Научная статья на тему 'Повышение конкурентоспособности предпринимательских структур туристского бизнеса на основе кластерного подхода'

Повышение конкурентоспособности предпринимательских структур туристского бизнеса на основе кластерного подхода Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
384
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ТУРИСТСКИЙ БИЗНЕС / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР / ENTREPRENEURSHIP / TOURIST BUSINESS / COMPETITIVENESS / TOURIST CLUSTER

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Тарасова Ольга Юрьевна

Обосновано место и значение кластерного подхода в интеграции деятельности предпринимательских структур, занятых в туристском бизнесе, как организационно-хозяйственного метода повышения их конкурентоспособности. Выявлены сдерживающие и стимулирующие факторы развития территориальных туристических кластеров. Разработана вербальная прогностическая вариативная модель развития туристических кластеров, где в качестве наиболее адекватного существующей ситуации и приемлемого для реализации на территории Тамбовской области варианта аргументируется системное развитие территориального туристического кластера под контролем и с участием государства, наряду с привлечением внебюджетных источников финансирования. В рамках данного варианта предлагается концепция формирования и развития территориального туристического кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASE OF COMPETITIVENESS OF ENTERPRISE STRUCTURES OF TOURIST BUSINESS ON THE BASIS OF A CLUSTER APPROACH

The place and value of a cluster approach in integration of activity of the enterprise structures occupied in tourist business, as organizational and economic method of increase of their competitiveness is proved. Constraining and stimulating factors of development of territorial tourist clusters are revealed. The verbal pro-gnostic variant model of development of tourist clusters is developed. As the most adequate to an existing situation and accepted for realization in the territory of the Tambov region of option the system development of a territorial tourist cluster under control and with state participation, along with attraction of off-budget sources of financing is given. Within this option the concept of formation and development of a territorial tourist cluster is offered.

Текст научной работы на тему «Повышение конкурентоспособности предпринимательских структур туристского бизнеса на основе кластерного подхода»

УДК 796.5

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА1

© Ольга Юрьевна ТАРАСОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры сервиса и туризма, e-mail: [email protected]

Обосновано место и значение кластерного подхода в интеграции деятельности предпринимательских структур, занятых в туристском бизнесе, как организационно-хозяйственного метода повышения их конкурентоспособности. Выявлены сдерживающие и стимулирующие факторы развития территориальных туристических кластеров. Разработана вербальная прогностическая вариативная модель развития туристических кластеров, где в качестве наиболее адекватного существующей ситуации и приемлемого для реализации на территории Тамбовской области варианта аргументируется системное развитие территориального туристического кластера под контролем и с участием государства, наряду с привлечением внебюджетных источников финансирования. В рамках данного варианта предлагается концепция формирования и развития территориального туристического кластера.

Ключевые слова: предпринимательство; туристский бизнес; конкурентоспособность; туристический кластер.

В настоящее время состояние отечественной экономики диктует необходимость в кратчайшие сроки решить следующие основные задачи. Во-первых, должна быть обеспечена конкурентоспособность отечественных товаров и услуг, которая позволит увеличить экспорт, усилить интеграцию России в международные процессы производства, распределения и потребления. Во-вторых,

1 Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ, проект № 6.1518.2011.

важен перенос акцента экономической деятельности с добычи и транспортировки невозобновляемых природных ресурсов в сторону использования на месте, в т. ч. и при обслуживании иностранных граждан, возобновляемых ресурсов. В-третьих, необходимо решить социальные задачи создания новых рабочих мест, повышения образовательного, квалификационного уровня населения, что в конечном счете будет означать повышение качественного уровня жизни.

Решение перечисленных задач может быть обеспечено путем постановки и дости-

жения цели кардинального увеличения масштабов туристско-рекреационной деятельности на территории страны. Аргументами в пользу данного направления развития отечественной экономики выступают, во-первых, то, что оно полностью соответствует тенденциям развития мировой экономики, и, во-вторых, то, что в настоящее время туристский потенциал Российской Федерации используется не более чем на 10 %.

Достижение поставленной цели предполагает интенсивное развитие туристской индустрии, невозможное без масштабного привлечения и поддержки предпринимательских структур, использования в данном процессе различных управленческих технологий развития туристского бизнеса.

Актуальные сегодня проблемы повышения эффективности хозяйственной деятельности предпринимательских структур туристского бизнеса выдвигают задачу оптимизации функционирования предприятий и организаций этой сферы. Зарубежные исследования показывают, что в современных условиях наиболее адекватной и приемлемой может быть признана теория кластерного механизма.

Данная теория базируется на понятии «кластер» - пучок, блок, пакет. В случаях, когда на определенной территории концентрируются передовые предприятия, ведущие свою деятельность в нескольких смежных и родственных отраслях, и сотрудничают между собой, тогда происходит обмен знаниями, реализация совместных программ, появление совместных научных разработок, возникновение образовательных и сервисных организаций, которые обслуживают одновременно все предприятия.

Кластер определяется как индустриальный комплекс, сформированный на базе территориальной концентрации сетей поставщиков, производителей и потребителей, связанных технологической цепочкой и выступающих альтернативой секториальному подходу. При этом территориальное соединение группы успешно функционирующих предприятий создает сильные конкурентные позиции на различных рынках. Разного рода кластеры представляют собой ключевую ячейку региональной либо городской экономики [1, с. 22].

Ценной особенностью кластеров является возникновение в его рамках ряда положи-

тельных эффектов: масштаба производства туристско-рекреационных услуг; сетевого эффекта; синергического эффекта. При действии этих трех эффектов неприбыльные предприятия кластера способны преодолеть нижнюю границу рентабельности за счет роста производительности труда и снижения себестоимости с помощью уменьшения затрат на содержание обслуживающих хозяйств и подразделений туристского бизнеса, а также пользования услугами специально созданных сервисных организаций.

Очевидно, что кластерный подход к социально-экономическому прогрессу региона дает значительный толчок, импульсы к интенсивному развитию туристского бизнеса.

Кластерный подход меняет принципы и механизмы государственной и региональной экономической политики. Он требует перестройки аппарата управления, другого формата информации о состоянии дел в экономике - не по отраслям, а в разрезе отдельных рынков и компаний.

В связи с чем важно понимать процесс формирования кластера в регионе, который проходит несколько стадий:

- рождение замысла, агитация и мотивация потенциальных участников;

- разработка общей стратегии;

- осуществление пилотного проекта;

- реализация стратегического проекта;

- выход на режим саморегулирования и т. д.

Создание туристических кластеров может быть облегчено наличием формальной институциональной структуры, специально созданной с участием входящих в кластер субъектов туристского бизнеса и местных властей, координирующей действия по развитию кластера.

Целью создания кластеров является:

- обеспечение конкурентоспособности участников кластера за счет внедрения новых технологий;

- снижение затрат и повышение эффективности соответствующих наукоемких услуг за счет эффекта синергии и унификации подходов в логистике, инжиниринге, информационных технологиях, менеджменте качества и т. д.;

- обеспечение занятости в условиях реформирования крупных предприятий и аутсорсинга;

- консолидированное лоббирование интересов участников кластера в различных органах власти.

Отличительной чертой создаваемых региональных туристических кластеров является их ориентированность на обеспечение конкурентоспособности. Необходимость создания региональных кластерных объединений определяется стремлением к оживлению экономической активности в регионах. Опыт тех стран, в которых получил поддержку и распространение кластерный подход, свидетельствует, что использование новых форм организации хозяйственной деятельности способно дать значительный импульс развития регионам.

Итак, мы считаем, что создание региональных туристических кластеров будет способствовать значительному повышению уровня и качества жизни населения. Туристский бизнес получает свои преимущества в использовании положительного опыта, снижении затрат, совместном использовании одних и тех же услуг и поставщиков. Постоянное взаимодействие будет способствовать формальному и неформальному обмену знаниями и сотрудничеству между организациями с взаимодополняющими активами и профессиональными навыками. Образование т. н. «критической массы» компаний в кластере служит привлекательным фактором для дальнейшего привлечения в кластер новых компаний, инвестиций, услуг и поставщиков, а также создает «инкубатор» профессиональных кадров.

Местные образовательные учреждения и инфраструктура получают возможность дополнительного расширения своих полномочий и возможностей. Соперничество между фирмами стимулирует конкурентоспособность и подталкивает их к постоянному обновлению.

При определении приоритетных видов и направлений туристского бизнеса, которые предполагается обеспечить государственной поддержкой, может быть использована система из шести базовых критериев, оптимизирующих этот выбор:

1) предлагаемый предпринимательской структурой туристский продукт (или группа услуг) имеет стабильный потребительский спрос;

2) продукт туристского бизнеса должен обладать экспортным потенциалом; это связано с тем, что: а) необходимо диверсифицировать и увеличивать экспорт товаров и услуг; б) возможности роста отдельных видов туристского продукта, ориентированных только на внутренний рынок, будут в ближайшее десятилетие ограничены относительно невысоким конечным спросом;

3) продвижение на рынке и доведение до конечного потребителя туристского продукта не должны быть энергоемкими;

4) структура и производство туристского продукта не должны быть капиталоемкими, т. к. на значительные инвестиции рассчитывать не приходится;

5) новые услуги туристского бизнеса в основном вносят интеллектуальный характер, что позволит повысить занятость образованного населения;

6) эффективная хозяйственная деятельность предпринимательских структур туристского бизнеса, интегрированных в территориальный кластер, вызывают мультипликативный эффект развития других отраслей экономики.

Одновременно с выявлением приоритетных видов деятельности предпринимательских структур туристского бизнеса необходимо определить приоритетные направления организационно-управленческой деятельности в рамках социально-экономической политики развития предпринимательства в туристической сфере. Исходя из анализа сложившейся в настоящее время ситуации, на передний план выдвигаются следующие приоритетные направления организационной деятельности:

- поддержка и стимулирование малого и среднего бизнеса;

- формирование современной сетевой структуры организации обслуживания с обеспечением доступности и удовлетворения общих, традиционных и эксклюзивных индивидуальных потребностей клиентов;

- создание системы многоуровневой подготовки, переподготовки и повышения профессионального потенциала работающих в туристском секторе предпринимательства;

- информационно-консультационное содействие и поддержка маркетинговой, инновационной и экспортной деятельности хозяйствующих субъектов туристского бизнеса.

Следует акцентировать внимание на том, что развитие интеграционных процессов в нашей стране, в т. ч. в сфере туристского бизнеса ничуть не умаляет той большой роли, которую призвано играть малое и среднее предпринимательство. Малые предприятия, их совокупность, масштабы расширения и роста являются индикаторами зрелости рыночных отношений в стране. Ведь именно множеством малых и средних предприятий создают объективно требуемую эффективную конкурентную среду, так необходимую для расширения ассортимента на рынке туристского бизнеса, повышения их качества и уровня обслуживания, активизации инновационной деятельности.

Необходимо добавить, что создание туристических кластеров в российских регионах, с одной стороны, определяется условиями, которые могут способствовать их развитию, с другой - препятствовать.

К благоприятным предпосылкам можно отнести наличие не только туристских природно-климатических и историко-культурных ресурсов, но и производственно-технологической и научных инфраструктур, высококвалифицированных кадров, психологической готовности к кооперации.

К сдерживающим факторам развития кластеров следует отнести низкое качество бизнес-климата, неразвитость институциональной инфраструктуры, отражающей ориентацию на быстрое получение эффекта, в то время как реальные выгоды от создания кластера появляются только через 5-7 лет.

Изучение общемировых тенденций показывает, что высокая конкурентоспособность той или иной страны базируется на формировании особого сектора экономики, опирающегося на тесную связь между наукой и производством, на сотрудничество и симбиоз крупных и средних предприятий с малыми, часто сращивающимися в разнообразные специфические системы и структуры, создающими инновационную среду и пользующиеся платежеспособным спросом услуги.

Основой туристической отрасли Тамбовской области должен стать территориальный кластер «Новый» (рабочее название), который обладает наибольшей привлекательностью и потенциалом. Наличие многих абсолютных преимуществ в области туристского потенциала на территории Тамбовской об-

ласти, а также множество дополнительных факторов, рассмотренных выше, позволяют предположить, что рационализация структуры экономики Тамбовской области должна проходить в направлении развития сферы услуг, и соответственно, туризма как интегрирующего эту сферу хозяйственного комплекса.

Эффективное использование туристского потенциала Тамбовской области, одного из наиболее значимых в стране, безусловно, требует активных и последовательных действий по развитию туристского продукта региона как со стороны федеральных, так и со стороны региональных органов власти.

Механизм реализации селективной политики государства включает:

1) выработку концепции развития туризма;

2) разработку целевых программ развития туризма;

3) разработку конкретных мер для достижения поставленных целей;

4) государственное регулирование туристской деятельности.

Вместе с тем, как отмечалось в более ранних работах автора, мировой опыт развития экономических отношений показывает, что предпринимательство - неотъемлемый элемент рыночной экономики, без которого невозможно гармоничное социально-экономическое развитие стран и составляющих их территорий. Бизнес является одним из факторов, определяющих темпы экономического роста и качество валового внутреннего продукта, он же - важнейшая часть рыночной инфраструктуры [2].

Таким образом, механизм селективной политики государства по развитию туристической индустрии остро нуждается в введении элемента развития предпринимательских структур, работающих в названном и смежных секторах экономики. При этом именно кластерный подход во многом повышает благоприятность предпринимательской среды для различных по масштабу деятельности субъектов туристского бизнеса, одновременно обеспечивая интеграцию предпринимательских структур на локальном уровне.

Предлагаемая концепция развития комплекса «Новый» разработана на основе материалов предприятий и организаций рекреационного комплекса различной ведомствен-

ной принадлежности, а также на основе статистических данных Тамбовского областного комитета государственной статистики.

Количество потенциальных рекреантов в региональном масштабе принимается равным 25 тыс. туристов одновременного размещения, хотя по некоторым оценкам, их число может быть и большим, но тогда может возникнуть угроза экологическому благополучию региона, чего следует категорически избегать.

На первом этапе необходимо дать общую характеристику Тамбовской области. Социально-экономическая ситуация в регионе характеризуется высокими темпами роста ВРП, где большую долю в его структуре составляют услуги.

Современное состояние гостиничного комплекса Тамбовской области можно охарактеризовать как удовлетворительное.

Инфраструктура туристско-рекреационных объектов Тамбовской области по предоставлению дополнительных услуг кроме проживания практически не развита. Отдых и развлечение туристов в основном ограничено посещением летних спортплощадок, баров и кафе. Комплексному развитию мешает факт высокой децентрализации управления комплексом. Собственниками тургостиниц, баз отдыха, пансионатов являются наряду с основными поставщиками рекреационного продукта региона множество ведомств.

Чрезвычайно слабое развитие получила общая инфраструктура туристических баз, практически полностью зависящая от успешности работы их собственников.

Климатические условия, недостаточное финансирование, слабое техническое оснащение обслуживающих дорожных организаций приводят к тому, что часть дорог в Тамбовской области не удовлетворяет современным требованиям. В капитальном ремонте нуждается сеть автомобильных дорог и мосты. Не обустроены и трудно проезжаемы подъезды ко многим туристическим и спортивным комплексам, лагерям отдыха.

Неудовлетворительное состояние инфраструктуры туризма в Тамбовской области не позволяет в полной мере использовать туристский потенциал региона. Уровень развития туристских услуг не позволяет на первом этапе ориентироваться на зарубежных тури-

стов, но повышение уровня жизни населения РФ, изменение предпочтений и переориентация на отдых в пределах РФ делают туристический продукт Тамбовской области более привлекательным для российских туристов.

Вместе с тем фактор, не способствующий росту посещаемости - низкий уровень сервиса и плохая инфраструктура. Без создания высококлассной инфраструктуры и поддержания качества сервиса на уровне мировых стандартов создание территориального туристического кластера - регионального, национального, и на перспективу - мирового масштаба невозможно.

Если даже на начальном этапе конечным потребителем турпродукта региона будет население РФ, это позволит обеспечить полную заполняемость предполагаемых к строительству новых гостиниц, баз отдыха, детских и студенческих лагерей отдыха. Уверенный подъем жизненного уровня населения страны, большая ценовая привлекательность отдыха в Тамбовской области по сравнению с традиционными отечественными и зарубежными туристскими объектами, наряду с реконструкцией хозяйственной базы и инфраструктуры комплекса - все это залог успешной реализации стратегии развития территориального туристического кластера.

Дальнейшее развитие туристско-рекреационного кластера «Новый» может происходить по нескольким вариантам.

Вариант 1. Отсутствие государственного регулирования и финансирования. Предпринимательские структуры, избегая высокой капиталоемкости туристического продукта, работают в русле посреднической (коммерческой) деятельности. Ввиду слабой развитости региональной инфраструктуры туризма (транспортная доступность, дорого, средства размещения и питания), туризм не развивается. Регион не привлекателен для инвестирования частным капиталом.

В результате развития этого варианта произойдет дальнейшее ухудшение инфраструктуры и хозяйственной базы. Отсутствие доходов и дальнейшее снижение жизненного уровня приведут к продолжению тенденции эмиграции из ряда субрегионов части населения в районные и областной центры. Идеальный вариант для сохранения природы, но нереалистичный. Потенциал комплекса не используется.

Вариант 2. Частичное государственное регулирование и финансирование. Основной упор на частное финансирование предпринимательскими структурами. Развитие туризма без определенного плана.

Реализация этого варианта предполагает, что финансирование и государственное регулирование осуществляются бессистемно. Частное финансирование и развитие комплекса осуществляется без определенной программы. Такой вариант развития событий, прежде всего, приведет к нерациональному использованию рекреационных возможностей региона и стихийные посещения туристов приведут к резкому обострению проблемы охраны окружающей среды и экологической катастрофе. Потенциал комплекса используется частично и с малой отдачей для общества в целом.

Вариант 3. Системное развитие территориального туристско-рекреационного кластера под контролем и с участием государства, наряду с привлечением внебюджетных источников финансирования.

Только строго придерживаясь ограничений по максимуму антропогенной нагрузки на кластер, проводя мероприятия по охране окружающей среды и мониторингу ее состояния возможно сохранение природного потенциала для будущих поколений. Программный подход с участием государства позволит, сохранив уникальные природные характеристики региона с максимальным социально-экономическим эффектом использовать его потенциал.

В рамках данного варианта, как наиболее адекватного существующей ситуации и приемлемого для реализации, предполагается на основе разработанной концепции осуществить поэтапный переход существующего комплекса в новое качество на основе мирового опыта с учетом местной специфики. Предполагается реконструировать существующие объекты рекреации, ввести в эксплуатацию новые с постепенным замещением старых фондов на соответствующие мировым стандартам. Развитие должно осуществляться на базе комплексных действий всех уровней государства.

Федеральный уровень - финансирование мероприятий по поддержке и развитию инфраструктуры и хозяйственной базы, под-

держание стабильной социально-экономической обстановки, контроль.

Региональный уровень - финансирование мероприятий по мониторингу и поддержанию состояния окружающей среды в норме, контроль и координация действий, создание благоприятного предпринимательского климата.

Местный уровень - осуществление оперативных мероприятий по программе, работа с предпринимателями, средствами массовой информации, поддержание правопорядка и эффективной работы всех государственных служб в районе.

Вместе с тем отсутствие финансирования со стороны государства привело к снижению инвестиционной привлекательности туристско-рекреационного комплекса Тамбовской области и полному отсутствию интереса к финансированию мероприятий по развитию территориального туристического кластера со стороны частных и корпоративных инвесторов и, как следствие, началу реализации первого варианта развития комплекса по неблагоприятному пути.

В данной ситуации основная задача государства состоит, прежде всего, в развитии туристской инфраструктуры региона и улучшении инвестиционного климата с целью придания импульса инвестиционному процессу со стороны внебюджетных источников финансирования. Таким образом, предлагается изменить существующий вектор развития регионального туристического кластера в соответствии с данной концепцией. Предполагаемые временные рамки реализации - 10 лет, включающие в себя подготовительный (нулевой) и два основных этапа.

Нулевой этап проекта по формированию управляющей системы находится в стадии прохождения. В структуре органов власти региона необходимо создать управленческую структуру, в функциональные обязанности которой войдет координация работ по развитию регионального туристического кластера, общему контролю за реализацией мероприятий по программе развития. Нулевой этап завершается в течение 2-х лет. Освоение инвестиций осуществляется в соответствии с временными рамками этапов реализации проекта.

1 этап (4 года) - развитие инфраструктуры территориального туристско-рекреа-

ционного кластера, проведение мероприятий по привлечению дополнительных источников финансирования, создание благоприятного предпринимательского климата. Расширение существующей базы объектов туризма, продвижение турпродукта в Российской Федерации.

В результате реализации мероприятий

1 этапа проекта рекреационная емкость средств одновременного туристского размещения Тамбовской области должна составить 12500 койко-мест, включая реконструкцию всего существующего туристско-рекреационного комплекса объемом 4663 мест. Реконструкция существующей хозяйственной базы должна осуществляться с использованием средств государства. Дополнительное строительство может проводиться на основе использования смешанного капитала из различных источников финансирования, частично из государственного бюджета.

На реконструкцию существующих мест размещения необходимо финансовое обоснование на основе рыночных цен текущего периода, итоговые расчеты должны быть получены в результате обследования кластера, а также на основе расчетов по предполагаемым к реализации Министерством экономического развития и торговли РФ макетам инвестиционных проектов, адаптированных к условиям развития туристического кластера «Новый». Это позволит определить общую стоимость строительства на первом этапе с учетом строительства с нуля для доведения рекреационной емкости к концу этапа до 12500 мест размещения.

Особенно важным представляется составление сметы на строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры и инженерного обеспечения; на строительство спортивной базы для занятий зимними видами спорта в рамках регионального туристического кластера. Для приведения их в соответствие с требованиями международных стандартов и поддержания их на высоком уровне необходимо приобретение специального оборудования, а также формирование парка снегоутрамбовочных машин. Организация проката зимнего и летнего инвентаря позволит обеспечить лыжным и иным (снегоходы, скутеры и т. д.) инвентарем всех рекреантов. Для организации системы питания, отдыха и развлечений (кафе, рестораны,

клубы, дискотеки, боулинги, казино и другие) требуется дополнительный источник финансирования. Кроме вышеуказанных направлений инвестирования для осуществления общего государственного управления и регулирования деятельности в туристическом кластере необходимо использовать государственные инвестиции.

2 этап (4 года) - освоение привлеченных источников финансирования. Доведение рекреационной емкости территориального комплекса до максимума. Проведение мероприятий по продвижению услуг комплекса за рубежом.

На втором этапе реализации проекта планируется доведение количества мест размещения до уровня 12500 номеров, или 25000 койко-мест, что потребует дополнительных инвестиций. Организация пунктов питания, сети ресторанов и кафе, отдыха и развлекательных объектов потребует освоения капитальных вложений. Дополнительные маркетинговые, экологические мероприятия также потребуют инвестиций.

Требуемая сумма капиталовложений для развития комплекса объективно не может быть профинансирована полностью государством. В связи с этим необходимо провести мероприятия по привлечению частных инвестиций и использованию других внебюджетных источников для финансирования комплекса в следующих областях:

- внесение законодательных инициатив на федеральном и региональном уровнях с целью улучшения инвестиционного климата;

- привлечение займов Всемирного Банка под гарантии Правительства РФ;

- привлечение частных инвесторов под гарантии Администрации Тамбовской области;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- использование залогово-страхового фонда Тамбовской области для обеспечения инвестиций;

- разработка законодательной базы по сдаче объектов рекреации в концессию.

Для улучшения предпринимательского климата в регионе и повышения инвестиционной привлекательности целесообразно создать особый режим хозяйствования, для предоставления льгот по местным и региональным налогам. С принятием соответствующего федерального закона необходимо провести мероприятия на федеральном уровне в целях создания на территории турист-

ско-рекреационного кластера «Новый» свободной экономической зоны, что существенно повысит инвестиционный рейтинг региона и будет способствовать реализации целей концепции развития комплекса.

Реализация концепции развития позволит получить в результате развитый высококлассный туристско-рекреационный комплекс с возможностью обслуживания 25 тысяч туристов одновременно.

Принимая государственную важность реализации туристического потенциала Тамбовской области, основной целью является создание в регионе современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристско-рекреационного кластера, объединяющего деятельность субъектов туристского бизнеса и представляющего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и зарубежных граждан в разнообразных туристических, рекреационных,

бальнеологических и спортивных услугах.

Создание кластера будет способствовать формированию благоприятной предпринимательской среды развития туристского бизнеса; условий для увеличения количества рабочих мест, налоговых поступлений, а также притока иностранной валюты, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия.

1. Лексин В., Швецов А. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития. М., 1997.

2. Тарасова О.Ю. К вопросу об экономических характеристиках и содержании туристского бизнеса // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 10 (78).

Поступила в редакцию 10.09.2012 г.

UDC 796.5

INCREASE OF COMPETITIVENESS OF ENTERPRISE STRUCTURES OF TOURIST BUSINESS ON THE BASIS OF A CLUSTER APPROACH

Olga Yuryevna TARASOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Economics, Associate Professor, Professor of Service and Tourism Department, e-mail: [email protected] The place and value of a cluster approach in integration of activity of the enterprise structures occupied in tourist business, as organizational and economic method of increase of their competitiveness is proved. Constraining and stimulating factors of development of territorial tourist clusters are revealed. The verbal pro-gnostic variant model of development of tourist clusters is developed. As the most adequate to an existing situation and accepted for realization in the territory of the Tambov region of option the system development of a territorial tourist cluster under control and with state participation, along with attraction of off-budget sources of financing is given. Within this option the concept of formation and development of a territorial tourist cluster is offered.

Key words: entrepreneurship; tourist business; competitiveness; tourist cluster.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.