Научная статья на тему 'Изучение личности преступника в системе уголовной юстиции'

Изучение личности преступника в системе уголовной юстиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2044
430
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Южанин Вячеслав Ефимович

В статье анализируется проблема изучения личности преступника на различных стадиях (от предварительного расследования до исполнения наказания). Отмечается необходимость обеспечения информационной преемственности между правоохранительными органами и судом. Обосновывается необходимость введения единого информационного документа на преступника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение личности преступника в системе уголовной юстиции»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

2014 № 1

БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ

ИССЛЕДОВАНИЯ

ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА В СИСТЕМЕ УГОЛОВНОЙ ЮСТИЦИИ

ЮЖАНИН Вячеслав Ефимович

Аннотация. В статье анализируется проблема изучения личности преступника на различных стадиях (от предварительного расследования до исполнения наказания). Отмечается необходимость обеспечения информационной преемственности между правоохранительными органами и судом. Обосновывается необходимость введения единого информационного документа на преступника.

Ключевые слова: личность преступника, рактеристика преступника.

Особое значение для ресоциализации осужденных и ранней профилактики рецидива преступлений является обеспечение преемственности между органами следствия, правосудия, СИЗО и исправительных учреждений (ИУ). Эта проблема решается посредством изучения личности преступника, которое начинается при проведении предварительного расследования. Сведения об обвиняемом собираются в процессе расследования уголовного дела по всем направлениям изучения личности: уголовно-правовом, криминалистическом, криминологическом и др. Информация может быть добыта следователем и путем непосредственного наблюдения за обвиняемым, установления с ним психологического контакта, то есть не процессуальным путем. Дополнительные сведения можно получить из общения с родственниками обвиняемого, членами трудового коллектива, соседями по проживанию и из других источников.

В общем, на следствии можно получить характеристику обвиняемого, которая будет иметь значение для правильного и справедливого назначения наказания. Задача у следователя узкая, ему необходимо выявить те свойства и качества личности обвиняемого, которые значимы применительно к задачам уголовного судопроизводства. Эти задачи определяются материальным уголовным правом и служат ему. Поэтому изучение следователем личности обвиняемого имеет уголовно-правовое направление (для определения вида и меры ответственности).

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 73 УПК РФ сведения, характеризующие личность обвиняемого, относятся к числу обстоятельств, подле-72

профилактика преступлений, ресоциализация, ха-

жащих доказыванию. Их выявление способствует решению целого ряда вопросов, имеющих уголовно-процессуальное и уголовно-правовое значение, а именно: о целесообразности привлечения лица к уголовной ответственности; о причинах и условиях, способствующих совершению преступления; о квалификации действий обвиняемого; о наличии обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность; о виде и размере наказания, применении условного осуждения, освобождения от уголовной ответственности; о мере пресечения; о месте отбывания наказания; об определении вида исправительной колонии и т.д.

К тому же, сведения уголовно-правового характера должны быть такими, чтобы можно было на их основе установить причины преступления и сделать важный вывод о том, является ли преступление логическим продолжением всего предшествующего поведения подсудимого, то есть служат решающим фактором в выявлении мотивов преступления. Следует согласиться с мнением М. Устинова и А. Васяева о том, что перечень вопросов, подлежащих обязательному выявлению при изучении личности подсудимого, должен включать в себя: 1) установочные данные; 2) данные об образовании; 3) данные о семейном положении; 4) данные о состоянии здоровья; 5) данные о жизни и деятельности в прошлом, т.е. события его биографии; 6) наличие (отсутствие) судимости; 7) данные о личных качествах и чертах характера; 8) наличие родственных отношений1.

1 См.: Устинов М., Васяев А. Установление обстоятельств, характеризующих личность подсудимого // Уголовное право. 2007. № 5. С. 93.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

2014 № 1

______________БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ

Эти же сведения могли бы иметь решающее значение для первоначальной работы с вновь прибывшими осужденными в ИУ. К сожалению, практика свидетельствует об ином: администрация этих учреждений практически лишена информации о них. За исключением приговора суда и сведений оперативного характера, иной информацией она не располагает. Бывший директор ФСИН России Ю.И. Калинин в этой связи как-то заметил, что «...начальник отряда начинает работу с осужденными как бы в потемках, методом проб и ошибок, причем безнадежно запаздывая во времени»2.

В то же время, как показали наши исследования, уголовно-правовая информация о личности преступника недостаточна для проведения работы по его ресоциализации. В ней отсутствуют такие полезные для этого процесса сведения, как направленность личности, моральные качества, способности, отношение к социальным ценностям, интересы и увлечения, поведение во время следствия, судебного разбирательства и пребывания в СИЗО, положительные и отрицательные черты характера и т.п. Для создания нормальных условий ресоциализации, определения классификации осужденных, распределения их по отрядам нужны сведения психолого-педагогического характера, а для обеспечения безопасности ИУ - криминологического. Об этом говорит тот факт, что 65% опрошенных нами практических работников не удовлетворяет содержание информации о личности осужденных, поступающих в их личных делах.

Сведения о преступнике, полученные во время следствия, остаются значимыми во все последующие периоды отбывания наказания, Так, по прибытию в колонию имеют значение сведения о поведении обвиняемого на следствии, в суде, СИЗО, при следовании в ИУ, на самом этапе исполнения наказания - характерные черты личности осужденного, при подготовке к освобождению - характеристика среды проживания. Как правило, этих сведений не достает в характеристиках на обвиняемого. В ней, как обычно, содержатся краткие данные, характеризующие отношение к труду, коллективу, поведение в быту, пристрастие к спиртному и т.п.

Так, опрошенные нами практические работники ИУ высказались о том, что они хотели бы иметь информацию к началу срока отбыва-

2 Калинин Ю.И. Действуй творчески, ломая стереотипы // Воспитание и правопорядок. 1987. № 11. С. 47.

ния наказания о поведении осужденного по месту жительства, отрицательные и положительные характеристики родственников, поведение в процессе расследования и судебного разбирательства, отрицательные черты характера, волевые и иные личные качества, интересы, увлечения, психологический портрет преступника, склонностях к каким-либо правонарушениям, спиртному, наркотикам, поведении в СИЗО и пр.

В теории уголовного права существует мнение, что при назначении наказания из обстоятельств негативного свойства о личности виновного можно учитывать только те, которые непосредственно связаны с совершением преступления3 4. Как правило, это объясняется связью данных о личности преступника с отягчающими обстоятельствами, которые имеют закрытый перечень. При таком положении, например, при назначении наказания за кражу «нельзя учитывать как данные о личности виновного отрицательную характеристику с места жительства. Последняя непосредственна и не связана с совершенной лицом кражей, поэтому не может влиять на вид и размер изби-

4

раемого судом наказания» .

На наш взгляд, такое положение неприемлемо. Согласно ч. 3 ст. 60 УК РФ личность виновного имеет самостоятельное значение для индивидуализации ответственности наряду со смягчающими и отягчающими обстоятельствами. Можно учитывать любые данные о ней, имеющие значение для назначения наказания, которые суд сочтет нужным использовать.

Только на основе всестороннего изучения личности преступника на предварительном следствии и при полном объеме информации о нем можно дать квалифицированный диагноз его поведения в колонии, осуществить оптимальное распределение по отрядам и участкам, а также составить программу ресоциализации. На необходимость создания гибкой системы классификации осужденных и размещения их в пенитенциарных учреждениях, подготовке программ обращения с осужденными, которые учитывали бы информацию об их личных недостатках, способностях, возможностях, указывается в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными (ст. 63, 69).

3 Мельникова Ю.Б. Дифференциация ответственности и индивидуализация наказания. Красноярск, 1989. С. 91.

4 Российское уголовное право : учеб. : в 2 т. Т. 1. Общая часть / под ред. Л.В. Инногамовой-Хегай, В.С. Комиссарова, А.И. Рарога. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С. 387.

73

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

2014 № 1

______________БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ

В связи с решением проблем ресоциализации осужденных важнейшее значение имеют сведения о их жизни до осуждения. Например, определяющими преступное поведение выступают семейные проблемы, особенно для так называемых бытовых преступников. Эти проблемы удобнее выяснить во время предварительного следствия.

На поведение человека влияет прошлый поведенческий опыт, поэтому серьезное внимание следует уделять истории жизни преступника, причинам и условиям совершения преступления. Опять же очень важно знать информацию об этом на начальном этапе отбывания наказания, когда она получена следователем из достоверных источников. Всесторонне изучив преступника, составив программу исправления, легче реинтегрировать его в общество, оказать содействие в трудовой занятости, восстановить нормальную семейную жизнь и контролировать его поведение.

Таким образом, уголовно-правовая характеристика личности преступника ограничена и недостаточна для успешного проведения процесса ресоциализации, имеющего профилактическую направленность. Поэтому требуется более широкая, выходящая за пределы требований уголовного права и процесса, информация о личности обвиняемого.

Проблему получения такой информации можно решить только на межведомственном уровне, объединив организационные возможности правоохранительных и судебных органов. Она необходима, прежде всего, для обеспечения преемственности деятельности всей уголовной юстиции.

После вступления приговора суда в законную силу все сведения о личности обвиняемого, полученные участниками уголовного процесса и доступные администрации ИУ, отражаются в документах личного дела осужденного: копии приговора суда, анкете арестованного, протоколе задержания и др. Кроме того, в этом же личном деле могут быть данные на заключенного под стражу, собранные администрацией СИЗО. Практике известны и другие источники информации, например, данные, полученные оперативным путем, со слов осужденных, по инициативе ИУ.

Однако подобная информация собирается разрозненно, несистемно. При ее сборе отсутствует преемственность между органами следствия, правосудия, СИЗО и ИУ. Информация об обвиняемом, подсудимом, а затем осужденным практически каждый раз заново собирает-

74

ся этими органами и учреждениями. В итоге при выборе воспитательных и профилактических мер, средств и методов работы с прибывшими в ИУ осужденными остаются неучтенными целые блоки сведений.

В этом плане можно позаимствовать опыт зарубежных стран, в которых сбор информации на досудебных стадиях уголовного судопроизводства осуществляет специальное ведомство - служба пробации. Сотрудники этой службы выясняют сведения, выявление которых не входит в компетенцию следователя. Эти сведения характеризуют социальный облик личности обвиняемого. В частности, они выясняют обстоятельства его жизни, причины и условия совершения преступления, социальную среду, в которой он жил, учился, работал и т.п. У них стоит задача: «установить степень общественной опасности правонарушителя, перспективы его исправления в случае назначения тюремного заключения или альтернативного наказания, а в в конечном итоге -предвидеть возможность совершения нового преступления»5. В итоге сотрудники службы пробации готовят аргументированный доклад для суда, в котором содержатся рекомендации по назначению наказания или связанного с изоляцией от общества, или без нее. Одновременно предлагается программа воспитательного воздействия на правонарушителя.

Опросы практических работников показали, что большинство из них предполагают сосредотачивать информацию о преступнике в отдельном документе, именуемом сообщением о личности обвиняемого. Этот документ должен иметь разделы, представляющие информацию не только от следователя, но и от суда и администрации СИЗО. При этом необходимо предусмотреть формы ее передачи по инстанциям: от следователя суду, затем администрации СИЗО и, наконец, ИУ.

На основе поступившего в личном деле осужденного сообщения о личности обвиняемого администрация ИУ должна продолжить изучение его личности при пребывании в карантине или адаптационном отряде, а затем психолог мог бы предложить примерную программу его социальной реабилитации и исправления.

Как нам представляется, в сообщении о личности обвиняемого могли бы содержаться следующие сведения:

1. Сведения, предоставляемые следователем (отношение к труду, к коллективу по мес-

5 Хуторская Н. Быть или не быть ... пробации в России? // Преступление и наказание. 2008. № 4. С. 48.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

2014 № 1

______________БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ

ту работы, к общественной работе; поведение по месту жительства; семейное положение; поведение в процессе следствия; кто из родственников и знакомых может отрицательно влиять на его исправление; отношение к преступлению; склонность к побегу; положительные и отрицательные черты характера, интересы и увлечения; отношение к потерпевшему; причины и условия совершения преступления; постпреступное поведение и иные обстоятельства);

2. Сведения, предоставляемые судом (поведение во время судебного разбирательства; отношение к потерпевшему; причины и обстоятельства, связанные с совершением преступления; признание осужденным наказания; характерные признаки личности и пр.);

3. Сведения, предоставляемые администрацией следственного изолятора (поведение заключенного под стражу; водворялся ли в карцер; применяемые меры поощрения и взыскания; придерживается ли тюремных обычаев и традиций; связь с семьей и родственниками; связь с прежней преступной средой; досуговые занятия; характерные черты личности; отношение к предстоящему отбыванию наказания; подлежит ли взятию на профилактический и оперативный учеты и пр.).

Указанный документ должен найти свое продолжение на последующих стадиях реализации уголовной ответственности - при исполнении наказания и освобождении осужденных

из ИУ. Речь идет о введении единого документа по изучению личности правонарушителя (обвиняемого, подсудимого, заключенного под стражу, осужденного и освобожденного от наказания), что будет способствовать преемственности в деятельности органов уголовной юстиции. Мы предлагаем предусмотреть в этом документе три раздела, содержащие сведения соответственно об обвиняемом (подсудимом), осужденном (освобождаемом) и освобожденном. Что касается сведений об освобожденном, то в них мы предлагаем включить: сведения о его дальнейшем поведении в пределах срока погашения судимости; меры, предпринятые субъектами профилактики повторного преступления; оценку обстановки, сложившейся после освобождения и др. В случае совершения освобожденным нового преступления эти сведения могут составить основу для изучения его личности следователем, также для корректировки воспитательной работы и подготовки осужденных к освобождению администрацией ИУ.

Таким образом, при введении единого информационного документа на преступника определятся те данные, которые могут играть качественно новую, прогнозирующую роль. При этом исключается их дублирование на различных стадиях обеспечения реализации уголовной ответственности, что позволит осуществлять профилактику преступлений с наименьшей затратой сил и времени.

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.