Научная статья на тему 'ЗАКОНОПРОЕКТ «О ПРОБАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБСУЖДЕНИЯ В 2021-2022 ГОДАХ'

ЗАКОНОПРОЕКТ «О ПРОБАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБСУЖДЕНИЯ В 2021-2022 ГОДАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1252
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОНОПРОЕКТ О ПРОБАЦИИ / ЦЕЛИ ПРОБАЦИИ / ВИДЫ ПРОБАЦИИ / СУБЪЕКТЫ ПРОБАЦИИ / ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОБЩЕСТВЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скиба Андрей Петрович, Малолеткина Наталья Сергеевна

В статье проводится сравнительный анализ первоначального варианта законопроекта от апреля 2021 года с текстом, размещенным на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов для общественного обсуждения, по ряду вопросов: цели, задачи, принципы и виды пробации, понятийный аппарат, субъекты пробации, представители общественности, перечень лиц, в отношении которых применяется пробация, правовое положение вышеуказанных участников правоотношений и т. д. Выделяются некоторые вопросы, которым авторы статьи уделили особое внимание при обсуждении законопроекта: предупреждение совершения преступлений как цели применения пробации; исправление осужденных; три формы пробации (приговорная (исполнительная), пенитенциарная и постпенитенциарная) и механизм их реализации, в том числе через перечень прав и обязанностей субъектов пробации, представителей общественности и лиц, в отношении которых она применяется. Дополнительно акцентировано внимание на ряде теоретико-прикладных проблем, имеющих концептуальное значение: соотношение законодательства в сфере пробации и уголовно-исполнительного и иного законодательства, а также определение приоритетности правовых норм при закреплении прав и обязанностей участников соответствующих правоотношений; соотношение правового положения осужденных и лиц, в отношении которых применяется пробация. Сделан вывод о том, что необходима дальнейшая разработка теоретико-правовых аспектов института пробации, в том числе для гармонизации уголовно-исполнительного и иного законодательства с принимаемым Федеральным законом «О пробации в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Скиба Андрей Петрович, Малолеткина Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DRAFT LAW “ON PROBATION IN THE RUSSIAN FEDERATION”: SOME ASPECTS OF DISCUSSION IN 2021-2022

The article provides a comparative analysis of the original version of the draft law of April 2021 with the text posted on the Federal Portal of Draft regulatory Legal Acts for public Discussion on a number of issues: goals, objectives, principles and types of probation, conceptual apparatus, probation subjects, members of the public, the list of persons to whom probation is applied, legal status the above - mentioned participants in legal relations , etc . There are some issues that the authors of the article paid special attention to when discussing the draft law: prevention of crimes as the purpose of probation; correction of convicts; three forms of probation (sentencing (executive), penitentiary and post-penitentiary) and the mechanism of their implementation, including through a list of rights and obligations of probation subjects, members of the public, and persons who in respect of which it is applied. In addition, attention is focused on a number of theoretical and applied problems of conceptual significance: the ratio of legislation in the field of probation with penal enforcement and other legislation, including for determining the priority of legal norms in securing the rights and obligations of participants in relevant legal relations; the ratio of the legal status of convicts with the legal status of persons in respect of whom probation is applied. It is concluded that further development of theoretical and legal aspects of the institute of probation is necessary, including for the harmonization of penal enforcement and other legislation with the adopted Federal Law “On Probation in the Russian Federation”.

Текст научной работы на тему «ЗАКОНОПРОЕКТ «О ПРОБАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБСУЖДЕНИЯ В 2021-2022 ГОДАХ»

УДК 343.847

DOI 10.33463/2687-122X.2022.17(1-4).2.176-194

АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ СКИБА,

доктор юридических наук, профессор, начальник кафедры уголовно-исполнительного права, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: apskiba@mail.ru; НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА МАЛОЛЕТКИНА, кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры государственно-правовых дисциплин, Самарский юридический институт ФСИН России, г. Самара, Российская Федерация, e-mail: levkovka707@mail.ru

ЗАКОНОПРОЕКТ «О ПРОБАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБСУЖДЕНИЯ В 2021-2022 ГОДАХ

Для цитирования

Скиба, А. П. Законопроект «О пробации в Российской Федерации»: некоторые аспекты обсуждения в 2021-2022 годах / А. П. Скиба, Н. С. Малолеткина // Уголовно-исполнительное право. - 2022. - Т. 17(1-4), № 2. - С. 176-194. - DOI : 10.33463/2687-122Х.2022. 17(1 -4).2.176-194.

Аннотация. В статье проводится сравнительный анализ первоначального варианта законопроекта от апреля 2021 года с текстом, размещенным на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов для общественного обсуждения, по ряду вопросов: цели, задачи, принципы и виды пробации, понятийный аппарат, субъекты пробации, представители общественности, перечень лиц, в отношении которых применяется пробация, правовое положение вышеуказанных участников правоотношений и т. д. Выделяются некоторые вопросы, которым авторы статьи уделили особое внимание при обсуждении законопроекта: предупреждение совершения преступлений как цели применения пробации; исправление осужденных; три формы пробации (приговорная (исполнительная), пенитенциарная и постпенитенциарная) и механизм их реализации, в том числе через перечень прав и обязанностей субъектов пробации, представителей общественности и лиц, в отношении которых она применяется. Дополнительно акцентировано внимание на ряде теоретико-прикладных проблем, имеющих концептуальное значение: соотношение законодательства в сфере пробации и уголовно-исполнительного и иного законодательства, а также определение приоритетности правовых норм при закреплении прав и обязанностей участ-

© Скиба А. П., Малолеткина Н. С., 2022

(cc)(D®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

ников соответствующих правоотношений; соотношение правового положения осужденных и лиц, в отношении которых применяется пробация. Сделан вывод о том, что необходима дальнейшая разработка теоретико-правовых аспектов института пробации, в том числе для гармонизации уголовно-исполнительного и иного законодательства с принимаемым Федеральным законом «О пробации в Российской Федерации».

Ключевые слова: законопроект о пробации, цели пробации, виды пробации, субъекты пробации, представители общественности.

В первой половине 2021 г. в Министерстве юстиции Российской Федерации на базе департамента нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов была организована межведомственная рабочая группа по подготовке законопроекта «О системе пробации в Российской Федерации». Безусловно, с учетом положений международных документов и зарубежного опыта давно назрела необходимость введения в нашей стране данного правового института, направленного не только на повышение эффективности применения наказаний и иных мер уголовно-правового характера, но и на предупреждение совершения новых преступлений в целом, а также на исправление, ресоциализацию, социальную адаптацию и социальную реабилитацию лиц, ранее совершивших преступления. В последние годы это была не первая попытка принятия федерального закона о пробации в России [1, с. 74-80; 2, с. 131-135; 3, с. 68-71], и представленный законопроект уже начал рассматриваться в работах исследователей [4, с. 108-123; 5, с. 61-65; 6, с. 220-222]. Более того, необходимость введения института пробации в России давно отмечается в юридической литературе [7, с. 74-76; 8, с. 15-16; 9, с. 5-8].

В состав участников межведомственной рабочей группы под председательством заместителя Министра юстиции Российской Федерации Е. Л. Забарчука, начавшей активно работать с весны 2021 г., в том числе путем проведения очно-дистанционных совещаний, вошли как представители государственных органов и негосударственных организаций (Минюста России, ФСИН России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и т. д.), так и сотрудники образовательных организаций:

- директор департамента нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов Минюста России В. Л. Ву-колов (в настоящее время - заместитель министра юстиции Российской Федерации. -Примеч. авт);

- заместитель директора департамента нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов Минюста России М. П. Вялимаа;

- начальник управления организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, ФСИН России генерал-майор внутренней службы Е. А. Коробкова;

- первый заместитель начальника управления организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, ФСИН России полковник внутренней службы А. А. Кудрявцев;

- начальник отдела совершенствования административного и уголовно-исполнительного законодательства управления защиты прав человека в административном процессе и в местах принудительного содержания рабочего аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Л. Ф. Пертли;

- начальник отдела ведомственных нормативно-правовых актов в сфере исполнения уголовных наказаний департамента нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов Минюста России кандидат исторических наук Е. В. Ермасов;

- начальник кафедры уголовно-исполнительного права Академии ФСИН России доктор юридических наук, профессор А. П. Скиба;

- заместитель начальника кафедры государственно-правовых дисциплин Самарского юридического института ФСИН России кандидат юридических наук, доцент Н. С. Мало-леткина (в настоящее время - начальник кафедры государственно-правовых дисциплин Самарского юридического института ФСИН России. - Примеч. авт);

- профессор кафедры организации исполнения наказаний Университета ФСИН России доктор юридических наук, доцент В. Н. Орлов (в настоящее время - главный редактор журнала «Российский криминологический взгляд». - Примеч. авт);

- доцент кафедры уголовного права и криминологии Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) кандидат юридических наук, доцент С. А. Борсученко и др.

Предполагалось, что обсуждение и логическое завершение подготовки указанного законопроекта осуществится в 2021 г., однако из-за широкого спектра мнений по многим аспектам института пробации оно продлилось и в 2022 г. Проект федерального закона (с несколько измененным названием. - Примеч. авт) «О пробации в Российской Федерации» был размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов для общественного обсуждения в апреле 2022 г.

Первая редакция рассматриваемого законопроекта была подготовлена участниками рабочей группы в апреле 2021 г. Она включала в себя 5 глав [«Общие положения» (ст. 1-5), «Полномочия учреждений и организаций, образующих систему пробации, и лица, в отношении которых осуществляется пробация» (ст. 6-11), «Основные направления пробации» (ст. 12-21), «Взаимодействие учреждения пробации с органами государственной власти и институтами гражданского общества» (ст. 22-23), «Заключительные положения» (ст. 24)], состоящих из 24 статей:

1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона.

2. Правовая основа регулирования отношений в сфере пробации.

3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.

4. Цель и задачи пробации.

5. Принципы пробации.

6. Учреждения и организации, образующие систему пробации.

7. Лица, в отношении которых применяется пробация, их права и обязанности.

8. База данных о лицах, в отношении которых осуществляются меры пробации.

9. Уполномоченный орган, осуществляющий координацию и контроль за деятельностью в сфере пробации.

10. Полномочия учреждений и организаций, образующих систему пробации.

11. Меры социальной адаптации и социальной реабилитации.

12. Основные направления пробации.

13. Проведение воспитательной, социальной и психологической работы с осужденными к лишению свободы и принудительным работам и их подготовка к освобождению из учреждений, исполняющих наказания.

14. Контроль и надзор.

15. Индивидуальная программа социальной адаптации и социальной реабилитации.

16. Восстановление и формирование социально полезных связей.

17. Консультирование по социально-правовым вопросам.

18. Направление в стационарные социальные учреждения лиц, в отношении которых осуществляется пробация, из числа пожилых граждан, инвалидов и лиц без определенного места жительства.

19. Содействие в трудоустройстве лицам, в отношении которых осуществляется пробация.

20. Оказание содействия в получении общего и профессионального образования.

21. Воспитательное воздействие.

22. Взаимодействие учреждений пробации с федеральными и местными органами исполнительной власти, судом и органами прокуратуры.

23. Взаимодействие учреждения пробации с институтами гражданского общества.

24. Вступление в силу настоящего Федерального закона.

Рассмотрим некоторые положения первоначального варианта законопроекта.

1. Предлагались некоторые из нижеприведенных понятий:

- пробация - совокупность мер контрольно-надзорного, социального и иного характера, применяемых в отношении лиц, содержащихся в учреждениях, исполняющих наказания, а также освобождающихся из учреждений уголовно-исполнительной системы, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в целях их социальной адаптации и социальной реабилитации, защиты прав и интересов указанных лиц, а также в целях контроля и надзора за лицами в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

- система пробации - совокупность учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в сфере пробации;

- ресоциализация - комплекс мер социально-экономического, педагогического, правового характера, осуществляемых субъектами профилактики правонарушений в соответствии с их компетенцией и лицами, участвующими в профилактике правонарушений, в целях реинтеграции в общество лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера;

- социальная адаптация - комплекс мероприятий, направленных на оказание лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, содействия в реализации их конституционных прав и свобод, а также помощи в трудовом и бытовом устройстве;

- социальная реабилитация - совокупность мероприятий по восстановлению утраченных социальных связей и функций лицами, находящимися в трудной жизненной ситуации;

- индивидуальная программа социальной адаптации и социальной реабилитации (индивидуальная программа помощи осужденным, включающая в себя индивидуальную программу исправления осужденного и индивидуальную программу социальной адаптации и социальной реабилитации осужденного, освободившегося из учреждения, исполняющего наказание, в том числе условно-досрочно) - комплекс воспитательных,

психолого-педагогических, правовых, социально-экономических мероприятий, организационных и иных мероприятий, направленных на исправление, ресоциализацию, социальную адаптацию и социальную реабилитацию, применяемых к конкретному лицу в зависимости от обстоятельств, характеристики его личности и его индивидуальной нуждаемости;

- индивидуальная нуждаемость - потребность лиц, в отношении которых применяется пробация, в государственной поддержке, необходимой для выхода из трудной жизненной ситуации;

- трудная жизненная ситуация - обстоятельство или обстоятельства, ухудшающие условия жизнедеятельности вышеуказанных лиц, последствия которых они не могут преодолеть самостоятельно.

2. Цели пробации - создание условий для исправления и ресоциализации лиц, в отношении которых применяется пробация, предупреждение совершения ими новых преступлений и правонарушений.

3. Задачами пробации являются осуществление контроля и надзора за лицами, в отношении которых применяется пробация; ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация указанных лиц.

4. Пробация осуществляется на основе следующих принципов: законность; гуманность; открытость и публичность; соблюдение прав лиц, в отношении которых осуществляется пробация; достижение осознанного согласия и сотрудничества со стороны лиц, в отношении которых осуществляется пробация; учет индивидуальных особенностей, обстоятельств и потребности лиц, в отношении которых осуществляется пробация; преемственность и непрерывность процесса ресоциализации; добровольность социальной адаптации и социальной реабилитации.

5. Систему пробации образуют следующие учреждения и организации: учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы и принудительных работ; уголовно-исполнительные инспекции; организации социального обслуживания граждан, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации и осуществляющие меры социальной адаптации и социальной реабилитации; органы местного самоуправления; иные государственные организации, участвующие в предоставлении услуг в сфере социального обслуживания граждан. В целях применения мер социальной адаптации и социальной реабилитации лиц, в отношении которых осуществляется пробация, к исполнению пробации могут привлекаться негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания граждан, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги на основании соглашений, заключенных с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.

6. Пробация осуществляется в отношении следующих категорий лиц: осужденных к лишению свободы и принудительным работам; осужденных к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы; условно осужденных, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказаний в виде лишения свободы и принудительных работ; осужденных, к которым судом применена отсрочка отбывания наказания; осужденных, признанных больными наркоманией, на которых судом возложена обязанность пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию; совершивших в возрасте старше восемнадцати лет пре-

ступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающих расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, которым судом назначены принудительные меры медицинского характера после отбытия наказания; отбывших наказание в виде лишения свободы, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в сохранении и восстановлении социально полезных связей (в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации).

7. Лица, в отношении которых применяется пробация, обязаны соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих порядок и условия отбывания наказаний и меры уголовно-правового характера; исполнять обязанности, установленные законом и возложенные судом; выполнять законные требования учреждений и организаций, осуществляющих пробацию; представлять достоверные сведения учреждениям и организациям, осуществляющим пробацию.

8. Уголовно-исполнительные инспекции в пределах своей компетенции обеспечивают оказание содействия и координацию в сфере применения мер социальной адаптации и социальной реабилитации в отношении отдельных категорий лиц; направление лиц, нуждающихся в социальной адаптации и социальной реабилитации, в организации социального обслуживания граждан, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, и иные государственные и негосударственные организации, участвующие в социальном обслуживании граждан; контроль и надзор в отношении отдельных категорий лиц.

9. Пробация осуществляется по следующим основным направлениям: проведение социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными к лишению свободы и принудительным работам; подготовка осужденных к принудительным работам и лишению свободы к освобождению из учреждений, исполняющих наказания; контроль и надзор; применение мер социальной адаптации и социальной реабилитации.

10. В целях более широкого информирования общественности о деятельности учреждений пробации, повышения ее престижа, привлечения общественности к процессу оказания помощи правонарушителям в социальной адаптации учреждения пробации сотрудничают с общественными правительственными и неправительственными организациями, средствами массовой информации, религиозными объединениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В ходе обсуждений законопроект подвергся значительным дополнениям в части закрепления форм пробации, их реализации, перечня субъектов пробации и их полномочий, проводимых мероприятий для осуществления пробации, правового положения лиц, в отношении которых осуществляется пробация, и т. д.

Авторы настоящей статьи (в ходе обсуждения на совещаниях в качестве участников рабочей группы. - Примеч. авт.) особое внимание обращали на необходимость закрепления и урегулирования ряда вопросов, требующих отражения в проекте федерального закона:

- цели применения пробации в виде предупреждения совершения преступлений лиц, в отношении которых применяется пробация, и, как следствие, их правонарушений;

- исправление осужденных и средства его достижения при реализации института пробации;

- уточнение понятийного аппарата в сфере применения института пробации;

- три формы пробации - приговорная (исполнительная), пенитенциарная и постпенитенциарная, а также механизм их реализации, включая перечень прав и обязанностей

субъектов пробации и лиц, в отношении которых она применяется. Некоторые участники рабочей группы также предлагали ввести еще одну форму пробации - досудебную, которая в итоге не получила соответствующей поддержки и не была отражена в варианте законопроекта от апреля 2022 г.;

- участие религиозных и иных общественных объединений, коммерческих и некоммерческих субъектов, медицинских организаций, также других представителей общественности путем содействия субъектам пробации, в том числе для достижения целей ее применения, организации трудового и бытового устройства лиц, в отношении которых используется пробация, их социальной защиты, получения образования, совершенствования материально-технической базы субъектов пробации и пр.;

- четкие основания применения пробации в отношении конкретных категорий лиц;

- целенаправленное применение пробации в отношении такой специфической категории лиц, как освобожденные от отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью;

- принцип рациональности применения мер принуждения, средств исправительного, социального и иного характера, а также стимулирования правопослушного поведения лиц, в отношении которых применяется пробация;

- взаимосвязь правонарушающего (или правомерного) поведения лиц, в отношении которых применяется пробация, их индивидуальных особенностей, обстоятельств и потребностей, состояния здоровья с объемом и размером поддержки, оказываемой им государством;

- четкое определение прав и обязанностей субъектов пробации, в частности, предоставление им права вызывать на беседы лицо, в отношении которого применяется пробация, получать от него объяснения по вопросам, связанным с применением про-бации, и пр.

Большая часть из указанных и иных предложений нашли свое отражение в соответствующем законопроекте, размещенном на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов для общественного обсуждения в апреле 2022 г. Кроме того, авторы настоящей статьи акцентировали внимание на ряде теоретико-прикладных проблем введения института пробации в Российской Федерации, имеющих концептуальное значение, которые, к сожалению, не получили должного разрешения (возможно, это произойдет в ходе дальнейшей корректировки законодательства Российской Федерации. - Примеч. авт)

- соотношение законодательства в сфере пробации и уголовно-исполнительного и иного законодательства, в том числе для определения приоритетности правовых норм при закреплении прав и обязанностей участников соответствующих правоотношений;

- перечень междисциплинарных правовых институтов, требующих корректировки (об условно-досрочном освобождении, правовом положении осужденных и т. п.), в том числе путем внесения изменений в уголовное, уголовно-исполнительное и иное законодательство, а также вопросы общественного контроля и иных форм обеспечения прав лиц;

- содержание индивидуальной программы исправления осужденных и ее соотношение с индивидуальной программой ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации лиц, в отношении которых применяется пробация;

- соотношение правового положения осужденных, регулируемого преимущественно в уголовно-исполнительном законодательстве, и правового положения лиц, в отношении которых применяется пробация, в соответствии с законом о пробации и пр.

Кроме того, в контексте разработки критериев для оценки эффективности проба-ции в целом осталось непонятным, что будет представлять собой рассматриваемый

закон: 1) лишь некую «модельную» основу для введения института пробации в нашей стране с последующими многочисленными изменениями в уголовно-исполнительном и ином законодательстве для его конкретизации; 2) «ядро» нового законодательства о пробации с непосредственным применением на практике и необходимостью точечных изменений для приведения в соответствие с ним УИК РФ и других, уже действующих нормативных правовых актов.

Редакция законопроекта, размещенного на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов для общественного обсуждения, включает в себя 10 глав [«Основные положения» (ст. 1-5), «Субъекты пробации» (ст. 6-16), «Основные направления и организация деятельности в сфере приговорной (исполнительной) пробации» (ст. 17-20), «Основные направления и организация деятельности в сфере пенитенциарной пробации» (ст. 21-26), «Основные направления деятельности в сфере постпенитенциарной пробации» (ст. 27-29), «Индивидуальная программа» (ст. 30-32), «Деятельность в сфере постпенитенциарной пробации» (ст. 33-40), «Взаимодействие при осуществлении пробации» (ст. 41-43), «Осуществление контроля (надзора) в сфере пробации» (ст. 44-45), «Вступление в силу настоящего Федерального закона» (ст. 46)], состоящих из 46 статей (текст законопроекта был увеличен практически в два раза в сравнении с его редакцией годичной давности. - Примеч. авт)

1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона.

2. Правовая основа регулирования отношений в сфере пробации.

3. Принципы пробации.

4. Цели и задачи пробации.

5. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.

6. Субъекты пробации.

7. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

8. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний.

9. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, занятости населения и социальной защиты.

11. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

12. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

13. Права органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере пробации.

14. Полномочия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в сфере пробации.

15. Полномочия государственных учреждений службы занятости в сфере пробации.

16. Обязанности организаций социального обслуживания в сфере пробации.

17. Основания применения приговорной (исполнительной) пробации.

18. Основные направления деятельности в сфере приговорной (исполнительной) пробации.

19. Права и обязанности уголовно-исполнительных инспекций в сфере приговорной (исполнительной) пробации.

20. Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляется приговорная (исполнительная) пробация.

21. Основные направления деятельности в сфере пенитенциарной пробации.

22. Проведение воспитательной и социальной работы с осужденными к лишению свободы и принудительным работам, оказание им психологической помощи.

23. Восстановление и укрепление социальных связей.

24. Подготовка к освобождению осужденных к наказаниям в виде принудительных работ или лишения свободы и оказание им содействия в получении социальной помощи, трудовом и бытовом устройстве.

25. Обязанности и права учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, в сфере пенитенциарной пробации.

26. Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляется пенитенциарная пробация.

27. Основные направления деятельности в сфере постпенитенциарной пробации.

28. Основания и сроки применения постпенитенциарной пробации.

29. Прекращение применения постпенитенциарной пробации.

30. Индивидуальная программа.

31. Порядок подготовки индивидуальной программы.

32. Перечень мероприятий, подлежащих включению в индивидуальную программу.

33. Права и обязанности уголовно-исполнительных инспекций в сфере постпенитенциарной пробации.

34. Права и обязанности лиц, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация.

35. Восстановление и формирование социально полезных связей.

36. Консультирование по социально-правовым вопросам.

37. Содействие в трудоустройстве лицам, в отношении которых осуществляется постпенитенциарная пробация.

38. Содействие в получении общего образования.

39. Медицинская помощь и оказание содействия в выборе медицинской организации и получении полиса обязательного медицинского страхования лицам, в отношении которых осуществляется постпенитенциарная пробация.

40. Центры пробации.

41. Информационное взаимодействие в сфере применения пробации.

42. Единый реестр лиц, в отношении которых осуществляется постпенитенциарная пробация.

43. Взаимодействие органов, учреждений и организаций, являющихся субъектами пробации с институтами гражданского общества.

44. Надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере про-бации.

45. Общественный контроль в сфере пробации.

46. Вступление в силу настоящего Федерального закона.

Выделим некоторые положения этого варианта проекта Федерального закона «О пробации в Российской Федерации» (ниже будут приведены отдельные комментарии по тексту законопроекта (на самом деле таких вопросов гораздо больше). - Примеч. авт.):

1. Пробация осуществляется на основе приоритета прав и законных интересов человека и гражданина; гуманизма и открытости; соблюдения законности; рациональности применения мер принуждения, средств исправительного, социального и иного характера и мер стимулирования правопослушного поведения; учета индивидуальных особенностей, обстоятельств и потребностей; преемственности, непрерывности, добровольности ее применения.

2. Целями пробации являются коррекция социального поведения, ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация лиц, в отношении которых применяется пробация, предупреждение совершения ими новых преступлений (но в этом случае непонятно, ориентировано ли применение института пробации в целом на исправление осужденных как цели уголовно-исполнительного законодательства по ст. 1 УИК РФ. - Примеч. авт.).

3. Задачами пробации являются создание условий для оказания помощи в вопросах восстановления социальных связей, востребованности профессиональных навыков и трудоустройства, обеспечения жильем, получения образования, реализации права на социальное обслуживание, оказания медицинской, психологической и юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечение гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина, а также осуществление контроля и надзора за лицами, в отношении которых применяется пробация.

4. Используются следующие основные понятия:

- пробация - совокупность мер, применяемых в отношении осужденных, а также лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, включая их ресоциализацию, социальную адаптацию и социальную реабилитацию, защиту прав и законных интересов указанных лиц, контроль и надзор за их поведением, предупреждение совершения ими преступлений и правонарушений;

- приговорная (исполнительная) пробация - вид пробации, включающий в себя совокупность мер, применяемых уголовно-исполнительными инспекциями при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, и иных мер уголовно-правового характера (возникает вопрос о соотношении этих мер и средств исправления, применяемых к осужденным в соответствии с положениями УИК РФ, приказа Минюста России от 20 мая 2009 г. № 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества», приказа Минюста России от 11 октября 2010 г. № 258 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы» и иными нормативными правовыми актами. - Примеч. авт);

- пенитенциарная пробация - вид пробации, применяемый к осужденным в учреждениях, исполняющих наказания в виде принудительных работ и лишения свободы, включающий в себя совокупность мер, направленных на исправление осужденного, а также подготовку осужденных, отбывающих принудительные работы или лишение свободы, к освобождению из учреждений, исполняющих наказания (имеет место аналогичный вопрос о соотношении указанных мер и средств исправления, применяемых к осужденным в соответствии с положениями УИК РФ, приказа Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправитель-

ных учреждений», приказа Минюста России от 6 октября 2006 г. № 311 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы» и т. д. - Примеч. авт);

- постпенитенциарная пробация - вид пробации, применяемый к лицам, освободившимся из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, включающий в себя совокупность мер, направленных на ресоциализацию, социальную адаптацию и социальную реабилитацию;

- ресоциализация - комплекс мер социально-экономического, педагогического, правового характера, осуществляемых субъектами профилактики правонарушений в соответствии с их компетенцией и лицами, участвующими в профилактике правонарушений, в целях реинтеграции в общество лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде принудительных работ или лишения свободы и (или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера;

- социальная адаптация - комплекс мероприятий, направленных на оказание лицам, в отношении которых применяется пробация, содействия в реализации их конституционных прав и свобод, а также помощи в трудовом и бытовом устройстве;

- социальная реабилитация - совокупность мероприятий по восстановлению утраченных социальных связей и функций лицами, находящимися в трудной жизненной ситуации;

- лица, в отношении которых применяется пробация, - осужденные, а также лица, освободившиеся из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации;

- трудная жизненная ситуация - обстоятельство или обстоятельства, ухудшающие условия жизнедеятельности лиц, в отношении которых осуществляется пробация, последствия которых они не могут преодолеть самостоятельно;

- индивидуальная нуждаемость - потребность лиц, в отношении которых применяется пробация, в поддержке, необходимой для выхода из трудной жизненной ситуации;

- индивидуальная программа ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации - документ, включающий в себя меры правового и иного характера, направленные на ресоциализацию, социальную адаптацию и социальную реабилитацию, применяемые к конкретному лицу в зависимости от обстоятельств, характеристики его личности и его индивидуальной нуждаемости, а также сроки их применения;

- центр пробации - специализированная организация, создаваемая в целях оказания помощи лицам, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация, в том числе по предоставлению временного места пребывания.

5. Субъектами пробации являются: федеральные органы исполнительной власти; органы государственной власти субъектов Российской Федерации; учреждения уголовно-исполнительной системы; комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; государственные учреждения службы занятости населения; организации социального обслуживания.

6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, является субъектом пробации, к полномочиям которого относятся: организация взаимодействия территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осу-

жденных, с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, а также с общественными и религиозными объединениями и гражданами; контроль деятельности учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы и принудительных работ, и уголовно-исполнительных инспекций в сфере пробации; обеспечение взаимодействия учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы и принудительных работ, и уголовно-исполнительных инспекций в сфере пробации с органами, учреждениями и организациями, являющимися субъектами пробации; создание условий для обучения сотрудников уголовно-исполнительных инспекций и учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, по образовательным программам высшего образования, программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки; ведение единого реестра лиц, в отношении которых применяется пробация; утверждение порядка ведения и ведение статистического учета в сфере пробации; осуществление иных полномочий, предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

7. Основанием применения приговорной (исполнительной) пробации является решение суда (как и исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера, а также применения ряда пенологических институтов в соответствии с УИК РФ. - Примеч. авт.);

8. Приговорная (исполнительная) пробация применяется к лицам: осужденным к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества (за исключением штрафа и принудительных работ); освобожденным условно-досрочно от отбывания наказаний в виде лишения свободы и принудительных работ; условно осужденным; осужденным, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания; осужденным, которым назначено основное наказание в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы с возложением судом обязанности пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию; совершившим в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), к которым применены принудительные меры медицинского характера (подобный перечень вызывает ряд вопросов: применяется ли все-таки данный вид пробации к осужденным к штрафу, и почему она распространяется только на условно-досрочно освобожденных без внимания к иным видам досрочного освобождения от отбывания наказания и т. п. - Примеч. авт);

9. Основными направлениями деятельности в сфере приговорной (исполнительной) пробации являются: исполнение наказаний в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения свободы и исправительных работ; контроль за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказаний в виде лишения свободы и принудительных работ, условно осужденных и осужденных, в отношении которых отбывание наказания отсрочено; контроль за применением принудительных мер медицинского характера в отношении лиц, совершивших в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающих расстройством сексуального предпочтения (педофилией);

контроль за исполнением обязанности пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию осужденными, признанными больными наркоманией, которым назначено основное наказание в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы; применение специальных мер профилактики правонарушений в целях предупреждения совершения новых преступлений лицами, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях (фактически многие указанные действия относятся к полномочиям в первую очередь уголовно-исполнительных инспекций по исполнению соответствующих наказаний согласно уголовно-исполнительному законодательству. - Примеч. авт);

10. Для выполнения возложенных на них обязанностей уголовно-исполнительным инспекциям предоставляются следующие права: вызывать лиц, в отношении которых применяется приговорная (исполнительная) пробация, для разъяснения порядка и условий отбывания наказания, соблюдения (исполнения) ограничений, обязанностей и запретов, установленных (возложенных) судом, проведения профилактических бесед, выяснения вопросов, возникающих в процессе осуществления уголовно-исполнительными инспекциями контроля, а также причин допущенных нарушений порядка и условий отбывания наказания, несоблюдения (неисполнения) ограничений, обязанностей и запретов, установленных (возложенных) судом, а также получать от них устные или письменные объяснения или информацию по вопросам, связанным с применением приговорной (исполнительной) пробации; посещать по месту нахождения, включая место жительства, место пребывания, работы (учебы), лиц, в отношении которых применяется приговорная (исполнительная) пробация; предупреждать лиц, в отношении которых применяется приговорная (исполнительная) пробация, об ответственности, предусмотренной уголовным и уголовно-исполнительным законодательством в случае невыполнения (уклонения от выполнения) возложенных обязанностей; объявлять официальное предостережение (предостережение) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения лицу, в отношении которого применяется приговорная (исполнительная) пробация; обращаться в органы местного самоуправления и прокуратуры, суды и иные органы и организации для решения вопросов, связанных с реализацией полномочий уголовно-исполнительных инспекций; обращаться в суд с представлением об отмене условного осуждения, условно-досрочного освобождения, отсрочки отбывания наказания в отношении лица, к которому применяется приговорная (исполнительная) пробация; запрашивать и получать в 30-дневный срок информацию, необходимую для реализации полномочий уголовно-исполнительной инспекцией в сфере приговорной (исполнительной) пробации, от органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов службы занятости, организаций социального обслуживания, медицинских организаций, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций; обжаловать действия органов, учреждений и организаций в случае непредоставления информации, необходимой для реализации полномочий в сфере пробации; иные права, предоставленные уголовно-исполнительным инспекциям в соответствии с законодательством Российской Федерации (что также вызывает вопрос о соотношении подобных полномочий уголовно-исполнительных инспекций в сфере пробации и их уголовно-исполнительных функций. - Примеч. авт).

11. Уголовно-исполнительные инспекции в отношении лиц, к которым применяется приговорная (исполнительная) пробация, обязаны обеспечивать: исполнение наказа-

ний в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения свободы и исправительных работ; контроль и надзор; ведение личных дел; проведение социальной и воспитательной работы, оказание психологической помощи; оказание содействия в получении общего образования, среднего профессионального образования, прохождении профессионального обучения, повышении квалификации и трудоустройстве в соответствии с законодательством Российской Федерации лицам, в отношении которых осуществляется приговорная (исполнительная) пробация; осуществление профилактики правонарушений в формах профилактической беседы, объявления официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения, профилактического учета (возникает вопрос, аналогичный вопросу о правах уголовно-исполнительных инспекций. - Примеч. авт).

12. Лица, в отношении которых применяется приговорная (исполнительная) пробация, имеют право: на вежливое обращение со стороны сотрудников уголовно-исполнительных инспекций; запрашивать и получать информацию об условиях и порядке отбывания наказаний, не связанных с изоляцией от общества, и применения мер уголовно-правового характера, своих правах и обязанностях; участвовать в мероприятиях по социальной адаптации и социальной реабилитации, получать помощь и содействие, предусмотренные настоящим Федеральным законом; обжаловать действия или бездействие субъектов пробации (такие права частично дублируют правовое положение таких лиц как субъектов сугубо уголовно-исполнительных правоотношений. - Примеч. авт).

13. Лица, в отношении которых применяется приговорная (исполнительная) пробация, должны соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих порядок и условия отбывания наказаний и меры уголовно-правового характера, установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской Федерации; исполнять обязанности, установленные законом и возложенные судом; являться в уголовно-исполнительную инспекцию для разъяснения порядка и условий отбывания наказания, соблюдения (исполнения) ограничений, обязанностей и запретов, установленных (возложенных) судом, проведения профилактических бесед, выяснения вопросов, возникающих в процессе осуществления инспекциями контроля, а также причин допущенных нарушений порядка и условий отбывания наказания, несоблюдения (неисполнения) ограничений, обязанностей и запретов, установленных (возложенных) судом; выполнять законные требования сотрудников уголовно-исполнительных инспекций; выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации (что также частично дублирует правовое положение таких лиц как субъектов сугубо уголовно-исполнительных правоотношений. - Примеч. авт).

14. Пенитенциарная пробация применяется к осужденным к принудительным работам и лишению свободы в период отбывания наказания, а также в период их подготовки к освобождению.

15. Пенитенциарная пробация осуществляется по следующим основным направлениям: проведение социальной и воспитательной работы с осужденными к лишению свободы или принудительным работам, оказание им психологической помощи; восстановление и укрепление социально полезных связей осужденных к принудительным работам или лишению свободы; подготовка осужденных к принудительным работам или лишению свободы к освобождению из учреждений, исполняющих наказания; оказание

содействия в получении социальной помощи, трудовом и бытовом устройстве (между тем воспитательная работа является также средством исправления осужденных в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством. - Примеч. авт.).

16. В учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, в целях ресоциализации и социальной адаптации после освобождения, коррекции их поведения с осужденными проводится социальная и воспитательная работа, с их согласия им оказывается психологическая помощь, включающая в себя психологическую профилактику, просвещение, консультирование, поддержку, сопровождение, диагностику и коррекцию (это также частично отражено в положениях ст. 9, 12 и др. УИК РФ, касающихся исправления осужденных и их прав. - Примеч. авт).

17. Для формирования новой системы установок, норм и ценностей, соответствующих навыков социального поведения, сохранения, повышения социального статуса лиц, в отношении которых осуществляется пенитенциарная пробация, в учреждениях, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, проводится работа по восстановлению и укреплению социально полезных связей. Учреждения, исполняющие наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, оказывают содействие в укреплении социальных связей с семьей, родственниками, лицами, положительно влияющими на поведение лиц, в отношении которых осуществляется проба-ция, трудовыми коллективами и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, некоммерческими организациями, в розыске родственников и иных лиц. К работе по восстановлению, поддержанию и укреплению семейных и социально полезных связей привлекаются общественные и религиозные организации, добровольцы (волонтеры), родственники лиц, в отношении которых осуществляется пенитенциарная пробация, и иные лица, имеющие положительное влияние на их поведение.

18. Учреждения, исполняющие наказание в виде принудительных работ или лишения свободы, обязаны осуществлять подготовку индивидуальной программы исправления осужденных к принудительным работам или лишению свободы в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации; проведение социальной и воспитательной работы с осужденными к наказаниям в виде принудительных работ или лишения свободы; психологическую помощь осужденным к наказаниям в виде принудительных работ или лишения свободы; содействие в восстановлении социальных связей; подготовку к освобождению осужденных к лишению свободы или принудительным работам; социальную помощь и содействие в трудовом и бытовом устройстве осужденным, освобождающимся из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы; социальное исследование личности, отражающее потенциальные риски рецидива, криминогенные и социальные потребности и перспективы ресоциализации, а также социальное сопровождение, обеспечивающее непрерывность процесса проведения реабилитационных мероприятий и лечения социально значимых заболеваний; подготовку индивидуальной программы в случае принятия решения о целесообразности оказания содействия осужденному в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации в соответствии с настоящим Федеральным законом (фактически многие из указанных действий относятся к полномочиям в первую очередь администраций исправительных учреждений и исправительных центров в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством. - Примеч. авт).

19. Учреждения, исполняющие наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, имеют право: заключать соглашения о сотрудничестве с целью трудоустрой-

ства осужденных и лиц, освобождающихся из учреждений, исполняющих наказания, с государственными учреждениями службы занятости и иными организациями; заключать соглашения о сотрудничестве с социально ориентированными некоммерческими организациями, структурами гражданского общества в целях реализации права осужденных на получение психологической помощи; запрашивать и получать в 30-дневный срок информацию, необходимую для реализации полномочий в сфере пенитенциарной пробации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов службы занятости, организаций социального обслуживания, медицинских организаций, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций; обжаловать действия органов, учреждений и организаций в случае непредоставления информации, необходимой для реализации полномочий в сфере пробации (эта норма также приводит к вопросу о соотношении этих полномочий и права администраций исправительных учреждений и исправительных центров как учреждений, исполняющих наказания. - Примеч. авт.).

20. Лицам, в отношении которых осуществляется пенитенциарная пробация, гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации (данная норма фактически дублирует положения ст. 10 УИК РФ. - Примеч. авт.).

21. Лица, в отношении которых применяется пенитенциарная пробация, имеют право: запрашивать и получать информацию об условиях и порядке применения мер пенитенциарной пробации; запрашивать и получать информацию о порядке и основаниях применения мер социальной адаптации и социальной реабилитации; участвовать в мероприятиях по социальной адаптации и социальной реабилитации; вносить предложения о содержании и корректировке индивидуальной программы, а также о порядке ее исполнения; обжаловать действия или бездействие учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, в сфере пенитенциарной пробации, в том числе решение учреждения, исполняющего наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, об отказе в оказании содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (данная норма законопроекта также частично дублирует правовое положение таких лиц как субъектов сугубо уголовно-исполнительных правоотношений. - Примеч. авт).

22. Лица, в отношении которых применяется пробация, обязаны соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих порядок и условия отбывания наказаний; выполнять законные требования работников учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы; представлять достоверную информацию в ходе оценки индивидуальной нуждаемости в целях принятия решения об оказании содействия в ресоциа-лизации, социальной адаптации и социальной реабилитации (это дублирует правовое положение таких осужденных. - Примеч. авт).

23. Постпенитенциарная пробация применяется к лицам, освободившимся из учреждений, исполняющих наказания, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, нуждающимся в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации.

24. Основными направлениями деятельности в сфере постпенитенциарной пробации являются ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация.

25. В случае невыполнения без уважительных причин (уклонения от выполнения) лицом мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой, лицу, в отноше-

нии которого применяется пробация, уголовно-исполнительной инспекцией выносится предупреждение о возможности прекращения оказания ему помощи и содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации. После повторного невыполнения мероприятий индивидуальной программы без уважительной причины после вынесенного предупреждения оказание помощи и содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации прекращается. Повторное применение постпенитенциарной пробации не осуществляется.

26. Подготовка индивидуальной программы в отношении лиц, к которым применяется пенитенциарная пробация, осуществляется учреждением, исполняющим наказание в виде принудительных работ или лишения свободы. Подготовка индивидуальной программы в отношении лиц, к которым применяется приговорная (исполнительная) пробация, а также лиц, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация (при условии отсутствия указанной программы на момент освобождения из учреждений, исполняющих наказания), осуществляется уголовно-исполнительной инспекцией.

27. В зависимости от индивидуальной нуждаемости лица, обратившегося с заявлением об оказании содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации, индивидуальная программа может включать в себя следующие мероприятия:

- восстановление и формирование социально полезных связей;

- консультирование по социально-правовым вопросам;

- оказание психологической помощи;

- оказание содействия в получении лицом, в отношении которого применяется постпенитенциарная пробация, документов, необходимых для реализации своих прав; трудоустройстве; получении общего образования, среднего профессионального образования, прохождении профессионального обучения, повышении квалификации в соответствии с законодательством об образовании; получении пособия по безработице, государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации, медицинской помощи, пенсионного обеспечения, социальных услуг, иной помощи.

28. Уголовно-исполнительные инспекции в сфере постпенитенциарной пробации обеспечивают проведение социальной и воспитательной работы, оказание психологической помощи лицам, в отношении которых осуществляется постпенитенциарная пробация; оценку индивидуальной нуждаемости в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации в отношении лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ и лишения свободы; подготовку индивидуальной программы лицам, в отношении которых принято решение о применении постпенитенциарной пробации; направление лиц, нуждающихся в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации, в организации социального обслуживания граждан, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, и иные государственные и негосударственные организации, участвующие в социальном обслуживании граждан, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; осуществление контроля за выполнением мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой; предупреждение лиц, в отношении которых осуществляется постпенитенциарная пробация, о возможности прекращения оказания им помощи и содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации в случае невыполнения (уклонения от выполнения) лицом мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой; прекращение оказания помощи и содействия в ресоци-

ализации, социальной адаптации и социальной реабилитации лицу после повторного невыполнения им мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой, после предупреждения; содействие в восстановлении социальных связей; консультирование по социально-правовым вопросам; содействие в трудоустройстве лицам, в отношении которых осуществляется пробация; содействие в получении общего образования, среднего профессионального образования, прохождении профессионального обучения, повышении квалификации в соответствии с законодательством об образовании; оказание содействия в получении полиса обязательного медицинского страхования, медицинской книжки и выборе медицинской организации; взаимодействие с органами, учреждениями, организациями, являющимися субъектами пробации, медицинскими, образовательными и иными организациями; организацию привлечения добровольцев (волонтеров) к полному или частичному социальному сопровождению лица, в отношении которого осуществляется постпенитенциарная пробация.

29. Лица, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация, имеют право: запрашивать и получать информацию о порядке и основаниях применения постпенитенциарной пробации; обращаться с заявлением в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, об оказании содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации; получать помощь и содействие, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; обращаться в уголовно-исполнительную инспекцию с заявлением об изменении индивидуальной программы; на вежливое обращение со стороны работников органов, учреждений и организаций, образующих систему пробации; уведомлять уголовно-исполнительную инспекцию о помещении в медицинскую организацию для прохождения лечения в условиях стационара, в том числе с использованием телефонной связи, а также через медицинскую организацию в целях контроля за выполнением мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой на время ее реализации; обжаловать действия или бездействие субъектов пробации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе в случае отказа от оказания содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации.

30. Лица, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация, обязаны: соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации; выполнять мероприятия, предусмотренные индивидуальной программой; являться в уголовно-исполнительную инспекцию для разъяснения порядка и условий применения постпенитенциарной пробации, а также для представления информации о ходе выполнения мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации; выполнять законные требования работников учреждений и организаций, осуществляющих постпенитенциарную пробацию; представлять уголовно-исполнительной инспекции достоверную информацию о ходе выполнения мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой, а также об отказе от выполнения таких мероприятий организациями; уведомлять уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства.

31. Общественный контроль за деятельностью субъектов пробации осуществляется в порядке, предусмотренном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

Независимо от наличия дискуссионных вопросов принятие Федерального закона «О пробации в Российской Федерации» будет свидетельствовать о новом этапе развития правовой основы предупреждения совершения новых преступлений, обращения с правонарушителями, а также о повышении эффективности взаимодействия соответствующих государственных органов с представителями общественности. Очевидно, что необходима дальнейшая разработка теоретико-правовых аспектов института пробации, в том числе для соотнесения уголовно-исполнительного и иного законодательства с принимаемым Федеральным законом «О пробации в Российской Федерации».

Библиографический список

1. Козаченко И. Я., Сергеев Д. Н. Постпенитенциарный контроль и борьба с рецидивной преступностью // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2013. № 2. С. 74-80.

2. Поздняков В. М. Востребованность психологов при создании в России службы пробации // Человек: преступление и наказание. 2011. № 4(75). С. 131-135.

3. Хуторская Н. Б. Совершенствование уголовно-исполнительного законодательства России на основе правил Совета Европы о пробации // Международный пенитенциарный журнал. 2017. Т. 3(1-3), № 1. С. 68-71.

4. Антипов А. Н., Строгович Ю. Н. Пробации в России быть. Проект федерального закона «О пробации в Российской Федерации» // Право и образование. 2021. № 10. С. 108-123.

5. Ельчанинов А. П. Понятие и особенности реализации досудебной пробации по проекту федерального закона «О системе пробации в Российской Федерации» // Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России. М. : ФКУ НИИ ФСИН России, 2021. С. 61-65.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Мельникова О. В. Служба пробации - приоритетное направление развития уголовно-исполнительной системы Российского государства // Право и государство: теория и практика. 2021. № 11(203). С. 220-222.

7. Ермасов Е. В., Дегтярева О. Л. Вопросы создания службы пробации в России // Закон и право. 2016. № 8. С. 74-76.

8. Малолеткина Н. С. О целесообразности полного внедрения института пробации в современную пенитенциарную систему // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2014. № 2. С. 15-16.

9. Уткин В. А. О перспективах пробации в России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2016. № 4. С. 5-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.