Научная статья на тему 'Финансовое обеспечение туроператорской деятельности в России'

Финансовое обеспечение туроператорской деятельности в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2271
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРОПЕРАТОР / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СТРАХОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ТУРОПЕРАТОРОВ / ЕДИНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕЕСТР ТУРОПЕРАТОРОВ / КОМПЕНСАЦИОННЫЙ ФОНД / TOURISM / TOUR OPERATOR / STATE REGULATION / INSURANCE OF RESPONSIBILITY OF TOUR OPERATORS / UNIFIED FEDERAL REGISTER OF TOUR OPERATORS / INDEMNIFICATION FUND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зобова Елена Валерьевна, Яковлева Лариса Анатольевна, Косенкова Юлия Юрьевна

В статье анализируются основные изменения в туриндустрии, а также особенности государственного регулирования данной сферы в части финансового обеспечения деятельности туроператоров. Туризм представляет собой активно развивающийся сектор экономики и одновременно важную компоненту социальной сферы развития общества. Туриндустрия то комплексная отрасль, обладающая мультипликативным эффектом, поэтому она способна внести большой вклад как в развитие экономики региона, так и экономики страны в целом, и решить многие важные социальные задачи. В туриндустрию включено значительное число субъектов, между которыми появляются самые разнообразные отношения, которые требуют государственного регулирования. Именно от правильности выбора способов государственного регулирования туристской деятельности зависят успешность ее развития и конкурентоспособность страны на мировом уровне. В исследовании рассматриваются основные изменения в деятельности туристских операторов в последние годы. Принятые изменения законодательства в сфере туризма, ввели в действие нормы об оказании экстренной помощи туристам за пределами РФ в указанных законом случаях, а также создании фондов персональной ответственности туроператоров, предназначенных для компенсационных выплат еще не отправившимся на отдых туристам при невыполнении обязательств туроператорами. На туроператоров в связи с этим были возложены дополнительные обязанности. С 1 января 2017 г. они обязаны делать отчисления не только в резервный фонд при «Турпомощи» на случай экстренного вывоза туристов из-за рубежа, но и в фонды персональной ответственности. Кроме того, рассматриваются пути совершенствования института финансового обеспечения туроператора, его влияние на структуру и стабильность туристской отрасли России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL SECURITY OF TOUR OPERATOR ACTIVITY IN RUSSIA

In article authors analyzed the main changes in the tourism industry, and also feature of state regulation of this sphere regarding financial security of activity of tour operators. Tourism represents actively developing sector of economy and at the same time important to a component of the social sphere of development of society. The tourism industry is the complex branch having multiplicative effect therefore it is capable to make a big contribution as in development of economy of the region, and national economies in general and to solve many important social problems. The tourism industry included considerable number of subjects between which there are most various relations which demand state regulation. Success of its development and competitiveness of the country at world level depend on correctness of the choice of ways of state regulation of tourist activity. In article authors considered the main changes in activity of tourist operators in recent years. The accepted changes of the legislation in the sphere of tourism, put into operation norms on rendering the emergency help to tourists outside the Russian Federation in the cases specified by the law, and also creation of funds of personal responsibility of the tour operators intended for compensation payments yet to the tourists who did not go on the vacation at default on obligations by tour operators. Additional duties in this regard were assigned to tour operators. Since January 1, 2017 they must do not only do contributions to reserve fund at «Turpomoshch» on a case of the emergency evacuation of tourists from abroad, but also in funds of personal responsibility. Besides, authors considered ways of improvement of institute of financial security of tour operator, his influence on structure and stability of tourist branch of Russia.

Текст научной работы на тему «Финансовое обеспечение туроператорской деятельности в России»

УДК 338.486.6 (470) doi: 10.20310/1819-8813-2017-12-3-58-66

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТУРОПЕРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

ЗОБОВА ЕЛЕНА ВАЛЕРЬЕВНА

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

ЯКОВЛЕВА ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНА

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

КОСЕНКОВА ЮЛИЯ ЮРЬЕВНА

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

В статье анализируются основные изменения в туриндустрии, а также особенности государственного регулирования данной сферы в части финансового обеспечения деятельности туроператоров. Туризм представляет собой активно развивающийся сектор экономики и одновременно важную компоненту социальной сферы развития общества. Туриндустрия - то комплексная отрасль, обладающая мультипликативным эффектом, поэтому она способна внести большой вклад как в развитие экономики региона, так и экономики страны в целом, и решить многие важные социальные задачи. В туриндустрию включено значительное число субъектов, между которыми появляются самые разнообразные отношения, которые требуют государственного регулирования. Именно от правильности выбора способов государственного регулирования туристской деятельности зависят успешность ее развития и конкурентоспособность страны на мировом уровне. В исследовании рассматриваются основные изменения в деятельности туристских операторов в последние годы. Принятые изменения законодательства в сфере туризма, ввели в действие нормы об оказании экстренной помощи туристам за пределами РФ в указанных законом случаях, а также создании фондов персональной ответственности туроператоров, предназначенных для компенсационных выплат еще не отправившимся на отдых туристам при невыполнении обязательств туроператорами На туроператоров в связи с этим были возложены дополнительные обязанности. С 1 января 2017 г. они обязаны делать отчисления не только в резервный фонд при «Турпомощи» на случай экстренного вывоза туристов из-за рубежа, но и в фонды персональной ответственности. Кроме того, рассматриваются пути совершенствования института финансового обеспечения туроператора, его влияние на структуру и стабильность туристской отрасли России.

Ключевые слова: туризм, туроператор, государственное регулирование, страхование ответственности туроператоров, Единый федеральный реестр туроператоров, компенсационный фонд

Наиболее распространенным в мировой практике способом отдыха считается туризм. Рост туристского потока составляет 3,3 % в год, и к 2030 г. количество международных туристских прибытий, по прогнозам Всемирной туристской организации UNWTO, достигнет 1,8 млрд [1].

Деятельность в сфере туризма является одним из сложнейших объектов государственного регулирования, что обуславливается достаточно специфическими процессами по формированию и реализации турпродукта, а также особенностями образующихся хозяйственных отношений. Основные способы государственного регулирования сферы туризма закреплены в Федеральном законе от 24 ноября

1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Вместе с тем активное развитие туризма, большие потоки выезжающих на отдых россиян - все это требовало и требует законодательной защиты российских туристов от недобросовестного выполнения своих обязанностей туристическими компаниями. С увеличением числа выезжающих на зарубежные курорты увеличивалось и число обманутых либо недовольных уровнем предоставленных услуг туристов [2].

В России уже с 2007 г. начали вводиться крупные изменения в систему государственного регулирования сферы туризма. Федеральным законом от

5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»» была отменена процедура лицензирования деятельности туроператоров и турагентов, и введены Единый федеральный реестр туроператоров и система финансового обеспечения ответственности организаций, являющихся туроператорами, перед потребителями в форме банковской гарантии или договора страхования ответственности туроператора.

Главными целями создания и ведения Единого федерального реестра туроператоров были определены защита прав и законных интересов туристов путем предоставления им достоверной информации

Как видно из таблицы 1, количество туроператоров менялось. Наибольшая численность туроператоров наблюдалась в 2008 г. Как известно, финансово-экономический кризис начал активно проявляться в конце 2008 г. Как следствие, в 2009 г. мы уже видим 4 248 туроператоров, причем значительное сокращение произошло в сегменте международного въездного и выездного туризма. Это связано не только с общемировой тенденцией падения спроса на рынке туризма, но и с изменением обеспечения финансовых гарантий туроператоров в сторону их увеличения. Также большие изменения количества туроператоров произошли в 2015 г., в итоге на 01.12.2016 г. числились в реестре 4357 туроператора.

Теперь давайте посмотрим на динамику изменений в целом. Как видно из таблицы 1, с 2009 по 2015 гг. общее количество туроператоров остается одинаковым. Но при кажущейся стабильности меняется качественный состав туроператоров. Туроператоров, ориентированных на внутренний туризм, после спада 2009 г. становится больше. В итоге в 2014 г. их уже 2 626. Это связано с кардинальным поворотом в сторону внутреннего туризма, поддержкой его развития со стороны государства и пониманием его огромного потенциала

о туроператорах, имеющих финансовое обеспечение своей деятельности, а также упорядочение туроператоров. Ведение реестра туроператоров осуществляется Федеральным агентством по туризму (Ростуризм). Туроператор, сведения о котором не содержатся в Едином реестре туроператоров, не может осуществлять деятельность по реализации туристского продукта, потому что к существенным условиям договора о реализации туристского продукта относится реестровый номер туроператора.

Общие данные по динамике изменения количества туристических операторов в России с 2008 по 2016 гг. представлены в таблице 1.

Таблица 1

как одного из механизмов экономического развития регионов, обладающих туристическими ресурсами. Однако к 2016 г. этот показатель снижается до 1468.

Что касается международного въездного и выездного туризма, то здесь колебания существенны: 2008 г. - 2 206 туроператоров, спад в 2009 г. - 1 461 туроператор, затем с 2010 по 2012 гг. идет восстановление, но в итоге уменьшение количества туроператоров в 2013-2015 гг. Это связано с процессами переориентации туристических потоков и увеличения доли внутреннего туризма в России. Как видно из таблицы 1, с 2009 по 2015 гг. идет тенденция на сокращение туроператоров, занимающихся международным въездным туризмом. В итоге за 9 лет мы видим уменьшение более чем в 5 раз, с 1 025 до 188 туроператоров. Но это не говорит о потере интереса к России со стороны иностранных туристов. Здесь воздействовали такие процессы, как переориентация деятельности туроператоров и их уход с рынка; поглощение более крупными туроператорами; слияние туроператоров [3].

Нельзя не обратить внимание на количество туроператоров, исключенных из Единого федерального реестра туроператоров. Самое большое количество исключенных туроператоров было в

Изменения в реестре туроператоров России, составлено по данным [1]

Год Количество туроператоров в ЕФР Внутренний туризм Международный въездной и выездной туризм Международный въездной туризм

2008 5289 2058 2206 1025

2009 4248 1811 1461 976

2010 4593 1858 2169 566

2011 4718 1833 2885 656

2012 4685 1889 2796 580

2013 4608 2421 2187 225

2014 4275 2626 1649 161

2015 4202 1616 899 175

на 01.12. 2016 4357 1468 2122 188

E. V. ZOBOVA, К Л. YAKOVLEVA, Yu. Yu. KOSENKOVA

2015 г. - 948. Это связано со значительными внешними изменениями: введение санкций против России, падение курса рубля, изменение покупательской способности граждан и их приоритетов [3].

В 2017 г. Ростуризмом из Единого федерального реестра туроператоров было исключено 119 компаний выездного туризма, застрахованных в ООО СК «Универс-гарант», в связи с отзывом Банком России лицензии у данного страховщика. Еще 26 лишились права отправлять туристов за рубеж, но сохранили возможность продолжить работу в сфере внутреннего и въездного туризма. Также Ростуризм исключил из Единого федерального реестра туроператоров сведения о двух туроператорах, имеющих финансовое обеспечение в виде банковских гарантий, полученных в ООО КБ «Метрополь», у которого была приказом Центрального Банка Российской Федерации от 18.11.2016 г. № ОД-4012 отозвана лицензия на осуществление банковских операций. Кроме того, были исключены сведения о шести туроператорах, чья гражданская ответственность была застрахована акционерным обществом «Страховая компания «ЭНИ», признанным несостоятельным (банкротом).

Исключение из Единого федерального реестра туроператоров компаний, не имеющих надлежащего обеспечения ответственности, направлено на защиту интересов потребителей и недопущение кризисных ситуаций в отрасли.

Другая цель закона касается страхования туристских рисков и заключается в минимизации риска потерь при взаимодействиях субъектов туристского рынка, а также в поддержании надежности всего туристско-рекреационного комплекса страны. Чтобы обеспечить российских туристов качественными и низкорискованными туристскими продуктами, государство обязывает туроператоров иметь договор страхования гражданской ответственности или банковскую гарантию исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Институт финансовых гарантий достаточно успешно применяется в США, Испании, Великобритании, Израиле и других странах, причем размеры финансового обеспечения могут устанавливаться как для туроператоров, так и турагентов и варьироваться в пределах от 20 до 150 и более тыс. долл. [4]. Для европейских стран наличие механизма государственного страхования туристских рисков является обязательным условием членства в Европейском союзе [5].

Общий объем финансового обеспечения туроператоров в России по состоянию на 01.12.2016 года составляет 19 859 000 000 руб., в том числе:

- международный выездной туризм - 17 970 000 000 руб.;

- международный въездной и внутренний туризм - 1 889 000 000 руб. [1].

Банковской гарантией признается письменное обязательство банка, иного кредитного учреждения или страховой организации (гаранта), принятое на себя по просьбе другого лица (принципала), в силу которого гарант при наличии условий, предусмотренных данным обязательством, и по требованию кредитора принципала (бенефициара) должен уплатить последнему определенную денежную сумму (ст. 368 ГК РФ) [6]. За выдачу гарантии туристская организация должна уплатить гаранту вознаграждение, размер которого колеблется от 1 до 5 % от суммы гарантии. По состоянию на 01.12.2016 г. банковские гарантии в качестве способа финансового обеспечения своей деятельности выбрали только лишь 48 туроператоров [1].

Чаще всего туроператоры выбирают заключение договора страхования гражданской ответственности, так как обычно это гораздо дешевле. Тариф по договору страхования ответственности туроператора определяется исходя из сроков действия договора, а также факторов, влияющих на степень страхового риска [5].

Первоначально был введен объем финансового обеспечения в размере от 500 тыс. руб. до 5 млн руб. В июне 2009 г. законодательство РФ было изменено, и размер финансового обеспечения туроператоров значительно увеличился. Кроме этого, для туроператоров, которые осуществляют деятельность в сфере международного туризма, размер финансового обеспечения стал зависеть от оборота туристской фирмы.

Сейчас в России для туроператоров, которые занимаются внутренним или въездным туризмом, минимальная страховая сумма составляет 500 тыс. руб. Для туроператоров сферы выездного туризма минимальная страховая сумма составляет 5 % общей цены туристского продукта, но не менее чем 50 млн руб. Для тех туроператоров, чей объем оборота меньше 40 млн руб., а число туристов доходит до 10 тысяч за год, размер финансового обеспечения равен 10 млн руб.

Туроператоры, не осуществлявшие в предыдущем году деятельность в сфере выездного туризма, а также юридические лица, намеренные осуществлять туроператорскую деятельность в сфере выездного туризма и ранее не осуществлявшие такой деятельности, должны иметь финансовое обеспечение ответственности туроператора в размере не менее чем 50 млн руб.

В случае, если туроператор осуществляет туроператорскую деятельность в нескольких сферах туризма, применяется наибольший размер финансового обеспечения ответственности туроператора.

В период с ноября 2010 г. по январь 2012 г. произошло банкротство восьми туроператоров, из них два крупных туроператора - с самым большим числом пострадавших туристов, наибольшими суммами убытков страхового обеспечения. Наиболее известные среди них - «Ланта Тур» и «Капитал Тур» [1]. В принципе, суммы страхового обеспечения по большинству фирм являлись достаточными, чтобы покрыть убытки. Однако для крупных компаний суммы 100 млн руб. оказалось недостаточно. Система страхования ответственности туроператоров показала свою несостоятельность.

В связи с этим 5 мая 2012 г. был официально опубликован Федеральный закон № 47-ФЗ от 3 мая 2012 г. «О внесении изменений в федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», призванный усовершенствовать государственную регламентацию туристской деятельности и повысить уровень социальной ответственности туроператоров и защиты прав и законных интересов туристов, выезжающих за пределы Российской Федерации.

Он предполагает оказание экстренной помощи туристам за пределами РФ в случае невозможности исполнения, неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором своих обязательств по договору. При этом на случаи чрезвычайных обстоятельств, а также обстоятельств, обусловленных действиями самих туристов, действие закона не распространяется. Не распространяется его действие и на ситуации ненадлежащего исполнения отдельных услуг, не являющихся туристским продуктом, следовательно, помощь в подобных случаях оказываться не будет.

Таким образом, в России официально приступил к работе Фонд экстренной помощи туристам за рубежом. У данной инициативы было много сторонников, но также появились и противники - это региональные туроператоры, которым не под силу платить ежегодные взносы в Фонд [8].

За границей накоплен огромный опыт по созданию подобных фондов. Во многих европейских странах, где туристская отрасль развивается давно и успешно, действуют различные схемы защиты туристов именно с помощью государственных фондов [9]. Так, в Италии в 1996 г. был создан Фонд защиты прав туристов, в Великобритании в 1973 г. образован Фонд защиты авиапутешествий, в Италии в 1983 г. появился Национальный фонд защиты прав путешественников и др.

В России в 2012 г. с целью защиты интересов туристов в случае неисполнения обязательств туроператорами на рынке выездного туризма была создана Ассоциация «Турпомощь».

Она представляет собой объединение туроператоров в сфере выездного туризма. Основной задачей Ассоциации является оказание экстренной помощи российским туристам за рубежом, оказавшимся в экстренной ситуации по причине финансовой несостоятельности туроператора, а с января 2017 г., в связи с вступлением в силу Федерального закона № 49-ФЗ от 02.03.2016 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность» Ассоциация «Турпомощь» наделяется дополнительным функционалом в части формирования фондов персональной ответственности туроператоров в сфере выездного туризма, а также размещения сведений о турагентах на портале Ассоциации.

5 октября 2012 г. Ассоциация «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Тур-помощь» была зарегистрирована в едином государственном реестре юридических лиц.

19 ноября 2012 г. в соответствии с распоряжением Правительства РФ № 2130-р Ассоциация «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь» получила статус общероссийского объединения, что обеспечило возможность вступления в ряды Ассоциации туроператоров из всех регионов России.

Ассоциация «Турпомощь» имеет действующие соглашения о сотрудничестве с Всероссийским союзом страховщиков, Росавиацией, Национальной ассоциацией информационно-туристических организаций, а также выступает связующим звеном между турбизнесом и органами государственной власти.

За минувшие годы ее функционал значительно расширился. Наряду с ролью финансового резервного учреждения она стала центром, координирующим взаимодействие профильных госструктур и участников туристического рынка по всем ключевым отраслевым вопросам. С этой целью при Ассоциации создано несколько комитетов - правовой, транспортный, турагентский, а также комитет по инновациям [10].

В 2014 г. после объявления о приостановке своей деятельности туроператорами «Нева», «Роза ветров МИР», «Экспо-тур», «Лабиринт», «Инта-эр», «Нордик стар». Ассоциация «Турпомощь» организовала эвакуацию около 60 000 российских туристов из-за рубежа на родину. Туристические компании были вынуждены уйти с рынка в связи с

Е. V. ZOBOVA, К Л. YAKOVLEVA, Yu. Yu. KOSENKOVA

невозможностью исполнения своих обязательства перед клиентами.

На эвакуацию российских граждан из других стран в 2014 г. профобъединение «Турпомощь» потратило 75 % своего фонда, что составляет 296 млн руб. Потерпевшие туристы, и те граждане, которые приобрели турпродукт, но воспользоваться им так и не успели, направили заявления на возмещение своих расходов. К октябрю 2014 г. общая сумма всех заявленных убытков туристами составила более 4,34 млрд руб. К сожалению, ответственность туроператоров, которые стали банкротами, оказалась застрахована только на сумму 1,89 млрд руб. Соответственно, туристы смогли

С 1 января 2017 г. в рамках обновленного законодательства в дополнение к установленным ранее условиям осуществления деятельности в сфере выездного туризма (финансовое обеспечение ответственности, членство в Ассоциации «Турпомощь») создается новый механизм финансовых гарантий для туристов - фонды персональной ответственности туроператоров в сфере выездного туризма.

Фонд персональной ответственности туроператора образуется путем сбора ежегодных взносов туроператора в размере 1 % общей цены туристского продукта за предыдущий год.

Компании, которые не осуществляли в предыдущем году деятельность в сфере выездного туризма, но намерены начать / возобновить работу в этой сфере должны до того, как приступят к реализации туров за рубеж, перечислить в фонд персональной ответственности туроператора взнос в размере 100 тыс. руб.

Для реализации новых требований законодательства Ассоциацией «Турпомощь» открыты счета для формирования фондов персональной ответственности туроператоров в сфере выездного туризма, а такжде переформатирован сайт «Турпо-мощи».

Тех операторов, которые не сформируют фонды, Ростуризм будет вынужден исключить из Единого федерального реестра туроператоров.

Таким образом, с 1 января 2017 г. туроператоры обязаны делать отчисления не только в резерв-

получить возмещение ущерба только в размере 2030 % от стоимости тура.

В дальнейшем динамика выезда российских туристов за рубеж отрицательная (табл. 3). В 2014 и 2015 гг. туристическая отрасль России оказалась в очень сложных условиях: закрытие массовых направлений отдыха Россиян - Турции и Египта, падение курса рубля. Все это в итоге привело к снижению покупательской способности граждан и отказу от поездок за рубеж. Плюс международная обстановка вокруг России привела к тому, что граждане в целях безопасности переориентировались на внутренний туризм или отказались от поездок [4].

Таблица 2

ный фонд при «Турпомощи» на случай экстренного вывоза туристов из-за рубежа, но и в фонды персональной ответственности, предназначенные для компенсационных выплат еще не отправившимся на отдых туристам при невыполнении обязательств туроператорами. Формирование фондов персональной ответственности туроператоров позволяет российским туристам, выезжающим на отдых за рубеж, получить гарантии защищенности, что является особенно актуальным накануне высокого летнего сезона.

Общее количество туроператоров, продливших свое членство в Ассоциации «Турпомощь» и создавших фонды персональной ответственности, составило 578 компаний. В первые дни февраля 2017 г. в Ассоциацию вступили еще 6 новых компаний, которые будут работать на рынке выездного туризма. Таким образом, общее количество операторов, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, составляет 584 компании. В фонд персональной ответственности было оплачено 188 017 845,37 руб. В дальнейшем данный показатель будет скорректирован в большую сторону, поскольку 36 % туроператоров сделали взносы в размере 100 тыс. руб. при нулевом балансе.

20 туроператоров направили в Ассоциацию «Турпомощь» заявления о выходе из состава ее членов: «Пегас Туристик МСК», «Пегас Уфа», «Пегас Казань», «Пегас СПБ», «Пегас Самара», «ПЕГАС», «Люкс Тур», «РТ Волга», «ТО Корал Тревел Центр», «Оператор выходных туров САН-

Динамика въездных и выездных туристских поездок для России [составлено по данным 11]

Год 2014 2015 2016

Количество выездов российских туристов за рубеж, тыс. 42 921 34 390 31 659

Число въездных туристских поездок, тыс. 25 438 26 852 24574

МАР», «Русский Экспресс. Север-Запад», «РУССКИЙ ЭКСПРЕСС», «Натали Турс», «Пегас Екатеринбург», «Турмагазин», «Черное море», «Эксклюзив Трэвел», «Турмаркет», «Ясон Трэвел». Данные компании не будут работать в сфере выездного туризма. С выездного рынка также уходят компании «Интертранстур», «МПЛ», «Гермес-Тур», «Джет Сет Спортс», «Гуд Тайм», «Путешествия без границ», «Миракль», «Шар Тревел», «Мави Групп».

Работа Ассоциации «Турпомощь» способствует серьезным позитивным переменам в туристской отрасли России, повышению уровня защищенности туристов и прозрачности рынка. Развитие инструментов защиты туристов на базе «Турпомощь» и эффективная работа самой Ассоциации позитивно сказались на имидже российской туриндустрии. Потребители получили возможность без лишних опасений пользоваться представленными на отечественном рынке турпродуктами для удовлетворения своих потребностей в отдыхе и путешествиях и уверенность в том, что в случае невыполнения обязательств туроператорской компанией их интересы не пострадают [1; 10].

К основным изменениям в деятельности туристских операторов за период 2008-2015 гг. относятся:

1. Появление новых направлений. Туроператоры увеличили количество маркетинговых исследований туристического рынка, и традиционные направления стали разбавляться экзотикой (Мексика, Кения, Мальдивы и т. д.), для удержания интереса своего клиента.

2. Внутренний туризм. С 2014 г. произошло переключение на внутренний туризм, который получил новый виток развития. Стали появляться «большие туроператоры», специализирующиеся исключительно на внутреннем туризме. К примеру, национальный оператор «Алеан», хотя и работает на рынке внутреннего туризма с 1993 г., сильнейший импульс в виде спроса на услуги получил именно в 2015 г. И в рамках освоения туристического рынка не только стал открывать свои представительства в регионах, но и запустил свою чартерную программу. В регионах стали появляться свои «маленькие» туроператоры, которые специализировались исключительно на приеме туристов и освоении местных туристических ресурсов, хотя раньше региональные туроператоры существовали, но их специализацией был исключительно выездной туризм. Активность начали проявлять и региональные власти, развивая и поддерживая различные мероприятия этнографической направленности, способствуя возрождению народных про-

мыслов, ремесел, традиций, через реставрацию культурных и исторических объектов, создание информационно-туристических и историко-культурных центров.

3. Удешевление туристических услуг. Многие страны сами стали занижать стоимость туристических услуг, для того чтобы зарабатывать за счет объема. В некоторых правительство ввело программу субсидирования сферы туризма для сохранения туристического потока (выплаты туроператорам на приеме за каждого приехавшего туриста). Туроператоры, в свою очередь, также пытались увеличить свой турпоток с помощью различных акций: раннее бронирование, горящие путевки, оформление Шенгенской визы, накопление бонусных миль. Кроме того, появились возможности получить рассрочку платежа от туроператора или взять кредит на туристическое путешествие. Перестраивая свою базу туристических предложений, туроператоры стали делать акцент на более дешевых вариантах, так как туристы пересмотрели свои предпочтения и, чтобы совсем не отказываться от туристического путешествия, выбирают туры дешевле. Изменилась география туристических потоков, многие страны, привычные для путешествий россиян, стали «дорогими», что привело к пересмотру спроса на эти направления. Или, к примеру, Индия: спрос остался прежним, но приоритет стали отдавать Северному Гоа, т. е. произошло качественное изменение спроса.

4. Информационная поддержка. В силу того, что количество пользователей услугами сети Интернет растет каждый год, требования, предъявляемые к информационно-поисковым системам, растут соответственно. Турист хочет теперь видеть не только красивые картинки, но и рейтинги отзывов об отеле, различную дополнительную информацию о стране и месте своего путешествия, знать специфику отдыха, правила безопасности, рекомендации туроператора и т. д. В связи с этим туроператоры стали менять свои поисковые системы. Они стали закладывать в эти системы такие составляющие, как: информативность, достоверность, оперативность, простоту и полезность. Это происходило не только для оптимизации работы с турагентами и туристами, но и для улучшения своего положительного имиджа на рынке туристических услуг в рамках конкурентной борьбы среди туроператоров. В 2013 г. у туриста впервые появилась возможность купить туристическую путевку напрямую у туроператора, без участия турагента.

5. Региональная политика. Многие туроператоры стали активно переключаться на регионы, открывать там свои представительства, уполномо-

Е. V. ZOBOVA, К A. YAKOVLEVA, Yu. Yu. KOSENKOVA

ченные агентства. Это привело к жесткой конкурентной борьбе с региональными туроператорами. Как правило, крупные туроператоры побеждали за счет ценового демпинга, более четкого и гибкого управления, бренда, сильной информационной поддержки, своих чартеров, более выгодных условий при работе с отелями. Но некоторые туроператоры стали активно использовать регулярные рейсы, отказываясь от чартерных перевозок в силу их неполной заполняемости. Совместные чартерные перевозки - новшество, которое стали использовать в регионах с 2014 г., когда один чартерный рейс фрахтуют два и более туроператора, причем цены на один и тот же рейс у туроператоров могут быть разными.

6. Оптимизация расходов. Это одна из важнейших тенденций, которая происходит за счет: урезания расходов на штат, дополнительные офисы, полиграфическую продукцию, рекламу; образования своих дочерних авиакомпаний (Корал авиа) и закупки самолетов в лизинг. Это снимало зависимость от расписания и блока мест; закупки автотранспорта на местах для организации трансферов; организации своих экскурсионных бюро на местах [3].

Не секрет, что в случае банкротства туроператора, неисполнения им своих обязательств по договору пострадавшей стороной оказывается турист [12]. Вариантом защиты своих имущественных интересов могло бы стать обязательное страхование каждого тура непосредственно туристом-потребителем. По аналогии с ОСАГО. Объектом страхования в данном случае выступает риск убытков от несостоявшейся поездки за границу из-за нарушения своих обязательств туроператором (и может быть, турагентом) или изменения условий этой деятельности по независящим от туроператора и (или) турагента обстоятельствам [13].

В свое время, в 2003 г., вступлением в силу Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», ОСАГО вводилось в качестве социальной меры, предназначенной для обеспечения финансовых гарантий по возмещению ущерба, нанесенного владельцами транспортных средств. И хотя поначалу данное нововведение было настороженно воспринято большинством автовладельцев, все же с течением времени отношение к этому институту стало положительным.

Думается, что подобное нововведение, каким бы спорным оно на первый взгляд ни казалось, могло бы стать эффективным механизмом защиты имущественных интересов туристов [12].

Литература

1. Федеральное агентство по туризму. URL: http://www.russiatourism.ru

2. Корчевская Л. И. Финансовые гарантии для туристов. Страхование ответственности туроператоров // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. № 9. С. 66-72.

3. Фынтынэ О. А. Влияние финансово-экономического кризиса на деятельность туристических операторов // Вестник Сургутского государственного университета. 2017. № 1 (15). С. 65-69.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Биржаков М. Б. Экономическая безопасность туристской отрасли. СПб.: Издательский дом «Герда», 2007. С. 344.

5. Едронова В. Н., Овчаров А. О. Государственная финансовая поддержка сферы туризма // Финансы и кредит. 2008. № 41 (329). С. 37-43.

6. Гражданский кодекс РФ. Часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

7. Макеева Д. Р., Хайлова С. К. Саморегулирование в туризме: возможные варианты реализации // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 24. С. 58-63.

8. Кисилевич Т. И. К вопросу формирования компенсационного фонда туроператорами // Инновации. Менеджмент. Маркетинг. Туризм. 2013. № 1. С. 125-127.

9. Бусыгина Н. А. Формирование компенсационного фонда объединения туроператоров в целях устойчивого развития туризма // Вестник РМАТ. 2013. № 4. С. 52-56.

10. Ассоциация «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь». URL: http://www.tourpom.ru

11. Федеральная служба государственной статистики. Розничная торговля, услуги населению, туризм. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect-/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/

12. Дербышева Е. А. Возможен ли в сфере туризма аналог ОСАГО? // Современный город: социальность, культура, жизнь людей: мат-лы XVII Междунар. науч.-практ. конф. 2014. С. 65-68.

13. Кабирова А. Р. О некоторых проблемах правового регулирования финансового обеспечения туроператорской деятельности // Научный альманах. 2015. № 9 (11). С. 1168-1171.

References

1. Federal'noye agentstvo po turizmu [Federal Tourism Agency]. URL: http://www.russiatourism.ru

2. Korchevskaya L. I. Finansovye garantii dlya turistov. Strakhovaniye otvetstvennosti turoperatorov [Financial guarantees for tourists. Insurance of responsibility of tour operators] // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. 2007. № 9. S. 66-72.

3. Fyntyne O. А. Vliyaniye finansovo-ekonomi-cheskogo krizisa na deyatel'nost' turisticheskikh operatorov

[Influence of financial and economic crisis on activity of tourist operators] // Vestnik Surgutskogo gosudar-stvennogo universiteta. 2017. № 1 (15). S. 65-69.

4. Birzhakov M. B. Ekonomicheskaya bezopasnost' turistskoj otrasli [Economic security of tourist branch. SPb.: Izdatel'skij dom «Gerda», 2007. S. 344.

5. Edronova V. N., Ovcharov A. O. Gosudar-stvennaya finansovaya podderzhka sfery turizma [State financial support of the sphere of tourism] // Finansy i kredit. 2008. № 41 (329). S. 37-43.

6. Grazhdanskij kodeks RF. Chast' pervaya ot 30.11.1994 № 51-FZ [Civil Code of the Russian Federation. Part one on 30.11.1994 № 51-FL].

7. Makeeva D. R., Khajlova S. K. Samoregu-lirovaniye v turizme: vozmozhnye varianty realizatsii [Self-regulation in tourism: possible options of realization] // Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. 2012. № 24. S. 58-63.

8. Kisilevich T. I. K voprosu formirovaniya kompensatsionnogo fonda turoperatorami [To the issue abou the formation of indemnification fund by tour operators] // Innovatsii. Menedzhment. Marketing. Turizm. 2013. № 1. S. 125-127.

9. Busygina N. A. Formirovaniye kompensatsionnogo fonda ob"yedineniya turoperatorov v tselyakh

ustojchivogo razvitiya turizma [Formation of indemnification fund of association of tour operators for sustainable development of tourism] // Vestnik RMAT. 2013. № 4. S. 52-56.

10. Assotsiatsiya «Ob"yedineniye turoperatorov v sfere vyezdnogo turizma «Turpomoshch'» [«Association of tour operators in the sphere of outbound tourism of «Turpomoshch»]. URL: http://www.tourpom.ru

11. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. Roznichnaya torgovlya, uslugi naseleniyu, turizm [Federal State Statistics Service. Home shopping service, services to the population, tourism]. URL: http://www.gks.ru-/wps-/wcm/connect-/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterpri-se/retail/

12. Derbysheva E. A. Vozmozhen li v sfere turizma analog OSAGO? [Whether the CMTPL analog is possible in the sphere of tourism?] // Sovremennyj gorod: sotsial'nost', kul'tura, zhizn' lyudej: mat-ly XVII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 2014. S. 65-68.

13. Kabirova A. R. O nekotorykh problemakh pravovogo regulirovaniya finansovogo obespecheniya turoperatorskoj deyatel'nosti [About some problems of legal regulation of financial security of tour operator activity] // Nauchnyj al'manakh. 2015. № 9 (11). S. 11681171.

* * *

FINANCIAL SECURITY OF TOUR OPERATOR ACTIVITY IN RUSSIA

ZOBOVA ELENA VALERYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

YAKOVLEVA LARISA ANATOLYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

KOSENKOVA YULIYA YURYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

In article authors analyzed the main changes in the tourism industry, and also feature of state regulation of this sphere regarding financial security of activity of tour operators. Tourism represents actively developing sector of economy and at the same time important to a component of the social sphere of development of society. The tourism industry is the complex branch having multiplicative effect therefore it is capable to make a big contribution as in development of economy of the region, and national economies in general and to solve many important social problems. The tourism industry included considerable number of subjects between which there are most various relations which demand state regulation. Success of its development and competitiveness of the country at world level depend on correctness of the choice of ways of state regulation of tourist activity. In article authors considered the main changes in activity of tourist operators in recent years. The accepted changes of the legislation in the sphere of tourism, put into operation norms on rendering the emergency help to tourists outside the Russian Federation in the cases specified by the law, and also creation of funds of personal responsibility of the tour operators intended for compensation payments yet to the tourists who did not go on the vacation at default on obligations by tour operators. Additional duties in this regard were assigned to tour operators. Since January 1, 2017 they must do not only do contributions to reserve fund at «Turpomoshch» on a case of the emergency evacuation of tourists from abroad, but also in funds of personal responsibility. Besides, authors considered ways of im-

E. V. ZOBOVA, L. A. YAKOVLEVA, Yu. Yu. KOSENKOVA

provement of institute of financial security of tour operator, his influence on structure and stability of tourist branch of Russia.

Key words: tourism, tour operator, state regulation, insurance of responsibility of tour operators, Unified federal register of tour operators, indemnification fund

Об авторах:

Зобова Елена Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры сервиса, туризма и торгового дела Института экономики, управления и сервиса Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация

Яковлева Лариса Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, маркетинга и рекламы Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация

Косенкова Юлия Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и налогового контроля Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация

About the authors:

Zobova Elena Aleksandrovna, Candidate of Economics, Associate Professor of the Service, Tourism and Trade Business Department, Institute of Economy, Management and Service, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation

Yakovleva Larisa Anatolyevna, Candidate of Economics, Associate Professor of the Management, Marketing and Advertizing Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation

Kosenkova Yuliya Yuryevna, Candidate of Economics, Associate Professor of the Accounting and Tax Control Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.