ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА РОССИИ В ПЕРИОД ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
О. Ю. ТАРАСОВА
В статье на основе анализа современных тенденций развития туристского бизнеса в России и за рубежом, а также текущих экономических характеристик постиндустриальной цивилизации сформированы прогнозные выводы, обосновывающие проблемы и перспективы его дальнейшего развития. Среди них ключевыми выделены: во-первых, последствия тенденции прогрессирующего выездного туризма среди населения РФ на фоне сокращения темпов въездного международного туристского потока, заключающиеся в: ориентации предпринимательского сектора главным образом на отток национального потребителя; форсировании дефицита платежного баланса государства по статье «Поездки»; сокращении фондоемких объектов в отрасли; убыточности финансирования инфраструктурного обеспечения туриндустрии; затрудненности. Во-вторых, последствия тенденции укрупнения, консолидации и глобализации предпринимательских структур российского рынка ту-руслуг: сокращение числа предпринимательских структур в данном сегменте бизнеса - прежде всего, среди малых и средних предприятий регионов; внесение ужесточающих регламентирующих поправок в туристическое законодательство РФ.
Ключевые слова: предпринимательство, постиндустриальная экономика, предпринимательская среда, туристский бизнес.
Постиндустриальный период развития предпринимательства в общемировом секторе туризма и гостеприимства коррелирован, начался единовременно в начале XXI столетия и отмечен стремительным приростом потребления, учреждением новых специализированных предприятий туристского бизнеса и организаций смежных отраслей, формированием и совершенствованием системы государственного регулирования предпринимательской среды.
Развитие национального турбизнеса тесно связано с политическим, экономическим положением страны в целом, а также характером внешнеэкономических связей и международных отношений. На массовость притока туристов и про-грессирование коммерческой составляющей воздействует множество различных обособленных самостоятельных процессов в современной предпринимательской среде, которые непосредственно влияют на внутренние и внешние экономические показатели туризма, а также вызывают серьезные инфраструктурные модификации общего и частного туристического пространства. В связи с этим, предпринимательская деятельность в ту-риндустрии требует глубокого научного изучения, раскрытия закономерностей анагенеза и выявления основных тенденций.
В рамках достижения детального аргументированного обоснования заявленной темы исследования целесообразно представить генезис предпринимательских систем туриндустрии в редакции квантитативных индикаторов официальных источников в сопоставимых смысловых величинах и значениях для выявления сравнительных тенденций и характеристик их последствий для национального и международного турбизнеса.
Гипотезу «анагенеза» и подъема национального туризма в постиндустриальном мире рационально аргументировать или опровергнуть сетью долгосрочных количественных статистических показателей, отражающих репрезентативные изменения предшествующего и современного периодов, в том числе в уровне коммерциализации отрасли (табл. 1).
Характер и отклонения количественной динамики дополнительно подтверждают корректность предположения в исследовании туриндустрии о зависимости предпринимательских систем туристической отрасли от содержания, факторов и экономической конъюнктуры: кратковременные спады активности турпотока и объемов реализации туристского продукта происходили лишь в 2001 и 2009 гг., что совпадает по времени и, скорее всего, напрямую связано с нестабильной кри-
зиснои экономико-политическои ситуациеи в государстве начала XXI в. Данные наблюдения косвенно доказывают, что предпринимательская система туристическои отрасли целиком детермини-
рована внешними и внутренними стрессорами макро-, мезо- и микро-окружения неоднозначно развивающеИся рыночной предпринимательской среды.
Объемные количественные нормативы туристического рынка РФ за 1970-2011 гг.* (в том числе прогноз до 2015 г. на основе диаграммного тренда)
Таблица 1
Показатель 1970 1980 1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2015 **
Число отправленных в туры российских туристов (млн чел., значение показателя за год)* 1,8 4,0 10,8 3,4 4,5 4,2 5,4 5,7 6,6 6,8 7,8 9,4 11,3 9,5 12,6 14,5 14,5 19,0-19,5
Число принятых иностранных туристов (млн чел., значение показателя за год)* 2,1 3,0 6,2 4,8 2,6 2,2 2,4 3,2 2,9 2,4 2,4 2,2 2,3 2,1 2,1 2,3 2,2 1,9-2.0
Платежный баланс РФ по статье «Поездки» (аналитическое представление, экс-порт+импорт), млн долл.* - - 3 7 8 7- -5419 -5713 -7116 -8378 -9755 -11444 -10484 -11769 -11936 -11539 -17757 -21068 -18500 -21500/22000
Число туристических предприятий (ед.)* 4738 6085 7431 5810 4525 2966 3345 8 'чО 3 4010 5079 5842 6639 6477 6897 9133 12000 90009500 100001 1000
Число реализованных турпакетов (путевок), ед.* Всего по РФ: - - 1984000 1551209 1208127 791891 858000 943415 2033615 4326110 4640608 5819349 4304597 3666429 4388712 5766401 6300000 6520000 8300000 8320000
в том числе гражданам России по территории РФ (ед.) - - 198400 154760 439024 7 6 8 2 311791 342830 739000 1377625 1459890 1659468 1029981 830469 871955 1145676 1900000 2000000 3000000
гражданам России по зарубежным странам (ед.) - - 992000 775605 677334 443972 481035 528923 1140142 2747672 3027219 4056719 3183100 2772144 3397462 4463381 4300000 4400000 5200000
иностранным гражданам по территории России (ед.) - - 793600 620844 91769 60152 65174 71662 154473 200813 153499 103171 91516 63816 119295 157344 100000120 000 100000120 000
Стоимость реализованных туристских услуг населению (млн руб.)* 702,8 1261,4 3063,5 1477,7 10639,3 13957,6 15156,8 18251,2 6, ,6 'чО 3 2 33848,8 45312,0 53960,6 72975,5 6, ,7 г^ 8 7 82246,3 98211,6 9000092000 110000
Затраты по совокупности основных фондов, связанные с производством и реализацией туруслуг (млн руб.)*** - - - - 63,1 65,2 127,6 83,7 100,5 124,5 150,8 176,9 226,5 211,4 235,9 271,4 3 2 274,4-276,2
Численность лиц, размещенных в гостиницах и аналогичных средствах размещения при туробъектах (млн чел.)*** - - - - 5,5 5,7 8,5 8,4 8,8 8,5 8,6 8,8 10,8 8,6 11,5 12,8 13,8 13,9-15,0
Инвестиции в основной капитал отрасли (млн руб.)*** 532600 599000 709700 983300 1257000 1531000 1804600 2278200 2898500
*составлено на базе данных Росстата (ЕМИСС) [4], материалов статистики банка России [7]
"определено посредством диаграммного анализа (экстраполяция на основе средних значений временного ряда при прочих равных условиях)
***на базе данных Всемирного Совета по туризму и путешествиям ^ТТС), в том числе прогноз до 2015 г. [2]
В целях выявления характерных тенденций эволюционирования туризма в России, специфики их влияния на рентабельность туристского предпринимательства, доходность федерального
бюджета, прогностики будущего развития наиболее значимые сведения Госкомстата РФ конкретизированы по годам и сведены в диаграмму (рис. 1-3).
25
20
15
10
0
/
/
/
4,5 /
2,6 /
п я 1,3 /
0,8 ,5
9 ,4 ,9
1 7 й 1 ' ■
,8 Ш ' 11
6,2 г ^ 6,6 6,8, 1 ■ 11
— — 4,8 4,5 /10- 5,' 4 5,7 Г Г р. 1= — ■ — — —
1 1 43 3,4 2,6 2,2 1 ■ 1Н 2 ,4 3,2 ■ ■I ■ ■1 В1 ■
1 -4 2,4 2,4 2,2 2,3 - - -
1 ■ 1
1 1
^ ^ ^ ^ Л'
Годы
I Число отправленных в туры российских туристов, млн. чел.
I Число принятых иностранных туристов, млн. чел.
-Экспоненциальная (Число отправленных в туры российских туристов, млн. чел.)
-Экспоненциальная (Число принятых иностранных туристов, млн. чел.)
-5000
-10000
-15000
-20000
-25000
11444
г?!
■17757
л
у У
> л л
\ \
■21068
Платежный баланс РФ по статье «Поездки», млн. долл.
5
0
Рис. 1. Количественная динамика вектора туристского потока, его влияние на состояние платежного баланса страны* (прогноз до 2015 г. на основе экспоненциальной кривой - среднего тренда**)
*составлено на базе данных Росстата (ЕМИСС) [4], материалов статистики банка России [7]
**определено посредством диаграммного анализа (экстраполяция на основе средних значений временного ряда при прочих равных условиях)
_ ш Число туристических
/
- предприятий, ед.
у
7,6
7 >У7 И
Стоимость реализованных туристских услуг населению,
5
млн. руб.
/
/
576 туристических
предприятий, ед.)
Л -' ?0 0
ой 43Л б: 1
4 № 9 А: з4 0
Г" ^ 1 реализованных туристских
у}
о о о ,—, (41 г -Ф чо Г"- 00 о, <Гч т—, * услуг населению.
Г-- О", О", о О о о о о о о о о
2? ,—, ,—, Сч1 Сч1 Сч1 Сч1 Г\1 Сч1 Сч1 Сч1 Сч1 Сч1 Г\1 Сч1 млн. руб.)
Рис. 2. Интермиттенция количества турпредприятий, координированная с объемом туристских услуг населению (в стоимостном выражении)* *составлено на базе данных Росстата (ЕМИСС) [4]
6000000
5000000
4000000
3000000
2000000
1000000
о
--
4 46338 1
4 05671 9
_, з 9^746 2
з 18310 0_
_2 02721 9 -
77214 ■1
2 '4761
■ у/
у/
16 59 58
1 з 14- б 6 й 59 90
1 1
009ПП 14014 ■ 10 29 31 11 ■ 76
7< В 6] ^бО ■ ТУ № 1< ¡5 ■
бШ \kiiii / 9(1 )0"
|4: Щ 2Е >8103-ТША
Ш 4; пет 1 ^ 447^0081^349^ ! 17 Р1 А
2б|п 66 Л -> 5166381611 У"®-1
с?0 с^ ^ # С^ с?^ с^
Число реализованных гурпакетов гражданам России но территории Рс^ед. ^
I Число реализованных гурпакетов гражданам России но зарубежным странам, ед. Число реализованных гурпакетов иностранным гражданам по территории России, ед.
Рис. 3. Численная дифференциация направлений реализованных туров российскими туркомпаниями (в абсолютном выражении)* *составлено на базе данных Росстата (ЕМИСС) [4]
Основываясь на данных диаграммного анализа, возможно опровергнуть оптимистичный прогноз дальнейшего увеличения инициативности, направленной на въездной туризм (нисходящая экспонента). Между тем, выездная активность в России, основываясь на характере графических данных, увеличивается в геометрической прогрессии (резко восходящая экспонента). Указанное положение является причиной формирования дефицита платежного баланса по статье «поездки». Результаты последних лет усугубили занимаемые национальной туристической отраслью позиции и привели к приумножению платежного недостатка.
Далее следует оценить кинетику туристических предприятий в сопряжении с диапазоном реализованных турпакетов (в том числе с учетом мониторинга территориального направления сбыта) и стоимостью оказанных туристских услуг населению.
Данные диаграмм свидетельствуют о разрозненном характере отдельных показателей, отражающих развитие туристической индустрии в целом, а также коммерческой деятельности в рамках турсектора:
- прогнозируется рост выездного туризма на фоне сокращения въездного потока, что провоцирует предпринимательские структуры в большей степени ориентироваться на отток населения РФ и частично на формирование и продвижение внутреннего турпродукта;
- предполагается дальнейшее увеличение дефицита платежного баланса России по статье «Поездки» в свете минимизации объемов прибытий иностранных туристов;
- неоднозначен прогноз в отношении числа турпредприятий (предусматривается их снижение при росте туристских убытий, внутренних туристических миграций, стоимости реализованных населению туруслуг, планомерном увеличении инвестиций в основной капитал отрасли);
- затраты по совокупности основных фондов туристической индустрии возрастают пропорционально численности лиц, размещенных в гостиницах при туробъектах; очевидно также искусственное многократное превалирование численности лиц, принятых средствами размещения, над количеством въезжающих иностранных гостей с туристическими целями, объемом внутреннего туризма и масштабами продаж туров, что указывает на нецелевое использование основных фондов, опасность их непродуктивного износа, малоцелесообразность инвестиционных вливаний в инфраструктурное развитие собственно туристического кластера экономики.
Следует подчеркнуть, что экпоненциальный трендовый прогнозы имеют приближенный формат, естественные погрешности и не могут давать абсолютно точных расчетных значений.
Статистические сведения Росстата, Евростата, генеральная совокупность сводок всемирных организаций и выборка из нее (Всемирная туристская организация (UNWTO), Всемирный совет по путешествиям и туризму ^ТТС), Международная ассоциация воздушного транспорта (1АТА), Международный союз по сохранению природы (ШС№)), а также результаты опросов топ-менеджеров-респондентов в сфере туризма равным образом используются при составлении рейтинга и определении индекса конкурентоспособности секторов путешествий (ТТС1). Туристско-рекреационные ресурсы и возможности России ежегодно оцениваются очень высоко, однако по многим инфраструктурным показателям Российская Федерация занимает одно из последних мест.
В аналитико-прогностическом ракурсе оценки коммерческой эффективности данного рода предпринимательства и внутренних резервов развития в рамках страны, на наш взгляд, следует рассмотреть качественные преобразования в «пролиферации» предпринимательских систем туристической отрасли в России по признаку акцессорности и порожденные современными тенденциями точки конвергенции и диссонанса с международным опытом: одной из первостепенных тенденций на российском рынке туристского бизнеса является то, что поведение российского потребителя под воздействием факторов современной рыночной среды прогрессирует в потребности выездного туризма наиболее востребованных направлений в «поле» возможных для посещения зарубежных стран (интенсивность въезда падает). Поступательно надлежит выявить потребительские предпочтения внешних туристских перемещений и базовые сегменты рынка по въездному туризму (табл. 2).
В 2012 г. стабилизировались темпы роста как въездного, так и выездного туризма. Практически по всем странам продолжается наращивание показателей. Отдельные снижения объясняются, в основном, неблагоприятной политической обстановкой и природными катаклизмами.
Последствия тенденции прогрессирующего выездного туризма среди населения РФ на фоне предсказаний сокращения темпов въездного международного туристского потока:
- форсирование дефицита платежного баланса государства по статье «Поездки»;
- убыточность финансирования инфраструктурного обеспечения туриндустрии;
- ориентация предпринимательского сектора главным образом на отток национального потребителя (минимум издержек, захват более предпочтительного участка рынка), минуя высокий бонитет внутренних резервов, ресурсов, потенциально прибыльных проектов и диктуемых ими возможностей (в пределах России отмечено незначительное увеличение показателей внутреннего туризма, наделенного адаптационно-компенсаторным функционалом);
- сокращение фондоемких объектов в отрасли (процветание турагентских и туроператор-
ских услуг), либо использование наличествующих основных средств не по назначению (за порогом туристской деятельности);
- затрудненность реализации программно-целевого метода во внутрифирменном стратегическом планировании и его поддержании в оперативном и тактическом управлении вследствие неоднозначных перспектив и неуверенно развивающихся туристических кластеров, по мнению экспертов в туристской отрасли, обладающих потенциалом диверсификации российской экономики и наращивания эффективного капитала.
Структуризация выездного потока российских граждан за рубеж с целью туризма, чел. Структуризация въездного потока иностранных граждан с целью туризма в РФ, чел.
Страны 2009 2010 2011 2012 Темп роста численности российских граждан, выехавших за рубеж 08/11, % 2009 2010 2011 2012 Темп роста численности российских граждан, выехавших за рубеж 08/11, %
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Австралия - - - - - 26087 22429 21167 24775 95,0
Австрия 102124 96589 135536 190840 186,9 24789 31383 28290 28034 113,1
Болгария 207540 207381 263225 339643 163,7 8064 6882 6004 6800 84,3
Великобритания 87302 96373 119783 153998 176,4 142016 150910 126454 128533 90,5
Венгрия 31161 27027 31721 43905 140,9 7329 6585 6436 6463 88,2
Германия 330274 363344 470730 702346 212,7 332822 333892 347214 346627 104,1
Греция 349152 282271 386700 612464 175,4 23036 23380 18117 17060 74,1
Египет 1426742 1615398 2198320 1452813 101,8 1550 1915 2425 2705 174,5
Израиль 98708 134684 184776 225976 228,3 32725 46451 58694 75468 230,6
Иордания 16413 10073 10204 8555 52,1 - - 950 967 101,8 (10/11)
Испания 365436 296278 411438 645303 176,6 105655 95070 86732 100773 95,4
Италия 398067 336111 451452 571603 143,6 143493 113495 122973 125062 87,2
Канада 6724 3819 4898 5494 81,7 44238 43642 31536 34926 79,0
Кипр 172352 155136 234312 323631 187,8 4281 3202 3291 4077 95,2
Китай 2059326 999202 1440364 1502344 73,0 127155 115870 158061 234127 184,1
Корея, Республика 49414 58704 74233 74960 151,7 47343 35200 42573 46991 99,3
Куба 22212 21675 37796 57008 256,7 816 966 1107 1572 192,6
Латвия 46333 48671 72644 89645 85,6 - - 33796 33522 99,2 (10/11)
Литва 77787 44200 58142 47192 60,7 - - 22761 22114 97,2 (10/11)
Малайзия - - - - - 2966 2422 3435 4249 143,3
Мальта 18840 12444 17929 20131 106,9 953 923 1034 1092 114,6
Нидерланды 48630 56013 72774 89496 184,0 35376 31851 34907 37874 107,1
Норвегия 20707 14015 12805 25581 123,5 34270 27856 22527 23338 68,1
ОАЭ 228102 214343 286856 394581 173,0 457 307 304 393 86,0
Польша 45681 37984 43081 48895 107,0 32919 26358 25616 29908 90,9
Румыния - - 2081 1533 73,7 (10/11) 4671 3932 5192 6142 131,5
Словакия 3187 2639 755 1556 48,8 3756 2727 3421 4080 108,6
США 56192 72419 85829 112213 199,7 185888 183293 162383 169763 91,3
Таблица 2
Сравнение показателей выезда российских граждан за рубеж и въезда иностранных туристов на территорию РФ за период 2009-2012 гг. по странам мира*
*источники: www.tourest.ru/publ/statistika_turizma [8], www.russiatourism.ru [9]; первичные данные предоставлены Росстатом [4] Для анализа и построения сравнительной таблицы использованы предварительные данные Росстата по въезду и выезду из России исключительно с туристическими целями (поездки в командировки, по служебным делам и с иными намерениями в данном исследовании не учитывались).
Структуризация выездного потока российских граждан за Структуризация въездного потока иностранных граждан с
рубеж с целью туризма, чел. целью туризма в РФ, чел.
Темп роста Темп роста
численности численности
Страны 2009 2010 2011 2012 российских граждан, выехавших за рубеж 08/11, % 2009 2010 2011 2012 российских граждан, выехавших за рубеж 08/11, %
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Таиланд 258765 233113 264046 780234 301,5 7723 7447 7521 9402 121,7
Тунис 149001 123157 180080 145359 97,6 328 387 507 440 134,1
Турция 2212792 1966722 2367560 2681662 121,2 54593 43756 56376 80754 147,9
Филиппины - - - - - 2179 1469 3123 2944 135,1
Финляндия 666892 556311 709009 912105 136,8 142017 149884 139216 133630 94,1
Франция 229234 200087 222718 267167 116,5 103223 94176 94282 94863 91,9
Хорватия 119349 75412 99198 106447 89,2 3791 3462 4348 4511 119,0
Чехия 226988 213916 267494 367461 161,9 14617 10872 11457 12972 88,7
Швейцария 82968 106350 121338 148694 179,2 23827 26247 23918 26277 110,3
Швеция 20847 19524 25323 50359 241,6 24918 28315 22061 27408 110,0
Эстония 76760 8206 11509 25079 32,7 - - 34589 31225 90,3 (10/11)
Япония 31857 23894 26124 13096 41,1 44435 39269 42176 37985 85,5
Прочие страны с показателями 969838 821727 1202270 1256525 129,6 500768 384376 316895 356131 71,1
менее 1000 чел.
Всего по странам 11313697 9555212 12605053 14495894 128,1 2295074 2100601 2133869 2335977 101,8
В качестве следующей современной тенденции развития предпринимательских систем в туристической индустрии РФ следует обозначить процесс укрупнения и консолидации на стыке интеграции и глобализации туристического хозяйства: появляются первые российские туристские и гостиничные цепи (они постепенно интегрируются в постоянные международные туристские сети), формируются национальные фран-чайзинговые турфирмы, происходит укрупнение туроператорских компаний, усиливается специализация.
Последствия тенденции укрупнения, консолидации и глобализации предпринимательских структур российского рынка туруслуг:
- сокращение числа предпринимательских структур в данном сегменте бизнеса - прежде всего, среди малых и средних предприятий регионов. Формирование внутреннего туристского рынка шло путем продолжительной непрерывной кумуляции (более 20 лет), причем это течение происходило в два этапа. Сначала среди местных участников заявляют о себе компании-лидеры, которые способны к разработке, продвижению и реализации консолидированного
массового турпродукта (самостоятельно или в «пуле»), установлению чартерных цепочек, договорным отношениям с отелями о хороших скидках, генерированию собственной сети тур-партнеров-контагентов. Однако в начале XXI в. крупные столичные туроператоры развернули региональную экспансию (нередко с участием иностранного капитала), локальные турфирмы оказываются неконкурентоспособны и в основной массе переквалифицируются в их агентурные линии. Впрочем, подобный крен в функционировании регионального малого и среднего бизнес-сектора туристической отрасли приводит к потере лишь «лица» компаний как производителей, но не к снижению общей доходности и рентабельности коммерческой деятельности. Однако наиболее мелким организациям с каждым годом существовать и соперничать на рынке все сложнее, а обострение международной конкуренции может поставить их на грань банкротства;
- внесение ужесточающих регламентирующих поправок в туристическое законодательство. Несколько лет назад в отечественной туриндустрии состоялся переход от лицензиро-
вания к системе страховых гарантий туроператорской формы хозяйствования, которые расценивались в качестве «панацеи» от форс-мажорных факторов, случаев несостоятельности туроператоров, поскольку получение туроператорской и турагентской лицензии превратилось в юридическую формальность (за умеренное вознаграждение многочисленные фирмы посредники оказывают правовую помощь подобного рода). В ситуации, когда лицензирование и сертификация превратились в «профанацию», финга-рантии рассматривались как действенная конструкция госрегулирования рынка туруслуг, максимизирующая цену «входного билета» в бизнес (отсекающая недобросовестных претендентов) и создающая реальный механизм возмещения и предоставления выплат понесшим ущерб туристам. Размер ежегодно возобновляемых страховых гарантий выездного туризма решено определять в зависимости от величины выручки предприятия предшествующего периода (до 100 млн руб. - минимальный размер страхового резерва составляет 30 млн руб.; для компаний с оборотом в интервале 100-300 млн руб. норма гарантии - 60 млн руб. у крупных туроператоров с годовой выручкой более 300 млн руб. лимит страхового покрытия зафиксирован в 100 млн руб.). Вопреки ожиданиям, желаемого эффекта прямая экспозиция страховых гарантий не произвела: разорение таких «слонов» туристического предпринимательства, ориентированных на образование выездного потока, как «Капитал-Тур» (окончание 2010 г.) и «Ланта-Тур-Вояж» (январь 2012 г.) продемонстрировало, что концепция страхования крайне несовершенна (сумма страхового покрытия оказалась недостаточной для рамбурсирования потерь потребителей). Компания «Ингосстрах», являющаяся поручителем предприятия «Ланта-Тур-Вояж», признала дефицит страховых накоплений для покрытия обязательств перед туристами и объявила о намерении возместить лишь половину стоимости путевок [10].
Также прогнозируется вероятность ужесточения Федеральным агентством по туризму аспектов процедуры регистрации в Едином федеральном реестре туроператоров.
Интеграция российской индустрии туризма и гостеприимства в мировое туристическое пространство приводит к позициям вторичного сорта обслуживания въезжающих на территорию государства иностранных туристов в разрезе международной практики. Несмотря на высокий рекреационный потенциал, Российская Федера-
ция занимает скромное место в области инфраструктуры.
Особую тревожность в условиях территориальной масштабности РФ и общемировой тенденции глобализации экономического пространства вызывает состояние индустрии турперево-зок. Самолетный парк российского производства градационно устаревает (морально и физически изнашивается). Из-за низкой технической оснащенности и шумности ограничивается их доступ в европейские аэропорты, что отбрасывает отечественных авиаперевозчиков на периферию международного туристического рынка авиауслуг и диктует неизбежность привлечения зарубежных авиалиний. Проблемы состояния подвижного состава на железной дороге, спектра экскурсионных автобусов, флота круизных судов, сокращение объема перевозок, утрата уровня технического оснащения отрицательно сказывается на обеспечении средств безопасности как значимом факторе детерминации потребительских предпочтений в путешествиях, а значит на развитие предпринимательских систем туристической отрасли. Подобный гистерезис наблюдается и в уровне сервиса, причиной чего является еще не сформировавшаяся организационно массивная предпринимательская прослойка, способная к реализации туруслуг в классе международных стандартов и недостаток кадров соответствующей квалификации. Необходима масштабная модернизация и реконструкция материальной базы авиастроения, автомобилестроения (транспортной отрасли в целом), а также стимулирование образовательных программ, ориентированных на подготовку специалистов в сфере туризма и сервиса.
Таким образом, анализ статистических показателей демонстрирует планомерное увеличение туристической активности, как в национальной среде (в основном выездных показателей), так и на международных рынках (по совокупности оценочных индикаторов). Современное состояние и тенденции развития туристической индустрии страны возможно охарактеризовать следующими фундаментальными отрицательными положениями, первоочередно требующими оперативной нейтрализации:
1) многократное превышение выезда российских граждан с туристическими целями над въездом иностранных туристов на территорию страны, формирующее дефицит платежного баланса страны;
2) достижения предпринимательских систем туристической индустрии России являются
весьма скромными на фоне общемировой тенденции неуклонного роста, процветания и развития данной сферы деятельности;
3) предложения в рамках отрасли не соответствует интернациональным стандартам (инфраструктурные упущения);
4) непропорциональность сосредоточения основных фондов туриндустрии на территории крупных городов (Москва, Санкт-Петербург, курорты), минуя регионы как колоритные объекты экскурсионной направленности в маршрутных турах, причем в завышенной ценовой группе. Стоимость размещения в таких гостиницах сопоставима со стоимостью размещения в крупнейших столицах мира. Региональная «звезд-ность» базируется на трехзвездочных мини-отелях, полностью неадекватных современным рыночным условиям в плане общепринятых международных норм предоставления комфортного размещения постояльцев.
Также качественная и квантитативная оценка эволюции предпринимательских систем в туризме в сопоставлении тенденций и проблем коммерческого сектора позволили:
- охарактеризовать предпринимательскую систему туристической отрасли как детерминированную флуктуативными изменениями комплекса внутренних (ограниченность предпринимательских туристских ресурсов, инфраструктура дестинации, внутриотраслевой бизнес-климат, особенности законодательного регулирования) и вариаций внешних (поведение конкурентов, экономическая состоятельность хозяйства, материально-технические и технологические инновации, параметры безопасности и т. д.) факторов неопределенной предпринимательской среды, слагаемой из цепи бифуркаций (трудно прогнозируемых обстоятельств), что в тоже время придает системе динамический вероятностно -стохастический оттенок;
- выявить ключевые проблемы перспективного развития туристского бизнеса России, порождаемые современными тенденциями, которые сводятся к: дефициту качества турпродукта, концентрации основных средств туристической индустрии на территории столичных городов, нехватке квалифицированных кадров, недостаточной стандартизации обслуживания, усложнению договорных обязательств и взаимоотношений гостиничного бизнеса и туроператоров, статичности в нейтрализации прогнозируемых рисков снижения конкуренстоспособности национальных предпринимательских структур рассматриваемой отрасли народного хозяйства в
условиях постиндустриального мира. Это формирует нулевые позиции в конкурентном сопротивлении с международным турбизнесом за лидерство на внутреннем рынке и продвижении собственного турпредложения. При этом, апо-ричность зарубежных предпринимательских систем в туротрасли представлена главным образом несовершенством прогрессирующей конкурентной рыночной среды, что, с одной стороны культивирует необходимость рационализации хозяйствования, а с другой - подавляет инициативность еще малоизвестных для посещения дести-наций, провоцируя опасность преждевременного банкротства связанных с ними предпринимательских институтов.
Несмотря на положительную динамику отдельных статистических показателей, достижение сопоставимых параметров с международной туриндустрией для российских компаний коммерческого туристического сектора на текущий период представляется довольно сложным. В качестве перспективных направлений следует определить активное продвижение уникальности природных ресурсов, освоение территорий под современные разнохарактерные туристическое комплексы в благоприятных дестинациях, модернизацию инфраструктурных проектов в приближенных к центрам территориях и регионах, разработку и внедрение программы развития сопутствующих сфер бизнеса, углубление деловых контактов, планомерное расширение охвата рынка (в том числе международного потребления) и пролонгацию достаточной маркетинговой, управленческой и информационной поддержки в качестве инструмента привлечения иностранных туристов и популяризации внутренних перемещений.
Литература
1. Всемирная туристская организация (UNWTO). URL: http://www2.unwto.org
2. Всемирный совет по туризму и путешествиям (WTTC). URL: http://www.wttc.org
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I. первая от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 8 декабря 2011 г.): URL: www.base.garant.ru
4. Единая межведомственная информационно-статистическая система Росстата. URL: http:// www.fedstat.ru
5. Комитет по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы. URL: www.moscomtour.mos.ru
6. Рейтинг конкурентоспособности секторов туризма и путешествий // Всемирный экономический форум. URL: www.weforum.org
7. Статистика Банка России: URL: www.cbr.ru
8. Статистика туризма в России: справочник по туризму. URL: www.tourest.ru
9. Федеральное агентство по туризму РФ. URL: www.russiatourism.ru
10. Эксперт. URL: www.expert.ru
* * *
PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF TOURIST BUSINESS OF RUSSIA IN THE PERIOD OF POST-INDUSTRIAL ECONOMY
O. Yu. Tarasova
In article, on the basis of the analysis of current trends of development of tourist business in Russia and abroad and as current economic characteristics of a post-industrial civilization the expected conclusions proving problems and prospects of its further development are created. From them key conclusions are distinguished: first, consequences of a tendency of progressing outbound tourism among the population of the Russian Federation against reduction of rates of the entrance international tourist stream, consisting in: orientations of a business sector mainly on outflow of the national consumer; speeding up of deficiency of the balance of payments of the state under the article «Trips»; reduction of capital productive objects in branch; unprofitability of financing of infrastructure providing tourist's industry; difficulty. Secondly, consequences of a tendency of integration, consolidation and globalization of enterprise structures of the Russian market of tourist's services: reduction of number of enterprise structures in this segment of business - first of all, among small and medium-sized enterprises of regions; entering of toughening regulating amendments into the tourist legislation of the Russian Federation.
Key words: business, post-industrial economy, enterprise environment, tourist business.