Научная статья на тему 'Аудит финансовой отчетности политических партий'

Аудит финансовой отчетности политических партий Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
841
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / АУДИТ / АУДИТОРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Долгих Федор Игоревич

В статье рассматриваются вопросы, связанные с понятием, целью, видами, содержанием аудита финансовой отчетности политических партий, принципами его осуществления. Первоочередное внимание уделяется основаниям и порядку осуществления обязательного аудита финансовой отчетности политических партий. Предметом исследования выступает аудит финансовой отчетности политических партий. Результаты научной работы могут быть использованы при подготовке учебных пособий по конституционному праву и финансовому праву. Статья может представлять интерес для руководителей и сотрудников аппаратов политических партий, для преподавателей и студентов юридических факультетов, интересующихся проблемами правового регулирования деятельности политических партий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Audit of financial statements of political parties

The article considers the questions connected with concept, purpose, types, contents of the audit of financial statements of political parties, principles of its implementation. Priority is given to the grounds and procedure for the implementation of mandatory audit of financial statements of political parties. The subject of research is the audit of financial statements of political parties. The scientific results can be used in the preparation of textbooks on constitutional law and financial law. The article may be of interest to leaders and staff of political parties, teachers and law students interested in the problems of legal regulation of activities of political parties.

Текст научной работы на тему «Аудит финансовой отчетности политических партий»

3.2. АУДИТ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

Долгих Федор Игоревич, канд. ист. наук, доцент. Должность: заведующий кафедрой. Место работы: Московский финансово-промышленный университет «Синергия». Подразделение: кафедра Теории и истории государства и права. E-mail: fdolgih@mfpa.ru

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с понятием, целью, видами, содержанием аудита финансовой отчетности политических партий, принципами его осуществления. Первоочередное внимание уделяется основаниям и порядку осуществления обязательного аудита финансовой отчетности политических партий.

Предметом исследования выступает аудит финансовой отчетности политических партий.

Результаты научной работы могут быть использованы при подготовке учебных пособий по конституционному праву и финансовому праву.

Статья может представлять интерес для руководителей и сотрудников аппаратов политических партий, для преподавателей и студентов юридических факультетов, интересующихся проблемами правового регулирования деятельности политических партий.

Ключевые слова: политические партии, аудит, аудиторская организация, финансовая отчетность, финансовая деятельность, контроль.

AUDIT OF FINANCIAL STATEMENTS OF POLITICAL PARTIES

Dolgikh Fedor Igorevich, PhD in history, associate professor. Position: head of chair. Place of employment: Moscow Synergy Financial-Industrial University. Department: Theory and history of state and law chair. E-mail: fdolgih@mfpa.ru

Annotation: the article considers the questions connected with concept, purpose, types, contents of the audit of financial statements of political parties, principles of its implementation. Priority is given to the grounds and procedure for the implementation of mandatory audit of financial statements of political parties.

The subject of research is the audit of financial statements of political parties.

The scientific results can be used in the preparation of textbooks on constitutional law and financial law.

The article may be of interest to leaders and staff of political parties, teachers and law students interested in the problems of legal regulation of activities of political parties. Keywords: political parties, auditing, audit organization, financial reporting, financial activities, control.

Современную Россию трудно представить без политических партий. Несмотря на не всегда однозначные оценки места и роли политических партий в обществе, следует признать их одним из ключевых институтов политической системы1. В то же время, помимо конституционно-правовых аспектов статуса политических партий нельзя упускать из виду и иные стороны их деятельности. Так, политические партии, выступая в качестве одной из организационно-правовых форм общественных объединений, являются одновременно и хозяйствующими субъектами. Как хозяйствующие

1 Курочкин А.В. Правовые источники, регулирующие статус политических партий в современной России//Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 1. С. 14.

субъекты политические партии осуществляют финансовую деятельность. Под последней обычно понимают «вид человеческой деятельности, обусловленный товарно-денежными отношениями в обществе и необходимостью создания фондов денежных средств, используемых для удовлетворения соответствующих потребностей» .

В качестве финансовой деятельности государства рассматривают «осуществление им функции по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также использования финансовых ресурсов для деятельности государственных органов»3. Опираясь на данное определение, можно сформулировать понятие финансовой деятельности политических партий как осуществление ими функции по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов для достижения уставных целей.

В целях обеспечения законности в сфере финансовой деятельности политических партий за данным видом их деятельности осуществляется контроль. Федеральный закон «О политических партиях» не содержит определения понятия «контроль». В связи с этим возникает необходимость в анализе доктринального толкования данного понятия. С.Н. Братановский и Д.В. Развеев полагают, что «контроль за политическими партиями в условиях сегодняшней многопартийной системы призван обеспечить не только реальную политическую конкуренцию, но и создать систему сдер-жек и противовесов в идеологических прерогативах реализации конституционных прав граждан на участие

4

в управлении делами государства» .

Контроль рассматривается как форма управленческой деятельности, как самостоятельная функция управления, имеющая целевую направленность, определенное содержание и способы его осуществле-ния5. Как форма деятельности контроль имеет определенный объект либо совокупность объектов, на получение информации о которых направлена данная деятельность. Обязательно присутствует и субъект -лицо, осуществляющее контрольную деятельность. В качестве субъекта могут выступать государственные органы, должностные лица, общественные наблюдатели, сотрудники организаций, уполномоченные локальными нормативными актами на осуществление данного вида деятельности и т.д.

Таким образом, государственный контроль является лишь одним, но далеко не единственным видом контроля, осуществляемым в отношении политических партий. Помимо данного вида контроля, при достаточном уровне развития гражданского общества деятельность политических партий в той или иной мере контролируется общественностью. В качестве общественного контроля следует понимать деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемую в целях наблюдения за деятельностью политических

2 Финансовое право: учебник. Отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Тол-стопятенко. М., 2010. С. 8.

3 Финансовое право: учебник/ Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2008. С. 93-94.

4 Братановский С.Н., Развеев Д.В. Административно-правовое регулирование организации и деятельности политических партий в Российской Федерации. Монография. М., 2012. С. 106-107.

5 Клейменова М.О. Налоговое право: учеб. пособие. М., 2013. С.

204.

партий, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими локальных актов и принимаемых решений6.

Кроме того, в самой партии существует внутренний контроль, осуществляемый преимущественно контрольно-ревизионными органами. Ю.С. Тихомирова выделяет 4 вида контроля - общегосударственный, ведомственный, общественный и внутренний контроль. Ведомственный контроль, в свою очередь, данный автор подразделяет на общий и специальный. Субъектом общего контроля выступают суды и органы прокуратуры. Специальный же контроль осуществляется органами юстиции, налоговыми органами, избирательными комиссиями и др.7.

Что касается финансового контроля, то, как отмечает К.Ш. Хамидуллин, однозначного подхода к определению понятия и сущности до настоящего времени не выработано8. Обычно под финансовым контролем понимается «регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования»9.

Контроль за финансовой деятельностью политических партий представляет собой систему мер, направленных на выявление соответствия или несоответствия финансовой деятельности политических партий требованиям закона.

Закон определяет круг субъектов, осуществляющих контроль за финансовой деятельностью политических партий. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, Р.Ш. Хамидуллин выделяет государственный (общегосударственный и ведомственный), внутрихозяйственный, аудиторский и общест-10

венный виды контроля .

Таким образом, аудит финансовой отчетности политической партии является одним из видов контроля за их финансовой деятельностью. ГРЕКО рекомендовала обеспечить независимый аудит политических партий в отношении финансовой отчетности политической партии и избирательной кампании аккредитованными аудиторами в соответствии с федеральным законодательством; а также обеспечить соответствие таких аудиторских проверок международным стандартам. В соответствии с данными рекомендациями был подготовлен законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях»11.

6 Долгих Ф.И. Общественный контроль за деятельностью политических партий - к постановке вопроса// Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 2. С. 15.

7 Тихомирова Ю.С. Правовые формы контроля деятельности политических партий. Автореф. дисс... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 16-17.

8 Хамидуллин К.Ш. Финансово-правовые основы деятельности политических партий в Российской Федерации. Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2015. С. 89.

9 Финансовое право: учебник. Отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Тол-стопятенко. М., 2010. С. 36.

10 Хамидуллин К.Ш. Финансово-правовые основы деятельности политических партий в Российской Федерации. Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2015. С. 91.

11 ГРЕКО RC-Ш (2014) 1Е Третий оценочный раунд. Отчет о выполнении рекомендаций Российской Федерацией «Криминализация преступных деяний» «Прозрачность финансирования политических партий» Принято ГРЕКО на 64-ом пленарном заседании (Страсбург, 16-20 июня 2014 г.). С. 30-31. URL:

В результате изменений, внесенных в 2014 г., начиная с отчетности за 2016 год, вводится аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности политической партии, ее региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений, сводного финансового отчета политической партии, сведений о поступлении и расходовании средств политической партии, представляемых региональными отделениями, иными зарегистрированными структурными подразделениями политической партии в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации.

Под бухгалтерской (финансовой) отчетностью подразумевается информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете»12. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности для некоммерческих организаций, к которым относятся и политические партии, включает бухгалтерский баланс, отчет о целевом использовании средств и приложения к ним13.

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» аудит - это «независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности»1 . Отличие аудита от ревизии заключается, по мнению Р. Адамса, в том, что «Ревизор, прежде всего, стремится к установлению законности, а аудитор - к выяснению истины»15. Аудит, являясь одной из форм оценки деятельности хозяйствующих субъектов, отличается от государственного контроля тем, что отношения между аудиторской организацией и ее клиентом основываются «на добровольном волеизъявлении сторон и строятся на договорной основе»16. Немаловажно и то, что «использование аудиторской формы контроля позволяет сочетать интересы двух сторон: государства и хозяйствующего субъекта, причём без затрат бюджетных

17

средств на контрольную деятельность» .

Р.Ш. Хамидуллин рассматривает аудит в качестве особого вида финансового контроля деятельности политических партий, как «независимый негосударственный вневедомственный финансовый контроль»18. По мнению указанного автора, «Появление в законодательстве требований о проведении обязательного аудита свидетельствует ... о том, что, с одной стороны, происходит расширение сферы обязательного аудита,

http://www.coe.int/t/dghl/monitoring/greco/evaluations/round3/GrecoR

C3%282014%291_Russia_RU.pdf

12 Часть 1 ст. 3 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ.

13 Часть 2 ст. 14 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

14 Часть 3 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

15 Адамс Р. Основы аудита/ пер. с англ. М.: Аудит; Изд. объединение «ЮНИТИ», 1995. С. 7; Цит. по: Российское предпринимательское право: учебник/ Д.Г. Алексеева, Л.В. Андреева, В.К. Андреев [и др.]; отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М.: Проспект, 2011. С. 1042.

16 Российское предпринимательское право: учебник/ Д.Г. Алексеева, Л.В. Андреева, В.К. Андреев [и др.]; отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М.: Проспект, 2011. С. 1042.

17 Арзуманова Л.Л. Сравнительно-правовой анализ банковского аудита (на примере Банка России)//Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2012. № 1. С. 172.

18 Хамидуллин К.Ш. Финансово-правовые основы деятельности

политических партий в Российской Федерации. Дисс. ... канд.

юрид. наук. М., 2015. С. 159.

а с другой - о том, что к финансовой отчетности политических партий применяется механизм оценки, достаточно авторитетный с профессиональной точки зрения и относительно независимый - с точки зрения невключения аудиторских организаций в систему государст-

19

венных органов» .

С другой стороны, аудиторский контроль не следует отождествлять с общественным контролем, так как в силу закона первый не может осуществляться широкой общественностью или ее представителями. Субъектами аудиторского контроля выступают только аудиторские организации либо индивидуальные аудиторы, о чем будет сказано ниже.

Аудит подразделяется на обязательный и инициативный. Первый вид аудита осуществляется в случаях, прямо установленных законом, а второй - по решению самого хозяйствующего субъекта. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность и сводный финансовый отчет политической партии подлежат обязательному аудиту лишь в случаях, указанных в законе. Обязательный аудит осуществляется, если:

- в отчетный период политическая партия получала государственное финансирование;

- в отчетный период общая сумма пожертвований политической партии, указанная в представленном сводном финансовом отчете политической партии, составила 60 и более миллионов рублей;

- в отчетный период общая сумма расходов политической партии, указанная в представленном сводном финансовом отчете политической партии, превысила 60 миллионов рублей20.

Таким образом, во всех остальных случаях аудиторская проверка может осуществляться лишь по инициативе самой политической партии.

В случае, если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность и сводный финансовый отчет политической партии подлежат обязательному аудиту, обязательному аудиту также подлежат годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность региональных отделений, иных зарегистрированных структурных подразделений данной политической партии и сведения о поступлении и расходовании средств политической партии, представляемые региональными отделениями, иными зарегистрированными структурными подразделениями политической партии в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации. Аудит указанной отчетности в отношении всех региональных отделений, иных зарегистрированных структурных подразделений политической партии должен быть проведен в течение трех лет начиная с года появления указанных выше оснований21.

Основными принципами аудиторской деятельности являются независимость аудитора, конфиденциальность информации, профессионализм, компетентность и добросовестность аудитора22.

Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" допускает осуществление аудиторской деятельности как аудиторской организацией, так и индивидуальным аудитором - физическим лицом, получившим квалифи-

19 Хамидуллин К.Ш. Финансово-правовые основы деятельности политических партий в Российской Федерации. Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2015. С. 159.

20 Пункт 6 ст. 35 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».

21 Пункт 7 ст. 35 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».

22 Российское предпринимательское право: учебник/ Д.Г. Алексеева, Л.В. Андреева, В.К. Андреев [и др.]; отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М.: Проспект, 2011. С. 1044.

кационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. В то же время, Федеральный закон «О политических партиях» содержит положение, согласно которому обязательный аудит осуществляется аудиторской организацией. Таким, образом, отсюда можно сделать вывод, что в качестве субъекта, осуществляющего обязательный аудит политической партии, может выступать только аудиторская организация. Что, по нашему мнению, не исключает возможности осуществления инициативного аудита политической партии индивидуальным аудитором.

При проведении обязательного аудита политическая партия вправе самостоятельно выбирать аудиторскую организацию. Аудиторская организация является коммерческой организацией - членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, членом которой такая организация является 3

Обязательный аудит проводится ежегодно24. По итогам аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и сводного финансового отчета политической партии составляется аудиторское заключение, представляющее собой официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности политической партии.

Обязанность проведения аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и сводного финансового отчета политической партии - в случае, если политическая партия подпадает под требования закона о его проведении, устанавливается, начиная со времени возникновения обязанности представления указанной отчетности за 2016 год25. Сводный финансовый отчет политической партии за отчетный период политическая партия обязана представлять в Центральную избирательную комиссию ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным26. Обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода27. Отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица28. Таким образом, Сводный финансовый отчет политической партии за 2016 г. и годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность должны быть представлены не позднее 1 апреля 2017 г. и 31 марта 2017 г. Федеральный закон «О политических партиях» устанавливает требование проведения

23 Части 1 - 2 ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

24 Часть 2 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

25 Статья 2 Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 185-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях».

26 Пункт 4 ст. 34 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».

27 Часть 2 ст. 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

28 Часть 1 ст. 15 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и сводного финансового отчета политической партии в случаях, предусмотренных законом, но не определяет сроки его проведения.

Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете», при представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом29. Из этого можно сделать вывод, что аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2016 г. должен быть проведен, а аудиторское заключение представлено не позднее 31 декабря 2017 г. Отсюда логично сделать вывод, что аудит сводного финансового отчета политической партии осуществляется вместе и одновременно с аудитом бухгалтерской (финансовой) отчетности, и поэтому данный аудит должен быть осуществлен и аудиторское заключение представлено в те же сроки.

Политическая партия в течение десяти рабочих дней со дня подписания аудиторского заключения, в том числе в отношении своих региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений, должна передать экземпляр аудиторского заключения в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем в пятнадцатидневный срок со дня поступления экземпляра аудиторского заключения размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования информацию о прохождении политической партией, ее региональным отделением и иным зарегистрированным структурным подразделением аудита, об аудиторской организации, проводившей аудит, а также аудиторское заключение 0 И в этом заключается особенность аудиторской проверки политических партий. Так как по общему правилу аудиторское заключение представляется аудиторской организацией только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг1.

Обязанность осуществления аудита финансовой отчетности политических партий возникает, начиная со времени предоставления финансовой отчетности за 2016 г., в установленных законом случаях. С учетом оснований для осуществления обязательного аудита в число политических партий, чья финансовая отчетность будет подлежать аудиту, попадают все политические партии, получающие государственное финансирование - четыре партии, представленные в Государственной Думе действующего созыва - «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР, а также партия «Яблоко», которая не представлена в Государственной Думе, но по результатам выборов за нее было подано 3.43 % голосов избирателей32, в ре-

29 Часть 2 ст. 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

30 Пункт 8 ст. 35 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».

31 Часть 4 ст. 6 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

32 Центральная избирательная комиссия Российской Федера-

ции. Результаты выборов. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва// http://www.vybory.izbirkom.ru/region/region/ izbirkom?action=show&root=1&tvd=100100028713304&vrn=1001000

зультате чего данная партия получила право на государственное финансирование.

Высока вероятность того, что в число политических партий, чья финансовая отчетность будет подлежать аудиту, также может попасть политическая партия «Патриоты России», израсходовавшая на осуществление уставной деятельности 60 817 877,27 рублей33 (минимальная сумма расходов, при наличии которой за отчетный период партия подлежит обязательному аудиту, должна превышать 60 млн рублей). Таким образом, при сохранении подобной ситуации в 2016 г. финансовая отчетность политической партии «Патриоты России» подлежала бы обязательному аудиту.

За несоблюдение установленных законом требований, связанных с проведением обязательного аудита политических партий, предусмотрена административная ответственность согласно статье 5.68 КоАП. Субъектами административных правонарушений, предусмотренных частями 1 -3 указанной статьи, являются как должностные лица политической партии, так и сама политическая партия. Субъективная сторона данных административных правонарушений характеризуется прямым умыслом. Объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.68 КоАП, являются общественные отношения, связанные с проведением обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности и сводного финансового отчета политической партии. Объективная сторона правонарушения состоит в невыполнении установленных законодательством Российской Федерации о политических партиях требований об обязательном аудите годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и сводного финансового отчета политической партии. Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц политической партии в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей, на политическую партию - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.68 КоАП, являются общественные отношения, связанные с нарушением срока проведения обязательного аудита всех региональных отделений, иных зарегистрированных структурных подразделений политической партии. Объективная сторона правонарушения состоит в нарушении политической партией установленного законодательством Российской Федерации о политических партиях срока проведения обязательного аудита в отношении всех региональных отделений, иных зарегистрированных структурных подразделений политической партии. Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц политической партии в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей, на политическую партию - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Объектом правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.68 КоАП, являются общественные отношения, связанные с нарушением срока представления экземпляра аудиторского заключения. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 данной статьи, состоит в нарушении политической партией установленного законодательством Российской Федерации о политических партиях срока

28713299&region=0&global=1&sub_region=0&prver=0&pronetvd=null &vibid=100100028713304&type=242

33 П/п 6 Раздела I Сводного финансового отчета политической партии «Политическая партия «Патриоты России» за 2015 год//http://dkrf.ш/poNtparty/finance/svodn_otcheM5/PATRЮTY.pdf.

представления экземпляра аудиторского заключения. Данное правонарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц политической партии в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей, на политическую партию - от пятидесяти тысяч до ста тысяч руб-лей34.

Таким образом, можно сделать вывод, что аудит финансовой отчетности политической партии представляет собой независимую оценку ее бухгалтерской (финансовой) отчетности в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Будучи одним из видов контроля за финансовой деятельностью политических партий, аудит от государственного контроля отличается тем, что отношения между политической партией и аудиторской организацией строятся на договорной основе. Политическая партия вправе самостоятельно выбрать аудиторскую организацию, которая будет осуществлять аудит ее финансовой отчетности. В случаях, указанных в законе, осуществление аудита финансовой отчетности становится для политической партии обязательным. За несоблюдение данного требования предусмотрена административная ответственность политической партии и ее должностных лиц.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы:

1. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 185-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях».

3. Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

4. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

5. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».

6. Адамс Р. Основы аудита/ пер. с англ. М.: Аудит; Изд. объединение «ЮНИТИ», 1995.

7. Арзуманова Л.Л. Сравнительно-правовой анализ банковского аудита (на примере Банка России)//Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2012. № 1.

8. Братановский С.Н., Развеев Д.В. Административно-правовое регулирование организации и деятельности политических партий в Российской Федерации. Монография. М., 2012.

9. Долгих Ф.И. Общественный контроль за деятельностью политических партий - к постановке вопроса// Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 2.

10. Клейменова М.О. Налоговое право: учеб. пособие. М., 2013.

11. Курочкин А.В. Правовые источники, регулирующие статус политических партий в современной Рос-сии//Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 1.

12. Российское предпринимательское право: учебник/ Д.Г. Алексеева, Л.В. Андреева, В.К. Андреев [и др.]; отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М.: Проспект, 2011.

13. Финансовое право: учебник. Отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. М., 2010.

14. Финансовое право: учебник/ Отв. ред. Н.И. Хими-чева. М., 2008.

15. Тихомирова Ю.С. Правовые формы контроля деятельности политических партий. Автореф. дисс... канд. юрид. наук. М., 2003.

16. Хамидуллин К.Ш. Финансово-правовые основы деятельности политических партий в Российской Федерации. Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2015

17. ГРЕКО RC-Ш (2014) 1Е Третий оценочный раунд. Отчет о выполнении рекомендаций Российской Федерацией «Криминализация преступных деяний» «Прозрачность финансирования политических партий» Принято ГРЕКО на 64-ом пленарном заседании (Страсбург, 16-20 июня 2014 г.). С. 30-31. Ш1_: ИНр://м^.сое.1 п^Ш дМ/топйоппд/д геео/еуа !иайоп б/го и п с13ЛЗгесоРС3%282014%291_Ри881а_Р11.рс1Г

18. Сводный финансовый отчет политической партии «Политическая партия «Патриоты России» за 2015 год//http://cikrf.ru/politparty/finance/svodn_otchet_15/PAT RIOTY.pdf.

19. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. Результаты выборов. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва// http://www.vybory.izbirkom.ru/region/region/izbirkom?actio п=8Ио\^&гоо1=1ШС=100100028713304&Угп=100100028 713299&region=0&global=1&sub_region=0&prver=0&pron е^С=пи!!&^ЫС=100100028713304^уре=242

Рецензия

на статью Долгих Федора Игоревича «Аудит финансовой отчетности политических партий»

Статья Долгих Ф.И. посвящена проблеме осуществления аудита финансовой отчетности политических партий. Актуальность обращения к данной теме обусловлена тем, что в результате изменений, внесенных в Федеральный закон «О политических партиях», начиная с отчетности за 2016 г., вводится аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности политической партии, ее региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений, сводного финансового отчета политической партии, сведений о поступлении и расходовании средств политической партии - при условии, что партия подпадает под определенные в законе критерии.

Автор рассматривает понятие, цель, виды, содержание аудита финансовой отчетности политических партий, принципы и порядок его осуществления, сосредотачивая основное внимание на обязательном аудите.

Вполне можно согласиться с Долгих Ф.И. в том, что политическая партия является не только одной из организационно-правовых форм общественных объединений, но и одновременно хозяйствующим субъектом, а аудит финансовой отчетности политических партий выступает одной из форм контроля за их финансовой деятельностью.

С учетом изложенных обстоятельств можно сделать вывод, что статья Долгих Ф.И. «Аудит финансовой отчетности политических партий» представляет научный и практический интерес и соответствует требованиям, предъявляемым к научным публикациям. Статья рекомендуется для публикации в открытой печати и ранее не публиковалась.

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного и финансового права Московского финансово-промышленного университета «Синергия» Клейменова Марина Олеговна

34 Часть 3 ст. 5.68 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.