Научная статья на тему 'Правовое регулирование государственного финансирования политических партий в РФ и его воздействие на механизм политической конкуренции'

Правовое регулирование государственного финансирования политических партий в РФ и его воздействие на механизм политической конкуренции Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
954
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ДОХОДЫ / СВОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ОТЧЕТ / КОНКУРЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Долгих Федор Игоревич

В статье анализируется проблема влияния государственного финансирования политических партий на механизм политической конкуренции. Рассматриваются цели предоставления государственного финансирования, основания для его предоставления, анализируется место государственного финансирования в структуре доходов ведущих политических партий России. Предметом исследования выступает государственное финансирование деятельности политических партий как источник поступления финансовых средств. Целью исследования является анализ воздействия государственного финансирования политических партий на механизм политической конкуренции. В связи с этим, ставятся следующие задачи: проанализировать динамику изменения объемов государственного финансирования политических партий России; рассмотреть основания предоставления государственного финансирования и цели государственного финансирования политических партий; проанализировать, какие политические партии получили наибольшие преимущества при существующей системе государственного финансирования. Результаты научной работы могут быть использованы при подготовке учебных пособий по конституционному праву, теории государства и права, истории отечественного государства и права. Статья может представлять интерес для руководителей и сотрудников аппаратов политических партий, для преподавателей и студентов юридических факультетов, интересующихся проблемами финансирования политических партий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of state funding of political parties in Russia and its influence on the mechanism of political competition

The article analyzes the impact of state funding of political parties on the mechanism of political competition. Discusses the purpose of providing state funding, the Foundation for its grant, examines the place of state funding in the structure of revenues of leading political parties of Russia. The subject of the research is public funding of political parties as a source of income. The purpose of the study is to analyze the impact of public funding of political parties in the political competition. In this regard, the objectives are: to analyze the dynamics of change of volumes of state financing of political parties of Russia; to consider the bases for granting public funding and purpose of public funding of political parties; to analyze which political party received the most benefits under the current system of public funding. The scientific results can be used in the preparation of textbooks on constitutional law, theory of state and law, history of Russian state and law. The article may be of interest to managers and employees of apparatuses of political parties, professors and law students with an interest in the funding of political parties.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование государственного финансирования политических партий в РФ и его воздействие на механизм политической конкуренции»

3.2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В РФ И ЕГО ВОЗДЕЙСТВИЕ НА МЕХАНИЗМ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Долгих Федор Игоревич, канд. ист. наук, доцент. Должность: заведующий кафедрой. Место работы: Московский финансово-промышленный университет «Синергия». Подразделение: кафедра Теории и истории государства и права. E-mail: fdolgih@mfpa.ru

Аннотация: В статье анализируется проблема влияния государственного финансирования политических партий на механизм политической конкуренции. Рассматриваются цели предоставления государственного финансирования, основания для его предоставления, анализируется место государственного финансирования в структуре доходов ведущих политических партий России.

Предметом исследования выступает государственное финансирование деятельности политических партий как источник поступления финансовых средств.

Целью исследования является анализ воздействия государственного финансирования политических партий на механизм политической конкуренции. В связи с этим, ставятся следующие задачи: проанализировать динамику изменения объемов государственного финансирования политических партий России; рассмотреть основания предоставления государственного финансирования и цели государственного финансирования политических партий; проанализировать, какие политические партии получили наибольшие преимущества при существующей системе государственного финансирования.

Результаты научной работы могут быть использованы при подготовке учебных пособий по конституционному праву, теории государства и права, истории отечественного государства и права.

Статья может представлять интерес для руководителей и сотрудников аппаратов политических партий, для преподавателей и студентов юридических факультетов, интересующихся проблемами финансирования политических партий.

Ключевые слова: политические партии, государственное финансирование, доходы, сводный финансовый отчет, конкуренция.

LEGAL REGULATION OF STATE FUNDING OF POLITICAL PARTIES IN RUSSIA AND ITS INFLUENCE ON THE MECHANISM OF POLITICAL COMPETITION

Dolgikh Fedor Igorevich, PhD in History, associate professor. Position: Head of Chair. Place of employment: Moscow Financial-Industrial University "Synergy". Department: Theory and History of State and Law chair. E-mail: fdolgih@mfpa.ru

Annotation: The article analyzes the impact of state funding of political parties on the mechanism of political competition. Discusses the purpose of providing state funding, the Foundation for its grant, examines the place

of state funding in the structure of revenues of leading political parties of Russia.

The subject of the research is public funding of political parties as a source of income.

The purpose of the study is to analyze the impact of public funding of political parties in the political competition. In this regard, the objectives are: to analyze the dynamics of change of volumes of state financing of political parties of Russia; to consider the bases for granting public funding and purpose of public funding of political parties; to analyze which political party received the most benefits under the current system of public funding.

The scientific results can be used in the preparation of textbooks on constitutional law, theory of state and law, history of Russian state and law.

The article may be of interest to managers and employees of apparatuses of political parties, professors and law students with an interest in the funding of political parties. Keywords: political parties, state funding, income, consolidated financial report, competition.

Сфера политики, как и бизнес, является конкурентной средой. Как отмечает Ю.Б. Рубин, «борьба политических партий при выборах президента или депутатов представительных органов власти является типичной формой проявления конкуренции в человеческом обществе»1. Смысл политической конкуренции «заключается в борьбе за влияние на массы, на определенные социальные слои и группы»2. Все чаще и чаще можно услышать мнения о сходстве политики и рынка, о демократической политической системе как рыночном механизме. По мнению Е.Г. Морозовой, «пришедший в политику рынок создает ту соревновательную среду, в которой рождаются, стимулируя друг друга, альтернативные концепции государственного строительства и управления, правительственные курсы и программы, разноцветье политический партий, движений, лидерства»3. При этом под политическим рынком понимается «пространство, на котором происходит обмен голосов избирателей на предвыборные обещания кандидатов, лояльности и поддержки граждан - на проектируемые политиками и управленцами реше-

4

ния» .

В то же время, политический рынок нельзя назвать стихийным. Он функционирует по установленным государством законам. Так, например, государство, устанавливая требования к минимальной численности членов политических партий, минимальному количеству региональных отделений, тем самым расширяет либо сужает круг субъектов, имеющих право выступать в качестве избирательного объединения. В то же время, государственное регулирование заключается не только в установлении правил игры, но и в финансовой поддержке наиболее крупных его участников.

На сегодняшний день важнейшим источником поступления финансовых средств ведущих политических партий является государственное финансирование, которое рассматривается в качестве одного из способов их государственной поддержки. В РФ государственная поддержка политических партий путем их государственного финансирования осуществляется по

1 Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: Учебник. М: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2004. С. 23.

2 Пушкарева Г.В. Политический менеджмент: Учеб. пособие. М.: Дело, 2002. С. 309.

3 Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1998. С. 4.

4 Морозова Е.Г. Указ. соч. С. 5.

итогам участия политических партий в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Президента РФ. Размер сумм государственной финансовой поддержки прямо зависит от количества голосов на выборах, получаемых политической партией либо кандидатом .

Вопрос о целесообразности осуществления государственного финансирования политических партий всегда был и остается дискуссионным. Оценки государственного финансирования политических партий варьируются от положительных до резко негативных. Так, по мнению Ю.Г. Коргунюка, «складывается впечатление, что главной целью введения госфинансирования было добиться того, чтобы у оставшихся на политической сцене партий полностью атрофировалась способность самостоятельно добывать деньги»6. Н.Ф. Платонова, анализируя различные точки зрения, отмечает, что ряд исследователей, изучающих проблемы государственного финансирования, делает акцент на недопустимости использования средств государственного бюджета для финансовой поддержки политических партий, указывая на наличие более серьезных социальных проблем, несовместимости государственного финансирования с самой природой политических партий, скептическом отношении к эффективности государственного финансирования в деле борьбы с политической коррупцией. В то же время, по ее мнению, «государственное финансирование политических партий непосредственно вытекает из их конституционно-правового статуса и направлено на способствование развитию политической системы в целом»7. Идея об обусловленности государственного финансирования конституционно-правовом статусом политических партий разделяется и Г.Н. Митиным8. По мнению С.Е. Заславского, «государственное финансирование политических партий фактически является специфическим механизмом государственной компенсации политическим партиям расходов, понесенных ими в связи с избирательной кампанией»9. А.Б. Меликян считает, что «постоянное государственное финансирование политических партий способствует институционализации избирательных объединений больше, чем субсидии, выделяемые только в период проведения выборов»10.

Государственное финансирование имело место уже в дореволюционной России. Оно не было предусмотрено законом, но фактически осуществлялось в отношении отдельных близких правительству партий. Например, на устройство двух монархических съездов было выделено 20 тысяч рублей11. Также за счет государства субсидировались партийные издания правых12. В годы Первой мировой войны лидеры правых

5 Митин Г.Н. Динамика имущества политических партий 20052010 гг.: проблемы правового регулирования// Конституционное и муниципальное право. 2011. № 3. С. 42.

6 Коргунюк Ю.Г. Финансирование партий в постсоветской России: между бизнесом и властью//Полития. 2010. № 3-4. С. 116.

7 Платонова Н.И. Правовое регулирование финансирования текущей деятельности политических партий в Российской Федерации и зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2015. С. 118-121.

8 Митин Г.Н. Финансирование политических партий: Теория и практические рекомендации. М.: ЛЕНАНД, 2015. С. 35.

9 Заславский С.Е. Политические партии России: Проблемы правовой институционализации. М., 2003. С. 163.

10 Меликян А.Б. Правовое регулирование государственного финансирования деятельности политических партий: конституционно-правовой аспект : дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 31.

11 Правые партии. 1905-1917. Документы и материалы. В 2 тт./ Т. 1. 1911-1917 гг. М., 1998. С. 721.

12 Там же.

Н.Е. Марков и Г.Г. Замысловский получали ежемесячные субсидии от Департамента полиции, на которые, «в частности, содержались лазареты и другие благотворительные учреждения, связанные с помощью раненым русским воинам»13. В то же время, выделение средств правым нередко ставилось в прямую зависимость от их готовности поддерживать проводимый правительством курс, быть ему лояльными14.

Использование государственных средств имело место и для финансирования Коммунистической партии в период существования однопартийной системы. В 1920-е гг. органы РКП(б) - ВКП(б) прибегали к безвозвратному изъятию необходимых им средств из местных бюджетов. Циркуляр ЦК РКП(б) от 22 июля 1923 г. предписывал переложить субсидирование учреждений РКП(б) на местные государственные структуры, но без проведения подобных расходов по сметам, а скрывая субсидии легальными статьями расхо-дов15. По данным А.Б. Меликяна, одним из первых документов, подтверждающих осуществление прямого государственного финансирования политической партии в СССР, являлся опубликованный в 1920 году в официальном печатном органе высшего руководства Коммунистической партии - в газете «Известия Центрального Комитета» бюджет РКП(б). Государственное субсидирование РКП(б) на 1 марта 1920 года составляло более 85 процентов от всех поступлений в партийный бюджет16.

Государственное финансирование политических партий в РФ было введено с принятием Федерального закона «О политических партиях» в 2001 г. и началось в 2004 г. по итогам прошедших в 2003 г. выборов в Государственную Думу. С точки зрения Н.Ф. Платоновой, «Возникновение института государственного финансирования было обусловлено в значительной степени низким уровнем доходов партий, получаемых от вступительных и членских взносов, при этом значительной роли пожертвований»17. Сначала оно производилось в размере 0,005 минимального размера оплаты труда за голос - при условии, что за политическую партию проголосовало не менее 3 % избирателей. Поэтому изначально его размеры были небольшими - по 50 копеек за голос18. До 2006 г. объемы государственного финансирования варьировали от 468,7 тыс. руб. у Российской партии пенсионеров и Партии социальной справедливости до 11,4 млн. руб. у «Единой России»19. Более или менее существенную часть доходов средства, выделяемые из государственного бюджета, составили только у Партии социальной справедливости - 87,3% в 2004 г.20. У других партий доля государственного финансирования в общем объеме доходов

13 Стогов Д.И. Черносотенцы: жизнь и смерть за великую Россию/ Отв. ред. О.А. Платонов. М., 2012. С. 101.

14 Иванов А.А. Правые в русском парламенте: от кризиса к краху (1914-1917) / Науч. ред. И. В. Алексеева. — М.; СПб.: «Альянс-Архео», 2013. С. 211.

15 Олех Г.Л. Партийная машина РКП(б) в начале 20-х гг.: устройство и функционирование. Новосибирск: НГИ, 1995. С. 83.

16 Меликян А. Правовое регулирование прямого государственного финансирования политических партий в России и зарубежных странах// Журнал о выборах. 2010. № 4. С. 13; Долгих Ф.И. Финансирование деятельности РКП(б)-ВКП(б) в первой половине 1920-х гг.//Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2015. № 4. С. 44.

17 Платонова Н.Ф. Указ. соч. С. 119.

18 Мелехин А.В. Теория государства и права: учеб. М.: Маркет ДС, 2007. С. 83.

19 Коргунюк Ю.Г. Финансирование партий в постсоветской России: между бизнесом и властью//Полития. 2010. № 3-4. С. 115.

20 Там же.

составляла от 1,24% у «Единой России» до 6,2% у КПРФ21.

С 2006 г., когда выплаты за каждый голос, полученный на выборах, были увеличены до 5 руб.22, доля государственного финансирования в доходах политических партий существенно возросла: у Аграрной партии России с 4,4 % в 2005 г. до 24%, у лДпР - с 3,7% до 24 %, у «Яблока» - с 3,7% до 30%, у КПРФ - с 6,2% до 30%, у СПС с 2,7% до 33,6%, у Народной партии РФ - с 5,4% до 63%23. В 2008 г. выплаты были увеличены уже до 20 рублей за голос24, а в 2012 г. вновь возросли - до 50 рублей за голос, полученный на выборах в Государственную Думу2 , при этом «стоимость» голоса, полученного на президентских выборах, осталась прежней.

В настоящее время получение политической партией

права на государственное финансирование возможно

26

в одном из следующих случаев :

- федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией на выборах депутатов Государственной Думы, получил по результатам выборов не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу;

- зарегистрированный кандидат на должность Президента РФ, выдвинутый политической партией, получил по результатам выборов не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Государственное финансирование политических партий, соответствующих хотя бы одному из указанных условий, с учетом изменений, внесенных в 2014 г. в Федеральный закон «О политических партиях», с 1 января 2015 г. осуществляется в следующем разме-ре27:

- по результатам выборов депутатов Государственной Думы - ежегодно в размере 110 рублей, умноженных на число голосов избирателей, полученных федеральным списком кандидатов, выдвинутым политической партией;

- по результатам выборов Президента РФ - единовременно в размере 20 рублей, умноженных на число голосов избирателей, полученных выдвинутым политической партией зарегистрированным кандидатом на должность Президента РФ.

При этом политическая партия вправе отказаться от государственного финансирования2 .

Исходя из анализа финансовых отчетов 7 политических партий, их общий объем доходов в 2014 г. составил 7 748 578 683 руб29. Эта сумма несколько сократи-

21 Там же.

22 Абзац 4 пп. «в», пп. «е» п. 13 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 2005 г № 93-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации».

23 Коргунюк Ю.Г. Указ. соч. С. 115.

24 Подпункт «б» п. 2 ст. 1 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в статьи 30 и 33 Федерального закона «О политических партиях».

25 Статья 1 Федерального закона от 1 декабря 2012 г. № 211-ФЗ «О внесении изменения в статью 33 Федерального закона «О политических партиях».

26 Пункт 5 ст. 33 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».

27 Пункт 6 ст. 33 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».

28 Пункт 10 ст. 33 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».

29 Объем доходов рассчитан путем суммирования данных, при-

веденных в п. 2 и 3 Раздела I (за 2014 год) сводных финансовых

отчетов политических партий «Единая Россия», «Коммунистиче-

ская партия Российской Федерации», «Справедливая Россия» и

лась по сравнению с 2011 г., когда доходы политических партий составили 8 482 494 654 руб.30, но увеличилась по сравнению с 2012 г. и 2013 г. (таблица 1). Данное обстоятельство связано с тем, что в 2011 г. проходила избирательная кампания по выборам депутатов Государственной Думы. В указанных выборах принимали участие все 7 политических партий, имевших на тот момент государственную регистрацию. А в 2012 г. проходили выборы Президента РФ, чем и обусловлен больший объем доходов в данном календарном году по сравнению с 2013 г. Несмотря на сокращение доходов по сравнению с 2011 г., в целом наблюдается тенденция к постоянному росту общего объема доходов политических партий.

Согласно закону государственное финансирование осуществляется в целях компенсации финансовых затрат политическим партиям по итогам участия в выборах. Таким образом, государственное финансирование носит целевой характер. Исходя из этого, некоторые авторы придерживаются мнения, что государственное финансирование политических партий не является средством финансового обеспечения их деятельности . Правда, существует и иная точка зрения. Так, К.Ш. Хамидуллин отмечает, что «Партия имеет право использовать выделенные средства на любые цели, не запрещенные законом и соответствующие уставной деятельности», так как «конкретные цели и направления расходов, на которые политическая партия может использовать полученные средства, законом прямо не установлены»32. По мнению Н.И. Платоновой, государственное финансирование по итогам выборов в Государственную Думу является нецелевым, т.е. общим, так как политическая партия, получая определенный размер государственных средств, «вправе расходовать такие средства по своему усмотрению на дея-

«Либерально-демократическая партия России», «Яблоко», «Правое дело», «Патриоты России» за 2013-2014 годы. Источники: Сводный финансовый отчет политической партии «Всероссийская политическая партия «Единая Россия» за 2013-2014 годы// http://cikrf.ru/politparty/finance/svodn_otchet_14/EDINAYA.pdf; Сводный финансовый отчет политической партии «Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» за 20132014 годы//http://cikrf.ru/politparty/finance/svodn_otchet_14/KP RF.PDF; Сводный финансовый отчет политической партии «Политическая партия ЛДПР - Либерально-демократическая партия России (ЛДПР)» за 2013-2014 годы// http://cikrf.ru/politparty/finance/ svodn_otchet_14/LDPR.PDF; Сводный финансовый отчет политической партии «Политическая партия «Справедливая Россия» за 2013-2014 годы //http://cikrf.ru/politparty/finance/svodn_otchet_14/ SPRAVEDLIVAYA.pdf; Сводный финансовый отчет политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» за 2013-2014 годы http:// http://cikrf.ru/politparty/ finance/svodn_otchet_14/YABLOKO.PDF; Сводный финансовый отчет политической партии «Всероссийская политическая партия «Правое дело» за 2013-2014 годы http://cikrf.ru/politparty/ finance/svodn_otchet_14/PRAVOE_DELO.PDF; Сводный финансовый отчет политической партии «Политическая партия «Патриоты России» за 2013-2014 годы http://cikrf.ru/politparty/finance/ svodn_otchet_14/PATR IOTY. pdf.

30 Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 13 июня 2012 г. N 128/984-6 «О результатах проверки сводных финансовых отчетов политических партий за 2011 год»// Справочная правовая система «КонсультантПлюс»

31 Николаев А.С. Законодательное регулирование финансовой деятельности политических партий в РФ// Конституционное и муниципальное право. 2004. № 5. С. 25.

32 Хамидуллин К.Ш. Финансово-правовые основы деятельности политических партий в Российской Федерации. Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2015. С. 64.

тельность, предусмотренную уставом партии и разрешенную законодательством»3 .

Таблица 1. Сведения о поступлении имущества 7 политическим партиям в 2011-2014 годах (в рублях)3

Если обратиться к анализу данных за 2011-2012 гг., то объем средств, выделяемых партиям из федерального бюджета, за исключением года, когда проводятся выборы в Государственную Думу, существенно превышает объем расходов политических партий, осуществляемых ими на подготовку и проведение выборов и референдумов. Так, в 2011 г. четыре политические партии - «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР - получили из федерального бюджета 1 276 111 780 рублей35, при этом на проведение выборов и референдумов они израсходовали 2 112 009 237

рублей , а в 2012 г. те же политические партии израсходовали на проведение выборов и референдумов 811 836 175 рублей плюс получившее государственное финансирование «Яблоко» - 23 986 618 рублей38. Таким образом, за 2012 г. средства, выделенные 5 названным политическим партиям из государственного бюджета, более чем в 5 раз превысили расходы политических партий, получивших эти средства, на проведение выборов и референдумов.

Наибольшие преимущества от существующей на сегодняшний день в РФ системы государственного финансирования получают крупные политические партии, подавляющее большинство из которых («Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР) имеют фракции в Государственной Думе действующего созыва. В 2014 г. данные политические партии получили 96,46 % от общего объема государственного финансирования (3 397 131 346 рублей из 3 521 887 738 руб-лей39, выделенных на государственное финансирование политических партий). В наиболее выгодном положении оказывается имеющая парламентское большинство «Единая Россия». За 2014 г. объем ее финансирования из государственного бюджета соста-

33 Платонова Н.А. Государственное финансирование политических партий в Российской Федерации//Право и управление. XXI век. 2012. № 1. С. 90.

34 Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 13 июня 2012 г. N 128/984-6 «О результатах проверки сводных финансовых отчетов политических партий за 2011 год»// Справочная правовая система «КонсультантПлюс»

Информация о результатах проверки сводных финансовых отчетов политических партий за 2012 год//http://www.cikrf.ru/ politparty/finance/proverka12.html; Здесь и далее данные округлены до рубля.

Объем доходов за 2013 и 2014 гг. рассчитан путем суммирования данных, приведенных в п. 2 и 3 Раздела I сводных финансовых отчетов политических партий «Единая Россия», «Коммунистическая партия Российской Федерации», «Справедливая Россия» и «Либерально-демократическая партия России», «Яблоко», «Правое дело», «Патриоты России» за 2013-2014 годы (раздельно за каждый год). Источники: Сводный финансовый отчет политической партии «Всероссийская политическая партия «Единая Россия» за 2013-2014 годы// http://cikrf.ru/politparty/finance/ svodn_otchet_14ZEDINAYA.pdf; Сводный финансовый отчет политической партии «Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» за 2013-2014 го-ды//http://cikrf.ru/politparty/finance/svodn_otchet_14/KPRF.PDF; Сводный финансовый отчет политической партии «Политическая партия ЛДПР - Либерально-демократическая партия России (ЛДПР)» за 2013-2014 годы// http://cikrf.ru/politparty/finance/ svodn_otchet_14ZLDPR.PDF; Сводный финансовый отчет политической партии «Политическая партия «Справедливая Россия» за 2013-2014 годы //http://cikrf.ru/politparty/finance/svodn_otchet_14/ SPAVEDLIVAYA.pdf; Сводный финансовый отчет политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» за 2013-2014 годы http://cikrf.ru/politparty/finance/ svodn_otchet_14/ YABLOKO.PDF; Сводный финансовый отчет политической партии «Всероссийская политическая партия «Правое дело» за 2013-2014 годы http://cikrf.ru/politparty/ finance/svodn_otchet_14/PRA-VOE_DELO.PDF; Сводный финансовый отчет политической партии «Политическая партия «Патриоты России» за 2013-2014 годы http://cikrf.ru/politparty/finance/ svodn_otchet_14ZPATRIOTY.pdf.

35 Цифра получена путем суммирования данных таблицы «Средства федерального бюджета, поступившие политическим партиям». Источник: Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 13 июня 2012 г. N 128/984-6 «О результатах проверки сводных финансовых отчетов политических партий за 2011 год»// Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

36 Объем расходов рассчитан путем суммирования данных, приведенных в п. 6.4 Раздела I сводных финансовых отчетов политических партий «Единая Россия», «Коммунистическая партия Российской Федерации», «Справедливая Россия» и «Либерально-демократическая партия России» за 2011 год. Источники: Сводный финансовый отчет политической партии «Всероссийская политическая партия «Единая Россия» за 2011 год// http://www.cikrf.ru/politparty/finance/2011/edros.PDF; Сводный финансовый отчет политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» за 2011 год//http://www.cikrf.ru/ politparty/finance/2011/kprf.PDF; Сводный финансовый отчет политической партии «Политическая партия «Либерально-демократическая партия России» за 2011 год// http://www.cikrf.ru/politparty/finance/2011/ldpr.PDF; Сводный финансовый отчет политической партии «Справедливая Россия» за 2011 год//http://www.cikrf.ru/politparty/finance/2011/spravedros.PDF.

37 Объем расходов рассчитан путем суммирования данных, приведенных в п. 6.4 Раздела I сводных финансовых отчетов политических партий «Единая Россия», «Коммунистическая партия Российской Федерации», «Справедливая Россия» и «Либерально-демократическая партия России» за 2012 год. Источники: Сводный финансовый отчет политической партии «Всероссийская политическая партия «Единая Россия» за 2012 год// http://www.cikrf.ru/politparty/finance/party/SFO_Edn_Rossia.PDF; Сводный финансовый отчет политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» за 2012 год//http://www.cikrf.ru/politparty/finance/party/DOC124.PDF; Сводный финансовый отчет политической партии «Политическая партия «Либерально-демократическая партия России» за 2012 год// http://www.cikrf.ru/politparty/finance/party/SFO_LDPR.PDF; Сводный финансовый отчет политической партии «Справедливая Россия» за 2012 год//http://www.cikrf.ru/politparty/finance/party/DOC119.PDF.

38 П. 6.4 Раздела I Сводного финансового отчета политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» за 2012 год http://www.cikrf.ru/politparty/finance/ partyZDOC127.PDF

39 Цифры получены путем суммирования данных, приведенных в п. 2.2 Раздела I Сводных финансовых отчетов политических партий. Источники: Сводный финансовый отчет политической партии «Всероссийская политическая партия «Единая Россия» за 2013-2014 годы// http://cikrf.ru/politparty/finance/svodn_otchet_14/ EDINAYA.pdf; Сводный финансовый отчет политической партии «Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» за 2013-2014 годы//http://cikrf.ru/politparty/finance/ svodn_otchet_14ZKPRF.PDF; Сводный финансовый отчет политической партии «Политическая партия ЛДПР - Либерально-демократическая партия России (ЛДПР)» за 2013-2014 годы// http://cikrf.ru/politparty/finance/svodn_otchet_14/LDPR.PDF; Сводный финансовый отчет политической партии «Политическая партия «Справедливая Россия» за 2013-2014 годы //http://cikrf.ru/polit-party/finance/svodn_otchet_14/SPAVEDLIVAYA.pdf.

вил 1 793 070 512 рублей40, или 50,91% % от общего объема государственного финансирования всех политических партий. На втором месте по объемам государственного финансирования находится КПРФ - 697 881 874 рублей41, что составляет 19,82% %. Третье и четвертое места делят в зависимости от года «Справедливая Россия» 481 641 419 рублей42 (13,68% %) и ЛДПР - 424 537 541,24 рублей43 (12,05% %). Начиная с 2012 г. список политических партий, получающих финансирование из государственного бюджета, пополнился политической партией «Яблоко», не имеющей фракции в нынешнем составе Государственной Думы. Она получила от государства в 2014 г. 124 756 392 рублей44, или 3,54 % от общего объема государственного финансирования политических партий. С учетом последних изменений законодательства, связанных с увеличением выплат по итогам выборов депутатов Государственной Думы, объемы государственного финансирования еще более возрастут.

Если проанализировать структуру доходов 5 политических партий, получающих государственное финансирование, то средства государственного бюджета в общем объеме доходов за 2014 г. составляют: у «Единой России» - 48,23 %, у КПРФ - 58,61 %, у «Справедливой России» - 83,35 %, у ЛДПР - 22,20 %, и 52,29 % - у «Яблока»45. По мнению автора, в 2015 г. темпы роста всех иных источников дохода политических партий будут ниже роста государственного финансирования, вызванного указанными изменениями в законодательстве. По мнению автора, в 2015 г. темпы роста

40 Пункт 2.2 Раздела I Сводного финансового отчета политической партии «Всероссийская политическая партия «Единая Россия» за 2013-2014 годы// http://cikrf.ru/politparty/finance/ вУос1п_о^еМ4/Е01МЛУЛ.рс1Г

41 Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 13 июня 2012 г. N 128/984-6 «О результатах проверки сводных финансовых отчетов политических партий за 2011 год»// Справочная правовая система «КонсультантПлюс»

42 Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 13 июня 2012 г. N 128/984-6 «О результатах проверки сводных финансовых отчетов политических партий за 2011 год»// Справочная правовая система «КонсультантПлюс»

43 Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 13 июня 2012 г. N 128/984-6 «О результатах проверки сводных финансовых отчетов политических партий за 2011 год»// Справочная правовая система «КонсультантПлюс»

44 Информация о результатах проверки сводных финансовых отчетов политических партий за 2012 год/^йр^Амт^акг^ги /ро1^раг1у/Апапсе/ргоуегка12.Мт!

45 Общий объем доходов рассчитан исходя из суммы поступивших за 2014 год денежных средств (п. 2 Раздела 1 Сводных финансовых отчетов политических партий «Единая Россия», «Коммунистическая партия Российской Федерации», «Справедливая Россия», «Либерально-демократическая партия России» и «Яблоко» за 2013-2014 годы) и стоимости иного имущества (п. 3 Раздела 1 Сводных финансовых отчетов политических партий «Единая Россия», «Коммунистическая партия Российской Федерации», «Справедливая Россия», «Либерально-демократическая партия России» и «Яблоко» за 2013-2014 годы). Источники: Сводный финансовый отчет политической партии «Всероссийская политическая партия «Единая Россия» за 2013-2014 годы// http://www.cikrf.ru/politparty/finance/party/SFO_Edn_Rossia.PDF; Сводный финансовый отчет политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» за 2013-2014 годы //http://www.cikrf.ru/politparty/finance/party/DOC124.PDF; Сводный финансовый отчет политической партии «Политическая партия «Либерально-демократическая партия России» за 2012 год// http://www.cikrf.ru/politparty/finance/party/SFO_LDPR.PDF; Сводный финансовый отчет политической партии «Справедливая Россия» за 2013-2014 годы //http://www.cikrf.ru/politparty/finance/ partyZDOC119.PDF; Сводный финансовый отчет политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» за 2013-2014 годы //http://www.cikrf.ru/politparty/finance/ partyZDOC127.PDF

всех иных источников дохода политических партий будут ниже роста государственного финансирования, вызванного указанными изменениями в законодательстве.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, государственное финансирование превращается в наиболее стабильный источник доходов политических партий, способный обеспечить достаточно высокую степень финансовой независимости партий как от внешних жертвователей, так и даже от собственных членов. В то же время, в подобных условиях политические партии становятся все более фи-

46

нансово зависимы от государства .

С другой стороны, рост объема государственного финансирования не способствует заинтересованности политических партий в самостоятельном поиске источников финансирования, в расширении членской базы. А ведь изначально именно членские взносы в период формирования первых политических партий в Европе служили ключевым источником финансирования, вследствие чего политические партии были заинтересованы в привлечении в свои ряды как можно большего числа активных единомышленников.

В начале XXI в. с установлением минимального числа членов партии сначала в 10 000, а затем и в 50 000 человек в РФ была предпринята попытка сформировать крупные политические партии, но сделано это было сугубо административными методами. Партии, не увеличившие свою численность до указанного количества членов, были в соответствии с положениями закона ликвидированы по решению Верховного Суда РФ либо сами преобразовались в другие организационно-правовые формы. В то же время, существовала возможность пойти по другому пути - когда карликовые политические партии, не имевшие ресурсной базы и не способные конкурировать в политическом пространстве, просто бы сами прекратили свое существование либо же были вынуждены стать полноценными массовыми партиями.

Итак, вместе с возрастанием государственных расходов на финансирование политических партий происходит и усиление финансовой зависимости партий от государства. С точки зрения автора, применяемая сегодня в РФ схема государственного финансирования политических партий способствует усилению крупных партий - как правящей, так и оппозиционных, и затрудняет возможность конкурировать с ними мелким политическим партиям.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».

2. Федеральный закон от 21 июля 2005 г № 93-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в статьи 30 и 33 Федерального закона «О политических партиях».

4. Федеральный закон от 1 декабря 2012 г. № 211-ФЗ «О внесении изменения в статью 33 Федерального закона «О политических партиях».

5. Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 13 июня 2012 г. № 128/984-6 «О результатах проверки сводных финансовых отчетов полити-

46 Долгих Ф.И. Пожертвования как источник финансирования политических партий/Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2016. № 1. С. 104.

ческих партий за 2011 год»// Справочная правовая система «КонсультантПлюс»

6. Информация о результатах проверки сводных финансовых отчетов политических партий за 2012 год//http://www.cikrf.ru/politparty/finance/proverka12.html

7. Долгих Ф.И. Пожертвования как источник финансирования политических партий/Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2016. № 1.

8. Долгих Ф.И. Финансирование деятельности РКП(б)-ВКП(б) в первой половине 1920-х гг.//Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2015. № 4.

9. Заславский С.Е. Политические партии России: Проблемы правовой институционализации. М., 2003.

10. Иванов А.А. Правые в русском парламенте: от кризиса к краху (1914-1917) / Науч. ред. И. В. Алексеева. — М.; СПб.: «Альянс-Архео», 2013.

11. Коргунюк Ю.Г. Финансирование партий в постсоветской России: между бизнесом и властью//Полития. 2010. № 3-4.

12. Мелехин А.В. Теория государства и права: учеб. М.: Маркет ДС, 2007.

13. Меликян А. Правовое регулирование прямого государственного финансирования политических партий в России и зарубежных странах// Журнал о выборах.

2010. № 4.

14. Меликян А.Б. Правовое регулирование государственного финансирования деятельности политических партий: конституционно-правовой аспект : дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2011.

15. Митин Г.Н. Динамика имущества политических партий 2005-2010 гг.: проблемы правового регулирования// Конституционное и муниципальное право.

2011. № 3.

16. Митин Г.Н. Финансирование политических партий: Теория и практические рекомендации. М.: ЛЕНАНД, 2015.

17. Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1998.

18. Николаев А.С. Законодательное регулирование финансовой деятельности политических партий в РФ// Конституционное и муниципальное право. 2004. № 5.

19. Олех Г.Л. Партийная машина РКП(б) в начале 20-х гг.: устройство и функционирование. Новосибирск: НГИ, 1995.

20. Платонова Н.А. Государственное финансирование политических партий в Российской Федерации/Право и управление. XXI век. 2012. № 1.

21. Платонова Н.И. Правовое регулирование финансирования текущей деятельности политических партий в Российской Федерации и зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2015.

22. Пушкарева Г.В. Политический менеджмент: Учеб. пособие. М.: Дело, 2002.

23. Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: Учебник. М: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2004.

24. Правые партии. 1905-1917. Документы и материалы. В 2 тт./ Т. 1. 1911-1917 гг. М., 1998.

25. Стогов Д.И. Черносотенцы: жизнь и смерть за великую Россию/ Отв. ред. О.А. Платонов. М., 2012.

26. Хамидуллин К.Ш. Финансово-правовые основы деятельности политических партий в Российской Федерации. Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2015.

27. Сводный финансовый отчет политической партии «Всероссийская политическая партия «Единая Россия» за 2011 год// http://www.cikrf.ru/politparty/ finance/2011/edros.PDF.

28. Сводный финансовый отчет политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» за

2011 год//http://www.cikrf.ru/politparty/finance/2011/ kprf.PDF.

29. Сводный финансовый отчет политической партии «Политическая партия «Либерально-демократическая партия России» за 2011 год// http://www.cikif.ru/poNt-party/finance/2011/ldpr.PDF.

30. Сводный финансовый отчет политической партии «Справедливая Россия» за 2011 год//http://www.cikrf. ru/politparty/finance/2011/spravedros.PDF.

31. Сводный финансовый отчет политической партии «Всероссийская политическая партия «Единая Россия» за 2012 год// http://www.cikrf.ru/politparty/ finance/party/SFO_Edn_Rossia.PDF.

32. Сводный финансовый отчет политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» за

2012 n^/http://www.cikrf.nj/poNtparty/finance/party/DOC 124.PDF.

33. Сводный финансовый отчет политической партии «Политическая партия «Либерально-демократическая партия России» за 2012 год// http://www.cikrf.ru/ politparty/finance/party/SFO_LDPR.PDF.

34. Сводный финансовый отчет политической партии «Справедливая Россия» за 2012 год//http://www.cikrf. ru/politparty/finance/party/DOC119.PDF.

35. Сводный финансовый отчет политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» за 2012 год http://www.cikrf.ru/politparty /finance/party/DOC127.PDF

36. Сводный финансовый отчет политической партии «Всероссийская политическая партия «Единая Россия» за 2013-2014 годы// http://cikrf.ru/politparty /finance/svodn_otchet_14/EDI NAYA.pdf.

37. Сводный финансовый отчет политической партии «Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» за 2013-2014 го-ды//http://cikrf.ru/politparty/finance/svodn_otchet_14/KPR F.PDF.

38. Сводный финансовый отчет политической партии «Политическая партия ЛДПР - Либерально-демократическая партия России (ЛДПР)» за 2013-2014 годы// http://cikrf.ru/politparty/finance/svodn_otchet_14/ LDPR.PDF.

39. Сводный финансовый отчет политической партии «Политическая партия «Справедливая Россия» за 2013-2014 годы //http://cikrf.ru/politparty/finance/svodn_ otchet_14/SPAVEDLIVAYA.pdf.

40. Сводный финансовый отчет политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» за 2013-2014 годы http:// http://cikrf.ru/polit-party/finance/svodn_otchet_14/YABLOKO.PDF.

41. Сводный финансовый отчет политической партии «Всероссийская политическая партия «Правое дело» за 2013-2014 годы http://cikrf.ru/politparty/finance/svodn_ otchet_14/PRAVOE_DELO.PDF.

42. Сводный финансовый отчет политической партии «Политическая партия «Патриоты России» за 20132014 годы http://cikrf.ru/politparty/finance/svodn_otchet_ 14/PATRIOTY.pdf.

Рецензия

на статью Долгих Федора Игоревича «Правовое регулирование государственного финансирования поли-

тических партий в РФ и его воздействие на механизм политической конкуренции»

Статья Долгих Ф.И. посвящена проблеме осуществления государственного финансирования политических партий Российской Федерации. Работа опирается на анализ законодательства - прежде всего положений Федерального закона «О политических партий», Сводных финансовых отчетов 7 наиболее крупных политических партий России - «Единой России», КПРФ, «Справедливой России», ЛДПР, «Яблока», «Правого дела» и «Патриотов России», и некоторых иных источников. Также автор уделяет внимание анализу различных точек зрения, которые существуют в отечественной литературе по исследуемому вопросу. В статье рассматриваются цели и основания для предоставления политическим партиям государственного финансирования, его место в структуре доходов ведущих политических партий России, а также его влияние на механизм политической конкуренции.

Можно согласиться со сделанным Долгих Ф.И. выводом о том, что вместе с возрастанием государственных расходов на финансирование политических партий происходит и усиление финансовой зависимости партий от государства, а используемая схема государственного финансирования политических партий способствует усилению крупных партий - как правящей, так и оппозиционных, и затрудняет возможность конкурировать с ними мелким политическим партиям.

С учетом изложенных обстоятельств можно сделать вывод, что статья Долгих Ф.И. «Правовое регулирование государственного финансирования политических партий в РФ и его воздействие на механизм политической конкуренции» представляет научный и практический интерес и соответствует требованиям, предъявляемым к научным публикациям. Статья рекомендуется для публикации в открытой печати и ранее не публиковалась.

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного и финансового права Московского финансово-промышленного университета «Синергия» Клейменова Марина Олеговна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.