Научная статья на тему 'Развитие автомобильного туризма в России на основе опыта стран Европы и его влияние на экономику страны'

Развитие автомобильного туризма в России на основе опыта стран Европы и его влияние на экономику страны Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2067
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОТУРИЗМ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / КАРАВАНИНГ / КЕМПИНГ / ДОМ НА КОЛЕСАХ / CAMPING / TOURIST INFRASTRUCTURE / CARAVANNING / MOTORHOME

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Аксенов А. П., Монастыренко Д. Ю.

В данной статье рассмотрена возможность развития в России такого туристического направления, как автотуризм. Рассмотрен опыт развития автомобильного туризма стран Европы. Проведен анализ современного состояния туризма в России. Проанализированы факторы, оказывающие влияние на экономику страны при развитии сектора автомобильного туризма. Рассмотрен способ увеличения туристических потоков посредством развития автотуризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of autotourism in russia based on experience of europe and impact on the economy of the country

The article considers the possibility of development in Russia of such tourist direction as Autotourism. The article provides a description the experience of development an automobile tourism in Europe. The analysis of the current state of tourism in Russia. Analyzes factors that influence on development of the national economy the automobile tourism. Describes the method for increasing the tourist streams through the development of trailering.

Текст научной работы на тему «Развитие автомобильного туризма в России на основе опыта стран Европы и его влияние на экономику страны»

пример, в организации, ориентированной на прибыль, энтузиаст - социалист может подсказать клиентам наиболее выгодные варианты совершения сделки в разрез с интересами компании; аналогично наемник, работающий за деньги в организации, ориентированной на экологию, не заинтересован в реальном достижении корпоративной миссии, так как это ведет к потере заработка.

Вывод

Культура организационного поведения и мотивация персонала относятся к сложно-формализуемым активам компании, позволяющим оценить уровень её конкурентоспособности. Разработанные механизмы и инструменты позволяют количественно и качественно оценить культурно-мотавадионные и компетентностные характеристики человеческого капитала, выбрать стратегию развития корпоративного человеческого капитала.

Литература

1. Сорокина Г.П., Чулкова 0.0. Развитие человеческого капитала как фактор конкурентоспособности предприятия // Известия МГТУ № 1 (11) - 2011

2. Николаенко А.В., Сорокина Г.П., Прокошенков С.С. Культура организации как конкурентное преимущество высшего порядка в условиях нестабильности внешней среды // Известия МГТУ «^МИ» № 1 (11) - 2011

3. Каменецкий В А., Аленина Е.Э., Волосатова ВВ. Проблемы качества инновационных проектов // Известия МГТУ «^МИ», № 1 (13) - 2012, с. 317-323

4. Аленина Е.Э., Пасхина А.В. Формирование элементов опережающей подготовки студентов высших учебных заведений на основе инновационного подхода // Известия МГТУ «тМИ», № 2 (12) - 2011

Развитие автомобильного туризма в России на основе опыта стран Европы и его влияние на экономику страны

д.э.н. проф. Аксенов А.П., Монастыренко Д.Ю.

Университет машиностроения тел.8-495-223-05-23*1316

Аннотация. В данной статье рассмотрена возможность развития в России такого туристического направления, как автотуризм. Рассмотрен опыт развития автомобильного туризма стран Европы. Проведен анализ современного состояния туризма в России. Проанализированы факторы, оказывающие влияние на экономику страны при развитии сектора автомобильного туризма. Рассмотрен способ увеличения туристических потоков посредством развития автотуризма.

Ключевые слова: автотуризм, туристическая инфраструктура, карава-нинг, кемпинг, дом на колесах.

В большинстве стран туристическая деятельность является важной частью экономической структуры страны и источником повышения благосостояния государства. Россия обладает огромным потенциалом рекреационных и культурно-исторических ресурсов для развития туристической деятельности, и вопрос создания необходимой инфраструктуры является особенно актуальным. Туризм способствует выходу на мировой уровень обслуживания и сервиса, и соответственно увеличению как внутренних, так и внешних туристических потоков, что влечет за собой приток финансов из Европы и удержание финансовых средств на территории России.

Проведя анализ современного состояния туризма в Российской Федерации, можно сделать вывод, что в последние годы туристическая индустрия в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается рост объема внутреннего и въездного туризма (таблица 1) [3].

По прогнозным оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям, развитие туристической отрасли в России увеличивает свои показатели (таблица 2) [3]. Доходы от туризма в 2007 г. в ВВП нашей страны с учетом мультипликативного эффекта составили 6,7%. Инвестиции в основной капитал в туристической индустрии России составляют 12,1% от

общих инвестиций при годовом росте в 8,2%. Согласно данным того же источника число рабочих мест в туризме составило 1% от общей занятости, с учетом смежных отраслей - 5,7%, что немаловажно для улучшения уровня жизни общества и экономики страны.

Таблица 1

Рост въездного, выездного и внутреннего туризма в России в 2008 г.

Вид туризма Объем туристского потока, чел.

Въездной туризм 2295074 (+4% к 2007 г.) • из Испании - 105655 (+33% к 2007 г.); • из Италии - 143493 (+10% к 2007 г.); • из Канады - 44238 (+66% к 2007 г.); • из Великобритании - 142016 (+9 % к 2007 г.).

Внутренний туризм 31200000 (+8% к 2007 г.)

Таблица 2

Текущее состояние туризма в России

Показатель Значение

Доля доходов от туризма в ВВП РФ с учетом мультипликативного эффекта, % 6,7

Число рабочих мест в туризме от общей занятости (с учетом смежных отраслей), % 5,7

Доля инвестиций в основной капитал в туризме от общей объема инвестиций, % 12,1

Годовой прирост инвестиций в основной капитал в туризме, % 8,2

Объем услуг, предоставляемых средствами размещения в 2007 г., млрд руб. 92 (+23%)

Общее количество мест в средствах размещения, млн 1,25

Объем внутреннего туристского потока в 2008 г., млн чел. 31,2 (+85)

Объем въездного туристского потока в 2008 г., млн чел. 2,3 (+4%)

Средние расходы одного нерезидента, въехавшего на территорию РФ, долл. США 424 (+35%)

Развитие автотуризма оказывает значительное положительное влияние на экономику страны (таблица 3).

Увеличение потоков иностранных туристов возможно посредством развития такого направления автомобильного туризма, как караванинг. Привлечение потенциальных туристов из ЕС, Великобритании и США путем создания благоприятных, привычных для них условий размещения, таких как кемпинги, с должным уровнем обслуживания и сервиса.

Таблица 3

Влияние основных факторов развития автомобильного туризма на экономику России

Фактор Положительное влияние

1. Увеличение притока иностранных туристов 1. Увеличение притока денежных средств из-за рубежа

2. Развитие внутреннего туризма 2. Позволит сократить отток денежных средств за рубеж

3. Рост туристической отрасли 3. Позволит увеличить количество рабочих мест

4. Развитие экономичного семейного туристического направления 4. Позволит увеличить потребительский сектор; развить перспективное направление туризма «выходного дня»

5. Создание конкуренции в гостиничном комплексе 5. Улучшение качества обслуживания и уменьшение стоимости проживания

Караванинг, согласно определению Федерального союза индустрии караванинга Германии, - вид туристского отдыха на караване или автомобиле типа «дом на колесах» (motorhome)co специально оборудованным для жилья кузовом или прицепом. Отсюда сами субъекты такого путешествия называются караванерами. «Caravaning» происходит от английского «caravan» - фургон, вагончик. Понятие-синоним «эрвинг» (RVing) - от английского «recreational vehicle» - транспортное средство, предназначенное для отдыха и развлечения.

Караванинг имеет широкое распространение, прежде всего в Европе и Америке. Это связано с экономической стабильностью регионов, развитием дорожной инфраструктуры и

технологий мобильных жилищ. Именно в США и Германии вопросы практики развития этого вида туризма исследованы наиболее полно. Для России это новое понятие, и массово исследовалось только во времена СССР, после распада которого практически исчезло вместе с построенными в те времена специализированными туристическими точками - кемпингами.

На 26000 кемпингов Европы в целом приходится 394 млн ночевок. Только прибыль за ночевки на кемпинг-площадках Европы составляет 3,6 млрд евро. К этой сумме прибавляется доход за питание, развлечения и экскурсионные программы, что составляет 9 млрд. евро. В совокупности оборот кемпингов Европы составляет 12,6 млрд евро.

Термин «кемпинг» пришел из английского языка и вошел в обиход россиян еще в советское время. Термин «Camping» можно перевести как лагерь для автотуристов. В США также встречаются аналоги «RV park» и «Trailer park». В Европе и США под кемпингом понимается лагерь для автотуристов с оборудованной парковкой, туалетами, местами для палаток или домиками легкого типа. Кемпинг обладает определенной структурой и зонированием территории (таблица 4), может также включать инфраструктуру сферы обслуживания (магазины, автомойки, станции технического обслуживания автомобилей и т.д.).

Таблица 4.

Структура кемпинга. Зонирование

1. Административно-бытовая зона Здание администрации, здание санитарного назначения (доши и туалеты) и площадки для бытового обслуживания домов на колесах (слив отработанной и залив чистой воды)

2. Зона дополнительного обслуживания Магазин, ресторан, станция технического обслуживания, сувенирная лавка, пункт проката техники

3. Зона стоянки домов на колесах и жилых прицепов Площадка для стояночных мест (^етчей), оборудованная подключением к электричеству и в ряде случаев к воде и центральной канализации

4. Зона размещения палаточного лагеря Площадка, оборудованная подключением к электричеству

5. Зона размещения зданий мобильного типа Территория, на которой установлены мобильные дома или бунгало, оборудованные подключением к необходимым коммуникациям (элек^ичеству, газу, воде, канализации)

6. Зона отдыха Территория, оборудованная спортивной и детской площадкой, а также местами для барбекю

На сегодняшний день по экспертным оценкам до 15% российских туристов, а это около 4,6 млн. чел., путешествуют на автомобиле, то есть занимаются автомобильным туризмом. В то время как в Европе 5,4 млн. владельцев авто домов и караванов (жилые прицепы).

Кемпинги ориентированы на предоставление услуг активного отдыха на природе или познавательного характера - в случае близкого культурного окружения.

Становление и развитие кемпингового туризма в России придаст внутреннему туризму более цивилизованный характер и увеличит товарооборот туристской отрасли. Данный вид туризма поможет вернуть стране часть «уплывающих» за границу денег, которые ежегодно тратятся нашими соотечественниками на отдых за рубежом, и создаст большое количество новых рабочих мест. С развитием инфраструктуры кемпингов в России будет стимулироваться такое направление туризма, как «^ры выходного дня», которое является очень перспективным направлением, придающим стабильность доходу с туристических услуг.

Факторами, оказывающими положительное влияние на инвестирование строительства кемпингов, являются:

Во-первых, отсутствие капитальных построек. Такая особенность придает бизнесу высокую мобильность и ликвидность, а также дает возможность организовать кемпинг в природных зонах, парках и территориях, вблизи естественных или исторических достопримечательностей, в связи с отсутствием значительных земельных и строительных работ. Объектами размещения в кемпингах можно считать сдаваемые под проживание бунгало, караваны, мобильные дома. Последние хоть и могут иметь колеса, но в отличие от караванов транспортным средством не являются. Данная особенность значительно упрощает процедуру

оформления необходимой документации для организации кемпинга.

Во-вторых, следует учесть, что на сегодняшний день данный сегмент рынка свободен от жесткой конкуренции и создание кемпинга обеспечивает высокую заполняемость при условии ведения правильной рекламной политики и соблюдении должного уровня сервиса.

В-^етьих, возможна организация на базе уже существующего комплекса отдыха или реконструкция неиспользуемого.

В-четвертых, унифицированный проект, попадающий в систему развития сети аналогичных кемпингов, на которые распространяется информационно-ревдамная поддержка со стороны профессиональных, административных и коммерческих структур.

В-^пых, для эксплуатации кемпинга необходим существенно меньший штат, в отличие от эксплуатации гостиницы или даже мотеля, соответственно легче найти необходимое количество квалифицированного персонала.

В таких условиях наиболее важно исследовать опыт стран, где этот вид туризма хорошо развит, и организовать его с учетом российской специфики. При этом достичь предоставления качественных услуг в кемпинге можно только опираясь на общую практику организации деятельности других средств размещения. Учитывая все эти факторы, можно констатировать, что опыт организации услуг кемпингов и развития индустрии караванинга в Германии является наиболее перспективным.

По официальной статистике, Германия занимает 5 место в рейтинге по количеству кемпинг-мест в кемпингах, уступая Франции, Англии, Италии и Испании. На протяжении 2010 года туристы в кемпинге провели 116 ночей, в то время как в 2007г. - 113. Различия в загрузке между регионами Германии существенны. Самая большая загрузка была зарегистрирована в кемпингах Бремена - 2031 ночей, дальше за ним идет Гамбург с 167 ночами и Мекленбург-Передняя Померания - 156 ночей. Такое незначительное увеличение загрузки объясняется тем, что в последние годы на территории Германии открывались небольшие по вместимости кемпинги, а в годы кризиса 2008-2009 многие даже были вынуждены уйти с рынка.

В Германии 18,7% туристов, посещающих кемпинги, приезжают из-за границы. Наиболее важным источником информации для автотуристов и специалистов в области кемпинг-индустрии являются исследования автомобильной ассоциации Германии «ADAC». Ею был составлен рейтинг стран по развитию кемпингов на основании пяти критериев: 1) техническое обеспечение; 2) питание; 3) анимация; 4) возможность для отдыха; 5) качество обслуживания.

В то время как самым важным критерием при выборе кемпинга для туристов является санитарно-те^ическое оснащение кемпинг-места. По этому критерию Германия находится на третьем месте в мире после Австрии и Нидерландов. По критерию питание, анимация и возможность для отдыха на 12, 10, 14 местах соответственно. По критерию качество обслуживания Германия расположилась на 8 месте. В общем итоговом рейтинге страна находится на 9 месте.

На примере другого лидера в области европейского караванинга - Великобритании -имеется возможность рассмотреть осуществление государственного контроля.

Великобритания - одна из первых стран, где отрасль караванинга стала регулироваться на государственном уровне. В 1960 г. был принят Закон о караван-стоянках (Caravan Sites and Control of Development Act 1960), где устанавливались определенные требования к караван-стоянкам (спе^^шзированные площадки для стоянки караванов и автодомов) и условиям пребывания на них, а также общие стандарты для караванов. Требования к караван-стоянкам и условиям пребывания на них в Великобритании периодически подвергаются пересмотру, дополнению и обновлению, подобное происходило в 1989 г. и в апреле 2008 г.

Вместе с этим необходимо учитывать, что становление отрасли караванинга в Европе проходило в несколько этапов. В общей сложности для достижения современного уровня Европе потребовалось не менее 30 лет. В России караванинг развивается около 10 лет. За это время достигнуты определенные результаты: появился рынок автодомов и караванов, ведущие мировые производители отрасли начали работу в России. В 2009г. создана Националь-

ная Ассоциация Караванинга - некоммерческое объединение отрасли, а также проведена первая в России специализированная выставка отрасли караванинга «Caravanex».

В настоящее время в нашей стране значительная часть материальной базы туризма нуждается в обновлении. Следует отметить, что реконструкция существующего гостиничного фонда и создание нового является недостаточным, необходимо комплексное развитие туристической инфраструктуры, включающей строительство не только новых средств размещения, но и сопутствующей инфраструктуры (автодорог, кемпингов, предприятий питания, индустрии развлечений, объектов туристского показа и др.). Дислокация вновь возводимых туристских комплексов должна учитывать как параметры туристского спроса по видам туризма, так и характер туристского предложения - наличие туристских ресурсов, условий для кадрового обеспечения в соответствии с экологическими требованиями и экономической целесообразностью .

Безусловно, для решения данных проблем требуется целый комплекс мер государственного масштаба. В условиях, когда бизнес неохотно вкладывает средства в гостиничные проекты с длительной окупаемостью, необходимо искать другие интересные направления для инвестирования, не столь требовательные к наличию объектов капитального строительства. Развитие придорожной туристской инфраструктуры и автомобильного туризма является одним из наиболее перспективных направлений инвестирования и может изменить текущую ситуацию в лучшую сторону.

Выводы

Опыт развития данного направления за рубежом является показателем того, что при должном управлении и создании условий, близких по уровню и качеству европейским, данное туристическое направление может стать основным в России.

Россия сокращает отток капитала за границу и добивается притока денежных средств в российскую казну. По мнению специалистов, при удачном планировании караванинг может добавлять в российский бюджет каждый год около 30 миллиардов американской валюты.

Литература

1. Данные Европейской Федерации Ассоциаций Кемпингов и Караван-стоянок (ЕРСО&НРА)

2. Актуальные вопросы государственного регулирования туризма в Российской Федерации // Туризм: право и экономика. № 2 (29). 2009, с. 8-19.

3. Шупляков В С., Яковенко Г.В., Первунин С.Н., Полякова Н.С., Яковенко А.Г. Конкурентоспособность предприятий автомобильного сервиса // Известия МГТУ «^^МИ» № 1 (13) - 2012

Организационные формы разработки и освоения инноваций

д.э.н. проф. Грибанич В.М.

Дипломатическая академия МИД РФ Тел.: (499) 940-13-58 -2

Аннотация: В статье рассмотрены организационные формы разработки и освоения инноваций, их роль в современной экономике и конкурентной борьбе, необходимость для России использовать передовой зарубежный опыт в инновационной сфере.

Ключевые слова: организационные формы развития инновации, программы инновационного развития, спрос на инновации, внедрение инноваций.

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [1] задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, устанавливает правила финансирования научного сектора, а также поддержки коммерциализации разработок. На этапе 2011-2013 гг. главная задача - повысить и стимулировать интерес бизнеса к инновациям.

Начата работа по формированию национальных исследовательских центров (на базе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.