Научная статья на тему 'К вопросу переориентации на внутренний туризм'

К вопросу переориентации на внутренний туризм Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1223
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ / КОЛЛЕКТИВНЫЕ СРЕДСТВА РАЗМЕЩЕНИЯ / ИННОВАЦИИ / INBOUND TOURISM / REFOCUS / COLLECTIVE LODGING FACILITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черникова Л. И., Фаизова Г. Р.

Предмет. Нестабильная экономическая и политическая ситуация на международном рынке сказывается и на отношениях в туристской отрасли, переориентируя и повышая интерес российских граждан к путешествиям внутри страны. Эффективное развитие отечественной туристской отрасли окажет положительное влияние не только на экономику страны, но и на повышение интереса со стороны иностранных граждан к российскому туристскому продукту, сохранение исторического и культурного наследия, приближение предоставляемых продуктов и услуг к международному уровню. Предметом исследования выступают факторы, оказывающие влияние на переориентацию туристской отрасли на развитие внутреннего туризма. Цели. Выявить основные тенденции, происходящие в туристской отрасли Российской Федерации и факторы, влияющие на нее. Предложить меры, определяющие дальнейшее развитие внутреннего туризма. Методология. В процессе исследования использовались общенаучные методы, позволившие рассмотреть проблему в целом и отдельные ее вопросы в динамике. Результаты. Выявлены причины переориентации российского туристского рынка на внутренний поток, обоснованы необходимость развития внутреннего туризма и имеющиеся для этого возможности и перспективы. Выводы. Тенденция переориентации внешнего туризма на внутренний это мощный скачок для развития отечественной туристской отрасли, невозможный без эффективного взаимодействия субъектов данной индустрии, активной поддержки государства, развития предпринимательства, информационной, транспортной и культурной инфраструктуры, а также усиления контроля за повышением качества отечественного турпродукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On refocusing to domestic tourism

Importance The research focuses on factors that made the tourism sector refocus on domestic destinations and their development. Objectives We identify key trends in the Russian tourism and influencing factors, and propose what should be done to further promote domestic tourist destinations. Methods The research relies upon general scientific methods that provide an entire view of the issue and its separate aspects over time. Results We found reasons why the Russian tourist market refocused on domestic destinations, substantiated the need to develop inbound tourism and indicated available resources and prospects. Conclusions and Relevance Refocusing outbound tourism to inbound one is a great impetus for the national tourism. However, it will not be practicable without effective cooperation of sectoral actors, active State aid, business development, information, transportation and cultural infrastructure, and special attention to the quality of national tourist products and its improvement.

Текст научной работы на тему «К вопросу переориентации на внутренний туризм»

ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)

К ВОПРОСУ ПЕРЕОРИЕНТАЦИИ НА ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ Людмила Ивановна ЧЕРНИКОВАа\ Гузель Рефкадовна ФАИЗОВА"

Экономическая политика

а доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник НИИ индустрии гостеприимства, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация [email protected]

ь кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики предприятий, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Российская Федерация

[email protected] • Ответственный автор

История статьи:

Принята 26.02.2016 Принята в доработанном виде 24.03.2016 Одобрена 13.04.2016

УДК 338.48 JEL: L22

Ключевые слова: внутренний туризм, переориентация, коллективные средства размещения, инновации

Аннотация

Предмет. Нестабильная экономическая и политическая ситуация на международном рынке сказывается и на отношениях в туристской отрасли, переориентируя и повышая интерес российских граждан к путешествиям внутри страны. Эффективное развитие отечественной туристской отрасли окажет положительное влияние не только на экономику страны, но и на повышение интереса со стороны иностранных граждан к российскому туристскому продукту, сохранение исторического и культурного наследия, приближение предоставляемых продуктов и услуг к международному уровню. Предметом исследования выступают факторы, оказывающие влияние на переориентацию туристской отрасли на развитие внутреннего туризма.

Цели. Выявить основные тенденции, происходящие в туристской отрасли Российской Федерации и факторы, влияющие на нее. Предложить меры, определяющие дальнейшее развитие внутреннего туризма.

Методология. В процессе исследования использовались общенаучные методы, позволившие рассмотреть проблему в целом и отдельные ее вопросы в динамике.

Результаты. Выявлены причины переориентации российского туристского рынка на внутренний поток, обоснованы необходимость развития внутреннего туризма и имеющиеся для этого возможности и перспективы.

Выводы. Тенденция переориентации внешнего туризма на внутренний - это мощный скачок для развития отечественной туристской отрасли, невозможный без эффективного взаимодействия субъектов данной индустрии, активной поддержки государства, развития предпринимательства, информационной, транспортной и культурной инфраструктуры, а также усиления контроля за повышением качества отечественного турпродукта.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

В условиях экономической и политической нестабильности необходимость переориентации потока международного выездного российского туризма на развитие внутреннего туризма очевидна, таким образом необходимо быть готовыми к удовлетворению потребности иностранных и внутренних туристов в области или регионе пребывания.

Развитие туристской отрасли в России с каждым годом приобретает большую актуальность, так как оказывает стимулирующее действие на другие секторы экономики, привлекает и мотивирует источники инвестирования любого уровня, создает значительное количество рабочих мест, увеличивает базу налогообложения, сохраняет культурный и исторический потенциал страны, а также способствует развитию межнационального и межкультурного диалога.

За последние пять лет наблюдается изменение динамики числа отправленных в туры российских

туристов и числа принятых иностранных туристов в Россию. В 2014 г. из России выехало для отдыха за рубеж порядка 8,5 млн чел., за этот же период число въехавших туристов составило 292 тыс. чел. В 2010-2013 гг. наблюдался рост как числа прибывших туристов, так и числа выезжающих за рубеж вплоть до 2013 г. включительно, который составил 54 и 20% соответственно. За 2014 г. произошло снижение данных показателей на 19 и 16% соответственно, которое обусловлено введением санкций со стороны западных стран, падением курса рубля, что, несомненно, под конец года сильно ослабило отечественную туристскую индустрию.

На протяжении рассматриваемого периода темпы роста выезда россиян и въезда иностранных граждан значительно варьировались (рис. 1). Необходимо отметить, что выезд российских граждан за рубеж на протяжении 2000-2008 гг. стабильно рос, но из-за глобального финансового

кризиса в 2009 г. произошло его существенное снижение. Тем не менее, в последующие годы наблюдался рост данного показателя (см. рис. 1).

По въездному туризму нельзя выявить четкую динамику, его показатели варьировались, а в 2009 г. мировой финансовый кризис также негативно сказался на его показателях. Следует отметить, что на протяжении последующих годов наблюдалась положительная динамика. По итогам 2014 г. произошло снижение темпа роста как по числу въезжающих туристов в Россию (84%), так и по числу выезжающих туристов из страны (86%).

По данным ежедневной электронной газеты Российского союза туриндустрии RATA-news, в первом полугодии 2015 г. общий выезд за рубеж тоже сократился, хоть и меньше чем туристический - на 24%, до 16,4 млн поездок. Объяснить это можно тем, что в общем выездном потоке учитываются поездки и деловые, и частные, и на лечение, которые не всегда можно отменить даже в самой сложной экономической ситуации. А вот от отдыха за границей россияне, если им приходится экономить, отказываются в первую очередь. Так что снижение числа поездок в целях туризма почти на 34% вполне соответствует ситуации на рынке: туроператоры оценивают уменьшение своих объемов из-за кризиса и ослабления рубля в пределах 30-50%.

Тенденция превышения выездного ме ждунар одного туризма над въе здным наблюдалась уже начиная с 1996 г., однако тогда разница была значительно меньше, нежели в настоящее время. Резкий рост разницы стал отмечаться с 2009 г. Так, в 1996 г. импорт туристских услуг был больше экспорта на 2,9 млн долл., в 2000 г. - на 5,4 млн долл., в 2005 г. - на 11,4 млн долл., в 2010 г. - на 17,9 млн долл., и, наконец, в 2013 г. разница составила 41,5 млн долл. США. Такие данные свидетельствуют о том, что в России туризм является не источником валютных поступлений, а каналом утечки валюты из страны. На мировой арене эта тенденция также отчетливо видна - в настоящее время на Россию приходится 5% мирового импорта туризма и лишь 1% экспорта.

Все больше данных свидетельствует о том, что внутренний туризм имеет положительную динамику развития. Количество желающих путешествовать внутри страны растет ежегодно. Несмотря на проблемы, которые существуют в России, туристская отрасль продолжает развиваться. Растет интерес к нашей стране как к

объекту туризма не только у граждан РФ, но и иностранных туристов.

Следует отметить, что за 2014 г. число принятых иностранных туристов в Россию, по данным Росстата, сократилось на 16% по сравнению с предыдущим годом и составило 291 894 чел. (рис. 2).

В настоящее время причинами снижения внешнего туристского потока в Россию стали:

— нестабильная и неблагоприятная политическая и экономическая ситуация на международной арене;

— негативные сведения о Российской Федерации, предоставляемые западными средствами массовой информации;

— сохраняющийся рост цен на туристские продукты;

— не соответствующее мировому уровню качество предоставляемых услуг иностранным туристам.

В анализируемом периоде (с 01.01.2009 по 01.01.2015) наибольшее число принятых иностранных туристов в Россию было достигнуто по итогам 2013 г. и составило 348 545 чел.

Число поездок иностранных граждан в Россию, по данным Росстата, за пять лет увеличилось на 46%, до 32 421 490 поездок. Наибольшее значение было достигнуто по итогам 2014 г., этот показатель увеличился на 5%, в основном за счет роста служебных и частных поездок.

Наибольшая доля в структуре поездок иностранных граждан в Россию приходится на частные поездки. Так, по итогам 2014 г. на частные поездки пришлось 65%, на туристические и служебные - 8 и 19% соответственно. Следует отметить, что за анализируемый период число поездок в целях туризма в общей сложности выросло на 21% и по итогам 2014 г. составило 2 583 079 поездок.

Отметим, что число отправленных в туры российских туристов, по данным Росстата, в 2014 г. сократилось на 14% по сравнению с предыдущим годом и составило 8 487 122 чел. Наибольшее число отправленных в туры российских туристов было достигнуто по итогам 2013 г. - 9 882 996 чел.

На сохранение положительных тенденций в развитии отечественного туризма влияет множество факторов.

Во первых, Российская Федерация обладает богатым, существенным и значимым, в том числе на мировом уровне, культурным наследием, способным в полной мере удовлетворить интересы и потребности людей при посещении нашей страны.

Во-вторых, учитывая сложности посещения наиболее популярных зарубежных курортов, повышается спрос со стороны российских граждан на отечественные турпродукты и услуги.

В-третьих, аналитики ожидают рост туристских прибытий при сохраняющихся объемах въезда в страну по сравнению с предыдущими годами, несмотря на произошедшее снижение визитов иностранных граждан в Россию в 2014 г.

Положительную динамику показывают все учреждения культуры Российской Федерации. Всего в России насчитывается 74 361,967 тыс. музеев. Число посещений музеев, резко снизившееся в 2009 г., ежегодно увеличивается умеренными темпами примерно на 4% в год.

Значительные изменения произошли с инфраструктурой туристского бизнеса, которая развивается значительными темпами, о чем свидетельствуют поступающие инвестиции в данную отрасль, улучшение качества и увеличение протяженности дорог с твердым покрытием, а также рост числа коллективных средств размещения и активное их использование (табл. 1).

Очевидно, что существенному развитию отечественной туристской индустрии в последние годы также способствовало образование Крымского федерального округа. Количество туристов, отдохнувших в Крыму за 2014 г., составило 3,8 млн чел. Впервые за последние 23 года в IV квартале 2014 г. работающие здравницы были заполнены на 100%1.

Международный туристский рынок характеризуется высоким уровнем конкуренции, что оказывает значительное влияние на снижение прибыльности российского туристского бизнеса и неконкурентоспособность отечественного турпродукта. В то же время спрос российских туристов на отдых внутри страны увеличивается, сказываясь на разделе внутреннего рынка туроператорами.

За последние пять лет количество зарегистрированных туроператоров в Едином

1 Справочная информация о количестве туристов, посетивших Республику Крым за 2014 г.

федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (ЕФР) варьировалось. Стоит отметить, что с 2011 по 2014 г. этот показатель снизился на 9%, с 4 718 до 4 275 ед., а за 2014 г. снижение составило 7%. Практически в равной степени общее количество туроператоров в ЕФР формируют туристские фирмы, специализирующиеся на внутреннем туризме и на международном въездном и выездном туризме (рис. 3). На долю турфирм, занимающихся международным въездным туризмом, за последний год в общем объеме приходилось только 4%. Данный показатель с 2010 г. снизился с 12 до 4%.

Высокий уровень конкуренции, нестабильная экономическая и политическая ситуация в стране, необходимость исполнения налоговых

обязательств диктуют жесткие требования к условиям функционирования предприятий практически любой отрасли, в том числе и туристской. Владельцы туристских компаний и менеджеры вынуждены искать все новые пути развития своего бизнеса, обращая внимание на внедрение инноваций в бизнес-процессы.

В качестве одного из существенных факторов, способных оказать влияние на повышение конкурентоспособности отрасли, является использование и уровень применяемых информационных технологий.

В настоящее время инновации в туристской отрасли имеют больше технологический характер или представляют собой автоматизацию какого-либо бизнес-процесса и не имеют четкой структуры и отлаженных действий.

Развитие инновационной деятельности в туристской отрасли должно включать в себя внедрение новых интернет-технологий.

Менеджеры турфирм должны принимать во внимание то, что в настоящее время активное использование сети Интернет приводит к изменениям традиционных свойств турпродукта. Интернет-технологии позволяют клиентам турфирм:

— получать онлайн-консультации;

— «посещать» через веб-камеру место своего будущего отдыха;

— в последний момент бронировать «горящие» туры;

— вносить изменения в программу своего отдыха даже после начала путешествия.

Для дальнейшего и качественного развития

туристской индустрии внутри страны необходимо

принятие целого ряда мер:

— расширение и развитие туристской инфраструктуры во всех направлениях (транспортная, информационная, культурная, коммуникационная и т.д.);

— непрерывная разработка и продвижение новых туристских продуктов, маршрутов, транспортных и сопутствующих услуг, удовлетворяющих растущие и изменяющиеся потребности пользователей турпродуктов;

— оказание финансовой поддержки данной отрасли с непосредственным участием государства;

— мотивирование предпринимателей на осуществление туристской деятельности и развитие объектов туристской инфраструктуры;

— повышение квалификации специалистов туристской индустрии, создание системы

сертификации, повышение качества и безопасности предоставляемых продуктов и услуг;

— использование современных маркетинговых и информационных технологий для повышения имиджевого статуса отечественных туристских продуктов, маршрутов и курортов;

— активное использование и внедрение информационных технологий, являющихся одним из эффективных способов повышения потребления турпродуктов и услуг.

Таким образом, развитие внутреннего туризма возможно при осуществлении комплекса мер и эффективном взаимодействии субъектов туристской отрасли, а также поддержке государства, развитии транспортной,

информационной и культурной инфраструктуры туристской отрасли и активном продвижении информации о туристских объектах.

Таблица 1

Основные показатели деятельности коллективных средств размещения за 2010-2014 гг.

Показатель 2010 2011 2012 2013 2014

Количество коллективных средств размещения, ед. 12 585 13 062 14 019 14 583 15 590

Количество номеров, тыс. ед. 556 560 586 600 671

Количество мест, тыс. ед 1 263 1 294 1 345 1 387 1 573

Количество ночевок, тыс. ед. 162 988 166 197 173 614 172 630 184 018

Численность размещенных лиц, тыс. чел. 34 746 37 399 41 065 42 635 44 219

Источник: составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики

Рисунок 1

Темп роста числа принятых иностранных туристов в Россию и числа отправленных в туры российских туристов в 2010-2014 гг., %

Число отправленных в туры российских туристов

Источник: составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики Рисунок 2

Число принятых иностранных туристов в Россию в 2010-2014 гг., чел.

2010 2011 2012 2013 2014

Источник: составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики

Рисунок 3

Информация по туроператорам в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц за 2010-2014 гг., ед.

5 000

4 500

4 000

3 500

3 000

2 500

2 000

1500

1 ООО

500

О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2010 2011 2012 2013 2014

Количество туроператоров в ЕФР

I Внутренний туризм

| | Международный въездной и выездной туризм Источник: составлено авторами по данным Единой межведомственной информационно-статистической системы

Список литературы

1. Борисова А. О. Международный туризм и основные показатели его развития в России // Аспирант. 2015. № 1. С. 101-104.

2. Виноградова М.В. Информационное обеспечение туризма: системный стратегический подход // Вестник Национальной академии туризма. 2014. № 1. С. 31-6.

3. Джанджугазова Е.А., Первунин С.Н. Российский туризм: анатомия кризиса // Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. № 1. С. 116-129.

4. Джанджугазова Е.А. Российский туризм в «новой реальности»: постановка проблемы // Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. Т. 2. № 4. С. 99-109.

5. Евреинов О.Б. Особенности развития въездного и внутреннего туризма в РФ // Экономика и предпринимательство. 2015. № 12-2. С. 1143-1146.

6. Истомина Т.С., Самойленко А.А. Туризм в России - испытание на прочность // Курорты. Сервис. Туризм. 2015. № 1. С. 28-31.

7. Коновалова Е.Е., Силаева А.А. Инновации на предприятиях туризма и сервиса // Сервис в России и за рубежом. 2014. № 3. С. 96-105. URL: http://electronic-journal.rguts.ru/index.php? do=cat&category=2014_3.

8. КошляковаМ.О. Общие подходы к имиджевым стратегиям фирмы-туроператора // Сервис plus. 2014. № 8. С. 90-96.

9. Низовцева А., Ковалёва В. Развитие внутреннего туризма: антикризисное предложение // Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. № 1. С. 167-177.

10. Подсевалова Е.Н. Методические подходы к определению эффективности предприятий туриндустрии // Сервис в России и за рубежом. 2011. № 3. С. 160-168. URL: http://electronic-journal.rguts.ru/index.php?do=cat&category=2011_3.

11. Удовиченко А.А. Инновации в туризме: проблемы и перспективы // Потенциал современной науки. 2015. № 3. С. 166-169.

12. Харитонова Т.В., Голикова О.М. Выявление и оценка туристских расходов внутренних и иностранных туристов в основных туристских дестинациях (социологический обзор на примере Московского региона и г. Санкт-Петербурга) // Сервис plus. 2015. Т. 9. № 3. С. 80-90.

13. Чхиквадзе Н.А. Анализ динамики основных статистических показателей развития рынка туристских услуг // Сервис в России и за рубежом. 2011. № 3. С. 181-191. URL: http://electronic-journal.rguts.ru/index.php?do=cat&category=2011_3.

14. Якименко М.В., Виленская М.С. Проблемы государственно-частного партнерства в сфере туризма // Современные наукоемкие технологии. 2013. № 12. С. 150.

15. Chernikova L.I., Faizova G.R., Kozhevnikova N.V., Aglieva V.F., Safargaliev E.R. Role of State in Formation and Development of Tourist Cluster // European Research Studies Journal. 2015. Vol. 18. Iss. 3. P. 207-218.

16. Chernikova L.I., Faizova G.R., Egorova E.N., Silaeva A.A. Increase of competitiveness of tourist industry companies on the basis of marketing approaches // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6. № 6S4. P. 99-109.

17. Faizova G., Kozhevnikova N., Kashipova G., Zinurova G., Egorova E. Factors of functioning and development of tourist clusters at regional level // European Research Studies Journal. 2015. Vol. 18. Iss. 3. P. 87-98.

18. Kharitonova T.V., Chkhikvadze N.A. Research of competence-based tourism educational system'sconformity with requirements of a modern business-society // World Applied Sciences Journal. 2014. Vol. 30. № 30. P. 22-24.

19. Silaeva A.A., Atamanova M.A., Chkhikvadze N.A. Development of resort and tourism potential as a promising avenue of socio-economic growth in Russia // Life Science Journal. 2014. Vol. 11. № 12s. P. 126-130.

ISSN 2311-8768 (Online) Economic Policy

ISSN 2073-4484 (Print)

ON REFOCUSING TO DOMESTIC TOURISM Lyudmila I. CHERNIKOVAa\ Guzel' R. FAIZOVAb

a Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation [email protected]

b Kazan (Volga) Federal University, Kazan, Republic of Tatarstan, Russian Federation [email protected]

• Corresponding author

Article history: Abstract

Received 26 February 2016 Importance The research focuses on factors that made the tourism sector refocus on domestic

Received in revised form destinations and their development.

24 March 2016 Objectives We identify key trends in the Russian tourism and influencing factors, and propose what

Accepted 13 April 2016 should be done to further promote domestic tourist destinations.

Methods The research relies upon general scientific methods that provide an entire view of the issue JEL classification: L22 and its separate aspects over time.

Results We found reasons why the Russian tourist market refocused on domestic destinations, substantiated the need to develop inbound tourism and indicated available resources and prospects. Conclusions and Relevance Refocusing outbound tourism to inbound one is a great impetus for the Keywords: inbound tourism, national tourism. However, it will not be practicable without effective cooperation of sectoral actors, refocus, collective lodging active State aid, business development, information, transportation and cultural infrastructure, and

facilities special attention to the quality of national tourist products and its improvement.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

References

1. Borisova A.O. [International tourism and main indicators of its development in Russia]. Aspirant = Post Graduate, 2015, no. 1, pp. 101-104. (In Russ.)

2. Vinogradova M.V. [Tourism information support: a consistent and strategic approach]. Vestnik Natsional'noi akademii turizma = Vestnik of National Tourism Academy, 2014, no. 1, pp. 31-36. (In Russ.)

3. Dzhandzhugazova E.A., Pervunin S.N. [The Russian tourism: the anatomy of crisis]. Rossiiskie regiony: vzglyad v budushchee = Russian Regions: Looking into the Future, 2015, no. 1, pp. 116-129. (In Russ.)

4. Dzhandzhugazova E.A. [The Russian tourism in new reality: formulating the issue]. Rossiiskie regiony: vzglyad v budushchee = Russian Regions: Looking into the Future, 2015, no. 4, pp. 99-109. (In Russ.)

5. Evreinov O.B. [Specifics of inbound and outbound tourism in Russia]. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Journal of Economy andEntrepreneurship, 2015, no. 12-2, pp. 1143-1146. (In Russ.)

6. Istomina T.S., Samoilenko A.A. [Tourism in Russia: strength test]. Kurorty. Servis. Turizm = Resorts. Service. Tourism, 2015, no. 1, pp. 28-31. (In Russ.)

7. Konovalova E.E., Silaeva A.A. [Innovation for tourism and servicing entities]. Servis v Rossii i za rubezhom, 2014, no. 3, pp. 96-105. (In Russ.) Available at: http://electronic-journal.rguts.ru/index.php? do=cat&category=2014_3.

8. Koshlyakova M.O. [General approaches to image building strategies of tourist operators]. Servis plus = Service Plus, 2014, vol. 8, iss. 1, pp. 90-96. (In Russ.)

9. Nizovtseva A., Kovaleva V. [Domestic tourism development: an anti-crisis offer]. Rossiiskie regiony: vzglyad v budushchee = Russian Regions: Looking into the Future, 2015, no. 1, pp. 167-177. (In Russ.)

10. Podsevalova E.N. [Methodological approaches to assess the performance of tourist entities]. Servis v Rossii i za rubezhom, 2011, no. 3, pp. 160-168. (In Russ.) Available at: http://electronic-journal.rguts.ru/index.php?do=cat&category=2011_3.

11. Udovichenko A.A. [Innovation in tourism: challenging issues and prospects]. Potentsial sovremennoi nauki = The Potential of Modern Science, 2015, no. 3, pp. 166-169. (In Russ.)

12. Kharitonova T.V., Golikova O.M. [Identifying and estimating how much inbound and foreign tourists spend in the principal tourist destinations: A sociological overview with evidence from the Moscow region and Saint-Petersburg]. Servisplus = Service plus, 2015, vol. 9, no. 3, pp. 80-90. (In Russ.)

13. Chkhikvadze N.A. [Analyzing trends in key statistical indicators of the tourism market development]. Servis v Rossii i za rubezhom, 2011, no. 3, pp. 181-191. (In Russ.) Available at: http://electronic-journal.rguts.ru/index.php?do=cat&category=2011_3.

14. Yakimenko M.V., Vilenskaya M.S. [Issues of public private partnership in tourism]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii = Modern High Technologies, 2013, no. 12, p. 150. (In Russ.)

15. Chernikova L.I., Faizova G.R., Kozhevnikova N.V., Aglieva V.F., Safargaliev E.R. Role of State in Formation and Development of Tourist Cluster. European Research Studies Journal, 2015, vol. 18, iss. 3, pp.207-218.

16. Chernikova L.I., Faizova G.R., Egorova E.N., Silaeva A.A. Increase of Competitiveness of Tourist Industry Companies on the Basis of Marketing Approaches. Mediterranean Journal of Social Sciences, 2015, vol. 6, no. 6S4, pp. 99-109.

17. Faizova G., Kozhevnikova N., Kashipova G., Zinurova G., Egorova E. Factors of Functioning and Development of Tourist Clusters at Regional Level. European Research Studies Journal, 2015, vol. 18, iss. 3, pp. 91-102.

18. Kharitonova T.V., Chkhikvadze N.A. Research of Competence-Based Tourism Educational System's Conformity with Requirements of a Modern Business-Society. World Applied Sciences Journal, 2014, vol. 30, no. 30, pp. 22-24.

19. Silaeva A.A., Atamanova M.A., Chkhikvadze N.A. Development of Resort and Tourism Potential as a Promising Avenue of Socio-Economic Growth in Russia. Life Science Journal, 2014, vol. 11, no. 12s, pp.126-130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.