экономические науки
Скорниченко Наталья Николаевна РОЛЬ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ...
УДК 338.482
РОЛЬ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КЛАСТЕРА В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ)
© 2018
Скорниченко Наталья Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и управление» Поволжский государственный университет сервиса (445017, Самарская область, Тольятти, ул. Гагарина, 4, e-mail: [email protected])
Аннотация. Туристский бизнес оказывает значительное влияние на экономику страны. За последние несколько десятков лет туризм превратился в один из мощнейших факторов подвижности людей и общества в целом. Устойчивые темпы развития международного туризма сохраняются, несмотря на происходящие мировые катаклизмы, что свидетельствует о большом потенциале туристской сферы как производителя экономических благ, способного создавать рабочие места, быть источником доходов бюджетов разных уровней. Туризм создает благоприятную среду для развития малого и среднего бизнеса; активизирует оборот на местных рынках и служит дополнительным источником бюджета региона; формирует имиджевые преимущества для региона и облегчает продвижение продукции региональных экономических агентов на внешние рынки. Поэтому недооценивать его значение нельзя, туризм становится критерием роста экономических показателей динамично развивающихся стран. Туристские кластеры России сегодня создаются с целью образования конкурентоспособных туристических услуг, при этом используются современные технологии ведения бизнеса. Кластеризация туристского сектора региональной экономики направлена на более полное использование накопленного потенциала и его дальнейшее развитие, повышение конкурентоспособности субъектов туристской деятельности, достижение ими мирового уровня развития. Кластерный подход способствует обеспечению устойчивого развития региональных социально-экономических систем, повышению продуктивности, эффективности и конкурентоспособности субъектов региональной экономики.
Ключевые слова: кластер, кластерный подход, туристско-рекреационный кластер, структура туристско-рекреа-ционного кластера, проблемы туристско-рекреационного кластера, экономика региона, Самарская область.
THE ROLE OF THE TOURIST-RECREATIONAL CLUSTER IN THE ECONOMY OF THE REGION
(ON THE EXAMPLE OF THE SAMARA REGION)
© 2018
Skornichenko Natalia Nikolaevna, candidate of economic sciences, associate professor Povolzhsky State University of Service (445017, Russia, Togliatti, Gagarin Street, 4, e-mail: [email protected])
Abstract. Tourist business has a significant impact on the economy of the country. Over the past few decades, tourism has become one of the most powerful factors in the mobility of people and society as a whole. The steady rates of development of international tourism remain, despite the ongoing world cataclysms, which testifies to the great potential of the tourist sphere as a producer of economic goods capable of creating jobs and being the source of income for budgets of different levels. Tourism creates a favorable environment for the development of small and medium-sized businesses; activates the turnover in local markets and serves as an additional source of the region's budget; forms image advantages for the region and facilitates the promotion of regional economic agents' products to foreign markets. Therefore, its value can not be underestimated, tourism becomes the criterion for the growth of economic indicators of dynamically developing countries. Tourist clusters of Russia today are created with the purpose of formation of competitive tourist services, at the same time modern technologies of doing business are used. Clustering of the tourism sector of the regional economy is aimed at a more full utilization of the accumulated potential and its further development, increasing the competitiveness of the subjects of tourist activity, and achieving them world-class development. The cluster approach helps to ensure the sustainable development of regional socio-economic systems, increase the productivity, efficiency and competitiveness of the subjects of the regional economy.
Keywords: cluster, cluster approach, tourist-recreational cluster, structure of tourist-recreational cluster, problems of tourist-recreational cluster, regional economy, Samara Region.
На настоящий момент времени туризм является одним из главных направлений, влияющих на рост экономики, в том числе на развитие таких видов экономической деятельности, как услуги туристских компаний, коллективных средств размещения, транспорта, связи, торговли, производства сувенирной и иной продукции, питания, сельского хозяйства, строительства и других отраслей.
Туристская деятельность в настоящее время является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики отдельных регионов и целых стран. За последние годы туризм стал мощной мировой индустрией. Постоянно возникают новые виды туризма, что способствует расширению рынка туристских услуг, пополнению государственных бюджетов разных уровней, созданию новых рабочих мест, повышению уровня удовлетворения потребностей людей.
Обзор литературы позволил обобщить основные проблемы, мешающие развитию туристского сектора в российской экономики:
1. Низкий уровень бюджетных расходов на поддержку отрасли.
2. Дефицит качественной гостиничной и развлекательной инфраструктуры.
3. Слабая развитость сбытовой сети - недостаточное
количество туроператоров.
4. Низкий уровень обслуживания туристов.
5. Отсутствие позитивного имиджа страны, рекламы России на зарубежных рынках.
6. Недостаточная развитость сувенирной индустрии.
7. Строгий визовый режим [1].
Несмотря на положительные тенденции развития туризма в России и наличие большого туристского потенциала, в российском туристском секторе экономики сохраняются значительные, трудноразрешимые проблемы. Большая часть из них носит комплексный характер.
Одним из наиболее эффективных инструментов повышения конкурентоспособной отечественной туристской отрасли является кластерный подход.
В России кластерный подход декларируется как основной при развитии туризма. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года туристско-рекреа-ционные кластеры определяются как центры экономического роста, формируемые на территориях с уникальными природными ресурсами и природными ландшафтами, а также богатым историко-культурным наследием [2].
Кластер - группа географически сконцентрированных компаний в определенном регионе из смежных от-
Skornichenko Natalia Nikolaevna economic
THE ROLE OF THE TOURIST ... sceinces
раслей, производящих продукцию и характеризующихся наличием информационного обмена между фирмами-членами кластера и их сотрудниками, за счёт которого повышается конкурентоспособность кластера в мировом хозяйстве [3].
Суть кластерного подхода к управлению региональным развитием состоит в том, что управление регионом формируется в виде системы целенаправленного воздействия субъекта управления (органов исполнительной власти) на экономические кластеры данного региона.
Основными элементами кластерного подхода являются:
1. Оценка возможностей регионального развития на основе анализа конкурентоспособности экономических кластеров данного региона.
2. Применение преимущественно индикативных методов воздействия на кластеры, прежде всего, через развитие инфраструктуры кластера и формирование организационных и правовых условий его деятельности, то есть внутренней и внешней среды их существования.
3. Стимулирование и поддержка коммуникаций между предприятиями и элементами инфраструктуры кластера.
4. Адаптация социальной и инженерной инфраструктуры региона к интересам развития региональных кластеров.
Преимущества кластера, в сравнении с некластеризо-ванными отраслями и сферами экономической деятельности, заключаются в наличии целого комплекса эффектов, распространяющихся по разным направлениям:
1) рост производительности (продуктивности);
2) рост эффективности за счет снижения издержек и роста доходов;
3) рост конкурентоспособности, особенно стратегической, обеспечивающей устойчивое развитие в длительной перспективе [4].
Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» (2011-2018 годы) предусматривает формирование на территории России широкой сети туристско-рекреаци-онных кластеров [5].
Кластерный подход является одним из наиболее перспективных в сфере туризма и рекреации по следующим причинам:
- участники кластера способны более адекватно и быстро реагировать на потребности покупателей за счет своей концентрации в одном регионе;
- предприятиям кластера облегчен доступ к новым технологиям;
- в инновационный процесс вовлечены все звенья технологической цепочки оказания туристской услуги (поставщики, производители и потребители);
- снижаются издержки на проведение научно-исследовательских работ за счет межфирменной кооперации усилий;
- процесс внедрения инноваций ускоряется конкурентной борьбой предприятий внутри самого кластера [6].
Туристскорекреационный кластер - сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: туроператоров, турагентов, сферы размещения, поставщиков туристических услуг, транспортных компаний, инфраструктуры; научноисследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.
Целью создания туристско-рекреационного кластера является увеличение конкурентоспособности территории туристического рынка с помощью повышения си-нергетического эффекта, в т. ч.:
- повышения эффективности деятельности предприятий и организаций, которые являются непосредственными участниками кластера,
- поощрения инноваций, 292
- стимулирования усовершенствования новых направлений бизнеса [7].
Формирование туристического (или туристско-ре-креационного) кластера фактически определяет позицию территории и оказывает влияние на создание образа региона.
На рисунке 1 представлена примерная структура ту-ристско-рекреационного кластера.
Контрольно-регулирующая подсистема кластера
(Роспотребнэдзор, Ростуризм и тд.)
Инфраструктура кластера
(турагенты. транспортные компании, предприятия питания, места досуга и отдыха, торговые точки и т.д.)
Ядро туристско-рекреационного кластера
(компании, осуществляющие производство туристского продукта)
Рисунок 1 - Примерная структура туристско-рекреа-ционного кластера
К особенностям туристско-рекреационных кластеров следует отнести:
1. Высокую концентрацию предприятий на ограниченной территории, при этом экономические агенты данного рынка, как правило, относятся к малому и среднему бизнесу.
2. Многоотраслевой, многофункциональный и многосубъектный характер внутренних связей и коммуникаций в кластере. Оказание туристских услуг предполагает взаимодействие предприятий, относящихся к различным отраслям и формам собственности.
3. Высокая степень влияния государства на развитие кластера. Государство обеспечивает среду (безопасность, благоустройство и др.) деятельности кластера, регулирует значительную часть услуг (санитарные, экологические и иные требования), значительная часть туристических объектов находится в государственной собственности, либо режим использования этих объектов определяется государством.
4. Высочайший уровень конкуренции в кластере, который обусловлен высокой концентрацией туристских ресурсов и предусматривает широкое использование кластерных коммуникаций и инфраструктуры [1].
Выделенные особенности региональных туристских кластеров являются источниками следующих специфических эффектов:
1) для участников кластера (производителей услуг): повышение эффективности использования ресурсов; снижение издержек; доступ к новым ресурсам; повышение производительности, доходности, эффективности деятельности; рост качества предоставляемых услуг и в целом конкурентоспособности;
2) для сторонних субъектов, которые действуют в туристской отрасли (производители услуг): возможность использования объектов внутрикластерной инфраструктуры, новые идеи, формы введения бизнеса, методы сотрудничества и конкурентной борьбы и др.;
3) для связанных (смежных) отраслей: устойчивый спрос на предоставляемые ресурсы, продукты, услуги;
4) для потребителей услуг: более высокое качество и
_разнообразие услуг;_
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 2(23)
экономические науки
Скорниченко Наталья Николаевна
РОЛЬ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ...
5) для региональных органов власти: повышение налоговых и других поступлений в бюджет, оживление экономической ситуации, повышение предпринимательской активности, развитие региональной инфраструктуры и др. [8].
Формирование в Самарской области конкурентоспособного туристско-рекреационного кластера является одним из основных приоритетных направлений региональной экономики, что обеспечивает создание на территории области конкурентоспособной инфраструктуры туризма и гостеприимства для проведения мероприятий международного уровня, увеличение въездного туристского потока и улучшение социально-экономического развития региона [9].
В настоящее время туристско-рекреационный кластер Самарской области представляет собой систему со средним уровнем экономического развития. Туристская инфраструктура региона представлена достаточно широко: более 100 гостиниц, свыше 50 санаториев, 122 базы отдыха, 74 детских оздоровительных лагеря. В регионе имеются памятники природы (580 объектов), истории (3636 объектов), религиозные объекты, а также значительные культурно-рекреационные возможности, что является хорошей предпосылкой для создания востребованных туристских программ [10].
Туристский рынок Самарской области по обороту занимает четвертое место после Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга.
Рассматривая основные показатели и тенденции развития туристско-рекреационного кластера Самарской области можно отметить, что за период 2015-2017 года в туристской отрасли региона наблюдается положительная динамика в увеличении количества субъектов предпринимательской деятельности. По данным статистики количество туристических компаний, осуществляющих турагентскую, туроператорскую и экскурсионную деятельность на территории Самарской области составило в 2015 году - 241 единицу, в 2016 году - 357 единиц, в 2017 году - 360 единиц. В настоящее время 56 компаний на территории Самарской области осуществляют туроператорскую деятельность. Число коллективных средств размещения Самарской области в 2015 году - 399 единиц с номерным фондом - 13317 единиц на 33906 мест, в 2016 - 324 с номерным фондом - 13960 единиц на 33246 мест, в 2017 - 353 объекта размещения имеющих действующие свидетельства о классификации с общим номерным фондом 13341 единиц на 31524 места [11].
Таблица 1 - Объем платных услуг в сфере туризма и гостиничного сервиса, оказанных населению, млн. рублей
Виды услуг 2015 год 2016 год 2017 год
Услуги санаторно-курортных организаций, млн.рублей 1522,6 1426,3 1495,7
Услуги туристических агентств, туроператорови прочие услуги по бронированию и сопутствующие им услуги, млн. рублей 1541,5 1743,4 1335,8
Услуги гостиниц и аналогичных средствразыещения, млн. рублей 1247,4 1434,8 1910,8
Всего 4311,5 4604,5 4742,3
Приоритетами региональной политики в сфере туризма являются:
- развитие туристско-рекреационного кластера;
- обеспечение и поддержание конкурентных преимуществ Самарской области;
- создание благоприятных условий для развития перспективных направлений туризма;
- содействие в реализации инвестиционных проектов, направленных на создание объектов гостиничной и туристской инфраструктуры [12].
Целью политики правительства Самарской области в сфере туризма является развитие туристско-рекреацион-ного кластера региона, повышение ассортимента и конкурентоспособности туристского продукта Самарской области.
К задачам государственной программы Самарской области «Развитие туристско-рекреационного кластера в Самарской области» на 2015-2025 годы относится:
- совершенствование системы мониторинга и управления туристской отраслью, развитие региональной нормативно-правовой базы в сфере туризма;
- создание благоприятных условий для формирования туристско-рекреационного кластера в Самарской области;
- создание условий для развития перспективных направлений туризма в рамках формирования туристско-рекреационного кластера в Самарской области;
- проведение мероприятий по развитию туризма в ходе подготовки к чемпионату мира по футболу в 2018 году;
- создание условий для реализации государственных услуг (работ) в сфере туризма [13].
В последнее время в регионе наблюдается положительная динамика в увеличении более чем на 20 % объема платных туристских услуг, в том числе услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, санаторно-курортных организаций, а также туристических агентств, туроператоров и прочих услуг по бронированию и сопутствующих им услуг [14; 15].
Анализ туристско-рекреационного потенциала Самарской области показал, что к наиболее перспективным направлениям туризма в регионе можно отнести событийный, сельский, культурно-исторический, этнический, экологический, религиозный, круизный и спортивный туризм.
Особого внимания заслуживает событийный туризм. Самарская область стала площадкой для самых разнообразных фестивалей, получивших известность за пределами Российской Федерации, и неоднократно подтверждала свое лидерство в этом направлении, получив награды во многих профессиональных премиях. Лауреатами конкурсов становились фестивали «Классика над Волгой», «Сызранский помидор», «Барабаны мира», «Фестиваль скорости Автограда», проекты национального парка «Самарская Лука», фестиваль электронной музыки и нетривиального спорта «ГЭС ФЭСТ», проект «Volga-quest» («кругосветка» на собачьих упряжках) [16, 17].
В 2017 году на территории Самарской области было запланировано 160 событийных мероприятий, некоторые из них прошли впервые. Например, гастрономический фестиваль «Рыба-раки», организованный в Сызрани, а также фестиваль «Утевский подсолнух», который состоялся в Нефтегорском районе. На нем посетителей знакомили с национальной кухней, традициями и обрядами. Хорошо известные самарцам фестивали также набирают обороты. Например, «Жигулевская вишня», который ежегодно проходит в селе Ширяево, еще совсем недавно собирал около 400 человек. Теперь же на него приезжают до 12 тысяч туристов [18].
Несмотря на позитивную динамику развития туристской отрасли, до сих пор актуальны проблемы, влияющие на развитие туризма в регионе:
- недостаточное продвижение туристского потенциала Самарской области на мировом и региональных туристских рынках;
- недостаточное разнообразие конкретного туристского продукта;
- недостаточная конкурентоспособность регионального туристского продукта;
- преобладание культурно-познавательного туризма, в то время как общемировые тенденции демонстрируют популярность специализированных видов туризма, где ознакомление с достопримечательностями является частью разнообразной программы пребывания туристов;
- недостаточное использование фестивального, ярмарочного, выставочного потенциала в туристских целях (событийный туризм);
- недостаточная информированность населения о туристском потенциале региона, отсутствие информационных блоков о достопримечательностях Самарской области;
Skornichenko Natalia Nikolaevna THE ROLE OF THE TOURIST ..
economic sceinces
- недостаточное развитие государственно-частного партнерства в сфере туристской деятельности [19].
Проведенное исследование дает возможность сделать следующие выводы. Самарская область обладает существенным туристским потенциалом, культурно-историческим наследием, а также развернутой туристской инфраструктурой. Регион обладает уникальными географическими, климатическими особенностями, большим числом природных, исторических, рекреационных, досуговых объектов. Туристская инфраструктура представлена в регионе достаточным числом субъектов туристской деятельности, а также предприятий, организаций в смежных отраслях. Все это дает основание предположить возможность успешного формирования и развития в регионе туристского кластера [20].
Обзор российской практики формирования кластеров в туристском секторе экономики позволяет сделать вывод о том, что для динамичного развития туристских кластеров в регионах России требуется поддержка федеральных и региональных властей, так как благоприятная среда для стихийного формирования данного вида кластеров в российской экономике пока не сложилась.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Лебединская Ю.С., Боуш Г.Д. Региональные туристские кластеры: управление формированием и развитием: монография. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2015. - 180 с.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утв. Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_90601.
3. Пилипенко И.В. Проведение кластерной политики в России: Приложение 6 к ежегодному экономическому докладу 2008 г. Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» «Стратегия 2020»: от экономики «директив» к экономике «стимулов» // Российский союз ректоров: Официальный сайт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rsronline.ru/doc/ norm/222.pdf.
4. Старокожева Г.И., Полянских Е.А. Кластеризация как условие модернизации индустрии туризма // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3, Экон. Экол. 2013. № 1 (22). - С. 108-113.
5. Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 г. № 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_159508/?frame=8.
6. Лебединская Ю.С. Принципиальная структура экономического кластера для развития региона // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - № 5 (Ч. 2). - С. 139-142.
7. Бекхожаева А. К., Жаркеткенева Д. Развитие туристического кластера в региональной экономике // Молодой ученый. - 2016. - № 5.5. - С. 42-44. - URL https://moluch.ru/archive/109/26858/.
8. Печерица Е.В. Кластерный подход к управлению конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов в индустрии гостеприимства // Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - № 22. - С. 46-53.
9. Ерохина Л.И., Назаров А.С. Процесс формирования региональных программ развития предприятий сервиса // Регионология. 2011. - № 1 (74). - С. 84-89.
10. Курносова Е.А. Методика исследования регионального рынка туристских услуг // Вестник молодых ученых и специалистов Самарского государственного университета. 2015. № 1 (6). С. 103-107.
11. Курносова Е.А., Баранов А.В. Анализ развития сферы услуг на примере туризма Самарской области // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2016. Т. 7. № 2. С. 43-52. 294
12. Ерохина Л.И. Социально-экономические аспекты развития региональной экономики: монография/ [Ерохина Л.И. и др.]; под общ. ред. Ерохиной Л.И. -Москва, 2013 - 316 с.
13. Постановление Правительства Самарской области от 22 апреля 2015 года №206 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Развитие туристско-рекреационного кластера в Самарской области» на 2015-2025 годы» (с изменениями на: 21.12.2017) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd. ru/document/464018369/.
14. Статистические данные Ростуризма // Официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры РФ. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// www.russiatourism.ru/.
15. Фадина Н.В., Байкова О. А. Проблемы и перспективы развития туристско-рекреационного потенциала Самарской области // Молодой ученый. - 2014. - № 10. - С. 269-271. — Режим доступа: https://moluch.ru/ archive/69/11765/.
16. Департамент туризма Самарской области// Календарь событий Самарской области. Режим доступа: http://dt.samregion.ru/infrastructure/catalog/.
17. Мифтахова, Л.Т. Туристско-рекреационные ресурсы Самарской области как ядро формируемого ту-ристско-рекреационного кластера // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2013. - № 11 (109). - С. 43-49.
18. Региональная сфера услуг: экономика, организация и управление: монография/Л. И. Ерохина, Е. В. Башмачникова, А.О. Блинов и др.; под ред. проф. Л. И. Ерохиной. - М.: Изд-во «Форум», 2010. 444 с.
19. Кузнецова, О.В. Экономическое развитие регионов. Теоретические и практические аспекты государственного регулирования [Текст] / О. В. Кузнецова. -Изд. стер. - М. : ЛИБРОКОМ, 2013. - 304 с.
20. Дутова Т.И. Туристско-рекреационный кластер и принципы его развития: роль современного туристско-рекреационного кластера в сфере услуг // Рос. предпринимательство. - 2010. - № 8 (Вып. 2). С. 147-152.
Статья поступила в редакцию 03.05.2018
Статья принята к публикации 25.06.2018
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 2(23)