Научная статья на тему 'Современные тенденции и проблемы обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур российского туристского бизнеса'

Современные тенденции и проблемы обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур российского туристского бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
262
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ТУРИСТСКИЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарасова Ольга Юрьевна

В статье обоснована необходимость повышения конкурентоспособности предпринимательских структур туристского бизнеса; на основе анализа современных тенденций его развития в экономике России выделены основные сдерживающие факторы и проблемы; содержатся предложения по усилению государственной поддержки туристского бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции и проблемы обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур российского туристского бизнеса»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 6 (187).

Экономика. Вып. 26. С. 147-151.

О. Ю. Тарасова

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР РОССИЙСКОГО ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА

В статье обоснована необходимость повышения конкурентоспособности предпринимательских структур туристского бизнеса; на основе анализа современных тенденций его развития в экономике России выделены основные сдерживающие факторы и проблемы; содержатся предложения по усилению государственной поддержки туристского бизнеса.

Ключевые слова: предпринимательство, конкурентоспособность, туристский бизнес, государственное регулирование.

Обеспечение конкурентоспособности российских предпринимательских структур в рамках общей идеи развития конкурентоспособности страны становится объектом пристального внимания ученых, предпринимателей, политических деятелей. В подготовленном Комитетом Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности РФ и национальным институтом развития Отделения общественных наук РАН проекте федерального закона «О национальной политике развития конкурентоспособной экономики Российской Федерации» отмечается, что в настоящее время именно от конкурентоспособности предпринимательских структур зависят уровень занятости, степень раскрытия интеллектуальных способностей разных слоев и территориальных групп населения, а также их уровень и качество жизни [1].

Необходимость выхода за рамки инерционного сценария вхождения России в глобализирующийся мир как энергосырьевого хозяйственного комплекса требует развития альтернативных направлений предпринимательства, катализирующих диверсификацию национального хозяйства как совокупности экономик регионов, среди которых сектор туризма, по сравнению со многими другими сферами деятельности, обладает специфическим преимуществом. Оно выражено характеристиками экономической деятельности как экспортно-ориентированной, не приводящей к истощению исчерпаемых природных ресурсов и проявляющей большую устойчивость в условиях экономического спада на мировых рынках.

Кроме того, туризм и рекреация являются одним из основных локомотивов социальноэкономического развития в постиндустриальном обществе. Обеспечение должного уровня развития этой сферы позволяет решать широкий

спектр важнейших социально-экономических задач восстановления здоровья населения и расширенного воспроизводства трудовых ресурсов, роста благосостояния и улучшения качества жизни, сохранения и приумножения культурного наследия. При этом, в условиях спада экономической и деловой активности, важнейшим направлением государственной социальноэкономической политики представляется поддержка предпринимательства в отраслях, стимулирующих рост смежных секторов экономики, поскольку производство промежуточной продукции, которая может быть использована в иных сферах, является более фундаментальным видом экономической деятельности, чем просто производство потребительских товаров, удовлетворяющих нужды домашних хозяйств.

Туристско-рекреационные ресурсы Российской Федерации используются сегодня крайне ограничено и нерационально. Их потенциал реализуется не в полной мере в силу применения устаревших управленческих технологий, отсутствия должного уровня государственного регулирования на местах. Качественное обновление отечественной экономики, выполнение задач по преодолению кризисных последствий, поставленных президентом и правительством России, может произойти только при создании благоприятной предпринимательской среды, обеспечивающей эффективное функционирование бизнес-структур в различных секторах региональной экономики, в том числе, туристском.

Разработанные Федеральным агентством по туризму «Концепция развития туризма в России» и «Стратегия развития туризма в РФ на период до 2015 года», несмотря на их высокую теоретическую и практическую значимость, оставляют за рамками внимания снижение экономической и деловой активности как фактора,

определяющего необходимость усиления государственной поддержки предпринимательских структур в туризме. Более того, последствия влияния современных условий экономической нестабильности при отсутствии адекватных мер их нивелирования на местах со временем приводят к формированию ареалов социальноэкономического неблагополучия, возникновению региональных кризисов, дестабилизации политической обстановки, что выводит рассматриваемые аспекты на уровень крупной народнохозяйственной проблемы.

Но, как отмечает президент РФ Д. А. Медведев, кризис — не только проблемы, но и большие возможности, используя которые, можно вывести национальную экономику на новый качественный уровень, выделяя при этом среди основных направлений модернизации формирование конкурентоспособных компаний; правильное использование снижения издержек для усовершенствования производства, технологий и управления; увеличение темпов развития в отраслях, где «мы действовали слишком медленно» [2].

Следовательно, вектор преодоления явлений экономического спада должен быть направлен не только на создание и внедрение инновационных отечественных и зарубежных технологий по расширению производства конкурентоспособной продукции и модернизации методов управления, но и на раскрытие социально-экономического, природного и историко-культурного потенциалов территорий при максимальном вовлечении в указанные процессы бизнес-структур на основе создания благоприятной предпринимательской среды.

В данном контексте представляется уместным охарактеризовать те тенденции и проблемы развития туристского бизнеса в экономике России, которые формируют его предпринимательскую среду. При этом специфика условий ведения туристского бизнеса проявляется в том, что степень благоприятности предпринимательской среды определяется не только совокупным воздействием объективных и субъективных факторов, но и особенностями его экономического содержания и потребительской направленностью.

Регионы Российской Федерации обладают огромным природным и историко-культурным потенциалом для развития туризма и рекреации. Однако в опубликованном в начале 2009 г. рейтинге конкурентоспособности сектора туризма и путешествий Всемирного экономического фо-

рума Россия заняла всего лишь 59-е место из 133 стран мира (в 2008 г. — 64-е место) [3].

И тем не менее, по данным Росстата, в 2008 г. в Россию с туристическими целями въехали только 2,3 млн иностранных граждан. По тем же данным, туристические поездки в другие страны совершили 11,3 млн россиян (на 21 % больше, чем в 2007 г.). Дефицит платежного баланса по статье «поездки» составил порядка 10 млрд долл. США [4]. Таким образом, денежные средства вывозятся российскими туристами из страны, в то время как могли бы стать существенным вкладом в развитие национального хозяйства в условиях экономической нестабильности.

Вместе с тем из мировой практики известно, что период экономического спада может быть использован как своеобразный инструмент формирования конкурентных преимуществ развития туристского бизнеса в национальном хозяйстве. Например, зарубежный опыт показывает, что снижение курса национальных валют в условиях финансовой нестабильности стимулирует рост потребления продуктов и услуг туристского бизнеса, оказываемых по направлениям внутреннего и въездного туризма.

Анализ существующих научных и прикладных разработок, направленных на создание конкурентного преимущества предпринимательских структур на рынках различного масштаба, позволяют выделить следующие основные этапы: сегментация (исследование тенденций и проблем на рынке обращения); специализация (отбор и решение проблемы как платформы конкурентного преимущества); дифференциация (информирование потребителей о наличии положительных отличий); концентрация (интеграция ресурсов в выбранном направлении) [5; 6].

Одной из современных тенденций на российском рынке туристского бизнеса является то, что под воздействием мирового финансового кризиса на российского потребителя наблюдается устойчивое сокращение численности потребителей выездного туризма в наиболее востребованных направлениях.

Однако при этом предпринимательские структуры российского туристского бизнеса оказались не готовы к конкурентной борьбе за высвободившийся сегмент потребителя. Проблема оказалась не в нехватке производственных мощностей, поскольку, хоть и в меньшем размере, снизился и въезд иностранных граждан на территорию РФ.

По результатам мониторинга, проведенного Ростуризмом совместно с туристскими администрациями субъектов РФ, часть национального потребителя переориентировалась на внутренний туризм. Показатель внутреннего туризма существенно превышают показатели выезда российских граждан за рубеж и показатели въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию. В 2008 г. он составил более 30 млн человек.

Во внутреннем туризме в начале туристского сезона 2009 г. отмечено снижение прибытий в среднем по регионам на 10 %. К текущему моменту ситуация стабилизируется, и, по экспертным оценкам, по итогам 2010 г. общий показатель по России может составить 32 млн человек [3].

Наибольшее число туристских прибытий традиционно принадлежит Южному федеральному округу. Так, по Краснодарскому краю численность внутреннего турпотока в Сочи в конце первого полугодия 2009 г. превысила аналогичный показатель по 2008 г. на 4 % и составила 780 000 чел.; по Геленджику положительная динамика составила 3 %; наиболее высокую динамику прибытий продемонстрировала Анапа (15 %). Рост внутреннего туризма зарегистрирован и в других регионах Южного федерального округа: наибольший показатель отмечен в Республике Калмыкия, который составил 15 %, далее следуют Ростовская область и Ставропольский край, по 5 % соответственно. Интерес внутреннего потребителя, несмотря на сложную социально-экономическую обстановку, проявлен в Республике Дагестан, где увеличение составило 4,7 % [3].

Применительно к регионам ЦФО, существенного воздействия кризиса на изменение численности въездов российских граждан в традиционные территориальные туристические дестина-ции не отмечается. Более того, в ряде регионов, например в Новгородской области, наблюдается незначительное увеличение положительной динамики роста внутреннего туризма — 3,2 % по итогам первого полугодия 2009 г. в сравнении с аналогичным периодом 2008 г. [4].

Об устойчивом спросе на внутренний туризм свидетельствует и показатель загрузки средств размещения в ЦФО в рамках такого вида, как оздоровительный туризм. Загрузка соответствующих средств размещения профилактического и санаторного типа в большинстве регионов на рассматриваемом отрезке времени составляет 100 %. В некоторых субъектах ЦФО, например в

Пензенской области, к 100 % приближается и показатель загрузки регионального гостиничного комплекса за счет эффективного интеграционного сотрудничества региональных администраций и субъектов туристского бизнеса в сфере событийного туризма; хотя в целом доходность рассматриваемого сектора экономики снижена в результате трансформации структуры спроса в пользу турпродукта эконом-класса.

Изменение структуры потребительского спроса в целом по РФ в условиях экономического спада ощутили на себе, в первую очередь, предпринимательские структуры туристского бизнеса, ориентированные на туроператорскую деятельность — за период 2008-2009 гг. сформировалась устойчивая тенденция к увеличению самостоятельной организации путешествий туристами, включая задействование личного автотранспорта.

К концу 2009 г. в целом по внутреннему направлению автотуризм занял около 5 %, а в региональном разрезе максимальный показатель — почти 30 % продемонстрировал Краснодарский край. Иллюстрацией тенденции роста автотуризма может служить и Республика Алтай, на территорию которой, по данным администрации региона, за 8 месяцев 2009 г. въехало из соседних субъектов Российской Федерации 350 000 автомобилей, в то время как за 2008 г. этот показатель составлял 177 000 [3].

Кроме того, по данным Федеральной службы государственной статистики, к концу 2008 г. на одну тысячу населения Российской Федерации приходилось 213 единиц собственного легкового автотранспорта. При этом ежегодные темпы прироста числа автомашин за период 2006-2008 гг. составляют приблизительно 2 млн ед. [4].

Таким образом, в настоящее время общая рыночная тенденция такова, что значительное количество туристов едут проводить свой досуг и являются потенциальными потребителями сервисного продукта туристского бизнеса на протяжении всего пути следования. Однако в национальном хозяйстве России такой вид сервисного продукта, как придорожный сервис, находится на начальном этапе своего становления.

Из этого вытекает, что для повышения конку-рентособности российского туристского бизнеса (этап выбора специализации) не только предпринимательским структурам, но и государственным следует обратить пристальное внимание на развитие дорожной и придорожной

инфраструктуры. Дополнительным аргументом может служить тот факт, что в условиях экономического спада государство продолжает финансировать инфраструктурные проекты.

В составе придорожного сервиса особое место принадлежит сектору размещения, который в состоянии обеспечить безопасность автотуристов, поскольку реализация физиологической потребности во сне, находясь в транспортном средстве, и некомфортна, и небезопасна. Актуальность сегментации формирования конкурентного преимущества туристского бизнеса на отечественном рынке в пользу развития придорожной инфраструктуры обусловлена прогнозом роста интенсивности движения на автотрассах, которая, по оценкам экспертов, должна возрасти в 1,6 раза за ближайшие 3-5 лет. Применительно к автотуризму, ежегодное число автотуристов составит, по разным оценкам, от 3 до 5 млн человек к 2015 г. [3].

Существенной проблемой обеспечения конкурентоспособности российского туристского бизнеса выступает тот факт, что уровень состояния освоенности инфраструктуры базовых автотрасс федерального и регионального значения к текущему моменту является недостаточным для выполнения предложения по растущему спросу со стороны автотуристов и требует неотложного и срочного решения в ближайшей перспективе.

Наибольшим спросом в составе придорожной туристской инфраструктуры в настоящее время пользуются кемпинги и мотели: на основе статистических данных, полученных в результате мониторинга, проведенного Ростуризмом в регионах России, в I квартале 2009 г. насчитывалось 1916 придорожных средств размещения, доля которых от всего гостиничного фонда РФ (11,4 тыс. ед.) составляла 17 %; а вместимость в кемпингах и мотелях — 2 % (51,9 тыс.) от общего количества мест во всех коллективных средствах размещения страны (1 680 тыс.) [3].

Положительной тенденцией в формировании надлежащего уровня придорожной инфраструктуры туристского бизнеса можно выделить понимание ряда региональных администраций актуальности проблемы: во Владимирской, Волгоградской, Курганской, Московской, Ленинградской, Свердловской и Тверской областях, а также в республиках Башкортостан, Карелия, Чувашской республике уже разработаны и приняты различные программы развития

этого сектора экономики, предполагающие мероприятия как по модернизации самой дорожной сети и оптимизации размещения объектов придорожного сервиса.

В данном контексте целесообразно заметить, что влияние условий экономического спада отразилось на бюджетных ассигнованиях, направляемых федеральным и региональным органам государственной власти на развитие туризма (бюджет Ростуризма на поддержку туристической деятельности по сравнению с 2008 г. уменьшился на 35 % в 2009 г. и на 55 % в 2010 г.).

В субъектах федерации также произошло значительное сокращение финансирования территориальных целевых программ развития туризма в пользу более приоритетных секторов экономической системы, результатом чего стало приостановление хода программных мероприятий, а в некоторых регионах привело к отмене самих программ.

Таким образом, государственная цель развития туризма по въездному и внутреннему направлению представляется недостижимой без создания условий роста предпринимательской активности туристского бизнеса и обеспечения его конкурентоспособности. Следовательно, приоритетными задачами государственной социально-экономической политики в сфере развития туризма на первое место выходят задачи по поддержке туристского бизнеса и формированию благоприятной предпринимательской среды.

К текущему моменту в регионах Российской Федерации разработаны и утверждены 65 целевых программ, направленных на развитие туризма, а в 5 субъектах федерации разработаны и приняты концепции развития туризма. В качестве источника финансирования привлечение средств субъектов Российской Федерации определено примерно в размере 15 % от запланированной суммы около 37 млрд р.; основное бремя финансирования планируется перенести на внебюджетные источники (около 32 млрд р.), что подчеркивает необходимость активизации предпринимательских структур туристского бизнеса по вовлечению их в инвестиционные процессы.

Исследование современных тенденций функционирования туристского бизнеса в национальном хозяйстве России позволяет выделить ряд существенных проблем, сдерживающих его развитие и препятствующих обеспечению конкурентоспособности:

- высокий износ большого числа объектов материально-технической базы туристского бизнеса, созданных еще в советский период;

- неготовность сектора размещения к растущему спросу;

- низкий уровень инфраструктурной обеспеченности в большинстве дестинаций;

- непрерывный рост тарифов на услуги естественных монополий, негативно влияющий на процессы ценообразования в туристском бизнесе;

- нехватка профессиональных высоко квалифицированных кадров;

- высокие административные барьеры и излишние формальности, связанные с привлечением инвестиций туристского бизнеса;

- ограниченность государственной финансовой поддержки программных мероприятий, и др.

Туристский бизнес в условиях рыночной экономики регулируется ее важнейшим инструментом — конкуренцией, которая, в свою очередь, определяет эффективность хозяйствования предпринимательских структур на туристском рынке. Вместе с тем анализ основных современных тенденций и проблем обеспечения конкурентоспособности туристского бизнеса в теку-

щих условиях экономической нестабильности показывает возрастание регулирующей роли государства. Таким образом, высвобождающиеся для российского туристского бизнеса конкурентные преимущества могут быть реализованы только при непосредственном участии и содействии государства, направленного, в первую очередь, на формирование благоприятной предпринимательской среды в этом секторе национального хозяйства России.

Список литературы

1. Проект федерального закона «О национальной политике развития конкурентоспособной экономики Российской Федерации».

2. www.kremlin.ru.

3. www.russiatourism.ru.

4. www.gks.ru.

5. Апишев, А. А. Основы обеспечения конкурентоспособности предприятий : монография / А. А. Апишев, А. В. Гапоненко ; Кубан. гос. тех-нол. ун-т. Кубань : Изд-во Кубан. ГТУ, 2004. 128 с.

6. Дурович, А. П. Маркетинговые исследования в туризме : учеб.-практ. пособие / А. П. Дурович, Л. Д. Анастасова. М. : Новое знание, 2005. 347 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.