8. Slovar' biznes-terminov. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://dic.academic. ru/dic. nsf/business/ 11634
9. Tuishev, Sh. M. Investirovanie po zakonam shariata kak primer finansirovanija innovacij v inve-sticionno-stroitel'nom komplekse Respubliki Tatarstan / Sh. M. Tuishev, A. Sh. Nizamova // Izvestija KGASU. 2011. no 4 (18).
- pp. 324-329.
10. Shashkin, P. Osnovnye jeticheskie principy bankovskoj dejatel'nosti i ee nravstvennoe izmerenie [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://www.newsru.com/arch/religy/12oct2010/busines.html
11. Pravoslavnyj banking [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://worldcrisis.ru/crisis/1787694
12. Tipologija i VVP sovremennyh civilizacij [Jelektronnyj resurs] Bliki sveta. Sajt Vitalija Kandalinceva. Rezhim dostupa: http://www.blisvet.ru/society/articles/
13. Kul'turnyj kod i progress [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.opec.ru/1295413.html
14. Jelektronnyj resurs [https://ru.wikipedia.org]
15. Vsevolod Chaplin prizval sozdat' «pravoslavnyj banking» i vzjat' primer s musul'man [Jelektronnyj resurs].
- Rezhim dostupa: http://www.newsru.com/arch/religy/! 1nov2014/chaplin_banking.html]
16. Jeticheskoe bankovskoe delo. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://ru.knowledgr.com/02255669/
© О. Ю. Патласов, С. С. Каирденов, 2015
Авторы статьи - Олег Юрьевич Патласов, доктор экономических наук, профессор, Омский региональный институт, Омская гуманитарная академия, зам. генерального директора ООО «Западносибирский биотехнологический центр по селекции и семеноводству картофеля и топинамбура», e-mail: opatlasov@mail.ru Серик Сырлыбаевич Каирденов, аспирант, Омская гуманитарная академия, e-mail: s_kairdenov@mail.ru
Рецензенты:
А. Ж. Искаков, доктор экономических наук, Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова. О. В. Сергиенко, кандидат экономических наук, доцент, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова Омский институт (филиал).
УДК 338. 48
Б. И. Штейнгольц,
Новосибирский государственный университет экономики и управления,
В. А. Назаркина,
Новосибирский государственный технический университет АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТУРИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ТОЧКИ РОСТА
В статье изложены проблемы и перспективы развития автомобильного туризма в Российской Федерации. Анализ современного состояния автомобильного туризма проводится по следующим параметрам: мотивы автомобильных путешествий россиян; регионы страны, перспективные для развития туризма; состояние автомобильной туристской инфраструктуры и т. д. В результате анализа выявлены перспективные регионы для развития автомобильного туризма в Российской Федерации. Сформулированные выводы и выявленные возможности могут быть использованы предпринимателями при разработке бизнес-планов по развитию автомобильного туризма, при этом собственно автомобильный туризм можно рассматривать как важное условие экономического роста и устойчивого развития некоторых регионов России.
Ключевые слова: автомобильный туризм, мотивы автопутешествий, прокат и аренда автомобилей, кемперы и автодома, джип-туры, экскурсионные туры, туристская инфраструктура.
Ежегодно более миллиона человек по всему миру отправляются в автомобильные туры - путешествуют с комфортом, не думая о билетах и гостиницах, на собственном или арендованном автотранспорте. Автопутешествия стали не просто разновидностью туризма, они превратились в особый стиль жизни и даже культуру. Признанными мировыми лидерами в области организации автомобильного туризма являются страны Западной Европы (Германия, Франция, Испания, Швейцария) и страны Северной Америки (США, Канада). Российская Федерация в настоящее время не входит даже в первую десятку стран-лидеров по развитию автотуризма, хотя всем понятно, что это достаточно перспективный вид туризма, который может существенно увеличить туристские потоки,
создавая при этом большое количество рабочих мест. Далее проведём анализ состояния и определим некоторые точки роста автомобильного туризма в современной России.
Анализ состояния автомобильного туризма в Российской Федерации был проведён по следующим признакам:
- мотивы автомобильных путешествий россиян;
- статистика ввоза автодомов в Российскую Федерацию;
- количество российских туристских компаний, предлагающих автотуры;
- регионы Российской Федерации, перспективные для развития автотуризма;
- состояние автомобильной туристской инфраструктуры;
- объёмы проката и аренды автотранспорта в Российской Федерации.
Рассмотрим подробнее.
Мотивы автомобильных путешествий россиян. Если в Европе автотуризм уже пятый год удерживает лидерство в предпочтениях путешественников, то россияне отдают предпочтение, по большей части, простым (недальним) автомобильным поездкам, например, на собственный (пригородный) дачный участок или в близлежащий город к родственникам, друзьям, с коммерческими целями. Мотивы этих поездок в большинстве своём не автопутешествие как таковое, они имеют строго целевое (в основном деловое) назначение. Статистические данные говорят, что примерно пятая часть (20 %) российских автотуристов приезжает в другие города и страны с целью шопинга, половина (50 %) - в деловые командировки, 25 % - с целями отдыха и в поисках приключений, 5 % российских автотуристов руководствуется прочими мотивами [14].
Несомненный интерес представляют данные о методах и способах организации автомобильных поездок. Так, почти 90 % российских автопутешественников совершают поездки на собственных автомобилях, в то время как в США на своей машине путешествуют не более 25 % водителей, остальные пользуются авто, взятыми напрокат; в Западной Европе предпочтения делятся практически пополам [14].
Причины, которыми автопутешественники руководствуются при выборе автомобиля («свой-чужой»), существенно различаются. У российских автомобилистов это в основном страх, боязнь, что за рулём арендованного транспортного средства они будут испытывать дискомфорт, а это повышает риск аварии. Американцы путешествуют на арендованных, а не личных транспортных средствах исключительно в целях экономии (из опасений разбить машину). Европейцы же оказались самыми практичными: они берут машину напрокат в том случае, если характеристики их собственного автомобиля не подходят для конкретной поездки.
В процессе проведения исследования было выявлено, что подавляющее большинство россиян путешествует на автомобиле с семьёй, при этом количество людей в поездке составляет четыре человека; среднее расстояние автопутешествия - в пределах 2,5 тыс. км; средняя длительность поездки - 15 дней. Наиболее популярные маршруты российских автопутешественников - туры по «Золотому Кольцу», на юг России, Валдай, по Карелии, великими рекам России (Волга, Дон) и т. д. При выборе мест отдыха автотуристы отдают предпочтение остановкам в местах с нетронутой природой [10].
Исследование помогло также выявить проблемы, с которыми российские автотуристы часто сталкиваются в дороге: низкое качество автодорог, малое количество кемпингов, проблемы безопасности в пути, малый набор и низкое качество услуг, отсутствие информации по пути следования.
Автомобильный туризм тесно связан с инфраструктурой территорий, в том числе мотелей, придорожных кафе, мест парковок, сетью автосервисов. Территориальный маркетинг исходит из признания того, что поведение всех экономических субъектов территориально, то есть разворачивается в рамках конкретной территории и детерминировано рядом социально-экономических, культурных, пространственных тенденций, отражающих закономерности развития конкретного места. При выявлении структуры потребностей, особенностей и закономерностей потребительского поведения в целевых группах потребителей территорий присутствуют разные интересы:
- местные жители заинтересованы в качестве предоставляемых общественных благ, уровне развития инфраструктуры, низком уровне социального напряжения;
- инвесторы заинтересованы в недорогой рабочей силе, налоговых преференциях, а также в уровне развития инфраструктуры и транспортного сообщения;
- приезжающие заинтересованы в поисках работы, в наличии выгодных рабочих вакансий, а туристы - в наличии культурно-исторических объектов [3].
Внешней средой развития автотуризма выступает структура автосервисов. Автомобильные дилерские центры относятся к числу крупных и средних предприятий. Кроме них на автомобильном
рынке присутствуют также средние и малые формы предпринимательства, в перечень которых входят неавторизованные станции технического обслуживания, станции гаражного типа (как правило, не имеющие юридической регистрации). Тенденцией к минимизации затрат на налоговые отчисления со стороны авторизованных и неавторизованных станций технического обслуживания стало создание нескольких мелких юридических лиц на территории одной станции, работающих по упрощённой системе налогообложения. Российские предприниматели, занимающиеся продажей и обслуживанием автомобилей, вынуждены скрывать свои доходы, поскольку политика государства недостаточно гибка в отношении малых и средних субъектов автомобильного бизнеса [4].
Статистика ввоза автодомов в Российскую Федерацию. В целях определения примерной ёмкости рынка приведём данные по ввозу в Россию автодомов (кемперов) и караванов (прицепов).
Так, по данным пограничных и таможенных органов, в период с 2005 по 2013 годы в Российскую Федерацию ввозилось в год более 800 караванов и чуть более 1000 кемперов. При этом примерно 65 % из них - это бывшие в употреблении автотранспортные средства.
Интересно, что цена нового автодома в России - более 75 тыс. евро, нового каравана - примерно 30 тыс. евро, это на 60 % выше среднеевропейских цен. Основные причины такой большой разницы - высокие таможенные пошлины и транспортные издержки.
Российские автолюбители предпочитают приобретать «подержанные» автодома (кемперы) по цене до 1,5 млн р., а также бывшие в употреблении караваны по цене, не превышающей 1 млн р., со сроком эксплуатации этой техники в Европе от трёх лет и старше.
Лидером по продажам кемперов и прицепов на территории Российской Федерации выступает немецкий концерн HYMER AG - европейский лидер, имеющий 50-летний опыт производства автодомов и караванов.
Помимо западноевропейских моделей, на российском рынке представлены белорусские кем-перы «Купава» на шасси «Газели», собранные в филиале Минского автозавода. Однако большой популярностью они не пользуются.
Количество российских туристских компаний, предлагающих автотуры. На туристском рынке России есть много фирм, предлагающих автомобильные туры за границу и в пределах страны. Рассмотрим компании, предлагающие автотуры за рубеж.
Туроператор Cosmopolitan Travel & Tours, Inc имеет офис в Америке (г. Детройт) и представительство в Москве. Туроператор специализируется на предоставлении помощи в составлении маршрутов и организации поездок на автомобиле по США.
Туроператор Unex (Москва) предлагает автомобильные туры на арендованной машине по США и Канаде с посещением таких городов, как Нью-Йорк, Вашингтон, Лос-Анджелес, Лас-Вегас, Сан-Франциско. Во время путешествия обязательно будет посещение Ниагарского водопада, Йел-лоустонского Национального парка, озера Гурон, Онтарио, Мичиган и других объектов.
Туроператор Viking Travel (Москва) предлагает автомобильные туры по Скандинавии, Исландии, Швеции, Дании и Норвегии.
Туроператор ЛатинаТревел (Москва) предлагает туры по Латинской Америке: джип-туры и ралли по Чили и Аргентине.
Далее рассмотрим российские турфирмы, предлагающие автомобильные туры в Европу.
ТК «Эль-Тур» (Новосибирск) занимается организацией автомобильных туров, учитывая индивидуальные пожелания туристов в выборе направления, машины и стиля путешествия. Оформление автомобильного тура включает разработку маршрута; бронирование автомобиля; визовую поддержку; медицинскую страховку; страховку на автомобиль; заказ билетов на самолёт либо на паром; бронирование отелей, замков (в Европе) и кемпингов по всему пути следования [11].
Уникальные автомобильные туры по Европе предлагает Санкт-Петербургская компания ALM Travel Agency. Путешествия возможны как на арендованном, так и на личном транспорте туристов. Есть несколько вариантов отдыха: автопутешествие по Центральной Европе - Германия, Австрия, Чехия; по южным европейским странам - Италия, Франция, Испания или посещение скандинавских стран - Норвегия, Дания, Финляндия, Швеция [13].
Автомобильное турагентство «АВТОТУРИСТ» (Москва) занимается разработкой и планированием индивидуальных автомобильных туров на собственном или арендованном автомобиле, авто-кемпере, караване по Европе. Новое направление - автомобильные путешествия по Южной Африке (Кейптаун, Дурбан). Также компания предлагает подбор и бронирование кемпингов, аренду автомобилей, кемперов и караванов по всей Европе [12].
Регионы Российской Федерации, перспективные для развития автотуризма. На наш взгляд, наиболее перспективными для развития различных видов автотуризма в нашей стране являются: Подмосковье, Центральная Россия, Ленинградская область, Республика Карелия, Краснодарский край и Адыгея, Крым, Кавказские Минеральные Воды, Урал, Алтайский край и Республика Алтай, озеро Байкал, Красноярский край и Тыва, Дальний Восток, Камчатка, остров Сахалин. Факторы, влияющие на развитие автотуризма в этих регионах, приведены в таблице.
Наиболее перспективные районы Российской Федерации для развития автомобильного туризма
Регион Перспективный вид автотуризма Благодаря чему будет развиваться автотуризм
Подмосковье - джип-туры; - экскурсионные туры по Московской области; - исторические туры тяжёлое бездорожье, удивительная природа; развитая сеть автодорог и автосервиса; большое количество памятников истории
Центральная Россия - джип-туры; - исторические туры обилие полевых и лесных дорог для любителей труднопроходимых мест; богатство историко-культурного наследия
Ленинградская область и Санкт-Петербург - туры на внедорожниках, джип-триал, экстримтуры; - исторические туры; - экскурсионные туры Off-road трассы включают как простые, так и технически сложные участки, что позволяет организовывать экскурсионные автомобильные туры и экстрим-туры; богатое историко-культурное наследие и удивительная природа
Республика Карелия - джиппинг и джип-туры, зимнее сафари, экспедиции на снегоходах, комбинированные туры; - исторические туры; - экскурсионные наличие большого количества гостевых домов позволяет организовать многодневные зимние автоприключения; памятники истории; наличие туристских ресурсов (Кижи, о. Валаам)
Краснодарский край и Адыгея - малый автотуризм (поездки 1-2 дня) внутри региона; - средний туризм - поездки на более дальние расстояния; - длительные автотуры на Северный Кавказ; - джип-туры, уазинг достопримечательности горных районов и черноморского побережья; разветвлённая сеть автомобильных дорог; хорошее состояние автодорог
Крым - джип-сафари; - путешествия на автомобилях в Горный Крым на всех дорогах есть автозаправочные станции, СТО, кемпинги, заведения общепита, палаточные лагеря, стоянки для автотранспорта, оборудованные пляжи
Кавказские Минеральные Воды - путешествия на автомобилях; - джип-туры; - экскурсионные туры удивительная дикая природа, оборудованные площадки для кемпинга, наличие смотровых площадок, возможности для преодоления горных перевалов, Кавказские Минеральные Воды отлично подходят для автотуризма экстремального уровня
Урал - путешествия на автомобилях; - джип-туры богатство и самобытность природы, труднопроходимые места отлично подходят для туров повышенной сложности
Алтайский край и Республика Алтай - джип-туры, туры на внедорожниках, сафари на снегоходах; - исторические туры богатство природных достопримечательностей, речные долины и горные перевалы; древние курганы
Озеро Байкал - джип-туры, туры на внедорожниках, снегоходах; - автомобильные путешествия поездки на внедорожниках вдоль Байкала; продолжительный отдых на берегу озера, рыбная ловля, пешие прогулки
Красноярский край и Тыва - туры на внедорожниках и снегоходах; - автомобильные путешествия уникальная природа, много труднопроходимых мест для активных туров - горные перевалы, речные пороги
Дальний Восток (Камчатка, Сахалин) - джип-туры, поездки на грузовиках, снегоходах; - комбинированные туры: джип-туры + вертолётные экскурсии уникальная первозданная природа и просторы для путешествий: вулканы, горы, гейзеры, каменные пустыни, котловины
Состояние автомобильной туристской инфраструктуры. Это чрезвычайно проблемная зона, существенно сдерживающая развитие автотуризма. Негативными параметрами, характеризующими современное состояние автомобильной туристской инфраструктуры, являются: низкий технический уровень и несоответствие качества дорог интенсивности движения; регулярные перегрузки отдельных участков дорог; несоответствие темпов дорожного строительства росту количества автомобилей в стране; низкий уровень мер безопасности на дорогах; несоответствующий современным требованиям уровень развития и состояния придорожной туристской инфраструктуры.
Однако необходимо подчеркнуть, что в России в настоящее время формируются факторы, благоприятно влияющие на развитие автомобильной туристской инфраструктуры: наличие разнообразных туристских ресурсов; рост числа качественных автомобилей у населения; рост уровня доходов и платёжеспособности населения, отсюда возрастающая мобильность россиян; наличие значительного потенциала и перспектив роста рынка услуг, оказываемых предприятиями сферы автотуризма.
Объёмы проката и аренда автотранспорта в Российской Федерации. Для начала выясним, чем отличается аренда автомобиля от проката. Принципиального отличия между этими понятиями нет, но существуют нюансы, связанные с их применением. Аренда автомобиля подразумевает передачу в пользование имущества на длительный срок, определяемый условиями договора. Прокат автомобиля рассматривается как частный случай аренды и обычно осуществляется на более короткие сроки.
Сегодня автопутешествиями никого не удивишь, поэтому пункты проката автомобилей есть практически в любой стране мира, есть они и в России.
Во многих крупных городах нашей страны появляются представительства мировых прокатных компаний, таких как Avis, Herz, Europcar, RentalCars, CarBooking и других. Наиболее востребованные услуги - аренда автомобиля без водителя в деловых и личных целях, в т. ч. с выездом за границу, а также аренда представительских машин с водителем. По данным экспертов, в настоящее время Россия является самой дорогой страной в мире по стоимости аренды автомобиля. Средняя стоимость проката авто в России на 69 % выше, чем в Великобритании, где эта услуга доступнее всего. В среднем взять в аренду машину на сутки у нас обойдется в 113 долларов, в то время как британцы отдают за то же самое лишь 79 долларов [2]. Интересно, что России удалось обойти даже дорогую Швейцарию, занявшую второе место. Среди российских систем бронирования автомобилей можно выделить: naprokat.ru (Санкт-Петербург) - предлагает аренду машин по всей России, «Агентство "ДАВС"» - аренда машин по всему миру, компания I-way - аренда машин и трансфер по всему миру, Prokator.ru - первая система проката автомобилей между автовладельцами России и стран СНГ, karent.ru - прокат автомобилей в России и странах СНГ.
Характеризуя фирм-лидеров российского рынка проката автомобилей, следует выделить два сегмента: прокат отечественных автомобилей и прокат иномарок.
В первом сегменте лидером является официальный дилер АвтоВАЗа - компания «Элекс-Полюс», во втором - «Рольф-Прокат» (10 % рынка) и «Европкарт» (17 % рынка).
Эти фирмы среди российских автолюбителей имеют достаточно высокую репутацию, и их цены наиболее всего соответствуют критерию «цена-качество» [14].
Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод: автотуризм в России, несомненно, находится в стадии роста и при благоприятных условиях (внутренних и внешних) может стать драйвером развития не только туриндустрии, но и в т. ч. депрессивных сегодня территорий.
Библиографический список
1. Анализ рынка аренды автомобилей в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: rentavto. org/company/statistika
2. В России самая дорогая в Европе аренда машин [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www. gazeta. ru/auto/news/2014/07/24/n_633 8245. shtml
3. Лукина, Т. С. Разработка маркетинговых стратегий сельских территорий / Т. С. Лукина, О. Ю. Пат-ласов // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2014. - №4 (18). - С. 225-234.
4. Михайлов, М. Н. Функция внутрисетевого контроллинга деятельности автомобильных компаний / М. Н. Михайлов, О. Ю. Патласов // Вестник СибАДИ, - 2014. - Вып. 3 (37). - С. 103-110.
5. Назаркина, В. А. Мировое гостиничное хозяйство: уровень и динамика ключевых параметров / В. А. Назаркина, Б. И. Штейнгольц // Вестник Новосибирского государственного университета экономики и управления. - 2014. - № 4. - С. 209-217.
6. Назаркина, В. А. Особенности потребительского спроса в гостиничной сфере / В. А. Назаркина, Б. И. Штейнгольц // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2014. - № 2. - С. 122-126.
7. Назаркина, В. А. Проблемы использования аутсорсинговых технологий в практической деятельности туристских фирм / В. А. Назаркина, Б. И. Штейнгольц // Вестник Новосибирского государственного университета экономики и управления. - 2013. - № 2. - С. 58-65.
8. Назаркина, В. А. Процессы взаимодействия в логистической системе «ресурсы-прозводство-потребление»: особенности в сфере туризма / В. А. Назаркина, Б. И. Штейнгольц // Вестник Новосибирского государственного университета экономики и управления. - 2014. - № 2. - С. 313-319.
9. Назаркина, В. А. Совершенствование оценки качества услуг: методический аспект / В. А. Назаркина Я. В. Ситникова, Т. А. Половова // Вестник Новосибирского государственного университета экономики и управления. - 2012. - № 2. - 183-190.
10. Организация управления автомобильным туризмом в регионах России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy-lib.eom/organizatsiya-upravleniya-avtomobilnym-turizmom-v-regionah-rossii#ixzz3FoQ8Aj7C
11. Автомобильные туры [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.el-tours.ru/avtomobilnye-tury.html
12. Автотуры в Европу [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://auto-tourist.ru/index.php
13. Автомобильные туры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.almtravel.ru/auto.html
14. Статистика российского автотуризма: большинство предпочитает личные авто // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fineworld.info/statistika-rossijskogo-avtoturizma-bolshinstvo-prjedpochitajet-lichnyje-avto/
15. Чередникова, Л. Е. Инновации в социально-культурном сервисе и туризме: стратегия и практика / Л. Е.Чередникова, А. А. Бовин, Б. И. Штейнгольц. - Новосибирск, НГТУ, 2006 - 450 с.
16. Штейнгольц, Б. И. Современные гостиничные технологии : монография / Б. И. Штейнгольц, В. А. Назаркина ; отв. ред. Б. И. Штейнгольц. - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2014. - 176 с.
17. Штейнгольц, Б. И. Специальные виды туризма : учебное пособие / Б. И. Штейнгольц, Ю. О. Владыкина, Е. Ю. Воротникова [и др.] ; под общей ред. Б. И. Штейнгольца. - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2015. -255 с.
B. I. Shteingoltz, Novosibirsk State University Economy and Management, V. A. Nazarkina, Novosibirsk State Technical University
AUTOMOBILE TOURISM IN MODERN RUSSIA: GROWTH POINT
The problems and prospects of automobile tourism development in Russian Federation are described in the article. Modern automobile tourism is analyzed according to the following aspects: what is an incentive for Russian automobile tourists; which geographic areas are promising for tourism development; the state of automobile tourism infrastructure, etc. Advantageous areas for automobile tourism development in Russian Federation have been determined as a result of the analysis. Conclusions and opportunities obtained in the analysis may be used by businessmen in their business plans for automobile tourism development, in additionautomobile tourism may be considered as an important condition of economic growth and steady development in some Russian areas.
Keywords: automobile tourism, motives autotravel, rent a car, campers and motorhomes, jeep tours, excursions, tourist infrastructure.
References
1. Analisis of the rental market of cars in Russia [electronic resource]. Mode of access: http: rentavto. org/company/statistika
2. In Russia the most expensive in Europe Car Rental [electronic resource]. Mode of access: http://www.gazeta.ru/auto/news/2014/07/24/n_6338245.shtml
3. T. S. Lukina, O. Ju. Patlasov. Razrabotka marketingovyh strategij sel'skih territorij. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovanija. 2014. no 4 (18). pp. 225-234.
4. M. N. Mihajlov, O. Ju. Patlasov. Funkcija vnutrisetevogo kontrollinga dejatel''nosti avtomobil''nyh kompanij / // Vestnik SibADI, 2014. Vyp. 3 (37). pp. 103-110.
5. Nazarkina V. A., Shteingoltz B.I. World Hotel Industry: level and dynamics of key parameters. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i upravleniya, 2014, no. 4, pp. 209-217.
6. Nazarkina V. A., Shteingoltz B.I. Especially consumer demand in the hotel industry. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya, 2014, no. 2, pp. 122-126.
7. Nazarkina V. A., Shteingoltz B. I. Issues of outsoursing technologies use in practical activity of tourist firms. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i upravleniya, 2013, no. 2, pp. 58-65.
8. Nazarkina V.A., Shteingoltz B.I. Interacting processes in «resources - production - consumption» logistic system: features in touristic field. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i upravleniya, 2014, no. 2, pp. 313-319.
9. Sitnikova Ya. V., Polovova T.A., Nazarkina V.A. Development of the assessment of quality of service: methodic aspect. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i upravleniya, 2012, no. 2, pp. 183-190.
10. Organization of management automobile tourism in the regions of Russia [electronic resource]. - Mode of access: http://economy-lib.com/organizatsiya-upravleniya-avtomobilnym-turizmom-v-regionah-rossii#ixzz3FoQ8Aj7C
11. Road trips [electronic resource]. - Mode of access: http://www.el-tours.ru/avtomobilnye-tury.html
12. Car Tours to Europe [electronic resource]. - Mode of access: http://auto-tourist.ru/index.php
13. Road trips [electronic resource]. - Mode of access: www.almtravel.ru/auto.html
14. Statistics Russian trailering: most prefer private cars [electronic resource]. - Mode of access: http://fineworld.info/statistika-rossijskogo-avtoturizma-bolshinstvo-prjedpochitajet-lichnyje-avto/
15. Cherednikova L. E. Innovatsii v sotsialno-kulturnom servise i turisme: strategiya i praktika [Innovation in social and cultural service and tourism: policies and practices]. Novosibirsk, 2006, 450p.
16. Shteingoltz B.I., Nazarkina V.A. Sovremennye gostinichye technologii [Modern hotel technology: monograf]. Novosibirsk, 2014, 176 p.
17. Shteingoltz B.I Spetsyalnye vidy turisma [Special forms of tourism]. Novosibirsk, 2015, 255p.
© Б. И. Штейнгольц, В. А. Назаркина, 2015
Авторы статьи - Борис Исакович Штейнгольц, кандидат экономических наук, доцент, Новосибирский государственный университет экономики и управления, e-mail: b.i.shtejngolts@nsuem.ru
Валерия Александровна Назаркина, кандидат экономических наук, доцент, Новосибирский государственный технический университет, e-mail: valeria71@bk.ru
Рецензенты:
А. Е. Архипов, доктор экономических наук, профессор, Новосибирский государственный университет экономики и управления.
О. С. Комарова, кандидат экономических наук, доцент, Новосибирский государственный университет экономики и управления.