Научная статья на тему 'Создание института пробации в России'

Создание института пробации в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
292
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пробация / виды пробации / проект федерального закона / реализация пробационных мероприятий в России / probation / types of probation / draft federal law / implementation of probation measures in Russia

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мария Александровна Сережкина

В работе рассмотрены признаки и виды института пробации, а также этапы его законодательного закрепления в Российской Федерации. Целью работы является исследование процесса становления института пробации в законодательстве России. Методологическую основу исследования составили опрос, статистический метод, анализ, системно-структурный, формально-логический методы. Объектом исследования является институт пробации. Предметом исследования является нормативно-правовое регулирование института пробации в российском уголовном, уголовно-процессуальном, уголовно-исполнительном праве и его законодательное закрепление. В работе освещена проблема отсутствия единого законодательного акта, определяющего сущность и регулирующего реализацию института пробации. Проанализирован процесс и проблемы законодательного закрепления института пробации в Российской Федерации. Проведен краткий анализ и выявлены пробелы проекта федерального закона «О пробации в Российской Федерации», прошедшего в настоящий момент процедуру общественного обсуждения. Приведены результаты опроса, проведенного среди сотрудников уголовно-исполнительной системы на тему эффективности мер ресоциализации и социальной адаптации осужденных, освобождаемых из мест лишения свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мария Александровна Сережкина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creation of a probation institute in Russia

In the article the author considers the features and types of the institution of probation, as well as the stages of its legislative consolidation in the Russian Federation. The purpose of the work is to study the process of formation of the institution of probation in the legislation of Russia. As the methodological basis of the study the author uses a survey, a statistical method, analysis, system-structural, formal-logical methods. The object of the research is the institute of probation. The subject of the study is the legal regulation of the institution of probation in the Russian criminal, criminal procedure, criminal executive law and its legislative consolidation. The paper highlights the problem of the lack of a single legislative act that defines the essence and regulates the implementation of the institution of probation. The process and problems of legislative consolidation of the institution of probation in the Russian Federation are analyzed. The author carries out brief analysis and defines gaps in the draft Federal Law «On Probation in the Russian Federation», which has currently undergone a public discussion procedure. The author also presents the results of a survey conducted among employees of the penitentiary system on the effectiveness of measures of resocialization and social adaptation of convicts released from places of deprivation of liberty.

Текст научной работы на тему «Создание института пробации в России»

МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА СЕРЕЖКИНА

преподаватель кафедры уголовного права и уголовного процесса ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России, подполковник внутренней службы И domb2@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1218-7058 Новокузнецк

Создание института пробации в России

Аннотация. В работе рассмотрены признаки и виды института пробации, а также этапы его законодательного закрепления в Российской Федерации. Целью работы является исследование процесса становления института пробации в законодательстве России. Методологическую основу исследования составили опрос, статистический метод, анализ, системно-структурный, формально-логический методы. Объектом исследования является институт пробации. Предметом исследования является нормативно-правовое регулирование института пробации в российском уголовном, уголовно-процессуальном, уголовно-исполнительном праве и его законодательное закрепление. В работе освещена проблема отсутствия единого законодательного акта, определяющего сущность и регулирующего реализацию института пробации. Проанализирован процесс и проблемы законодательного закрепления института пробации в Российской Федерации. Проведен краткий анализ и выявлены пробелы проекта федерального закона «О пробации в Российской Федерации», прошедшего в настоящий момент процедуру общественного обсуждения. Приведены результаты опроса, проведенного среди сотрудников уголовно-исполнительной системы на тему эффективности мер ресоциализации и социальной адаптации осужденных, освобождаемых из мест лишения свободы.

Ключевые слова: пробация, виды пробации, проект федерального закона, реализация пробацион-ных мероприятий в России

Для цитирования

Сережкина М. А. Создание института пробации в России // Ведомости уголовно-исполнительной системы.

2023. № 1. С. 30-38. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2023-248-1-30-38.

УДК 343.851

DOI: 10.51522/2307-0382-2023-248-1-30-38

Актуальность заявленной темы определена тем, что в России в настоящее время осуществляется деятельность по законодательному закреплению института пробации.

Само слово «пробация» происходит от латинского probare - исследовать, испытывать. Институт пробации изначально представлял собой условное неисполнение наказания и зародился более 100 лет назад в англосаксонской правовой семье.

Гета М. Р. отмечает, что, претерпев множество изменений, слившись с особенно© Сережкина М. А., 2023_

стями различных национальных правовых систем, институт пробации превратился в специфический межотраслевой институт, которому присущи следующие отличительные признаки:

1) применение института пробации, как правило, сопровождается фактическим освобождением осужденного от отбывания наказания;

2) на осужденного возлагаются определенные юридические обязательства, которые он должен выполнить в течение установленного судом срока;

MARIYA A. SEREZHKINA

Lecturer of the Department of Criminal Law and Criminal Procedure of the Kuzbass Institute of the FPS of Russia, Lieutenant Colonel of the Internal Service domb2@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-1218-7058

Novokuznetsk

Creation of a probation institute in Russia

Abstract. In the article the author considers the features and types of the institution of probation, as well as the stages of its legislative consolidation in the Russian Federation. The purpose of the work is to study the process of formation of the institution of probation in the legislation of Russia. As the methodological basis of the study the author uses a survey, a statistical method, analysis, system-structural, formal-logical methods. The object of the research is the institute of probation. The subject of the study is the legal regulation of the institution of probation in the Russian criminal, criminal procedure, criminal executive law and its legislative consolidation. The paper highlights the problem of the lack of a single legislative act that defines the essence and regulates the implementation of the institution of probation. The process and problems of legislative consolidation of the institution of probation in the Russian Federation are analyzed. The author carries out brief analysis and defines gaps in the draft Federal Law «On Probation in the Russian Federation», which has currently undergone a public discussion procedure. The author also presents the results of a survey conducted among employees of the penitentiary system on the effectiveness of measures of resocialization and social adaptation of convicts released from places of deprivation of liberty.

Keywords: probation, types of probation, draft federal law, implementation of probation measures in Russia

For citation

Serezhkina M. A. Creation of a probation institute in Russia // Vedomosti of the Penal System. 2023. № 1. C. 30-38. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2023-248-1-30-38.

3) сотрудники службы пробации осуществляют контроль за лицом, в отношении которого применяются пробационные меры;

4) сотрудники службы пробации проводят в отношении поднадзорного воспитательно-профилактическую работу, а также оказывают ему социально-психологическую помощь [1].

Итогом многолетнего функционирования института пробации в различных странах мира явилось его отражение в рекомендациях и правилах международного уров-

ня, среди которых Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), принятые резолюцией 45/110 Генеральной ассамблеи от 14.12.1990; Европейская Конвенция о надзоре за условно осужденными или условно освобожденными правонарушителями (СЕД № 051) (заключена в Страсбурге 30.11.1964); Рекомендации Комитета министров Совета Европы N0. Я (92) 16 о Европейских правилах об общественных санкциях и мерах; Реко-

мендации Комитета министров Совета Европы Rec. (2000) 22 о совершенствовании применения Европейских правил об общественных санкциях и мерах; Рекомендации Комитета министров Совета Европы Rec (2003) 22 об условном освобождении (пэроуле); Правила Совета Европы о пробации (CM/Rec(2010)1); Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы) (Резолюция Генеральной ассамблеи 70/175, приложение, принята 17.12.2015).

На международном уровне признано существование четырех видов пробации: досудебной, приговорной (исполнительной), пенитенциарной и постпенитенциарной.

Досудебная пробация упоминается в Токийских правилах. В пункте 7 Токийских правил предусмотрено проведение исследования личности правонарушителя, условий его существования в социуме и его отношения к совершенному противоправному поступку. По результатам такого исследования уполномоченный орган составляет доклад о социальном обследовании, который должен содержать информацию и рекомендации, имеющие отношение к процедуре вынесения приговора. Этот документ призван помочь суду избрать адекватную меру пресечения или вид наказания в отношении конкретного субъекта, привлекаемого к уголовной ответственности. Кроме этого, в рамках досудебной проба-ции возможно:

- проведение примирительных процедур (медиации), о целесообразности законодательного закрепления которых ведутся активные обсуждения в научной среде;

- оказание помощи подозреваемому, обвиняемому, подсудимому в социальной адаптации и реабилитации (помощь в трудоустройстве, предоставлении места пребывания до окончания предварительного расследования), а также применение иных мер, призванных урегулировать уголовно-правовой конфликт, возникший между конкретным индивидом и обществом, ко-

торые удовлетворят при этом потерпевшую сторону и позволят реализовать принцип экономии уголовной репрессии. Досудебная пробация реализуется в Великобритании, США, Швеции, Казахстане.

Такой вид пробации, как приговорная (исполнительная), включает в себя исполнение некоторых наказаний, не связанных с лишением свободы; осуществление контроля и надзора за лицами, освобожденными от фактического отбывания наказания (условно осужденными), а также за лицами, которым была предоставлена отсрочка отбывания наказания; оказание помощи в ресоциализации осужденного.

Основные принципы деятельности органов приговорной (исполнительной) проба-ции закреплены в Европейской конвенции о надзоре за условно осужденными или условно освобожденными правонарушителями, Рекомендациях Комитета министров Совета Европы No. R (92) 16 о Европейских правилах об общественных санкциях и мерах; Рекомендациях Комитета министров Совета Европы Rec. (2000) 22 о совершенствовании применения Европейских правил об общественных санкциях и мерах; Рекомендациях Комитета министров Совета Европы Rec (2003) 22 об условном освобождении (пэроуле); Правилах Совета Европы о пробации. В одних зарубежных странах такой вид пробации является видом наказания или мерой уголовно-правового характера (США), в других представляет собой систему оказания социальной, психологической помощи осужденным (Казахстан), в третьих является институтом, исполняющим определенные виды наказаний, не связанных с лишением свободы, и осуществляющим контроль и надзор за лицами, освобожденными от отбывания наказания (Азербайджан).

Пенитенциарная пробация включает в себя мероприятия по проведению воспитательной работы, оказанию социальной и психологической помощи осужденным к лишению свободы или принудительным работам. Основные положения пенитен-

циарной пробации закреплены в Правилах Нельсона Манделы.

Постпенитенциарная пробация заключается в оказании помощи в ресоциализа-ции, социальной адаптации и социальной реабилитации лицам, освободившимся из учреждений, исполняющих наказания. Рекомендации по осуществлению постпенитенциарной пробации содержатся в Правилах Нельсона Манделы, Правилах Совета Европы о пробации.

В России, несмотря на отсутствие нормативно установленной дефиниции «пробация», указанный институт реализуется либо реализовывался во всех своих четырех видах.

Например, Браславская Е. Ю. сообщает, что досудебная пробация осуществлялась с 2001 по 2003 год в ходе реализации пилотного проекта внедрения ювенальных технологий в Ростовской области, где в судебном процессе появился такой участник, как социальный работник при суде. В обязанности данного субъекта входило изучение личности несовершеннолетнего подсудимого и составление досудебного доклада, содержащего предложения о необходимости применения к конкретному несовершеннолетнему преступнику конкретных реабилитационных программ. Итогом проведения данного эксперимента явилось снижение рецидивной преступности несовершеннолетних. А в 2003 году в судах Ростовской области была введена специальная должность - помощник судьи с функциями социального работника, который фактически реализовывал процедуры досудебной пробации в отношении несовершеннолетних подсудимых [2]. Дальнейшего развития и законодательного закрепления на уровне федерации указанная практика не нашла.

Приговорная пробация в России существует в следующих формах:

- условное осуждение (статья 78 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ);

- отсрочка отбывания наказания (статьи 82, 821 УК РФ);

- применение принудительных мер воспитательного воздействия (статья 92 УК РФ);

- применение принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим в возрасте старше 18 лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего 14-летнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости (статья 97 УК РФ).

Пенитенциарная пробация в Российской Федерации реализуется в местах лишения свободы посредством предоставления осужденным возможности получить образование, применения к ним мер воспитательного воздействия, оказания содействия в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых, реализации Программы развития воспитательной, социальной и психологической службы ФСИН России на 2020-2022 годы, утвержденной директором ФСИН России 04.03.2020 [3].

Постпенитенциарная пробация осуществляется в виде применения к лицам, освобожденным из мест лишения свободы, административного надзора [4], установления профилактического надзора за поведением лица в рамках Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», а также оказания социальной помощи в рамках реализации положений Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». В Республике Башкортостан, Забайкальском, Красноярском краях, Воронежской и Ульяновской областях, городе Санкт-Петербурге функционируют центры социальной адаптации осужденных, освободившихся из мест лишения свободы, их деятельность урегулирована законами соответствующих субъектов.

Изложенное позволяет с уверенностью сказать, что многие элементы института пробации существуют и функционируют на территории Российской Федерации. Проб-

лемой является лишь отсутствие единого нормативного правового акта, устанавливающего дефиницию пробации в России, ее виды, перечень пробационных мер, порядок их исполнения, перечень субъектов и так далее. Мнения о том, что российскому законодателю следует создать единый документ, определяющий и регламентирующий институт пробации, придерживаются многие ученые-правоведы. В частности, Гриш-ко А. Я. указывает на целесообразность издания Пробационного кодекса, «который может состоять из разделов, предусматривающих основные понятия, относящиеся к пробации; меры, принимаемые соответственно: а) на стадии привлечения лица к уголовной ответственности; б) пенитенциарные меры; в) постпенитенциарные меры» [5].

Попытки создания нормативного правового акта, определяющего институт проба-ции и особенности его функционирования в России, начались еще 2008 году. Тогда в рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, с целью развития социальных институтов и социальной политики одним из основных целевых ориентиров социальной политики было определено создание и развитие технологий и механизмов восстановительного правосудия, создание службы пробации, обеспечивающей социально-психологическое сопровождение лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и реабилитационное наполнение приговоров судов при реализации принудительных мер воспитательного воздействия [6].

В последующем аналогичное направление было указано в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р, в качестве метода борьбы с рецидивной преступностью [7].

В мае 2011 года в целях исполнения поручения Президента Российской Федерации от 10.05.2011 № ПР-1293 проработкой вопроса о создании службы пробации занялась специально созданная межведомственная рабочая группа. В состав группы входили представители ведомств, деятельность которых планировалось связать с создаваемой службой пробации.

В 2012 году указанной рабочей группой был подготовлен проект федерального закона «О пробации в Российской Федерации и системе органов и организаций, ее осуществляющих». Однако широкого общественного обсуждения организовано не было, к разработке не привлекались ученые-правоведы, что в определенной степени негативно сказалось на содержании документа. Разработчики закона предлагали создать службу пробации, на что требовалось более 65 миллиардов рублей, но законопроект не был поддержан Министерством финансов Российской Федерации.

Однако идея создания института про-бации в России оставалась актуальной и поддерживалась в том числе Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее - Совет). На специальном заседании Совета на тему «Гражданское участие в реформе уголовно-исполнительной системы», состоявшемся 05.04.2013, были даны рекомендации относительно создания и законодательного закрепления института пробации в России [8]. Советом рекомендовалось создать институт проба-ции и ресоциализации обвиняемых и осужденных. Полномочия института Совет предлагал возложить на службу пробации и ресоциализации ФСИН России и предоставить органам государственной власти субъектов Российской Федерации право создавать региональные органы пробации. Совет предлагал возложить на службу про-бации и ресоциализации довольно широкий круг полномочий, который, однако, включал в себя характерные для пробации

функции - контроль и поддержку подопечных указанной службы.

Предусматривалось, что на службу пробации и ресоциализации ФСИН России будет возложено:

1) осуществление мероприятий досудебной пробации: надзор за исполнением мер пресечения, не связанных с заключением под стражу, социальное и психологическое обследование подозреваемых и обвиняемых, представление суду докладов по результатам такого обследования;

2) исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы;

3) осуществление надзора за исполнением предписанных судом обязательств лицами, которым наказание назначено условно, которые освобождены от отбывания наказания условно-досрочно, которым назначена отсрочка отбывания наказания;

4) осуществление контроля за поведением лиц, освобожденных от наказания в виде лишения свободы в связи с применением актов амнистии и помилования;

5) проведение в отношении осужденных реабилитационных и социализирующих программ;

6) осуществление процедуры медиации между обвиняемым и жертвой преступления;

7) контроль исполнения обязательств по заглаживанию потерпевшему причиненного вреда в соответствии со статьей 76 УК РФ;

8) разработка и реализация программ индивидуальной социальной реабилитации.

Совет определил штатную численность службы пробации и ресоциализации из расчета не более 30 поднадзорных на одного сотрудника.

Стоит отметить, что служба пробации и ресоциализации при необходимости могла бы применять в отношении объекта про-бации даже меры принуждения, например краткосрочную изоляцию поднадзорного (от трех дней до одного месяца).

Таким образом, система пробации рассматривалась не просто как институт, ока-

зывающий социальную помощь лицам, привлекаемым к уголовной ответственности, по их желанию, а как институт, способный наравне с наказанием исполнять иные меры принуждения, необходимые для исправления лица, попавшего в его юрисдикцию.

Рассмотренное предложение также осталось без внимания, так как требовало существенных финансовых вложений.

В 2015 году вновь созданная комиссия, в состав которой входили представители аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и руководства Федеральной службы исполнения наказаний, разработала законопроект «О пробации в Российской Федерации». В данном законопроекте предлагалось возложить выполнение функций по пробации на уголовно-исполнительные инспекции, при этом для обеспечения эффективности пробационных мер было необходимо увеличить их штат почти в шесть раз. Для реализации данной идеи также требовалось серьезное финансирование. В результате в декабре 2015 года вопрос о создании института пробации в России был снят Президентом Российской Федерации с контроля. Тогда в своем ежегодном докладе Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации отметил, что прекращение работы над созданием института пробации в России по причине невозможности его финансирования является экономией на капле воды, способной погасить искру, разжигающую социальный пожар [9].

Согласно данным отчетов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, за период с 2010 по 2021 год удельный вес лиц, имеющих на момент вынесения приговора неснятую или непогашенную судимость, в общем числе осужденных поднялся с 31,7 до 39,0 %, при этом общее число осужденных лиц уменьшилось с 845 071 до 565 523 человек [10]. Указанные сведения дают основание полагать, что на протяжении 10 лет в России развивается кризис наказания, которое с трудом дости-

гает таких своих целей, как становление осужденного на путь правомерного поведения и предупреждение совершения новых преступлений. Для снижения показателей рецидивной преступности вновь был поднят вопрос о законодательном закреплении института пробации.

Так, 29.04.2021 с изданием Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года для подавления роста рецидивной преступности основным направлением развития уголовно-исполнительной системы было четко определено создание и развитие системы пробации [11]. При этом была поставлена задача до 2024 года закрепить институт пробации на законодательном уровне, определить функции проба-ции, перечень задач и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления.

Очередной проект федерального закона «О пробации в Российской Федерации» разрабатывался рабочей группой под председательством заместителя Министра юстиции Российской Федерации Забарчука Е. Л. В состав рабочей группы входили представители как государственных органов, так и негосударственных организаций, также в разработке законопроекта принимали участие представители научного сообщества.

В проекте закона о пробации предлагалось законодательно закрепить четыре вида пробации - досудебную, приговор-ную (исполнительную), пенитенциарную и постпенитенциарную.

Однако вынесенный 04.04.2022 на общественное обсуждение проект федерального закона «О пробации в Российской Федерации» уже не содержал такого вида пробации, как досудебная. Можно предположить, что такое решение принято в результате изучения зарубежного опыта применения данного вида пробации. Так, эффективность досудебной пробации в Республике Казахстан оценивается научным сообществом как неудовлетворительная ввиду большой загруженности сотруд-

ников службы пробации и в результате формализации данного института [12].

В законопроекте «О пробации в Российской Федерации»* [13] назначение института пробации заключается в совокупности мер, применяемых в отношении осужденных, лиц, в отношении которых назначены иные меры уголовно-правового характера, а также лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, и оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация, защита прав и законных интересов указанных лиц.

Разработанный законопроект «О про-бации в Российской Федерации» является логическим завершением и одновременно отправной точкой законодательного закрепления института пробации в России. Предлагаемый законопроект закрепляет институт пробации в большей части как институт социальной поддержки осужденных.

Не ставя под сомнение необходимость и важность оказания социальной поддержки осужденным, представляем результаты опроса, проведенного с целью установления первостепенности осуществления работы по оказанию социальной поддержки осужденным, освободившимся из мест лишения свободы по отбытии наказания или условно-досрочно. В опросе, проведенном автором в 2022 году, участвовали 150 сотрудников уголовно-исполнительной системы, проходящих службу в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы Сибирского федерального округа Российской Федерации.

63 % из них указали, что более половины лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, нуждаются в мерах ресоциа-лизации и социальной адаптации.

37 % опрошенных отметили, что в учреждениях, где они служат, реализуются про-

* 25.01.2023 данный законопроект принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в третьем, заключительном, чтении.

граммы ресоциализации и социальной адаптации (ведется работа в школах освобождения, с социальными службами, с общественными организациями, предоставляется возможность обучения и так далее). Столько же ответили, что им неизвестно, реализуются такие меры в их учреждениях или нет.

53 % респондентов на вопрос «Предотвратит ли оказание социальной, психологической, правовой помощи совершение повторных преступлений лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы?» ответили: «Нет, не предотвратит». При этом в качестве обоснования своего ответа опрошенные сообщили, что «осужденные сами не желают вставать на путь исправления» или «при наличии помощи перестанут беспокоиться о своем существовании и будут рассчитывать только на государственную поддержку».

26 % опрошенных на этот же вопрос ответили: «Предотвратит при наличии дополнительных условий, а именно при наличии контроля за указанными лицами со стороны специально уполномоченного на то органа».

Результат проведенного опроса заставляет задуматься, а достаточно ли эффективной будет постпенитенциарная пробация, если она заключается только лишь в предоставлении социальной, психологической, правовой помощи объектам пробации. Данный вопрос следует изучить отдельно.

Кроме того, стоит отметить, что предложенная в проекте федерального закона «О пробации в Российской Федерации» модель не реализует всего потенциала института пробации. В частности, в проекте не указаны меры, которые способствовали бы примирению преступника с потерпевшим и заглаживанию причиненного совершением преступления вреда; не урегулирована реализация пробацион-ных мер в отношении несовершеннолетних, в частности в отношении тех, к которым применяются принудительные меры воспитательного воздействия.

Указанные вопросы требуют дальнейшего детального изучения и разрешения в процессе осуществления субъектами про-бации своих функций.

1. Гета М. Р. Альтернативы наказанию : учебное пособие. Усть-Каменогорск : Медиа-Альянс, 2004. С. 58-59.

2. Браславская Е. Ю. Развитие ювенальной юстиции в Ростовской области // Философия права. 2010. № 2. С. 22-24.

3. Письмо ФСИН России от 10.03.2020 № исх-03-15262. Документ опубликован не был.

4. Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы : федер. закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ (ред. от 01.10.2019). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

5. Гришко А. Я. Пробация и пробационное законодательство // Преступление, наказание, исправление : сборник тезисов выступлений и докладов участников V Международного пенитенциарного форума, приуроченного к проведению в 2021 году в Российской Федерации Года науки и технологий (Рязань, 17-19 нояб. 2021 г.). В 9 т. Рязань : Академия ФСИН России, 2021. С. 104-109.

6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : утв. распор. Правительства Рос. Федерации от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

7. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : утв. распор. Правительства Рос. Федерации от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 23.09.2015). Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс».

8. Доклад Постоянной комиссии по содействию ОНК и реформе пенитенциарной системы Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека «О ходе реформы Уголовно-исполнительной системы России и необходимости внесения изменений в концепцию реформы, создания институтов пробации и ресоциализации», г. Москва, 05 апреля 2013 г. // Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека : [сайт]. URL: http://www. president-sovet.ru/docs/expert_conclusions/doklad_o_khode_reformy_ugolovno_ispolnitelnoy_sistemy_rossii_i_ neobkhodimosti_vneseniya_izmeneniy_v_/ (дата обращения: 30.05.2022).

9. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2015 год // Интернет-портал

«Российской газеты» : сетевое издание. URL: https://rg.ru/documents/2016/03/24/ombudsman-doklad-dok.html (дата обращения: 30.05.2022).

10. Отчет Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации о характеристике преступления, его рецидива и повторности по числу осужденных по всем составам преступлений Уголовного кодекса Российской Федерации за 12 месяцев 2021 года // Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации : [сайт]. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=6121 (дата обращения: 30.05.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года : утв. распор. Правительства Рос. Федерации от 29.04.2021 № 1138-р. Доступ из СПС «Консультант-Плюс».

12. Саламатов Е. А. Досудебная пробация: проблемы и пути решения // zakon.kz : [сайт]. URL: https: //www.zakon.kz/4927553-dosudebnaya-probatsiya-problemy-i-puti.html?ysclid=lbf23quiak501174932 (дата обращения: 30.05.2022).

13. О пробации в Российской Федерации : проект федерального закона, законопроект № 232770-8 // СОЗД ГАС «Законотворчество» : [сайт]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/232770-8 (дата обращения: 15.11.2022).

1. Geta M. R. Alternatives to Punishment : a tutorial. Ust-Kamenogorsk : Media Alliance, 2004, P. 58-59.

2. Braslavskaya E. Yu. Development of juvenile justice in the Rostov region // Philosophy of Law. 2010. No. 2. P. 22-24.

3. Letter of the Federal Penitentiary Service of Russia dated March 10, 2020 No. ref-03-15262. The document has not been published.

4. On administrative supervision of persons released from places of deprivation of liberty : Feder. Law No. 64-FL dated April 6, 2011 (as amended on October 1, 2019). Access from LRS «ConsultantPlus».

5. Grishko A. Ya. Probation and probation legislation // Crime, punishment, correction : a collection of abstracts of speeches and reports of participants of the V International Penitentiary Forum, coincided with the Year of Science and Technology in the Russian Federation in 2021 (Ryazan, November 17-19, 2021 G.). In 9 volumes. Ryazan : Academy of the FPS of Russia, 2021, P. 104-109.

6. The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020 : approved. thrust. Government of Rus. Federation dated November 17, 2008 No. 1662-r (as amended on September 28, 2018). Access from LRS «ConsultantPlus».

7. The concept of development of the penitentiary system of the Russian Federation until 2020 : approved. thrust. Government of Ros. Federation dated 10/14/2010 No. 1772-r (as amended on 09/23/2015). Access from LRS «ConsultantPlus».

8. Report of the Standing Commission for the Promotion of the PMC and the Reform of the Penitentiary System of the Council under the President of the Russian Federation for the Development of Civil Society and Human Rights «On the progress of the reform of the Russian penitentiary system and the need to amend the concept of reform, the creation of probation and resocialization institutions», Moscow, April 05, 2013 // Council under the President of the Russian Federation for the development of civil society and human rights : [website]. URL: http: //www.president-sovet.ru/docs/expert_conclusions/doklad_o_khode_reformy_ugolovno_ispolnitelnoy_sistemy_ rossii_i_neobkhodimosti_vneseniya_izmeneniy_v_/ (date of access: 05/30/2022).

9. Report of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation for 2015 // «Rossiyskaya Gazeta» Internet portal : online edition. URL: https://rg.ru/documents/2016/03/24/ombudsman-doklad-dok.html (date of access: 05/30/2022).

10. Report of the Judicial Department at the Supreme Court of the Russian Federation on the characteristics of the crime, its recurrence and repetition by the number of convicts for all offenses of the Criminal Code of the Russian Federation for 12 months of 2021 // Judicial Department at the Supreme Court of the Russian Federation : [website]. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=6121 (date of access: 05/30/2022).

11. The concept of development of the penitentiary system of the Russian Federation for the period up to 2030 : approved. thrust. Government of Ros. Federation dated April 29, 2021 No. 1138-r. Access from LRS «ConsultantPlus».

12. Salamatov E. A. Pre-trial probation: problems and solutions // zakon.kz : [website]. URL: https://www. zakon.kz/4927553-dosudebnaya-probatsiya-problemy-i-puti.html?ysclid=lbf23quiak501174932 (date of access: 05/30/2022).

13. On probation in the Russian Federation : draft federal law, draft law No. 232770-8 // CREATION OF GAS «Lawmaking» : [website]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/232770-8 (date of access: 11/15/2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.