УДК 343.98 ББК 67.404.9
Т.В. Исакова
ПСИХОЛОГО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
К ИЗУЧЕНИЮ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО, СОВЕРШИВШЕГО
ПРЕСТУПЛЕНИЕ
В статье рассматриваются условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, совершившего преступление, анализируется необходимость психолого-криминалистического подхода к исследованию преступного поведения и личности несовершеннолетнего преступника, изучаются возрастные особенности физических, психических и социальных качеств несовершеннолетних преступников.
Ключевые слова: психолого-криминалистическая характеристика личности преступника; личность преступника; несовершеннолетний преступник; условия жизни и воспитания несовершеннолетнего правонарушителя.
T.V. Isakova
THE PSYCHOLOGIAL AND CRIMINOLOGIAL DETECTION OF THE CONDITION OF LIFE AND EDUCATION OF JUVENILE OFFEENDERS
The article is the result of study the psychological and criminological detection of the conditions of life and education of juvenile offenders. We consider psychological and crime detection aspect in research on criminal behavior and personality of a juvenile criminal as important. The article also discusses specific physical, mental, and social characteristics of juvenile offenders.
Key words: psychological and crime detection feature to personalities of the criminal; personality of a criminal; juvenile criminal; detection of the conditions of life and education ofjuvenile offenders.
Уголовно-процессуальный закон не раскрывает, какие именно условия жизни и воспитания несовершеннолетнего следует устанавливать. На практике это приводит к тому, что наиболее существенные из них не устанавливаются, либо устанавливаются не в полной мере.
Судебная практика исходит из того, что в рамках исследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних суды должны устанавливать данные об их родителях или лиц их заменяющих (образовании, профессии, месте работы, моральных качествах, отношениях друг к другу и детям, выполнении обязанностей по их воспитанию), отношении детей к родителям, материально-бытовых условиях семьи, наличии у несовершеннолетнего имущества, самостоятельного заработка (его размеры); об учебе либо работе несовершеннолетнего (где учится, если работает, то в качестве кого); успеваемости, отношении к учебе (работе); о его поведении, отношении к старшим, к сверстникам; о поддержании связей в семье, о ближайшем бытовом окружении несовершеннолетнего, его связях, досуге, круге интересов, поведении дома и вне его.
К перечню вопросов, подлежащих выяснению при установлении условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, следует также отнести обстановку в семье, общественно-полезную занятость (учеба или работа), круг общения, интересы и увлечения, взаимоотношения с окружающими, прошлое противоправное поведение. Кроме того, полагаю, что подлежат выяснению обстоятельства, создавшие благоприятную обстановку для подготовки и совершения преступления (недостатки воспитательной работы в учебном коллективе, органов внутренних дел, опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, отсутствие надзора со стороны родителей, не-трудоустроенность), приведшие к формированию преступного умысла и непосредственно толкнувшие на преступление; что привело к возникновению у подростка антиобщественных взглядов и привычек (отрицательный пример, влияние ранее судимых, ведущих антиобщественный образ жизни лиц, извращенные представления о морали, нравственности, праве в семье и т.п.); каковы источники приобретения спиртных напитков, наркотиков, других одурманивающих веществ, связанных с их употреблением обстоятельства.
Несмотря на достаточно широкий круг действий, осуществляемых по собиранию доказательственной информации о личности несовершеннолетнего, это направление в деятельности следователя понимается очень узко, в связи с чем не используется весь арсенал средств для установления обстоятельств, характеризующих личность [4, с. 100]. Для установления анализируемых обстоятельств, как показывает изучение уголовных дел данной категории, следователи, дознаватели традиционно ограничиваются проведением преимущественно та-
кого следственного действия, как допрос. Допросу подвергаются родители несовершеннолетнего, родственники, школьные педагоги, хорошо знающие несовершеннолетнего, его друзья и знакомые.
Условия жизни и воспитания несовершеннолетнего обвиняемого выясняются также приобщением к делу характеристик с мест учебы, работы, жительства, материалов о поведении несовершеннолетнего обвиняемого от инспектора подразделения по делам несовершеннолетних (далее — ПДН ОВД), который осуществлял за ним контроль. Проведенное мною исследование уголовных дел показало, что сведения об условиях жизни и воспитания подростка имелись в 89 % уголовных дел, в каждом четвертом деле (25 %) органами расследования были внесены представления об условиях жизни и воспитания. Но и имеющиеся в уголовных делах представления носят формальный характер. В них излагается характеристика деяния, совершенного подростком, но не приводится анализ условий, способствующих совершению этого деяния, не высказываются предложения, направленные на их устранение.
Детальное изучение уголовных дел о преступлениях, совершаемых несовершеннолетними на территории Республики Бурятия, показало, что только в 76 % уголовных дел имеются справки-характеристики на выявленного несовершеннолетнего, и только треть из них была направлена инспектору ПДН ОВД с целью его информирования о совершенном подростком преступлении. Внимательный анализ содержания таких справок-характеристик, к сожалению, свидетельствует о халатном выполнении следователями своих обязанностей. Чаще всего из всех необходимых позиций заполняются только анкетные данные подростка и указывается статья УК РФ, по которой он привлекается к уголовной ответственности.
При обобщении характеристик, представленных следователю, выяснилось, что 72 % несовершеннолетних обвиняемых характеризовалась положительно как по месту учебы или работы, так и по месту жительства. Изучив их, автор пришел к неутешительному выводу о том, что характеристики в подавляющем большинстве являются попросту отписками, которые не содержат необходимой информации, характеризующей поступки, качества, потребности и интересы подростка. Несколько лучше положение с характеристиками с места учебы несовершеннолетнего. Тем не менее и в этих документах нередко присутствует элемент формализма. Следователи очень редко в соответствующем запросе указывают на то, какая именно информация о
несовершеннолетнем им необходима, полагаясь полностью на понимание данного вопроса педагогическими работниками.
В этой связи М.И. Буянов справедливо отмечает, что «трудно переоценить значение педагогической характеристики. Однако нередко педагоги пишут эти характеристики очень скупо и даже необъективно. В одних случаях перечисляют какие-то формальные признаки, за которыми не стоит личность школьника: участвует в общественной жизни, следит за чистотой в классе, учится посредственно... В других случаях педагоги так сгущают краски и до такой степени выступают в качестве судьи, или прокурора, что с подобной характеристикой следует идти сразу же в тюрьму для несовершеннолетних преступников [1, с. 249].
В ходе исследования уголовных дел мною было установлено, что наиболее часто в учебных характеристиках на несовершеннолетнего отражаются следующие вопросы:
1) где обучается подросток;
2) принимает ли он участие в общественной жизни;
3) дружит ли он с ребятами из класса;
4) как успевает по образовательным программам и какой любимый предмет.
В этой связи, думается, следователю при запросе характеристик с того или иного места необходимо объяснять значимость объективности представляемых следствию характеристик и указывать на важность описания в них наиболее существенных для расследования качеств, таких, например, как честность или склонность ко лжи, добросовестность, отношение к окружающим, цинизм, жестокость, жадность и т.д. Комплекс интересующих следствие черт личности должен определяться в зависимости от категории совершенного преступления. Кроме названных характеристик следователь должен располагать информацией, содержащейся в справках о состоянии физического здоровья подростка, справках, представляемых ПДН ОВД.
К моменту предъявления обвинения справки о состоянии здоровья имелись в 4 % дел, а к моменту окончания предварительного следствия — в 10 %. Как видно, состояние здоровья несовершеннолетнего обвиняемого следователя, фактически, не интересует. Следует иметь в виду, что проблемы со здоровьем имеются у многих несовершеннолетних. Так, по данным Министерства обороны Российской Федерации, половина призывников имеют ограничения годности к службе по состоянию здоровья [6].
Что касается справок, представляемых ПДН ОВД, то они представляют собой бланк, в котором фиксируется информация о количестве членов семьи, материальном материальное положение и взаимоотношениях между членами семьи. Ни один из этих фактов не подтверждается какими-либо документами или объяснениями. На мой взгляд, этого недостаточно для формирования мнения об условиях жизни и воспитания подростка.
При проверке условий жизни и воспитания необходимо выяснить характеристику родителей или заменяющих их лиц и других членов семьи; их взаимоотношения, степень внимания к воспитанию подростка; воспитательную позицию (не было ли жестокости или, наоборот, гиперопеки, потакания любым желаниям). Думается, полезным будет выяснить, не имеется ли объективных причин, препятствующих должному надзору за детьми (болезнь, занятость и т.д.); нет ли отрицательного влияния в семье (злоупотребление алкоголем, аморальное поведение, скандалы, проявление жестокости и т.д.); поинтересоваться материально-бытовыми условиями в семье, наличием у подростка места для занятий и отдыха, отношением к семье, отношением к его просьбам о приобретении вещей и предоставлении денег. Соответствующая информация в справках, предоставляемых ПДН ОВД, к сожалению, содержалась крайне редко.
Неоспоримо, что такие данные должны содержаться не только в справках из ПДН ОВД, они должны выясняться из показаний родителей, учителей, мастеров, ближайшего окружения несовершеннолетнего, соседей и из показаний самого несовершеннолетнего обвиняемого. Тем не менее в протоколах допроса несовершеннолетнего обвиняемого подробно условия жизни и воспитания выяснялись только в 3 % уголовных дел, поверхностно, кратко — в 5 %.
Такая ситуация вряд ли может считаться удовлетворительной, так как суд только тогда может правильно определить меру уголовной ответственности несовершеннолетнего, когда будут предварительно выяснены все условия его жизни и воспитания, личность несовершеннолетнего. Совершенно очевидно, от того насколько правильные и обоснованные выводы сделает суд, зависит дальнейшее направление уголовного дела.
Судебная практика показывает, что при самом добросовестном и скрупулезном расследовании материалы дела не могут содержать полной информации, необходимой суду для определения методики и тактики проведения судебного следствия. Такую информацию судья
мог бы получить в личной беседе со следователем, однако приглашение следователя в суд едва ли можно считать корректным. Кроме того, это может вызвать сомнения в объективности и беспристрастности суда. Да и сама информация, полученная в такой форме, будет носить неофициальный характер. С учетом того, что к моменту предъявления обвинения далеко не всегда достаточно изучается личность несовершеннолетнего обвиняемого, которая имеет значение не только для правильной диагностики совершенного общественно-опасного деяния, мне представляется целесообразным прибегать к помощи социальных служб.
Показателен, на мой взгляд, опыт судей г. Ростова-на-Дону, принимающих участие в программе «Поддержка осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних», разрабатываемой и внедряемой при содействии Программы Развития ООН Ростовским областным судом. В рамках данной программы участие специалиста по социальной работе является обязательным условием ювенального суда. Социальные работники отбираются на конкурсной основе, и критериями отбора служат наличие высшего образования по специальности «социальная работа» и опыт работы с данной категорией несовершеннолетних. Деятельность социальных работников нацелена на обеспечение судей более полной информацией о самом подростке и его социальном положении, что позволяет выносить более обоснованное и гуманное судебное решение, учитывающее перспективы и возможности дальнейшей работы с ребенком, профилактики последующих правонарушений. Социальный работник отнюдь не подменяет следователя, инспекторов ПДН ОВД, социальных педагогов, психологов, но вместе с тем он аккумулирует информацию из различных источников и от разных органов в одном итоговом документе — карте социально-психологического исследования, в которой даются ответы на вопросы о социально-бытовых, о жилищных условиях несовершеннолетнего и семьи, в которой он проживает, о взаимоотношениях в семье, об окружении. Карта социально-психологического исследования впоследствии представляется судье. Этот итоговый документ, составленный социальным работником, содержит в себе рекомендации и приобщается судом к материалам уголовного дела.
Составление социально-психологического портрета позволяет судье сделать уже более глубокий вывод о том, какое же все-таки возможно избрать наказание в отношении того или иного подсудимого и нужно ли принять какие-то дополнительные меры воспитатель-
ного воздействия в отношении него [2, с. 23]. Отвечая на вопрос, кто такой социальный работник и в чем заключается его деятельность, следует отметить, что он может быть привлечен к участию в судебном разбирательстве в качестве законного представителя несовершеннолетнего, а также допрошен в суде в качестве специалиста по социальной работе о фактах, которые ему стали известны в процессе исследования личности несовершеннолетнего [7].
Небезынтересно отметить, что опыт по реализации таких проектов имеется и в ряде других регионов. В их число входят программы, реализуемые Российским благотворительным фондом «Нет алкоголизму и наркомании», которые действуют в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Республиках Кабардино-Балкарии, Северной Осетии-Алании, Ингушетии, в Волгоградской, Кемеровской, Иркутской, Саратовской, Пермской областях и других регионах нашей страны.
Эксперименты проходят достаточно успешно. Наверное, не удивительно, что в отсутствии целенаправленной программы государственной поддержки инициатива по изменению положения несовершеннолетних правонарушителей и внедрению элементов юве-нальной юстиции переходит в руки региональных властей, различных общественных организаций и международных фондов [5, с. 131].
Думается, что данный опыт работы в сфере правосудия несовершеннолетних окажется полезным тем регионам, где становление ювенальной юстиции еще только начинается. Хочется только надеяться на то, что государство проявит большую заинтересованность в поддержке подобных инициатив. Для того чтобы перенести успешный опыт с отдельных «островков» в общую практику, нужно нечто большее, чем энтузиазм отдельных работников судебной системы и социальных служб. Нужны законодательные установления [3, с. 19].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буянов, М.И. Беседы о детской психиатрии / М.И. Буянов. — М. : Просвещение, 1992. — 453 с.
2. Исакова, Т.В. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних / Т.В. Исакова. — М. : Юрлитинформ, 2011. — 187 с.
3. Карнозова, Л.М. Ювенальная юстиция в России: какой ей быть? / Л.М. Карнозова // Юридический консультант. — 2005. — № 5. — С. 19-24.
4. Кошелева, И. Тактическая операция «изучение личности несовершеннолетнего обвиняемого / И. Кошелева, А. Михальчук // Уголовное право. — 2009. — № 3. — С. 100-104.
5. Пахолкин, Н.С. Понятие восстановительного правосудия в уголовном судопроизводстве / Н.С. Пахолкин, И.В. Смолькова // Известия ИГЭА. — 2012. — № 3. — С. 131-134.
6. Призвать кого нужно... // Комсомольская правда. — 2013. — 29 сент.
7. Проблемы совершенствования правосудия в отношении несовершеннолетних в России и международный опыт создания юве-нальной юстиции. — СПб. : ПРООН, 2001.
Информация об авторе
Исакова Татьяна Валерьевна — кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, 670013, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, д. 40В, стр. 1, e-mail: [email protected].
Information about the author
Isakova Tatyana Valerevna — Assoc. Prof. of international law Deparment, East Siberia State University of Technology and Management, 40V Klyuchevskaya ul., Ulan-Ude, Russia, 670013, e-mail: [email protected].
УДК 343.1 ББК 67.410.2
Э.Р. Исламова
ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ В СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
В статье дана оценка положений действующего уголовно-процессуального законодательства, регламентирующего полномочия прокурора в стадии возбуждения уголовного дела, обозначены дискуссионные вопросы, касающиеся проблем их реализации, а также