УДК 379.854
DOI: 10.12737/19176
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КАРАВАН-ТУРОВ В РАМКАХ АДАПТИВНОГО ТУРИЗМА
Кунцевич Евгения Анатольевна, помощник проректора, студентка 1 курса факультета подготовки кадров высшей квалификации, направление подготовки 43.04.02 «Туризм», [email protected],
Морозов Валентин Викторович, студент 1 курса факультета подготовки кадров высшей квалификации, направление подготовки 43.04.03 «Гостиничное дело», [email protected]
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Москва, Российская Федерация
В статье рассматривается актуальность развития туризма для людей с ограниченными возможностями, освещается вопрос перспективности и востребованности организации караван-туров в рамках адаптивного туризма в России, представлены положительные результаты развития данного туристского направления, а также перечислены основные недостатки и определены сдерживающие факторы реализации караванинга в нашей стране. Авторами проведено «пилотажное» анкетирование среди туристов с особыми потребностями и подведены его итоги. Результаты исследования показали перспективность разработки караван-туров для людей с ограниченными физическими возможностями. Однако для того чтобы этот вид автотуризма оказался достаточно востребованным, необходимо проделать огромную работу. В первую очередь следует адаптировать инфраструктуру мест туристского показа под особые потребности клиентов с ограниченными физическими возможностями (подъёмники, поручни, пандусы, широкие дверные проёмы, специальные санитарно-гигиенические зоны для инвалидов-колясочников, адаптированная мебель и т.д.), особое внимание следует уделить организации кемп-стоянок (специализированные санитарно-гигиенические помещения, места отдыха, места общественного питания и т. д.). Очень важным при организации турпоездок для лиц с особыми потребностями является разработка социально ориентированной туристской дестинации, где клиенту обеспечивались бы удобства и безопасность, а также внимательное отношение обслуживающего персонала (работников индустрии гостеприимства, медико-социальной и транспортной служб) на протяжении всего путешествия.
Ключевые слова: адаптивный туризм, караванинг, караван-тур, автодом, турист с особыми потребностями
Адаптивный туризм сегодня является достаточно актуальным и перспективным направлением в сфере туризма и гостеприимства. Туристы, имеющие моторные, психосоматические, психологические и другие нарушения являются маломобильной и достаточно изолированной группой населения. Они не могут полноценно пользоваться туристскими услугами, услугами гостиниц и иных средств размещений, свободно посещать туристские объекты показа и т.д.
Туризм сегодня - «не просто стиль жизни современного человека. Это деятельность, имеющая огромный познавательный, развивающий, оздоровительный потенциал. Для людей с ограниченными функциями, он служит средством реабилитации.. .»[2].
При предоставлении туристских услуг, услуг гостиниц и иных средств размещения необходимо учитывать множество специфических особенностей - адаптированность мест туристского показа и инфраструктуры средств размещения, специальную подготовку кадров сферы туризма и гостеприимства, в т.ч. психолого-медицинское сопровождение [12].
В настоящее время существует множество интересных разновидностей туризма. Все большую популярность приобретает караванинг - вид автотуризма, при котором в качестве средства размещения используют караван (оборудованный для жилья самоходный или прицепляемый к автомобилю фургон). Сегодня караванинг является одним из самых перспективных отраслей туризма в России. Основным специальным транспортным средством в данном направлении туризма выступает «дом (гостиница) на колесах» - караван, а субъекты такого путешествия называются караванерами.
Караванинг получил широкое распространение в первую очередь в странах Европы. Данная разновидность туризма породила целую индустрию, включающую производство караванов, создание прокатных компаний, сервисных станций, разработку специализированной техники для караванинга, специализированных мест для остановок, кемп-стоянок, различных специализированных услуг для караванеров, а также создание туристских организаций, занимающихся разработкой караван-туров [3].
В России караванинг появился сравнительно недавно. Сегодня существует необходимость популяризации и развития данного направления туризма. Это обусловлено рядом преимуществ (положительных последствий). [5; 10].
Во-первых, Россия - страна с богатыми ресурсами, с достаточно привлекательными дестинациями, однако туристские объекты порой оказываются труднодосягаемыми. Караванинг дает возможность свободного перемещения по всей стране.
Во-вторых, сегодня существует недостаток гостиничных мест, а караванинг может успешно решить данную проблему.
В-третьих, многие туристские объекты не востребованы из-за отсутствия средств размещения и неразвитой инфраструктуры, а «дома на колесах» могут размещаться практически на любой территории. В-четвертых, путешествуя в «доме на колесах», турист
не лишается привычного домашнего уклада жизни, он не ограничен в багаже, поскольку данное специальное транспортное средство сохраняет привычные стандарты комфортного проживания человека. Караванинг также позволяет путешественнику за отпуск или сезон сменить несколько мест отдыха, не думая о средствах размещения и трансфере. Как правило, для целей временного мобильного проживания служат кемпинги - территории на открытом воздухе, представляющие собой площадки для стоянки «домов на колесах» с возможностью подключения электричества или даже воды, а также любая подходящая поляна на природе, где вы можете разместиться абсолютно автономно до нескольких суток. Сегодня проблема дефицита кемп-стоянок является достаточно актуальной, т.к. решение данного вопроса благоприятно отразится на развитии отечественного автотуризма и караванинга.
В-пятых, благодаря развитию караванинга наша страна станет привлекательной не только для российских, но и иностранных туристов, возрастет международный имидж России. На данный момент поток иностранных караванеров сдерживается несколькими факторами, основным из которых является полное отсутствие оборудованных кемпингов и хотя бы минимальной дорожной инфраструктуры для автопутешественников.
В-шестых, из-за развития караванинга возрастет количество придорожных объектов обслуживания, т.е. повысится уровень обслуживания.
Основными сдерживающимися факторами в развитии караванинга в России является «целый комплекс проблем, связанных с отсутствием специализированной инфраструктуры для автопутешественников (кемпинги, кемп-стоянки), недостаточной информационной поддержкой, административными барьерами, отсутствием отраслевых стандартов, несогласованности действий всех компонентов индустрии караванинга и госструктур на территории России.. .»[1].
Путешествия на караванах можно совместить с активным, экстремальным, экологическим и познавательным туризмом. В качестве места размещения и транспорта используют специальные адаптированные для путешествий транспортные средства. Караванинг как самостоятельная форма автотуризма имеет свою специфику, технически основанную на знаниях инфраструктуры, навыках управления крупногабаритным транспортным средством, пользовании и обслуживании систем жизнеобеспечения автодома. В сравнении с обычным автотуризмом у караванинга больше возможностей, поскольку он предлагает автономный формат как проезда, так и проживания, особенно подходит для масштабных и дальних автопутешествий. [6; 7].
В России функционирует несколько организаций, организующих караван-туры, однако они практически не занимаются продвижением своего туристского продукта. В нашей стране созданы российские клубы караванеров, которые начали свою деятельность с 2006 года. Основные задачи этих организаций - популяризация отрасли караванинга, увеличение доли внутреннего и въездного туризма в России, создание положительного имиджа страны в сознании европейцев.
В настоящее время в России существует несколько организаций, занимающихся развитием и организацией караванинга: НОО «Лига караванеров», туристская организация «Караван-тур» и т.д., но отсутствуют туристские организации, занимающиеся разработкой караван-туров именно для людей с ограниченными физическими возможностями.
Развитие караванинга в рамках адаптивного туризма является достаточно важным вопросом. Данное направление окажет значительное влияние на сферу социального туризма. Разработка караван-туров для клиентов с особыми потребностями является очень перспективным сегментом в индустрии туризма.
Сегодня туристский продукт, предлагаемый туроператорами, не всегда может удовлетворить потребности лица с инвалидностью. Это связано, в первую очередь, с отсутствием доступной инфраструктуры, а также нехваткой знаний и навыков работы с туристами с особыми потребностями у работников индустрии туризма и гостеприимства. Следовательно, организацию караванинга в рамках адаптивного туризма необходимо начать с подготовки специализированных транспортных средств для комфортного временного проживания подобных туристов. Инфраструктура каравана должна быть полностью адаптирована для нужд человека с ограниченными физическими возможностями, что подразумевает наличие подъёмников, поручней, пандусов, широких дверных проёмов, адаптированной мебели, оборудование специальных санитарно-гигиенических зон для инвалидов-колясочников и т.д. Особое внимание следует уделить кемп-стоянкам, они должны соответствовать требованиям клиентов с особыми потребностями. Очень важным при организации турпоездок для лиц с особыми потребностями является разработка социально ориентированной туристской дестинации, где клиенту обеспечивались бы удобства и безопасность, а также внимательное отношение обслуживающего персонала (работников индустрии гостеприимства, медико-социальной и транспортной служб) на протяжении всего путешествия [4; 6; 9]. В отличие от обычных караван-туров, караван-поездки в рамках адаптивного туризма требуют большей проработанности. Здесь необходимо учитывать каждый аспект организации
караванинга для туристов с инвалидностью, включая специальную подготовку обслуживающего персонала [11].
Было проведено «пилотажное» анкетирование среди людей с ограниченными физическими возможностями с целью выявить необходимость и определить перспективность развития караванинга в рамках адаптивного туризма.
Анкета была отправлена в такие организации, как «1пуа1хауе1», «ИнваТв», а также был проведен устный опрос с Председателем Мытищинской районной организации «Московская областная организация ВОИ» Докучаевым Дмитрием Павловичем и Директором ООО «ИнваТурСервис-Крым» Меляковой Татьяной Григорьевной.
Результаты анкетирования представлены на рисунке.
6. Какова, по вашему мнению, оптимальная продолжительность тура?
20%
12%
Л ■
Менее 7 дней
7-10 дней
Рисунок - Результаты анкетирования, %
По результатам исследования можем сделать вывод, что караван-туры в рамках адаптивного туризма являются достаточно перспективным и интересным направлением. Было отмечено, что данный туристский продукт давно и успешно востребован за рубежом, но на российском туристическом рынке он почти не известен. Существует множество предпосылок для развития данного направления туризма, однако есть и сдерживающие факторы. В России, к сожалению, отсутствуют надлежащая инфраструктура для развития караванинга, туристские организации, предлагающие караван-туры в рамках адаптивного туризма, а также отмечается недостаточная информированность населения об этом виде туризма.
Литература
1. Автотуризм (караванинг) - новый перспективный сегмент для развития въездного и внутреннего туризма в России // 2012. [Электронный ресурс]: URL: http://russiaturforum.com/upload/2012v2/smolensk/caravaning doclad.pdf (дата обращения: 05.10.2015).
2. Бавельский А.Д. Доступная среда как фактор развития и безопасности безбарьерного туризма // Социальное партнерство учреждений социального обслуживания населения с общественными организациями по работе с детьми-инвалидами: сб. материалов международной научно-практической конференции. - М.: ИПК ДСЗН, 2014. -103 с.
3. Василенко Д.П., Крамчанинов Н.Н. Развитие караванинга как автотуристического кластера в субъектах России // Туризм и рекреация: инновации и ГИС-технологии: материалы VII Международной научно-практической конференции. -Астрахань.: издатель Сорокин Роман Васильевич, 2015. - С. 7-11.
4. Гладская И.Г. Инфраструктурные особенности автомобильного туризма // Вестник Национальной академии туризма. - 2014. - № 4 (32). - С. 17-19.
5. Корнеев А. А., Ермаков А. С. Современное состояние и перспективы развития автотуризма в Российской Федерации // Сервис в России и за рубежом. - 2014. - № 2 (49). DOI: 10.12737/3596. [Электронный ресурс]: URL: http://electronic-journal.rguts.ru/index.php?do=cat&category=2014_2 (дата обращения: 15.10.2015).
6. Макарова С.Н. Автотуризм в России: проблемы и перспективы развития // Наука и общество. - 2012. - № 6. - С. 94-99.
7. Никитина А. Е. Туризм для лиц с ограниченными возможностями здоровья // Состояние и перспективы развития массовых видов спорта и туризма на Северо-Востоке
России: сб материалов Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов, молодых ученых и специалистов. Россия, г. Якутск, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, 25-26 апреля 2013 г. / под ред. Д.Н. Платонова. - Якутск, 2013. - С. 83-85.
8. НОО «Лига караванеров». [Электронный ресурс]: URL: http://www.caravanliga.ru/ (дата обращения: 10.10.2015).
9. Педосюк Ю.Ф. Проблемы формирования безбарьерной среды для развития доступного туризма // Вестник РМАТ. - 2014. - № 3. - С. 29-34.
10. Яковлева К.Г. Перспективы развития безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями на территории Российской Федерации // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2011. - № 4. -С. 131-133.
11. Радыгина Е.Г. Обслуживание гостей с ограниченными возможностями в гостиницах // Социокультурная среда и её развитие в условиях глобализации современного общества: материалы V Международных социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица. Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2013. - С. 213-218.
12. Сигида Е.А., Лукьянова И.Е. Инвалидность и туризм: потребность и доступность: монография. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 106 с.
13. Royal Automobile Club of Victoria (RACV). [Электронный ресурс]: URL: http://www.racv.com.au/wps/wcm/connect/racv/Intemet/primary/travel/caravanning (дата обращения 28.10.2015).
ON THE FORMATION OF CARAVAN TOURS WITHIN THE FRAMEWORK
OF ADAPTIVE TOURISM
Eugenia Kuntcevich, assistant vice-rector, student, [email protected], Valentin Morozov, student, [email protected]
Russian State University of Tourism and Service Moscow, Russian Federation
The article discusses the relevance of the development of tourism for people with disabilities and highlights the issue of potential and relevance of the organization of the caravan tours as part of adaptive tourism in Russia. The authors point out the positive results of the development of the tourist destination, and also list the main shortcomings and constraining factors of realization caravanning in the country. The authors have conducted "pilot" survey among tourists with special needs and summed it up. The research results demonstrate perceptivity of development of caravan tours for people with disabilities. But it is a great work must be done to this kind of trailering became popular. First of all it is necessary to adapt the
infrastructure of tourist sites for specific requirements of customer with disabilities (lifts, handrails, ramps, wide doorways, special sanitary zones for wheelchair users, adapted furniture, etc.), special attention should be paid to camp organization parking (specialized sanitary facilities, recreational facilities, catering places, etc.). Development of a socially oriented tourist destination, where the client could be provided with the convenience and security, as well as the considerate treatment of staff (hospitality workers, medical and social services and transport services) during the entire trip, is very important for the organization of tours for people with special needs.
Keywords: adaptive tourism, caravanning, caravan tour, motorhome, camper with special needs
References
1. Avtoturizm (karavaning) - novyj perspektivnyj segment dlja razvitija v#ezdnogo i vnutrennego turizma v Rossii [Caravanning - a new promising segment for the development of inbound and domestic tourism in Russia] // 2012. URL: http://russiaturforum.com/upload/2012v2/smolensk/caravaning_doclad.pdf (Accessed on October 05, 2015).
2. Bavel'skij A.D. Dostupnaja sreda kak faktor razvitija i bezopasnosti bezbar'ernogo turizma [Accessible environment as a factor of development and security of barrier-free tourism] // Social'noe partnerstvo uchrezhdenij social'nogo obsluzhivanija naselenija s obshhestvennymi organizacijami po rabote s det'mi-invalidami: sb. materialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Social Partnership social service institutions of population with public organizations working with disabled children: a collection of materials of the international scientific-practical conference]. Moscow: IPK SPPD, 2014. 103 p.
3. Vasilenko D.P., Kramchaninov N.N. Razvitie karavaninga kak avtoturisticheskogo klastera v sub'ektah Rossii [Development of caravanning as a tourism cluster in the regions of Russia] // Turizm i rekreacija: innovacii i GIS-tehnologii: materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Tourism and recreation: innovation and GIS technologies: Materials of the VII International scientific-practical conference]. Astrakhan: publ. Sorokin R.V., 2015. Pp. 7-11.
4. Gladskaya I.G. Infrastrukturnye osobennosti avtomobil'nogo turizma [Caravanning infrastructure features] // Vestnik Nacional'noj akademii turizma [Vestnik of National Tourism Academy]. 2014. No. 4 (32). Pp. 17-19.
5. Korneev A.A., Ermakov A.S. Sovremennoe sostojanie i perspektivy razvitija avtoturizma v Rossijskoj Federacii [Current state and development prospects of trailering in the Russian Federation] // Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad]. 2014. No. 2 (49). Pp. 34-39 (DOI: 10.12737/3596).
6. Makarova S.N. Avtoturizm v Rossii: problemy i perspektivy razvitija [Camping in russia: challenges and prospects] // Science and Society. 2012. No. 6. Pp. 94-99.
7. Nikitina A.E. Turizm dlja lic s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja [Tourism for people with disabilities] // Sostojanie i perspektivy razvitija massovyh vidov sporta i turizma na Severo-Vostoke Rossii: sb. material ov Vserossijskoj nauchnoj konferencii [Condition and prospects of development of mass sports and tourism in the North-East of Russia: collection of materials of All-Russian scientific conference]. Ed. D.N. Platonov. Yakutsk: Ammosov NorthEastern Federal University, 2013. Pp. 83-85.
8. NOO «Liga karavanerov» ["League Caravanners"]. URL: http://www.caravanliga.ru/ (Accessed on October 10, 2015).
9. Pedosiuk Iu.F. Problemy formirovanija bezbar'ernoj sredy dlja razvitija dostupnogo turizma [Problems of creating barrier-free environment and accessible tourism development] // Vestnik RMAT [Vestnik RIAT]. 2014. No. 3. Pp. 29-34.
10. Yakovleva K.G. Perspektivy razvitija bezbar'ernoj sredy dlja lic s ogranichennymi vozmozhnostjami na territorii Rossijskoj Federacii [Prospects of development without the barrier environment for persons with limited possibilities in territory of the Russian Federation] // Izvestija Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta [Izvestia Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomiceskogo universiteta]. 2011. No. 4. Pp. 131-133.
11. Radygina E.G. Obsluzhivanie gostej s ogranichennymi vozmozhnostjami v gostinicah [Service of disabled guests in hotels] // Sociokul'turnaja sreda i ee razvitie v uslovijah globalizacii sovremennogo obshhestva: materialy V Mezhdunarodnyh social'no-pedagogicheskih chtenij im. B.I. Livshica [Sociocultural environment and its development in the conditions of globalization of modern society: Proceedings of the V International Livshits socio-pedagogical conference]. Yekaterinburg: Ural State Pedagogical University, 2013. Pp. 213-218.
12. Sigida E.A., Luk'janova I.E. Invalidnost' i turizm: potrebnost' i dostupnost' [Disability and tourism: demand and availability]. Moscow: INFRA-M, 2015. 106 p.
13. Royal Automobile Club of Victoria (RACV). URL: http://www.racv.com.au/wps/wcm/connect/racv/Internet/primary/travel/caravanning (Accessed on October 28, 2015).