Государственно-частное партнерство в формировании экспортного потенциала Республики Крым
Е.Б. Завьялова,
кандидат экономических наук, доцент, Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России, кафедра экономической политики и государственно-частного партнерства - зав. кафедрой, О.А. Дронова,
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России, кафедра экономической литики и государственно-частного партнерства - соискатель
Аннотация
Авторы рассматривают теоретические аспекты возможного развития региональной специализации Республики Крым, а также роль государственно-частного партнерства в реализации этой задачи. Особое внимание в статье уделяется формированию и развитию экспортного потенциала региона, в частности, принятию и исполнению нормативных документов, направленных на экономическое развитие региона в целом, в том числе на основе создания и развития кластеров в области промышленного производств и оказания услуг, на повышение его экспортного потенциала и на проведение внешнеэкономической деятельности.
Ключевые слова: региональная специализация, Республика Крым, государственно-частное партнерство, экспортный потенциал, инвестиционный порядок, кластеры, внешнеэкономическая деятельность.
Public-private partnership in the formation of export potential of the Republic of Crimea
E.B. Zav'ylova,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Moscow State Institute of International Relations (University) MFA Russia, Department of economic policy and public-private partnership - the head, O.A. Dronova,
Moscow State Institute of International Relations (University) MFA Russia, department of economic policy and public-private partnership - Competitor
Abstract
The authors consider theoretical aspects of the possible development of regional specialization of the Republic of Crimea, as well as the role of public-private partnerships in the implementation of this task. Special attention is paid to the formation and development of export potential of the region, in particular the adoption and enforcement of regulations aimed at the economic development of the region as a whole, including through the establishment and development of clusters
УДК 339.5 ББК 65.428 3-139
^ 52
Российский внешнеэкономический вестник
3 - 2017
in the field of industrial production and services, to increase its export potential and to conduct foreign trade.
Keywords: regional specialization, the Republic of Crimea, public-private partnership, export potential, investment procedure, clusters, foreign economic activities.
ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
Развитие экономики любого географического региона тесно связано с кооперационными поставками местной промышленности. Республика Крым, образовавшаяся как административный район России, после свободного волеизъявления населения о присоединении к Российской Федерации, оказалась временно вырванной из прошлых связей промышленных и сельскохозяйственных предприятий и ныне для налаживания бесперебойного функционирования промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг нуждается в развитии механизма взаимных поставок с предприятиями регионов России и зарубежных государств.
Но многие промышленные и сырьевые товары, поступавшие ранее на полуостров, не производятся в России. В изменившихся условиях внешняя торговля становится остро необходимой для региона. В Республике наблюдается дефицит многих товаров, которые ранее получались по импорту, а ныне ввозятся с материка. Важность региональной специализации инвестиционной политики связана с характером инновационного развития мировой экономики. Особенностями технологической и инновационной компаний является стремление к снижению затрат и международному разделению труда на основе строительства специализированных предприятий, при котором именно крупные масштабы производства дают наименьшие издержки в качестве основного конкурентного преимущества. При этом малый и средний бизнес начинает играть весьма важную роль в производстве комплектующих изделий и компонентов, поскольку он лучше приспособлен к быстрой смене технологий продуктов, может создавать конкурентоспособную продукцию при более низких капиталовложениях и быть конкурентоспособным даже при росте традиционных издержек за счет высокой добавленной стоимости. В такой экономике государственно-частное партнерство в виде локальных альянсов научно-исследовательских центров и лабораторий, предпринимательских структур и местной администрации становятся одним из определяющих факторов достижения успеха на рынке.1
1 См. подробнее Ларин С.Н., Богомолова Н.В. Основные тенденции инвестиционной деятельности в регионе : зарубежный опыт и Российская действительность. // Менеджмент в России и за рубежом №5 / 2004 // http://www.mevriz.rU/articles/2004/5/2034.html
3 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
53 Q
Однако для восстановления прежних и более высоких объемов импорта необходимо развивать и экспорт. В настоящее время Крым пока обладает относительно невысоким уровнем экономического развития, так как являлся прежде (в составе Украины) дотационным регионом с относительно невысокими экономическими показателями. Стоит отметить и негативное влияние антироссийских санкций, принятых странами Запада в 2014 г. Из-за режима санкций внешнеторговый оборот республики со странами дальнего зарубежья в период 2013-2015 годов сократился в 15 раз, а экспорт в страны дальнего зарубежья за этот же период сократился в 12,3 раза.
Однако мы должны констатировать, что негативно влияние антироссийских санкций - это только часть проблем, которые могут быть организационно решены в процессе поиска компромиссного решения проблем. Более серьезным является необходимость выработки комплекса мер по развитию экспортного потенциала региона.
Развитие экспорта из Республики Крым требует организационно-управленческих усилий, обеспеченных государственными или привлекаемыми частными финансовыми ресурсами. При этом, исходя из концепций П. Кругмана, речь может идти о развитии экспортной специализации Республики Крым на основе имеющихся исходных ресурсов, использование которых направляется в соответствии с действующими государственными (федеральными или муниципальными) структурами на основе государственно-частного партнерства.
В этой ситуации неизмеримо возрастает значение экономической политики Федерального центра, который может обеспечить реализацию общего руководства и контроля за развитием экономического развития на основе привлечения частных инвестиций.
Государственно-частная инвестиционная деятельность в российских регионах в целом и в Республике Крым, в частности, может иметь весомый экономический эффект.2 Возможная региональная специализация Республики Крым, по нашему мнению, должна быть увязана с особенностями создания и использования принципиально новых технологий, которые становятся все более затратными ввиду больших расходов на осуществление научных исследований и подготовку высококвалифицированных кадров. При этом, учитывая огромный риск того, что новые идеи и технологии могут быть быстро усвоены странами и компаниями, не имевшими к их финансированию никакого отношения, важным условием устранения такого эффекта становится быстрейшая коммерциализация новых
2 Ларин С.Н., Богомолова Н.В. Основные тенденции инвестиционной деятельности в регионе: зарубежный опыт и российская действительность. Менеджмент в России и за рубежом. 2004.№5 // http://www.mevriz.rU/articles/2004/5/2034.html
^ 54
Российский внешнеэкономический вестник
3 - 2017
технологических достижений, то есть освоение нововведений в промышленном производстве и в сфере услуг. Именно такой путь даст возможность предприятиям, использующим инновационные разработки, достигнуть необходимого экономического эффекта от проведения научных исследований и освоения их результатов.
Для повышения инвестиционного климата любого региона есть два пути - это находить точки приложения капитала и активно передавать информацию об этом потенциальным инвесторам. Расширение экономики является лучшим ответом на санкции. Крым - это фруктовая житница, таких фруктов как там нет нигде.
Как нам представляется, региональная экономическая специализация страны должна основываться на первоочередном развитии инвестиционного потенциала каждого региона с учетом его специфических особенностей. Из мировой практики известно, что при угнетенном внутреннем спросе ориентация на экспортные рынки становится мощным инновационным импульсом, побуждающим не только разрабатывать и внедрять новые технологии, но и постоянно их совершенствовать в условиях достаточно жесткой конкуренции. На наш взгляд, именно такие регионы при проведении правильной политики государственно-частного сотрудничества могут стать своеобразными локомотивами для других регионов страны, распространяя на них импульсы экономического развития.
Проблемам и перспективам экономического развития Крыма посвящены публикации руководителей региона и ряда ведущих специалистов, в том числе главы Республики Крым С.В. Аксенова3, председателя Комитета Госсовета Республики Крым по экономической, бюджетно-финансовой и налоговой политике В.Г. Нахлу-пина4, сотрудников Аналитического управления Аппарата Совета Федерации О.Б. Аникеевой, Н.И. Лукьяновой и др.5
Временная депрессия в развитии экономики предъявляет обостренный спрос на новые методы производства и предоставления услуг. Из мировой практики известно, что к новаторской деятельности в большей степени готовы депрессивные регионы. Именно в них возникает и растет потребность преодолеть кризис за счет новых технологических решений по снижению затрат или создания принципиально новых товаров одновременно с появлением новых компаний. Напротив, в
3 Аксенов С.В. Крым: векторы развития [Текст] / С. В. Аксенов // Аналитический вестник «Современное состояние и перспективы социально-экономического развития Республики Крым». -2015. -№ 10 (563). - С. 3-9.
4 Нахлупин В. Г. Экономическое развитие Республики Крым: проблемы и перспективы [Текст] / В. Г. Нахлупин // Аналитический вестник «Современное состояние и перспективы социально-экономического развития Республики Крым». - 2015. - № 10 (563). - С. 14-18.
5 Аникеева О. Б. . Лукьянова, С. А. Щукина, В. П. Уманская, Е. А. Фалецкая Материальная и методологическая помощь субъектов Российской Федерации Республике Крым и городу федерального значения Севастополю в 2014 году [Текст] / О. Б. Аникеева, Н. И. Лукьянова, С. А. Щукина, В. П. Уманская, Е. А. Фалецкая // Аналитический вестник «Современное состояние и перспективы социально-экономического развития Республики Крым». -2015. - № 10 (563). - С. 30-45.
3 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
55 Q
тех регионах, где прежняя структура промышленности еще способна давать стабильный доход и тем самым создавать условия экономической и политической стабильности, стремление к инновациям будет намного ниже. Поэтому, согласно новой экономической теории, в российской стратегии экономического развития лидерами инновационного процесса могут выступить относительно слабые в финансовом отношении регионы, имеющие неосвоенные или недостаточно использующиеся ресурсы развития. По нашему мнению, создание конкурентоспособной региональной экономики следует начинать именно в таких регионах, как Республика Крым, имеющей огромные ресурсы, недостаточно освоенные в период рыночного развития.
РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА
Перспективы восстановления и дальнейшего развития внешней торговли Крыма будут в значительной мере определяться успехами в общем социально-экономическом развитии региона. В условиях нехватки мировых запасов сырья на первое место выходят качественные показатели внешнеэкономической деятельности. Среди основных путей их повышения производство национального конкурентоспособного, инновационного, высокотехнологичного продукта. Все развитые страны стремятся получить максимальную прибыль от ВЭД и при этом минимизировать поставки сырьевых ресурсов. Это говорит о необходимости повышения уровня эффективности использования имеющегося экспортного потенциала. В дальнейшем исследовании целесообразно рассмотреть пути роста качества человеческого капитала, путем повышения квалификации и культуры кадров.
Благодаря активным действиям федеральных органов власти России, работа в направлении укрепления и развития экспортного потенциала региона уже началась. Одним из первых серьезных ее шагов стало принятие федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 11 августа 2014 года № 790.6
Целями реализации этой Программы, обусловленными необходимостью обеспечения устойчивого экономического развития региона, являются: интегрирование экономики Крымского федерального округа в экономическое пространство России, обеспечение транспортной доступности и снятие инфраструктурных ограничений.
6 Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Российской федерации от 11 августа 2014 года № 790 с изменениями от 27.12.2014 № 1589 // Справочно-поисковая система КонсультантПлюс. - Режим доступа : http://base. consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=184979
^ 56
Российский внешнеэкономический вестник
3 - 2017
Факторами, способствующими скорейшему достижению этих целей, должны стать расширение возможностей получения финансовой, ресурсной и институциональной поддержки со стороны федерального Центра; перспективы существенного усиления межрегиональных производственно-кооперационных связей с другими субъектами России; стратегически важное и перспективное географическое, геоэкономическое, геополитическое положение; транспортно-транзитный потенциал; туристический потенциал, комфортные климатические условия для рекреации и лечения, наличие действующей туристско-рекреационной инфраструктуры; высокое качество человеческого капитала (наличие квалифицированной рабочей силы, научных, образовательных и научно-производственных учреждений национального и международного уровня).
Что касается финансовой поддержки Программы, то достаточно сказать, что суммарный объем ее финансирования за период с 2015 по 2020 год предусматривается в объеме 681,2 млрд руб. Предполагается, что в общем объеме финансирования 96,6% составят средства федерального бюджета. При этом 677,7 млрд руб., или 95,8%, будет направлено на капитальные вложения. О масштабности намечаемых инвестиций можно судить по тому, что объем инвестиций в основной капитал Крыма в 2013 году составил лишь 66,3 млрд руб. Значительная финансовая поддержка должна уменьшить или исключить действие целого ряда негативных факторов, которые сегодня имеют место в экономике региона. Как следует из упомянутого документа7, в число таких факторов входит ослабление внешнеэкономических связей, недостаточное ресурсное и инфраструктурное обеспечение региона жизненно важными источниками энергии, воды и продовольствия; недостаточность автомобильного и отсутствие железнодорожного сообщения с материковой частью России; неравномерность размещения имеющегося природ-но-ресурсного, туристско-транспортного и трудового потенциала территорий; высокий уровень энергозависимости экономики; низкую конкурентоспособность санаторно-курортного и туристического комплекса по сравнению с соответствующими секторами Черноморского региона; ограниченную конкурентоспособность промышленного комплекса с ориентацией на использование преимущественно экспортно-сырьевой сферы, монопольного положения на внутренних рынках, высокую ресурсоемкость большинства технологий. Как видно из самого заголовка, данная Программа преследует прежде всего социально-экономические цели, ее обсуждение выявило лишь один недостаток - неполная обоснованность источников средств для пенсионного обеспечения населения.
7 Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие республики Крым и г Севастополя до 2020 года» [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Российской федерации от 11 августа 2014 года № 790 с изменениями от 27.12.2014 № 1589 // Справочно-поисковая система КонсультантПлюс. - Режим доступа : http://base. consultant.ru/cons/ cgi/onlme.cgi?req=doc;base=LAW;n=184979
3 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
57 ^
Со стороны Федерального центра продолжается работа по принятию законодательных актов, направленных на создание в Крыму наиболее благоприятных условий для ускоренного экономического развития. В ноябре 2014 года Государственной Думой был принят Федеральный Закон № 377-Ф3 «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях республики Крым и города федерального значения Севастополя»8, вступивший в силу с 1 января 2015 года. Всесторонняя оценка перспектив развития региона путем создания СЭЗ, с определением наиболее подходящей для нее специализации, дана в статье.9 Важную роль в процессе интеграции экономики полуострова в экономическое пространство России должно сыграть принятое Советом Федерации Федерального Собрания РФ Постановление от 15 апреля 2015 года № 138-СФ «Об интеграции Республики Крым в экономическую, финансовую, социальную и правовую систему Российской Федерации».10
Отмеченные выше нормативные документы в сочетании с существенной финансовой поддержкой из федерального бюджета в ближайшей перспективе будут способствовать подъему экспортного потенциала Республики Крым.
В рамках государственно-частного партнерство в Республике прилагаются большие усилия по отработке документооборота, необходимого для осуществления инвестиций. До 2016 г. в Республике действовал инвестиционный порядок, который позволял субъективно подходить на том или ином уровне - города или района, или конкретного министерства - к той или иной инвестиционной заявке. Не существовало инвестиционных площадок в том понимании, которые необходимы для сотрудничества частного предпринимателя-инвестора и государства. На стадии заключения инвестиционного соглашения существовала длительная процедура прохождения всех административных преград в части заключения договоров аренды, оформления земельных участков и прочее.
В 2016 г. в Крыму был подготовлен и утвержден в новой редакции порядок прохождения инвестиционных проектов. В нем введены очень четкие и понятные кри-
8 Федеральный закон от 21 ноября 2014 года № 377-Ф3 «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях республики Крым и города федерального значения Севастополя» [Электронный ресурс] // Справочно-поисковая система Консультант-Плюс. -Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171495
9 Рязанцева М. В., Якушова Е.С. Анализ перспектив развития Республики Крым посредством особых экономических зон [Электронный ресурс] / М. В. Рязанцева, Е. С. Якушова // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 5. - Режим доступа : http:// web.snauka.ru/issues/2014/05/34245
10 Об интеграции Республики Крым в экономическую, финансовую, социальную и правовую систему Российской Федерации [Электронный ресурс] : Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 апреля 2015 года № 138-СФ // Справочно-поисковая система КонсультантПлюс. - Режим доступа : http://base.consultant. ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=EXP;n=619011
^ 58
Российский внешнеэкономический вестник
3 - 2017
терии, как для инвесторов, так и для исполнительных органов власти, в том числе для Минэкономразвития, которое будет анализировать каждую инвестиционную заявку, сопровождать её от начала до конца.
В случае, если несколько заявок попадают на один и тот же объект, предусматривается процедура конкурса. Также был подготовлен указ, по которому формируется база инвестиционных площадок в Республике Крым, проводится инвентаризация всего имущества, которое есть на балансе госучреждений и министерств. Правительство Республики Крым намерено переформатировать работу инвестиционного центра - наделить его функциональными обязанностями по сопровождению инвестиционного проекта от начала до конца с целью сокращения периода оформления необходимых документов. Потому что ранее после подписания инвестиционного соглашения около 3 месяцев уходило на то, чтобы инвестор оформлял все необходимые документы и проходил бюрократические процедуры.11
СОЗДАНИЕ КЛАСТЕРОВ - КАК ВАЖНОГО ЭЛЕМЕНТА СТРУКТУРЫ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА
Одним из основных механизмов реализации стратегических приоритетов Республики Крым должна стать активная кластерная политика, позволяющая обеспечить высокие темпы экономического роста и диверсификации экономики за счет активизации взаимодействия и повышения конкурентоспособности предприятий, научно-исследовательских и образовательных организаций, расположенных на территории одного региона. В ряде отраслей экономики Республики Крым уже сложились предпосылки для кооперации и сформировались устойчивые экономические связи. В химической отрасли действует кооперация между крупнейшими предприятиями северного Крыма: Армянским филиалом ООО «Титановые Инвестиции», ПАО «Крымский содовый завод», АО «Бром». Возможна кооперация между предприятиями в сфере судостроения и судоремонта, предприятиями смежных отраслей: ООО «Судостроительный завод «Залив», ФГУП «Судостроительный завод «Море», АО «Завод «Фиолент» и др.
Среди возможных вариантов формирования специализированных кластеров Правительство Российской Федерации приняло решение первоначально сформировать несколько кластеров, способных оказывать услуги санаторно-курортного и туристического характера. В этой связи в августе 2014 г., то есть непосредственно сразу после воссоединения с Россией, был рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации и утвержден Постановлением от 11 августа 2014 года № 790 Проект Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года».
11 Во внешнеэкономической деятельности Республики Крым наблюдается позитивная тенденция роста - Сергей Аксёнов // http://glava.rk.gov.ru/rus/index.htm/news/311438.htm
3 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
59 0
Мероприятия Программы будут сконцентрированы на снятии инфраструктурных ограничений и развитии экономического потенциала территории полуострова по основным направлениям развития Крымского федерального округа, одним из которых является формирование туристско-рекреационных кластеров (далее
- ТРК) - создание инфраструктуры для развития туристско-рекреационных кластеров.
В Программу вошли мероприятия по созданию инфраструктуры для развития шести туристско-рекреационных кластеров на территории Республики Крым, а именно:
1) ТРК «Евпатория - всероссийская детская здравница» (г. Евпатория) - общий объём финансирования из федерального бюджета составляет 14 478,7 млн руб. Кластер будет создаваться для обеспечения создания единого пространства «комфортного детства»: это и семейный отдых, ориентированный в первую очередь на семьи с детьми, и детские лечебно-оздоровительные комплексы, и развитие педиатрии, и создание центров раннего физического и интеллектуального развития детей.
2) ТРК «Целебные сакские грязи» (г. Саки) - общий объём финансирования из федерального бюджета составляет 3 588,0 млн руб. Целью кластера является создание уникального грязелечебного курорта, всемирно известной здравницы, специализирующейся на круглогодичном санаторно-курортном лечении.
3) ТРК «Зона абсолютного здоровья» (Ленинский район, с. Курортное) - общий объём финансирования из федерального бюджета составляет 1 687,5 млн руб. Суть кластера в создании бальнеологического лечебно-оздоровительного комплекса на основе лечебных грязей Чокракского месторождения - санатория с бальнеолечеб-ницей, гидрогеологической режимно-эксплуатационной станции по добыче грязи, мониторингу ее состояния и обеспечению режима охраны. А также создание на мысе Зюк археологического парка для проведения раскопок и паломничества сторонников эзотерики.
4) ТРК «Горы здоровья и море впечатлений» (Бахчисарайский р-н) - общий объём финансирования из федерального бюджета составляет 270,0 млн руб. Суть кластера в создании горно-лыжного, круглогодичного туристического комплекса с сетью канатных дорог на северных склонах г. Кемаль-Егерек и г. Лопата.
5) ТРК «Тарханкут - территория позитива и свободного экстрима» (Черноморский р-н) - общий объём финансирования из федерального бюджета составляет 1 136,5 млн руб. Кластер создан для обеспечения развития экстремальных видов туризма, археологического, сельского, автотуризма. Предусматривает создание 4 зон: оздоровления, «ЕХТЯЕМЕ-центр туризма», автотуризма и караванинга, археологического туризма.
6) ТРК «Полеты во сне и наяву.. .в страну легенд, вина и солнца» (п. Коктебель)
- общий объём финансирования из федерального бюджета составляет 7 000,0 млн
^ 60
Российский внешнеэкономический вестник
3 - 2017
руб. В основу кластера заложено развитие активных видов туризма. Кластер предусматривает создание на горе Клементьева Центра развития воздухоплавания, поля для гольфа у подножия горы, организацию яхтенной марины на территории предприятия «Бухта двуякорная».
Кластеры будут реализовываться в период с 2015 по 2020 годы. Общий объём финансирования создания кластеров на территории Республики Крым из федерального бюджета составляет 28 160,7 млн руб. Средства будут направлены на проведение работ по созданию сопутствующей инженерной инфраструктуры на территории каждого ТРК. Также реализация кластеров предполагает строительство объектов туристской инфраструктуры за счет средств инвесторов. На развитие туристической отрасли полуострова еще никогда ранее не выделялось финансирование в столь больших объемах.12
Решение задач Программы обеспечит динамичное социально-экономическое развитие Крымского федерального округа, позволит модернизировать инженерную, транспортную и социальную инфраструктуру региона, будет способствовать развитию приоритетных для округа секторов экономики, повышению качества жизни населения.
Государственным заказчиком-координатором Программы определено Министерство Российской Федерации по делам Крыма, а ее главной целью является интегрирование экономики Крымского федерального округа в экономическое пространство России, обеспечение транспортной доступности, снятие инфраструктурных ограничений в целях устойчивого экономического развития.
Программа реализуется в 2 этапа: I этап - 2015-2017 годы; II этап - 2018-2020 годы. Решение задач ФЦП позволит модернизировать инженерную, транспортную и социальную инфраструктуру Республики Крым, будет способствовать развитию приоритетных секторов экономики, повышению качества жизни населения, что в целом обеспечит динамичное социально-экономическое развитие региона.
В рамках Программы решаются следующие задачи: устранение ограничений транспортной инфраструктуры, устранение ограничений и повышение качества энергоснабжения региона, устранение ограничений инженерной инфраструктуры, развитие социальной сферы, обеспечение межнационального согласия. Также будут создаваться условия для межотраслевого взаимодействия; одним из факторов, стимулирующих спрос на местную продукцию, является растущий поток туристов в Республику Крым, которые могут рассматриваться как потенциальные потребители различной продукции местного производства.
В Республике Крым в период до 2030 года имеется потенциал для дальнейшего формирования следующих кластеров:
12 6 туристско-рекреационных кластеров будут финансироваться за счет средств федерального бюджета // http://mtur.rk.gov.ru/rus/index.htm/news/285137.htm
3 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
61 ^
1. Судостроительный кластер. Данный кластер должен объединить предприятия, занимающиеся производством и ремонтом судов, а также предприятия, производящие оборудование для судов. Синергетический эффект может быть реализован за счет межфирменной кооперации, координации взаимодействия с системой образования, осуществления совместных НИОКР, а также за счет обслуживания потребностей туристического сектора, рыболовных и транспортных предприятий.
2. Химический кластер. Участниками химического кластера могут стать крупные предприятия Северного Крыма. Кроме того, в кластер могут войти другие предприятия химической отрасли. Химический кластер имеет потенциал расширения номенклатуры продукции, взаимодействия с агропромышленным комплексом, глубокой технологической модернизации и перехода на экологичные технологии.
3. Агропромышленно-пищевой кластер призван объединить сельскохозяйственные предприятия Республики Крым, предприятия пищевой и сопутствующей промышленности, научно-исследовательские центры, образовательные учреждения в целях развития агропромышленного комплекса региона.
4. Медико-биологический кластер. В рамках кластера может быть реализовано развитие как существующих отраслей, так и отдельных приоритетных направлений в рамках Прогноза научно-технического развития России до 2030 года: фармацевтики, включая переработку местного сырья; производство лечебного питания; предоставление услуг по высокотехнологичной реабилитации; разработка медицинских технологий (в том числе: перспективных лекарственных препаратов; молекулярной диагностики; молекулярного профилирования и выявление молекулярных и клеточных механизмов патогенеза; биомедицинских клеточных технологий; биодеградируемых и композиционных материалов медицинского назначения; биоэлектродинамики и лучевой медицины; геномной паспортизации человека); биотехнологии (в том числе: научно-методической базы исследований в области биотехнологий; промышленные биотехнологии; агробиотехнологии; экологические биотехнологии; пищевые биотехнологии; аквабиокультура).
5. Формирование «Крымского крыла» научно-образовательного медицинского кластера в области санаторно-курортного лечения. Научно-образовательный медицинский кластер в области санаторно-курортного лечения создается Минздравом России в целях консолидирования усилий российских научных школ, направленных на проведение научных исследований в области санаторно-курортного лечения и обеспечения тиражирования передового опыта и трансляции в практическое здравоохранение инновационных методик, программ и продуктов, ориентированных на оздоровление и профилактику, современных образовательных программ дополнительной профессиональной подготовки квалифицированных специалистов санаторно-курортных организаций, осуществления государственной экспертизы программ развития курортов и курортных регионов (районов), разведанных
^ 62
Российский внешнеэкономический вестник
3 - 2017
запасав природных лечебных ресурсов, разработки классификации природных лечебных ресурсов, медицинских показаний и противопоказаний к их применению в лечебно-профилактических целях, а также разработки методических руководств по применению природных лечебных ресурсов.
6. Кластер информационных технологий, находящийся в процессе определения ключевых направлений. Участники этого кластера могут вовлекаться в решение задач крымских предприятий и организаций. Обязательным условием формирования конкурентоспособного кластера информационных технологий является развитие образования в сфере информационных технологий.
7. Кластер креативной индустрии. Республика Крым обладает значительным потенциалом развития отраслей «креативной экономики», что связано с богатым культурным, историческим, событийным, человеческим капиталом региона. Кластер креативной индустрии будет включать субъекты в таких видах экономической деятельности, как образование, реклама, кино, индустрия игр, архитектура и дизайн, искусство, ремесла. «Креативный компонент» может быть интегрирован в развитие других отраслей региона.
8. Туристические кластеры. Кластерное развитие является ключевым подходом в развитии туризма в Российской Федерации. В рамках федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» в регионе создаются туристско-рекреационные кластеры: «Детский отдых и оздоровление» (Евпатория), «Лечебно-оздоровительный отдых» (Саки), «Черноморский», «Коктебель», а также кластер в районе озера Чокракское. На последующих этапах возможно создание туристических кластеров в других муниципальных районах, в том числе на территории ООПТ13 с учетом природоохранной и эколого-просветительской деятельности.
Целью активизации кластерной политики является увеличение валового регионального продукта за счет обеспечения взаимовыгодного сотрудничества и развитие внешнеэкономической деятельности, в частности расширения экспорта.14 Региональная специализация Республики Крым определяется спецификой разме-
13 Особо охраняемые природные территории (ООПТ) — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны / Особо охраняемые природные территории России // https://ru.wikipedia.org/wiki/
14 «Стратегия социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года». Приложение к Закону Республики Крым «О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года»
3 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
63 ^
щения продуктивных сил полуострова, в пределах чего выделяются следующие специализированные кластеры, основой которых являются предприятия определенных субрегионов. Нас интересует кластеризация предприятий с точки зрения развития в них экспортной деятельности.
Основными проблемами, сдерживающими кластерное развитие в Республике Крым, являются: низкий уровень и полное отсутствие системы коммерциализации разработок; недостаточное развитие кооперации; недостаток информации о возможностях крымских предприятий и организаций и потенциала сотрудничества; распад некогда единого хозяйственного комплекса и утрата существовавших кооперационных связей; отсутствие деловой культуры горизонтальных связей, недостаток доверия.
ФОРМИРОВАНИЕ КЛАСТЕРОВ, СПОСОБНЫХ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Варианты сотрудничества государственных организаций с частными компаниями в интересах развития экспорта Республики Крым достаточно многовари-антны и связаны в основном с объемами инвестирования финансовых средств. В соответствии с принятыми нормативными документами и в рамках теорий новой экономики представляется, что наряду с режимом свободной экономической зоны в Республике Крым целесообразно создание четырех кластеров экономического развития, которые станут лидерами в развитии экспорта: кластер санаторно-курортных и туристических услуг, промышленный кластер, объединяющий под-кластеры большой химии и машиностроения, кластер агропрома, объединяющий производство сельскохозяйственного сырья и его переработку и транспортный кластер (морские и автомобильные перевозки). В нашем исследовании последнему кластеру мы не уделяем специального внимания, поскольку пока он не играет существенной роли в развитии внешней торговли Республики Крым по причине антироссийских санкций.
Особенностью формирования кластеров способных осуществлять внешнеэкономическую деятельность в Республике Крым является тесная группировка предприятий одного профиля в ограниченном по территории географическом районе. С точки нашей зрения если подходить к проблеме комплексно, то необходимо предложить создание специализированных кластеров, с наличием предприятий, способных осуществлять внешнеэкономические операции.
Кластер услуг. Этот кластер включает рекреационные субрегионы, специализирующиеся на предоставлении услуг санаторно-курортного и туристско-экскурси-онного характера (г. Ялта, г. Алушта, г. Евпатория, г. Саки - около 50% рекреационных учреждений РК, 60% койко-мест, около 75% оздоравливаемых на территории республики граждан). Основную часть доходов бюджета Крыма составляет сана-
^ 64
Российский внешнеэкономический вестник
3 - 2017
торно-курортная отрасль. Крымский полуостров обладает богатейшим рекреационным потенциалом. Разнообразие микроклиматических условий, вечнозеленая растительность гор и возвышенностей, месторождения лечебных грязей и источники минеральных вод сформировали несколько типов курортов: климатические (Старый Крым), климатобальнеологические (Ялта, Алушта), климатобальнеогря-зевые (Евпатория, Феодосия, Саки). Всего в Крыму имеется более 600 санаторно-курортных и оздоровительных учреждений на 155,5 тысяч койко-мест. Все санатории Крыма имеют специализацию, которая зависит от особенностей лечебных факторов местности.15
В современной ситуации существует целый ряд проблем, мешающих ее развитию и процветанию. Проблема в том, что большая часть санаторно-курортных учреждений построена еще в советское время. А новые отели и мини-отели не могут соответствовать современным требованиям к предоставлению услуг, так как в основном являются меблированными комнатами в жилом секторе.16
Крымский полуостров обладает богатейшим рекреационным потенциалом. Разнообразие микроклиматических условий, вечнозеленая растительность гор и возвышенностей, месторождения лечебных грязей и источники минеральных вод сформировали несколько типов курортов: климатические (Старый Крым), клима-тобальнеологические (Ялта, Алушта), климатобальнеогрязевые (Евпатория, Феодосия, Саки). Всего в Крыму имеется более 600 санаторно-курортных и оздоровительных учреждений на 155,5 тысяч койко-мест. Все санатории Крыма имеют специализацию, которая зависит от особенностей лечебных факторов местности.17
В первую очередь необходимо базовое развитие экономики республики. Главным отличием и плюсом экономики Крыма, которых не имеет никакой другой регион, является климат, а, следовательно, развитие туристского бизнеса, в частности лечебно-оздоровительных учреждений.
Полуостров может стать территорией опережающего развития именно за счет развития курортной отрасли. И дело здесь даже не в туризме. Крым - это удивительная лечебница, здесь совершенно другой климат. Территория опережающего развития дает пакет льгот, в первую очередь, налогового характера, а также предоставляет весомые преимущества для организации бизнеса.
При любом упоминании о Крыме у большинства даже никогда там не бывавших людей возникают ассоциации о теплом море, длинных песчаных пляжах,
15 Экспортный Потенциал Республики Крым // http://old.invest-in-crimea.ru/show_ content.php?alias=expotr&mid=3&m2=219
16 Кондратьев С. В. Агибалов С. В. Крым: снова с Россией. -[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fief.ru/news/read.448.htm
17 Экспортный Потенциал Республики Крым // http://old.invest-in-crimea.ru/show_ content.php?alias=expotr&mid=3&m2=219
3 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
65 0
комфортном климате, о возможностях благодатного отдыха самостоятельно или с детьми. В 2013 г., то есть за год до воссоединения с Россией в структуре валовой добавленной стоимости в Республике Крым доля услуг составляла больше половины - 65,9%, что на 9,5 п.п. выше, чем в среднем по Украине (56,4%), на производственную сферу приходится 34,1% (промышленность - 18,4%, сельское хозяйство - 8,7%, строительство - 6,5%, рыбное хозяйство - 0,5%).18
Тем интереснее, что в статистике экспорта услуг Республики Крым главное место занимали совсем не курортно-рекреационные услуги. В 2013 году более половины (54,0%) объема крымского экспорта услуг составили транспортные услуги, из которых 16,1% пришлось на морской транспорт, 15,7% - на железнодорожный, 7,4% - на автомобильный и 6,5% - на воздушный транспорт. Другую наиболее заметную часть (33,1%) составили услуги, связанные с путешествиями (отдыхом зарубежных и внутренних гостей). На долю всех остальных видов услуг вместе взятых пришлось 12,9%.19 По существу транспортные предприятия Крыма брали на себя обязанность доставлять отдыхающих к местам отдыха и это обеспечивало более половины экспорта услуг. По данным за 2013 г. транспортные услуги предоставлялись в основном гражданам России и ныне эти доходы хотя и остаются и повышаются, тем не менее к доходам от экспорта услуг их стоит отделять, это услуги внутристранового характера. По нашему мнению, учитывая всю важность доставки отдыхающих, все же главным является не доставка, а обеспечение отдыхом и лечением. Если бы не было принимающих гостиниц и санаториев, и даже вакантных комнат в частных домах, услуги доставки туристов и отдыхающих не понадобились бы.
Вместе с тем, необходимо признать, что за время контроля Украины над Крымом внимание развитию санаторно-курортному комплексу практически не уделялось. В результате конкурентоспособность санаторно-курортного и туристического комплексов (далее - СКТК) РК по сравнению с панъевропейскими зонами отдыха, туризма и реабилитации стала неуклонно снижаться. Неорганизованность и тениза-ция СКТК, которые приводила к неудовлетворительному качеству туристических, сопутствующих услуг и нерациональному использованию рекреационного потенциала республики, низкому уровню развития рекреационной инфраструктуры и транспортного обслуживания рекреантов, неудовлетворительное эколого-санитар-ное состояние курортов, нерациональное и неэффективное использование земель рекреационного назначения и природных лечебных ресурсов региона угрожают снижением статуса полуострова как современного, высокоэффективного, конкурентоспособного рекреационного комплекса общегосударственного и междуна-
18 Стратегия экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2011-2020 годы. Постановление Верховной Рады Автономной Республики Крым 22.12.2010 № 121-6/10
19 Там же, С. 24-25.
^ 66
Российский внешнеэкономический вестник
3 - 2017
родного значения. Конкурентные позиции Крыма по сравнению с ближайшими зарубежными курортными зонами дополнительно ухудшает нерациональное соотношение между качеством предоставляемых туристско-рекреационных услуг и агрессивной ценовой политикой (ориентированной исключительно на рост цен) со стороны представителей данных зон.
В рамках предлагаемого кластера, по нашему мнению, необходимо провести реформирование санаторно-курортного и туристического сектора экономики. При этом всестороннюю реализацию потенциала санаторно-курортного лечения и туризма провести за счет внедрения инновационных технологий в рекреационную деятельность, развития новых сегментов рынка рекреационных услуг, оптимизации структуры рекреационного комплекса, снижения его отрицательного воздействия на состояние окружающей среды и природных ресурсов региона.
Промышленный кластер. Предприятия кластера могут включать крупные организации в г. Симферополь, г. Красноперекопск, г. Армянск, г. Керчь, г. Феодосия - совокупно свыше 60% объема промышленной продукции АРК и около 80% экспорта товаров и услуг.
Промышленный кластер Республики Крым имеет в своей основе целый комплекс современных машиностроительных предприятий, заводов большой химии, предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и др. Вместе с тем, в его развитии уже сейчас нетрудно увидеть определенное отставание от предприятий-конкурентов в соседних государствах. Это привело к тому, что конкурентоспособность промышленного комплекса Республики Крым стала ограничена ориентацией на использование преимуществ экспортно-сырьевого направления (химическая), монопольного положения предприятий на локальных (местных) рынках (перерабатывающая, пищевая промышленность); преимуществ геополитического расположения Крыма и наличия Черноморского флота Российской Федерации как целевого потребителя продукции машиностроения (судостроения); гарантированного спроса теневого сектора рекреационных услуг и домашних хозяйств на строительные услуги и материалы и т. п. Ситуацию усложняют устаревшая материально-техническая база, высокий уровень изношенности основных производственных фондов и устаревшие технологии; высокие показатели энерго-и ресурсоемкости промышленного производства; доминирование производства сырья, полуфабрикатов и продукции промежуточного потребления; низкий уровень товарной диверсификации промышленного производства.
Важна добыча нефти и газа. В 2013 году добыча газа составила 1,65 млрд м3, а это составляет 82% от внутренних нужд полуострова. В будущем планируется увеличить добычу газа. Общий потенциал крымского и (украинского) шельфа Черного моря оценивается в 1,97 трлн м3 природного газа и 435 млн тонн нефти.20
20 Кондратьев С. В. Агибалов С. В. Крым: снова с Россией. -[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fief.ru/news/read.448.htm
3 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
67 ^
Неудовлетворительным остается уровень внедрения энергосберегающих технологий, технологических инноваций и мер по экологизации производства на промышленных предприятиях АРК. По нашему мнению, в промышленном кластере Республики Крым необходимо создание конкурентоспособной промышленности на основании использования передовых достижений науки и техники в производственной деятельности, снижения материало- и энергоемкости производства, обеспечения соблюдения экологических норм, максимально эффективного использования производственных мощностей, стабильное обеспечение АРК основными видами энергоресурсов.
Кластер АПК. Кластер агропрома включает сельскохозяйственные субрегионы (Красногвардейский, Джанкойский, Симферопольский районы - 62% произведенной сельхозпродукции РК). В настоящее время он ориентирован на обеспечение продукцией растениеводства и животноводства преимущественно локальных внутренних рынков, которые обслуживают СКТК. В краткосрочном периоде сезонные ценовые всплески на сельскохозяйственную продукцию обеспечивают ее производителям и сбытовой сети высокие уровни прибыли, что в средне- и долгосрочном периоде усиливает диспропорциональность сельскохозяйственного производства.
Несоответствие отраслевой структуры сельского хозяйства агроклиматическим предпосылкам его специализации препятствует эффективному использованию природного биопотенциала республики, который позволяет развивать конкурентоспособное сельскохозяйственное производство для обеспечения жителей полуострова и рекреантов экологически чистой продукцией. Ситуацию усложняют увеличение импорта сельскохозяйственной продукции и слабая экспортная ориентация сельскохозяйственного производства; низкий уровень переработки сельскохозяйственной продукции отечественного производства и ее несоответствие международным стандартам качества; отсутствие современной инфраструктуры аграрного рынка; неэффективное использование орошаемых земель; низкая инвестиционная привлекательность и неудовлетворительное состояние внедрения инноваций в сельскохозяйственном производстве; систематические нарушения земельного законодательства и злоупотребления в сфере земельных отношений.
По нашему мнению, формирование экспортного потенциала агросектора Республики Крым необходимо проводить на основе развития высококачественного сельскохозяйственного производства на базе современных экологически чистых технологий, способного обеспечить продовольственную безопасность населения и рекреантов и повысить экспортный потенциал традиционных отраслей региона, а также возродить социальную сферу села.
Отрасль экономики Крыма, которая не в отдаленном будущем, а уже сейчас создает конкурентоспособный продукт, - виноделие. В Крыму производятся вина, вполне способные конкурировать на мировом рынке. Лучшие образцы Производ-
^ 68
Российский внешнеэкономический вестник
3 - 2017
ственно-аграрного объединения «Массандра» несколько месяцев назад получили медаль на международной выставке в Гонконге, продукция частных хозяйств Севастополя - Павла Швеца, Олега Репинаи других, известна далеко за пределами Крыма. Понятно, что основным рынком для них останется Россия. И в стране в целом, и особенно применительно к Крыму, на виноделие важно распространить механизмы государственной гарантийной поддержки. Виноградная лоза растет долго, поэтому отрасли крайне необходимы длинные кредитные ресурсы, например, предоставляемые в рамках реализуемой Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства (далее - Корпорация МСП) программы «Шесть с половиной», которые обеспечены гарантией этой Корпорации.21
В рамках этой программы разумно было бы предоставить особые условия, например, заменив субсидиарную гарантию Корпорации МСП солидарной, значительно облегчив тем самым привлечение банковских кредитов тем крымским производителям, товары которых сумели пробиться на внешние рынки, несмотря на санкции. Введенные против Крыма санкции запрещают компаниям США, Евросоюза и примкнувших к ним стран осуществление инвестиций на территории полуострова. В этих условиях имело бы смысл присмотреться к такому элементу международного опыта привлечения инвестиций, как программа «вид на жительство либо гражданство в обмен на инвестиции». Речь может идти о возможности предоставления вида на жительство или даже российского гражданства при условии осуществления инвестиций в экономику Крымского федерального округа. Оснований может быть несколько: приобретение за определенную стоимость недвижимости в Крыму, покупка акций крымских компаний либо долгосрочных долговых обязательств Крыма или Севастополя, единовременная уплата определенной суммы в бюджет кого-либо из субъектов КФО. Представляется, что такая программа могла бы заинтересовать, например, тех украинских инвесторов, кто сегодня по политическим или иным причинам испытывает дискомфорт при инвестировании у себя в стране. Целесообразность привлечения в Крым украинских туристов и инвесторов подчеркивается здесь не случайно.
Транспортный кластер. Россия предоставила Крыму большую финансовую помощь. Начато строительство моста через Керченский пролив с целью решить транспортную проблему, тем самым улучшая связь с материком. Планируется строительство нового грузового порта в районе мыса Тарханкут, прокладка новой ветки газопровода с Таманского полуострова. Начали модернизацию шоссейных дорог и железнодорожных путей, планируется прокладка новых трасс. Все эти
21 Лозовая Ю.Н. Влияние финансового кризиса на изменение институциональной структуры банковского сектора [Электронный ресурс] // Terra Economicus. 2010. № 1-2. Т. 8. С. 6-12 / «Киберленинка» научная библиотека открытого доступа. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-finansovogo-krizisa-na-izmenenie-institutsionalnoy-struktury-bankovskogosektora (дата обращения: 20.04.1916).
3 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
69 Q
меры помогут увеличить экспортный поток крымских товаров. Предполагается не только модернизировать существующие предприятия, но и обеспечить их промышленными заказами. Планируется широко развивать туристический бизнес, привлекая инвестиции в развитие Крыма. Несмотря на санкции, в Крым приезжают иностранные делегации с целью увидеть своими глазами возможности для вложения капитала в новые проекты. Их не пугает даже существующая ныне обстановка с электроснабжением. Да и сейчас, используя обходные пути, принимая нестандартные решения, Крымский полуостров активно участвует во внешней торговле.22
Подводя итоги, отметим, что, начиная развитие в новых геополитических и экономических условиях, Республике Крым приходится решать много разных задач и проблем, осложненных внешними факторами. Это проявляется колебаниями во внешнеторговом товарообороте. Впереди длительный процесс отладки промышленного и внешнеторгового механизма, нужно обоснованно и вдумчиво решать возникающие проблемы.
Инструментами реализации планов по созданию кластеров экономического развития с экспортным потенциалом могли бы стать государственно-частные инвестиции. Для организации инновационного процесса весьма ценна организующая роль государственных структур. И в этом плане надо отметить положительную инициативу Совета министров Республики Крым и ФГБУ «Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере», которые недавно подписали соглашение о взаимодействии. Глава Крыма назвал знаковым для малого и среднего бизнеса подписание соглашения с фондом: «Сегодня для нас одно из таких знаковых событий, для крымских бизнесменов и молодежи. Фонд обладает большими возможностями для наших предпринимателей получить доступ к ресурсу государственной поддержки для стартапов и инновационных проектов. Для наших крымских бизнесменов открывается новое окно возможностей».23 Аксёнов также отметил, что задача властей - позиционировать фонд как инструмент, позволяющий помогать объектам малого и среднего бизнеса получить меры государственной поддержки. «Задача органов власти, чтобы все деньги, которые выделяются государством, доходили непосредственно до предпринимателей», -подчеркнул он. Директор этого фонда С.Г. Поляков отметил, что Крым для его организации является приоритетной территорией развития. «Если говорить о предпринимательстве, то Крым достоин, чтобы здесь наряду с обычным малым и средним бизнесом серьезно развивался и сектор инновационного предпринима-
22 Колбасова А.В., Кованова Е. С. Анализ внешней торговли Республики Крым за 1 полугодие 2015 года / Экономика и социум. 2015 №6 (19) // www.iupr.ru
23 Крым: власти подписали соглашение с Фондом содействия инновациям // http:// innovbusiness.ru/NewsAM/NewsAMShow.asp?ID=20472
^ 70
Российский внешнеэкономический вестник
3 - 2017
тельства. Мы готовы в этом помогать, тем более, что фонд в своей работе приоритет отдает регионам», - заявил С.Г. Поляков. Бюджет фонда позволит эффективно развивать инновационную сферу в Крыму. Фонд готов вкладывать в новые проекты ежегодно около 6 млрд руб.24
Вторым инструментом реализации этой политики, по нашему мнению, могло бы стать поощрение инноваций в промышленности и сфере услуг в Республике Крым В частности, для детализации данного предложения представляется разумным сосредоточить усилия на малометаллоемких формах производственной деятельности, в частности на развитии сегмента информационных технологий, связанных с медицинскими исследованиями в области санаторно-курортного и туристского сегмента экономики. Высказывались, например, идеи развития наукоемкого экспорта, создания русской Силиконовой долины. Но стать центром наукоемкого экспорта очень сложно любому региону мира, тем более - в условиях санкций, поэтому, возможно, есть смысл сосредоточиться на более простых задачах.
БИБЛИОГРАФИЯ:
Аксенов С. В. Крым: векторы развития [Текст] / С. В. Аксенов // Аналитический вестник «Современное состояние и перспективы социально-экономического развития Республики Крым». -2015. - № 10 (563). - С. 3-9 (Aksenov, S. V. Krym: vektory razvitija [Tekst] / S. V. Aksenov // Analiticheskij vestnik «Sovremennoe sostojanie i perspektivy sociaTno-jekonomicheskogo razvitija Respubliki Krym». -2015. - № 10 (563). - S. 3-9)
Аникеева, О.Б., Лукьянова, С. А. Щукина, В. П. Уманская, Е. А. Фалецкая Материальная и методологическая помощь субъектов Российской Федерации Республике Крым и городу федерального значения Севастополю в 2014 году [Текст] / О. Б. Аникеева, Н. И. Лукьянова, С. А. Щукина, В. П. Уманская, Е. А. Фалецкая // Аналитический вестник «Современное состояние и перспективы социально-экономического развития Республики Крым». -2015. - № 10 (563). - С. 30-45 (Anikeeva, O.B., Luk'janova, S. A. Shhukina, V. P. Umanskaja, E. A. Faleckaja Material'naja i metodologicheskaja pomoshh' sub#ektov Rossijskoj Federacii Respublike Krym i gorodu federal'nogo znachenija Sevastopolju v 2014 godu [Tekst] / O. B. Anikeeva, N. I. Luk'janova, S. A. Shhukina, V. P. Umanskaja, E. A. Faleckaja // Analiticheskij vestnik «Sovremennoe sostojanie i perspektivy social'no-jekonomicheskogo razvitija Respubliki Krym». -2015. - № 10 (563). - S. 30-45)
Во внешнеэкономической деятельности Республики Крым наблюдается позитивная тенденция роста - Сергей Аксёнов // http://glava.rk.gov.ru/rus/index.htm/news/311438.htm (Vo vneshnejekonomicheskoj dejatel'nosti Respubliki Krym nabljudaetsja pozitivnaja tendencija rosta - Sergej Aksjonov)
Колбасова А.В., Кованова Е. С. Анализ внешней торговли Республики Крым за 1 полугодие 2015 года / Экономика и социум. 2015 №6 (19) // www.iupr.ru (Kolbasova A.V, Kovanova E. S. Analiz vneshnej torgovli Respubliki Krym za 1 polugodie 2015 goda / Jekonomika i socium. 2015 №6 (19))
24 Крым: власти подписали соглашение с Фондом содействия инновациям // http:// innovbusiness.ru/NewsAM/NewsAMShow.asp?ID=20472
3 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
71 Q
Кондратьев С. В. Агибалов С. В. Крым: снова с Россией. -[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fief.ru/news/read.448.htm (Kondrat'ev S. V Agibalov S. V Krym: snova s Rossiej. -[Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa)
Крым: власти подписали соглашение с Фондом содействия инновациям // http:// innovbusiness.ru/NewsAM/NewsAMShow.asp?ID=20472 (Krym: vlasti podpisali soglashenie s Fondom sodejstvija innovacijam)
Ларин С.Н., Богомолова Н.В. Основные тенденции инвестиционной деятельности в регионе: зарубежный опыт и российская действительность . Менеджмент в России и за рубежом. 2004.№5 // http://www.mevriz.ru/articles/2004/5/2034.html (Larin S.N., Bogomolova N.V. Osnovnye tendencii investicionnoj dejatel'nosti v regione: zarubezhnyj opyt i rossijskaja dejstvitel'nost' . Menedzhment v Rossii i za rubezhom. 2004.№5)
Лозовая Ю. Н. Влияние финансового кризиса на изменение институциональной структуры банковского сектора [Электронный ресурс] // Terra Economicus. 2010. № 1-2. Т. 8. С. 6-12 / «Киберленинка» научная библиотека открытого доступа. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-finansovogo-krizisa-na-izmenenie-institutsionalnoy-struktury-bankovskogosektora (дата обращения: 20.04.1916) (Lozovaja Ju. N. Vlijanie finansovogo krizisa na izmenenie institucional'noj struktury bankovskogo sektora [Jelektronnyj resurs] // Terra Economicus. 2010. № 1-2. T. 8. S. 6-12 / «Kiberleninka» nauchnaja biblioteka otkrytogo dostupa)
Нахлупин В.Г. Экономическое развитие Республики Крым: проблемы и перспективы [Текст] / В. Г. Нахлупин // Аналитический вестник «Современное состояние и перспективы социально-экономического развития Республики Крым». - 2015. - № 10 (563). - С. 1418 (Nahlupin V.G. Jekonomicheskoe razvitie Respubliki Krym: problemy i perspektivy [Tekst] / V. G. Nahlupin // Analiticheskij vestnik «Sovremennoe sostojanie i perspektivy social'no-jekonomicheskogo razvitija Respubliki Krym». - 2015. - № 10 (563). - S. 14-18)
Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года № 790 с изменениями от 27.12.2014 № 1589 // Справочно-поисковая система КонсультантПлюс. - Режим доступа : http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=184979 (Ob utverzhdenii federal'noj celevoj programmy «Social'no-jekonomicheskoe razvitie respubliki Krym i g. Sevastopolja do 2020 goda» [Jelektronnyj resurs] : Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 11 avgusta 2014 goda № 790 s izmenenijami ot 27.12.2014 № 1589 // Spravochno-poiskovaja sistema Konsul'tantPljus. - Rezhim dostupa)
Об интеграции Республики Крым в экономическую, финансовую, социальную и правовую систему Российской Федерации [Электронный ресурс] : Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 апреля 2015 года № 138-СФ // Справочно-поисковая система КонсультантПлюс. - Режим доступа : http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=EXP;n=619011 (Ob integracii Respubliki Krym v jekonomicheskuju, finansovuju, social'nuju i pravovuju sistemu Rossijskoj Federacii [Jelektronnyj resurs] : Postanovlenie Soveta Federacii Federal'nogo Sobranija Rossijskoj Federacii ot 15 aprelja 2015 goda № 138-SF // Spravochno-poiskovaja sistema Konsul'tantPljus. - Rezhim dostupa)
^ 72
Российский внешнеэкономический вестник
3 - 2017
Стратегия экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2011-2020 годы. Постановление Верховной Рады Автономной Республики Крым 22.12.2010 № 121-6/10 (Strategija jekonomicheskogo i social'nogo razvitija Avtonomnoj Respubliki Krym na 2011-2020 gody. Postanovlenie Verhovnoj Rady Avtonomnoj Respubliki Krym 22.12.2010 № 121-6/10)
«Стратегия социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года». Приложение к Закону Республики Крым «О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года» («Ctrategija social'no-jekonomicheskogo razvitija Respubliki Krym do 2030 goda». Prilozhenie k Zakonu Respubliki Krym «O strategii social'no-jekonomicheskogo razvitija Respubliki Krym do 2030 goda»)
Особо охраняемые природные территории России // https://ru.wikipedia.org/wiki/ (Osobo ohranjaemye prirodnye territorii Rossii)
Рязанцева М. В., Якушова Е.С. Анализ перспектив развития Республики Крым посредством особых экономических зон [Электронный ресурс] / М. В. Рязанцева, Е. С. Якушова // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 5. - Режим доступа : http://web.snauka.ru/issues/2014/05/34245 (Rjazanceva M. V., Jakushova E.S. Analiz perspektiv razvitija Respubliki Krym posredstvom osobyh jekonomicheskih zon [Jelektronnyj resurs] / M. V. Rjazanceva, E. S. Jakushova // Sovremennye nauchnye issledovanija i innovacii. - 2014. - № 5. - Rezhim dostupa)
Федеральный закон от 21 ноября 2014 года № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях республики Крым и города федерального значения Севастополя» [Электронный ресурс] // Справочно-поисковая система Консультант-Плюс. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_171495 (Federal'nyj zakon ot 21 nojabrja 2014 goda № 377-FZ «O razvitii Krymskogo federal'nogo okruga i svobodnoj jekonomicheskoj zone na territorijah respubliki Krym i goroda federal'nogo znachenija Sevastopolja» [Jelektronnyj resurs] // Spravochno-poiskovaja sistema Konsul'tant-Pljus. - Rezhim dostupa)
Экспортный Потенциал Республики Крым // http://old.invest-in-crimea.ru/show_content. php?alias=expotr&mid=3&m2=219 (Jeksportnyj Potencial Respubliki Krym)
6 туристско-рекреационных кластеров будут финансироваться за счет средств федерального бюджета // http://mtur.rk.gov.ru/rus/index.htm/news/285137.htm (6 turistsko-rekreacionnyh klasterov budut finansirovat'sja za schet sredstv federal'nogo bjudzheta)
3 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
73 Q