1. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА, ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ
1.1. ЧЛЕНСКИЕ ВЗНОСЫ КАК ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
Долгих Федор Игоревич, канд. ист. наук, доцент, заведующий кафедрой Теории и истории государства и права Место работы: Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
Аннотация: Несмотря на наличие большого количества публикаций, посвященных проблемам финансирования политических партий, вопросы, связанные с анализом конкретных источников финансирования, пока не получили должного освещения. Целью работы является анализ членских взносов политических партий как источника финансирования их деятельности.
Предметом исследования выступают членские взносы политических партий как источник финансирования их деятельности.
Членские взносы являются одним из наиболее старейших и наиболее надежных источников финансирования. Они использовались как источник финансирования и РКП(б)-КПСС, и политическими партиями дореволюционной России. Членские взносы служат не только источником финансирования партийной деятельности, но и являются одним из способов поддержания связи политической партии со своими членами.
Плательщиком членских взносов может выступать лишь лицо, являющееся членом данной политической партии.
Несмотря на все преимущества членских взносов, большинство российских партий не уделяют данному источнику финансирования достаточного внимания, в связи с чем доля от их поступлений в партийном бюджете весьма незначительная. Это свидетельствует о недооценке указанного источника финансирования и наличии потенциала для увеличения поступлений в партийные бюджеты.
Результаты научной работы могут быть использованы при разработке локальных нормативных актов политических партий, регулирующих вопросы, связанные с порядком сбора и учета членских взносов, подготовке учебных пособий по конституционному праву и истории отечественного государства и права.
Статья может представлять интерес для руководителей и сотрудников аппаратов политических партий, для преподавателей и студентов юридических факультетов, интересующихся проблемами финансирования политических партий.
Ключевые слова: политические партии, членские взносы, источники финансирования.
THE MEMBERSHIP FEES AS SOURCE OF FINANCING OF POLITICAL PARTIES
Dolgikh Fedor I., head of the Chair of Theory and history of state and law, assistant professor
Work place: Moscow Synergy University, candidate of historical sciences
Annotation: Despite the large number of publications devoted to the problems of funding of political parties, issues related to the analysis of specific sources of funding, has not yet received adequate coverage. The aim of this work is the analysis of membership fees of political parties as source of financing their activities.
The subject of the research are the membership fees of political parties as source of financing their activities.
Membership fees are one of the oldest and most reliable sources of funding. They were used as a source of financing and the RCP(b)-CPSU, the political parties of pre-revolutionary Russia. Membership fees are not only a source of financing the party activities, but are one of the ways of maintaining the connection of political parties with their members.
The payer of the membership fees can be only the person who is a member of this political party.
Despite all the advantages of membership fees, the majority of Russian parties are not paying these funding sources sufficient attention, therefore the proportion of their revenue in the party budget is very small. This indicates an underestimation of these sources of funding and the potential for revenue generation in the party budgets.
The scientific results can be used in the development of local regulations of political parties which regulates issues concerning the procedure of collection and accounting of the fees, preparation of manuals on the constitutional law and history of domestic state and law.
The article may be of interest to managers and employees of apparatuses of political parties, professors and law students with an interest in the funding of political parties.
Keywords: political parties, membership fees, sources of funding.
Для своего функционирования любая политическая партия нуждается в наличии денежных средств. В соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» денежные средства политических партий формируются за счет вступительных и членских взносов, средств федерального бюджета, пожертвований, поступлений от мероприятий, проводимых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями, доходов от предпринимательской деятельности, поступлений от гражданско-правовых сделок1.
Членские взносы являются одним из наиболее старейших и наиболее надежных источников финансирования. Данный способ финансирования использовали как политические партии дореволюционной России, так и ВКП(б)-КПСС.
В дореволюционной России некоторые партии, в которых объединялись представители элиты, устанавливали высокий размер членского взноса. Так, в Русском Собрании он составлял 10 рублей в год . Большинство политических партий предпринимало попытки сделать членские взносы дифференцированными. Например, в партии кадетов с момента ее создания изначально членский взнос оставлял пять копеек с каждого члена, уплачиваемых ежемесячно. Но даже минимальные взносы в размере 5 копеек почти никем не платились, а собирать их каким-либо организованным способом оказалось трудно именно вследствие их незначительности3.
1 Долгих Ф.И. Правовое регулирование деятельности политических партий - теория и практика: монография. М.: Маркет ДС, 2010. С. 131; Подункты «а» - «д» п. 1 ст. 29 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».
2 Кирьянов Ю.И. Правые партии в России. 1911-1917 гг. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. С. 170.
3 Отчет Центрального Комитета конституционно-демократической
партии за два года, с 18 октября 1905 г. по октябрь 1907 г.//Съезды и
конференции конституционно-демократической партии. В 3-х тт. Т. 1.
ЧЛЕНСКИЕ ВЗНОСЫ КАК ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
Устав Российской Коммунистической Партии (большевиков), принятый на VIII партконференции в декабре 1919 г., предусматривал, что «денежные средства организации составляются из членских взносов, субсидий высших партийных организаций и других ний»4 Членские взносы устанавливались в размере не менее 0,5 % заработной платы. В зависимости от величины оклада существовали 4 категории размера членского взноса: 1-я - 0,5%, 2-я - 1%, 3-я - 2% и 4-я - 3%5. Уставом ВКП(б) в редакции 1934 г. вместо деления на 4 категории был введен фиксированный размер членского взноса. Последний в зависимости от размера ежемесячного заработка составлял от 20 копеек до 2 рублей. Если заработок составлял от 200 до 300 рублей, членский взнос устанавливался в размере 2%, а свыше 500 рублей - 3%6. В дальнейшем происходило изменение размеров членских взносов (Устав КПСС в редакции 1952 г., 1961 г. и 1986 г.), что было напрямую связано с изменением размера заработной платы.
Партийные взносы выполняют двойственную функцию. Как считает Ю.А. Дмитриев, во-первых, они служат источником пополнения казны политической партии, и во-вторых, что, по его мнению, еще важнее -«членские взносы, регулярная их уплата демонстрируют связь членов партии со своей организацией»7. Еще М. Дюверже отмечал, что «взносы - психологический компонент вступления и принадлежности к партии. Это одновременно и знак, и источник преданности. Платить взносы регулярно, платить повышенные взносы - данный акт уже включает в себя элемент жертвоприношения, он демонстрирует прочную связь с партией. И вместе с тем он ее углубляет: к общности, как к живому существу, человек привязывается прямо пропорционально тем жертвам, которые во имя нее приносит» . А Г.Н. Митин указывает на изменение на современном этапе функции членских взносов. Так, если ранее она была сугубо материальной - членские взносы в первую очередь обеспечивали формирование партийного бюджета, то теперь они выполняют функцию «эффекта участия в деятельности партии», и, кроме того, являются возможностью дополнитель-
1905-1907 гг. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОС-СПЭН), 1997. С. 509.
4 Коммунистическая партия Советского Союза. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК (1898-1988): В 15-ти т. / Ин-т Марксизма-Ленинизма при ЦК КПСС; Под общ. ред. А. Г. Егорова, К. М. Боголюбова. - 9-е доп и испр. - М. , 1983 - 1990. - 16 т. Т. 2 : 1917 - 1922. М., - 1983. С. 207.
5 Долгих Ф.И. Финансирование деятельности РКП(б)-ВКП(б) в первой половине 1920-х гг.//Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2015. № 4. С. 43-44; Коммунистическая партия Советского Союза. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК (1898-1988): В 15-ти т. / Ин-т Марксизма-Ленинизма при ЦК КПСС; Под общ. ред. А. Г. Егорова, К. М. Боголюбова. - 9-е доп и испр. - М. , 1983 - 1990. - 16 т. Т. 2 : 1917 - 1922. М., - 1983. С. 207.
6 Статья 62 Устава Всесоюзной Коммунистической Партии (боль-шевиков)//Коммунистическая партия Советского Союза. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК (1898-1988): В 15-ти т. / Ин-т Марксизма-Ленинизма при ЦК КПСС ; Под общ. ред. А. Г. Егорова, К. М. Боголюбова. - 9-е доп и испр. - М. , 1983 - 1990. - 16 т. Т. 6: 1933-1937. М., - 1985. С. 145.
7 Дмитриев Ю.А. Комментарий к Федеральному закону «О политических партиях» (постатейный). М., 2013. С. 171.
8 Дюверже М. Политические партии. М., 2005. С. 125.
ного учета членов политической партии»9. По мнению указанного автора, взносы «являются имущественным выражением права на объединение: граждане имеют право не только создавать организацию, но и материально обеспечивать ее деятельность»10.
Х. Хесс выделяет три преимущества данного способа финансирования: эти средства поступают регулярно, следовательно, они поддаются учету и позволяют осуществлять финансовое планирование; данные средства обеспечивают независимость партии от иных возможных источников финансирования, а это является предпосылкой «для создания свободы действий в организации»; независимость в финансовом отношении, созданная за счет собственных взносов, «укрепляет у членов партии чувство солидарности и осознание их силы, положительно влияющие на работу пар-тии»11. Особую актуальность данный источник приобретает для политических партий, не получающих государственное финансирование и не имеющих надежных спонсоров, готовых вносить достаточные для существования партии пожертвования. Более того, данный источник финансирования менее всего подвержен воздействию при помощи административного ресурса.
Под взносами понимается «как правило, фиксированная или относительно определенная сумма, вносимая членом политической партии в партийную кас-су»12, под членскими взносами - постоянные, преимущественно ежемесячные выплаты членов партии на содержание ее текущих расходов13. Также с учетом выполняемых функций взносы рассматриваются как «способ финансового саморегулирования, альтернативный способ вовлечения членов политической партии в ее развитие»14.
Субъектом, осуществляющим уплату членских взносов, может быть только физическое лицо. Принципиальным моментом является то, что плательщиком членских взносов может выступать лишь лицо, являющееся членом данной политической партии. Федеральный закон «О политических партиях» определяет, что членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, кроме граждан Российской Федерации, признанных судом недееспособными15. Но имеется пробел. В законе не содержится упоминаний об иных формах причастности к политической партии - в частности, института кандидатов в члены партии, существование которых имеет место на практике. Если обратиться к истории, то кандидаты в члены КПСС также были обязаны уплачивать партийные взносы, причем в тех же размерах, что
9 Митин Г.Н. Финансирование политических партий: Теория и практические рекомендации. М.: ЛЕНАНД, 2015. С. 52.
10 Митин Г.Н. Новеллы Федерального закона «О политических партиях» 2014 г. и динамика финансирования политических партий в России/Конституционное и муниципальное право. 2015. № 3. С. 19.
11 Хесс Х. Практическая работа в партии: Справочное руководство / пер. с англ. В. М. Резника. М.: Европа, 2005. С. 136.
12 Воробьев Н.И., Голушков Д.И., Митин Г.Н. Комментарий к Федеральному закону от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях» (постатейный). Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013//Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
13 Дмитриев Ю.А. Комментарий к Федеральному закону «О политических партиях» (постатейный). М., 2013. С. 171.
14 Митин Г.Н. Новеллы Федерального закона «О политических партиях» 2014 г. и динамика финансирования политических партий в России/Конституционное и муниципальное право. 2015. № 3. С. 19.
15 Пункт 2 ст. 23 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ
«О политических партиях».
и члены партии16. Поэтому представляет интерес решение вопроса о том, могут ли кандидаты в члены политической партии также быть плательщиками членских взносов. Но в законе отсутствует легальное определение членских взносов. Не содержится подобное определение и в Федеральном законе «Об общественных объединениях». В современных условиях, когда уплата членских взносов может быть не предусмотрена даже членами политической партии, сам факт возникновения подобной проблемной ситуации может показаться маловероятным. Но с учетом того, что членские взносы как источник финансирования является одним из наиболее надежных, способным выступать гарантом финансовой независимости партии, рано или поздно подобный вопрос возникнет на практике. И можно предположить, что правоприменитель при решении данного вопроса будет обращаться к уставу политической партии, учитывая, что процедурные вопросы деятельности политических партий определяются локальными нормами17.
Федеральный закон «О политических партиях» не устанавливает обязательного требования уплаты членских взносов, относя данный вопрос на усмотрение самих политических партий. В связи с этим многие политические партии отказываются от членских взносов.
Если в период однопартийной системы размеры членских взносов определялись в уставе КПСС, то в настоящее время уставы политических партий обычно ограничиваются лишь закреплением обязанности их уплаты, а остальные вопросы, связанные с членскими взносами, регулируются обычно на основе положений, принимаемых руководящими партийными органами. И это представляется вполне рациональным, учитывая, что устав политической партии является наиболее значимым локальным актом политической партии, и поэтому не может регулировать абсолютно все вопросы.
Выделяют два распространенных варианта установления размера партийных взносов - единая ставка и ставка пропорционально доходу18. М. Дюверже обратил внимание на существующий парадокс - «партии, базирующиеся на самых бедных классах, взимают самые высокие взносы. Помимо психологических мотивов, М. Дюверже считает принципиальным моментом то, что в рабочих партиях взносы образуют главный источник партийных средств и финансирования выборов, а провозглашенная партией цель «жить за счет взносов -является единственной гарантией ее независимости19.
При определении размера членских взносов ряд политических партий исходит из величины дохода отдельного члена партии. Это может быть определенный процент от заработной платы либо иных видов дохода. Например, устав КПРФ предусматривает, что членские взносы уплачиваются членами КПРФ в размере не менее одного процента от дохода20. В то же время, допускаются и исключения. Общее собрание первичного партийного отделения или Бюро Комитета
16 Статья 18 Устава Коммунистической партии Советского Союза. Утвержден XXVII съездом КПСС. М.: Политиздат, 1986.
17 Курочкин А.В. Правовые источники, регулирующие статус политических партий в современной России//Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 1. С. 14.
18 Воробьев Н.И., Голушков Д.И., Митин Г.Н. Комментарий к Федеральному закону от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях» (постатейный). Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013//Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
19 Дюверже М. Политические партии. М., 2005. С. 124.
20 Статья 10.7 Устава политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».
местного отделения КПРФ вправе установить, что пенсионеры, студенты, учащиеся или другие категории членов КПРФ, месячный доход которых не превышает четырехкратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на момент уплаты членских взносов, могут уплачивать членские партийные взносы в размере одного процента от месячного дохода за двухмесячный период. При этом член КПРФ вправе единовременно или постоянно уплачивать членские партийные взносы более одного процента от месячного дохода21.
В то же время, как считает Г.Н. Митин, с учетом отсутствия у современных политических партий ресурса, достаточного для получения информации о размерах доходов своих членов, исчисление доходов членов политических партий на основе размеров внесенных ими взносов является достаточно условным, и поэтому «наблюдается тенденция отказа современных партий от привязки размера уплачиваемых взносов к доходам членов»22
Обычно членские взносы уплачиваются ежемесячно, в некоторых случаях - поквартально. Ежегодная уплата членских вносов является нецелесообразной. Так как, уплачивая взносы постепенно, в течение года, член политической партии обычно не замечает финансового бремени, в отличие от единовременной выплаты той же суммы раз в год23.
Несмотря на преимущества данного источника финансирования, для большинства российских партий членские взносы не являются серьезным источником дохода. Если в социал-демократической партии Германии они составляют от 50 до 60% общего дохода24, то для отечественных партий этот процент многократно ниже. В то же время, многие партии отказались от членских взносов. По мнению Г.Н. Митина, «это связано с попытками сохранения необходимого количества членов партии и привлечения новых членов..»25. К началу 2000-х годов большинство политических партий, созданных в первой половине 1990-х, «до такой степени боялись обременять своих членов, что на сбор взносов совершенно махнули рукой»26 В финансовых отчетах «Яблока» за 2002—2009 гг. в графе «Вступительные и членские взносы» стабильно фигурировала цифра «0»27. Финансовые отчеты за последующие годы также свидетельствуют о сохранении существующего положения в данной партии28.
В целом наблюдается тенденция к увеличению поступлений от членских взносов у КПРФ, «Единой Рос-
21 Пункты 1.1-1.2 Положения о порядке сбора, учёта и расходования членских партийных взносов (Утверждено Постановлением Президиума ЦК КПРФ (Пр. 54/5 от 10 октября 2006 года)// http://www.cprfspb.ru/4152.html
22 Митин Г.Н. Новеллы Федерального закона «О политических партиях» 2014 г. и динамика финансирования политических партий в России/Конституционное и муниципальное право. 2015. № 3. С. 21.
23 Митин Г.Н. Финансирование политических партий: Теория и практические рекомендации. М.: ЛЕНАНД, 2015. С. 47.
24 Хесс Х. Практическая работа в партии: Справочное руководство / пер. с англ. В. М. Резника. М.: Европа, 2005.
25 Митин Г.Н. Динамика имущества политических партий 2005-2010 гг.: проблемы правового регулирования//Конституционное и муниципальное право. 2011. № 3. С. 42.
26 Коргунюк Ю.Г. Финансирование партий в постсоветской России: между бизнесом и властью//Полития. 2010. № 3-4. С. 92.
27 Коргунюк Ю.Г. Финансирование партий в постсоветской России: между бизнесом и властью//Полития. 2010. № 3-4. С. 92.
28 Долгих Ф.И. Виды источников финансирования политических партий// Государство и право в прошлом и настоящем: Сборник статей по итогам научной конференции кафедры Теории и истории государства и права [10.03.2015]/ под ред. Ф.И. Долгих. - М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2015. С. 74.
ЧЛЕНСКИЕ ВЗНОСЫ КАК ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
сии» и ЛДПР, причем если у последних двух партий сумма поступлений в зависимости от года может как расти, так и уменьшаться, то у КПРФ отмечается устойчивая тенденция к постоянному росту суммы членских взносов. Так, в 2005 г. взносы составляли 38 596 911 рублей у «Единой России», 29 352 307 рублей у КПРФ и 91 716 рублей у ЛДПР29, то в 2012 г. - у «Единой России» 150 640 422 рубля30, у КПРФ31 - 83 439 882 рубля и у ЛДПР - 2 410 821 рубль32. При этом у «Единой России» и ЛДПР максимальные поступления в виде взносов за период 2005-2012 гг. пришлись на 2011 г.- 163 215 04933 рублей и 8 099 516 рублей соответственно, а у КПРФ - на 2012 г. Таким образом, КПРФ демонстрирует устойчивую восходящую тенденцию роста поступлений от данного источника доходов35. Как считает Г.Н. Митин, увеличение дохода от взносов у КПРФ, «Единой России» и ЛДПР в 2005-2009 гг. было вызвано увеличением требуемого минимального числа членов партии и вытекающим из этого приростом числа новых членов данных политических партий36.
Именно КПРФ уделяла наиболее серьезное внимание увеличению поступлений от членских взносов. Еще на VI Пленуме КПРФ в марте 2006 г. была поставлена задача собирать минимум по 20 рублей на члена партии ежемесячно, и если в 2005 г. с каждого члена КПРФ было получено в среднем по 13,5 рублей в месяц, то в 2007 г. - уже 23 рублей, а в 2010 г. - порядка 39 рублей. Увеличению сбора взносов также способствовало решение Президиума ЦК КПРФ 28 февраля 2005 г. о введении «партийного максимума» - каждого избранного от КПРФ в органы государственной власти и местного самоуправления и работавшего там на постоянной основе, обязали отчислять в фонд КПРФ не менее 10% доходов, что обеспечило дополнительно свыше 1,5 млн. рублей каждый месяц3 .
29 Митин Г.Н. Динамика имущества политических партий 2005-2010 гг.: проблемы правового регулирования//Конституционное и муниципальное право. 2011. № 3. С. 43.
30 Пункт 2.1 Раздела I Сводного финансового отчета политической партии «Всероссийская политическая партия «Единая Россия» за 2012 год//
http://www.cikrf.ru/politparty/finance/party/SFO_Edn_Rossia.PDF; В данном Сводном финансовом отчете и в остальных Сводных финансовых отчетах указанные суммы взносов включают помимо членских также и вступительные взносы.
31 Пункт 2.1 Раздела I Сводного финансового отчета политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» за 2012 год//http://www.cikrf.ru/politparty/finance/party/DOC124.pDF
32 Пункт 2.1 Раздела I Сводного финансового отчета политической партии «Политическая партия ЛДПР» за 2012 год//http://www.cikrf.ru/politparty/finance/party/SFO_LDPR.PDF
33 Пункт 2.1 Раздела I Сводного финансового отчета политической партии «Всероссийская политическая партия «Единая Россия» за 2011 год// http://www.cikrf.ru/politparty/finance/2011/edros.PDF
34 Пункт 2.1 Раздела I Сводного финансового отчета политической партии «Политическая партия «Либерально-демократическая партия России» за 2011 год// http://www.cikrf.ru/politparty/finance/2011/ldpr.PDF
35 Долгих Ф.И. Виды источников финансирования политических партий// Государство и право в прошлом и настоящем: Сборник статей по итогам научной конференции кафедры Теории и истории государства и права [10.03.2015]/ под ред. Ф.И. Долгих. - М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2015. С. 74-75.
36 Митин Г.Н. Динамика имущества политических партий 2005-2010 гг.: проблемы правового регулирования//Конституционное и муниципальное право. 2011. № 3. С. 43.
37 Коргунюк Ю.Г. Финансирование партий в постсоветской России:
между бизнесом и властью//Полития. 2010. № 3-4. С. 93.
В «Единой России» в настоящее время уплата членских взносов носит добровольный характер38 В то же время, многие члены политической партии продолжают добровольно их уплачивать. Так, из 50 тысяч членов Свердловского регионального отделения «Единой России» 25-30 тысяч исправно платят членские взносы, из 4 тысяч членов ЛДПР регионального отделения того же субъекта Российской Федерации - примерно четверть39
Исходя из анализа финансовой статистики политических партий и их внутренней документации, Г.Н. Митин делает вывод, что «средний размер членских взносов не превышает 100 рублей в месяц»40.
По нашему мнению, приведенные факты свидетельствуют о недооценке указанного источника финансирования и наличии потенциала для увеличения поступлений в партийные бюджеты. Представляется, что членские взносы как источник доходов имеют достаточно серьезные перспективы, и российским политическим партиям следует обратить на них большее внимание. Данное мнение разделяется и Г.Н. Мити-ным, который считает, «что членские взносы как источник финансирования политических партий не только не исчезнут, но и будут использоваться вновь образованными политическими партиями»41.
Список литературы:
1. Воробьев Н.И., Голушков Д.И., Митин Г.Н. Комментарий к Федеральному закону от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях» (постатейный). Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013//Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
2. Дмитриев Ю.А. Комментарий к Федеральному закону «О политических партиях» (постатейный). М.: Деловой двор, 2013.
3. Долгих Ф.И. Виды источников финансирования политических партий// Государство и право в прошлом и настоящем: Сборник статей по итогам научной конференции кафедры Теории и истории государства и права [10.03.2015]/ под ред. Ф.И. Долгих. - М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2015.
4. Долгих Ф.И. Правовое регулирование деятельности политических партий - теория и практика: монография. М.: Маркет ДС, 2010.
5. Долгих Ф.И. Финансирование деятельности РКП(б)-ВКП(б) в первой половине 1920-х гг.//Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2015. № 4.
6. Дюверже М. Политические партии. М.: Академический Проект; Королев, Парадигма, 2005.
7. Кирьянов Ю.И. Правые партии в России. 1911-1917 гг. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001.
8. Коммунистическая партия Советского Союза. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК (1898-1988): В 15-ти т. / Ин-т Марксизма-Ленинизма при ЦК КПСС; Под общ. ред. А. Г. Егорова, К. М. Боголюбова. - 9-е доп и испр. - М. , 1983 - 1990. - 16 т. Т. 2 : 1917 - 1922. М., - 1983.
9. Коргунюк Ю.Г. Финансирование партий в постсоветской России: между бизнесом и властью//Полития. 2010. № 3-4.
38 Статья 4.1.2.1. Устава Всероссийской политической партии «Единая Россия».
39 http://svobodaslova.info/politics/2650-kak-sobirayut-i-kuda-tratyat-dengi-partijnyx-grazhdan-politiki-rasskazali-o-partvznosax.html
40 Митин Г.Н. Новеллы Федерального закона «О политических партиях» 2014 г. и динамика финансирования политических партий в России/Конституционное и муниципальное право. 2015. № 3. С. 20.
41 Митин Г.Н. Новеллы Федерального закона «О политических партиях» 2014 г. и динамика финансирования политических партий в России/Конституционное и муниципальное право. 2015. № 3. С.
10. Курочкин А.В. Правовые источники, регулирующие статус политических партий в современной России//Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 1.
11. Митин Г.Н. Динамика имущества политических партий 2005-2010 гг.: проблемы правового регулирова-ния//Конституционное и муниципальное право. 2011. № 3.
12. Митин Г.Н. Новеллы Федерального закона «О политических партиях» 2014 г. и динамика финансирования политических партий в России//Конституционное и муниципальное право. 2015. № 3.
13. Митин Г.Н. Финансирование политических партий: Теория и практические рекомендации. М.: ЛЕНАНД, 2015.
14. Съезды и конференции конституционно-демократической партии. В 3-х тт. Т. 1. 1905-1907 гг. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1997.
15. Хесс Х. Практическая работа в партии: Справочное руководство / пер. с англ. В. М. Резника. М.: Европа, 2005.
16. http://svobodaslova.info/politics/2650-kak-sobirayut-i-kuda-tratyat-dengi-partijnyx-grazhdan-politiki-rasskazali-o-partvznosax.html
ОТЗЫВ
на статью Долгих Федора Игоревича «Членские взносы как
источник финансирования политических партий» В настоящее время проблемы финансирования деятельности политических партий приобрели особую значимость. Ведь тот, кто осуществляет финансирование, может оказывать серьезное влияние на политический курс, проводимый партией.
Статья Долгих Ф.И. посвящена анализу членских взносов как источника финансирования политических партий и представляет интерес как с точки зрения теории, так и практической деятельности. Как верно отмечает автор, членские взносы являются одним из наиболее старейших и наиболее надежных источников финансирования. Поэтому неслучайно Долгих Ф.И. уделяет определенное внимание использованию партийных взносов как источника финансирования в дореволюционный и советский период. В работе рассматриваются понятие данных взносов, порядок установления их размера и др. Сформулированные автором положения опираются на анализ различных подходов, изложенных в исследованиях по рассматриваемой проблеме, в частности, касающихся функций членских взносов, что является свидетельством глубокой проработки автором изучаемой темы.
С учетом изложенных обстоятельств можно сделать вывод, что статья Долгих Ф.И. «Членские взносы как источник финансирования политических партий» представляет научный и практический интерес и соответствует требованиям, предъявляемым к научным публикациям. Статья рекомендуется для публикации в открытой печати и ранее не публиковалась.
Кандидат юридических наук, Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
Иванов Дмитрий Владимирович