 1996 г. белорусским ученым И.И. Пирожником, при разработке которой был применен системный подход к классификации туристского хозяйства, учтены трансформационные процессы мирового экономического пространства, задействованы методы линейной группировки и ранжирования иерархий. Базовым показателем типологии является оценка мультипликативного влияния сальдо туристского оборота на сальдо общего платежного баланса страны. Однако адаптация типологии И.И. Пирожника к современному региональному хозяйству России представляется весьма затруднительной в связи с отсутствием необходимых статистических показателей.

За рубежом широкое применение в работе Всемирной туристской организации нашла классификация стран по уровню экономического развития, разработанная аналитической группой Всемирного банка на основе обобщенного индикатора, включающего показатели валового национального дохода на душу населения, размера внешнего долга, с учетом геополитического положения стран.

В 1997 г. М .М. Амирхановым, Н .С. Лукашиным и А.П. Трутневым предложена классификация непосредственно туристских ресурсов в рамках развития туристского потенциала [2]. Однако данная классификация учитывает преимущественно природно-климатические ресурсы, что представляется недостаточным для целей развития туристского бизнеса в субъектах РФ. В последующие годы в научной литературе описаны виды и объемы туристских ресурсов России, в том числе систе-

матизированы данные о природных туристских ресурсах отдельных регионов.

В феврале 2007 г. постановлениями Правительства РФ созданы 7 туристско-рекреационных зон, также на основе административно-территориального деления (Республика Алтай, Республика Бурятия, Калининградская и Иркутская области, Краснодарский, Алтайский и Ставропольский края), где основным критерием отбора стали не социально-экономические характеристики регионов и инфраструктурного обеспечения турист-ской деятельности, а наличие природно-климатиче-ских и историко-культурных компонентов как составляющих туристского потенциала. В данном контексте следует отметить необходимость критерия доступности туристских объектов как условия их эксплуатации, что могло бы дополнить характеристики выделенных зон с точки зрения реализации экономических интересов как субъектов туристского бизнеса, так и потребителей туристского продукта.

Таким образом, становится очевидным, что решение экономической задачи типологизации субъектов РФ по уровню туристского потенциала должно строиться на основе многомерного подхода, включающего в себя систему показателей, всесторонне характеризующих региональную туристскую индустрию.

Основываясь на понимании типологии как учения о классификации, упорядочении и систематизации сложных объектов, в основе чего лежат понятия нечетких множеств и типов, которые трудно разграничить и которые поясняются их некоторыми характерными образцами [9], представляется, что результат процедуры классификации - некоторая система типов.

Согласно разделяемому нами мнению В.Д. Ермака, при классификации необходимо выполнение следующих правил:

1) «деление должно быть соразмерным (объем делимого понятия должен быть равен сумме объемов членов деления - видов, классов);

2) на каждом этапе деления должно использоваться одно и то же основание (некая совокупность существенных признаков);

3) члены деления должны исключать друг друга (не должны пересекаться, быть частью другого)» [4].

Применяя названные правила к территории РФ с целью классификации субъектов РФ по уровню туристского потенциала, объемом делимого понятия пред -ставляется территория РФ, где членами деления вы -ступают ее регионы, не пересекаемые и не являющиеся частью друг друга. Таким образом, областью исследования будет являться совокупность существенных признаков, характеризующих непосредственно туристский потенциал.

В данном контексте целесообразно обратиться к существующим дефинициям туристского потенциала. Анализ работ, посвященных туризму и туристской деятель -ности, показал, что понятия «туристский потенциал» и «туристские ресурсы» нередко используются как взаи-мозаменямые. Для уточнения термина обратимся к определениям потенциала и ресурса непосредственно.

Энциклопедический словарь определяет потенци-ал следующим образом: «Потенциал - (от лат. р^епйа -сила) - источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возмож-

ности отдельного лица, общества, государства в определенной области» [12]. «Ресурс - (от франц. гезБсигое -вспомогательное средство) - денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов» [12].

Взаимозаменяемость данных дефиниций в различных источниках представляется оправданной, что позволяет рассматривать туристский потенциал тер -риторий на основе определения туристских ресурсов, данного в ст. 1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ», согласно которому, «туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворять духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их жизненных сил» [10].

Вместе с тем следует отметить точку зрения А.Д. Чуд-новского и М.А. Жуковой, разграничивающих понятия «туристский потенциал» и «туристский ресурс». Хотя в работах этих авторов отсутствуют четкие определения этих понятий, логика изложения материала, когда авторы рассматривают возможности превращения туристского потенциала в туристские ресурсы [11], позволя -ет сделать вывод, что дифференциация проводится по степени приближенности к целям развития туристской индустрии и туристского бизнеса.

Таким образом, совершенствование типологизации субъектов РФ по уровню туристского потенциала для целей развития туристского бизнеса в регионах должно осуществляться по следующим направлениям: во-первых, система предполагаемых показателей должна отражать общие условия развития предпринимательства (показатели, характеризующие социально-экономический уровень развития региона, инвестиционный климат, территориальная финансово-кредитная система, экономическая и политическая стабильность и т.д.); во-вторых - текущее состояние непосредственно туристского бизнеса, включая инфраструктурное обеспечение, материально-техническую базу, региональные природно-климатические, историко-культур -ные и иные туристские ресурсы и т.д.; и, в-третьих, давать представление о перспективных видах развития туризма в регионе.

Для уточнения необходимого набора показателей, отражающих современное состояние туристского биз-

неса в регионах, обратимся к опыту международного туризма. В рамках настоящей статьи представляется уместным рассмотреть показатели, представленные А.Ю. Александровой [1], группировка которых дана в таблице.

Возможность адаптации рассмотренного набора показателей к национальному экономическому пространству во многом определяется характеристикой информационно-статистической базы по регионам России. Существенной проблемой при проведении межрегиональных сравнений является обеспечение сопоставимости данных по субъектам Федерации. Вместе с тем существуют примеры достаточно успешных, пусть и не совсем совершенных, попыток региональной типологизации в условиях недостаточности развернутых статистических данных.

Применительно к первой группе показателей таблицы типология регионов России, базирующаяся на методике ООН (индекс развития человеческого потенциала), представлена в работе А.М. Натензон, где было применено всего 4 показателя из 32, рекомендованных ООН: демографические - 1 из 7, социальные - 2 из 7, экономические - 1 из 18 [5].

При этом задействованные показатели позволили отразить требуемые характеристики социального и экономического развития субъектов Федерации, т.е. данная методика обладает кумулятивным эффектом, давая возможность при скудности статистических показателей представить комплексную оценку, хотя некоторые из показателей не охватывают в должной мере национальные особенности. Например, согласно указанной методике, уровень образования на исследуемой территории расчитывается на основе двух параметров: уровня грамотности (с весом в 2/3) и доли учащихся трех ступеней образования в возрасте от 7 до 24 лет (с весом в 1/3).

На наш взгляд, для российских условий применение этого способа нецелесообразно, поскольку среднее образование РФ является обязательным, что делает уровень образования примерно схожим для всех субъектов Федерации, так как вес показателя уровня грамотности в 2/3 существенно искажает межрегиональные различия и, следовательно, затрудняет конкретизацию типологии регионов. Кроме того, недоработкой рассматриваемого подхода выступает тот факт, что ряд показателей может быть доступен по результатам всеобщей переписи населения, осуществляемой с интервалом в 10 лет, что делает спорными полученные данные по отношению к текущему моменту.

Система показателей, характеризующих состояние международного туризма*

Группа показателей Состав группы показателей

Общие показатели социально-экономического развития - Индекс развития человеческого потенциала

Показатели туристского спроса - Коэффициент туристского прибытия. - Доля страны в общем объеме туристских прибытий в мире. - Коэффициент туристского выбытия. - Доля страны в общем объеме туристских отбытий в мире. - Доля расходов на рекреацию в бюджетах домашних хозяйств

Показатели туристского предложения - Плотность средств размещения в стране. - Доля страны в общем гостиничном фонде мира

Показатели значимости международного туризма в эко -номике страны - Доля добавленной стоимости, созданной в международном туризме. - Доля инвестиций в международный туризм. - Доля туристских услуг в общем объеме экспорта страны

•Составлено автором по: Александрова А.Ю. Структура туристского рынка. М., 2002.

Таким образом, проблема нехватки статистической информации не только о положении туристского бизнеса, но и некоторых показателей социально-экономического уровня регионов России затрудняет процесс эконометрического анализа отдельных субъектов РФ, которые, безусловно, различаются по экономическому поведению участников туристского рынка. Следовательно, исследование развития туристского бизнеса в национальном хозяйстве не только необходимо проводить в региональном разрезе, но и содержать классификацию субъектов РФ по различным группам показателей, позволяющим осуществить сопоставление полученных группировок для установления влияния региональных условий на развитие туристского бизнеса.

В общем виде направления типологии регионов России по потенциалу развития туристского бизнеса можно описать следующим образом:

- первый этап - классификация объектов по результирующим и факторным показателям;

- второй этап - проверка достоверности полученных классификаций на основе системы индикаторов;

- третий этап - установление общих закономерностей дифференциации субъектов РФ в рамках полученных классификаций и выявление однородных групп (типов) регионов.

Полученная классификация позволит прогнозировать поведение объектов туристского бизнеса в корреляционной зависимости от значений факторных переменных, характеризующих конкретные региональные условия. Следует отметить, что в процессе реализации каждого этапа необходим содержательный анализ и интерпретирование полученных результатов, в случае невозможности - корректировка отбора показателей.

Цели развития туристского бизнеса в национальном хозяйстве России диктуют необходимость разработки типологии регионов прикладного характера на основе отбора комплекса тех показателей и индикаторов, которые позволят учесть максимальное количество факторов, определяющих инвестиционный и предпринимательский климат в сочетании с присущими соответствующей территории туристскими ресурсами.

1. Александрова А.Ю. Структура туристского рынка. М., 2002.

2. Амирханов М.М., Лукашин Н.С., Трутнев А.П. Туристские ресурсы, состояние окружающей среды и экономикоправовой статус туристских учтреждений. М., 1997.

3. Анализ развития регионов России (типология регионов, выводы и предложения): проект ТАСИС, контракт BIS/ 95/321/057. М., 1996.

4. Ермак В.Д. Классификация?.. Типология... Идентификация!.. // Соционические чтения. 1999. № 10 (31).

5. Натензон А.М. Возможности использования международных индексов социального развития для стран СНГ и Балтии // Сборник тезисов докладов Международной конферен -ции студентов и аспирантов «Ломоносов-99». М.,1999.

6. Путрик Ю. Туризм глазами географа. М., 1986.

7. Ройзман И. Климатические колебания. Региональные различия // Инвестиции в России. 1995. № 3.

8. Тикунов В.С. Классификации в географии. М.; Смоленск, 1997.

9. Типология российских регионов / Б. Бутс, С. Дробышев-ский, О. Кочеткова и др. М., 2002.

10. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» // СПС «Гарант».

11. Чудновский А.Д. Управление индустрией туризма в России в современных условиях. М., 2007.

12. Энциклопедический словарь. М., 1999.

УДК 658 Л.Р. Туктарова

АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ»

В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия «экономическая устойчивость предприятия» с позиций внутренних и внешних факторов хозяйственной среды функционирования предприятия, динамики протекающих внутренних и внешних экономических процессов, результатов финансово-хозяйственной деятельности ; показана совокупность различных характеристик, определяющих данное понятие.

Ключевые слова: экономическая устойчивость предприятия, экономические процессы, финансово-хозяйственной деятельность, хозяйственная среда.

L.R. Tuktarova

ANALYSIS OF DIFFERENT APPROACHES TO THE DEFINITION OF «ECONOMIC STABILITY OF AN ENTERPRISE»

The article considers different approaches to the definition of the notion «economic stability of an enterprise» from the perspective of internal and external factors of the economic sector where an enterprise functions, the dynamics of current internal and external economic processes, the results of financial and industrial activity. The author shows the aggregate of different characteristics that constitute this notion.

The key words: economic stability of the enterprise, economic situation, economic processes, financial and industrial activity.

В современных условиях развития экономики одним положения предприятия на рынке и залогом его даль-

из главных критериев успешной деятельности любого нейшего развития. Необходимо отметить, что вопросы

хозяйственного субъекта является экономическая ус - экономической устойчивости хозяйствующих субъектов

тойчивость, которая выступает основой стабильного предприятия недостаточно исследованы отечественной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.