Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы туристской индустрии в России'

Проблемы и перспективы туристской индустрии в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2662
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЙ ТУРИЗМ / СТАТИСТИКА ТУРИЗМА / АКТИВНОСТЬ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА / КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамова Т.

В статье рассмотрены основные проблемы и перспективы развития туризма в России. Автор акцентирует внимание на мировых тенденциях развития туризма, месте Российской Федерации в мировом туристском пространстве, региональных аспектах развития туриндустрии на примере Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Бурятия и др., а также механизмах и мерах по стимулированию развития приоритетных направлений туризма, комплексного развития туристской инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы туристской индустрии в России»

ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА

Т. АБРАМОВА,

кандидат экономических наук, ведущий консультант аппарата Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и туризму

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ В РОССИИ

В статье рассмотрены основные проблемы и перспективы развития туризма в России. Автор акцентирует внимание на мировых тенденциях развития туризма, месте Российской Федерации в мировом туристском пространстве, региональных аспектах развития туриндустрии на примере Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Бурятия и др., а также механизмах и мерах по стимулированию развития приоритетных направлений туризма, комплексного развития туристской инфраструктуры.

Ключевые слова: мировой туризм, статистика туризма, активность субъектов Российской Федерации в сфере туризма, комплексное развитие туристской инфраструктуры.

Роль туризма в экономическом развитии

Туризм в настоящее время является одной из самых динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Это же справедливо и в отношении России. Так, 14 марта 2011 г. в верхней палате парламента состоялось расширенное заседание Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и туризму с участием Генерального секретаря Всемирной туристской организации при Организации объединенных наций (ЮНВТО) Талеба Рифаи и студентов отечественных ВУЗов. Генеральный секретарь ЮНВТО впервые посетил Парламент России и встретился с бывшим Председателем Совета Федерации С.М. Мироновым. Талеб Рифаи выступил с докладом, в котором отметил, что туризм -практически единственная отрасль мировой экономики, по-настоящему заинтересованная в сохранении природного и исторического наследия и способная стимулировать эффективное использование и развитие объектов культуры, природных и др. комплексов в рыночных условиях.

В настоящее время туризм восстанавливается после кризиса и вступает в новый этап своего развития. По данным ЮНВТО, число прибытий иностранных туристов во всем мире в 2010 г. увеличилось на 6,7% по сравнению с 2009 г., что в два раза больше, чем рост мирового ВВП, и достигло 935 млн. человек. В пять раз больше - 5 млрд. человек -участвовало в местных поездках внутри своих стран. Годовой всемирный оборот в сфере туризма составил 1,1 трлн. долл1.

Быстрый подъем туристской активности в 2010 г. свидетельствует о способности туризма восстанавливаться в среднесрочной и долгосрочной перспективе, подтверждая, что он является ключевым двигателем роста и создания рабочих мест, в том числе в малых и исторических городах, сельских поселениях. Туризм, по оценкам экспертов ЮНВТО, является ведущим экспортным сектором в мире, так как составляет 30% мирового

1 Выступление Генерального секретаря Всемирной туристской организации при Организации объединенных наций (ЮНВТО) Т. Рифаи на расширенном заседании Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и туризму 14 марта 2011 г.

экспорта услуг или 1 трлн. долл. в год. Причем в развивающихся странах может достигать до 45% общего экспорта услуг.

В 2011 г., несмотря на недавние негативные события в Северной Африке и на Ближнем Востоке, вряд ли снизится глобальный спрос. Скорее всего, будут изменения в характере туристских направлений и маршрутов. Рост числа международных туристских прибытий, по данным ЮНВТО, продолжится, но более умеренно, и составит в среднем 4 - 5%.

Туризм - один из ведущих в мире создателей рабочих мест, так как создает свыше 75 млн. рабочих мест во всем мире. Каждый двенадцатый человек работает в сфере туризма. Туризм обеспечивает занятость, прежде всего молодежи и женщин, как в городах, так и в сельской местности2.

Важная особенность, которую необходимо учитывать и в России, состоит в том, что туризм занимает первое место в мире по созданию первичных рабочих мест, которые обеспечивают работой студентов. Здесь легче и проще всего для молодого поколения войти на рынок труда. Конечно, не все те, кто начинают свой трудовой путь в туризме, продолжают всю свою жизнь, но наличие такой возможности очень необходимо. Поэтому в структуре туризма молодежь играет все более важную роль.

Другая особенность мирового туризма заключается в том, что меняются возрастные характеристики путешествующих туристов. Раньше основной контингент потребителей услуг индустрии туризма представлял собой людей, в основном, в диапазоне между 30 и 50 годами. В настоящее время в развитых странах мира люди, которые могут себе позволить путешествовать, живут дольше, выходят на пенсию более здоровыми. Постепенно увеличивается количество путешественников, которым больше 60 и 70 лет. Вместе с тем отмечается и другая тенденция: впервые за последнее десятилетие огромный сегмент молодежи в возрасте 16 - 18 лет также становятся активными туристами. Мировая практика свидетельствует о том, что создаются туристические компании, которые специализируются на молодежном туризме. Появляются они и в России.

По оценкам Всемирной туристской организации (ЮНВТО), на долю туризма в мировом ВВП, с учетом мультипликативного эффекта, приходится 9,4 %. По данным Минспорттуризма России, доходы от туризма в ВВП разных стран составляют: в Греции -

15,5 %, Испании - 15,3%, Австрии - 12,5 %, а в России всего 6,5 % (см. рис. 1)3. По мнению экспертов, Россия использует свой туристско-рекреационный потенциал пока только на 20%, что объясняет более низкий вклад туризма в экономику страны по сравнению с развитыми странами мира.

Доля туризма в ВВП (%)

6,5

19,3

15,5

■ Мальта

■ Кипр

■ Греция

16 ■ Испания

■ Австрия

■ Великобритания

■ Франция

■ Италия □ Россия

15,3

2 Там же.

3 Итоги работы Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации за 2010 год. Сфера туризма. М.: Минспорттуризм России, 2011. С. 4.

Рис. 1. Дходы от туризма в ВВП страны, с учетом мультипликативного эффекта

По мнению экспертов Всемирного экономического форума (ВЭФ), в 2011 - 2020 гг. российская туристская индустрия будет расти на 6,7% в год. Тем не менее в их рейтинге по конкурентоспособности туристского рынка Россия в 2010 г. заняла только 59-е место из 139 стран мира.

Основные тенденции развития туризма в России

В Российской Федерации в 2010 г., по данным Минспорттуризма России, выездной туризм увеличился по сравнению с 2009 г. на 38% и составил 13,1 млн. российских туристов4. В 2000 г. поездки российских граждан с целями рекреации и отдыха посредством туризма составили 4,49 млн. По сравнению с 2010 г. число таких поездок увеличилось почти в 3 раза5. Самыми посещаемыми российскими туристами странами в

2010 г. оказались Турция (2,2 млн. человек), Египет (1,5 млн. человек), Италия (362 тыс. человек), Греция (360 тыс. человек), Испания (355 тыс. человек), Германия (349 тыс. человек), на долю которых приходится более 50 % выездного туристкого потока6.

Внутренний туризм достиг 29,1 млн. путешествующих в 2010 г., что на 3,2 % больше по сравнению с 2009 г.7. Однако в 2007 г. число внутренних туристов было на той же отметке, что и в 2010 г. Причем в 2006 - 2007 гг., т.е. до финансово-экономического кризиса, средний годовой прирост потока туристов составлял от 10 до 15% и, по прогнозам Ростуризма, должен был возрасти к 2015 г. до 46 - 48 млн. человек8. Теперь эти прогнозы, скорее всего, будут скорректированы.

Существующий дисбаланс в развитии внутреннего и выездного туризма продолжает увеличивать отрицательное сальдо в структуре баланса торговли услугами по статье "поездки". В 2010 г. отрицательное сальдо экспорта и импорта туристских услуг составило

17,5 млрд. долл., что по сравнению с 2000 г. (5,4 млрд. долл.) увеличилось более чем в 3 раза, а по сравнению с 1997 г. (2,9 млрд. долл.) - в 6 раз (табл. 1). Таким образом, в России темпы роста выездного туризма с каждым годом все больше превышают въездной и внутренний туризм, а российские туристы все больше средств тратят на отдых за пределами России, развивая зарубежные курорты и туристские центры, что в итоге стимулирует социально-экономическое развитие этих стран.

Таблица 1

Внешнеторговый оборот услуг по статье «Поездки» платежного баланса __________________Российской Федерации (млн. долл.)9_______________________

Год Экспорт услуг Импорт услуг Сальдо платежного

по статье по статье баланса по статье

4 Там же.

5 Отдельные аспекты развития туристской индустрии в России. // Статистический бюллетень, Росстат, 2007 г., № 8 (138).

6 Итоги работы Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации за 2010 год. Сфера туризма. М.: Минспорттуризм России, 2011. С. 9.

7 Там же. С. 5.

8 Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года. (утверждена Федеральным агентством по туризму Приказом № 51 от 6 мая 2008 г.) // Официальный сайт Федерального агентства по туризму Российской Федерации: www.russiatourism.ru/files/STRATEGIA.doc.

9 Центральный банк России

«Поездки» «Поездки» «Поездки»

1997 7165 -10113 -2949

2000 3429 -8848 -5419

2005 5870 -17434 -11564

2010 8 985 -26 516 -17531

Доходы от международного туризма, по данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО), в 2009 г. в разных странах составили (в млрд долл.): США - 93,9 (1 место в мире), Испания - 53,2 (2 место), Франция - 49,4 (3 место), Китай - 39,7 (4 место), Индия -

11,4 (16 место), Россия - всего 9,3. Пока это лишь 28 место в мире (в 2007 г. было 30-е место с доходом 7,0 млрд. руб.)10.

По показателю международных туристских расходов наша страна в 2009 г., по данным ЮНВТО, заняла 10 место в мире с показателем в 20,8 млрд. долл. На первом месте по расходам туристов за рубежом в 2009 г. находилась Германия (81,2 млрд. долл.), на втором

- США (73,2 млрд. долл.), на третьем - Великобритания (50,1 млрд. долл.), на четвертом -Китай (43,7 млрд. долл.), на пятом - Франция (38,5 млрд. долл.)11. Поэтому при развитии въездного туризма в России необходимо ориентироваться в первую очередь на эту пятерку стран, население которых активно путешествует.

По международным туристским прибытиям ЮНВТО в 2009 г. присвоило нашей стране 14 место с показателем в 19,4 млн. прибытий (в 2007 г. - 10 место (20,2 млн. прибытий)). Для сравнения, Франция в 2009 г. приняла 76,8 млн. туристов (1 место в мире), США - 54,9 млн. (2 место), Китай - 50,9 млн. (3 место). По прогнозам ЮНВТО, к 2020 г. Россия займет лишь девятое место в мире по количеству туристских посещений12.

Причинами сдержанного роста иностранного туристского потока в Россию можно назвать постоянное удорожание стоимости турпакета за счет роста цен на авиа- и железнодорожные билеты, другие предоставляемые иностранным туристам услуги, а также ненадлежащее обеспечение безопасности, злоупотребления в отношении иностранных туристов со стороны сотрудников полиции и таможни, визовые формальности и др. Для передвижения по всем странам шенгенской зоны достаточно паспорта и визы, а на территории России иностранные граждане должны проходить регистрацию в органах внутренних дел каждого города, пребывание в котором превышает 72 часа.

В Едином федеральном реестре туроператоров на начало 2011 г. числятся 4465 туроператора. Однако из них только 642 компании или 14,4% от общего числа туроператоров осуществляют деятельность в сфере въездного туризма13. Это говорит о том, что въездной туризм, как одно из приоритетных направлений туризма в России, требует дополнительных стимулов к развитию.

Одним из таких стимулов должно стать снижение размера финансового обеспечения для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере въездного туризма, с 10 млн. руб. до 500 тыс. руб., которое предлагается в законопроекте № 547123-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в части уточнения некоторых понятий и совершенствования

10 UNWTO World Tourism Barometer. February 2011, June 2007.

11 UNWTO World Tourism Barometer. February 2011.

12 Там же.

13 Итоги работы Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации за 2010 год. Сфера туризма. М.: Минспорттуризм России, 2011. С. 9.

государственного регулирования в сфере туризма), внесенном в Государственную Думу ФС РФ 16 мая 2011 г. Действительно, с момента вступления в силу норм Федерального закона, касающихся финансового обеспечения деятельности туроператоров, с 2007 по

2011 гг. не зафиксировано ни одного страхового случая в сфере въездного туризма.

Однако, несмотря на отрицательное сальдо экспорта и импорта туристских услуг, в России туризм признан одной из самых динамично развивающихся отраслей экономики. По данным Минспорттуризма России, объем платных туристских услуг, оказанных туроператорами и турагентами, в 2010 г. увеличился на 2,1% и составил 87,8 млрд. руб. Услуги гостиниц и других средств размещения составили 115,4 млрд руб., что на 1% выше по сравнению с уровнем 2009 г.14. Следует отметить, что индустрия гостеприимства постепенно развивается и в нашей стране, правда, не такими быстрыми темпами, как выездной туризм.

С начала 90-х гг. и вплоть до настоящего времени основными факторами активного развития в России выездного туризма по сравнению с внутренним являются:

- недостаточное развитие туристской инфраструктуры, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы;

- несоответствие цены и качества предлагаемых услуг;

- дефицит квалифицированных кадров;

- недостаточность механизмов создания благоприятных условий для инвестиций в туристскую инфраструктуру на федеральном, региональном и местном уровнях;

- обилие негативной информации о России как о стране, неблагоприятной для туризма;

- слабое продвижение российского турпродукта на российском и международном рынках туруслуг;

- неразвитость индустрии развлечений и др.

Среди основных причин, сдерживающих развитие внутреннего туризма, следует отметить:

- низкую платежеспособность массового отдыхающего, а также относительную доступность отдыха и лечения на отечественных курортах;

- высокую стоимость проезда на курорты и в другие туристские центры страны;

- недостаток механизмов поддержки развития социального туризма.

По данным социологических центров (ВЦИОМ и ФОМ), почти две трети населения или 52 - 58% страны в течение 2005 - 2010 гг. оставались дома и никуда не выезжали во время отпуска. Число россиян, которые в отпуск отправляются за границу, в среднем на протяжении последних семи лет остается на отметке 2 - 4%. Однако данные по Москве и Санкт-Петербургу отличаются от общероссийских показателей: так, в 2011 г. в отпуск за границу планируют отправиться 16% москвичей и 10% петербуржцев.

Доля россиян, отдыхающих на российских черноморских курортах, в 2005 - 2011 гг. находится в пределах 6 - 9% от общего числа населения. Столько же российских граждан проводят отпуск «в другом городе России», а отпуск в Крыму проводят только 1 - 2%.

Данные о расходах, которые российские граждане готовы потратить на отпуск, говорят о том, что за шесть лет (с 2006 по 2011 гг.) они выросли с 10494 руб. до 17102 руб., т.е. составляют немногим более 400 евро.

Следует также отметить, что для массового туриста зарубежный турпродукт по сравнению с отечественным более доступен по цене. В сфере внутреннего туризма наиболее существенно дорожают стоимость услуг в сфере воздушного и наземного

транспортного сообщения, проживание в средствах размещения, посещение музеев и выставок.

В целом отечественный туризм, как выездной, так и внутренний, растет за счет очень немногочисленной группы населения, которая может себе позволить полноценный отдых за рубежом или в России.

Основные показатели развития туриндустрии в Москве

Москва и Санкт-Петербург принимают на себя до 75% международных прибытий. В столице сосредоточена значительная часть всех предприятий российской туриндустрии -это более трети компаний, зарегистрированных в Едином федеральном реестре туроператоров, 74,8% годового оборота пятидесяти крупнейших отечественных туроператоров.

В Москве, по данным Мосгорстата, насчитывается 215 коллективных средств размещения (далее - КСР) вместимостью 38,2 тыс. номеров и 71,8 тыс. мест, что составляет 17,9 % номерного фонда и 4,3% всех гостиничных предприятий страны, на которые приходятся 36,8 % всех доходов гостиничного хозяйства России. Число ночевок в гостиницах Москвы составляет 23,2% от общероссийского показателя.

Однако, по данным Комитета по туризму и гостиничному хозяйству Москвы, часть КСР не охвачена статистическим наблюдением, что не позволяет учесть показатели их финансово-хозяйственной деятельности при анализе ситуации на московском рынке гостиничных услуг. По экспертным оценкам, их количество может достигать более 25% от представленных Мосгорстатом данных.

По данным Мосгорстата, столичный номерной фонд КСР за 2010 г. вырос на 10,3%. В целом же за кризисный период 2008 - 2010 гг. введены 27 крупных гостиничных объектов общей вместимостью 4,4 тыс. номеров или 8,9 тыс. мест. Доходы столичных КСР в 2010 г. составили 38,0 млрд руб., количество ночевок в КСР - 11,6 млн.15.

Москва является крупнейшим центром политической, деловой, культурной, научной и спортивной жизни. Здесь ежегодно проходит множество форумов, конгрессов, выставок и других мероприятий. И тем не менее потенциал Москвы как туристского центра используется недостаточно.

По данным международного информационного агентства «Euromonitor International», за 2009 г. в рейтинге городов по посещаемости иностранными туристами Москва занимает 19-е место с показателем 4,1 млн. прибытий в год. Для сравнения, в Лондоне этот показатель составляет 15,0 млн. посещений, в Париже - 8,7 млн. посещений16.

За основу показателя международных прибытий в столицу приняты данные пограничной статистики о числе прибытий иностранных граждан в московские аэропорты. В 2010 г. он составил 4,0 млн. прибытий, что на 8,1% больше, чем в 2009 г., но ниже уровня докризисного 2008 г., в течение которого в столицу воздушным транспортом прибыли 4,1 млн. иностранцев.

По данным Росстата, средняя стоимость суточного пребывания в московских гостиницах за период 2003 - 2010 гг. увеличилась в 2,7 раза, достигнув в 2010 г. 2,0 тыс. руб.17. Высокая динамика увеличения стоимости услуг размещения, как и во всей стране, определяется значительным ростом издержек на эксплуатационные расходы и налоговые платежи.

15 Подпрограмма «Развитие туризма» Государственной программы города Москвы «Развитие индустрии отдыха и туризма» на 2012 - 2016 годы.

16 Там же.

17 Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В то же время сохранению высоких цен на услуги проживания способствует и недостаточный уровень конкуренции на рынке КСР, о чем свидетельствует показатель обеспеченности гостиничным номерным фондом жителей Москвы и европейских столиц. В настоящее время соответствующий показатель в Москве составляет 3,5 гостиничных номеров на 1 тыс. жителей, в Берлине - 11,4 номеров, в Праге - 16,2, а в Риме - 19,5 номеров на 1 тыс. жителей.

Существует также несбалансированность структуры московских КСР. По обеспеченности гостиницам уровня 4 - 5 звезд Москва уже приблизилась к уровню европейских столиц, но по уровню обеспеченности гостиницами 2 - 3 звезд, и в целом малобюджетными средствами размещения, город отстает от большинства мегаполисов мира.

Снижение цен на гостиничные услуги в условиях рынка возможно только путем повышения конкуренции, т.е. строительством новых и реконструкцией уже построенных КСР. Факторами, сдерживающими развитие сбалансированной системы средств размещения в Москве, являются ограниченные возможности землеотвода под строительство гостиниц, высокая стоимость кредитных ресурсов, сроки и условия согласования соответствующей разрешительной документации и строительства объектов размещения и др.

Введение безвизового режима для круизных и паромных туристов в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург активно развивает туриндустрию. Одним из факторов, положительно повлиявшим на развитие туризма в городе, является тот факт, что, благодаря активной позиции руководства города и Российского союза туриндустрии в законодательство внесены изменения, позволившие установить для иностранных граждан, прибывающих в Российскую Федерацию в туристских целях на пассажирских паромах, безвизовый режим на срок до 72 часов. Причем в перечень портов, через которые допускается въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан, прибывающих в туристических целях на паромах, помимо Санкт-Петербурга, внесено еще 6 портов по всей стране: Владивосток (Приморский край), Выборг (Ленинградская область), Калининград (Калининградская область), Корсаков (Сахалинская область), Новороссийск и Сочи (Краснодарский край)18. Однако пока только Санкт-Петербург смог в полной мере реализовать это право и получить реальный социально-экономический эффект.

Безвизовый режим на срок до 72 часов позволил в апреле 2010 г. открыть новую паромную линию «Санкт-Петербург - Стокгольм», загрузка которой в 2010 г. составила от 70 до 100%, причем 70% пассажиров - иностранные граждане19. В итоге новый порядок пребывания круизных и паромных туристов оказал положительное влияние на социально-экономическое развитие как самого Санкт-Петербурга, так и соседних субъектов Российской Федерации, в том числе Москвы. Благодаря скоростным поездам «Сапсан», за время 72-х часового безвизового пребывания в России иностранные туристы при желании успевают посетить столицу и осмотреть ее основные достопримечательности.

18 Постановление Правительства РФ от 7 мая 2009 г. N 397 «О порядке пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию в туристических целях на паромах, имеющих разрешения на пассажирские перевозки».

19 Материалы общероссийской конференции Российского Союза туридустрии, прошедшей 19 - 23 мая 2011 г. на круизном пароме «Принцесса Анастасия».

Введение безвизового режима для круизных и паромных туристов способствовало привлечению инвестиций, созданию туристской, транспортной и другой инфраструктуры, увеличению доходности региональных бюджетов и количества рабочих мест, дальнейшему развитию отечественных туристских центров, повышению конкурентоспособности туристской индустрии в Северо-Западном и Центральном федеральных округах России.

31 марта 2011 г. была открыта вторая паромная линия «Санкт-Петербург - Стокгольм -Таллин». Согласно прогнозам, работа двух паромных линий даст возможность северной столице России в 2011 г. принять более 500 тыс. паромных пассажиров. В итоге Санкт-Петербург вошел в пятерку ведущих портов Европы20.

Всего в 2010 г., по данным Администрации Санкт-Петербурга, северную столицу посетили около 5 млн. туристов. В 2011 г. Санкт-Петербург впервые стал единственным городом России, вошедшим в 25 лучших туристических направлений планеты и занял 20е место в рейтинге, а также вошел в пятерку самых популярных туристических направлений Европы. Данный ежегодный рейтинг составляют эксперты одного из самых популярных туристических порталов мира и международного поисковика туров TripAdvisor, который провел опрос «Traveller's Choise 2011». Аудитория составила более 6 млн. человек со всего мира. Самым популярным направлением планеты стал Кейптаун, на втором месте - Сидней, на третьем - Мачу-Пикчу, далее Париж, Рио-де-Жанейро, Нью-Йорк, Рим, Лондон, Барселона, Гонконг и др.21. Успеху Санкт-Петербурга, по мнению экспертов, способствовали появление новых мини-гостиниц и реконструкция старых отелей, снижение цен на гостиничные номера, активное продвижение туристских возможностей города в Европе.

Создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в

Бурятии

Другим успешным регионом в сфере туризма можно назвать Республику Бурятию. В 2007 - 2010 гг. финансирование мероприятий республиканской целевой программы «Развитие туризма в Республике Бурятия в 2007 - 2010 годах» осуществлялось за счет средств республиканского бюджета и составило 43 млн. руб. В результате туристский поток увеличился в 2 раза и достиг 471 тыс. человек, занятость увеличилась в 1,4 раза, инвестиции

- в 5,8 раз, объем платных услуг, оказанных туристам, увеличился более чем в 2 раза и достиг 1,3 млрд. руб. В республике действуют около 400 гостиниц, пансионатов, турбаз и домов отдыха, санаториев и гостевых домов.

В настоящее время разработана и принята новая республиканская целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Бурятия на 2011 - 2016 годы», на реализацию мероприятий которой в 2011 г. республиканским бюджетом предусмотрено

20,5 млн. руб.

В Республике Бурятия в феврале 2007 г. Постановлением Правительства Российской Федерации № 68 создана особая экономическая зона туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ). Это одна из первых среди семи предполагаемых ОЭЗ ТРТ в России. Общая площадь территории составляет 3,7 тыс. га. В настоящее время в ОЭЗ ТРТ зарегистрированы в качестве резидентов 9 организаций. Общий объем финансирования ОЭЗ ТРТ составит 8,2 млрд. руб., в том числе за счет средств: федерального бюджета - 6,3 млрд. руб.,

20 Там же.

21 Рубцов Н. Петербург растет в глазах туристов мира. // Невское время. № 79. 5 мая 2011; Данилович Е. Флоренция отдыхает. // Московские новости. № 28. 06 мая 2011. С. 7.

республиканского бюджета - 1,9 млрд. руб., муниципального бюджета - 48,85 млн. руб. Полная сдача туристской инфраструктуры планируется к концу 2013 г.22.

В целях стимулирования инвестиционной деятельности субъектов малого предпринимательства в республике разработан и утвержден постановлением Правительства Республики Бурятия от 07.12.2009 № 453 «Порядок предоставления субъектам малого предпринимательства в сфере туризма субсидий на возмещение части затрат за счет средств республиканского бюджета» по ряду направлений, связанных с оплатой финансового обеспечения деятельности туроператоров; приобретением средств, используемых в целях соблюдения требований экологической безопасности в рекреационных местностях; обустройством и ремонтом коллективных средств размещения (гостиниц, домов отдыха, турбаз, сельских гостевых домов и иных средств размещения); приобретением программного обеспечения; транспортировкой и утилизацией бытовых отходов из рекреационных местностей. В 2009 г. оказано содействие 26 субъектам туристской деятельности в размере 5,7 млн. руб., в 2010 г. - 24 субъектам в размере 4,0 млн. руб.23.

Примеры повышения активности субъектов Российской Федерации в сфере туризма

2 августа 2011 г. Постановлением Правительства РФ № 644 утверждена Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 гг.)». Общий объем финансирования Программы составит 332 млрд. руб., в том числе из средств федерального бюджета - 96 млрд. руб., средств бюджетов субъектов Российской Федерации, включая бюджеты муниципальных образований, - 25 млрд. руб., внебюджетных средств - 211 млрд. руб.

В ходе заседаний Экспертного совета при Минспорттуризме России были проведены экспертизы инвестиционных проектов, предлагаемых к включению в перечень мероприятий и реализации в рамках ФЦП. Было принято решение включить для реализации в рамках ФЦП в 2011 г. 8 инвестиционных проектов из 6 субъектов Российской Федерации: Ярославской, Ивановской, Рязанской, Ростовской (2 проекта), Псковской областей и Алтайского края (2 проекта).

С 2006 г. в Федеральный закон №116-ФЗ от 22.07.2005 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» вошли и туристско-рекреационные ОЭЗ. В конкурсе, который в 2007 г. провело Правительство РФ, выиграло 7 из 28 принявших участие регионов24. В 2010 г. на рассмотрение Экспертным советом при Минспорттуризме России инвестиционных проектов, предлагаемых к включению в ФЦП, было представлено уже 259 заявок из 66 субъектов Российской Федерации25. За три года количество регионов, желающих создать на своей территории новые туристские комплексы, увеличилось более чем вдвое, а число проектов - на порядок. Следует отметить, что не все регионы подготовили свои проекты и документацию в полном объеме. Несмотря на то, что не все региональные проекты были включены в ФЦП, сама подготовка к конкурсу позволила

22 Материалы международной научно-практической конференции «Приоритеты и особенности развития Байкальского региона», 1 июля 2011 г., г. Улан-Удэ (Республика Бурятия).

23 Там же.

24 Абрамова Т.В. Проблемы и перспективы туристской индустрии в России.// Туризм и рекреация:

фундаментальные и прикладные исследования: Труды III международной научно-практической

конференции. МГУ им. М.В. Ломоносова, географический факультет, Москва, 24 - 25 апреля 2008 г. М.: АНО «Диалог культур», 2008. - 592 с. С. 77 -88.

25 Аналитический вестник Совета Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области развития внутреннего и въездного туризма в России», № 19 (405), Москва, 2010. С. 12.

провести инвентаризацию природно-рекреационных и туристских ресурсов, разработать программы и проекты отдельных территорий и субъектов РФ в целом, что, в свою очередь, повысило их конкурентоспособность, а также привлекательность для инвестиций.

По мнению ряда экспертов, зафиксированных льгот и послаблений в 13 особых экономических зонах туристско-рекреационного типа, созданных в России с 2007 по 2011 гг., а также объемов финансирования в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации», явно недостаточно для создания действительно благоприятного инвестиционного климата, особенно по сравнению с другими странами, ведущими туристскими дестинациями. Однако введение этих мер дало серьезный импульс к развитию индустрии туризма в России.

Материальная база российской туристской индустрии

По данным Росстата, число коллективных средств размещения в России увеличивается: в 2000 г. их насчитывалось 905826, в 2010 г. - 1238827, что на 27% больше уровня 2000 г. В 2004 г. в стране насчитывалось около 4 тыс. гостиниц28, а в 2010 г. их стало 7410, за 6 лет количество гостиниц увеличилось почти вдвое. В настоящее время активно строятся новые гостиницы, в том числе малые. Все больше международных гостиничных цепей появляется в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах страны, появляются и отечественные гостиничные бренды.

Однако количество санаторно-курортных организаций (СКО) или специализированных средств размещения, по данным Росстата, продолжает сокращаться. В 2009 г. число СКО составило 403429, тогда как в 2000 г. их насчитывалось 487630, т.е. за прошедшие 9 лет СКО сократилось на 842 здравницы или на 17,3%. Это свидетельствует о том, что СКО сложнее функционировать в условиях рынка. Учитывая их социальную направленность и важный вклад в оздоровление российских граждан, государству следует уделять больше внимания их поддержке на всех уровнях власти.

В России также ощущается острая нехватка недорогих гостиниц категории 2-3 «звезды». Это обстоятельство сдерживает рост туристских потоков, особенно в таких крупнейших туристских центрах, как Москва и Санкт-Петербург. В России практически все субъекты РФ обладают туристским потенциалом для тех или иных видов туризма, но большинство из них не имеют туристской инфраструктуры. Кроме того, тенденция общего недостатка средств размещения приводит к отсутствию конкуренции и существенному ежегодному росту цен на гостиничные услуги. Таким образом, проблемы качественного и количественного роста индустрии гостеприимства, как в столице, так и в целом в России, требуют эффективного решения.

26 Отдельные аспекты развития туристской индустрии в России. // Статистический бюллетень, Росстат. 2007. № 8 (138).

27 О некоторых аспектах развития туризма в Российской Федерации в 2007 - 2009 годах. // Статистический бюллетень. Росстат, 2011. № 2.

28 Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года. (утверждена Федеральным агентством по туризму Приказом № 51 от 6 мая 2008 г.) // Официальный сайт Федерального агентства по туризму Российской Федерации: www.russiatourism.ru/files/STRATEGIA.doc.

29 О некоторых аспектах развития туризма в Российской Федерации в 2007 - 2009 годах. // Статистический бюллетень. Росстат, 2011. № 2.

30 Отдельные аспекты развития туристской индустрии в России. // Статистический бюллетень. Росстат, 2007. № 8 (138).

Основными факторами, препятствующими привлечению инвестиций в индустрию туризма, являются: отсутствие готовых инвестиционных площадок, невыгодные условия аренды земли, наличие административных барьеров, недостаток механизмов поддержки развития туристского бизнеса, в том числе отсутствие системы «единого окна», а также налоговых, таможенных и других, присутствующих в развитых и развивающихся странах, льгот. Так, одно только оформление земельного участка под гостиницу часто требует огромного числа согласований и затягивается на два-три года.

Помимо перечисленных выше проблем особую важность представляет принятие Генеральных планов развития как курортных территорий, так и других туристских центров и городов с учетом стратегии развития России, мировых тенденций развития индустрии туризма. Следующим этапом является комплексное развитие туристской инфраструктуры, включающей в себя не только широкомасштабное строительство новых средств размещения, но и так называемой сопутствующей инфраструктуры (транспорт, коммуникации, предприятия питания, индустрия развлечений, объекты туристского показа и др.).

К основным факторам, определяющим будущее туриндустрии, следует отнести как политические, так и социально-экономические условия развития страны, конкуренцию на отраслевом и межгосударственном уровнях, авиа- и другие виды перевозок, информационные и инновационные технологии как в самой туриндустрии, так и в смежных отраслях и др.

Таким образом, несмотря на положительные тенденции развития туризма в России, огромный туристский потенциал нашей страны пока еще не востребован, так как в российском туризме остается немало проблем. Большая часть из них носит комплексный характер, и их решение зависит от всех участников туристского рынка: государственных структур, турбизнеса, общественных организаций, научного сообщества. Отечественный туристский бизнес по уровню сервиса и развитию инфраструктуры уступает зарубежному. Российские граждане недостаточно путешествуют по своей стране. Пока Россия проигрывает и в международной конкурентной борьбе за привлечение туриста. Однако мировая практика свидетельствует о том, что там, где сходятся интересы большинства, туристские проблемы пусть и не сразу, но находят свое решение.

Для создания конкурентоспособной национальной туриндустрии важна четкая и ясная государственная политика в этой сфере, закрепленная в соответствующих нормативноправовых актах, включающая в себя стратегические цели и задачи, сформированные механизмы и инструменты их решений, подбор квалифицированных кадров для их реализации и др. Важно осуществлять стратегическое планирование развития туризма в соответствии с принципами устойчивого развития и тенденциями мировой туриндустрии; предусматривать долгосрочные инвестиции в эту сферу и обеспечивать соответствующий благоприятный инвестиционный климат; формировать новые направления развития туризма; готовить высококвалифицированные кадры всех уровней в достаточном для отрасли объеме; продвигать российский туризм на внутреннем и международном рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.