8. Dolzhenko R. (2013) Innovations in the personnel management system of the organization. Bulletin of the Altai State Agrarian University, No. 1, 149-153.
9. Razumova E. (2015) Innovations in HR. Analytical article on the results of the study. [Online] Available: http://hr-media.ru/innovatsii-v-hr-analiticheskaya-statya-po-rezultatam-issledovaniya/ (February, 18, 2018).
10. Stroyev V. (2016) Hunt for heads: on the personnel question. Business management, No. 29. [Online] Available: http://www.businesspuls.ru/archives/7228 (March, 2, 2018).
© P'yanov A.I., 2018
УДК: 330
Слива-Щерба Ю.В.
аспирантка
ФГАОУ ВО «Крымский Федеральный Университет им. В.И. Вернадского»
г.Симферополь, Республика Крым, Россия
КЛАСТЕР, КАК МИНИ МОДЕЛЬ И ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА В ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ В КРЫМУ
Аннотация
Кластеры в различных отраслях экономике дают возможность региональным органам власти максимально реализовать стратегию социального консенсуса экономического развития региона в направлении обеспечения конкурентных преимуществ региональной экономики, внедрения инноваций и специализации территориальной экономической системы и правовой справедливости.
Ключевые слова:
Кластер, кластерный подход, туристический кластер, конкурентные преимущества,
инновационная направленность.
Sliva-ScherbaYuliaValerievna
postgraduatestudent Crimean Federal University named after V.I. Vernadskiy Simferopol, Republic of Crimea, Russia
CLUSTER AS THE MINI MODEL AND THE FORM OF REALIZATION OF INNOVATIVE POTENTIAL IN THE TOURIST INDUSTRY IN THE CRIMEA
Abstract
Clusters in various industries of economy give the possibility to regional authorities most to realize the strategy of social consensus of economic development of the region in the direction of ensuring competitive advantages of regional economy, introduction of innovations and specialization of territorial economic system, and legal justice.
Keywords:
Cluster, cluster approach, tourist cluster, competitive advantages, innovative direction.
Кластеризация отраслей экономики региона способствует оздоровлению социально-экономической сферы, улучшает ряд базовых показателей, отражающих динамику развития региона, а туристические кластеры предоставляю спектр дополнительных преимуществ: рост деловой активности, обеспечение
максимальной занятости и стабильности налоговых поступлений в региональный бюджет, создание лучшего социально-культурного климата, поддержки системы профессионального образования и формирование возможностей квалификационного роста трудоспособного населения региона.
Кластер в экономике (англ.cluster) представляет собой сконцентрированную на некоторой территории группу взаимосвязанных субъектов (компаний, организаций, корпораций, банков.): поставщиков продукции, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктур; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества туристическойотрасли и кластера в целом.
Первыми учеными, применившими концепцию кластера к сфере туризма были М. Монфорд,( который уделял внимание характеристикам и компонентам кластера)А. Родригес, рассматривавший отношения между предприятиями и институтами в туристском кластере в направлениях горизонтальных и вертикальных связей [7].
Особенности кластерного подхода в отрасли туризма, методологические аспекты идентификации, формирования и развития туристских кластеров рассмотрены в трудах О.В. Белицкой, А.Е. Бойко, О.А. Бунакова, Т.И. Дутовой, Е.Г. Карповой, О.Д. Коля, В.И. Кружалина, И.С. Милославского, А.В. Митрофановой, Н.В. Недосвитий, М. Новелл, С. Нордин, Н.Н. Пидгурской, А.А. Рябцева, З.И. Созиевой, Т. Спенсер, Л.А. Ульянченко, Шабалиной Н.В., В. Шмидт и пр. Основоположником кластерного подхода в экономике является М. Портер, который определил кластер как «группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [10, с.175].
Современное видение кластерного туристического образования можно представить в виде модели, состоящей из трех уровней.
Верхний уровень представлен под системой управления технологическими инновациями, которая завершается коммерциализацией новшеств, внедрением в туристское предпринимательство новых или существенно улучшенных технологий в процессе оказания услуг. Коммерциализация технологических новшеств, в свою очередь, существенно зависит от финансирования и занимается пространственной и территориальной организацией рекреационной деятельности.
Средний уровень кластерного образования состоит из подсистем гостиничного сервиса инновационного процесса (средств размещения, питания,и квалифицированных кадров).
Здесь имеет место инновация продукта:
- внедрение на туристический рынок нового хозяйственного обеспечения (изготовление материалов для строительства туристических объектов, предприятия, обеспечивающие оборудование, топливо, энергию);
-научно-информационное обеспечение (физико-географические);
-социологические исследования и экономические исследования, на которых базируется экскурсионная деятельность), транспортной составляющей, которая пронизывает все уровни и является основой взаимодействия туристско-рекреационной деятельности в кластере.
Нижний уровень кластерного туристического образования базируется на комплексе природных условий и рекреационных ресурсов, в рамках формирования кластерной политики региона необходимо выделить следующей группы задач региональных властей: институциональные, инфраструктурные, координационные, правовые, кадровые и экономические [4].
Результатом построения региональных кластеров в форме вертикальных и горизонтальных цепочек может стать: снижение уровня диверсификации региональной экономики, это может способствовать уменьшению ее устойчивости в рамках меняющейся рыночной конъюнктуры. С социальной точки зрения, наличие существенной доли трудоспособного населения, занятого на туристических предприятиях, образующих кластер, способствует формированию консервативного группового мышления, это, в свою очередь, может существенно снижать инновационный потенциал региона. Формирование такого рода кластеров также ведет к регионализации экономики.
Так, Гармидер А.А. под туристическим кластером понимает объединение на добровольных и взаимовыгодных условиях территориально- локализованных предприятий сферы туризма и смежных отраслей с целью создания конкурентоспособной туристической услуги, усиления конкурентных преимуществ его участников и получения дохода. Данное определение содержит в себе признаки, которые присущи гетерогенности функционирования субъектов-участников кластера [3].
Понимание туристского кластера как «совокупности предпринимательских структур, органов власти и государственных учреждений, общественных организаций, функционирующих в индустрии туризма и смежных отраслях, совместно использующих туристские ресурсы определенного региона для формирования, продвижения и реализации его туристского продукта с целью удовлетворения рекреационных потребностей и повышения и конкурентоспособности региональной экономики» [6].
Таким образом, кластерная политика должна формироваться исключительно во взаимозависимости от стратегии регионального социально-экономического развития, что должно способствовать минимизации рисков и максимизации создаваемых преимуществ, для региональной экономики.
Для достижения целей необходимы условия создания такие как, экономический рост, экономическая эффективность, обеспечение комплексной безопасности (экологической, социальной, экономической), формирование конкурентоспособности туристско-оздоровительных комплексов.
Региональная кластерная политика должна учитывать интересы всех участвующих сторон, будь то бизнес, общественность или региональные органы власти.
Основной интерес бизнеса связан с инновационным ростом региона, а также с формированием допустимого и приемлемого уровня технологической безопасности. Общественность обеспечивает интересы населения в вопросах социальной, экологической безопасности, социокультурного развития региона. Региональные органы власти традиционно должны содействовать экономическому росту, в том числе контролируя все вопросы правовой безопасности, как экономической, так и экологической и социальной.
Предпосылками для формирования региональных кластеров могут быть следующие условия:
1) со стороны бизнеса:
- потенциальная заинтересованность собственников туристических предприятий в сотрудничестве в рамках кластера;
- наличие кооперации и иных связей между действующими в регионе предприятиями, высокий уровень делового доверия и активности;
- высокий уровень инновационного потенциала предприятий;
- наличие конкурентоспособного туристического продукта;
- готовность управленческого звена предприятий к росту сотрудничества в интересах развития региона;
2) со стороны власти:
- заинтересованность органов власти в создании условий для построения кластерной инновационной модели развития экономики туристско-оздоровительных комплексов и санаториев;
- готовность власти к построению партнерских отношений с бизнесом;
- опыт успешного сотрудничества с бизнес-структурами;
- удовлетворенность частного бизнеса существующей нормативно-правовой базой;
3) со стороны общественности:
- понимание необходимости кластерного развития региона;
- наличие лидеров, готовых разрабатывать и реализовывать проекты, программы, способствующие созданию кластеров;
- наличие экспертов, способных повысить конкурентоспособность кластера за счет стимулирования власти и бизнеса;
- положительный опыт сотрудничества с властью и бизнесом в условиях роста конкуренции. При разработке региональных стратегий развития, основанных на внедрении кластерного подхода,
существует ряд факторов, которые могут оказывать положительное влияние на успешность реализации кластерных программ и обеспечивать рост конкурентной устойчивости региона:
- развитость инфраструктуры;
- наличие научной и научно-технической базы;
- достаточность ресурсной базы;
- доступность венчурного капитала;
- требуемый уровень квалификации кадров;
- предпринимательские способности управленческого звена;
- наличие интегрированных структур, имеющих опыт формирования связей.
Проведен подробный анализ подходов туристского кластера на примере туристско-оздоровительных комплексов (рис. 1).
При условиях географической локализации проведение комплексного исследования рынка, адаптация рекламной политики, разработка новых: туристических продуктов ТОК «Чайка», ТОК «Горизонт», ТОК «Евпатория», ТБ «Мир», ТОК «Восход»
Без условий географической локализации, формирование внедрение элементов адаптивной структуры управления предприятиями (стандарт в обслуживании туристов,
униформа, знание иностранного языка, «фокус -таланты«)
Подходы к определению ту р истич еского кластера
Туристический кластер как
разработка «ресурсных инноваций» использования новых видов ресурсов дтя организации туризма и разработки новых видов туризма и отдыха (гостиничного туризма, гастрономические туры, паломнические туры, экологический туризм) ТОК «Чайка», ТОК «Восход», ТОК «Горизонт» и т.д.
Туристический кластер, как технологический процесс формирования туристского
продукта оснащения, и модернизация материально-технической базы (санаторно-курортных предприятий ТОК «Чайка», ТОК «Евпатория»)
Рисунок 1 - Подходы к определению туристского кластера на примере туристско-оздоровительных
комплексов Республики Крым
Кластерный подход, поддержание высокого уровня концентрации различного рода производств, способствуют обеспечению высокого уровня конкурентоспособности и экономическому развитию санаторно-курортных предприятий, туристско-оздоровительных комплексов, так и региона в целом, что приведет, к росту производительности труда, внедрению технологических инноваций, развитию малого и среднего бизнеса.
Указанные подходы к определению туристского кластера дополняют друг друга. Туристский кластер - это и совокупность туристских предприятий, и концентрация аттракций, и технологический процесс формирования туристского продукта - внедрение на туристический рынок нового продукта (тура, услуги, товара). Конкретные определения этого понятия интерпретируются следующим образом.
В соответствии с исследованиями кластерной формы организации предпринимательства, «туристский кластер - это группа туристских аттракций на ограниченной географической территории, обеспеченная высоким уровнем развития инфраструктуры и сервиса, имеющая налаженные экономические, социальные и политические связи, а также отлаженное управление в компаниях, образующих сети по производству туристских услуг, обеспечивающих стратегические конкурентные преимущества благодаря инновации процесса - процесса внедрения на рынок новых или существенно улучшенных техник и технологий в процессе оказания услуг (комплекса услуг) [11].
При рассмотрении туристского кластера как технологического процесса формирования туристского продукта, необходимо помнить, что все современные технологии в индустрии туризма являются результатом фундаментальных и прикладных исследований и колоссального труда ученых и практиков. Поэтому наличие собственных научных школ в индустрии туризма может позволить осуществить прорыв в различных стратегических направлениях развития туристского продукта. Прежде всего важно разработать меры по созданию современной научной школы для подготовки специалистов, востребованных на мировом туристском рынке [9].
Сформулированы и другие определения понятия «туристский кластер», но всех их объединяет то, что в своей многокомпонентной основе туристский кластер формирует дополнительный синергетический и комплементарный актив за счет: координации совместимых действий, усиления обмена информацией, опытом, инновационными технологиями, совместного использования обслуживаемых инфраструктурных объектов туристской дестинации, которая является решающим элементом туристской системы.
Ее можно охарактеризовать как центр (территорию) со всевозможными удобствами, средствами обслуживания и услугами для обеспечения всевозможных нужд туристов [5].
Туристский кластер предполагает наличие и познавательно-развлекательного отдыха, и лечебно-профилактических мероприятий. Возможности для этого есть. В настоящее время существующие природно-климатические условия Крыма способствуют привлечению людей, нуждающихся не только в восстановлении физических сил, но и в медицинской реабилитации, что способствует формированию у них крымского менталитета к полуострову как к лечебной территории. Результаты исследования финансово-экономической деятельности курортных учреждений Крыма свидетельствуют о необходимости реформирования отрасли, так как существующие показатели наглядно свидетельствуют о ее стагнации. В этих условиях возникает необходимость реализации кластерного подхода, способного решить системные проблемы и реанимировать отрасль, превратить ее в бюджетообразующую как для экономики Крыма, так и для оздоровления его населения, что позволит повысить конкурентоспособность региона. [10, с.11].
Как утверждают экономисты Запада, любое предпринимательство обречено на провал, если оно не основано на инновациях: технологических, продуктовых, управленческих, на внедрении более эффективных структур и порядка организации деятельности фирмы, новой системы сотрудничества, новых профилей рабочих мест и профессиональных требований к ним. Поэтому, основой формирования кластера, кроме ресурсного потенциала должен стать его инновационный потенциал, а кластер должен развиваться по интенсивной модели инновационного развития с использованием новейшей информационно-коммуникационной, научно-технической и программно-целевой инфраструктуры, развития венчурного бизнеса и благоприятных условий его процветания и повышения конкурентоспособности туристско-
оздоровительных комплексов в туристской отрасли.
Представлены основные составляющие кластера, как инновационного фактора развития туристско-оздоровительных комплексов (рис. 2).
Рисунок 2 - Кластер, как инновационный фактор развития туристско-оздоровительных комплексов
Целью создания особенных экономических зон туристско-рекреационного типа является привлечение инвестиций, активизация предпринимательства, повышения эффективности использования ресурсов и конкурентоспособности туристического статуса региона; сбалансированного развития всей туристическо-рекреационной системы.
Таким образом, поиск эффективных способов организации туристического хозяйства и экономического взаимодействия направлен на оптимизацию использования ресурсного потенциала, модернизация материально-технической базы, повышения эффективности и роста конкурентоспособности туристско-оздоровительных комплексов на внутреннем и внешнем рынках. В связи с этим одной из главных составляющих успешного туристского кластера является его инновационная направленность. Список использованной литературы:
1. Гончарова И.В., Розанова Т.П. [и др.]: Маркетинг туризма/ учебное пособие. - Москва: Федеральное агентство по туризму, 2016. - С. 224-228.
2. Гребенникова В.А. Дивидендная политика корпораций: теоретические ориентиры и практические решения [Текст]/В.А.Гребенникова, Е.В. Вылегжанина// Экономика: теория и практика: сб. статей - 2016.
- Вып№4 (44) - С.65-75
3. Гребенникова В.А. Дивидендная политика корпораций: теоретические ориентиры и практические решения [Текст]/В.А.Гребенникова, Е.В. Вылегжанина// Экономика: теория и практика: сб. статей - 2016.
- Вып№4 (44) - С.65-75
4. Кочиева А.К. Инновационная индустриализация как современная форма реализации промышленной политики государства [Текс]/А.К.Кочиева// Экономика: теория и практика: сб. статей - 2016. - Вып.№3 (43)
- С.21-26.
5. Кулик А.К. Формирование и развитие трудового потенциала предприятия: теоретические аспекты
~ 95 ~
исследования [Текст]/А.К.Кулик// Экономика: теория и практика: сб. статей - 2016г. - Вып.№4 (44) - С.91-96.
6. Матвеева А. А. Конкурентоспособность придприятия: методы оценки и некоторые пути ее повышения / А. А. Матвеева // SCI-ARTICLE. - 2015. - №25. - С. 46-50.
7. Осовин М.Н. Обоснование приоритетных направлений повышения конкурентоспособности России в условиях новых глобальных вызовов [Текс]/М.Н.Осовин// Экономика: теория и практика: сб. статей - 2016. - Вып.№3 (43) - С. 15-21.
8. Плешаков Г.Г. Основные тенденции развития малого бизнеса в условиях кризиса / Г.Г. Плешаков // НПЖ. -2016. - №3 (43). - С. 97-102.
9. Скворцова Д.А. Использование многомерных OLAP-кубов, как инструмента BusinessIntelligence, при стратегическом управлении бизнес процессами компании [Текст] /Д.А. Скворцова, ДА. Чмырь//Экономика: теория и практика: сб. статей - 2016. - Вып.№3 (43) - С.70-78.
10. Федоткина О.В. Исследование современных подходов к разработке брендов туристической династий / Вестник Российского Нового университета. Экономика и управление. Вып. 2. 2016. - 231 с.
11.Хрысева А.А. Факторы обеспечения конкурентосопосбности международного бизнеса [Текст]/А.А.Хрысева, Е.В. Маринина// Экономика: теория и практика: сб. статей - 2016. - Вып.№4 (44) -С.81-86.
© Слива-Щерба Ю.В., 2018