штате сотрудников специалиста-диагноста, этим может заниматься сам работодатель. Для того чтобы получить необходимый уровень знаний в области психодиагностики, работодателю можно воспользоваться многообразием соответствующей литературы, обучающими компьютерными программами либо пройти специальные курсы (таблица 1).
Таблица 1
Стоимость обучения психодиагностике в 2012 г.
Наименование Стоимость, руб.
Книги 1000
Компьютерные программы 35000
Обучающие курсы 5000
Итого 41000
В настоящее время применяется компьютерное тестирование, которое позволяет изучить процессуальные стороны деятельности и помогает выявить собственные стратегии для решения поставленных задач, анализируя трудности, которые человек испытывает при выполнении предложенных заданий. Резюмируя вышеизложенное, можно посоветовать каждому работодателю открыть вакансию специалиста-диагноста или обучить отдельных работников психологическим навыкам. Самому руководителю навыки психолога могут понадобиться для лучшего управления работниками, а также для построения гармоничных отношений с партнерами.
Выводы
Подводя итоги, можно сказать, что индивидуальный подход ко всем сотрудникам поможет избавиться от моментов, негативно влияющих на трудовой процесс в организации. Время и финансовые издержки на обучение специалиста-диагноста не столь обременительны даже для небольшой компании, а результат не заставит себя долго ждать и позволит руководителю вывести свою организацию на новый уровень развития.
Литература
1. Акимова М.К., Гуревич K.M. (ред.) Психологическая диагностика: Учебник для вузов, 2008.
2. Вишняков Я.Д., Кирсанов К.А., Киселева С.П. Инновационный менеджмент : практикум : учебное пособие / 2011.
3. Волков Ю.Г., Шершунов А.Н. Теория и практика управления в сфере современной российской экономики (социологический аспект). М., 1997.
4. Каменецкий В.А. Аленина Е.Э., Волосатова В.В. Проблемы качества инновационных проектов. Известия МГТУ «МАМИ». Научный рецензируемый журнал. - М., МГТУ «МАМИ», 2012.
5. Кравцова В.И., Аленина Е.Э. Тришкин А.Г. Обеспечение устойчивого роста конкурентоспособности в результате модернизации России на инновационной основе. Известия МГТУ «МАМИ». Научный рецензируемый журнал. - М., МГТУ «МАМИ», 2011.
Проблемы и перспективы развития автотуризма в России
к.т.н. проф. Садчиков П.И., Полякова Н.С.
Университет машиностроения 8 (499)267-07-74, [email protected]
Аннотация. В статье затронуты вопросы въездного и выездного туризма, рассмотрены основные проблемы и выявлены перспективы автомобильного туризма в России.
Ключевые слова: автотуризм, въездной и выездной туризм, автотуристический кластер, туристско-рекреационные комплексы
Туристическая отрасль - это одна из главных отраслей в мире, и занимает третье место по доходности после нефтехимической и автомобильной отраслей.
Свыше миллиарда человек составил мировой туристический поток в 2011 году, а в целом по планете на долю туризма приходится 9 процентов валового внутреннего продукта - и, соответственно, рабочих мест.
Проанализировав рынок туристических услуг России, мы выявили, что в год приходится 23 млн. международных приездов, из которых только 2,3 млн. человек (т.е. 1/10 часть) предполагают туристическую цель.
Россия, несмотря на то, что это самая большая по территории страна на планете и лидер по количеству объектов природного и культурного наследия, занимает 59-е место по реализации туристского потенциала, по оценке Всемирной туристический организации UNWTO (рейтинг конкурентоспособности туристического сектора, который раз в два года составляет Всемирный экономический форум). Для развития автотуризма в России существуют все условия. Это и уникальные природные ландшафты, и богатое историко-культурное наследие, и выгодное геополитическое положение, и достаточно развитая транспортная инфраструктура. По данным этой же организации, Россия может ежегодно принимать до 70 миллионов тури-
Одинаково плохо обстоит дело как с въездным, так и с внутренним туризмом.
Правительство намеревается активно содействовать развитию туризма в России. Ставится задача в ближайшее время увеличить туристический поток. Для этого необходимо повысить качество предлагаемых туристических услуг, создание и развитие кластеров на основе туристско-рекреационных комплексов.
Въездной туризм
По итогам 2011 г. Россию, согласно данным Росстата, посетило 2,3 миллиона иностранных туристов, и по сравнению с 2010 г. поток туристов вырос на 9,5 процента. Необходимо отметить, что увеличение числа туристов произошло в основном за счет роста турпото-ка из Китая (в полтора раза больше в 2011 г., по ставнению с 2010 г.).
Развитию въездного туризма в России препятствует множество факторов. Сложность получения виз, отсутствие гостиниц для среднего класса, крайне низкий уровень сервиса в большинстве из них, сложности с проездом до большинства потенциально привлекательных для иностранцев мест (Байкал, Алтай, Дальний Восток и т.д.), дорогие трансферы внутри страны, плохая система стыковок расписаний различных транспортных потоков, отсутствие информации и внятных инструкций на английском языке, слабая реклама на внешнем рынке.
Внутренний туризм
Согласно данным Фонда "Общественное мнение", 39% россиян никогда не отдыхали в своей стране и еще 22% опрошенных признались, что в последний раз отдыхали в России более 10 лет назад. Большая часть россиян традиционно предпочитают отдыхать на курортах Краснодарского края (26%) или в пансионатах и турбазах в регионе своего проживания (14%). 10% выбирают лечебные курорты - Кисловодск, Минводы и другие. И только 5% отдыхающих россиян путешествуют по родной стране: едут на Алтай, в Восточную Сибирь, на озеро Байкал, или по городам Золотого кольца. Причем большая часть опрошенных самостоятельно организовывали свое путешествие по стране (31%) и только 4% обратились к услугам турфирм. При этом условия отдыха в нашей стране 38% туристов оценили как "хорошие", 18% - как "средние" и 2% назвали их плохими. Согласно результатам исследования ВЦИОМ, отдых внутри страны предпочитают 30% россиян, а 68% опрошенных предпочитают отдыхать за рубежом. Ежегодно внутренний турпоток растет на 8-10%. Наиболее активно растет самый доступный вид внутреннего туризма - автомобильный. Одним из самых амбициозных проектов, предусматривающих изменение ситуации в сфере Российского туризма, стало создание туристическо-рекреационных зон - больших автотуристических кластеров (АТК) в разных регионах России. С 2011 года в нашей стране действует Федеральная
целевая программа (далее - ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)», в рамках которой наиболее масштабные проекты туристической отрасли получили бюджетное финансирование. В ФЦП развитию этой отрасли в России уделяется особое внимание, определяется ключевая роль туризма в экономике страны. В программу вошли семь основных туристических регионов: Алтай, Бурятия, Кавказ, Приморье, Калининградская область, Ярославль, Золотое Кольцо (Переславль-Залесский, Плес, Ростовская и Рязанская области), в которых создаются особые экономически зоны рекреационного типа. По этой программе, в течение 8 лет на развитие туризма в России будет выделено около 100 (96) млрд рублей. Предполагается, что около 300 млрд. руб. будет получено от частных инвесторов. Общий объем финансирования развития туристической области составит около 400 млрд. руб, из которых 29% - федеральный бюджет, 64% - внебюджетные средства, 7% - консолидированные средства. Началась активная реализация этой программы, и в 2011 году правительство выделило 11,5 млрд. рублей.
Деньги расходуются на самые привлекательные инвестиционные проекты, прошедшие предварительный конкурсный отбор и набравшие необходимый объем инвестий на территориях с наибольшей туристически-рекреационной перспективой. 97% государственных средств преполагается направить на развитие инфраструктуры: строительство дорог, аэропортов, отелей и кемпингов.
1-ый этап ФЦП: 2011-2014 гг. - развитие первоочередных туристических объектов -точек роста современных туристических кластеров.
2-ой этап ФЦП: 2015-2018 гг. - реализация отобранных на конкурсной основе инвестиционных проектов.
Согласно этой программе, объем гостиничного фонда для въездного (иностранного) туризма увеличится к 2018 году в пять раз, а количество россиян, пользующихся услугами внутреннего туризма, в полтора раза. Это позволит к 2018 году увеличить поток внутреннего туризма до 45 млн человек, а количество иностранцев, отдыхающих в России, - до 23 млн человек. Соответственно почти в 5 (4,7) раз вырастет и объем рынка туристических услуг (до 417 млрд рублей), то есть через шесть лет Россия должна выйти на новый уровень и стать туристически привлекательной страной.
Принятая федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» поднимает престиж туристической отрасли и ее значимость для социально-экономического развития страны, сформирует новый уровень отношений между федеральным центром, регионами и бизнесом в области развития туризма.
В рамках реализации этой программы прошла большая серия масштабных встреч и совещаний по ее обсуждению в различных регионах страны с представителями международных инвестиционных центров. На этих встречах обсуждались вопросы развития внутреннего и внешнего туризма в нашей стране, в том числе и перспективы строительства региональных автотуристических кластеров в различных областях и республиках России.
Особо отмечалась важность развития туристической области в связи с проведением в России серии крупных международных спортивных мероприятий, таких как:
• международные спортивные соревнования среди студентов в Казани;
• мировые соревнования по лёгкой атлетике в Москве;
• зимние Олимпийские игры в Сочи в 2014 году;
• чемпионаты мира по хоккею, по футболу в 2016 и 2018 годах.
На все эти мероприятия планируется прибытие большого количества автотуристов из Европы и стран СНГ, и в свете этого автотуристический кластер - это зона особого внимания в комплексе мер в Федеральной программе.
В Ростуризме идею развития автотуризма в нашей стране всячески поддерживают. Это направление вошло в ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)" и в ней, наконец, к слову «туризм», появилась прибавка «авто», что
Серия 5. Социально-экономические науки. нас, представителей единственной в России кафедры «Автомобильный туризм и сервис» Университета машиностроения, не может не радовать.
В Европе зарегистрировано более 4-х млн автодомов (в Германии - более 1 млн). В России же на сегодняшний день - около 400-500 экипажей, что в 2500 раз меньше, чем в Германии, сранительно небольшой и по территории, и по численности населения стране. В Европе автотуризм (караванинг) занимает более 25% всего туроборота. У нас этот показатель не превышает двух процентов.
Всё более популярным становится приключенченский автотуризм в красивейших уголках нашей страны - регионы Алтая, Севера Сибири, Дальнего Востока, Карелии.
Основная часть потока в этих направленях - автомобильный туризм, и главная задача, стоящая перед регионами по развитию данного направления, - это создание конкурентоспособного автотуристско-рекреационного комплекса, обеспечивающего высокий уровень пребывания и досуга.
Сегодня автомобильный туризм является самым перспектиным направлением развития как внутреннего, так и въездного туризма. Запланнированное в ФЦП создание автотуристических кластеров, представляющих собой комплекс различных объектов, которые которые непосредственно взаимосвязаны. Это и отели, и парковки, и предприятия питания,что позволяет резко изменить ситуацию в этой области.
В Российской Федерации рост внутреннего и въездного туризма сдерживается следующими факторами:
• низкий уровень развития общей туристской и транспортной инфраструктуры внутри страны;
• давно устаревшая, но тем не менее дорогая гостиничная сеть;
• низкий уровень качества обслуживания, но в то же время и ограниченный перечень предоставляемых услуг;
• недостаток квалифицированных кадров среднего звена и специалистов по подготовке кадров в сфере туризма;
• плохое качество дорог и дефицит малобюджетной и межрегиональной перевозки;
• отсутствие в предложениях недорогих массовых специализированных автотуристических маршрутов;
• невысокий уровень обеспечения безопасности автопутешествия (особенно в регионах);
• сложная процедура получения виз и давно устаревшие миграционные регламенты;
• ограниченный доступ инвесторов к долгосрочным кредитным финансам и земельным участкам;
• недостаточное финансирование крупных туристических проектов (ТК) в регионах;
• низкая заинтересованность региональных властей в развитии туризма в конкретной области;
• недостаточное рекламирование туристского потенциала Российской Федерации на внутреннем и зарубежном рынках.
Одним из главных сдерживающих факторов развития автотуризма в регионах является острый дефицит квалифицированных кадров и специалистов по подготовке кадров в сфере автотуризма. На сегоднишней день Кафедра «Автомобильный туризм и сервис» Университета машиностроения является единственной, где готовят специалистов для этой отрасти. Ни в одном ВУЗе, специализируемся на подготовке кадров для туристской области, не читается курс «Автомобильный туризм» даже факультативно, в то время как в развитых странах мира этот вид туризма является самым популярным и экономически прибыльным. И, конечно, исторически главная проблема Российского автотуризма - неразвитость региональной общей туристской инфраструктуры и плохое качество дорог. Плохие дороги, это значит - неизбежные поломки дорогостоящей техники и трудности с ее ремонтом. Помимо хороших дорог,
необходимы стоянки, техпарковки, кемпинги, зоны сервиса автомобилей и т.д.
Для развития межрегиональных связей планируется разработка специализированных автотуристических маршрутов, их реклама как для внутреннего, так и внешнего, въездного туризма. Важно разрабатывать новые маршруты, которые необходимо рекламировать, предлагая туроператорам в качестве готового продукта.
Для развития внутреннего автотуризма:
Среди первоочередных мероприятий по равитию внутреннего автотуризма:
• создание единой, общегосударственной структуры Российского автотуризма и регистрация такого объединения на международном уровне;
• снижение таможенных пошлин на ввоз специализированной автотехники для автотуристов (автодомов и караванов);
• разработка и производство в России серии автомобилей предназначенных для автопутешествия и специализированного оборудования для автотуристов (прицепов, палаток на крышу и т.п.);
• формирование многофункциональных автотуристских центров, строительство кемпингов, стоянок и мотелей в привлекательных для посещения местах и регионах;
• подготовка кадров для автотуризма;
• разработка серии путеводителей с описанием автотуристических маршрутов по историческим, природным и культурным достопримечательностям России.
Для привлечения иностранных туристов в Россию, необходимо:
• улучшить качество обслуживания;
• снизить стоимость перелетов и удешевить визовый контроль;
• разработать и рекламировать серию маршрутов разных категорий для потенциальных туристов, а также наладить информирование о достопримечательностях и видах туризма в России;
• информировать о сервисах и предоставлении услуг этих сервисов (организация поездок, транспорт, жилье, питание);
• проводить для представителей СМИ и крупных зарубежных туристических фирм регулярные рекламные автотуры по красивейшим и незабываемым местам России - Байкал, Алтай, Сибирь, Карелия, Дальний восток и т.д.;
• создать англо- и русскоязычный сайт, который обеспечит рекламу интересных и увлекательных мест России для потенциальных туристов, и поможет сформировать маршрут для автопутешествий;
• разработать и издать на английском языке серию путеводителей с описанием автотуристических маршрутов по историческим, природным и культурным достопримечательностям России;
• наладить издание карт и схем на иностранных языках с описанием автотуристических маршрутов: «Национальные парки и заповедники России», «Байкал», «Алтай», «Карелия» и других популярных для иностранных туристов мест с сопровождением их от границы на всем маршруте путешествия («под ключ»).
Выводы
Все большую популярность и, соответственно, перспективы разития во внутреннем и въездном туризме по России приобретают экстремально-спортивные маршруты и мероприя-
Часть перечисленных выше проблем является общей для развития всей сферы туризма в России и при правильном планировании может в короткие сроки быть решена, а часть из них требует масштабных вложений и временных затрат на реализацию.
Литература
1. Материалы XI Международного инвестиционного форума «Сочи-2012».
Серия 5. Социально-экономические науки.
2. Постановление народного хурала Республики Бурятия «О ходе реализации закона Республики Бурятия "О туризме"» (от 24 мая 2012 г. N 1562-1У).
3. Дуленкова А. Караванеры осваивают страну. "Российская газета" - Федеральный выпуск, № 5791 (118).
4. Кластерные формы организации финансирования курортно-туристической сферы. Попов А.Р. Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 14. с. 54-57.
5. Курортно-туристическое предпринимательство: пути развития. Попов А.Р. Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 15. с. 59-62.
6. Организационно-финансовые императивы курортно-рекреационной деятельности. Попов А.Р. Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 8. с. 46-49.
7. Формирование экономического механизма развития внутреннего рынка курортно-туристских услуг. Яковенко Г.В. диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Санкт-Петербург, 1997.
8. http://www.yugopolis.ru
9. Аксенов А.П., Монастыренко Д.Ю. Развитие автомобильного туризма в России на основе опыта стран Европы и его влияние на экономику страны // Известия МГТУ «МАМИ» -М.: № 2 (14), 2012.
Основные проблемы организации и управления предприятиями автомобильного сервиса в московском регионе
к.э.н. Стаханов А.Б., Полякова Н.С. Университет машиностроения 8 (499)267-07-74, [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены основные проблемы организации предприятия автосервиса и управления уже существующим предприятием, обозначены основные направления работы в улучшении системы регулирования автосервисной деятельности.
Ключевые слова: автомобильный сервис, лицензирование, сертификация, предпринимательство, государственное регулирование
Прежде чем рассматривать современные проблемы организации работы, с которыми сталкиваются предприятия автосервиса, необходимо отметить, что отрасль коммерческого технического обслуживания автомобильного транспорта существует в нашей стране немногим более двадцати лет. Многие процессы формирования отрасли (к таковым стоит отнести регулирование на федеральном, городском и муниципальном уровне, юридическую практику, и т.д.) далеки от своего завершения, отрасль продолжает развиваться и видоизменяться. При этом московский регион демонстрирует самый высокий уровень развития отрасли, что и делает его наиболее интересным для рассмотрения.
В связи с неразвитостью системы станций технического обслуживания ремонт автомобиля до середины 90 годов прошлого века традиционно осуществляемый самими водителями во дворах жилых домов и частных гаражах, обязательно оборудованных смотровыми ямами, теперь и, вероятно, навсегда остался в прошлом. Современный автомобиль является настолько сложным технически, что за исключением самых простых операций пытаться чинить его «в домашних условиях» без специальных навыков, инструментов и оборудования нецелесообразно.
По данным поисковой системы «Яндекс» (https://www.yandex.ru), на октябрь 2012 года в Москве функционируют около 3500 предприятий автосервиса, около 600 автомоек и 1000 организаций, оказывающих услуги шиномонтажа. Однако простой анализ представленных поисковиком данных показывает, что число работающих предприятий автосервиса в Москве