Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННОГО ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ ЕГО В ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ И ПОДГОТОВКЕ К ОСВОБОЖДЕНИЮ'

ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННОГО ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ ЕГО В ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ И ПОДГОТОВКЕ К ОСВОБОЖДЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
69
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА / НАЗНАЧЕНИЕ НАКАЗАНИЯ / КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / ЕДИНЫЙ ДОКУМЕНТ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА / СЛУЖБА ПРОБАЦИИ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Южанин Вячеслав Ефимович

Изучение личности осужденного должно начинаться на предварительном следствии. Задача состоит в том, чтобы выявить те качества личности, которые могут являться значимыми применительно к задачам уголовного судопроизводства. Характеристика личности подсудимого имеет самостоятельное значение при индивидуализации наказания согласно ч. 3 ст. 60 УК РФ. Неверно, что при назначении наказания следует учитывать такие свойства личности виновного, которые непосредственно связаны с совершением преступления. Перечень вопросов, подлежащих обязательному выявлению при изучении личности подсудимого, должен включать неограниченный круг сведений. Таким образом, при назначении наказания нужна полная криминологическая характеристика виновного лица. На практике же указанные сведения, как правило, устанавливаются не в полном объеме, характеристика берется с места работы (учебы) или проживания, они следователем не анализируются и не исследуются. Наличие полноценных сведений о личности преступника могли бы иметь решающее значение для первоначальной работы с вновь прибывшими осужденными в исправительное учреждение , однако практика свидетельствует, что администрация этих учреждений практически лишена подробной информации о них. Необходима отдельная служба пробации, которая вобрала бы в себя всю работу и по изучению личности преступника, и по обеспечению процесса его социальной адаптации после условно-досрочного освобождения и по отбытии срока наказания. Требуется единая система ресоциализации преступника, и конструирующим звеном в ней будет являться процедура изучения его личности, основанная на сборе и передаче информации о ней на всех стадиях работы с ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF EXAMINING THE IDENTITY OF A CONVICTED PERSON UPON ADMISSION TO A CORRECTIONAL INSTITUTION AND PREPARATION FOR RELEASE

The examination of the identity of the convicted person should begin on a preliminary basis. The challenge was to identify the qualities of the individual that could be relevant to the objectives of criminal proceedings. The personality of the defendant is independent in the individualization of punishment according to part 3 of Art. 60 of the Criminal Code. It is not correct that sentencing should take into account the personal characteristics of the perpetrator that are directly related to the commission of the crime. The list of issues subject to mandatory identification when studying the identity of the defendant should include an unlimited range of information. Thus, when sentencing, a complete criminological characteristic of the perpetrator is needed. In practice, these data are usually not fully established, the characteristics are taken from the place of work (study) or residence, they are not analyzed by the investigator and are not investigated. Having full knowledge of the identity of the offender could be crucial to the initial work with newly arrived convicts in the correctional facility, but practice shows that the administration of these institutions is practically deprived of detailed information about them. A separate probation service is needed, which would include all work to study the identity of the offender, and to ensure the process of his social adaptation after parole and after serving his sentence. A unified system of resocialization of the offender is required, and the constructing link in it will be the procedure for studying his personality, based on the collection and transfer of information about it at all stages of work with him.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННОГО ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ ЕГО В ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ И ПОДГОТОВКЕ К ОСВОБОЖДЕНИЮ»

УДК 343.8

https://doi.org/10.53993/2078-3914/2021/4(49)/141-147

В. Е. Южанин

ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННОГО ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ ЕГО В ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ И ПОДГОТОВКЕ К ОСВОБОЖДЕНИЮ

Изучение личности осужденного должно начинаться на предварительном следствии. Задача состоит в том, чтобы выявить те качества личности, которые могут являться значимыми применительно к задачам уголовного судопроизводства. Характеристика личности подсудимого имеет самостоятельное значение при индивидуализации наказания согласно ч. 3 ст. 60 УК РФ. Неверно, что при назначении наказания следует учитывать такие свойства личности виновного, которые непосредственно связаны с совершением преступления. Перечень вопросов, подлежащих обязательному выявлению при изучении личности подсудимого, должен включать неограниченный круг сведений. Таким образом, при назначении наказания нужна полная криминологическая характеристика виновного лица. На практике же указанные сведения, как правило, устанавливаются не в полном объеме, характеристика берется с места работы (учебы) или проживания, они следователем не анализируются и не исследуются. Наличие полноценных сведений о личности преступника могли бы иметь решающее значение для первоначальной работы с вновь прибывшими осужденными в исправительное учреждение , однако практика свидетельствует, что администрация этих учреждений практически лишена подробной информации о них.

Необходима отдельная служба пробации, которая вобрала бы в себя всю работу и по изучению личности преступника, и по обеспечению процесса его социальной адаптации после условно-досрочного освобождения и по отбытии срока наказания. Требуется единая система ресоциализации преступника, и конструирующим звеном в ней будет являться процедура изучения его личности, основанная на сборе и передаче информации о ней на всех стадиях работы с ним.

Ключевые слова: изучение личности преступника; назначение наказания; криминологическая характеристика; единый документ по изучению личности преступника; служба пробации; ресоциализация.

Для цитирования: Южанин В. Е. Проблема изучения личности осужденного при поступлении его в исправительное учреждение и подготовке к освобождению // Вестник Кузбасского института. 2021. № 4 (49). С. 141-147. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2021/4(49)/141-147.

V. E. Yuzhanin

THE PROBLEM OF EXAMINING THE IDENTITY OF A CONVICTED PERSON UPON ADMISSION TO A CORRECTIONAL INSTITUTION AND PREPARATION FOR RELEASE

The examination of the identity of the convicted person should begin on a preliminary basis. The challenge was to identify the qualities of the individual that could be relevant to the objectives of criminal proceedings. The personality of the defendant is independent in the individualization of punishment according to part 3 of Art. 60 of the Criminal Code. It is not correct that sentencing should take into account the personal characteristics of the perpetrator that are directly related to the commission of the crime. The list of issues subject to mandatory identification

© Южанин В. Е., 2021 © Yuzhanin V. E., 2021

when studying the identity of the defendant should include an unlimited range of information. Thus, when sentencing, a complete criminological characteristic of the perpetrator is needed. In practice, these data are usually not fully established, the characteristics are taken from the place of work (study) or residence, they are not analyzed by the investigator and are not investigated. Having full knowledge of the identity of the offender could be crucial to the initial work with newly arrived convicts in the correctional facility, but practice shows that the administration of these institutions is practically deprived of detailed information about them.

A separate probation service is needed, which would include all work to study the identity of the offender, and to ensure the process of his social adaptation after parole and after serving his sentence. A unified system of resocialization of the offender is required, and the constructing link in it will be the procedure for studying his personality, based on the collection and transfer of information about it at all stages of work with him.

Keywords: studying the identity of the offender; sentencing; Cree-minological characteristic; a single document on the identity of the perpetrator; probation service; resocialization.

For citation: Yuzhanin V. E. The problem of examining the identity of a convicted person upon admission to a correctional institution and preparation for release. Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2021, no. 4 (49), p. 141-147. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2021/4(49)/141-147.

Изучение личности осужденного должно начинаться на предварительном следствии. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 73 УПК РФ сведения, характеризующие личность обвиняемого, относятся к числу обстоятельств, подлежащих доказыванию. Данные сведения следователь получает в процессе разрешения уголовного дела, при этом информация добывается разными способами, из различных источников, процессуальными и не процессуальными путями. Главная его задача — выявить те качества личности, которые могут являться значимыми применительно к задачам уголовного судопроизводства. При этом собранные сведения имеют уголовно-правовую направленность, так как определяются требованиями ч. 3 ст. 60 УК РФ, которые обязывают суд при назначении наказания учитывать личность подсудимого.

При этом учет личности виновного при назначении наказания, как правило, рассматривается на четырех уровнях:

1) при включении ее в составы преступлений в качестве конструирующих или квалифицирующих признаков;

2) при характеристике степени общественной опасности преступления при назначении наказания (ч. 3 ст. 60 УК РФ);

3) в качестве смягчающих и отягчающих обстоятельств (ст. 61 и 63 УК РФ);

4) как имеющей самостоятельное значение при индивидуализации наказания согласно ч. 3 ст. 60 УК РФ.

Обращаем внимание на четвертый уровень, когда характеристика личности подсудимого имеет самостоятельное значение. Она может включать в себя неограниченный перечень сведений о личности, исходящих не только от преступления, но и от иных факторов, свидетельствующих о ее формировании и характере. Характеристика личности при этом должна определяться криминологическим диапазоном сведений, а не только уголовно-правовым.

При этом следует не согласиться с мнением, что при назначении наказания следует учитывать такие свойства личности виновного, которые непосредственно связаны с совершением преступления. Особенно это касается обстоятельств негативного свойства о личности. Например, в одном из российских учебников по уголовному праву утверждалось, что при назначении наказания за кражу «нельзя учитывать как данные о личности виновного отрицательную характеристику с места жительства. Последняя непосредственно не связана с совершенной лицом кражей, поэтому не может влиять на вид и размер избранного судом наказания» [3, с. 387].

На наш взгляд, такое положение неприемлемо. Согласно ч. 3 ст. 60 УК РФ личность виновного имеет самостоятельное значение для индивидуализации ответ-

ственности наряду со смягчающими и отягчающими обстоятельствами. Можно учитывать любые данные о ней, имеющие значение для назначения наказания, которые суд сочтет нужным (см. об этом подробнее: [7, с. 101-116]). Здесь уместно привести слова Ю. М. Антоняна, что каждая наука, изучая необходимую часть данного явления, вкладывает в него специфическое содержание. Но подобное изучение личности не является комплексным междисциплинарным, а представляет собой самостоятельное криминологическое исследование личности преступника [1, с. 912].

Следует согласиться с мнением, что перечень вопросов, подлежащих обязательному выявлению при изучении личности подсудимого, должен включать неограниченный круг сведений, которые можно собрать об обвиняемом, включающих в себя данные о жизнедеятельности его в прошлом (события биографии), о личных качествах, чертах характера, родственных отношениях и пр. (см. [4, с. 93]) Данное положение подтвердил в своем постановлении Пленум Верховного суда РФ «О практике назначения судами РФ уголовного наказания» (от 22.12.2015 № 58), в котором указано, что при назначении наказания при характеристике личности подсудимого подлежат учету данные о его семейном и имущественном положении, состоянии здоровья, поведении в быту, наличии у него на иждивении несовершеннолетних детей и иных нетрудоспособных лиц.

В общем, из всего этого можно сделать вывод, что при назначении наказания нужна полная криминологическая характеристика виновного лица.

А что мы имеем на практике? А на практике указанные сведения, как правило, устанавливаются не в полном объеме, характеристика берется с места работы (учебы) или проживания, они следователем не анализируются и не исследуются. В так называемых характеристиках на личность обвиняемого не содержатся сведения о социальном облике подсудимого, о процессе его нравственного формирования, о взглядах, наклонностях и главным образом, о причинах совершения преступления. По-

следние могут быть или решающим звеном в цепи причинно-следственных зависимостей или, наоборот. В зависимости от этого степень их влияния на наказание может быть различной. Слабо отражаются в характеристиках или совсем не отражаются сведения о посткриминальном поведении, в особенности о соблюдении или несоблюдении меры пресечения.

Наличие полноценных сведений о личности преступника могли бы иметь решающее значение для первоначальной работы с вновь прибывшими осужденными в исправительное учреждение (ИУ). К сожалению, практика свидетельствует об ином: администрация этих учреждений практически лишена подробной информации о них. В свое время бывший директор ФСИН России Ю. И. Калинин заметил, что «начальник отряда начинает работу с осужденными как бы в потемках, методом проб и ошибок, причем безнадежно запаздывая во времени» [2, с. 47].

Так, практические работники ИУ высказались о том, что они хотели бы иметь информацию к началу срока отбывания наказания о поведении осужденного по месту жительства, в СИЗО, отрицательные черты характера, волевые и иные качества личности, интересы, увлечения, социально-психологический портрет преступника, склонность к правонарушениям. Особое отношение они высказали к сведениям, в которых отражены причины и обстоятельства, связанные с совершением преступления, отношение к потерпевшему, поведение во время судебного разбирательства. Также они хотели бы знать о том, придерживается ли осужденный тюремных традиций, стремится ли поддерживать связь с прежней преступной средой, положительные черты характера и пр.

Зная хорошо осужденного, прибывшего в ИУ, можно психологом сделать анализ всей полученной информации, дать квалифицированный диагноз его поведения, составить программу ресоциализации. Чтобы еще лучше знать осужденного, особенно тех, кому предстоит отбывать длительный срок наказания, следует продолжить его изучение в карантинном отделении, составив его психодиагностику поведения. Это помогло бы правильно определить вновь

прибывшего в тот или иной отряд, поставить на профилактический учет.

Правило 93 Правил Нельсона Манделы обращает внимание на отделение осужденных от тех, кто в силу своего преступного прошлого или своих черт характера грозит оказать на них плохое влияние, пр. 94 — на то, что в кратчайший срок после приема каждого заключенного, приговоренного к достаточно короткому сроку, и на основе изучения его характера следует разрабатывать программу работы с ним исходя из полученных сведений о его индивидуальных потребностях, способностях и склонностях.

При этом особое внимание следует обращать на поведенческий опыт осужденного до осуждения, историю жизни преступника, причинам и условиям совершения преступления. Подобную информацию можно получить на предварительном следствии. Она будет иметь важное значение для ресоциализации осужденного. Легче можно будет интегрировать его в общество. Нужно не только иметь разную информацию о личности преступника, а проводить ее анализ.

Имеется зарубежный опыт сбора и анализа информации о преступнике на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, во многих странах этим занимается служба пробации. Специалист в этой области Н. В. Хуторская пишет, что стоит задача «установить степень общественной опасности правонарушителя, перспективы его исправления в случае назначения тюремного заключения или альтернативного наказания, а в конечном итоге — предвидеть возможность совершения нового преступления» [5, с. 48]. В частности, эта же служба предлагает программу исправления осужденного.

В России подобной службы нет и навряд ли она появится в ближайшее время, по крайней мере, ее образование запланировано на 2024 г., и мы бы предложили сместить период изучения и анализа характеристики личности преступника с предварительного следствия на начальный период отбывания наказания, а вернее, на время его пребывания в карантине. Это время должно быть гораздо длительнее, чем сейчас, которое определено ст. 79 УИК РФ

продолжительностью до 15 суток. Даже при наличии службы пробации такой период должен быть определен, на котором должна решаться главная задача — изучение личности осужденного.

На вновь прибывшего осужденного должны быть собраны сведения, полученные на всех стадиях судопроизвоства, в том числе в СИЗО, когда у него проявляются признаки сидельца, а затем подвергнуты анализу штатным психологом ИУ. На основе полученных результатов анализа должна быть составлена примерная программа ресоциализации осужденного, которая существенно поможет начальнику отряда в начальной стадии работы с данным осужденным. Познание личности вновь прибывшего осужденного может служить основанием для определения его в тот или иной отряд, а затем переводу на облегченные или строгие условия отбывания наказания. Характеристика личности и обнаруженные намерения осужденного могут служить также основанием взятия его на оперативно-профилактические учеты. Нужна ранняя диагностика и профилактика отрицательного поведения прибывших в ИУ осужденных.

Впечатление первых дней пребывания осужденных в ИУ способно определить отношение их к адаптации среде осужденных и сформировать поведение на весь период отбывания наказания. Психологическая служба должна помочь включить осужденных в систему социально-бытовых отношений в колонии, облегчить подход начальнику отряда к нему. Всему этому должна помочь полная объективная информация об осужденном. Квалифицированное изучение личности вновь прибывшего в ИУ осужденного следует относить к числу основных требований эффективной организации деятельности ИУ.

Для этого необходимо создать следующие организационные условия:

а) определить период пребывания осужденных в карантине от 1 до 1,5 месяца;

б) создать адаптационный отряд в каждом ИУ;

в) определить аналитическую группу психологов по изучению личности осужденных, находящихся в этом отряде;

г) завершать процесс анализа материалов о вновь прибывшем осужденном программой его ресоциализации на первоначальный период его пребывания в отряде.

Имеется опыт функционирования адаптационных отрядов в Республике Мордовия, Омской области, Казахстане. Мы когда-то в своих работах анализировали этот опыт и пришли к выводу, что он оказывает весьма положительное влияние на адаптацию осужденных в колониях [8, с. 95-114].

В общем, на администрацию исправительных учреждений на законодательном уровне следует возложить обязанность собирать и концентрировать информацию о личности сужденного, полученную из других правоохранительных органов по мере движения уголовного дела, а затем обобщать и анализировать ее.

Когда-то некоторые авторы, в том числе и мы, предлагали ввести единый документ по изучению личности преступника (подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осужденного, освобожденного), что будет способствовать объединению и преемственности деятельности всей системы уголовной юстиции. Он мог бы иметь место и в электронном носителе в виде сообщения о личности правонарушителя, имеющем несколько разделов, относящихся к тому или иному ведомству, соприкасающимися с обвиняемым, подсудимым, заключенным под стражу, осужденном. Особенно все это важно для лиц осужденных на длительные сроки отбывания наказания.

При введении единого информационного документа на преступника определяются сведения, выполняющие качественно прогнозирующую функцию. При этом исключается их дублирование на различных стадиях обеспечения реализации уголовной ответственности, что позволит осуществлять ресоциализацию осужденного и профилактику правонарушений с наименьшими затратами сил и времени. В ИУ может быть сформированы аналитическая служба, которая после анализа информации об осужденном при приеме его в ИУ может отслеживать и анализировать его поведение в течение всего срока отбывания наказания. Она же могла бы рекомендовать начальнику колонии применение к осуж-

денным тех или иных мер поощрения и взыскания, изменение условий отбывания наказания, перевод в другие виду ИУ, постановку осужденного на профилактический учет и пр. Эта служба должна работать в тесном контакте с начальниками отрядов и другими службами ИУ.

В Концепции развития уголовно-исполнительной системы на период до 2030 г. выделен целый раздел «Создание и развитие системы пробации». В этом разделе ФСИН России обращает внимание на создание системы ресоциализации и социальной адаптации, предполагающей внедрение единых принципов и механизмов оказания всесторонней помощи подозреваемым, обвиняемым, осужденным и лицам, освободившихся от отбывания наказания, а также преемственности при ведении социальной, воспитательной и психологической работы на различных этапах пребывания этих категорий лиц в учреждениях УИС.

Считаем, что необходимо наладить преемственность такой работы, и основным критерием, объединяющим все службы, должна стать работа по изучению личности подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, заключенного под стражу, осужденного. Тогда и будет вся их деятельность по оказанию помощи в ресоциализации этой категории лиц строиться на основе единых принципов и механизмов.

И, конечно, очень важно показать, что сделано по отношению к подозреваемому, обвиняемому, подсудимому, какая проделана работа на всех стадиях уголовного судопроизводства, какова ее эффективность, изменилось ли его поведение, осознал ли он свою вину.

Важная роль в объединении всех субъектов, занимающихся лицом, совершившем преступление, должна быть отведена службе пробации. В упомянутой Концепции почему-то полномочия и функции этой службы возлагаются на уголовно-исполнительные инспекции (УИИ), в особенности это касается в оказании помощи в вопросах занятости, обеспечения жильем, психологической и правовой помощи лицам, освобожденным от отбывания наказания условно-досрочно. А кто будет заниматься освобожденными по отбытии срока наказания? А на кого будет возложено за-

ниматься изучением личности преступника на предварительных стадиях уголовного судопроизводства, как это предусмотрено в зарубежных странах, в которых эта служба функционирует уже не один десяток лет?

На УИИ и так возложено много функций и если еще возложить на нее пробаци-онные функции, то они затеряются в повседневной работе этих инспекций по исполнению наказаний, не связанных с изоляцией от общества, и при выполнении другой возложенной на них работы. Я подвожу все это к тому, что нужна отдельная служба пробации, которая вобрала бы в себя всю работу и по изучению личности преступника, и по обеспечению процесса его социальной адаптации после условно-досрочного освобождения и по отбытии срока наказания.

Если проанализировать международные нормативные акты и опыт зарубежных стран о работе службы пробации, то мы выясним, что эта служба выполняет основную работу по сбору сведений о личности не только на предварительной стадии уголовного судопроизводства, но и на стадии подготовки осужденных к освобождению из ИУ. Так, в ст. 107 Европейских пенитенциарных правил указывается, что представителям такой службы должен предоставляться доступ к пенитенциарному учреждению и осужденном, чтобы они могли оказать содействие в подготовке к

освобождению и планированию программы работы с освобождаемым. И при этом надо заметить, они, прежде всего, должны собрать полноценные сведения о личности освобождаемого.

Из смысла данной международной нормы можно предположить, что процедуры и специальные программы, обеспечивающие переход от жизни в пенитенциарном учреждении к законопослушной жизни в обществе, разрабатывается службой, находящейся за пределами этого учреждения [6, с. 340-342]. Она должна выступить инициатором и по сбору сведений о личности освобождаемого, и составлению программы его ресоциализации после освобождения. Психологическая и социальная службы пенитенциарного учреждения должны содействовать этому, и подобное необходимо закрепить в нормах закона.

Таким образом, изучение личности подозреваемого, обвиняемого, осужденного на всех стадиях уголовного судопроизводства и пребывания в пенитенциарном учреждении имеет важное значение для обеспечения эффективности процесса ре-социализации преступника. Нужна единая система ресоциализации преступника, и конструирующим звеном в ней будет являться процедура изучения его личности, основанная на боре и передаче информации о ней на всех стадиях работы с ним.

Литература

1. Антонян, Ю. М. Изучение личности преступника. — М.: ВНИИ МВД СССР, 1982.

2. Калинин, Ю. И. Действуй творчески, ломая стереотипы // Воспитание и правопорядок.

— 1987. — № 11.

3. Российское уголовное право: учебник в 2-х т. Т. 1. Общая часть / под ред. Л. В. Инно-гамовой-Хегай, В. С. Комиссарова. — 2-е изд., перераб и доп. — М.: ИД: ТК Велби; Проспект, 2007.

4. Устинов, М., Васяев, А. Установление обстоятельств, характеризующих личность подсудимого // Уголовное право. — 2007. — № 5.

5. Хуторская, Н. Быть или не быть... пробации в России ? // Преступление и наказание.

— 2008. — № 4.

6. Южанин, В. Е., Горбань, Д. В. Институт подготовки осужденных к освобождению в прогрессивной системе отбывания наказания в виде лишения свободы // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2020. — Т. 25. — № 3 (82).

7. Южанин, В. Е., Кириллов, С. И., Бабунов, В. Ю. Раннее предупреждение постпенитенциарного рецидива преступлений (уголовно-правовой и криминологический аспекты): монография. — Коломна, 2011.

8. Южанин, В. Е., Новиков, Е. Е. Правовое регулирование направления осужденных в исправительные учреждения, их приема и размещения: монография. — Новокузнецк, 2012.

References

1. Antonyan Yu. M. Izuchenie lichnosti prestupnika [Studying the personality of a criminal]. Moscow, All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of the USSR, 1982.

2. Kalinin Yu. I. Dejstvuj tvorcheski, lomaya stereotipy [Act creatively, breaking stereotypes]. Vospitanie i pravoporyadok [Education and the rule of law], 1987, no. 11.

3. Rossijskoe ugolovnoe pravo [Russian criminal law]. Textbook in 2 vol. Vol. 1. General part. Ed. L. V. Innogamova-Khegai, V. S. Komissarova. 2nd ed. Moscow, ID TK Velby; Prospect, 2007.

4. Ustinov M., Vasyaev A. Ustanovlenie obstoyatel'stv, harakterizuyushchih lichnost' podsudi-mogo [Establishment of circumstances characterizing the identity of the defendant]. Ugolovnoe pravo [Criminal law], 2007, no. 5.

5. Hutorskaya N. Byt' ili ne byt'... probacii v Rossii? [Be or not be... probation in Russia?]. Prestuplenie i nakazanie [Crime and punishment], 2008, no. 4.

6. Yuzhanin V. E., Gorban D. V. Institut podgotovki osuzhdennyh k osvobozhdeniyu v progres-sivnoj sisteme otbyvaniya nakazaniya v vide lisheniya svobody [Institute for the preparation of convicts for release in a progressive system of serving a sentence of imprisonment]. Psi-hopedagogika v pravoohranitel'nyh organah [Psychopedagogics in law enforcement agencies], 2020, vol. 25, no. 3 (82).

7. Yuzhanin V. E., Kirillov S. I., Babunov V. Yu. Rannee preduprezhdenie postpenitenciarnogo recidiva prestuplenij (ugolovno-pravovoj i kriminologicheskij aspekty) [Early prevention of post-penitentiary recurrence of crimes (criminal legal and criminological aspects]. Monograph. Kolomna, 2011.

8. Yuzhanin V. E., Novikov E. E. Pravovoe regulirovanie napravleniya osuzhdennyh v ispravi-tel'nye uchrezhdeniya, ih priema i razmeshcheniya [Legal regulation of the sending of convicts to correctional institutions, their reception and placement]. Monograph. Novokuznetsk, 2012.

Сведения об авторе

Вячеслав Ефимович Южанин: Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина (г. Рязань, Российская Федерация), профессор кафедры уголовного права и криминологии, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ. E-mail: yuzanin@mail.ru

Information about the author

Vyacheslav E. Yuzhanin: Ryazan State University named for S. Yesenin (Ryazan, Russia), professor of the Chair of Penal Law and Criminology, doctor of law, professor, Honored worker of the higher school of the Russian Federation. E-mail: yuzanin@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.