9.3. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
Долгих Федор Игоревич, канд. ист. наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Место работы: Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
Аннотация: В статье рассматриваются понятие и виды предпринимательской деятельности политических партий. На основе существующих в литературе подходов к предпринимательской деятельности проводится анализ ее важнейших признаков применительно к политическим партиям. Определяется круг лиц, с которыми политическая партия не вправе заключать сделки. Также внимание уделяется доходам от предпринимательской деятельности как источнику финансирования политических партий. Предметом исследования выступает предпринимательская деятельность политических партий России. Делается вывод, что в настоящее время предпринимательская деятельность не является для политических партий России сколько-нибудь существенным источником дохода. Данная деятельность выполняет в большей мере информационно-пропагандистскую функцию, нежели обеспечительную. В то же время, потенциал предпринимательской деятельности политических партий как источника дохода пока остается до конца не реализованным. Ситуацию может изменить пересмотр подходов к выпуску партийной прессы, упор на реализацию не печатных, а электронных партийных изданий. Результаты научной работы могут быть использованы при разработке вопросов, связанных с финансовым планированием деятельности политических партий, подготовке учебных пособий по конституционному, гражданскому и финансовому праву.
Статья может представлять интерес для руководителей и сотрудников аппаратов политических партий, для преподавателей и студентов юридических факультетов, интересующихся проблемами финансирования политических партий.
Ключевые слова: политические партии, предпринимательская деятельность, источники финансирования, партийные издания.
BUSINESS ACTIVITY OF POLITICAL PARTIES
Dolgikh Fedor I., head of the Chair of Theory and history of state and law
Work place: Moscow Synergy University, candidate of historical sciences, assistant professor
Annotation: the article discusses the concept and types of entrepre-neurship political parties. On the basis of the existing in literature
approaches to business analysis the most important characteristics with respect to political parties. It determines the number of persons with whom a political party is not entitled to enter into transactions. Also attention is paid to income from entrepreneurial activity as the source of funding of political parties. The subject of research is the entrepreneurial activity of political parties of Russia.
It is concluded that the present business activity is not for the political parties Russia in any significant source of income. This activity performs mostly an advocacy role, rather than security. At the same time, the potential entrepreneurial activity of political parties as a source of income is still not fully implemented. The situation can be changed through revision of approaches to the issue of the party press, the emphasis on implementation is not printed and electronic publications of the party.
The scientific results can be used in the development of issues related to financial planning activities of political parties, preparation of manuals on constitutional, civil and financial law. The article may be of interest to managers and employees of apparatuses of political parties, professors and law students with an interest in the funding of political parties.
Keywords: political parties, business activity, financing sources, party publications.
Политические партии являются важнейшим институтом политической системы общества1, обеспечивают связь между гражданским обществом и государством. В то же время, ни одна политическая партия не может вести полноценную деятельность, если не располагает стабильными источниками дохода2. Партии необходимы средства на содержание материально-технической базы, выплату заработной платы партийным функционерам, изготовление и распространение агитационных материалов, проведение съездов, конференций, иных массовых мероприятий и т. д.3. По мнению Ю.А. Юдина, «Взаимосвязь денег и политики - явление, присущее политической жизни на всех этапах развития государственности», что вызвано «главным образом особой сложностью конституционного механизма демократии и его основных институтов, таких, как политические партии, выборы, представительные учреждения, чья эффективная деятельность требует возрастающих расходов»4.
Федеральный закон «О политических партиях» устанавливает, что денежные средства политических партий формируются за счет вступительных и членских взносов, средств федерального бюджета, пожертвований, поступлений от мероприятий, проводимых политической
1 Курочкин А.В. Правовые источники, регулирующие статус политических партий в современной России//Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 1. С. 14.
2 Долгих Ф.И. Пожертвования как источник финансирования политических партий//Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2016. № 1. С. 98.
3 Долгих Ф.И. Правовое регулирование деятельности политических партий - теория и практика: монография. М., 2010. С. 130.
4 Юдин Ю.А. Политические партии и право в современном государ-
стве. М., 1998. С. 144.
партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями, доходов от предпринимательской деятельности, поступлений от гражданско-правовых сделок5. Таким образом, доходы от предпринимательской деятельности являются одним из источников финансирования политических партий.
Под предпринимательской деятельностью понимается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке»6.
По мнению авторов комментария к Федеральному закону «О политических партиях», «Предпринимательскую деятельность политической партии, исходя из дефиниции предпринимательской деятельности, данной в ст. 2 ГК РФ, можно определить как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на получение прибыли от пользования и продажи имущества, осуществления информационной, рекламной, издательской и полиграфической деятельности»7.
Опираясь на методологические основы, содержащиеся в работах, посвященных предпринимательскому праву8, проведем анализ важнейших признаков предпринимательской деятельности применительно к политическим партиям. Одним из таких признаков является ее самостоятельность, которую можно подразделить на имущественную и организационную. Имущественная самостоятельность характеризуется наличием у политической партии обособленного имущества, служащего материальной базой для осуществления предпринимательской деятельности. Организационная самостоятельность заключается в возможности принятия самостоятельных решений в процессе осуществления предпринимательской деятельности.
Вторым признаком является сопряженность предпринимательской деятельности политической партии с риском. В то же время, степень риска политической партии при осуществлении данного вида деятельности несколько меньшая, чем у большинства иных хозяйствующих субъектов. Так, политическая партия не может быть признана банкротом, вне зависимости от результатов своей хозяйственной деятельности и размера невыполненных обязательств перед контрагентами. То есть риск
5 Долгих Ф.И. Членские взносы как источник финансирования политических партий//Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2015. № 6. С. 8; Подпункты «а» - «д» п. 1 ст. 29 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».
6 Абзац 3 ч. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.
7 Воробьев Н.И., Голушков Д.И., Митин Г.Н. Комментарий к Федеральному закону от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях». 2013 // Справочная правовая система «Гарант».
8 Российское предпринимательское право: учебник / Д.Г. Алексеева, Л.В. Андреева, В.К. Андреев [и др]; отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М.: Проспект, 2011.
для политической партии будет носить не абсолютный, а относительный характер.
Третьим признаком является направленность предпринимательской деятельности политической партии на извлечение прибыли. Но в отличие от коммерческих организаций, для которых получение прибыли является основной целью, политическая партия принадлежит к числу некоммерческих организаций. Последние не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками9. Политическая партия вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь в целях создания финансовых и материальных условий для реализации целей и решения задач, предусмотренных ее уставом и программой10.
В то же время, как отмечает С.Е. Заславский, «правоспособность политической партии как субъекта предпринимательской деятельности имеет крайне ограниченный характер, что делает заведомо невыгодным ведение ею предпринимательской деятельности»11. Мнение об ограниченной гражданской правоспособности политической партии разделяется и другими авторами 12. Таким образом, политические партии, будучи некоммерческими организациями, обладают специальной правоспособностью.
Доходы от предпринимательской деятельности, полученные политической партией и ее структурными подразделениями, не могут перераспределяться между ее членами и должны использоваться только в целях, предусмотренных уставом политической партии13.
Предпринимательская деятельность политических партий не является порождением нашего времени. Она осуществлялась партиями уже в дореволюционной России и была связана главным образом с изданием партийной прессы. Но зачастую полученная от ее издания прибыль не покрывала затраченные расходы, и данная деятельность была убыточной. Например, стоимость подписки на «Вестник Народной Свободы» - официальный печатный орган партии конституционных демократов - составляла 3 рубля в год, 30 копеек в месяц, что не покрывало расходов по изданию, и в 1906 г. при тираже издания, не превышавшем 3 000 экземпляров, дефицит
V V 14
достиг 17 745 рублей 54 копейки . Помимо издания
9 Часть 1 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации.
10 Пункт 3 ст. 31 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».
11 Заславский С. Е. Политические партии России: проблемы правовой институционализации. М., 2003. С. 157.
12 Митин Г.Н. Финансирование политических партий: Теория и практические рекомендации. М.: ЛЕНАНД, 2015. С. 52; Бураковский А.Л. Юридическая ответственность политических партий в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2007. С. 18.
13 Пункт 5 ст. 31 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».
14 Отчет Центрального Комитета конституционно-демократической партии за два года, с 18 октября 1905 г. по октябрь 1907 г.//Съезды и конференции конституционно-демократической партии. В 3-х тт. Т. 1. 1905-1907 гг. М.. 1997. С. 549.
партийной прессы, к предпринимательской деятельности партий можно отнести и создание информационных агентств - бюро печати. Так, на III съезде партии кадетов было основано «бюро прогрессивной печати». Оно действовало в Санкт-Петербурге и должно было объединять газеты, примыкающие к Партии Народной Свободы. Бюро рассылало корреспонденции из Государственной Думы и статьи на текущие темы. За это бюро получало абонентскую плату15. К числу предпринимательской относилась и издательская деятельность партий, и продажа продукции с партийной символикой16.
Также имело место создание при партиях, например, при Союзе Михаила Архангела, ссудно-сберегательных касс, товариществ, потребительских лавок, при этом прибыль от таких операций и учреждений поступала в пользу Союза17. Более того, устав данной организации предусматривал создание банка с отделениями не только по всем городам Российской Империи, но даже и в некоторых волостях. Целью подобного банка должно было стать «поднятие исключительно Русской торговли и промышленности и доставление возможности, при ссудах из него, продавать свое производство при помощи Банка по сходной цене преимущественно самим потребителям, а не перекупщикам»18. А Съезд другой правомонархической организации - Союза Русского Народа - рекомендовал устройство при каждом отделе «хотя бы небольшого коммерческого предприятия в
V V V 19
виде чайной, кассы взаимной помощи, лавки» . Имело место создание околопартийными организациями, экономически и организационно тесно связанными с политическими партиями, «на кооперативных началах» артели трубочистов и даже похоронной кассы, взнос в которую составлял 1 рубль, а предоставляемая ссуда - 40 рублей20. О таких легальных возможностях осуществления предпринимательской деятельности политические партии современной России могут только мечтать.
В 1920-е гг. - в период Новой экономической политики - потребительская и сельскохозяйственная кооперация выступали в качестве дополнительного источника денежных средств для ВКП (б) - главным образом для парторганизаций волостного уровня 21. Несмотря на то, что официально подобная деятельность не поощрялась,
15 Отчет Центрального Комитета конституционно-демократической партии за два года, с 18 октября 1905 г. по октябрь 1907 г.//Съезды и конференции конституционно-демократической партии. В 3-х тт. Т. 1. 1905-1907 гг. м.. 1997. С. 550.
16 Кирьянов Ю.И. Правые партии в России. 1911-1917 гг. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. С. 209.
17 Правые партии. 1905-1917. Документы и материалы. В 2 тт./ Т. 1. 1907-1910 гг. М., 1998. С. 378.
18 Правые партии. 1905-1917. Документы и материалы. В 2 тт./ Т. 1. 1907-1910 гг. М., 1998. С. 378-379.
19 Правые партии. 1905-1917. Документы и материалы. В 2 тт./ Т. 2. 1911-1917 гг. М., 1998. С. 66.
20 Правые партии. 1905-1917. Документы и материалы. В 2 тт./ Т. 1. 1907-1910 гг. М., 1998. С. 549.
21 Олех Г.Л. Партийная машина РКП(б) в начале 20-х гг.: устройство и
функционирование. Новосибирск: НГИ, 1995. С. 82-84.
и более того, организация парткомами хозяйственных предприятий, преследующих цели получения прибыли, считалась недопустимой22, на практике она осуществлялась. Так, в конце 1922 г. возник кооператив «Партработник». По данным Г.Л. Олеха, в декабре 1922 г. управление делами Сибирского бюро ЦК РКП(б) заключило с указанным кооперативом договор, на основании которого Сибирское бюро передавало кооперативу товары в кредит с 30%-ной скидкой. Взамен кооператив обязывался содержать столовую для технического персонала Сибирского бюро ЦК РКП(б) с платой за обед ниже рыночной. Кооператив развил бурную деятельность и даже осуществлял торговлю в буфете при местном кинотеатре портвейном и церковным вином и играл на колебаниях курсов акций коммерческих банков23.
В период господства однопартийной системы и плановой экономики ни о какой предпринимательской деятельности не могло идти и речи. В то же время, доходы от предприятий КПСС, получаемые в рамках хозяйственной деятельности, являлись одним из источников формирования денежных средств партии24. По данным Л. Млечина, только одна издательская деятельность ежегодно приносила 1 миллиард рублей - из 3 миллиардов рублей общей суммы доходов, поступавших на счета управления делами ЦК КПСС. КПСС имела 114 издательств и 81 типографию25.
С начала 1990-х гг. с переходом к многопартийной системе и началом формирования рыночной экономики вопросы осуществления предпринимательской деятельности политическими партиями вновь приобрели актуальность. Закон СССР «Об общественных объединениях» 1990 г., заложивший основы правового регулирования деятельности политических партий, предоставил им, равно как и иным общественным объединениям, возможность осуществлять производственную и хозяйственную деятельность. В целях выполнения уставных задач им предоставлялось право создавать предприятия и хозрасчетные организации, обладающие правами юридического лица. При этом доходы от производственной и хозяйственной деятельности общественных объединений не могли перераспределяться между их членами и должны были использоваться только для выполнения уставных задач26.
22 Коммунистическая партия Советского Союза. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК (1898-1988): В 15-ти т. / Ин-т Марксизма-Ленинизма при ЦК КПСС; Под общ. ред. А. Г. Егорова, К. М. Боголюбова. - 9-е доп и испр. - М. , 1983 - 1990. - 16 т. Т. 2 : 1917 - 1922. М., - 1983. С. 595.
23 Олех Г.Л. Партийная машина РКП(б) в начале 20-х гг.: устройство и функционирование. Новосибирск: НГИ, 1995. С. 85-87; Долгих Ф.И. Финансирование деятельности РКП(б)-ВКП(б) в первой половине 1920-х гг.// Пробелы в российском законодательстве. 2015. № 4.
24 Статья 70 Устава Коммунистической партии Советского Союза. Утвержден XXVII съездом КПСС. М.: Политиздат, 1986.
25 Млечин Л.М. Брежнев. М., 2005. С. 95.
26 Части 1-2 ст. 17 Закона СССР от 9 октября 1990 г. № 1708-1 «Об общественных объединениях» (утратил силу)// Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
Но доходы от производственной и хозяйственной деятельности в структуре доходов какой-либо существенной роли не играли. Издание партийной прессы было убыточным даже в начале 1990-х гг. - в период расцвета общественно-политических средств массовой информации. Наиболее массовым партийным изданием, если не брать в расчет СМИ, подконтрольные КПСС, была «Демократическая газета» - официальный печатный орган демократической партии России. При тираже в 50 000 экземпляров потенциальная выручка в 50 000 рублей не покрывала издержек, составлявших не менее 55 000 рублей27.
Хозяйственная деятельность также не приносила сколько-нибудь серьезного дохода. Так, продажа значков, канцелярских принадлежностей, маек с партийной символикой и даже спиртных напитков не смогла существенно пополнить партийные бюджеты. В 1990-е гг. в Демократической партии России был создан коммерческий отдел для налаживания связей между предпринимателями из разных регионов. За подобные услуги предполагалось брать определенный процент. Но отдача от данного проекта, по оценкам сами его инициаторов, была небольшой28.
В настоящее время политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе осуществлять следующие ее виды:
- информационная, рекламная, издательская и полиграфическая деятельность для пропаганды своих взглядов, целей, задач и обнародования результатов своей деятельности;
- изготовление и продажа сувенирной продукции с символикой и (или) наименованием политической партии, а также изготовление и продажа издательской и полиграфической продукции;
- продажа и сдача в аренду имеющегося в собственности политической партии движимого и недвижимого имущества.
В отличие от иных организаций, политическая партия может осуществлять указанные виды предпринимательской деятельности только в целях создания финансовых и материальных условий для реализации целей и решения задач, предусмотренных программой и уставом партии29. Г.Н. Митин выделил три функции предпринимательской деятельности:
- распределительную - когда партия избавляется от ненужных объектов и приобретает необходимые,
- обеспечительную - за счет доходов пополняется бюджет политической партии,
- информационно-пропагандистскую - продаваемые суве-
ч 30
нирные изделия несут часть партийной пропаганды .
27 Коргунюк Ю.Г. Финансирование партий в постсоветской России: между бизнесом и властью//Полития. 2010. № 3-4. С. 94.
28 Коргунюк Ю.Г. Финансирование партий в постсоветской России: между бизнесом и властью//Полития. 2010. № 3-4. С. 95.
29 Пункт 3 ст. 31 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».
30 Митин Г.Н. Особенности конституционно-правового регулирования статуса политической партии как юридического лица: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 18-19.
Не допускается заключение политической партией, ее региональным отделением и иным структурным подразделением сделок с:
- иностранными государствами и иностранными юридическими лицами;
- иностранными гражданами;
- лицами без гражданства;
- международными организациями и международными общественными движениями;
- некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента;
- некоммерческими организациями, получавшими в течение года, предшествующего дню заключения сделки, денежные средства либо иное имущество от иностранных государств, а также от указанных выше органов, организаций или физических лиц либо российских юридических лиц с иностранным участием, если доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышала (превышал) 30 процентов на день заключения сделки (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год), и организаций, учрежденных указанными юридическими лицами31.
Право на осуществление предпринимательской деятельности у политической партии возникает с момента ее государственной регистрации. Именно с этого момента политическая партия осуществляет свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридическое лицо32.
Предпринимательская деятельность не является существенным источником финансирования политических партий. Так, по данным О.Г. Савченко, «Доходы от предпринимательской деятельности и от совершения гражданско-правовых сделок составляют в среднем лишь несколько процентов от объема общего дохода партии»33. По подсчетам Г.Н. Митина, доля доходов политических партий от предпринимательской деятельности колебалась от 0,19% в 2007 г. до 0,97% в 2008 г.34. По данным анализа Сводных финансовых отчетов 7 ведущих политических партий России, за 2014 г. доля доходов от предпринимательской деятельности в общей структуре поступлений (поступлений в виде денежных средств и поступлений в виде иного имущества - сумма данных п/п 2 и 3 Раздела I Сводных финансовых отчетов) колебалась от 0,03 % у ЛДПР до 1,28 % - у КПРФ, при этом три политические партии - «Яблоко», «Патриоты России» и «Правое дело» - за 2014 г. доходов от данного вида деятельности не имели (подробнее - см. таблицу 1).
31 Пункт 4.1 ст. 31 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».
32 Пункт 1 ст. 15 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».
33 Савченко О.Г. Право собственности политических партий: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владикавказ, 2011.
34 Митин Г.Н. Динамика имущества политических партий 2005-2010 гг.: проблемы правового регулирования//Конституционное и муниципальное право. 2011. № 3. С. 44.
Таблица 1.
Доходы от предпринимательской деятельности политических партий России за 2014 г. (в рублях)35
Политическая партия Поступления в виде денежных средств Поступления в виде иного имущества Поступило всего Поступления от пред-прини-матель-ской деятельно- сти Доля поступлений от предприниматель- ской деятельности в структуре доходов
«Единая Россия» 3441704261 276086245 3717790506 3166864 0,09%
«Яблоко» 236271368 2292097 238563465 0 0
«Патриоты России» 111333107,77 0,00 111333107,77 0 0
«Правое дело» 179600 0 179600 0 0
«Справедливая Россия» 573545448 4325262,17 577870710 497 482 0,09%
КПРФ 871396182 319400670 1190796852 15294134 1,28%
ЛДПР 1891118441,49 20926000 1912044441,49 634 680 0,03%
Издание прессы, которое в некоторых странах способно приносить партиям большую прибыль, в постсоветской России не дает какого-либо существенного дохода. Оно было убыточным даже в начале 1990-х годов — в период расцвета общественно-политических СМИ36. Также не приносит доходов и рекламная деятельность, которой политические партии в межвыборный период занимаются в достаточно малых объемах37.
Причины нерентабельности партийных СМИ обусловлены более узкой по сравнению со многими другими СМИ целевой аудиторией, и, соответственно -меньшим количеством подписчиков. Ограниченность целевой аудитории можно объяснить относительно низкой политической активностью большинства населения России и низким уровнем доверия к политическим партиям как политическому институту. Так, со-
35 Источники: Сводный финансовый отчет политической партии «Всероссийская политическая партия «Единая Россия» за 2013-2014 годы// http://cikrf.ru/politparty/finance/svodn_otchet_14/EDINAYA.pdf; Сводный финансовый отчет политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» за 2013-2014 годы//
http://cikrf.ru/politparty/finance/svodn_otchet_14/KPRF.PDF; Сводный финансовый отчет политической партии «Политическая партия ЛДПР -Либерально-демократическая партия России (ЛДПР)» за 2013-2014 годы// http://cikrf.ru/politparty/finance/svodn_otchet_14/LDPR.PDF; Сводный финансовый отчет политической партии «Справедливая Россия» за 2013-2014 годы//
http://cikrf.ru/politparty/finance/svodn_otchet_14/SPRAVEDLIVAYA.pdf; Сводный финансовый отчет политической партии «Патриоты России» за 2013-2014 годы//
http://cikrf.ru/politparty/finance/svodn_otchet_14/PATRIOTY.pdf; Сводный финансовый отчет политической партии «Правое дело» за 20132014 годы//
http://cikrf.ru/politparty/finance/svodn_otchet_14/PRAVOE_DELO.PDF; Сводный финансовый отчет политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» за 2013-2014 годы// http://cikrf.ru/politparty/finance/svodn_otchet_14/YABLOKO.PDF.
36 Коргунюк Ю.Г. Финансирование партий в постсоветской России: между бизнесом и властью//Полития. 2010. № 3-4. С. 95.
37 Митин Г.Н. Финансирование политических партий: Теория и прак-
тические рекомендации. М.: ЛЕНАНД, 2015. С. 56.
гласно данным опроса, проведенного Левада-Центром 19 - 22 сентября 2014 года, политические партии вполне заслуживают доверия только у 18 процентов опрошенных, не вполне заслуживают - у 49 %, совсем не заслуживают - у 23 %, а 11% затруднились с ответом. Это самый низкий показатель по сравнению с иными институтами, степень доверия которых было предложено оценить респондентам38.
Партийные СМИ в силу своей специфики могут быть только специализированными политическими изданиями, не может быть спортивных, музыкальных, развлекательных и т.п. партийных СМИ. В отличие от таблоидов, партийные СМИ не могут делать упор на сенсационность и за счет этого увеличивать продажи. Поэтому в борьбе за массового читателя партийная пресса проигрывает таблоидам, а в силу политической ангажированности она не может завоевать аудиторию деловой печати.
Кроме того, в силу специфики партийных СМИ в них не представляется возможным размещение коммерческой рекламы. Так как рекламную деятельность политическая партия вправе осуществлять лишь «для пропаганды своих взглядов, целей, задач и обнародования результатов своей деятельности»39. При этом, если проводить аналогии с дореволюционным периодом, то дореволюционные партийные СМИ широко размещали на своих полосах коммерческую рекламу - например, газеты «Новое время» и «Речь».
Источниками доходов современных печатных СМИ являются реклама и продажа тиража. Но для партийных СМИ существует лишь один источник - только продажа тиража. Высокие издержки обусловлены стоимостью бумаги, типографских услуг и доставки. Специфика печатных СМИ заключается в высокой стоимости постоянных издержек - первой копии. Сюда входят расходы на оплату труда журналистов, иных сотрудников редакции, необходимых для осуществления журналистской деятельности расходов, оплата коммунальных услуг и т.п.
Решением проблемы для отдельно взятой политической партии может стать сосредоточение на издании одной газеты, а не нескольких. Кроме того, чтобы издательская деятельность была рентабельной, политическим партиям следует делать упор на выпуск электронных изданий с платным доступом. Это позволит снизить риск убытков из-за непроданной части тиража и многократно минимизировать расходы на доставку издания конечному потребителю. Состояние партийных СМИ в значительной мере связано с численностью политических партий, а также - в еще большей мере - с численностью тех, кто разделяет партийную идеологию, голо-
38 Левада-центр. Аналитический центр Юрия Левады. Доверие институтам власти. иМ: http://www.levada.ru/13-11-2014/doverie-institutam-vlasti
39 Подпункт «а» п. 3 ст. 31 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».
сует за партию не в силу симпатий, привычки т.п., а в силу глубоких идеологических убеждений. Поэтому при достаточном количестве лиц, готовых платить за электронные партийные издания, даже в условиях, когда есть возможность бесплатно получать доступ к аналогичной информации, размещенной, например, на интернет-сайте политической партии, издательская деятельность политической партии вполне может быть прибыльной. В данном случае подписка на электронное партийное издание будет по своей природе близка к пожертвованию.
Не занимаются партии, как правило, и продажей сувенирной продукции с партийной символикой и продажей издательской и полиграфической продукции. С учетом того, что подобная продукция обычно раздается бесплатно, то и доходов она, как правило, не приносит40. По мнению Н.И. Платоновой, «доходность от подобного вида деятельности напрямую зависит от популярности партии среди избирателей»41. При этом данный автор отмечает возможность отсутствия дохода на первых порах существования партии и даже убыточности указанной деятельности, подчеркивая, что в данном случае партия преследует другие цели - создание имиджа среди населения42.
Более значимым видом доходов являются поступления от продажи и сдачи в аренду имеющегося в собственности политической партии движимого и недвижимого имущества. В то же время, по мнению Г.Н. Митина, «отнесение к доходам от предпринимательской деятельности доходов от реализации партийного имущества не соответствует содержанию предпринимательской деятельности», так как получение прибыли от реализации партийного имущества не носит систематического характера, и «теоретически политические партии продают собственность не ради прибыли, но чтобы избавиться от лишнего бремени»43.
Итак, под предпринимательской деятельностью политических партий следует понимать самостоятельную, осуществляемую ими на свой риск деятельность определенных Федеральным законом «О политических партиях» видов, направленную на систематическое получение прибыли. При этом следует отметить, что для политических партий как для некоммерческих организаций данная деятельность не может являться основной. И помимо получения прибыли, ее осуществление также сопряжено с распространением информации о деятельности политической партии и пропагандой партийной
40 Митин Г.Н. Финансирование политических партий: Теория и практические рекомендации. М.: ЛЕНАНД, 2015. С. 57.
41 Платонова Н.И. Источники финансирования политических партий в Российской Федерации// Право и управление. XXI век. 2011. № 1. С. 75.
42 Платонова Н.И. Источники финансирования политических партий в Российской Федерации// Право и управление. XXI век. 2011. № 1. С. 75.
43 Митин Г.Н. Финансирование политических партий: Теория и практические рекомендации. М.: ЛЕНАНД, 2015. С. 57-58.
идеологии. Т.е. данная деятельность носит двойственный характер.
Таким образом, в силу специальной гражданской правоспособности политические партии могут осуществлять лишь отдельные виды предпринимательской деятельности, указанные в Федеральном законе «О политических партиях». На сегодняшний день предпринимательская деятельность не является для политических партий сколько-нибудь существенным источником дохода. Подобное положение обусловлено спецификой целей этой деятельности - реально она осуществляется не только и даже не сколько для получения прибыли, сколько для обеспечения известности партии и пропаганды ее идеологии. Пользуясь терминологией, предложенной Г.Н. Митиным, можно прийти к выводу, что предпринимательская деятельность политических партий выполняет в большей мере информационно-пропагандистскую функцию, нежели обеспечительную. В то же время, потенциал предпринимательской деятельности политических партий как источника дохода пока остается до конца не реализованным. Ситуацию может изменить пересмотр подходов к выпуску партийной прессы, упор на реализацию не печатных, а электронных партийных изданий. Кроме того, решению проблем рентабельности партийных СМИ будет способствовать повышение уровня доверия к политическим партиям как институту, рост политической активности граждан и увеличение числа идеологических приверженцев, готовых приобретать партийные издания, рассматривая плату за них в качестве пожертвования. То же самое будет верно и в отношении приобретения приверженцами партии сувенирной продукции с ее символикой.
Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая.
2. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».
3. Закон СССР от 9 октября 1990 г. № 1708-1 «Об общественных объединениях» (утратил силу)// Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
4. Устав Коммунистической партии Советского Союза. Утвержден XXVII съездом КПСС. М.: Политиздат, 1986.
5. Бураковский А.Л. Юридическая ответственность политических партий в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2007.
6. Воробьев Н.И., Голушков Д.И., Митин Г.Н. Комментарий к Федеральному закону от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях». 2013 // Справочная правовая система «Гарант».
7. Долгих Ф.И. Правовое регулирование деятельности политических партий - теория и практика: монография. М.: Мар-кет ДС, 2010.
8. Долгих Ф.И. Пожертвования как источник финансирования политических партий//Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2016. № 1.
9. Долгих Ф.И. Финансирование деятельности РКП(б)-ВКП(б) в первой половине 1920-х гг.// Пробелы в российском законодательстве. 2015. № 4.
10. Долгих Ф.И. Членские взносы как источник финансирования политических партий//Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2015. № 6.
11. Заславский С. Е. Политические партии России: проблемы правовой институционализации. М., 2003.
12. Кирьянов Ю.И. Правые партии в России. 1911-1917 гг. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001.
13. Коммунистическая партия Советского Союза. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК (1898-1988): В 15-ти т. / Ин-т Марксизма-Ленинизма при ЦК КПСС; Под общ. ред. А. Г. Егорова, К. М. Боголюбова. - 9-е доп и испр. - М. , 1983 -1990. - 16 т. Т. 2: 1917 - 1922. М., - 1983.
14. Коргунюк Ю.Г. Финансирование партий в постсоветской России: между бизнесом и властью// Полития. 2010. № 3-4.
15. Курочкин А.В. Правовые источники, регулирующие статус политических партий в современной России//Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 1.
16. Митин Г.Н. Динамика имущества политических партий 2005-2010 гг.: проблемы правового регулирования/конституционное и муниципальное право. 2011. № 3.
17. Митин Г.Н. Особенности конституционно-правового регулирования статуса политической партии как юридического лица: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.
18. Митин Г.Н. Финансирование политических партий: Теория и практические рекомендации. М.: ЛЕНАНД, 2015.
19. Млечин Л.М. Брежнев. М., 2005.
20. Юдин Ю.А. Политические партии и право в современном государстве. М., 1998.
21. Российское предпринимательское право: учебник / Д.Г. Алексеева, Л.В. Андреева, В.К. Андреев [и др]; отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М.: Проспект, 2011.
22. Олех Г.Л. Партийная машина РКП(б) в начале 20-х гг.: устройство и функционирование. Новосибирск: НГИ, 1995.
23. Отчет Центрального Комитета конституционно-демократической партии за два года, с 18 октября 1905 г. по октябрь 1907 г.//Съезды и конференции конституционно-демократической партии. В 3-х тт. Т. 1. 1905-1907 гг. м.. 1997.
24. Платонова Н.И. Источники финансирования политических партий в Российской Федерации// Право и управление. XXI век. 2011. № 1. С. 75.
25. Правые партии. 1905-1917. Документы и материалы. В 2 тт./ Т. 1. 1907-1910 гг. М., 1998.
26. Савченко О.Г. Право собственности политических партий: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владикавказ, 2011.
27. Левада-центр. Аналитический центр Юрия Левады. Доверие институтам власти. иг1: http://www.levada.ru/13-11-
28. Сводный финансовый отчет политической партии «Всероссийская политическая партия «Единая Россия» за 20132014 годы// http://cikrf.ru/politparty/finance/svodn_otchet_14 /EDINAYA.pdf.
29. Сводный финансовый отчет политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» за 2013-2014 годы// http://cikrf.ru/politparty/finance/svodn_otchet_ 14APRF.PDF.
30. Сводный финансовый отчет политической партии «Политическая партия ЛДПР - Либерально-демократическая пар-
тия России (ЛДПР)» за 2013-2014 годы// http://cikrf.ru/politparty/finance/svodn_otchet_14/LDPR.PDF.
31. Сводный финансовый отчет политической партии «Справедливая Россия» за 2013-2014 годы// http://cikrf.ru /politparty/finance/svodn_otchet_14/SPRAVEDLIVAYA.pdf.
32. Сводный финансовый отчет политической партии «Патриоты России» за 2013-2014 годы// http://cikrf.ru /politparty/finance/svodn_otchet_14/PATRIOTY.pdf.
33. Сводный финансовый отчет политической партии «Правое дело» за 2013-2014 годы// http://cikrf.ru /politparty /finance/svodn_otchet_14/PRAVOE_DELO.PDF.
34. Сводный финансовый отчет политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» за 2013-2014 годы// http://cikrf.ru/politparty/finance/ svodn_otchet_14/YABLOKO.PDF.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Долгих Федора Игоревича «Предпринимательская деятельность политических партий» Статья Долгих Ф.И. посвящена проблеме осуществления политическими партиями Российской Федерации предпринимательской деятельности. Работа опирается на анализ законодательства -прежде всего положений Федерального закона «О политических партий», Сводных финансовых отчетов 7 наиболее крупных политических партий России - «Единой России», КПРФ, «Справедливой России», ЛДПР, «Яблока», «Правого дела» и «Патриотов России», и некоторых иных источников. В статье рассматриваются понятие и виды предпринимательской деятельности политических партий, проводится анализ важнейших признаков предпринимательской деятельности применительно к политическим партиям. Автор указывает на двойственный характер предпринимательской деятельности политических партий. С одной стороны, для политических партий как для некоммерческих организаций данная деятельность не может являться основной. С другой - помимо получения прибыли, осуществление предпринимательской деятельности политическими партиями также сопряжено с распространением информации об их текущей деятельности и пропагандой партийной идеологии. Долгих Ф.И., опираясь на данные сводных финансовых отчетов политических партий, также анализирует долю поступлений от предпринимательской деятельности в структуре доходов 7 наиболее крупных политических партий России. Опираясь на представленные в статье данные из сводных финансовых отчетов политических партий, можно согласиться со сделанным Долгих Ф.И. выводом о том, что в настоящее время предпринимательская деятельность не является для российских политических партий существенным источником дохода.
С учетом изложенных обстоятельств можно сделать вывод, что статья Долгих Ф.И. «Предпринимательская деятельность политических партий» представляет научный и практический интерес и соответствует требованиям, предъявляемым к научным публикациям. Статья рекомендуется для публикации в открытой печати и ранее не публиковалась.
Кандидат юридических наук, доцент, Доцент кафедры административного и финансового права Московского финансово-промышленного университета «Синергия»
Клейменова Марина Олеговна