Научная статья на тему 'ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПРОБАЦИИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ'

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПРОБАЦИИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
18
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
пенитенциарная пробация / ресоциализация / несовершенно-летний осужденный / лишение свободы / ретроспектива / penitentiary probation / resocialization / juvenile convict / imprisonment / retrospective

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юрий Анатольевич Кашуба, Мария Александровна Сережкина

В статье выдвигается гипотеза о сходстве института пенитенциарной пробации несовершеннолетних осужденных и ресоциализации этой же категории лиц. Указывается на общность определения указанных институтов, включающих проведении комплекса мероприятий в отношении осужденного, направленных на его воспитание, формирование правомерного поведения, восстановление социаль-ных связей и подготовки к освобождению. Рассматривается генезис института ресоциализации несовершеннолетних при отбывании наказания в виде лишения свободы в законодательстве России от Русской правды 1649 г. до Закона о вос-питательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних 1909 г. Изуча-ются превалирующие в тот период взгляды на цели, которые ставило перед со-бой государство при применении к несовершеннолетним наказания в виде лишения свободы. Изучение предпосылок пенитенциарной пробации в ретроспективе имеет большое значение для понимания его сущности, наиболее целесообразных методов реализации и последствий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREREQUISITES OF PENAL PROBATION IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA

The article puts forward a hypothesis of some identity of the institution of peniten-tiary probation of juvenile convicts and re-socialization of the same category of persons. It is indicated on the generality to definition of the specified institutes, expressing in car-rying out of a complex of the actions, concerning the condemned, directed on his educa-tion, formation of lawful behavior, restoration of social communications and prepara-tion to release. The author considers genesis of the institute of resocialization of the ju-veniles serving their sentences in the form of imprisonment in the legislation of Russia from the Russian Pravda of 1649 to the Law about educational and correctional institu-tions for juveniles of 1909. We study the prevailing at that period views on the goals, which the state set for itself when applying punishment in the form of imprisonment to minors. The study of the prerequisites of penitentiary probation in retrospect is of great im-portance for understanding its essence, the most expedient methods of implementation and consequences.

Текст научной работы на тему «ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПРОБАЦИИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ»

УДК 343.815

https://doi.org/10.53993/2078-3914/2023/2(55)/71-77

Ю. А. Кашуба, М. А. Сережкина

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПРОБАЦИИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

В статье выдвигается гипотеза о сходстве института пенитенциарной пробации несовершеннолетних осужденных и ресоциализации этой же категории лиц. Указывается на общность определения указанных институтов, включающих проведении комплекса мероприятий в отношении осужденного, направленных на его воспитание, формирование правомерного поведения, восстановление социальных связей и подготовки к освобождению. Рассматривается генезис института ресоциализации несовершеннолетних при отбывании наказания в виде лишения свободы в законодательстве России от Русской правды 1649 г. до Закона о воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних 1909 г. Изучаются превалирующие в тот период взгляды на цели, которые ставило перед собой государство при применении к несовершеннолетним наказания в виде лишения свободы.

Изучение предпосылок пенитенциарной пробации в ретроспективе имеет большое значение для понимания его сущности, наиболее целесообразных методов реализации и последствий.

Ключевые слова: пенитенциарная пробация; ресоциализация; несовершеннолетний осужденный; лишение свободы; ретроспектива.

Для цитирования: Кашуба Ю. А., Сережкина М. А. Предпосылки возникновения пенитенциарной пробации в дореволюционной России // Вестник Кузбасского института. 2023. № 2 (55). С. 71-77. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2023/2(55)/71-77.

Yu. A. Kashuba, M. A. Serezhkina

PREREQUISITES OF PENAL PROBATION IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA

The article puts forward a hypothesis of some identity of the institution ofpenitentiary probation of juvenile convicts and re-socialization of the same category of persons. It is indicated on the generality to definition of the specified institutes, expressing in carrying out of a complex of the actions, concerning the condemned, directed on his education, formation of lawful behavior, restoration of social communications and preparation to release. The author considers genesis of the institute of resocialization of the juveniles serving their sentences in the form of imprisonment in the legislation of Russia

© Кашуба Ю. А., Сережкина М. А., 2023 © Kashuba Yu. A., Serezhkina M. A., 2023

from the Russian Pravda of1649 to the Law about educational and correctional institutions for juveniles of 1909. We study the prevailing at that period views on the goals, which the state set for itself when applying punishment in the form of imprisonment to minors.

The study of the prerequisites ofpenitentiary probation in retrospect is of great importance for understanding its essence, the most expedient methods of implementation and consequences.

Keywords: penitentiary probation; resocialization; juvenile convict; imprisonment; retrospective.

For citation: Kashuba Yu. A., Serezhkina M. A. Prerequisites of penal probation in pre-revolutionary Russia. Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2023, no. 2 (55), p. 71-77. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2023/2(55)/71-77.

Явления

Актуальность заявленной темы обусловлена принятием 6 февраля 2023 г. Федерального закона № 10-ФЗ «О про-бации в Российской Федерации». Законом предусмотрен такой вид пробации, как пенитенциарная, и определяется он как совокупность мер, применение которых направлено на исправление осужденных и подготовку их к освобождению. Исходя из этого возможно предположить идентичность пенитенциарной пробации и процесса (одним из этапов) ресоциализации лиц, осужденных к лишению свободы, в том числе несовершеннолетних. Этот, казалось бы, новый для России институт пенитенциарной пробации в действительности имеет достаточно глубокие корни. Исследование любого правового института начинается с рассмотрения вопросов его становления и развития в законодательстве в целом и в законодательстве данного государства в частности. Исследование ретроспективы позволяет понять истоки правовых институтов, а также оценить перспективы их существования в современном обществе и пути их совершенствования. В этом смысле не является исключением и институт пенитенциарной пробации (ресоциализации).

предопределившие появление процессов ресоциализации осужденных, в национальном законодательстве России впервые начали формироваться именно в отношении несовершеннолетних осужденных, на фоне осуществления шагов к гуманизации наказания.

В период развития российского уголовного законодательства с Русской Правды до Соборного уложения 1649 г. основной целью наказания являлось устрашение и изоляция преступника. Наказанию полагалось быть таким и исполняться так, чтобы другие, видя его, ужасались и не помышляли о совершении преступления именно перед страхом применения к ним впоследствии жестокого насилия.

В 1649 г. в Соборном уложении впервые появились проблески гуманизма в отношении лиц, совершивших преступление. Это выразилось в представлении отсрочки исполнения наказания беременным женщинам «до той поры, когда она родит, их содержали в тюрьме или взаперти до момента казни» [3, с. 79]. Следующим шагом к гуманизации наказания в России было появление возможности заменить смертную казнь на более мягкий вид наказания — пожиз-

ненную ссылку. Отражено это было в Артикуле воинском 1715 г. Однако говорить о мерах ресоциализации (пенитенциарной пробации) в этот период не приходится.

В указанный период не существовало никаких уголовно-правовых и уголовно-исполнительных норм, регламентирующих реализацию наказаний в отношении несовершеннолетних. Дети содержались совместно со взрослыми, наравне с ними входили в этапные партии, подвергаясь при этом неимоверным испытаниям [2, с. 84]. Тем не менее, в принятой в 1831 г. Инструкции смотрителю губернского тюремного замка впервые находит законодательное закрепление такая ресоциализирующая мера, как трудовая занятость осужденных. К ресоциализирующей ее позволяет отнести ее назначение — исключать праздность во время заключения, приучать заключенных к порядку, к правильному потреблению времени, к подчиненности и повиновению, чтобы по возвращении в недра общества сделались полезными сами себе и семействам своим, вообще клонились бы к исправлению нравственности и к привычке трудиться. При этом работа персонифицировалась для всех — женщин, мужчин, чиновников обоих полов, мужчин и женщин простого сословия и несовершеннолетних [7, с. 475].

Зарождение учреждений для отбывания наказаний несовершеннолетними преступниками началось с создания ис-правительно-воспитательных приютов. При этом (несмотря на суровость содержания в них) основной целью наказания в отношении несовершеннолетних (в отличие от взрослых) была именно их ре-социализация, а не кара.

Первыми местами отбывания наказания несовершеннолетними правонарушителями явились детские приюты, программа организации которых была разработана в 1838 г. в Положении о детских приютах. При этом приюты эти были частными и не входили в систему государственных органов. Впервые законодательно порядок направления несовершеннолетних преступников (лица в возрасте от 10 до 17 лет) в специальные учреждения — исправительные приюты был закреплен в Уставе о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 г.

В 1866 г. были изданы Правила об исправительных приютах. На создание приютов государство субсидий не выделяло (кроме предоставления земельных участков), они существовали за счет земских и церковных учреждений, общества, частных лиц, родителей правонарушителей. Создание приютов допускалось только с разрешения Министерства внутренних дел. Основным мотивом создания специальных мест отбывания наказаний несовершеннолетними было осознание того, что ребенок в силу своего психофизиологического состояния подвержен исправлению посредством его ресоциализации. В указанных учреждениях несовершеннолетних положено было обучать грамоте и трудовым навыкам [6]. В упомянутых Правилах 1866 г. были определены обязанности и законные интересы несовершеннолетних осужденных. Обязанностью было прохождение обучения, получение трудовых навыков, правопослушное поведение. В качестве законного интереса выступала возможность сокращения на одну треть срока нахождения в приюте для исправившихся лиц.

Исследовавшая деятельность исправительных заведений для несовершеннолетних правонарушителей в России середины XIX — начала XX в. Л. И. Беляева называла «уникальным в своем роде явлением» [1, с. 19] тот факт, что в этот период закон призывал общественность не просто к участию в исполнении наказания в отношении несовершеннолетних, а к прямому его исполнению, и все заведения для исправления несовершеннолетних действовали на основе общественной инициативы.

Целью указанных исправительных приютов было «нравственное исправление несовершеннолетних, отдаваемых туда по судебным приговорам». В исправительных приютах несовершеннолетние обучались Закону Божьему по вероисповеданию, чтению, письму, основным правилам арифметики, а по возможности и другим элементарным наукам, ремесленным либо земледельческим профессиям (по усмотрению учреждений) [4]. Таким образом, мерами ре-социализации для данной категории лиц выступали:

- получение начального образования;

- нравственное воспитание (духовное по вероисповеданию);

- профессиональное обучение;

- привлечение к труду.

В конце XIX в. вопросами наказания несовершеннолетних, в силу государственного поручения, занимался Н. С. Таганцев. Плодом его работы стала монография «Исследования об ответственности малолетних преступников по русскому праву и Проект законоположений по этому вопросу», изданная в 1872 г. Важнейшим положением в части определения сущности наказания в отношении несовершеннолетних Н. С. Та-

ганцев выдвигал необходимость их воспитания [5, с. 89]. Кроме этого он считал, что в случае назначения несовершеннолетним наказания в виде заключения с принудительными работами для них должны выбираться те работы, которые «впоследствии могли бы дать возможность им зарабатывать средства к жизни» [6, с. 121]. Что же это как не элемент ресоциализации несовершеннолетнего осужденного. Идеи, которых придерживался Н. С. Таганцев, распространялись в кругах исследователей особенностей наказания несовершеннолетних. Они рассматривались в 1880 г. на Международном тюремном конгрессе, состоявшемся в г. Санкт-Петербурге, и в 1891 г. на третьем съезде представителей русских исправительных заведений для малолетних в г. Москве.

Интересным в этот период развития уголовного и уголовно-исполнительного законодательства в отношении несовершеннолетних является положение, содержавшееся в принятом 1892 г. Законе «Об изменении постановлений, касающихся обращения в исправительные приюты и содержания в них малолетних преступников». В нем указывалось, что срок нахождения несовершеннолетних осужденных в исправительном приюте определяется не судом, а администрацией исправительного учреждения. Это положение было одновременно и прогрессивным, и спорным. Прогрессивность его заключалась в том, что это положение законодательно закрепило важность процесса ресоциализации, при прохождении которого становилось возможным возвращение в общество исправившейся личности и обеспечение этой личности как минимум места работы, что положительно влияло на дальнейшую жизнь осужденного и имело про-

филактическое значение. Спорным рассматриваемое положение было в связи с отсутствием четких критериев определения исправления и оценки поведения воспитанников, вследствие чего проявление субъективизма было неизбежным [2, с. 84].

Следующим прогрессивным шагом к развитию ресоциализации и, как следствие, предпосылок возникновения пенитенциарной пробации несовершеннолетних было предоставление последним права обучаться и работать у благонадежных мастеров, в промышленных заведениях и на сельскохозяйственных работах. Данное положение содержалось в Законе от 02.02.1893 «О предоставлении исправительным приютам права заключения условия об отдачу выпускаемых воспитанников в наем или обучение». Стоит отметить, что это действительно являлось правом несовершеннолетнего, так как порядок вышеуказанного положения предусматривал наличие согласия несовершеннолетнего и заключение от его имени договора с мастером или промышленным заведением.

Неизменный курс на ресоциализа-цию несовершеннолетних преступников в местах лишения свободы прослеживался и в Уголовном уложении 1903 г., и в Законе о воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних 1909 г., характер и основная цель деятельности которых были отражены в их названии — «воспитательно-исправительные». Учреждения эти создавались для нравственного исправления несовершеннолетних пре-

Литература

1. Беляева, Л. И. Правовые, организационные и педагогические основы деятельности исправительных заведений для несовершеннолетних правонарушителей в

России (середина XIX — начало XX в.): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. —

Москва, 1995. — 47 с.

ступников и «подготовления их к честной трудовой жизни» [2, с. 23]. Упомянутое «подготовление» осуществлялось посредством обучения несовершеннолетних осужденных чтению, письму, арифметике, другим наукам, ремесленным и земледельческим работам.

Кроме того, в воспитательно-исправительных учреждениях рассматриваемого периода уделялось значение и сохранению имеющихся социальных связей. Так, в качестве меры поощрения несовершеннолетний осужденный мог получить отпуск к родителям и (или) родственникам.

Несмотря на большое количество негативных обстоятельств в деятельности воспитательно-исправительных учреждений для несовершеннолетних осужденных, причиной имевших главным образом скудное их государственное финансирование, работа с несовершеннолетними в них строилась на изучении внутреннего мира осужденного, обращении к душе подростка, общении с природой, занятии сельскохозяйственным трудом, создании воспитывающей среды как системы взаимоотношений.

Таким образом, основы ресоциали-зации (пенитенциарной пробации) несовершеннолетних осужденных зародились еще в дореволюционный период в Российской Империи, и не смотря на то, что таковыми они не назывались, но являлись ими по своей сути и получили свое нормативное закрепление в период судебной реформы второй половины XIX в.

2. Кашуба, Ю. А. Уголовно-исполнительная политика в отношении несовершеннолетних: дис. ... д-ра юрид. наук. — Рязань, 2002. — 439 с.

3. Печникова, О. Г. Актуальные вопросы освобождения от уголовного наказания и его отбывания в истории и современности // Юридическая наука. — 2017. — № 1. — С. 79-81.

4. Свод законов Российской Империи со всеми относящимися к ним продолжениями. Все 16 томов в одной книге. Т. XIV / под ред. Ф. Волкова, Ю.Д. Филипова. — Изд. 3-е, пересм. и доп. — Санкт-Петербург: Издание товарищества «Общественная польза», 1900.

5. Таганцев, Н. С. Исследования об ответственности малолетних преступников по русскому праву и Проект законоположений об этом вопросе. — Санкт-Петербург, 1871 // Портал Национальной Библиотеки. — URL: https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_003584479?page=133&rotate=0&theme= white (дата обращения: 22.02.2023).

6. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Российское законодательство X-XX веков. Судебная реформа. — Т. 8 // Библиотечная система Международный университет природы, общества и человека «Дубна». — URL: https://lib.uni-dubna.ru/search/files/sud_ustav/ustav_nakaz.htm (дата обращения: 22.02.2023).

7. Шурухнов, Н. Г. Инструкция смотрителю губернского тюремного замка 1831 года: основное содержание, сущность, актуальность // Человек: преступление и наказание. — 2019. — № 4. — С. 465-480.

References

1. Belyaeva L. I. Pravovye, organizacionnye i pedagogicheskie osnovy deyatel'nosti is-pravitel'nyh zavedenij dlya nesovershennoletnih pravonarushitelej v Rossii (seredina XIX — nachalo XX v.). [Legal, organizational and pedagogical bases of correctional institutions for juvenile offenders in Russia (mid XIX — beginning of XX century)]. Abstract of the dr. of law thesis. Moscow, 1995. 47 p.

2. Kashuba Yu. A. Ugolovno-ispolnitel'naya politika v otnoshenii nesovershennoletnih [Penal policy with respect to minors]. Dr. of law thesis. Ryazan', 2002. 439 p.

3. Pechnikova O. G. Aktual'nye voprosy osvobozhdeniya ot ugolovnogo nakazaniya i ego otbyvaniya v istorii i sovremennosti [Topical issues of exemption from criminal punishment and its serving in history and modernity]. Yuridicheskaya nauka [Law Science], 2017, no. 1, p. 79-81.

4. Svod zakonov Rossijskoj Imperii so vsemi otnosyashchimisya k nim prodolzheniyami [The Code of Laws of the Russian Empire with all related sequels]. All 16 vol. in one book. Vol. XIV. Ed. F. Volkov, Yu. D. Filipov. Ed. 3rd. St. Petersburg, Publication of the Public Benefit Partnership, 1900.

5. Tagancev N. S. Issledovaniya ob otvetstvennosti maloletnih prestupnikov po russkomu pravu i Proekt zakonopolozhenij ob etom voprose [Research of responsibility of juvenile criminals under Russian law and Project of legal regulations of this issue]. St. Petersburg, 1871. URL: https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_003584479?page=133&rotate=0&theme= white (accessed 2/22/2023).

6. Ustav o nakazaniyah, nalagaemyh mirovymi sud'yami. Rossijskoe zakonodatel'stvo XXX vekov. Sudebnaya reforma [Statute on punishments imposed by justices of the peace. Russian legislator of the X-XX centuries. Judicial reform]. Vol. 8. Library system of the International University of Nature, Society and Man "Dubna". URL: https://lib.uni-dubna.ru/search/files/sud_ustav/ustav_nakaz.htm (accessed 2/22/2023).

7. Shuruhnov N. G. Instrukciya smotritelyu gubernskogo tyuremnogo zamka 1831 goda: osnovnoe soderzhanie, sushchnost', aktual'nost' [Instruction to the caretaker of the provincial prison castle of 1831: main content, essence, relevance]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie [Man: Crime and Punishment], 2019, no. 4, p. 465-480.

Сведения об авторах

Юрий Анатольевич Кашуба: Академия ФСИН России (г. Рязань, Российская Федерация), профессор кафедры уголовно-исполнительного права, доктор юридических наук, профессор. E-mail: koshianatol@yandex.ru

Мария Александровна Сережкина: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), преподаватель кафедры уголовного права и уголовного процесса; Академия ФСИН России (г. Рязань, Российская Федерация), адъюнкт. E-mail: domb2@mail.ru

Information about the authors

Yuriy A. Kashuba: the Academy of the FPS of Russia (Ryazan, Russia), professor of the Chair of Penal Law, doctor of law, professor. E-mail: koshianatol@yandex.ru

Maria A. Serezhkina: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), lecturer if the Chair Criminal Law and Criminal Procedure; the Academy of the FPS of Russia (Ryazan, Russia), postgraduate. E-mail: domb2@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.