Научная статья на тему 'Специфика рисков в туризме в Российской Федерации'

Специфика рисков в туризме в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3978
429
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРИЗМ / ТУРОПЕРАТОР / СТРАХОВАНИЕ ТУРИСТОВ / СТРАХОВОЙ РИСК / СТРАХОВОЕ СОБЫТИЕ / СТРАХОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ТУРОПЕРАТОРОВ / КОМПЕНСАЦИОННЫЙ ФОНД / ФОНД ПЕРСОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ТУРОПЕРАТОРА / TOURISM / TOUR OPERATOR / TRAVEL INSURANCE / INSURANCE RISK / INSURANCE EVENT / INSURANCE OF RESPONSIBILITY OF TOUR OPERATORS / INDEMNIFICATION FUND / FUND OF PERSONAL RESPONSIBILITY OF TOUR OPERATOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зобова Елена Валерьевна, Яковлева Лариса Анатольевна, Косенкова Юлия Юрьевна

Каждый вид предпринимательской деятельности развивается в условиях нестабильности экономических, политических и социальных отношений. Любой из сфер деятельности присущи, наряду с общими, также и специфические риски. В настоящей статье авторами проведен анализ сферы туризма с целью выявления, изучения и по возможности предупреждения рисков, присущих субъектам туристской деятельности: туристу, турфирме. Туристский рынок функционирует всегда в условиях риска и неопределенности. Это требует выполнения таких задач, как: определение причин и обстоятельств появления риска; формирование эффективного механизма управления туриндустрией в условиях риска и неопределенности; принятие управленческих решений по преодолению отрицательных последствий, обусловленных реализацией риска. Управление туристским риском предопределяет реализацию действий, которые будут целенаправленно воздействовать на риск. К ним относятся: проведение анализа объекта риска, выявление риска, оценка риска, подбор способов воздействия на риск, формирование решения, сам процесс воздействия на риск, контроль и корректировка полученных результатов. В статье рассмотрены способы воздействия на риск, которые могут позволить предприятиям туриндустрии и туристам минимизировать или предотвратить возможные риски и спрогнозировать последствия их реализации. Кроме того, в статье проанализированы характерные особенности туристских рисков. Выявлено, что чаще всего в туризме используется такой метод управления рисками, как страхование. Его применение дает возможность туристу не думать о наступлении неблагоприятных событий в путешествии, а туроператору (турагенству) в полной мере защитить себя от экономических, политических нестабильных ситуаций, которые все чаще появляются в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF RISKS IN TOURISM IN THE RUSSIAN FEDERATION

Each type of an entrepreneurial activity develops in the conditions of instability of the economic, political and social relations. Any of spheres of action, along with the general has specific risks. In the present article authors carried out the analysis of the sphere of tourism for the purpose of identification, studying and whenever possible preventions of the risks inherent in subjects of tourist activity: to the tourist, travel agency. The tourist market functions always in the conditions of risk and uncertainty. It demands performance of such tasks as: definition of the reasons and circumstances of emergence of risk; formation of the effective mechanism of management of the tourism industry in the conditions of risk and uncertainty; adoption of administrative decisions on overcoming the negative consequences caused by realization of risk. The management of tourist risk predetermines realization of actions which will purposefully influence risk. They are: carrying out the analysis of an object of risk, identification of risk, risk assessment, selection of ways of impact on risk, formation of the decision, process of impact on risk, control and correction of the received results. In article authors considered ways of impact on risk which are able to allow the enterprises of the tourism industry and to tourists to minimize or prevent possible risks and to predict consequences of their realization, analyzed characteristics of tourist risks, revealed that most often tourism uses such method of management of risks as insurance. Its application gives the chance to the tourist does not think of approach of adverse events on a travel, and to tour operator (tour agency) fully to protect itself from economic, political unstable situations which even more often appear in the modern world.

Текст научной работы на тему «Специфика рисков в туризме в Российской Федерации»

УДК 338.48 (470) doi: 10.20310/1819-8813-2017-12-5-62-69

СПЕЦИФИКА РИСКОВ В ТУРИЗМЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗОБОВА ЕЛЕНА ВАЛЕРЬЕВНА

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

ЯКОВЛЕВА ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНА

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

КОСЕНКОВА ЮЛИЯ ЮРЬЕВНА

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Каждый вид предпринимательской деятельности развивается в условиях нестабильности экономических, политических и социальных отношений. Любой из сфер деятельности присущи, наряду с общими, также и специфические риски. В настоящей статье авторами проведен анализ сферы туризма с целью выявления, изучения и по возможности предупреждения рисков, присущих субъектам туристской деятельности: туристу, турфирме. Туристский рынок функционирует всегда в условиях риска и неопределенности. Это требует выполнения таких задач, как: определение причин и обстоятельств появления риска; формирование эффективного механизма управления туриндустрией в условиях риска и неопределенности; принятие управленческих решений по преодолению отрицательных последствий, обусловленных реализацией риска. Управление туристским риском предопределяет реализацию действий, которые будут целенаправленно воздействовать на риск. К ним относятся: проведение анализа объекта риска, выявление риска, оценка риска, подбор способов воздействия на риск, формирование решения, сам процесс воздействия на риск, контроль и корректировка полученных результатов. В статье рассмотрены способы воздействия на риск, которые могут позволить предприятиям туриндустрии и туристам минимизировать или предотвратить возможные риски и спрогнозировать последствия их реализации. Кроме того, в статье проанализированы характерные особенности туристских рисков. Выявлено, что чаще всего в туризме используется такой метод управления рисками, как страхование. Его применение дает возможность туристу не думать о наступлении неблагоприятных событий в путешествии, а туроператору (турагенству) в полной мере защитить себя от экономических, политических нестабильных ситуаций, которые все чаще появляются в современном мире.

Ключевые слова: туризм, туроператор, страхование туристов, страховой риск, страховое событие, страхование ответственности туроператоров, компенсационный фонд, фонд персональной ответственности туроператора

В настоящее время в научных экономических исследованиях, а также в деятельности предприятий и организаций проблематика риска имеет доминирующее значение. Актуализация решения проблемы туристских рисков определена все возрастающей ролью туриндустрии в российской экономике, значительной волатильностью валютного курса, а также увеличением экстремальных ситуаций общественной и политической жизни в мире [1].

Риск - выражение неопределенности в событиях частной и хозяйственной жизни, и как одно из фундаментальных понятий он присутствует во всех сферах бытия. Эта неопределенность касается наступления или ненаступления какого-либо события и его результатов, поэтому важнейшей характери-

стикой риска является его вероятностный, случайный характер.

Риск всегда связан с его носителем, терпящим вред от наступления риска. Носителем риска может быть индивидуум или общность людей, объединенных интересами совместной деятельности или проживания. Носителями рисков являются семья, фирма, жители дома или района, пассажиры самолета, национальное сообщество. Причем уровень осознания наличия и актуальности риска может быть разным, объединяющим фактором становится общность проблем, связанных с выходом из рисковой ситуации, и необходимость координации совместных действий [2].

Одним из главных рисков в туристическом бизнесе является неустойчивость, которая порождается множеством факторов. Так, геополитический фактор серьезно влияет на развитие туризма в каждом конкретном регионе. Понятно, что любая дестабилизация геополитической обстановки в туристском регионе ведет к сокращению массовых туристских потоков из-за угрозы жизни, здоровью путешествующих и финансовых рисков для туристских фирм. Международное воздействие терроризма заметно усилилось в последнее время и привело к тому, что ряд стран и регионов мира оказались вовлеченными в конфликты из-за активности различных по своей ориентации террористических организаций.

Как отмечается в сборнике трудов зарубежных ученых «Исследования туризма: антропологические и социологические начала», в настоящее время туризм нередко проявляет себя как высокорисковая отрасль, где риски значительнее по своим последствиям, чем в других сферах бизнеса [3].

Туризм очень чувствителен не только к политической нестабильности, преступлениям, терроризму, но и стихийным бедствиям. Ураганы, смерчи, вспышки заболеваний, пожары и наводнения -вот далеко неполный перечень того, что может нанести вред здоровью туриста, а также подорвать финансовое положение предприятий индустрии туризма. Серия разрушительных землетрясений в Индонезии (2004, 2006, 2009 гг.), в Перу (2007 г.), в Китае (2008 г.), у побережья Чили и на Гаити (2010, 2015 гг.), у восточного побережья Японии (2011 г.), в Непале (2015 г.) нанесли колоссальный ущерб международному туризму, который исчисляется миллиардами долларов. И далеко не каждая страна может справиться с последствиями подобных природных катастроф, в таких случаях нужны усилия мирового сообщества. Все это способно самым радикальным образом повлиять на мировую экономику и нанести невосполнимый ущерб развитию туризма. Так было, к примеру, после аварии на Фуку-симе в 2011 г., когда произошло самое большое за 40 лет сокращение туристского потока в Японию. События «арабской весны» привели к значительному сокращению популярности отдыха в ряде стран Северной Африки и Ближнего Востока. Популярные ранее места отдыха, ставшие небезопасными из-за природных катастроф или ухудшения геополитической ситуации, перестают привлекать туристов.

Вместе с тем, исследователи видят один из парадоксов туризма в том, что происходит перераспределение туристских потоков, порождая экономические проблемы в одних туристских регионах и

способствуя развитию других. Туризм дает определенный импульс региональному подъему экономики, содействуя дополнительному притоку инвестиций, появлению новых рабочих мест, развитию инфраструктуры региона [4]. При увеличении туристских потоков значительно повышается спрос на сувенирную продукцию, что приносит не только доход региону, но также служит целям его рекламы [5]. Перед туристом раскрываются большие возможности для путешествий, и он вполне способен избегать опасных мест, что приводит к их экономическому опустошению. Последующие события в мире лишь подтвердили данную тенденцию. Так, события последний лет, к примеру, привели к перераспределению туристических потоков на внутренний рынок России [4].

Следует отметить, что предыдущие 20 лет туризм в России в основном воспринимался только как зарубежный отдых, однако для успешного развития туризма в любой стране необходим устойчивый и растущий внутренний турпоток. Так, доля туризма в ВВП Российской Федерации составляет всего лишь 1,4 %. Для сравнения, во Франции, Испании, Италии, Объединенных Арабских Эмиратах, Турции, Греции, Египте и других странах туризм является важной бюджетообразующей отраслью. Вклад индустрии туризма в мировой ВВП — 9,5 % [6].

Изменение структуры российского турбизнеса произошло к концу 2014-началу 2015 г. На 40 % уменьшился спрос на выездной организованный туризм, и значительно увеличился внутренний тур-поток, достигнув отметки 41,5 млн поездок. При этом количество международных прибытий увеличилось на 16 %. Это связано с рядом факторов. Вхождение Республики Крым и города федерального значения Севастополя в состав Российской Федерации, прошедшие с большим успехом в 2014 г. зимние Олимпийские игры в Сочи и Универсиада в Казани вызвали небывалый рост патриотизма и интереса к родной стране. Еще одной причиной, повлиявшей на рост внутреннего потока, стало удорожание отдыха за рубежом в результате падения курса рубля. Кроме того, это позитивно повлияло на рост въездного потока - иностранным гостям стало выгодно путешествовать по России, приобретать товары и услуги по более низкой цене, чем уже активно пользуются многие иностранные туристы [6]. Рост въездного турпотока - это очень важный позитивный тренд, поскольку привлечение в Россию туристов из других стран, увеличивает объем несырьевого экспорта, обеспечивает приток в отрасль денежных средств. Эти средства позволяют повышать качество сервиса и развивать инфраструктуру,

E. V. ZOBOVA, К Л. YAKOVLEVA, Yu. Yu. KOSENKOVA

которой пользуются и российские туристы, и местные жители [7].

Однако, по данным, предоставленным на официальном сайте Ростуризма в 2016 г. из Российской Федерации в целях туризма выехало 31 658 706 человек, что на 8 % меньше, чем в 2015 г. (34 390 169 человек). Въехало в 2016 г. в Российскую Федерацию с целью туризма 25 551 444 человека, что также в свою очередь меньше, чем в 2015 г., на 9 %. По данным Росстата, самым популярным зарубежным направлением в 2016 г. стала Греция (723 тыс. туристов), следом идут Таиланд (705 тыс. туристов), Кипр (692 тыс. туристов), Испания (665 тыс. туристов) [6].

Добавленная стоимость в секторе туризма формируется частично подсистемами мирового туризма (инфраструктура которых обслуживает не только туристов, но и других участников рынка), а частично - другими отраслями. В то же время непосредственные субъекты туристского рынка (туроператоры и турагенты) участвуют в нетуристских сферах деятельности, например, инвестируя средства в непрофильные активы. Подобное переплетение экономических связей характерно и для других отраслей, но в туристской индустрии оно представляется более наглядным. В конечном счете, сопряженность приводит к мультипликационному эффекту, приносящему многие экономические, социальные и политические выгоды [8].

Однако другая сторона мультипликатора состоит в том, что каждая из отраслей может быть охарактеризована своими рисками и, соответственно, вносит их в качестве добавочного вклада в величину общего уровня туристского риска.

В зависимости от носителя риска в индустрии туризма выделяют:

- риски, которые характерны для потребителей туруслуг;

- риски предприятий туриндустрии.

В настоящее время, в условиях изобилия товаров и услуг, потребителя все больше интересуют не столько функциональные, сколько эмоциональные свойства продукта, в силу чего они останавливают свой выбор на тех брендах, которые наиболее точно отвечают их эмоциональным потребностям - в самовыражении, поддержании индивидуальности, или, напротив, в принадлежности к значимой для них социальной группе. [9]. Множество туристов, не имея информации о возможных рисках, не предпринимают никаких действий, чтобы их предотвратить или минимизировать. Компании страховщики обладают рядом программ, которые могут позволить избежать рисков, но туристы имеют возмож-

ность воспользоваться и иными мерами для предотвращения потенциальных рисков.

Все риски туристов можно распределить на две группы.

1. Риски, которые появляются до начала туристского путешествия:

а) невозможность совершить турпоездку при полной оплате тура - возможной мерой предотвращения риска является «страховка от невыезда», которая может включать такие страховые риски, как: смерть туриста или его близкого родственника, госпитализацию туриста или его родственника, отказ в выдаче визы, вызов в суд, призыв в армию, чрезвычайное происшествие в доме (квартире) туриста (пожар, затопление, ограбление и т. п.);

б) получение туристом недостоверной информации о предстоящем путешествии - с целью минимизации данного риска туристам необходимо самостоятельное детальное изучение направления с помощью туристских каталогов, памяток, информации и отзывов в интернете;

в) изменение времени рейса - чтобы избежать риска, можно произвести страхование задержки регулярного авиарейса, когда страховая компания оплачивает расходы, связанные с задержкой авиарейса на срок более 6 часов в связи с технической неисправностью самолета или экстремальными погодными условиями.

2. Риски, которые возникают в процессе туристского путешествия:

а) неисполнение обязательств по договору на оказание туристских услуг - согласно ФЗ «Об основах туристской деятельности» договор с туристом должен включать данные о стране отдыха, описание маршрута тура, название и категорию отеля, тип номера, характеристике организации питания, транспорте, экскурсиях, дате начала и окончания, стоимости тура в рублях; поэтому туристу следует тщательно изучить содержание договора;

б) проблемы с правоохранительными органами в месте пребывания - в качестве меры избежания риска нужно изучить основные правила поведения в стране пребывания, всегда иметь при себе документы, удостоверяющие личность или их копии, номера телефонов отеля, посольства, туроператора, чтобы в случае необходимости связаться с ними;

в) пропажа документов и денежных средств на отдыхе - чтобы избежать риска, следует сделать копии всех необходимых документов, а оригиналы хранить в отеле в сейфе, носить с собой небольшие суммы денег - только то, что турист планирует потратить; при наступлении такого рискового случая,

как кража, нужно обратиться в посольство и выяснить схему дальнейших действий;

г) финансовые убытки в результате пропажи багажа - в качестве меры предосторожности следует не оставлять без присмотра свои вещи; в случае пропажи багажа для получения компенсации необходимо обладать страховкой, которая покрывает расходы в связи с гибелью либо утратой багажа;

д) угроза жизни в результате болезни или несчастного случая - в качестве меры предосторожности следует сделать прививки, обязательные в некоторых странах, и соблюдать технику безопасности; турпакет по требованиям законодательства РФ, должен включать обязательное медицинское страхование, которое имеет ограниченный перечень услуг, а для максимальной компенсации необходимо приобретать расширенные программы страхования [10].

Примерно половина страховых случаев (а именно 48,6 %) во время летних отпусков за границей отводится на простудные заболевания, которые были вызваны переохлаждением или перегревом (например, риниты, бронхиты, отиты, ларинготра-хеиты и другие). Стоит отметить, что достаточно часто эта проблема была вызвана самими туристами в результате их беспечности. В данном случае можно привести пример неосторожного использования кондиционеров в номерах гостиниц.

Доля страховых случаев, которые связаны с получением разнообразных травм, составляет примерно 22,2 %. В этой доле процентов находятся в основном туристы, которые предпочитают активный отдых, например, занятия серфингом, виндсерфингом и дайвингом. Получить травму рискуют также те туристы, которые отправляются на автобусах в различные экскурсии. В особенности это актуально для стран, у которых низкая организация дорожного движения (например, Молдавия, Румыния, Россия).

На третьем месте находятся страховые случаи, которые связаны с пищевыми отравлениями, их доля составляет 19,6 %. Также стоит отметить и небольшие по процентной доле риски: появление кожно-аллергических реакций - 2,93 %; укусы различных животных, змей - 2,39 %; сосудистые заболевания - 1,54 %; острая зубная боль - 1,76 %; иные страховые случаи, в том числе и смерть -0,93 % [11].

Риски туроператора - это риски предпринимательской деятельности на свободном конкурентном рынке, которые по своему составу мало чем отличаются от рисков любой другой коммерческой организации. Эти риски можно разделить на группы: риски гражданской ответственности туроператора, в

числе которых в особую группу выделяются риски гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации турпродукта; рыночные риски; производственные риски; риски, угрожающие жизни и здоровью руководителей турфирмы и ее персоналу.

В числе рисков туроператора на первом месте по степени опасности стоят риски гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств перед туристами по договору о реализации турпродукта. Рисковая ситуация в отрасли такова, что суммы ущерба, подлежащие возмещению по требованиям туристов, могут быть очень велики. Для обеспечения гарантий ответственности туроператоров перед клиентами введено требование обязательного наличия финансового обеспечения деятельности туроператора в предусмотренных законом размерах как условие его допуска на рынок. Формами такого обеспечения являются договор страхования гражданской ответственности туроператора и банковская гарантия.

Рыночные риски включают в себя риски изменения рыночной конъюнктуры под влиянием колебаний спроса и предложения на рынке туруслуг. Эти изменения могут провоцироваться разными факторами, в том числе локальными и глобальными экономическими кризисами, политическими событиями и стихийными бедствиями. Данные факторы влияют на объемы и структуру спроса на турпро-дукты, а также воздействуют на ценовые и иные условия предложения услуг, входящих в турпакеты. Риски рыночной конъюнктуры не страхуются с помощью финансовых инструментов. В определенной степени предприниматель может прогнозировать их влияние на сферу своей деятельности и учитывать их в принимаемых решениях.

Для туроператоров, работающих в сфере международного туризма, важными элементами рыночных рисков выступают валютный риск и риски трансферта и конвертируемости. Валютный риск заключается в неблагоприятной динамике валютного курса для туроператора, когда при удорожании валюты страны поставщика определенных услуг приходится покупать эту валюту по более высокому курсу, что ведет к удорожанию турпродукта. В отличие от всех других это двусторонний, или градуированный, риск, то есть изменения обменного курса невыгодны для одной стороны сделки, но выгодны для другой. Валютный риск может быть учтен в деятельности фирмы с помощью инструментов хеджирования, посредством заключения фьючерсных контрактов на покупку валюты или приобретение опционов. При проведении крупных ва-

Е. V. ZOBOVA, К Л. YAKOVLEVA, Yu. Yu. KOSENKOVA

лютных операций использование таких инструментов себя оправдывает.

Риски трансферта и конвертируемости принадлежат к политическим рискам, которым хозяйствующие субъекты не в состоянии противостоять. Риск трансферта заключается в том, что государство приостанавливает перевод платежей в иностранной валюте за рубеж в силу ее недостатка в стране. Риск конвертируемости возникает в тех случаях, когда приостановлен свободный обмен отечественной валюты на иностранную. Эти риски связаны с развитием неплатежеспособности страны, которая начинается с возникновением устойчивого дефицита внешнеторгового баланса и баланса переводов и платежей и с уменьшением валютных резервов. По этим признакам можно оценить степень риска и его динамику.

Производственные риски охватывают всю совокупность рисков фирмы, связанных с ее хозяйственной деятельностью. К ним относятся имущественные риски, риски ответственности и финансовые риски. Имущественные риски турфирмы включают в себя риски, которым подвергается имущество туроператора как юридического лица, находящееся в его собственности или аренде. Это транспортные средства, недвижимость, оборудование, информационные ресурсы. Риски гражданской ответственности ограничиваются в данном случае рисками ответственности за причинение вреда третьим лицам. Еще один вид рисков гражданской ответственности - риски ответственности за неисполнение договорных обязательств - обособлен в отдельную группу в силу их большого значения и специфики законодательного регулирования. В связи с этим в составе производственных рисков турфирмы остаются: риск ответственности владельца транспортного средства за ущерб, причиненный третьим лицам в процессе его эксплуатации; риск невозврата полученного фирмой кредита; риски гражданской ответственности за другие виды имущественного и личного ущерба, причиненного третьим лицам. Риск гражданской ответственности владельца транспортного средства подлежит обязательному страхованию (ОСАГО), остальные риски этой группы могут оставаться на самостраховании или передаваться на страхование в страховые компании.

Особый интерес представляют финансовые риски туроператора. Это риски убытков от предпринимательской деятельности, выражающиеся в недополучении ожидаемых доходов и возникновении незапланированных расходов, вызванных чрезвычайными обстоятельствами. Такие убытки могут быть вызваны нарушением обязательств контрагентами фирмы, например, неоплатой выполненных

работ или предоставленных услуг, остановкой деятельности по независящим от фирмы причинам. В качестве защиты от риска в данном случае предлагается добровольное страхование от перерыва в производстве.

Личные риски - это риски, угрожающие жизни и здоровью ключевого персонала фирмы, от благополучия которого зависит существование бизнеса. Для создания условий эффективной работы персонала используется добровольное медицинское страхование, позволяющее существенно улучшить уровень медицинского обслуживания и нередко являющееся частью социального пакета для работников фирмы [2].

К характерным особенностям рисков в туризме относят следующие:

- туристские риски могут быть связаны с ущербом не только для туроператоров и тураген-тов как организаторов туризма, но также и для других предприятий и организаций и самих туристов, и кроме того воздействуют на растительный и животный мир, объекты культурно-исторического наследия;

- к уровню туристского риска следует предъявлять жесткие требования, так как в некоторых случаях он включает в себя риск смерти и нанесения вреда здоровью туриста;

- туристский риск образуют как финансово-экономические, связанные с хозяйственной деятельностью предприятий, так и природные, не зависящие от человека и организаторов туризма источники опасности, которые, вместе с тем, могут находиться во взаимосвязи [12].

Таким образом, мы можем сделать вывод, что туризм - это сфера повышенных рисков для всех его участников. Для туристов, подвергающихся рискам для здоровья и жизни в ситуациях смены привычного образа существования и климата, переездов и перелетов. Для турфирм, рискующих очень быстро обанкротиться из-за подорожания услуг и недостатка оборотных средств, возникающих вследствие сокращения продаж каких-либо туров в условиях, когда они фактически полностью финансируются из текущего оборота, а турфирмы не имеют ни значительного уставного капитала, ни резервов. Периодически рынок потрясают скандалы, связанные с неисполнением обанкротившимися туроператорами своих обязательств перед туристами, а люди несут значительные финансовые потери. Случаи мошенничества в туризме тоже нередки: продаются «горящие» путевки по низким ценам, а в назначенный день в аэропорту выясняется, что билеты на самолет не оплачены, и турфирма благополучно исчезла с вырученными денежными средствами.

На фоне столь неблагоприятного развития событий, при котором тысячи людей теряют свои денежные средства, бедствуют в аэропортах, государство было вынуждено принять меры по защите прав покупателей туров.

В 2007 г. в Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» были внесены поправки, обязывающие туроператоров иметь финансовое обеспечение в виде банковской гарантии или договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта. С тех пор в этот закон дополнительно вносились поправки, увеличивающие размеры финансового обеспечения. Финансовое обеспечение ответственности туроператора - это единственный способ перенести часть туроператорского риска на финансовый рынок [2].

Сейчас в России для туроператоров, которые занимаются внутренним или въездным туризмом, минимальная страховая сумма составляет 500 тыс. руб. Для туроператоров сферы выездного туризма минимальная страховая сумма составляет 5 % общей цены туристского продукта, но не менее чем 50 млн руб. Для тех туроператоров, чей объем оборота меньше 40 млн руб. , а число туристов доходит до 10 тысяч за год, размер финансового обеспечения равен 10 млн руб.

Общий объем финансового обеспечения туроператоров в России по состоянию на 01.12.2016 г. составляет 19 859 000 000 руб. [13].

Но ни банки, ни страховые компании не будут выступать в роли спонсоров и благотворителей, поэтому размеры их ответственности ограничены и никакая сила, даже сила государства, не в состоянии заставить их пойти на заведомые убытки. Уже сейчас число страховых компаний, желающих заниматься страхованием туроператоров, заметно сократилось [2].

В России в 2012 г. с целью защиты интересов туристов в случае неисполнения обязательств туроператорами на рынке выездного туризма была создана Ассоциация «Турпомощь». Она представляет собой объединение туроператоров в сфере выездного туризма [14]. В 2012 г. в закон внесена поправка, обязывающая туроператоров создать своего рода коллективную систему безопасности в форме компенсационного фонда на базе ассоциации «Турпо-мощь». Размер взносов в резервный фонд зависит от турпотока каждого конкретного туроператора и общей стоимости проданных путевок и составляет от 50000 до 500000 руб. в год. Компенсационный фонд предназначен для экстренной помощи туристам,

оказавшимся в чрезвычайной ситуации, например при отсутствии возможности выехать из страны временного пребывания [2]. Турист может рассчитывать на следующую помощь: перевозка на родину, размещение в гостинице, трансфер, организация питания, обеспечение медицинской и правовой помощи, обеспечение хранения багажа [15].

С 1 января 2017 г. в рамках обновленного законодательства в дополнение к установленным ранее условиям осуществления деятельности в сфере выездного туризма (финансовое обеспечение ответственности, членство в Ассоциации «Турпомощь») создается новый механизм финансовых гарантий для туристов - фонды персональной ответственности туроператоров в сфере выездного туризма.

Фонд персональной ответственности туроператора образуется путем сбора ежегодных взносов туроператора в размере 1 % общей цены туристского продукта за предыдущий год.

Компании, которые не осуществляли в предыдущем году деятельность в сфере выездного туризма, но намерены начать / возобновить работу в этой сфере должны до того, как приступят к реализации туров за рубеж, перечислить в фонд персональной ответственности туроператора взнос в размере 100 тыс. руб.

Для реализации новых требований законодательства Ассоциацией «Турпомощь» открыты счета для формирования фондов персональной ответственности туроператоров в сфере выездного туризма, а также переформатирован сайт «Турпомощи».

Тех операторов, которые не сформируют фонды, Ростуризм исключает из Единого федерального реестра туроператоров [13].

Таким образом, с 1 января 2017 г. туроператоры обязаны делать отчисления не только в резервный фонд при «Турпомощи» на случай экстренного вывоза туристов из-за рубежа, но и в фонды персональной ответственности, предназначенные для компенсационных выплат еще не отправившимся на отдых туристам при невыполнении обязательств туроператорами. Формирование фондов персональной ответственности туроператоров позволяет российским туристам, выезжающим на отдых за рубеж, получить гарантии защищенности.

Для сокращения уровня рисков и размеров возможного ущерба не следует целиком полагаться на организационные усилия государственного регулятора. Необходимо индивидуальное осознание риска его носителями, то есть всеми участниками рынка. Только на этой основе возможно принятие как индивидуальных, так и коллективных решений, связанных с обеспечением относительной физической и экономической безопасности. Современная прак-

Е. V. ZOBOVA, К A. YAKOVLEVA, Yu. Yu. KOSENKOVA

тика «управления» рисками предоставляет на выбор всем желающим достаточно широкий спектр мер, позволяющих правильно оценить конкретно свою рисковую ситуацию и минимизировать возможный ущерб [2].

Таким образом, мы видим, что риски для каждого участника в сфере туризма в определенной степени являются индивидуальными. Однако, в отношении большей части представленных рисков предпочтительно использование такого метода управления, как страхование.

Литература

1. Давыденко И. Г. Дефинициальная определенность и типологизация туристских финансовых рисков. // Теория и практика общественного развития. 2015. № 22. С. 48-51.

2. Федорова Т. А. Управление рисками и страхование в туризме. М.: Магистр: ИНФРА-М, 2017. С. 13.

3. The Study of Tourism: Anthropological and Sociological Beginnings / ed. by D. Nash. Amsterdam: Elsevier Science, 2007. Р. 220.

4. Воронкова Н. П., Мельникова Н. В. Риски в международном туризме: антропологический подход. // Экономика и управление: проблемы, решения. 2016. Т. 2. № 7. С. 129-135.

5. Любимова Л. А., Морева С. Н. Перспективы развития туристско-рекреационной отрасли Тамбовского региона. // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. 2014. № 1. С. 195-198.

6. Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2016 году: Государственный доклад. М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2017.

7. Зобова Е. В., Яковлева Л. А. Влияние развития туризма на состояние экономики страны // «Саяпин-ские чтения»: сборник мат-лов круглого стола. Тамбов. 2017. С. 73-82.

8. Овчаров А. Развитие международного туризма: факторы риска. // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 9. С. 48-57.

9. Степанычева Е. В. Эмоциональный маркетинг как инструмент управления покупательским поведением. // XXI Державинские чтения. Мат-лы Общерос. науч. конф. Сборник / отв. ред. Е. К. Карпунина. Тамбов. 2016. С. 200-204.

10. Панина Е. Е. Управление рисками в туризме. // Глобальный научный потенциал. 2016. № 6 (63). С. 34-38.

11. Официальный сайт СПАО «Ингосстрах». URL: https://www.ingos.ru

12. Едронова В. Н., Овчаров А. О. Проблемы развития регионального туризма в контексте влияния экономических рисков. // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 21 (78). С. 92-99.

13. Федеральное агентство по туризму. URL: http ://www. russiatourism. ru

14. Ассоциация «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь». URL: http://www.tourpom.ru

15. Сафина Л. М., Миропольская Н. В. Страхование как метод управления рисками потребителей туристических услуг // Наука и спорт: современные тенденции. 2015. Т. 8. № 3. С. 114-118.

References

1. Davydenko I. G. Definitsial'naya opredelennost' i tipologizatsiya turistskikh finansovykh riskov [Definite definiteness and classification of tourist financial risks] // Teoriya i praktika obshhestvennogo razvitiya. 2015. № 22. S. 48-51.

2. Fedorova T. А. Upravleniye riskami i strakhovaniye v turizme [Risk management and insurance in tourism]. M.: Magistr: INFRA-M, 2017. S. 13.

3. The Study of Tourism: Anthropological and Sociological Beginnings / ed. by D. Nash. Amsterdam: Elsevier Science, 2007.

4. Voronkova N. P., Mel'nikova N. V. Riski v mezhdunarodnom turizme: antropologicheskij podkhod [Risks in the international tourism: anthropological approach] // Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya. 2016. T. 2. № 7. S. 129-135.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Lyubimova L. А., Moreva S. N. Perspektivy razvitiya turistsko-rekreatsionnoj otrasli Tambovskogo regiona [Prospects of development of tourist and recreational branch of the Tambov region] // Kurortno-rekreatsionnyj kompleks v sisteme regional'nogo razvitiya: innovatsionnye podkhody. 2014. № 1. S. 195-198.

6. Zashchita prav potrebitelej v Rossijskoj Federatsii v 2016 godu: Gosudarstvennyj doklad [Consumer protection in the Russian Federation in 2016: State report]. M.: Federal'naya sluzhba po nadzoru v sfere zashchity prav potrebitelej i blagopoluchiya cheloveka, 2017.

7. Zobova E. V., Yakovleva L. A. Vliyaniye razvitiya turizma na sostoyaniye ekonomiki strany [Influence of development of tourism on state of the economy of the country] // «Sayapinskiye chteniya»: sbornik mat-lov kruglogo stola. Tambov. 2017. S. 73-82.

8. Ovcharov A. Razvitiye mezhdunarodnogo turizma: faktory riska [Development of the international tourism: risk factors] // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2008. № 9. S. 48-57.

9. Stepanycheva E. V. Emotsional'nyj marketing kak instrument upravleniya pokupatel'skim povedeniyem [Emotional marketing as instrument of management of consumer behavior] // XXI Derzhavinskiye chteniya. Mat-ly Obshcheros. nauch. konf. Sbornik: Otv. red. E. K. Karpunina. Tambov. 2016. S. 200-204.

10. Panina E. E. Upravleniye riskami v turizme [Risk management in tourism] // Global'nyj nauchnyj potentsial. 2016. № 6 (63). S. 34-38.

11. Ofitsial'nyj sajt SPAO «Ingosstrakh» [Official site of IPJSC «Ingosstrakh»]. URL: https://www.ingos.ru

12. Edronova V. N., Ovcharov A. O. Problemy razvitiya regional'nogo turizma v kontekste vliyaniya ekonomicheskikh riskov [Problems of development of regional tourism in the context of influence of economic risks] // Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. 2008. № 21 (78). S. 92-99.

13. Federal'noye agentstvo po turizmu [Federal Agency for Tourism]. URL: http://www.russiatourism.ru

14. Assotsiatsiya «Ob"edineniye turoperatorov v sfere vyezdnogo turizma «Turpomoshh'». URL: http://www.to-urpom.ru

15. Safina L. M., Miropol'skaya N. V. Strakhovaniye kak metod upravleniya riskami potrebitelej turisticheskikh uslug [Insurance as method of management of risks of consumers of tourist services] // Nauka i sport: sovremennye tendentsii. 2015. T. 8. № 3. S. 114-118.

* * *

SPECIFICS OF RISKS IN TOURISM IN THE RUSSIAN FEDERATION

ZOBOVA ELENA VALERYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

YAKOVLEVA LARISA ANATOLYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

KOSENKOVA YULIYA YURYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

Each type of an entrepreneurial activity develops in the conditions of instability of the economic, political and social relations. Any of spheres of action, along with the general has specific risks. In the present article authors carried out the analysis of the sphere of tourism for the purpose of identification, studying and whenever possible preventions of the risks inherent in subjects of tourist activity: to the tourist, travel agency. The tourist market functions always in the conditions of risk and uncertainty. It demands performance of such tasks as: definition of the reasons and circumstances of emergence of risk; formation of the effective mechanism of management of the tourism industry in the conditions of risk and uncertainty; adoption of administrative decisions on overcoming the negative consequences caused by realization of risk. The management of tourist risk predetermines realization of actions which will purposefully influence risk. They are: carrying out the analysis of an object of risk, identification of risk, risk assessment, selection of ways of impact on risk, formation of the decision, process of impact on risk, control and correction of the received results. In article authors considered ways of impact on risk which are able to allow the enterprises of the tourism industry and to tourists to minimize or prevent possible risks and to predict consequences of their realization, analyzed characteristics of tourist risks, revealed that most often tourism uses such method of management of risks as insurance. Its application gives the chance to the tourist does not think of approach of adverse events on a travel, and to tour operator (tour agency) fully to protect itself from economic, political unstable situations which even more often appear in the modern world.

Key words: tourism, tour operator, travel insurance, insurance risk, insurance event, insurance of responsibility of tour operators, indemnification fund, fund of personal responsibility of tour operator

Об авторах:

Зобова Елена Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры сервиса, туризма и торгового дела Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов

Яковлева Лариса Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, маркетинга и рекламы Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов

Косенкова Юлия Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и налогового контроля Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов

About the authors:

Zobova Elena Aleksandrovna, Candidate of Economics, Associate Professor of the Service, Tourism and Trade Business Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov

Yakovleva Larisa Anatolyevna, Candidate of Economics, Associate Professor of the Management, Marketing and Advertizing Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov

Kosenkova Yuliya Yuryevna, Candidate of Economics, Associate Professor of the Accounting and Tax Control Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov

E. V. ZOBOVA, L. A. YAKOVLEVA, Yu. Yu. KOSENKOVA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.