Научная статья на тему 'Пожертвования как источник финансирования политических партий'

Пожертвования как источник финансирования политических партий Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1934
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политические партии / пожертвования / источники финансирования / political parties / donations / funding sources

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Долгих Федор Игоревич

В статье анализируются особенности по-жертвований как источника финансирования политиче-ских партий. Рассматривается правовая природа по-жертвований, ограничения, связанные с внесением по-жертвований, изучаются вопросы, связанные с оценкой денежной стоимости внесенных пожертвований. Анали-зируется динамика изменения доли пожертвований в об-щем объеме поступлений денежных средств ведущих по-литических партий России за последние годы. Выводы опираются на данные сводных финансовых отчетов наиболее крупных политических партий России. Предметом исследования выступают пожертвования, поступающие политическим партиям, как источник фи-нансирования их деятельности. Результаты научной работы могут быть использованы при разработке вопросов, связанных с финансовым плани-рованием деятельности политических партий, подго-товке учебных пособий по конституционному, граждан-скому и финансовому праву. Статья может представлять интерес для руководите-лей и сотрудников аппаратов политических партий, для преподавателей и студентов юридических факультетов, интересующихся проблемами финансирования политиче-ских партий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DONATIONS AS A SOURCE OF FUNDING OF POLITICAL PARTIES

The article analyzes the peculiarities of donations as a source of funding of political parties. The legal nature of the donation, restrictions associated with making a donation, examines the issues associated with the assessment of the monetary value of donations made. We analyze the dynamics of changes in the share of donations in total cash receipts of lead-ing political parties of Russia in recent years. The findings are based on data of consolidated financial reports of the largest political parties of Russia. The subject of the research consists of donations received by political parties, as a source of financing their activities. The scientific results can be used in the development of issues related to financial planning activities of political parties, prepa-ration of manuals on constitutional, civil and financial law. The article may be of interest to managers and employees of apparatuses of political parties, professors and law students with an interest in the funding of political parties.

Текст научной работы на тему «Пожертвования как источник финансирования политических партий»

II. ПРАВО

6. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС, МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

6.1. ПОЖЕРТВОВАНИЯ КАК ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

Долгих Федор Игоревич, канд. ист. наук, доцент, заведующий кафедрой Теории и истории государства и права Место работы: Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

[email protected]

Аннотация: В статье анализируются особенности пожертвований как источника финансирования политических партий. Рассматривается правовая природа пожертвований, ограничения, связанные с внесением пожертвований, изучаются вопросы, связанные с оценкой денежной стоимости внесенных пожертвований. Анализируется динамика изменения доли пожертвований в общем объеме поступлений денежных средств ведущих политических партий России за последние годы. Выводы опираются на данные сводных финансовых отчетов наиболее крупных политических партий России. Предметом исследования выступают пожертвования, поступающие политическим партиям, как источник финансирования их деятельности.

Результаты научной работы могут быть использованы при разработке вопросов, связанных с финансовым планированием деятельности политических партий, подготовке учебных пособий по конституционному, гражданскому и финансовому праву.

Статья может представлять интерес для руководителей и сотрудников аппаратов политических партий, для преподавателей и студентов юридических факультетов, интересующихся проблемами финансирования политических партий.

Ключевые слова: политические партии, пожертвования, источники финансирования.

DONATIONS AS A SOURCE OF FUNDING OF POLITICAL PARTIES

Dolgikh Fedor I., PhD of historical sciences, assistant professor, head of the Chair of Theory and history of state and law Work place: Moscow Synergy University

[email protected]

Annotation: The article analyzes the peculiarities of donations as a source of funding of political parties. The legal nature of the donation, restrictions associated with making a donation, examines the issues associated with the assessment of the monetary value of donations made. We analyze the dynamics of

changes in the share of donations in total cash receipts of leading political parties of Russia in recent years. The findings are based on data of consolidated financial reports of the largest political parties of Russia.

The subject of the research consists of donations received by political parties, as a source of financing their activities. The scientific results can be used in the development of issues related to financial planning activities of political parties, preparation of manuals on constitutional, civil and financial law.

The article may be of interest to managers and employees of apparatuses of political parties, professors and law students with an interest in the funding of political parties.

Keywords: political parties, donations, funding sources.

В современных условиях ни одна политическая партия не может вести полноценную деятельность и выполнять свои функции, если не располагает стабильными источниками дохода1. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» предусматривает следующие виды источников денежных средств политических партий - вступительные и членские взносы, средства федерального бюджета, пожертвования, поступления от мероприятий, проводимых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями, доходы от предпринимательской деятельности, а также поступления от гражданско-правовых сделок2.

Пожертвования как источник финансирования широко использовались политическими партиями с момента их создания. Так, в дореволюционной России пожертвования политическим партиям поступали от самих членов партий и партийных лидеров, от предпринимателей, от близких членов различных кружков3, от юридических лиц, например, банков4. Эсеры получали большие суммы от известного пароходовладельца Н.Е. Мешкова, обладателя многомиллионного состояния Н.Е. Парамонова, от представителей богатейший купеческих семей -Гоц, Высоцких, Гавронских, Фундаминских, Зензино-

1 Долгих Ф.И. Финансирование деятельности РКП(б)-ВКП(б) в первой половине 1920-х гг.//Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2015. № 4. С. 43.

2 Долгих Ф.И. Членские взносы как источник финансирования политических партий//Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2015. № 6. С. 8; Подункты «а» - «д» п. 1 ст. 29 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».

3 Правые партии. 1905-1917. Документы и материалы. В 2 тт./ Т. 1. 19071910 гг. М., 1998. С. 549.

4 Партия «Союз 17 октября». Протоколы съездов, конференций и заседаний ЦК. В 2-х томах. Т. 1. Протоколы съездов и заседаний ЦК. 1905-1907 гг. М., 1996. С. 195.

вых5. В структуре поступлений средств Всероссийского национального союза доля частных пожертвований в 1910-1913 гг. колебалась в пределах от 36 до 76%6. Пожертвования делались в виде передачи не только денежных средств, но и иного имущества - например, квартиры для размещения партийного комитета7. Кроме того, пожертвования правомонархическим политическим партиям поступали и лично от Императора. Так, Николай II даровал Русскому собранию на постройку дома Собрания и гимназии 100000 рублей8.

Федеральный закон «О политических партиях» не раскрывает понятие пожертвования. Согласно Гражданскому кодексу РФ, «пожертвованием дарение вещи или права в общеполезных целях»9. В литературе относительно трактовки данного термина тоже не существует единого мнения. В качестве пожертвования Г.Н. Митин предлагает считать «не только передаваемые политической партии имущество и имущественные права, но и ту выгоду политической партии, которую она получает при экономии финансовых средств»10.

Как считает О.В. Романенко, «Пожертвование может осуществляться гражданином как с целью материально поддержать политическую организацию, программу которой он разделяет, так и с целью получить определенные выгоды (место в партийном списке и т.п.)»11. Но во втором случае, по нашему мнению, происходит искажение самой правовой природы пожертвования, которое должно носить безвозмездный и безвозвратный характер, и не может осуществляться под условием.

Пожертвование как дарение вещи или права связано лишь «с обременением одаряемого обязанностью использовать пожертвованное имущество для определенной общеполезной цели»12. Одаряемый - в данном случае политическая партия либо ее региональное отделение - обязан использовать полученные средства для осуществления уставной деятельности, причем не будет являться нарушением передача средств для использования его на конкретную не противоречащую закону цель - поддержку партийного печатного органа, молодежной организации политической партии и т.п. Но жертвователь не вправе требовать получения взамен

5 Леонов М. И. Партия социалистов-революционеров в 1905-1907 гг. М., 1997. С. 56-57.

6 Коцюбинский Д.А. Русский национализм в начале XX столетия: Рождение и гибель идеологии Всероссийского национального союза. М., 2001. С. 39.

7 Партия «Союз 17 октября». Протоколы съездов, конференций и заседаний ЦК. В 2-х томах. Т. 1. Протоколы съездов и заседаний ЦК. 1905-1907 гг. М., 1996. С 30.

8 Кирьянов Ю.И. Русское собрание 1900-1917. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. С. 301.

9 Часть 1 ст. 582 Гражданского кодекса РФ (часть вторая).

10 Митин Г.Н. Особенности конституционно-правового регулирования статуса политической партии как юридического лица: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 16.

11 Романенко О.В. Финансирование политических партий в России: конституционно-правовые проблемы: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. 22.

12 Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т.2/ Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, К.М.

Арсланов и др.; под ред. А.П. Сергеева. М.: РГ-Пресс, 2010. С. 148.

каких-либо материальных или нематериальных выгод, льгот, привилегий и т.п. В противном случае такая сделка будет признана судом ничтожной.

Рассмотрим случай из судебной практики. В мае 2012 г. Орловский областной суд рассматривал апелляционное определение на решение Советского районного суда г. Орла о признании недействительным договора пожертвования, заключенного между Д. и Орловским региональным отделением одной из политических партий. Между сторонами был заключен договор пожертвования, по условиям которого истец Д. перечислила средства ответчику - региональному отделению политической партии. На последнее согласно договору возлагались встречные обязательства по выдвижению Д. кандидатом в депутаты Орловского областного Совета народных депутатов в составе регионального списка кандидатов в депутаты, при этом выдвижение должно было быть совершено таким образом, чтобы в случае получения партией мест в региональном парламенте Д. была избрана депутатом. Договор предусматривал, что в случае не выдвижения Д. кандидатом в депутаты в составе регионального списка денежные средства, переданные по данному договору, подлежали полному возмещению Д. Региональное отделение политической партии не выполнило свои обязательства по договору - не выдвинуло истца кандидатом в депутаты, чем нарушило условия договора. Суд первой инстанции на основании статьи 168 и части 2 статьи 170 Гражданского кодекса РФ признал договор пожертвования ничтожным и взыскал с ответчика в пользу Д. перечисленные ею по договору денежные средства, мотивировав свое условие тем, что данная сделка не соответствует требованиям закона, поскольку она заключена сторонами под условием выдвижения истца кандидатом в депутаты, и без данного условия Д. никогда не заключила бы данную сделку13.

Суд второй инстанции признал данный довод районного суда ошибочным. Орловский областной суд установил, что внесение денежных средств по договору пожертвования со стороны Д. имело место не в качестве добровольного безвозмездного вложения денежных средств на нужды партии, членом которой она являлась, а с целью получения ею места депутата в Орловском областном Совете народных депутатов. Суд пришел к выводу, что при совершении оспариваемой сделки сторонами было допущено нарушение статьи 32 Конституции Российской Федерации, которой предусмотрено равное право граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти, а также статьи 30 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях», которой установлен порядок принятия политической партией и ее региональными отделениями пожертвований. С учетом характера допущенных при совершении сделки нарушений и их последствий, выявленных в ходе судебного разбирательства, суд пришел к выводу об антисоциальной направленности указанной сделки. На основании изложенного, суд посчитал, что в силу ст. 169 ГК РФ договор пожертвования, заключенный между Д. и региональным отделением политической партии, является недействительным (ничтожным) как заключенный с целью, противной основам правопорядка. В итоге суд признал договор пожертвования недействительным (ничтожным), отказал истцу в удовлетворении требования о взыскании в

13 Апелляционное определение Орловского областного суда. Дело № 33739 от 23 мая 2012 г.

ее пользу денежных средств, а с регионального отделения политической партии взыскал полученные денежные средства в доход Российской Федерации14.

В качестве субъекта, осуществляющего пожертвование политической партии, могут выступать физические и юридические лица. Но вносить пожертвование может не любое физическое лицо, а лишь гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет и не ограниченный судом в дееспособности. Ограничения предусмотрены и в отношении юридических лиц. В дальнейшем они будут рассмотрены более подробно. Не могут быть субъектами, осуществляющими пожертвование, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, воинские части, военные организации, правоохранительные органы, благотворительные организации и религиозные объединения, учрежденные ими организации, некоммерческие организации, получавшие в течение года, предшествующего дню внесения пожертвований, средства из указанных в законе источников, иностранные государства, международные организации и международные общественные движения.

Отличие пожертвований от членских взносов заключается в том, что пожертвования могут вноситься всеми гражданами, а не только членами политической партии, а размер и порядок внесения пожертвований определяются исключительно законодательством15.

Согласно закону политическая партия и ее региональные отделения вправе принимать пожертвования в виде денежных средств и иного имущества от физических и юридических лиц. Но при этом пожертвования должны быть документально подтверждены и указан их источник16. Если пожертвования вносятся в виде денежных средств, то они должны осуществляться безналичным перечислением. Исключение делается только для пожертвований, поступающих от физических лиц. Такие пожертвования могут осуществляться путем передачи наличных денежных средств. Но вводится ограничение суммы пожертвований наличных денежных средств от одного физического лица. Данная сумма не должна превышать 4330 руб. в год17.

Если пожертвование осуществляется не в виде денежных средств, то политическая партия или ее региональное отделение должны оценить его в денежном выражении в соответствии с законодательством РФ и внести предусмотренные законом данные о жертвователе в сведения о поступлении и расходовании средств политической партии, в сводный финансовый отчет

14 Апелляционное определение Орловского областного суда. Дело № 33739 от 23 мая 2012 г.

15 Митин Г.Н. Финансирование политических партий: Теория и практические рекомендации. М.: ЛЕНАНД, 2015. С. 19.

16 Пункт 1 ст. 30 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».

17 Пункт 2 ст. 30 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».

политической партии, в бухгалтерскую (финансовую) отчетность политической партии или в бухгалтерскую (финансовую) отчетность регионального отделения

18 п

политической партии . В качестве пожертвования может выступать имущество - например, транспортные средства, ценные бумаги, мебель и др.

Как отметил В.Е. Чуров, «Под «иным имуществом» в данном случае понимается все, что не является деньгами, услугами и что безвозмездно передается в соб-

19

ственность партии» . Кроме того, по мнению Н.И. Платоновой, к пожертвованиям также относится «непрямое, не денежное финансирование, например, бесплатное предоставление помещений и другого имущества»20.

Группой государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) России было рекомендовано разработать практические рекомендации для политических партий по оценке пожертвований в натуральной форме. В соответствии с данной рекомендацией Центральная избирательная комиссия Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации разработали руководящие принципы для политических партий по оценке пожертвований (финансирования) в натуральной форме. Данные рекомендации были распространены среди всех политических партий посредством информационного письма № 15-07/2463, направленного Центральной избирательной комиссией Российской Федерации 12 июля 2013 г. В указанном информационном письме описана процедура оценки и порядок представления отчетности, рекомендуемые для исполнения политическими партиями и их региональными отделениями. Предлагаются два варианта оценки финансирования в натуральной форме - на основании финансовых документов либо с помощью независимой экспертизы21.

Оценка денежной стоимости данных пожертвований осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете». В силу положений указанного Федерального закона, политические партии и их региональные отделения признаются в качестве экономически самостоятельных юридических

18 Пункт 7 ст. 30 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».

19 Семинар ОБСЕ по электоральной проблематике (Вена, Хофбург, 20 июля 2015 года). Доклад Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации В.Е. Чурова «Предотвращение политической коррупции на выборах как важнейшая составляющая обеспечения равенства избирательных прав». URL: http://www.cikrf.ru/analog/news/20150720_r.html

20 Платонова Н.И. Источники финансирования политических партий в Российской Федерации//Право и управление. XXI век. 2011. № 1 (18). С. 73.

21 ГРЕКО RC-III (2014) 1E Третий оценочный раунд. Отчет о выполнении ре-

комендаций Российской Федерацией «Криминализация преступных дея-

ний» «Прозрачность финансирования политических партий» Принято ГРЕКО

на 64-ом пленарном заседании (Страсбург, 16-20 июня 2014 г.). С. 23-24. URL: http://www.coe.int/t/dghl/monitoring/greco/evaluations/round3/GrecoRC3%28 2014%291_Russia_RU.pdf

лиц, которые обязаны вести финансовую отчетность с указанием экономической деятельности, активов, обязательств, источников финансирования деятельности, доходов, расходов и другой информации в соответствии с федеральными стандартами. На основании Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, текущая рыночная стоимость имущества, полученного безвозмездно юридическим лицом, в том числе политической партией, рассчитывается на основе цен, превалирующих на рынке в отношении вышеуказанного имущества или аналогичного вида имущества на дату занесения в бухгалтерскую отчетность. Формирование текущей рыночной стоимости основывается на цене, действующей на дату безвозмездного получения имущества или аналогичного вида имущества. Информация о текущей стоимости имущества должна быть подтверждена документом или с помощью независимой экспертизы22. Аналогичные положения применяются в отношении любого вида имущества23.

При отсутствии документальных доказательств, подтверждающих рыночную стоимость в натуральной форме, в информационном письме политическим партиям (их региональным отделениям) рекомендуется прибегнуть к независимой экспертной оценке в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Под указанный Федеральный закон подпадает оценка отдельных материальных ценностей (активов), а также иных материальных ценностей, составляющих имущество того или иного лица, в том числе отдельных видов имущества (движимого и недвижимого, в том числе предприятий), прав собственности и иных вещных прав на имущество, либо отдельных материальных ценностей, прав требования и обязательств (долгов), работ, услуг, информации, иных гражданских прав, которые могут участвовать в гражданском обороте в соответствии с нацио-

24 п

нальным законодательством . В случае если установленная цена превышает годовой предел финансирования - 4 млн 330 000 руб. для физических лиц и 43 млн 300 000 руб. - для юридических лиц, то применяются общие правила в отношении незаконного финансирования. Т.е, средства должны быть возвраще-

22 Пункт 23 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н).

23 ГРЕКО RC-III (2014) 1E Третий оценочный раунд. Отчет о выполнении рекомендаций Российской Федерацией «Криминализация преступных деяний» «Прозрачность финансирования политических партий» Принято ГРЕКО на 64-ом пленарном заседании (Страсбург, 16-20 июня 2014 г.). С. 23. URL: http://www.coe.int/t/dghl/monitonng/greco/evaluations/round3/GrecoRC3%28 2014%291_Russia_RU.pdf

24 Статья 5 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

ны источнику финансирования или перечислены в государственный бюджет25.

При осуществлении пожертвования наличных денежных средств в приходном ордере указываются фамилия, имя, отчество и дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта, а также сведения о гражданстве жертвователя26. Это делается с целью не допустить получение средств через подставных лиц.

Существует несколько видов ограничений в отношении пожертвований политическим партиям - по непосредственным получателям, по сумме и по источникам27. Пожертвования могут получать лишь только политические партии и их региональные отделения. Местные и первичные отделения не могут выступать получателями пожертвований, даже если они имеют статус 28 п

юридического лица . В течение года одно юридическое лицо может перечислить определенной политической партии не более 43 млн 300 тыс. руб., а одно физическое лицо — не более 4 млн 330 тыс. руб.29. А общая сумма пожертвований, полученных политической партией и ее региональными отделениями, не должна превышать 4 млрд 330 млн руб.30.

Также политические партии и их региональные отделения не вправе принимать пожертвования от иностранных государств и иностранных юридических лиц, иностранных граждан, лиц без гражданства, граждан Российской Федерации, не достигших возраста 18 лет, международных организаций и международных общественных движений, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, российских юридических лиц с иностранным участием, если доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день внесения пожертвования, благотворительных организаций и религиозных объединений, а также от учрежденных ими организаций, от анонимных жертвова-

25 ГРЕКО RC-III (2014) 1E Третий оценочный раунд. Отчет о выполнении рекомендаций Российской Федерацией «Криминализация преступных деяний» «Прозрачность финансирования политических партий» Принято ГРЕКО на 64-ом пленарном заседании (Страсбург, 16-20 июня 2014 г.). С. 23-24. URL: http://www.coe.int/t/dghl/monitoring/greco/evaluations/round3/GrecoRC3%28 2014%291_Russia_RU.pdf

26 Пункт 6 ст. 30 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».

27 Долгих Ф.И. Ограничения на финансирование политических партий// Государство и право в прошлом и настоящем: Сборник статей по итогам научной конференции кафедры Теории и истории государства и права [10.03.2015]/ под ред. Ф.И. Долгих. - М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2015. С. 80.

28 Николаев А.С. Законодательное регулирование финансовой деятельности политических партий в РФ//Конституционное и муниципальное право. 2004. № 5. С. 23.

29 Пункт 8 ст. 30 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».

30 Пункт 9 ст. 30 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О по-

литических партиях».

телей и еще от ряда лиц, перечисленных в Федераль-

/-V 31

ном законе «О политических партиях» .

Пристальное внимание законодателя к вопросам, связанным с получением политическими партиями пожертвований обусловлено тем, что в первую очередь именно посредством данного источника финансирования открывается возможность воздействия на деятельность политических партий. Как отметил Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации В.Е. Чуров, «Если крупные коммерческие организации и состоятельные частные лица будут иметь возможность купить большее политическое влияние путем неограниченного финансирования тех или иных кандидатов и политических партий, то граждане могут утратить доверие или вообще начать игнорировать законный политический процесс, а политические партии и их кандидаты, в чьих интересах на выборах тратятся всё большие и большие финансовые ресурсы, могут утратить свою «независимость» в угоду спонсоров»32.

Много вопросов вызывает создание аффилированных негосударственных организаций, которые могут получать необходимое политическим партиям финансирование, а затем при необходимости выступать в качестве жертвователей33. На практике имеет место создание различных фондов поддержки политических партий и некоммерческих организаций, вносящих пожертвования политическим партиям. В данном случае можно говорить о наличии двухступенчатой системы финансирования, когда непосредственный вноситель перечисляет средства не партии напрямую, а в фонд ее поддержки либо иному общественному объединению, которое формально может себя никак не связывать с политической партией. По мнению Г.Н. Митина, использование фондов, аккумулирующих пожертвования, «позволяет принимать от жертвователей средства в значительно большем размере, чем это предусмотрено для политической партии, и предостерегает партию от принятия пожертвований, переданных с нарушением законодательства»34. Как отмечает указанный выше автор, помимо аккумулирования денежных средств, подобные фонды инвестируют их в различные проекты, то есть позволяют партиям косвенно осуществлять отдельные виды экономической деятельности, которые для нее недо-

31 Пункт 3 ст. 30 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».

32 Семинар ОБСЕ по электоральной проблематике (Вена, Хофбург, 20 июля 2015 года). Доклад Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации В.Е. Чурова «Предотвращение политической коррупции на выборах как важнейшая составляющая обеспечения равенства избирательных прав». URL: http://www.cikrf.ru/analog/news/20150720_r.html

33 Михалева Г. М. Российские партии в контексте трансформации. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. С. 250-251.

34 Митин Г.Н. Финансирование политических партий: Теория и практические рекомендации. М.: ЛЕНАНД, 2015. С. 26.

ступны в силу положений Федерального закона «О политических партиях»35.

Функции, аналогичные фондам поддержки политических партий, до недавнего времени могли выполнять и физические лица. Но использование подобной схемы на практике - в период проведения избирательной кампании - вызвало значительно больший резонанс. Так, на последних выборах мэра г. Москвы жертвователи переводили деньги на яндекс-кошельки нескольких ближайших соратников кандидата, а последние перечисляли средства на счет избирательного фонда данного кандидата в качестве добровольных частных пожертвований лично от се-бя36. Как отметила Генеральная прокуратура РФ, такая двухступенчатая схема не предусмотрена законодательством и «свидетельствует о возможном обмане граждан относительно целевого использования перечисленных ими денежных средств»37.

В результате изменений, внесенных в ноябре 2014 г. в Кодекс об административных правонарушениях, перечисление (передача) денежных средств и (или) иного имущества физическому или юридическому лицу для осуществления им пожертвования политической партии или ее региональному отделению, либо сбор денежных средств и (или) иного имущества в указанных целях, а равно осуществление пожертвования политической партии или ее региональному отделению физическим или юридическим лицом, получившим для осуществления пожертвования денежные средства и (или) иное имущество от другого лица, теперь являются административными правонарушениями38. Данные изменения в законодательстве также ставят вопрос о правомерности осуществления финансирования через фонды поддержки политических партий. Но дать корректный ответ на последний вопрос представляется затруднительным, пока не сформировалась практика правоприменения по данной статье Кодекса об административных правонарушениях.

В то же время, по нашему мнению, главная проблема заключается в первую очередь в возможности идентификации вносителей пожертвований. И если будет разработан эффективный механизм идентификации, позволяющий определить, кем и в каком размере внесены денежные средства, не распространяются ли на вносителей установленные законом ограничения, не превышены ли допустимые размеры по-

35 Митин Г.Н. Финансирование политических партий: Теория и практические рекомендации. М.: ЛЕНАНД, 2015. С. 27.

36 Григорьев М.С., Садовникова Г.Д. Итоговый аналитический отчет «Российский и международный опыт применения законодательства о финансовой прозрачности деятельности политических партий». С. 117-118. URL: http://www.rcoit.ru/upload/docs/cikrf/itog_otchet.doc

37 Письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 2 сентября 2013 г. № 73/1-1398-2013. Цит. по: Митин Г.Н. Финансирование политических партий: Теория и практические рекомендации. М.: ЛЕНАНД, 2015. С. 29.

38 Пункты 2-3 ст. 5.66 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

жертвований, законность использования данной схемы аккумулирования денежных средств, предназначенных для финансирования различных видов деятельности политических партий, не будет вызывать сомнений. Поэтому исследователями отмечается необходимость разработки подробной легальной схемы финансирования через интернет, которая бы гарантировала идентификацию лица, внесшего пла-теж39. Подобная проблема вызвана в значительной мере наличием пробелов в законодательстве, развитие которого в ряде случаев отстает от темпов развития современных информационно-комуникационных технологий и электронных платежных систем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По данным Центральной избирательной комиссии Российской Федерации за 2011 г. политические партии получили денежных средств на общую сумму около 8 млрд рублей40, за 2012 г. - более 6 млрд 915 млн рублей41. На основе анализа сводных финансовых отчетов за 2011 г.42 7 зарегистрированных политических партий пожертвования составили примерно 6287013433 руб, или 79% от всех поступлений. До 2012 г. основным источником финансирования политических партий выступали пожертвования. Так, за 2005-2009 гг. их доля в общей сумме доходов 7 политических партий не опускалась ниже 55%, в 2009 г. составила 87%, а в 2005 г. и вовсе превысила 90%43. В

2011 г. пожертвования составили 5,3 млрд руб.44, т.е. примерно 66% от всех поступлений.

Положение изменилось в 2012 г., когда те же партии получили пожертвований на сумму 1679864877 рублей45, или 24% от общей суммы доходов, а средства федерального бюджета, перечисленные пяти политическим партиям по итогам выборов, составили 4 млрд 560,2 млн рублей, или 69,3% от общей суммы поступивших партиям денежных средств46. Причем для всех пяти политических партий, получивших право на государственное финансирование, оно стало основным источником поступлений. Так, в структуре поступлений «Единой России» средства федерального бюджета составили 64% (2585350840 рублей из 4039828585 рублей поступления имущества всего), в структуре поступлений КПРФ - 75,8% (891120083 рублей из 1175779367 рублей), ЛДПР - 68,3% (477737583,60 рублей из 700223919,96 рублей), «Справедливой России» - 72,9% (493368321,80 рублей из 676127980,72 рублей), «Яблока» - 63,1% (112616350 рублей из 179176657 рублей)47. Для не получивших государственное финансирование политических партий «Патриоты России» и «Правое дело» основным источником финансирования за 2012 г. стали пожертвования - 61% - 71676251 рубль из 118342893,74 рублей всего поступивших средств у

39 Григорьев М.С., Садовникова Г.Д. Итоговый аналитический отчет «Российский и международный опыт применения законодательства о финансовой прозрачности деятельности политических партий». С. 120. URL: http://www.rcoit.ru/upload/docs/cikrf/itog_otchet.doc

40 Результаты проверки сводных финансовых отчетов политических партий за 2011 год. URL: http://www.cikrf.ru/news/cec/2012/06/14/vavilov.html

41 Информация о результатах проверки сводных финансовых отчетов политических партий за 2012 год. URL: http://www.cikrf.ru/politparty/finance/proverka12.html

42 Цифра рассчитана путем суммирования данных пп. 2.3 Раздела 1 Сводных финансовых отчетов политических партий «Единая Россия», «Коммунистическая партия Российской Федерации», «Справедливая Россия», «Либерально-демократическая партия России», «Яблоко», «Патриоты России» и «Правое дело» за 2011 год; Источники: Сводный финансовый отчет политической партии «Всероссийская политическая партия «Единая Россия» за 2011 год. URL: http://www.cikrf.ru/politparty/finance/2011/edros.PDF; Сводный финансовый отчет политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» за 2011 год. URL:

http://www.cikrf.ru/politparty/finance/2011/kprf.PDF; Сводный финансовый отчет политической партии «Политическая партия «Либерально-демократическая партия России» за 2011 год. URL: http://www.cikrf.ru/politparty/finance/2011/ldpr.PDF; Сводный финансовый отчет политической партии «Справедливая Россия» за 2011 ro0,//http://www.cikrf.ru/politparty/finance/2011/spravedros.PDF; Сводный финансовый отчет политической партии «Патриоты России» за 2011 год. URL: http://www.cikrf.ru/politparty/finance/2011/patrioty.PDF; Сводный финансовый отчет политической партии «Правое дело» за 2011 год. URL: http://www.cikrf.ru/politparty/finance/2011/pravoedelo.PDF; Сводный финансовый отчет политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» за 2011 год. URL: http://www.cikrf.ru/politparty/2011/yabloko.PDF

43 Митин Г.Н. Динамика имущества политических партий 2005-2010 гг.:

проблемы правового регулирования//Конституционное и муниципальное

право. 2011. № 3. С. 42.

""Результаты проверки сводных финансовых отчетов политических партий за 2011 год. URL: http://www.cikrf.ru/news/cec/2012/06/14/vavilov.html

45 Цифра рассчитана путем суммирования данных пп. 2.3 Раздела 1 Сводных финансовых отчетов политических партий «Единая Россия», «Коммунистическая партия Российской Федерации», «Справедливая Россия», «Либерально-демократическая партия России», «Яблоко», «Патриоты России» и «Правое дело» за 2012 год). Источники: Сводный финансовый отчет политической партии «Всероссийская политическая партия «Единая Россия» за 2012 год. URL:

http://www.cikrf.ru/politparty/finance/party/SFO_Edn_Rossia.PDF; Сводный финансовый отчет политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» за 2012 год. URL:

http://www.cikrf.ru/politparty/finance/party/DOC124.PDF; Сводный финансовый отчет политической партии «Политическая партия «Либерально-демократическая партия России» за 2012 год. URL:

http://www.cikrf.ru/politparty/finance/party/SFO_LDPR.PDF; Сводный финансовый отчет политической партии «Справедливая Россия» за 2012 год. URL: http://www.cikrf.ru/politparty/finance/party/DOC119.PDF; Сводный финансовый отчет политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» за 2012 год. URL:

http://www.cikrf.ru/politparty/finance/party/DOC127.PDF; Сводный финансовый отчет политической партии «Политическая партия «Патриоты России» за 2012 год. URL: http://www.cikrf.ru/politparty/finance/party/DOC122.PDF; Сводный финансовый отчет политической партии «Всероссийская политическая партия «Правое дело» за 2012 год. URL:

http://www.cikrf.ru/politparty/finance/party/SFO_Prav_delo.PDF; данные рассчитаны исходя из пожертвований, поступивших в установленном порядке.

46 Информация о результатах проверки сводных финансовых отчетов политических партий за 2012 год. URL: http://www.cikrf.ru/politparty/finance/proverka12.html

47 Информация о результатах проверки сводных финансовых отчетов политических партий за 2012 год. URL: http://www.cikrf.ru/politparty/finance/proverka12.html

«Патриотов России»48, и 94,7% - 24995280 рублей из 26385398 рублей у «Правого дела»49 соответственно.

В 2013-2014 гг. среди политических партий, имеющих право на получение финансирования из федерального бюджета, ситуация существенным образом изменилась только у ЛДПР, у которой доходы в виде пожертвований (585387793,80 руб. в 2013 г. и 1207568 206,41 руб. в 2014 г.)50 превысили суммы денежных средств, получаемых в рамках государственного финансирования (404303219 руб. в 2013 г. и 424537541,24 руб. в 2014 г.)51.

Таким образом, пожертвования были и остаются основным источником финансирования политических партий, не имеющих право на получение государственного финансирования. Для партий, имеющих представительство в Государственной Думе (кроме ЛДПР), а также для «Яблока» основным источником поступлений стало государственное финансирование. В подобных условиях политические партии становятся все более финансово зависимы от государства, и это также не способствует заинтересованности политических партий в самостоятельном поиске источников финансирования.

Список литературы:

1. Гражданский кодекс РФ (часть вторая)// Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

2. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации// Справочная правовая система «Консуль-тантПлюс».

3. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

4. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». URL: http://base.garant.rU/12112509/1/#block_1#ixzz3ih1vc0Al

5. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н). URL: http://base.garant.ru /12112848/#ixzz3igzDjWGI

6. Письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 2 сентября 2013 г. № 73/1-1398-2013.

7. Апелляционное определение Орловского областного суда. Дело № 33-739 от 23 мая 2012 г. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

48 Подпункты 2 и 2.3.1. Раздела I Сводного финансового отчета политической партии «Политическая партия «Патриоты России» за 2012 год. URL: http://www.cikrf.ru/politparty/finance/party/D0C122.PDF

49 Подпункты 2 и 2.3.1. Раздела I Сводного финансового отчета политической партии «Всероссийская политическая партия «Правое дело» за 2012 год. URL: http://www.cikrf.ru/politparty/finance/party/SFO_Prav_delo.PDF

50 Подпункт 2.3.1. Раздела I Сводного финансового отчета политической партии «Политическая партия «Либерально-демократическая партия России» за 2013-2014 годы.

URL: http://www.cikrf.ru/politparty/finance/svodn_otchet_14/LDPR.PDF

51 Подпункт 2.2. Раздела I Сводного финансового отчета политической партии «Политическая партия «Либерально-демократическая партия России» за 2013-2014 годы.

URL: http://www.cikrf.ru/politparty/finance/svodn_otchet_14/LDPR.PDF

8. Информация о результатах проверки сводных финансовых отчетов политических партий за 2012 год. URL: http://www.cikrf.ru/politparty/finance/proverka12.html

9. Результаты проверки сводных финансовых отчетов политических партий за 2011 год. URL: http://www.cikrf.ru /news/cec/2012/06/14/vavilov.html

10. Сводный финансовый отчет политической партии «Всероссийская политическая партия «Единая Россия» за 2011 год. URL: http://www.cikrf.ru/politparty/finance /2011/edros.PDF;

11. Сводный финансовый отчет политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» за 2011 год. URL: http://www.cikrf.ru/politparty/finance/2011/kprf.PDF;

12. Сводный финансовый отчет политической партии «Политическая партия «Либерально-демократическая партия России» за 2011 год. URL: http://www.cikrf.ru /politparty/finance/2011/ldpr.PDF;

13. Сводный финансовый отчет политической партии «Справедливая Россия» за 2011 год. URL: http://www.cikrf.ru /politparty/finance/2011/spravedros.PDF;

14. Сводный финансовый отчет политической партии «Патриоты России» за 2011 год. URL: http://www.cikrf.ru /politpa rty/fi nance/2011/patrioty. PDF;

15. Сводный финансовый отчет политической партии «Правое дело» за 2011 год. URL: http://www.cikrf.ru /politparty/finance/2011/pravoedelo.PDF.

16. Сводный финансовый отчет политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» за

2011 год. URL: http://www.cikrf.ru/politparty/ finance/2011/yabloko.PDF.

17. Сводный финансовый отчет политической партии «Всероссийская политическая партия «Единая Россия» за 2012 год. URL: http://www.cikrf.ru/politparty/finance/party /SF0_Edn_Rossia.PDF.

18. Сводный финансовый отчет политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» за 2012 год. URL: http://www.cikrf.ru/politparty/finance/party/D0C124.PDF.

19. Сводный финансовый отчет политической партии «Политическая партия «Либерально-демократическая партия России» за 2012 год. URL: http://www.cikrf.ru /politparty/finance/party/SF0_LDPR.PDF.

20. Сводный финансовый отчет политической партии «Справедливая Россия» за 2012 год. URL: http://www.cikrf.ru /politparty/finance/party/D0C119.PDF.

21. Сводный финансовый отчет политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» за

2012 год. URL: http://www.cikrf.ru/politparty/finance/ par-ty/D0C127.PDF.

22. Сводный финансовый отчет политической партии «Всероссийская политическая партия «Правое дело» за 2012 год. URL: http://www.cikrf.ru/politparty/finance/party /SF0_Prav_delo.PDF.

23. Сводный финансовый отчет политической партии «Политическая партия «Патриоты России» за 2012 год. URL: http://www.cikrf.ru/politparty/finance/party/D0C122.PDF.

24. Сводный финансовый отчет политической партии «Политическая партия «Либерально-демократическая партия России» за 2013-2014 годы. URL: http://www.cikrf.ru /politparty/finance/svodn_otchet_14/LDPR.PDF.

25. Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т.2/ Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, К.М. Арсланов и др.; под ред. А.П. Сергеева. М.: РГ-Пресс, 2010.

26. ГРЕКО RC-III (2014) 1E Третий оценочный раунд. Отчет о выполнении рекомендаций Российской Федерацией «Криминализация преступных деяний» «Прозрачность финансирования политических партий» Принято ГРЕКО на 64-ом пленарном заседании (Страсбург, 16-20 июня 2014 г.). URL: http://www.coe.int/t/dghl/monitoring/greco/evaluations/round 3/GrecoRC3%282014%291_Russia_RU.pdf.

27. Григорьев М.С., Садовникова Г.Д. Итоговый аналитический отчет «Российский и международный опыт применения законодательства о финансовой прозрачности деятельности политических партий». URL: http://www.rcoit.ru /upload/docs/cikrf/itog_otchet.doc

28. Долгих Ф.И. Ограничения на финансирование политических партий// Государство и право в прошлом и настоящем: Сборник статей по итогам научной конференции кафедры Теории и истории государства и права [10.03.2015]/ под ред. Ф.И. Долгих. - М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2015.

29. Долгих Ф.И. Финансирование деятельности РКП(б)-ВКП(б) в первой половине 1920-х гг.//Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2015. № 4.

30. Долгих Ф.И. Членские взносы как источник финансирования политических партий//Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2015. № 6.

31. Кирьянов Ю.И. Русское собрание 1900-1917. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003.

ОТЗЫВ

на статью Долгих Федора Игоревича «Пожертвования как

источник финансирования политических партий» Статья Долгих Ф.И. посвящена изучению такого источника финансирования политических партий, как пожертвования, и представляет интерес, как с точки зрения теории, так и практической деятельности. В ней рассматриваются понятие пожертвования, его правовая природа, отличие пожертвований от членских взносов, порядок документального оформления пожертвований, установленные законом ограничения, связанные с внесением пожертвований и некоторые иные вопросы. В работе также уделяется определенное внимание судебной практике. Долгих Ф.И., опираясь на данные сводных финансовых отчетов политических партий, анализирует динамику изменений доли пожертвований в структуре доходов наиболее крупных политических партий России за последние несколько лет, и приходит к выводу, что в настоящее время для четырех из пяти политических партий, получивших право на государственное финансирование, пожертвования стали основным источником доходов.

С учетом изложенных обстоятельств можно сделать вывод, что статья Долгих Ф.И. «Пожертвования как источник финансирования политических партий» представляет научный и практический интерес и соответствует требованиям, предъявляемым к научным публикациям. Статья рекомендуется для публикации в открытой печати и ранее не публиковалась.

Кандидат юридических наук, Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

Иванов Дмитрий Владимирович

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.