Научная статья на тему 'ЗАКОН "О ПРОБАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" КАК ПРЕДПОСЫЛКА ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА'

ЗАКОН "О ПРОБАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" КАК ПРЕДПОСЫЛКА ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
480
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОН О ПРОБАЦИИ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ПРОБАЦИИ / ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОБЩЕСТВЕННОСТИ / ЛИЦА В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ПРИМЕНЯЕТСЯ ПРОБАЦИЯ / СУБЪЕКТЫ ПРОБАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скиба Андрей Петрович, Малолеткина Наталья Сергеевна

В статье приведены некоторые аспекты обсуждения и принятия закона «О пробации в Российской Федерации». Проводится сравнительный анализ варианта законопроекта, внесенного в Государственную Думу РФ, с текстом принятого закона, выделяется ряд изменений. Акцентируются некоторые вопросы, которым авторы настоящей статьи уделяли особое внимание в 2021-2022 годах при обсуждении законопроекта: предупреждение совершения преступлений как цель применения пробации, исправление осужденных, три вида пробации (исполнительной, пенитенциарной и постпенитенциарной) и механизм их реализации, в том числе через перечень прав и обязанностей субъектов пробации, представителей общественности и лиц, в отношении которых она применяется, и т. п. Принятие данного закона фактически расширило предмет уголовно-исполнительного права за счет пробационных мер как новых оснований взаимодействия осужденных, учреждений и органов, исполняющих наказания, представителей общественности и других участников уголовно-исполнительных правоотношений. Определяются дальнейшие направления развития уголовно-исполнительного права: исследование соответствия целей пробации и целей уголовно-исполнительного законодательства; определение критериев оценки достижения целей пробации; уточнение полномочий уголовно-исполнительных инспекций, исправительных центров и исправительных учреждений в сфере пробации и анализ их соотношения с уголовно-исполнительными функциями; определение организационно-правового статуса центров пробации; особенности применения пробационных мер в случаях стихийного бедствия, введения чрезвычайного или военного положения, а также в отношении отдельных категорий лиц, имеющих культурные, религиозные и другие индивидуальные особенности, включая различные психические и иные заболевания; и пр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Скиба Андрей Петрович, Малолеткина Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LAW “ON PROBATION IN THE RUSSIAN FEDERATION” AS A PREREQUISITE FOR THE FURTHER DEVELOPMENT OF PENAL LAW

The article describes some aspects of the discussion and adoption of the law “On Probation in the Russian Federation”. A comparative analysis of the version of the draft law submitted to the State Duma of the Russian Federation with the text of the adopted law is carried out and a number of changes are highlighted. There are some issues that the authors of this article paid special attention to in 2021-2022 when discussing the draft law: the prevention of crimes as the purpose of probation, the correction of convicts, three types of probation (executive, penitentiary and post-penitentiary) and the mechanism of their implementation, including through the list of rights and obligations of probation subjects, members of the public and persons who in respect of which it is applied, etc. The adoption of this law has actually expanded the subject of penal enforcement law through probation measures as new grounds for interaction between convicts, institutions and bodies executing sentences, members of the public and other participants in penal enforcement relations. Further directions of the development of penal enforcement law are highlighted: the study of the compliance of probation goals and the goals of penal enforcement legislation; determination of criteria for assessing the achievement of probation goals; clarification of the powers of penal inspections, correctional centers and correctional institutions in the field of probation and analysis of their relationship with penal enforcement functions; determination of the organizational and legal status of probation centers; features of the application of probation measures in cases of a natural disaster, the introduction of a state of emergency or martial law, as well as in relation to certain categories of persons with cultural, religious and other individual characteristics, including various mental and other diseases; etc.

Текст научной работы на тему «ЗАКОН "О ПРОБАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" КАК ПРЕДПОСЫЛКА ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА»

УДК 343.8

https://doi.org/10.53993/2078-3914/2023/1(54)/80-90

А. П. Скиба, Н. С. Малолеткина

ЗАКОН «О ПРОБАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» КАК ПРЕДПОСЫЛКА ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА

В статье приведены некоторые аспекты обсуждения и принятия закона «О пробации в Российской Федерации». Проводится сравнительный анализ варианта законопроекта, внесенного в Государственную Думу РФ, с текстом принятого закона, выделяется ряд изменений.

Акцентируются некоторые вопросы, которым авторы настоящей статьи уделяли особое внимание в 2021-2022 годах при обсуждении законопроекта: предупреждение совершения преступлений как цель применения пробации, исправление осужденных, три вида пробации (исполнительной, пенитенциарной и постпенитенциарной) и механизм их реализации, в том числе через перечень прав и обязанностей субъектов пробации, представителей общественности и лиц, в отношении которых она применяется, и т. п.

Принятие данного закона фактически расширило предмет уголовно-исполнительного права за счет пробационных мер как новых оснований взаимодействия осужденных, учреждений и органов, исполняющих наказания, представителей общественности и других участников уголовно-исполнительных правоотношений.

Определяются дальнейшие направления развития уголовно-исполнительного права: исследование соответствия целей пробации и целей уголовно-исполнительного законодательства; определение критериев оценки достижения целей пробации; уточнение полномочий уголовно-исполнительных инспекций, исправительных центров и исправительных учреждений в сфере пробации и анализ их соотношения с уголовно-исполнительными функциями; определение организационно-правового статуса центров пробации; особенности применения пробационных мер в случаях стихийного бедствия, введения чрезвычайного или военного положения, а также в отношении отдельных категорий лиц, имеющих культурные, религиозные и другие индивидуальные особенности, включая различные психические и иные заболевания; и пр.

Ключевые слова: закон о пробации; критерии оценки достижения целей пробации; представители общественности; лица, в отношении которых применяется пробация; субъекты пробации.

Для цитирования: Скиба А. П., Малолеткина Н. С. Закон «О пробации в Российской Федерации» как предпосылка дальнейшего развития уголовно-исполнительного права // Вестник Кузбасского института. 2023. № 1 (54). С. 80-90. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2023/1(54)/80-90.

© Скиба А. П., Малолеткина Н. С., 2023 © Skiba A. P., Maloletkina N. S., 2023

A. P. Skiba, N. S. Maloletkina

THE LAW "ON PROBATION IN THE RUSSIAN FEDERATION" AS A PREREQUISITE FOR THE FURTHER DEVELOPMENT

OF PENAL LAW

The article describes some aspects of the discussion and adoption of the law "On Probation in the Russian Federation ". A comparative analysis of the version of the draft law submitted to the State Duma of the Russian Federation with the text of the adopted law is carried out and a number of changes are highlighted.

There are some issues that the authors of this article paid special attention to in 20212022 when discussing the draft law: the prevention of crimes as the purpose of probation, the correction of convicts, three types of probation (executive, penitentiary and post-penitentiary) and the mechanism of their implementation, including through the list of rights and obligations of probation subjects, members of the public and persons who in respect of which it is applied, etc.

The adoption of this law has actually expanded the subject of penal enforcement law through probation measures as new grounds for interaction between convicts, institutions and bodies executing sentences, members of the public and other participants in penal enforcement relations.

Further directions of the development of penal enforcement law are highlighted: the study of the compliance ofprobation goals and the goals of penal enforcement legislation; determination of criteria for assessing the achievement of probation goals; clarification of the powers of penal inspections, correctional centers and correctional institutions in the field of probation and analysis of their relationship with penal enforcement functions; determination of the organizational and legal status of probation centers; features of the application of probation measures in cases of a natural disaster, the introduction of a state of emergency or martial law, as well as in relation to certain categories of persons with cultural, religious and other individual characteristics, including various mental and other diseases; etc.

Keywords: the law on probation; criteria for assessing the achievement of probation goals; members of the public; persons to whom probation is applied; probation subjects.

For citation: Skiba A. P., Maloletkina N. S. The law "On probation in the Russian Federation" as a prerequisite for the further development of penal law. Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2023, no. 1 (54), p. 80-90. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2023/1(54)/80-90.

6 февраля 2023 г. был принят Феде- деральных законов. С другой стороны,

ральный закон «О пробации в Россий- данный закон расширяет, в сравнении с

ской Федерации», который знаменует текущим законодательством, организа-

новый этап развития теоретически- ционно-правовые основы взаимодей-

прикладных аспектов исполнения уго- ствия учреждений и органов, исполня-

ловных наказаний. С одной стороны, он ющих наказания, других государствен-

логически вписывается в положения ч. 1 ных органов, осужденных, субъектов

ст. 2 УИК РФ о том, что уголовно- общественного воздействия и иных

исполнительное законодательство РФ участников уголовно-исполнительных

состоит из самого УИК РФ и других фе- правоотношений, а также создает пред-

посылки дальнейшего развития уголовно-исполнительного права

Представляется, что актуальность его принятия определяется не столько необходимостью введения как такового института пробации (ведь различные аспекты в постпенитенциарной помощи лицам и пр., включая принятие соответствующего закона, обсуждаются в юридической литературе: [1, с. 68-72; 5, с. 210-215; 8, с. 50-53]), сколько с его помощью повышением эффективности достижения целей уголовно-

исполнительного законодательства в виде исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений (на чем акцентируется внимание специалистов, в том числе на соответствующих научных мероприятиях [4, с. 543-552]). Необходимость введения института пробации в России давно отмечается в юридической литературе [7, с. 74-76; 9, с. 15-16; 18, с. 5-8], и проект данного закона уже рассматривался в работах исследователей [2, с. 108-123; 10, с. 220-222].

Данный законопроект разрабатывался межведомственной рабочей группой (в которую входили, в частности, С. А. Борсученко, Н. С. Малолеткина, А. П. Скиба и др.) еще с первой половины 2021 г. в Министерстве юстиции Российской Федерации на базе Департамента нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов (в настоящее время — Департамент государственной политики в сфере уголовно-исполнительной системы).

Авторы настоящей статьи (в ходе обсуждения на совещаниях в качестве участников рабочей группы) особо обращали внимание на необходимость закрепления и урегулирования ряда вопросов (многие из которых были учтены):

- цели применения пробации в виде предупреждения совершения преступлений лиц, в отношении которых применяется пробация, и как следствие — также их правонарушений;

- трех видов пробации — исполнительной, пенитенциарной и постпенитенциарной, а также подробного механизма их реализации, в том числе через перечень прав и обязанностей субъектов пробации и лиц, в отношении которых она применяется;

- исправления осужденных и средств его достижения при реализации института пробации;

- участия религиозных и иных общественных объединений, коммерческих и некоммерческих субъектов, медицинских организаций, также других представителей общественности путем содействия субъектам пробации, в том числе для достижения целей ее применения, организации трудового и бытового устройства лиц, в отношении которых применяется пробация, их социальной защиты, получения образования, совершенствования материально-технической базы субъектов пробации и пр.;

- целенаправленного применения пробации в отношении такой специфической категории лиц, как освобожденные от отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью;

- взаимосвязанности правонару-шающего (или наоборот — правомерного) поведения лиц, в отношении которых применяется пробация, их индивидуальных особенностей, обстоятельств и потребностей, состояния здоровья и т. п. с объемом и размером поддержки, оказываемой им государством;

- и т. д.

Текст проекта Федерального закона «О пробации в Российской Федерации», как это происходит обычно в ходе законотворческого процесса, на всех этапах

его обсуждения постоянно корректировался [13, с. 176-194].

Такая же ситуация проявилась и в дальнейшем, когда окончательный текст принятого закона продолжал совершенствоваться и имел некоторые отличия от того варианта законопроекта, который направлялся в Государственную Думу РФ. Остановимся на некоторых из них:

- в п. 13 ст. 5 расширено содержание информации (вполне обоснованно — А. С., Н. М.), размещаемой в едином реестре лиц, в отношении которых применяется пробация, за счет сведений о самих лицах, об их индивидуальных программах, а также об отказах от применения пробации;

- в ч. 3 ст. 7 органам внутренних дел вменено в обязанность взаимодействовать с уголовно-исполнительными инспекциями не только по вопросам применения постпенитенциарной, но и исполнительной пробации (т. е. фактически установлена необходимость дополнительного сотрудничества между указанными органами и при исполнении исправительных работ, ограничения свободы и иных наказаний, не связанных с изоляцией от общества — А. С., Н. М);

- в п. 6 ч. 1 ст. 11 из перечня лиц, в отношении которых применяется исполнительная пробация, исключена такая специфическая категория, как «совершившие в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), к которым применены принудительные меры медицинского характера» и одновременно включены осужденные, которым неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания (за исключением случаев за-

мены наказания в виде лишения свободы принудительными работами);

- по п. 2 ч. 2 ст. 13 пенитенциарная пробация осуществляется теперь по такому направлению, как, в частности, социальная реабилитация осужденных, отбывающих наказания (вместо «восстановления и укрепления социальных связей», которые по п. 7 ч. 1 ст. 5 входят в содержание социальной реабилитации — А. С., Н. М.). Аналогичные изменения внесены и в другие нормы закона, в том числе в название ст. 22;

- в ч. 3 ст. 16, ч. 13 ст. 31 и др. нормах закона наряду с местом жительства добавлено «место пребывания», что позволяет более разносторонне учитывать различные места нахождения лица, в отношении которого применяется про-бация. Так, в рамках пенитенциарной пробации после ознакомления осужденного к наказанию в виде принудительных работ или лишения свободы с индивидуальной программой соответствующая информация направляется в уголовно-исполнительную инспекцию по избранному осужденным месту жительства (месту пребывания), а в случае изменения места жительства (места пребывания) лица, в отношении которого применяется исполнительная или постпенитенциарная пробация, соответствующая информация направляется в уголовно-исполнительную инспекцию по новому месту жительства (месту пребывания) и т. д. ;

- в ч. 3 ст. 18 среди обязанностей лиц, в отношении которых применяется пенитенциарная пробация, исключены такие, как «соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих порядок и условия отбывания наказаний» и «выполнять законные требования работников учреждений, исполняющих наказания в виде прину-

дительных работ или лишения свободы», и оставлена лишь обязанность «предоставлять достоверную информацию для проведения оценки индивидуальной нуждаемости в целях принятия решения об оказании содействия в ресо-циализации, социальной адаптации и социальной реабилитации» (что не только сужает объем обязанностей лиц, в отношении которых применяется проба-ция, но и устанавливает явный перекос в сторону регламентации их прав, указанных в ч. 2 ст. 18 (запрашивать и получать информацию об условиях и о порядке применения мер пенитенциарной пробации; участвовать в мероприятиях по социальной адаптации и социальной реабилитации; запрашивать и получать информацию о порядке и об основаниях осуществления мероприятий по социальной адаптации и социальной реабилитации; давать предложения в части содержания и корректировки своих индивидуальных программ, а также порядка их выполнения; и т. д.) — А. С., Н. М.);

- по ч. 1 ст. 25 уголовно-исполнительные инспекции оказывают содействие в получении лицами не только общего образования, среднего профессионального образования, прохождении профессионального обучения, повышении квалификации, но и в прохождении обучения по программам профессиональной переподготовки, а также это содействие осуществляется теперь и в целях их ресоциализации (что, по всей видимости, вполне обоснованно — А. С., Н. М.);

- согласно ч. 2 ст. 25 уголовно-исполнительными инспекциями лицам, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация, предоставляется информация, помимо прочего, дополнительно об организациях,

осуществляющих образовательную деятельность;

- в п. 12 ч. 1 ст. 28 уточнено, что уголовно-исполнительные инспекции в сфере исполнительной и постпенитенциарной пробации обеспечивают содействие в получении, помимо прочего, медицинской книжки не во всех случаях, а только «если необходимость оформления медицинской книжки предусмотрена соответствующими нормативными правовыми актами»;

- в соответствии с ч. 7 ст. 31 решение об отказе в оказании содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации может быть обжаловано не только осужденным, но теперь также и лицом, освободившемся из учреждения, исполняющего наказание в виде принудительных работ или лишения свободы;

- в ч. 14 ст. 31 добавлено, что и в рамках исполнительной пробации (а не только постпенитенциарной — А. С., Н. М.) в случае оказания лицу медицинской помощи в стационарных условиях выполнение индивидуальной программы не прекращается;

- в пп. «ж» п. 4 ст. 32 уточнено, что в зависимости от индивидуальной нуждаемости лица, обратившегося с заявлением об оказании содействия в ресоциа-лизации, социальной адаптации и социальной реабилитации, индивидуальная программа может включать в том числе оказание содействия в получении пенсионного обеспечения не во всех случаях, а только «для лиц, имеющих право на его получение».

Фактически принятие Федерального закона «О пробации в Российской Федерации» расширило предмет уголовно-исполнительного права, о разных вариантах реализации которого говорят многочисленные исследователи [4, с. 80-84; 6, с. 115-119; 11, с. 8-13], за счет проба-

ционных мер как новых оснований взаимодействия осужденных, учреждений и органов, исполняющих наказания, иных государственных органов, представителей общественности и других участников уголовно-исполнительных правоотношений.

Кроме того, данный закон объективно становится предпосылкой дальнейшего развития уголовно-исполнительного права, когда очевидна необходимость не только изменения УИК РФ и в целом уголовно-исполнительного законодательства, но и издания новых нормативных правовых актов в данной сфере.

На это прямо указывают некоторые положения рассматриваемого федерального закона. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 7 закона федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, уполномочен и в ближайшее время будет ре-ализовывать нормативно-правовое регулирование в сфере пробации, в том числе определять порядок осуществления прав и исполнения обязанностей учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, и уголовно-исполнительных инспекций в сфере пробации, а также утверждать правила организации деятельности центров пробации.

Помимо этого, очевидны и дальнейшие направления развития уголовно-исполнительного права в связи с принятием Федерального закона «О пробации в Российской Федерации».

Укажем некоторые из них.

Во-первых, требуется исследовать (не-) соответствие целей пробации (ст. 4 закона) целям применения наказаний (ст. 43 УК РФ) и уголовно-исполнительного законодательства (ст. 1

УИК РФ). Так, целями пробации являются: 1. коррекция социального поведения, 2. ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация лиц, в отношении которых применяется пробация, а также 3. предупреждение совершения ими новых преступлений.

Во-вторых, актуально определить критерии оценки достижения таких целей пробации, как, прежде всего, коррекция социального поведения, а также ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация лиц, в отношении которых применяется пробация. Теоретически можно было бы здесь по аналогии применять разрабатываемые в юридической литературе критерии исправления осужденных [3, с. 98-108; 12, с. 127-138; 15, с. 99-103; 16, с. 37-44], однако в этом случае возникает другой вопрос — о том, насколько указанные две цели пробации охватываются исправлением и/или ориентированы на его достижение.

В-третьих, следует конкретизировать статус в рамках пробации некоторых действий администраций учреждений и органов, исполняющих наказание, которые в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством относятся к средствам исправления осужденных: проведение воспитательной работы (ст. 14 и др.), осуществление по сути общественного воздействия со стороны представителей религиозных организаций, бизнес-сообщества, образовательных и медицинских учреждений, а также иных негосударственных субъектов (например, ч. 2 ст. 6) и т. д.

В-четвертых, необходимо уточнить полномочия уголовно-исполнительных инспекций, исправительных центров и исправительных учреждений в сфере пробации (ст. 16, 17, 28 и др. закона), проанализировать их соотношение с сугубо уголовно-исполнительными функциями, предусмотренными в уголовно-

исполнительном законодательстве, а также ориентированность на достижение целей пробации.

Функции иных участники правоотношений в сфере пробации, включая религиозные и иные общественные объединения, медицинские организации, бизнес-сообщество и субъектов общественности, также требуют похожего исследования.

В-пятых, аналогичная ситуация — с правовым положением осужденных, как лиц, отбывающих соответствующее наказание, так и лиц, к которым применяется пробация (ст. 18, 29 и др. закона).

В-шестых, актуально определить организационно-правовой статус центров пробации, организуемых некоммерческими, в том числе религиозными, организациями и общественными объединениями, социально ориентированными некоммерческими организациями

(ст. 27), включая правовое положение лиц, в них содержащихся, условия размещения и иные вопросы.

В-седьмых, ввиду наличия многих негативных обстоятельств (ухудшения военно-политической обстановки в приграничных с Россией территориях, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и т. д.) как на территории России, так и соседних государств, очевидна злободневность учета в правовом регулировании исполнения наказаний и реализации пробационных мер в случаях стихийного бедствия, введения чрезвычайного или военного положения (они нами объединяются термином «экстремальные условия») [17]. Тем более, в указанных случаях цели пробации и уголовно-исполнительного законодательства, предусмотренные в ст. 4 анализируемого закона и в ст. 1 УИК РФ, будут дополняться теми, для достижения которых

вводится чрезвычайное или военное положение (в соответствии со ст. 2 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» и ст. 1 Федерального конституционного закона «О военном положении»).

В-восьмых, следует обратиться к особенностям и проблемам коррекции социального поведения, ресоциализа-ции, социальной адаптации и социальной реабилитации лиц, в отношении которых применяется пробация, а также предупреждения совершения новых преступлений их отдельных категорий: российских граждан из разных регионов страны, а также иностранных граждан, приехавших из различных государств Европы, Средней и Юго-Восточной Азии, Африки и пр., имеющих культурные, религиозные и иные индивидуальные особенности; лицах, имеющих различные заболевания (психические расстройства, туберкулез, ВИЧ-инфицированных, с расстройством половой идентификации и т. п.); и пр.

Кроме вышеуказанных и иных направлений развития уголовно-исполнительного права, актуально комплексное исследование соотношения законодательства в сфере пробации с уголовно-исполнительным и иным законодательством, в том числе для определения «приоритетности» правовых норм при закреплении прав и обязанностей участников соответствующих правоотношений.

Таким образом, принятие Федерального закона «О пробации в Российской Федерации», с одной стороны, знаменует новый этап развития теоретически-прикладных аспектов исполнения уголовных наказаний, и с другой — вызывает необходимость дальнейшего развития уголовно-исполнительного права.

Литература

1. Адоевская, О. А. О возможности и пределах учета международного опыта ресо-циализации осужденных к лишению свободы // Юридический вестник Самарского университета. — 2018. — Т. 4. — № 1. — С. 68-72.

2. Антипов, А. Н., Строгович, Ю. Н. Пробации в России быть. Проект федерального закона «О пробации в Российской Федерации» // Право и образование. — 2021.

— № 10. — С. 108-123.

3. Бутенко, Т. П. Средства и критерии исправления осужденных // Политика и право. Ученые записки. — Благовещенск, 2015. — С. 98-108.

4. Головастова, Ю. А. Тенденция расширения предмета уголовно-исполнительного права: методологические подходы // Библиотека криминалиста. Научный журнал.

— 2016. — № 4 (27). — С. 80-84.

5. Гришко, А. Я., Гришко, Л. Е. К вопросу о постпенитенциарном праве // Уголовно-исполнительное право. — 2019. — Т. 14. — № 3. — С. 210-215.

6. Давыдова, И. А. Теоретические проблемы правового регулирования исполнения уголовных наказаний в трудах Н. А. Стручкова и современное уголовно-исполнительное право // Уголовно-исполнительное право. — 2017. — Т. 12. — № 2. — С. 115-119.

7. Ермасов, Е. В., Дегтярева, О. Л. Вопросы создания службы пробации в России // Закон и право. — 2016. — № 8. — С. 74-76.

8. Лазарева, Ю. В. Современные проблемы социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. — 2010. — № 1. — С. 50-53.

9. Малолеткина, Н. С. О целесообразности полного внедрения института пробации в современную пенитенциарную систему // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. — 2014. — № 2. — С. 15-16.

10. Мельникова, О. В. Служба пробации — приоритетное направление развития уголовно-исполнительной системы российского государства // Право и государство: теория и практика. — 2021. — № 11 (203). — С. 220-222.

11. Орлов, В. Н. Идеи профессора Н. А. Стручкова и перспективы развития уголовно-исполнительного права // Уголовно-исполнительное право. — 2018. — Т. 13. — № 1. — С. 8-13.

12. Орлов, В. Н. О цели уголовного наказания в виде исправления осужденного: понятие, средства, критерии и степень оценки // Российский ежегодник уголовного права. — 2007. — № 1. — С. 127-138.

13. Скиба, А. П., Малолеткина, Н. С. Законопроект «О пробации в Российской Федерации»: некоторые аспекты обсуждения в 2021-2022 годах // Уголовно-исполнительное право. — 2022. — Т. 17 (1-4). — № 2. — С. 176-194.

14. Скиба, А. П., Петрянин, А. В., Коробова, И. Н. Международный круглый стол «Система пробации в Российской Федерации: уголовно-исполнительные и иные аспекты» (18 ноября 2022 г.) // Уголовно-исполнительное право. — 2022. — Т. 17 (1-4). — № 4. — С. 543-552.

15. Скорик, Е. Н. О некоторых проблемах определения критериев оценки достижения целей наказания // Вестник Кузбасского института. — 2017. — № 2 (31). — С. 99103.

16. Тепляшин, П. В. Многокритериальный подход при конкурсном отборе осужденных к условно-досрочному освобождению // Пролог. — 2014. — № 4 (8). — С. 37-44.

17. Уголовно-исполнительное законодательство в условиях стихийного бедствия, введения чрезвычайного или военного положения: монография / И. А. Ефремова, Ю. А. Кашуба, В. Н. Орлов и др.; под общ. ред. А. А. Крымова; под науч. ред. А. П. Скибы; журнал «Российский криминологический взгляд». — 4-е изд., ис-правл. и доп. — Москва: Криминологическая библиотека, 2022.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Уткин, В. А. О перспективах пробации в России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. — 2016. — № 4. — С. 5-8.

References

1. Adoyevskaya O.A. O vozmozhnosti i predelah ucheta mezhdunarodnogo opyta reso-cializacii osuzhdennyh k lisheniju svobody [On the possibility and limits of taking into account the international experience of resocialization of convicts to imprisonment]. Ju-ridicheskij vestnik Samarskogo universiteta [Law Bulletin of Samara University], 2018, vol. 4, no. 1, p. 68-72.

2. Antipov A. N., Strogovich Yu. N. Probacii v Rossii byt'. Proekt federal'nogo zakona "O probacii v Rossijskoj Federacii" [There will be probation in Russia. Draft Federal Law "On Probation in the Russian Federation". Pravo i obrazovanie [Law and Education], 2021, no. 10, p. 108-123.

3. Butenko T. P. Sredstva i kriterii ispravlenija osuzhdennyh [Funds and criteria for correcting convicts]. In: Politika i pravo. Uchenye zapiski [Politics and law. Scholarly notes]. Blagoveshchensk, 2015. P. 98-108.

4. Golovastova Yu. A. Tendencija rasshirenija predmeta ugolovno-ispolnitel'nogo prava: metodologicheskie podhody [Tendency to expand the subject of penal law: methodological approaches]. Biblioteka kriminalista. Nauchnyj zhurnal [Forensic library. Scientific journal_], 2016, no. 4 (27), p. 80-84.

5. Grishko A. Ya., Grishko L. E. K voprosu o postpenitenciarnom prave [On the issue of post-penal law]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo [Penal Law], 2019, vol. 14, no. 3, p. 210-215.

6. Davydova I. A. Teoreticheskie problemy pravovogo regulirovanija ispolnenija ugolov-nyh nakazanij v trudah N. A. Struchkova i sovremennoe ugolovno-ispolnitel'noe pravo [Theoretical problems of legal regulation of the execution of criminal punishments in the works of N. A. Struchkov and modern criminal-executive law]. Ugolovno-ispolnitel'noepravo [PenalLaw], 2017, vol. 12, no. 2, p. 115-119.

7. Ermasov E. V., Degtyareva O. L. Voprosy sozdanija sluzhby probacii v Rossii [Issues of creating a probation service in Russia]. Zakon i pravo [Law and Rights], 2016, no. 8, p. 74-76.

8. Lazareva Yu. V. Sovremennye problemy social'noj reabilitacii lic, osvobodivshihsja iz mest lishenija svobody [Modern problems of social rehabilitation of persons released from prison]. Kriminologicheskij zhurnal Bajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta jekonomiki i prava [Criminological Journal of the Baikal State University of Economics and Law], 2010, no. 1, p. 50-53.

9. Maloletkina N. S. O celesoobraznosti polnogo vnedrenija instituta probacii v sov-remennuju penitenciarnuju sistemu [On the expediency of the full introduction of the institution of probation into the modern penitentiary system]. Ugolovno-ispolnitel'naja

sistema: pravo, jekonomika, upravlenie [Penal system: Law, Economics, Management], 2014, no. 2, p. 15-16.

10. Melnikova O. V. Sluzhba probacii — prioritetnoe napravlenie razvitija ugolovno-ispolnitel'noj sistemy rossijskogo gosudarstva [Probation Service is a priority direction for the development of the penal system of the Russian state]. Pravo i gosudarstvo: te-orija i praktika [Law and State: Theory and Practice], 2021, no. 11 (203), p. 220-222.

11. Orlov V. N. Idei professora N. A. Struchkova i perspektivy razvitija ugolovno-ispolnitel'nogo prava [Ideas of professor N. A. Struchkov and prospects for the development of penal law]. Ugolovno-ispolnitel'noepravo [PenalLaw], 2018, vol. 13, no. 1, p. 8-13.

12. Orlov V. N. O celi ugolovnogo nakazanija v vide ispravlenija osuzhdennogo: ponjatie, sredstva, kriterii i stepen' ocenki [On the purpose of criminal punishment in the form of correction of the convicted person: concept, means, criteria and degree of assessment]. Rossijskij ezhegodnik ugolovnogo prava [Russian Yearbook of Criminal Law], 2007, no. 1, p. 127-138.

13. Skiba A. P., Maloletkina N. S. Zakonoproekt «O probacii v Rossijskoj Federacii»: nekotorye aspekty obsuzhdenija v 2021-2022 godah [Draft Law "On Probation in the Russian Federation": some aspects of discussion in 2021-2022]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo [PenalLaw], 2022, vol. 17 (1-4), no. 2, p. 176-194.

14. Skiba A. P., Petryanin A. V., Korobova I. N. Mezhdunarodnyj kruglyj stol "Sistema probacii v Rossijskoj Federacii: ugolovno-ispolnitel'nye i inye aspekty" (18 nojabrja 2022g.) [International Round Table "Probation System in the Russian Federation: Penal and Other Aspects" (November 18, 2022 )]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo [Penal Law], 2022, vol. 17 (1-4), no. 4, p. 543-552.

15. Skorik E. N. O nekotoryh problemah opredelenija kriteriev ocenki dostizhenija celej nakazanija [On some problems of determining the criteria for assessing the achievement of the goals of punishment]. Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2017, no. 2 (31), p. 99-103.

16. Teplyashin P. V. Mnogokriterial'nyj podhod pri konkursnom otbore osuzhdennyh k uslovno-dosrochnomu osvobozhdeniju [Multi-criteria approach in the competitive selection of convicts for parole]. Prolog [Prologue], 2014, no. 4 (8), p. 37-44.

17. Ugolovno-ispolnitel'noe zakonodatel'stvo v uslovijah stihijnogo bedstvija, vvedenija chrezvychajnogo ili voennogo polozhenija [Penal legislation in a natural disaster, the introduction of emergency or martial law]. Monograph. By I. A. Efremova, Yu. A. Kashuba, V. N. Orlov etc. Under the gen. ed. by A. A. Krymov. Under scientific. ed. by A. P. Skiba. Magazine "Russian Criminological View". 4th ed., corrected and additional. Moscow, Criminological Library, 2022.

18. Utkin V. A. O perspektivah probacii v Rossii [On the prospects for probation in Russia]. Ugolovno-ispolnitel'naja sistema: pravo, jekonomika, upravlenie [Penal system: Law, Economics, Management], 2016, no. 4, p. 5-8.

Сведения об авторах

Андрей Петрович Скиба: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Рязань, Российская Федерация), профессор кафедры уголовно-исполнительного права и криминологии, доктор юридических наук, профессор. E-mail: apskiba@mail.ru

Наталья Сергеевна Малолеткина: Самарский юридический институт ФСИН России (г. Самара, Российская Федерация), начальник кафедры государственно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, доцент. E-mail: levkov-ka707@mail.ru

Information about the authors

Andrey P. Skiba: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), professor of the Chair of Penal Law and Criminology, doctor of law, professor. E-mail: apskiba@mail.ru

Natalia S. Maloletkina: Samara Law Institute of the FPS of Russia (Samara, Russia), head of the Chair of State and Legal Disciplines, candidate of law, associate professor. Email: levkovka707@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.