УДК 343.85
https://doi.org/10.53993/2078-3914/2023/2(55)/99-101
М. В. Минстер
РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЖЕНЩИН: ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПРАКТИКА
В статье представлены результаты исследования процесса пенитенциарной ресоциализации женщин. На основании изучения международных документов, уголовно-исполнительного законодательства, Федерального закона «О пробации в Российской Федерации», их соответствия практике исправительных учреждений, анализа статистических данных и результатов анкетирования сделаны выводы. Ключевым в организации процесса ресоциализации является комплекс необходимых мер правового, организационного, социального, воспитательного, педагогического характера, который должен постоянно совершенствоваться с учетом психофизиологических особенностей личности осужденной женщины, ее криминального опыта, длительности срока лишения свободы. Прогрессивный опыт практики организации процесса ресоциализации женщин за рубежом доказал, что программы «реабилитационной коррекции» являются значимыми в период отбывания лишения свободы.
С целью повышения эффективности процесса пенитенциарной ресоциализации женщин следует в кратчайший срок разрабатывать индивидуальную программу и обновлять ее с учетом степени восприятия исправительного воздействия на протяжении всего срока лишения свободы. Кроме того, минимизация воздействия ряда факторов, влияющих на возникновение проблем с адаптацией к порядку и условиям изоляции и негативных проявлений, свойственных специфической субкультуре осужденных женщин, обеспечение 100 %-ной трудовой занятости, поддержание социально полезных контактов будут способствовать достижению целей уголовно-исполнительного законодательства — исправлению осужденных женщин и предупреждению совершения новых преступлений после освобождения.
Ключевые слова: международные стандарты; осужденные женщины; лишение свободы; исправление осужденных; пробация; пенитенциарная ресоциализа-ция.
Для цитирования: Минстер М. В. Российский и зарубежный опыт пенитенциарной ресоциализации женщин: законодательство и практика // Вестник Кузбасского института. 2023. № 2 (55). С. 99-101. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2023/2(55)/99-101.
© Минстер М. В., 2023 © Minster M. V., 2023
M. V. Minster
RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE OF PENAL RE-SOCIALIZATION OF WOMEN: LEGISLATION AND PRACTICE
The article presents the results of a study of the process of penitentiary re-socialization of women. Based on the study of international documents, penal enforcement legislation, the Federal law "On Probation in the Russian Federation ", their compliance with the practice of correctional institutions, analysis of statistical data and survey results, conclusions are drawn. The key to organizing the process of re-socialization is a set of necessary measures of a legal, organizational, social, educational, pedagogical nature, which must be constantly improved taking into account the psychophysiolog-ical characteristics of the personality of the convicted woman, her criminal experience, the duration of the term of imprisonment. The positive experience of organizing the process of re-socialization of women abroad has proved that rehabilitation correction programs are significant during the period of serving a prison sentence.
In order to increase the effectiveness of the process of penitentiary re-socialization of women, an individual program should be developed as soon as possible and updated taking into account the degree of perception of correctional impact throughout the entire term of imprisonment. In addition, minimizing the impact of a number offactors affecting the emergence of problems with adaptation to the order and conditions of isolation and negative manifestations peculiar to the specific subculture of convicted women, providing 100 % employment, maintaining socially useful contacts will contribute to achieving the goals of the penal enforcement legislation — the correction of convicted women and the prevention of new crimes after release.
Keywords: international standards; convicted women; imprisonment; correction of convicts; probation; penitentiary resocialization.
For citation: Minster M. V. Russian and foreign experience of penal re-socialization of women: legislation and practice. Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2023, no. 2 (55), p. 99-101. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2023/2(55)/99-101.
В современной науке уголовно-исполнительного права вопросы ресоци-ализации осужденных к лишению свободы являются дискуссионными. Многочисленные научные исследования и анализ статистических данных показывают, что более 50 % лиц, отбывших наказания в изоляции, являются потенциальным резервом рецидивной преступности, что и предопределяет необходимость постоянной работы по ресо-циализации с данным контингентом.
Единство точек зрения ученых-пенитенциаристов и сотрудников учреждений выражается в том, что ресоциа-лизация в процессе отбывания наказания — это прежде всего восстановление осужденного в социальном статусе для реализации его как полноправного члена общества и возвращение к самостоятельной правопослушной жизни. Объективность характера и специфики процесса ресоциализации заключается не только в получении общего образования
осужденных, в профессиональном обучении, трудовой занятости, но и адаптации к порядку и условиям в учреждении, минимизации негативных социально-психологических явлений, свойственных своеобразной субкультуре осужденных, обеспечение возможности и оказание помощи в установлении и поддержании социально полезных связей, а также подготовка к освобождению.
В основу пенитенциарных систем многих государств включены международные соглашения и правовые документы, в которых определены не только основные права и свободы человека, но и важные правовые механизмы ресоциа-лизации осужденных. Так, например, в Правилах Нельсона Манделы (Минимальные Стандартные Правила Организации Объединенных Наций, впервые утверждены в 1957 г. и пересмотрены в 2015 г.) регламентировано, что цели — защита общества от преступников и сокращение рецидива — могут быть достигнуты только в том случае, если срок лишения свободы используется для обеспечения реинтеграции этих лиц в общество после освобождения, чтобы они могли вести законопослушный и самостоятельный образ жизни (Правило 4, п. 1), и все программы, мероприятия и услуги должны осуществляться с учетом индивидуальных потребностей перевоспитания заключенных.
Многолетние дискуссии и ожидания ученых-пенитенциаристов, сотрудников исправительных учреждений обрели форму Федерального закона «О проба-ции в Российской Федерации», принятого 6 февраля 2023 г., который имеет теоретическое и практическое значение в плане пенитенциарной ресоциализации осужденных. Положения, касающиеся осуществления пенитенциарной проба-
ции, будут введены в действие не позднее 1 января 2024 г., а постпенитенциарной пробации — по мере создания необходимых условий для ее исполнения не позднее 1 января 2025 г. Это значит, что существующие проблемы в аспектах снижения уровня рецидивной преступности, уменьшения нагрузки на правоохранительные органы и сокращения расходов на содержание пенитенциарной системы пока будут решаться, как и прежде, без особых достижений до внесения изменений и дополнений в уголовно-исполнительное законодательство, которое сегодня имеет недостатки. Прежде всего отметим, что термин «ре-социализация» указан только в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.04.2021 № 1138-р.). Так, отмечается, что ослабление, а нередко и полный разрыв социальных связей в условиях лишения свободы влияет на дезадаптивную направленность в поведении осужденных и создание системы ресоциализации и социальной адаптации при ведении социальной, воспитательной и психологической работы с осужденными имеет важное значение.
Термин «ресоциализация» вообще не используется ни в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (далее — УИК РФ), ни в Правилах внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы или Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110 (далее — приказ Минюста России от 04.07.2022 № 110). В законе «О проба-ции в Российской Федерации» на адми-
нистрации исправительных центров и исправительных учреждений возлагается работа по восстановлению и укреплению социально полезных связей, а также по формированию новой системы установок, норм и ценностей, соответствующих навыков социального поведения, сохранения, повышения социального статуса. В то же время ни в УИК РФ, ни в приказе Минюста России от 04.07.2022 № 110 (ред. от 03.04.2023), ничего по этому поводу нет (в данном случае не затрагиваем вопросы исправления осужденных, которые, в соответствии ст. 9 УИК РФ, имеют несколько иное содержание) [10]. Кроме того, по ч. 1 ст. 17 Закона учреждения, исполняющие наказание в виде принудительных работ или лишения свободы, обязаны осуществлять подготовку индивидуальной программы исправления осужденных. Однако УИК РФ и приказ Минюста России от 04.07.2022 № 110 также не содержат ничего подобного. Безусловно, законодательное урегулирование перечисленных недостатков будет способствовать совершенствованию практики реализации данного закона.
Уголовно-исполнительное законодательство ориентируется на рекомендации международных правовых актов, стоит на принципах гуманизма, дифференциации и индивидуализации исправительного воздействия, соединения режимных требований при исполнении наказания с мерами социальной и психологической поддержки осужденных женщин.
Осужденные женщины составляют меньшинство в тюремном населении Российской Федерации. Доля женщин в исправительных колониях составляет 8 % от общего количества осужденных к лишению свободы. Осужденные жен-
щины отбывают лишение свободы в колонии-поселении, исправительных колониях общего режима и следственных изоляторах (если оставлены для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию). С 2004 г. женщины не содержатся в исправительных колониях строгого режима (после внесения изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации) и отбывают наказание в исправительных колониях общего режима (см. УИК РФ), что подчеркивает проявление гуманизма, смягчение режима в период отбывания наказания.
Анализ уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации и практики его применения показал, что несогласованность норм законодательства с их реализацией зависит от причин, условий и факторов, наличие которых создает проблемы в процессе пенитенциарной ресоциализации, что отрицательно влияет на процесс исправление женщин. Раскроем некоторые негативные тенденции, снижающие эффективность ресоциализации.
Необходимость поддержания контактов с внешним миром подчеркивается в Правилах Нельсона Манделы. Так, заключенным следует давать возможность общаться через регулярные промежутки времени и под должным надзором с их семьями или друзьями: а) посредством письменной переписки и с использованием, если есть такая возможность, телекоммуникационных, электронных, цифровых и иных средств; и Ь) в ходе свиданий (Правило 58.1). Кроме того, заключенные должны помещаться, по мере возможности, в тюремные учреждения, расположенные вблизи от их дома или места их социальной реабилитации (Правило 59). Практика реализации данного правила
на соответствие ее законодательному закреплению показывает, что согласно ч. 1 ст.73 УИК РФ осужденные к лишению свободы женщины отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены, но в действительности не все они отбывают лишение свободы по месту жительства или по месту совершения преступления, а в другом субъекте России, и объясняется это отсутствием женских исправительных колоний в каждом субъекте РФ. Такое положение способствует только ослаблению социально полезных связей, которое выражается в ограничении возможности привлечения родственников для оказания помощи в адаптации к условиям отбывания наказания, минимизации отрицательного влияния стресса на соблюдение режимных требований, которые могли бы способствовать нормализации жизни и после отбытия наказания.
Одним из главных вопросов женских исправительных колоний в России является вопрос материнских прав. Мысль о том, что где-то растут дети, невозможность увидеть их, помочь им в трудную минуту, невыносимы для сознания матери, совершившей преступление. В имеющихся исправительных колониях для содержания женщин, имеющих малолетних детей, организованы дома ребенка. Беременные женщины и женщины, имеющие при себе детей, направляются для отбывания наказания именно в эти колонии, которые расположены лишь в 13 субъектах РФ. В целях недопущения разрыва социально полезных связей и облегчения реализации ряда прав (на свидания и т. п.) целесообразно оставлять осужденных жен-
щин отбывать наказание недалеко от места их проживания до осуждения. Для этого необходимо в каждом субъекте Российской Федерации создавать гибридные, мультифункциональные учреждения с локальными участками для отбывания наказания женщинами со специализированными детскими отделениями [7, с. 10].
В соответствии с ч. 1 ст. 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности. Реализация законодательной регламентации не соответствует практике, так как руководство исправительных учреждений не всегда может обеспечить работой осужденных женщин, которые могут и желают трудиться. В процессе проведенного анкетирования женщины указывали на отсутствие рабочих мест в колонии.
Ввиду недостаточной эффективности исправления осужденных женщин важно обеспечить 100 %-ную трудовую занятость, что может повысить адаптивные возможности к изоляции как в период первых месяцев, так и на протяжении всего срока лишения свободы, а также в период подготовки к освобождению. Кроме того, обеспеченные работой женщины быстрее трудоустраиваются после освобождения, чем не занятые трудом в колонии. На практике фиксируются случаи, когда работодатель не желает принимать в трудовой коллектив бывшего осужденного, считая его потенциальным преступником. Опрос 102 женщин, отбывших лишение свободы,
показал следующие результаты. На вопрос «Сложно ли устроиться на работу после освобождения?» 31,4 % ответили «Практически невозможно», в ответах 9,8 % освободившихся «Можно, если обратиться в Центр занятости», 44,1 % ответили «Возможно, если есть профессия и работала в колонии», 14,7 % ответили «Не сложно, если родственники помогут». Таким образом, около 50 % женщин не испытывают проблем с трудоустройством после освобождения, если работали в колонии.
Отбывание наказания в изоляции связано с рядом негативных факторов, влияющих на возникновение проблем с адаптацией женщин, осужденных к лишению свободы, и их воздействия на процесс исправления. Отсутствие способности адаптироваться представляет собой реакцию на стресс, который вызван изоляцией, неясностью перспектив в будущем, ощущением угрозы жизни, низкой самооценкой и наличием агрессивных тенденций. В соответствии с ч. 6 ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения. Результаты анкетирования показали, что причинами нарушения режима в процессе адаптации, по ответам осужденных женщин, являются: страх, одиночество, безнадежность и депрессия, что вызывает конфликты с осужденными в отряде, неподчинение начальнику отряда, нежелание учиться и работать. Обращались за помощью к психологу только 22 % опрошенных. Такой процент обращений объясняется недоверием к специалисту или беспокойством, что всем будет известно о проблемах, с которыми женщина самостоятельно не может справиться. Психологи отмечают,
что психологическое консультирование, помощь, коррекция негативных состояний, психотерапия наиболее результативны, если проводятся индивидуально, так как женщина на приеме у специалиста более открыта и доверительна в беседе, а это только способствует улучшению качества оказываемой помощи.
Важно отметить, что субкультура осужденных женщин отрицательно влияет на процесс исправление женщин и создает проблемы в период пенитенциарной ресоциализации. Это явление имеет специфический набор ценностных ориентаций, норм поведения, сеть устойчивых неформальных взаимосвязей, оказывает препятствие в соблюдение режима, обусловливает определенный порядок, как в психологических, так и в физиологических отношениях женщин. Кроме того, среда осужденных имеет, как правило, асоциальную субкультуру, определяет их линию поведения, происходящие в исправительных колониях криминогенные и криминальные явления и процессы, отрицательно влияет на нравственную деформацию личности, усиливает сферу криминоген-ности и представляет собой концентрированное отрицательное явление. Все это ограничивает возможности сотрудничества в развитии открытых конструктивных отношений между осужденными и сотрудниками учреждения, тем самым затрудняет достижение целей наказания.
Анализ дисциплинарной практики в женских учреждениях показывает, что нарушение условий, порядка отбывания наказания является следствием неприятия окружающих, их психологического давления или вызвано желанием властвовать над остальными осужденными. В целях эффективности исправительного
воздействия на осужденных женщин необходимо учитывать: характер индивидуального и группового отношения осужденных к персоналу колонии; характеристики неформальных норм, приводящих к торможению правовых и общепринятых; изменения характера внутренних и внешних связей среды осужденных и их развитие. Осуществление индивидуального подхода к исправлению осужденных женщин должно быть основано на знании индивидуальных особенностей и социально-
психологических закономерностей их среды.
В кратчайший срок после приема осужденной женщины в исправительное учреждение на основе изучения особенностей ее характера, криминального опыта, физических и умственных способностей, личного темперамента, срока наказания следует разрабатывать индивидуальную программу работы с ней, учитывая структурированную оценку рисков исходя из полученных сведений о ее индивидуальных потребностях и способностях. Программа должна является основой для исполнения наказания в течение всего срока отбывания лишения свободы и периодически обновляться с учетом степени восприятия исправительного воздействия.
Подготовка к освобождению и создание условий для полноценной ресо-циализации осужденных — важнейшая задача пенитенциарных учреждений, органов власти и институтов гражданского общества [2, с. 21]. Основные задачи проведения первого этапа ресоциализа-ции осужденных — снять или свести к минимуму негативные моменты, вызванные изоляцией человека от общества, и подготовить его к правопослуш-ной жизни на свободе, а второго — ока-
зать помощь в социальной адаптации освобожденному [8, с. 5, 42; 5, с. 20-21; 4, с. 110-111; 9, с. 425-427].
В соответствии с п. 1 ст. 180 УИК РФ не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока лишения свободы администрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях.
Второй этап достаточно сложно реализуется, так как следствием отбывания наказания в виде лишения свободы является дезадаптация, предполагающая уменьшение возможностей женщин приспособиться в постпенитенциарный период к существующим условиям жизни на свободе. Обязанности общества в этот период не прекращаются, поэтому государственные или частные центры, способные проявлять действенную помощь освободившимся, оказывают содействие в адаптации к новым условиям. Практика показывает, что в настоящее время в России не во всех субъектах есть реабилитационные центры для освободившихся из мест лишения свободы. Сегодня в России лишь в 57 субъектах есть центры ресоциализации или помощи нуждающимся, в работе которых прослеживается отсутствие единства подходов в решении постпенитенциарных проблем освободившихся: помощь в бытовом и трудовом устройстве, восстановлении документов, юридические консультации и др. Так, изучение практики предоставления услуг и помощи данному контингенту дает возможность оценивать работу части центров неэффективной, так как отсутствие в центрах
специалистов — психологов, юристов, педагогов — значительно затрудняет решение вышеуказанных задач.
Организация процесса ресоциализа-ции осужденных в ряде зарубежных стран свидетельствует о наличии множества причин, по которым тюрьмы не могут обеспечить удовлетворительную реабилитацию программ для всех категорий осужденных, а некоторые тюрьмы вообще не имеют ресурсов для осуществления соответствующих мероприятий. В случаях, когда учреждения имеют ресурсы для реализации мероприятий по ресоциализации осужденных, существующие схемы, программы плохо приспособлены к индивидуальным потребностям или для них доступны только несколько осужденных. В странах, где применяются хорошо разработанные программы, осужденные по-прежнему сталкиваются с проблемами в период отбывания наказания или после освобождения, которые могут повлиять на их успешную ресоциализацию [15, p. 2].
Существование указанных выше проблем дает основание обратиться к положительному опыту зарубежных государств, например, Норвегии, которая является наиболее прогрессивной в практике процесса ресоциализации осужденных. Осужденные женщины составляют меньшинство в тюремном населении Норвегии. Процент женщин в тюрьмах растет, и в течение многих лет их доля составляла около 6 %, но сегодня отмечается увеличение — примерно до 9 %. Кроме того, наблюдается тенденция совершения женщинами более тяжких преступлений и получения более длительных сроков лишения свободы. Однако поскольку женщины составляют меньшинство тюремного населения страны, исследовательские центры,
средства массовой информации уделяют им гораздо меньше внимания. Например, тюрьма Бредтвейт является самым крупным исправительным учреждением для женщин в Норвегии, в которой содержатся под стражей женщины до вынесения приговора и женщины, отбывающие различные сроки наказания.
Уголовная и уголовно-
исполнительная политика Норвегии в реализации направлений деятельности сосредоточены не на запугивании преступников с помощью суровых условий как цели тюремного заключения, а оказании помощи осужденному, чтобы он мог построить новую законопослушную жизнь после освобождения. Отбывание наказания в исправительном учреждении влечет ограничение свободы, утрату свободного времени и свободы выбора, а это и есть наказание. По мнению специалистов, тюрьма не должна лишать осужденного его человеческих качеств, прав и достоинств. Так, например, это проявляется в том, что каждый осужденный имеет право голоса на национальных выборах.
Права осужденных женщин сохраняются в достаточно большом объеме в условиях ограничений тюрьмы. При поступлении осужденные проходят психологическое тестирование, по результатам которого женщинам назначают индивидуальную программу действий и курсов, которые они должны освоить. По окончании курсов они получают сертификат государственного образца, с помощью которого можно будет найти работу на свободе.
Безопасность тюрьмы обеспечивается с помощью выстраивания персоналом тюрьмы нормальных, основанных на взаимопонимании и доверительных отношениях с осужденными — это назы-
вается динамическим типом безопасности. Администрация тюрьмы высказывает мнение, что тюрьма не должна быть местом, из которого нельзя убежать, поскольку такой подход только усугубляет насилие и агрессию со стороны осужденных. Сотрудники исправительного учреждения разделяют с осужденными повседневную жизнь, вместе принимают пищу, смотрят телепередачи, занимаются спортом. Кроме того, к каждой осужденной женщине прикрепляют специального контактного сотрудника, который оказывает ей помощь во время содержания в тюрьме, помогает посредством разговоров о правах и трудностях, с которыми она сталкивается в период отбывания наказания. Фактически этот сотрудник заменяет женщине и адвоката, и социального работника, и консультанта, а также принимает участие в рассмотрении вопросов предоставления отпуска, условно-досрочного освобождения и т. д. Кроме того, этот сотрудник мотивирует осужденную к соблюдению режима в период отбывания наказания, положительным переменам в настроении, построению планов на будущее, которые помогли бы ей начать полноценную жизнь после освобождения. Все эти меры считаются лучшим инструментом процесса ресоциализации. Администрацией проводятся для осужденных различные программы снижения стресса, преодоления агрессии, склонности к насилию, к наркозависимости, возвращения в семью, нахождения общего языка с детьми. Указанные программы называются «реабилитационной коррекцией» и являются наиболее ценными в женском исправительном учреждении.
Бангкокские правила (2010 г.) являются основным ориентиром для руководства тюрьмы с целью их применения
для уязвимого меньшинства, которым являются осужденные женщины. Осужденные женщины, у которых есть дети, имеют дополнительное время в неделю для общения со своими детьми, с той же целью им предоставляются дополнительные свидания с возможностью ночевки с ребенком в специальном помещении на территории тюрьмы. Для детей лишение свободы родителей является негативным фактором, влияющим на их жизнь и на то, как они пользуются своими основными правами. Такая ситуация может серьезным образом подействовать на выживание ребенка, его здоровье, развитие, психическое и эмоциональное благополучие — все фундаментальные права человека, определяемые главной международной правозащитной конвенцией и ратифицированной почти всеми Конвенцией о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.
Что касается положения осужденной матери, содержащейся вместе с новорожденным или маленьким ребенком, то здесь возникают более сложные вопросы, и к тому же не существует международных норм, которые бы регламентировали эти вопросы. Так, особенностью норвежских тюрем является запрет на постоянное проживание детей с осужденной матерью, что объясняется не строгостью к женщине, а гуманизмом в отношении ее ребенка, который не должен проводить детство в тюрьме. Мнения исследователей по поводу того, отвечает ли это наилучшим образом интересам ребенка, различаются и приводят к тому, что в разных странах используются различные подходы и реализуется разная политика. Уголовно-
исполнительная политика в норвежских тюрьмах по данному вопросу сосредото-
чена на организации, насколько это возможно, поддержания контакта между ребенком и осужденной матерью.
Заслуживает внимания и положительный опыт в подходах общения с осужденными к лишению свободы. Так, например, нередки практики организации телемостов, во время которых осужденные могут напрямую общаться с министром юстиции, обсуждать существующие проблемы тюрем, перспективы их совершенствования [14]. В Норвегии самый низкий уровень рецидива среди скандинавских стран, что доказывает эффективность используемых уголовно-исполнительной системой методов. Так, неотъемлемыми частями многогранного процесса ресоциализации осужденных к лишению свободы женщин являются учреждения, оказывающие помощь в получении образования, социальное агентство, агентство труда, религиозная служба, а также неправительственные организации, такие как Красный Крест и Армия Спасения. Все эти учреждения ежедневно работают в своих офисах на территории тюрьмы, сотрудничают с начальником и персоналом, чтобы создать самую широкую и оптимальную основу для эффективной пенитенциарной ресоциализации осужденных.
Норвежская пенитенциарная система рассматривает лишение свободы как высшую степень наказания, применяемую в случае острой необходимости. При этом сроки лишения свободы — а они, в целом, ощутимо короче российских [3, с. 133] — наталкивают на мысль, что обусловлены они не целями наказания за преступления, а временем, которое необходимо для исправления осужденного [11, с. 145] — это то время, которое понадобится психологам, работникам социальных служб и в целом
сотрудникам пенитенциарных учреждений на искоренение девиантных наклонностей, обеспечение осужденного самым необходимым после его освобождения — жильем и работой, а также предоставление медицинской помощи, включая помощь в излечении зависимостей, в том числе наркотической [12, с. 327].
Для исправительных учреждений Норвегии характерны применяемые к заключенному ограничения, касающиеся только одного права — свободы. Все остальные права человека и гражданина по-прежнему гарантированы, а жизнь осужденных должна быть максимально приближена к условиям жизни вне учреждения; осужденные не должны отбывать наказание в виде лишения свободы в более строгих условиях содержания, чем требуется для поддержания безопасности общества [1, с. 28]. Специалисты делают все возможное, чтобы сосредоточиться на необходимости лучшего понимания женской преступности и большего количества исследований «лучших практик» в обращении с женщинами, осужденными к лишению свободы.
Заимствование прогрессивного опыта зарубежных пенитенциарных учреждений, с учетом реалий нашей исправительной системы, может дать положительные результаты в практике применения. Увеличение затрат на совершенствование процессов ресоциализации позволяют за счет снижения уровня рецидивной преступности уменьшить расходы на содержание потенциальных преступников, которое обходятся государству дороже. В основу пенитенциарной ресоциализации женщин должны быть включены идеологические, правовые, организационные, образовательные мероприятия, целью которых является
исправление осужденных женщин и преступлений после освобождения.
предупреждение совершения новых
Литература
1. Вилкова, А. В. Нормативные основы содержания осужденных в пенитенциарных учреждениях Королевства Норвегия // Образование и наука за рубежом. — 2018. — № 9 (44). — С. 26-30.
2. Гуськов, В. И., Михлин, А. С. Подготовка к освобождению лишенных свободы и закрепление результатов их исправления: монография. — Москва: Изд-во ВНИИ МВД СССР, 1972. — 152 а
3. Ежова, О. Н. Зарубежный опыт организации процесса ресоциализации осужденных к лишению свободы // Юридический вестник Самарского университета. — 2018. — № 2. — С. 132-137.
4. Зубков, А. И. Концепция перестройки исправительно-трудовой деятельности в СССР на современном этапе (материалы обсуждения). — Рязань: РВШ МВД СССР, 1990. — 128 с.
5. Коваль, М. И. Социально-правовая адаптация лиц, отбывших длительные сроки лишения свободы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 / Рязанский ин-т права и экономики. — Рязань, 1995. — 22 с.
6. Минстер, М. В. Некоторые условия, способствующие совершению рецидива преступлений лиц женского пола / М. В. Минстер // Человек: преступление и наказание. — 2019. — Т. 27. — № 3. — С. 343-351. — Б01 10.33463/1999-9917.2019.27(1-4).3.343-351. — ББК К02БА0.
7. Онищенко, И. С. Исполнение наказания в виде лишения свободы в отношении женщин, имеющих малолетних детей: дис. . канд. юрид. наук: 12.00.08. — Рязань, 2019. — 250 с.
8. Пищелко, А. В. Педагогические основы ресоциализации личности осужденного: Теорет.-методол. аспект: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. — Москва, 1993. — 54 с.
9. Рыбак, М. С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики / М. С. Рыбак; под ред. В. П. Малкова. — 2-е изд., испр. и доп. — Саратов: Изд-во Гос. образоват. учреждения высш. проф. образования «Саратов. гос. акад. права», 2004 (ГУП Сарат. полигр. комб.). — 478 с.
10. Скиба, А. П. Проект федерального закона «О пробации в Российской Федерации» и действующее уголовно-исполнительное законодательство: возможные коллизии // Сб. тез. выступ. и докл. участников Междунар. науч.-практ. конф. по проблемам исполнения уголовных наказаний (Рязань, 17-18 нояб. 2022 г.): в 2 т. — Рязань: Академия ФСИН России, 2022. — С. 207-212.
11. Стромов, В. Ю. Система уголовных наказаний в законодательстве зарубежных государств // Пробелы в российском законодательстве. — 2016. — № 4. — С. 143-147.
12. Шершнев, М. Н. Оценка теоретической возможности и перспектив внедрения норвежского подхода к ресоциализации осужденных в России / М. Н. Шершнев // Вопросы российского и международного права. — 2022. — Т. 12. — № 5А. — С. 325-331.
13. Шеслер, А. В. Уголовно-правовая политика: учебное пособие / А. В. Шеслер. — Изд. 2-е, испр. и доп. — Новокузнецк: Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2018. — 78 с. — ISBN 978-5-91246-098-2. — EDN VAQJJE.
14. Conditions of a Women's Prison in Norway. Women in Prison: An International Symposium on the Bangkok Rules at the Centre for Comparative and Public Law at the Faculty of Law, University of Hong Kong on 25-26 February 2014. — URL: https://wipsymposium.org/wip2/2014-symposium-papers/ (дата обращения: 17.02.2023).
15. Roy Walmsley, Institute for Criminal Policy Research, World Female Imprisonment List, 4th edition, 2017.
References
1. Vilkova A. V. Normativnye osnovy soderzhanija osuzhdennyh v penitenciarnyh uchrezhdenijah Korolevstva Norvegija [Normative foundations of the detention of convicts in penitentiary institutions of the Kingdom of Norway]. Obrazovanie i nauka za rubezhom ]Education and science abroad], 2018, no. 9 (44), p. 26-30.
2. Guskov V. I., Mikhlin A. S. Podgotovka k osvobozhdeniju lishennyh svobody i zakreplenie rezul'tatov ih ispravlenija [Preparation for the release of prisoners and consolidation of the results their corrections]. Monograph. Moscow, Publishing House of the Institute of the Ministry of Internal Affairs of the USSR, 1972. — 152 p.
3. Yezhova O. N. Zarubezhnyj opyt organizacii processa resocializacii osuzhdennyh k lisheniju svobody [Foreign experience in organizing the process of resocialization of persons sentenced to imprisonment]. Juridicheskij vestnik Samarskogo universiteta [Law Bulletin of Samara University], 2018, no. 2, p. 132-137.
4. Zubkov A. I. Koncepcija perestrojki ispravitel'no-trudovoj dejatel'nosti v SSSR na sov-remennom jetape (materialy obsuzhdenija) [The concept of restructuring correctional labor activity in the USSR at the present stage (discussion materials)]. Ryazan, Ryazan Higher School of the Ministry of Internal Affairs of the USSR, 1990. 128 p.
5. Koval M. I. Social'no-pravovaja adaptacija lic, otbyvshih dlitel'nye sroki lishenija svobody [Socio-legal adaptation of persons who have served long terms of imprisonment]. Abstract of the candidate of law thesis. Ryazan, Ryazan Institute of Law and Economics, 1995. 22 p.
6. Minster M. V. Nekotorye uslovija, sposobstvujushhie soversheniju recidiva prestuplenij lic zhenskogo pola [Some conditions that contribute to the commission of recidivism of crimes of female persons]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie [Man: Crime and Punishment], 2019, vol. 27, no. 3, p. 343-351. DOI 10.33463/1999-9917.2019.27(1-4) 3.343-351. EDN KQZDAO.
7. Onishchenko I. S. Ispolnenie nakazanija v vide lishenija svobody v otnoshenii zhenshhin, imejushhih maloletnih detej [Execution of punishment in the form of imprisonment against women with young children]. Candidate of law thesis. Ryazan, 2019. 250 p.
8. Pishchelko A. V. Pedagogicheskie osnovy resocializacii lichnosti osuzhdennogo: Te-oret.-metodol. aspekt [Pedagogical foundations of the resocialization of the convict's
personality: Theorethical and methodological aspect]. Abstract of the doctor of pedagogical sciences thesis. Moscow, 1993. 54 p.
9. Rybak M. S. Resocializacija osuzhdennyh k lisheniju svobody: problemy teorii i prakti-ki [Resocialization of prisoners sentenced to imprisonment: problems of theory and practice]. Ed. by V. P. Malkov. 2nd ed. Saratov, Publishing House of Saratov State Law Academy, 2004. 478 p.
10. Skiba A. P. Proekt federal'nogo zakona "O probacii v Rossijskoj Federacii" i dejst-vujushhee ugolovno-ispolnitel'noe zakonodatel'stvo: vozmozhnye kollizii [Draft federal law "On probation in the Russian Federation" and the current penal enforcement legislation: possible conflicts]. In: Collection of thesises and reports of participants of the International Scientific and Practical Conference on the problems of the execution of criminal penalties (Ryazan, November 17-18, 2022). In 2 vol. Ryazan, the Academy of the FPS of Russia, 2022. P. 207-212.
11. Stromov V. Yu. Sistema ugolovnyh nakazanij v zakonodatel'stve zarubezhnyh gosu-darstv [The system of criminal penalties in the legislation of foreign states]. Probely v rossijskom zakonodatel'stve [Gaps in Russian legislation], 2016, no. 4, p. 143-147.
12. Shershnev M. N. Ocenka teoreticheskoj vozmozhnosti i perspektiv vnedrenija norvezh-skogo podhoda k resocializacii osuzhdennyh v Rossii [Evaluation of the theoretical possibility and prospects for the introduction of the Norwegian approach to the resocialization of convicts in Russia]. Voprosy rossijskogo i mezhdunarodnogoprava [Issues of Russian and International law], 2022, vol. 12, no. 5A, p. 325-331.
16. Shesler A. V. Ugolovno-pravovaja politika [Criminal law policy]. 2nd edition, revised and supplemented. Novokuznetsk, Kuzbass Institute of the FPS of Russia, 2018. 78 p. ISBN 978-5-91246-098-2. EDN VAQJJE.
17. Conditions of a Women's Prison in Norway. Women in Prison: An International Symposium on the Bangkok Rules at the Centre for Comparative and Public Law at the Faculty of Law, University of Hong Kong on 25-26 February 2014. URL: https://wipsymposium.org/wip2/2014-symposium-papers / (accessed 2/17/2023).
18. Roy Walmsley, Institute for Criminal Policy Research, World Female Imprisonment List, 4th edition, 2017, 13 p.
Сведения об авторе
Марина Владиславовна Минстер: Новосибирский юридический институт (филиал) Национального исследовательского Томского государственного университета (г. Новосибирск, Российская Федерация), доцент кафедры уголовного права, кандидат юридических наук, доцент. E-mail: mminster1@yandex.ru
Information about the author
Marina V. Minster: Novosibirsk Law Institute (branch) of the National Research Tomsk State University (Novosibirsk, Russia), associate professor of the Chair of Criminal Law, candidate of law, associate professor. E-mail: mminster1@yandex.ru