Царахова Наталья Викторовна
адъюнкт кафедры криминалистики Краснодарского университета МВД России
(тел.: 89182646452)
Криминалистический аспект
изучения личности несовершеннолетнего, совершающего корыстные
преступления
Аннотация
В статье рассматриваются особенности криминалистического изучения личности несовершеннолетнего преступника как объекта тактического воздействия. В центре внимания находятся проблемы получения тактически значимой криминалистической информации о личности несовершеннолетнего, совершающего корыстные преступления.
Аnnotation
In article are considered particularities of the of criminal law study to personalities of the minor criminal as object of the tactical influence. Are they In the highlight found problems of the reception to tactical significant of criminal law information on personalities minor, making mercenary crimes.
Ключевые слова: корыстные преступления, несовершеннолетний преступник, криминалистическое изучение личности преступника, подозреваемый, обвиняемый, следователь.
tey words: the mercenary crimes, minor criminal, of criminal law study to personalities of the criminal, suspect, inculpated, coroner.
Для успешного раскрытия кражи грабежей, совершаемых несовершеннолетними, необходимо целенаправленное изучение следователем структуры личности несовершеннолетнего преступника. Следует отметить, что это важное условие необходимо для качественного применения тактических приемов, что в свою очередь повышает эффективность многих следственных действий.
Сформировавшееся мнение практических работников о том, что для изучения личности несовершеннолетнего преступника можно ограничиться сбором формальной информации о подозреваемом, обвиняемом на сегодняшний день является не актуальным и не отображает истинных потребностей следственной тактики.
Именно личность преступника, исследованная с криминалистических позиций, наиболее полно выражает не только его социальную сущность, но и преступный профессионализм, что позволяет определить наиболее вероятные поиски подозреваемого лица, прогнозировать возможные следственные ситуации и меры по их
разрешению.
Н. Т. Ведерников отмечает, что для решения криминалистических задач должны быть найдены разумные, с учетом задач судопроизводства и практических возможностей органов следствия и суда, пределы сбора необходимой информации о личности обвиняемого [1, с. 41-43]. Ученый совершенно верно обращает внимание на значимость "разумных пределов сбора необходимой информации о личности обвиняемого". Самым главным, полагаем, в данной проблеме является именно сбор достоверной информации, дающей максимально полное представление о личности, совершившей преступление. Диапазон обстоятельств, характеризующих личность
несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, законом конкретно не установлен, и ученые пытаются найти выход из сложившейся ситуации.
В частности уголовно-процессуальное законодательство указывает на определенные аспекты, касающиеся изучения обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого. Так, например, в числе обстоятельств, подлежащих
237
доказыванию по уголовному делу, согласно ч. 1 ст. 73 УПК РФ отмечена необходимость установления "обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого", "обстоятельств, исключающих преступность и наказуемость деяния", "обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание", "обстоятельств, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности". Кроме того, ст. 421 УПК РФ предусматривает необходимость в установлении "условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности", "влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц".
К обстоятельствам, характеризующим личность обвиняемого, относятся: социальный статус обвиняемого (принадлежность к определенной социальной группе), социально-демографическая характеристика (пол, возраст, национальная принадлежность, место жительства, образование и т.д.); социальные функции личности (выполняемые виды деятельности в системе общественных отношений); нравственнопсихологическая характеристика, выражающая отношение к социальным ценностям и выполняемым социальным функциям, психофизиологическая характеристика (психическое состояние до совершения, в момент его совершения и после).
Уместно отметить и такую особенность, что в отношении несовершеннолетних далеко не всегда выносится мера наказания в виде лишения свободы, что в свою очередь порождает склонность к совершению новых преступлений. Несовершеннолетние, условно осужденных по ст. 158, 161 УК РФ, в большинстве случаев повторно совершают корыстные преступления. А лица, состоящие на профилактическом учете в ОПДН, за преступления, предусмотренные вышеуказанными статьями УК РФ, но не достигшие возраста уголовной ответственности, так же совершают повторные преступления. На основании вышеизложенного полагаем, что условное наказание не приносит в полной мере необходимого результата в отношении несовершеннолетнего преступника,
совершившего корыстное преступления. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что в отношении лиц, совершивших общественно опасное деяние, но не достигших возраста уголовной ответственности, применяется только ст. 5 ФЗ N 120 от 24.06.1999 г. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", меры которой носят исключительно профилактический
характер, и в итоге, несовершеннолетний как таковой, не несет никакого реального наказания, в отношении него проводится исключительно профилактическая работа со стороны ОПДН, КДН и социальных педагогов, при условии, конечно, что подросток посещает школу, не убегает из дома и не бродяжничает. Бесспорно, что для разработки эффективной системы мер по предупреждению повторных краж и грабежей, совершаемых несовершеннолетними, необходимо сосредоточить усилия, как государственных органов, так и отдельных лиц; в рамках уголовного дела подробно изучать потребности личности несовершеннолетнего, духовные ориентации, мотивацию поведения и другие характеристики.
Справедливо отмечает П. А. Лупинская, что в законе невозможно предопределить, какие именно сведения и от кого должны быть получены. Эти вопросы решают лица, ведущие производство по делу. По общему правилу, все относящиеся к делу сведения должны быть собраны и проверены [2, с. 229].
Сказанное выше дает нам основание сделать вывод о том, что комплекс сведений о личности несовершеннолетнего должен быть оптимальным как с точки зрения полного изучения личности, так и с позиции решения поставленных задач уголовного судопроизводства. Формальный подход к изучению личности просто не допустим, что неоднократно отмечалось в научной литературе поскольку, если исследовать личность подростка исключительно с процессуальной точки зрения, то установленные рамки окажутся слишком узкими для решения тактических вопросов. Следователю необходимо знать о несовершеннолетнем подозреваемом, обвиняемом намного больше, чем просто информацию, имеющую доказательственное значение, поскольку эти сведения в дальнейшем могут помочь установить психологический контакт, вызвать доверие и желание давать правдивые показания.
Необходимо обратить внимание на то, что обстоятельства, характеризующие личность несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого могут повлиять на степень и характер ответственности. Если в ходе предварительного расследования, личность несовершеннолетнего не была изучена в полном объеме, то в процессе уголовного судопроизводства не представляется возможным восполнить данные о личности обвиняемого, которые возможно могли повлиять на определение наказания. При возникновении таких ситуаций, дело необходимо направлять на
__________________________________238
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2010 • № 1 (28)
дополнительное расследование, тем не менее, судам необходимо также всесторонне, объективно и полно исследовать данные о личности подсудимого, в связи с тем, что указанные обстоятельства могут повлиять на определение вида и размера наказания.
Следователь - является основным субъектом криминалистического изучения личности несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого - это обусловлено тем, что только следователь организует и направляет ход расследования, планирует деятельность, привлекает специалистов к собиранию и исследованию криминалистически значимой информации. К сожалению, изучение личности несовершеннолетнего подозреваемого в большинстве случаев сопровождается рядом негативных обстоятельств, одним из которых является нехватка времени для сбора необходимых сведений. Как правило, следователь использует данные, которые явились основанием подозревать несовершеннолетнего в совершении преступления и информацию, полученную в ходе осмотра места происшествия и допроса, либо при задержании с поличным. Таким образом, оперативные сотрудники, осуществлявшие задержание, так же могут являться источниками информации о поведении несовершеннолетнего во время задержания. Сведения о несовершеннолетнем подозреваемом можно получить при производстве личного обыска, обыска по месту жительства, беседы с одноклассниками, товарищами, в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий. Дополнительные сведения о личности несовершеннолетнего могут находиться в ОПДН, если подросток или его семья состояли на профилактическом учете. Дополнительной эту информацию мы назвали, потому что объективные данные в справках, предоставляемые ОПДН содержатся весьма нечасто по причине того, что "отделы по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетними привлечены к работе по разрешению заявлений и сообщений о совершенных преступления и их раскрытию, на что у инспекторов уходит более половины времени" [3, с. 56-57]. Поэтому, у сотрудников данного подразделения крайне мало времени, чтобы выяснить материально-бытовые условия семьи, в которой проживает несовершеннолетний, изучить личные качества подростка в особенности, если он не состоял на профилактическом учете.
Ряд систематизаций в определении личности преступника, приведенные судебными психологами, синонимичны дефинициям, ранее
представленными криминологами. М.И Еникеев выделяет насильственный, корыстный и корыстнонасильственный типы [4, с. 311-314]. Ю.Ф. Чуфаровский - корыстный, насильственный и неосторожный типы [5, с. 266-268]. Подростки, совершающие корыстные преступления в юном возрасте, в дальнейшем гораздо сложнее поддаются исправлению и в конечном результате составляют главный резерв для рецидивной преступности, поэтому своевременное раскрытие преступления и принятие мер профилактического характера к несовершеннолетним, впервые совершившим кражу, грабеж, в большей степени не допускают развития предрасположенности к совершению подобных преступлений в дальнейшем.
Криминалистически значимые сведения о личности несовершеннолетнего преступника могут помочь при установлении важной информации для уголовного дела, а именно:
проанализировав психологические и биологические особенности личности, отобразившиеся в материальных следах на месте преступления, установить другие источники информации о ней;
выявить взаимосвязь между социальнопсихологическими, биологическими свойствами личности несовершеннолетнего преступника;
п о с л е д и т ь о с о б е ннос ти от об р а же н и я специфических качеств личности
несовершеннолетнего при подготовке, совершении и сокрытии следов преступления;
на основании полученной информации провести оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление личности несовершеннолетнего преступника;
на базе полученных закономерностей разработать систему типовых версий о лице, совершившем преступление.
Несомненно, что информация,
характеризующая индивидуальные психологические особенности несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого важна, особенно для решения тактических задач, установления криминалистически значимой информации, фактической картины события преступления, а также при подготовке и проведении следственных действий.
К сожалению, проблемы связанные с использованием такого рода данных можно отнести, в частности, к поверхностным знаниям в области психологии практических работников. Для преодоления подобных ситуаций необходимо большей частью привлекать специалистов-психологов (с целью установления уровня интеллектуального, волевого и эмоционального
239
развития личности, темперамента, характера и других социально-психологических
особенностей). Таким образом, для успешного решения поставленных задач, важно совершенствовать профессиональную подготовку следователей в сфере юридической психологии и криминалистики, необходимо вводить спецкурсы по психологии несовершеннолетних, семинары, касающиеся изучения личности, кроме того, при повышении квалификации следователей учебные программы должны включать в себя проблемы, касающиеся изучения личности несовершеннолетнего.
Рассматривая личность преступника, как объект криминалистического исследования авторы включают в структуру всевозможные элементы и признаки свойств личности, но какие бы особенности ученые ни считали основными, все сходятся во мнении, что любая личность представляет собой однородную систему, элементы которой взаимосвязаны между собой. Вместе с тем, объем криминалистического изучения личности несовершеннолетнего п о д о з р е в а е м о г о, об вин я ем о г о д о л же н определяться в каждом конкретном случае, с учетом задач, решаемых с применением этих данных, так как создать универсальную систему невозможно.
Таким образом, в структуре личности несовершеннолетнего необходимо выделить наиболее важные элементы, несущие значительную криминалистическую нагрузку. К ним можно отнести:
1. Персонографические или социальнодемографические признаки: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства, национальность, гражданство, социальное окружение, влияющее на его поведение и формирование мировоззрения и т.д.
2. Психические процессы: свойства восприятия и памяти, речь, скорость мыслительных процессов, интеллектуальное развитие личности несовершеннолетнего, учитываются как при выборе тактических приемов, так и в самой методике расследования.
3. Темперамент несовершеннолетнего отражает интенсивность, скорость и ритм психических процессов и состояний. Важно учитывать особенности темперамента при установлении психологического контакта с подозреваемым, обвиняемым.
4. Психические состояния. В основном, наиболее криминалистически значимыми являются эмоциональные состояния личности (стресс, тревога, страх и т.д.), они довольно четко проявляются, особенно у несовершеннолетних,
что делает их достаточно несложными для визуального восприятия. Разрабатывая тактику любого следственного действия важно учитывать психические состояния участников.
5. Мировоззрение, т.е. совокупность взглядов человека на окружающую действительность, межличностные отношения, жизненная позиция и т.д. Сведения о характере (привычная для человека устойчивая форма поведения в деятельности и общении) могут помочь в установлении фактической картины события преступления, при избрании тактических приемов и методов.
Проведенное нами исследование уголовных дел, о корыстных преступлениях, совершенных несовершеннол етними, д ал о возм ожность понять, что личность несовершеннолетнего преступника необходимо изучать в большем объеме, нежели личность взрослого. Характерной особенностью корыстного преступника является то, что это не случайно оступившийся человек, а личность, состоящая из ряда неизменных отрицательных черт, исключительно связанных с материальной выгодой и неспособностью воспринимать объекты вне собственной выгоды.
Тщательный анализ нравственнопсихологических свойств личности несовершеннолетнего преступника,
совершившего корыстное преступление, будет способствовать установлению психологического контакта, что обусловливает грамотное применение тактических приемов при производстве следственных действий и объективного расследования.
Когда следователь сталкивается с преступлением, совершенным несовершеннолетним, необходимо анализировать максимально возможную информацию о нем, причины и условия, способствующие совершения, им преступления, выявив которые, следователь должен принять все возможные меры к их устранению. Этому во многом будет способствовать знакомство с социальными группами, членом которых является данный индивидуум [6, с. 322].
Отмечая важность, вопроса об источниках криминалистически значимой информации о личности несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, следует отметить, что в практической деятельности неполноценное использование таких сведений ведет к неполноте расследования.
Напомним, что в качестве источников о криминалистически значимой информации о социальных, психологических и биологических свойствах личности преступника выступают:
__________________________________240
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2010 • № 1 (28)
материальные и идеальные следы, возникшие в результате подготовки, совершения и сокрытия преступления; материальные и идеальные следы, возникшие в процессе его жизнедеятельности вне связи с правонарушением; специальные хранилища информации, содержащиеся в правоохранительных органах [7, с. 24].
Безусловно, что в качестве носителей информации о личности несовершеннолетнего могут выступать люди, предметы, документы, тем не менее, для решения тактических задач расследования этих источников недостаточно.
Как нам кажется, основным источником получения полных и объективных данных о личности являются родители
несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. По нашему мнению, следователю необходимо допросить обоих родителей либо законных представителей до предъявления несовершеннолетнему обвинения. Тем не менее, к показаниям родителей нужно относиться критически, даже если они являются самыми осведомленными источниками о личности своего ребенка, так как в основном большинство характеризует своих детей исключительно с положительной стороны.
Следует внимательно отнестись к сведениям о личности несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого полученным из показаний учителей, администрации учреждений, где подросток проходил обучение. Допрашивать не только классного руководителя, но и учителей по другим предметам, все же на практике дело обстоит иначе, так как, обобщая характеристики, предоставленные следователю, мы установили, что больше половины несовершеннолетних, проходивших по уголовным делам характеризовались лишь с положительной стороны, как по месту учебы, так и по месту жительства и являлись только формальными отписками администрации учреждений и не содержали в себе объективной информации.
Описывая мировоззрение
несовершеннолетних правонарушителей, психологи обычно говорят о том, что по отношению к требованиям морали, общепризнанным правилам поведения они настроены весьма скептически, не желают с ним считаться. У многих нравственные идеалы извращены, собственные принципы и правила поведения либо односторонни, либо очень бедны и несовершенны [8, с. 215]. Собственно возрастные особенности во многом определяют потребности личности несовершеннолетнего, духовные ценности, мотивацию поведения, психофизиологическое развитие и другие
показатели.
Интересным источником информации о личности в целом может быть лицо человека, по эмоциональным выражениям которого возможно определить переживаемые психические состояния; невербальные жесты, речь - такие источники необходимо использовать следователю для полного и глубокого изучения несовершеннолетнего.
Важнейшим источником криминалистического из учения личности несовершеннолетнего являются данные об особенностях психического склада подростка, что является следствием профессионального психологического исследования.
Следует признать тот факт, что абсолютное большинство следователей, назначение и проведения психологической экспертизы в отношении несовершеннолетних считают не обязанностью, которая предусмотрена законодательством, а задачей, которую они решают самостоятельно по собственному усмотрению. Вместе с тем, действующий уголовно-процессуальный закон не предусматривает возможности проведения психологической экспертизы с целью установления данных применимых только в тактических целях, не имеющих доказательственного значения. Однако, информация, полученная в ходе исследования, имеет не только доказательственное значение, но и выступает в качестве ориентирующей информации для организации тактической деятельности.
Любой выделенный источник заключает в себе большой объем различных сведений о личности несовершеннолетнего, которые можно применить для решения тактических задач расследования, но использование того или иного источника будет зависеть от конкретного объекта. Исследование проблем криминалистического изучения личности несовершеннолетнего правонарушителя в тактики расследования, показывает, что это та область, в которой следователю необходимо чаще обращаться за пояснениями к специалистам-психологам, так как это является важным критерием для повышения качества отдельных следственных действий и расследования преступления в целом. Личность несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого необходимо анализировать не только на уровне общей теории криминалистики, но и на уровне ее отраслей, смежных наук, относящихся к исследуемой теме.
241
Тюмень, 1994.
4. Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии. М., 1996.
5. Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология. М., 1998.
6. Васильев В. Л. Юридическая психология. СПб.: Питер, 2001.
7. Жбанков В. А. Свойства личности и их использование для установления лиц, совершивших таможенные преступления. М., 1999.
8. Личность преступника / Под ред. В. Н. Кудрявцева. М.: Юрид. лит., 1971.
_________________________________________242
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2010 • № 1 (28)
Литература
1. Ведерников Н. Т. Личность обвиняемого и подсудимого (понятие, предмет и методика изучения). Томск, 1978.
2. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник/ Отв. ред. П. А. Лупинская. М., 1999.
3. Каневский Л. Л., Гусев Г. С. Проблемы совершенствования деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений несовершеннолетних // Проблемы реализации правовых норм в период проведения судебно-правовой реформы.