Научная статья на тему 'Предпосылки укрепления политической власти государства Гуридов в 1161-1175 гг'

Предпосылки укрепления политической власти государства Гуридов в 1161-1175 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
100
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШИНАСБАНИДЫ / ШИШАНИДЫ / САЙФ-АД-ДИН ГУРИД ДАРМЕШ ИБН ШИШ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ / ГИЯС-АД-ДИН ГУРИД / УКРЕПЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ / SHINASBANIDS / SHISHANIDS / SAYF AL-DIN GURID DARMESH IBN SHISH / POLITICAL RESISTANCE / GIYAS-AD-DIN GURID / STRENGTHENING POLITICAL POWER / ШОНАСБОНИЁН / ШИШОНИЁН / САЙФУДДИНИ ГУРӣ / ДАРМЕШ ИБНИ ШИШ / ЗИДДИЯТИ СИЁСӣ / ГИЁСУДДИНИ ГУРӣ / МУСТАҳКАМ ШУДАНИ ҳОКИМИЯТИ СИЁСӣ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шарипов Мухаммад Маъруфович

Статья посвящена исследованию проблемы укрепления политической власти государства Гуридов в 1161-1175 гг. При написании данной статьи автор опирался на средневековые нарративные первоисточники, такие как: «Табакоти Носири»-Джузджани, «Равзат-ус-сафо»-Мирхонда и др. Автор статьи отмечает, что после гибели султана Ала-ад-дина Гусейна Гурида, его сын Сайф-ад-дин стал султаном государства Гуридов, правление которого было не долгим, т.к. в 1163 году был убит членами династии Шишанидов. Указывает, что после убийства Сайф-ад-дина государством правили его двоюродные братья Гияс-ад-дин и Шихаб-ад-дин ибн Баха-ад-дин. В заключении статьи констатируется, что в этот хронологический период укрепляется политическая власть Гуридов, которые начали свои военные походы в Индию и завоевали северные и центральные части данного государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Background of Strengthening the Political Authority of Ghurids State in 1161-1175

The article under consideration dwells on the study of the problem beset with strengthening the political power of the Gurids state referring to 1161-1175. When exploring the given article, the author has proceeded from the following medieval narrative primary sources, such as: “Tabakoti Nosiri” by Juzjoni, “Ravzat-us-safo” by Mirkhond and others. It is underscored that after the death of Sultan Al-ad-din Huseyn Gurid, his son Saif ad-din became the Sultan of Gurids state. But his rule did not last long, and in 1163 he was killed by members of the Shishanid dynasty. After the assassination of Saif ad-din, the state was ruled by his cousins Giyas ad-din wa Shihab-ad-din ibn Baha-ad-din. In a nutshell, the article of the article comes to the conclusion that during this chronological period, the Gurids became the reason for strengthening political power. The Gurids began their military campaigns in India and conquered the northern and central parts of the relevant state completely.

Текст научной работы на тему «Предпосылки укрепления политической власти государства Гуридов в 1161-1175 гг»

УДК 9(И)19 ББК 63.3(О)4

ЗАМИНА%ОИ УСТУВОР ШУДАНИ %ОКИМИЯТИ СИЁСИИ ДАВЛАТИГУРИЁНДАР СОЛ%ОИ

1161-1175

ПРЕДПОСЫЛКИ УКРЕПЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ ГОСУДАРСТВА ГУРИДОВ В1161-

1175 гг.

BACKGROUND OF STRENGTHENING THE POLITICAL AUTHORITY OF GHURIDS STATE IN 1161-1175

Шарипов Му^аммад Маъруфович,

муаллими кафедраи таърихи Ватан ва археологияи МДТ "ДДХ ба номи академик БТафуров"(Тоцикистон, Хуцанд)

Шарипов Мухаммад Маъруфович,

преподаватель кафедры истории Отечества и археологии ГОУ "ХГУ имени академика Б. Гафурова "(Таджикистан, Худжанд)

Sharipov MuhammadMa^rufovich, lecturer of the department of home history and archeology under the SEI "KSU named after acad. B. Gafurov" (Tajikistan, Khujand), E-mail: istoriya_tj@mail.ru

Вожщои калидй: Шонасбониён, Шишониён, Сайфуддини Гурй, Дармеш ибни Шиш, зиддияти сиёсй, Гиёсуддини Гурй, мустацкам шудани цокимияти сиёсй

Мацола ба баррасии масъалаи мустацкам гардидани цокимияти сиёсии давлати Гуриён дар солцои 1161-1175 равона шудааст. Хангоми баррасиву тацлили масъалаи мазкур муаллиф ба маълумоти сарчашмацои муътамади асримиёнагй, ба монанди: «Табацоти Носирй»-и Цузцонй «Равзат-ус-сафо»-и Мирхонд ва г. такя намудааст. Ишора мегардад, ки пас аз вафоти султон Алоуддин Хусайни Гурй писараш Сайфуддин ба сари цудрат омад, аммо цукмронии у дер давом накард ва у аз цониби намояндаи Шишониён соли 1163 кушта шуд. Тазаккур меравад, ки пас аз вафоти Сайфуддин Муцаммад ба сари цудрат амакбачацояш Гиёсуддин ибн Бацоуддин ва Шицобуддин ибни Бацоуддин омаданд ва мацз давраи мазкур пурцувват шудани цокимияти давлатй огоз ёфт, ки дар натица нуфузи хонадони Шишониён паст карда шуда, цокимияти давлатй пурцувват гардид. Муаллиф ба ин натица мерасад, ки солцои 1161-1175 барои пурцувват шудани цокимияти сиёсй ва барои огози лашкаркашии Гуриён ба сарзамини Хинд ва тасхир шудани цисмати шимолу марказии ин сарзамин сабаб шуд.

Ключевые слова: Шинасбаниды, Шишаниды, Сайф-ад-дин Гурид Дармеш ибн Шиш, политическое сопротивление, Гияс-ад-дин Гурид, укрепление политической власти

Статья посвящена исследованию проблемы укрепления политической власти государства Гуридов в 1161-1175 гг. При написании данной статьи автор опирался на средневековые нарративные первоисточники, такие как: «Табакоти Носири»-Джузджани, «Равзат-ус-сафо»-Мирхонда и др. Автор статьи отмечает, что после гибели султана Ала-ад-дина Гусейна Гурида, его сын Сайф-ад-дин стал султаном государства Гуридов, правление которого было не долгим, т.к. в 1163 году был убит членами династии Шишанидов. Указывает, что после убийства Сайф-ад-дина государством правили его двоюродные братья Гияс-ад-дин и Шихаб-ад-дин ибн Баха-ад-дин. В заключении статьи констатируется, что в этот хронологический период укрепляется политическая власть Гуридов, которые начали свои военные походы в Индию и завоевали северные и центральные части данного государства.

Key words: Shinasbanids, Shishanids, Sayf al-Din Gurid Darmesh ibn Shish, political resistance, Giyas-ad-din Gurid, strengthening political power

The article under consideration dwells on the study of the problem beset with strengthening the political power of the Gurids state referring to 1161-1175. When exploring the given article, the author has proceeded from the following medieval narrative primary sources, such as: "Tabakoti Nosiri" by Juzjoni, "Ravzat-us-safo" by Mirkhond and others. It is underscored that after the death of Sultan Al-ad-din Huseyn Gurid, his son Saif ad-din became the Sultan of Gurids state. But his rule did not last long, and in 1163 he was killed by members of the Shishanid dynasty. After the assassination of Saif ad-din, the state was ruled by his cousins Giyas ad-din wa Shihab-ad-din ibn Baha-ad-din. In a nutshell, the article of the article comes to the conclusion that during this chronological period, the Gurids became the reason for strengthening political power. The Gurids began their military campaigns in India and conquered the northern and central parts of the relevant state completely.

Обращая внимание на длительность срока правления той или иной династии в истории мусульманских государств, арабский историк и философ Ибн Халдун в своем трактате «Мукаддима» отмечает: «Государство, как и человек, имеет естественные сроки жизни. Что до сроков жизни государств, то, хотя они и различаются в зависимости от обстоятельств, в большинстве своём не превышают срок жизни трех поколений. Поколение — это возраст среднего человека. Он равен сорока годам, когда рост и становление достигают предела» (5, 159)... Таким образом, согласно Ибн Халдуну длительность срока правления той или иной династии равна жизни трех поколений ее правителей, то есть не превышает 100 - 120-лет. Ибн Халдун пришел к этому выводу после анализа правления сотен мусульманских династий от VII до XIV столетия нашей эры. Династия Гуридов также не исключение из этого правила, она тоже проходила периоды становления (борьба за власть и независимость), расцвета (усиление государства, завоевания в Индии) и распада, после смерти Султана Гиясиддина Гурида (1203) и убийства Султана Шихабуддина Гурида (1206).

Расцвет и могущество любого государства можно связывать с правлением великой исторической личности, от трудов, и усилий, и способности которого зависит могущество и сила того или иного государства. Такой великой исторической личностью в истории таджикского государства Х века был Исмаил Саманид, а в XII веке были Ала-ад-дин Джахансуз и его племянники, сыновья Баха-ад-дина Сома (ум. 1149 г.), Гияс-ад-дин Мухаммад (1163-1202) и Шихаб-ад-дин Мухаммад (1174-1206). Они сыграли большую роль в становлении и развитии государства Гуридов.

После смерти своего брата Баха-ад-дина Сома в 1149 году, Ала-ад-дин Джахансуз назначил своего племянника Гияс-ад-дина правителем области Санги, которая была родиной его отца-Баха-ад-дина Сома. Возможно, братья Гияс-ад-дин и Шихаб-ад-дин начали какую-то интригу против Ала-ад-дина Джахансуза, или был ложный донос, так или иначе, Ала-ад-дин Джахансуз вскоре сместил Гияс-ад-дина с поста правителя вышеназванной области. По приказу Султана Ала-ад-дина Джахонсуза его племянники Гияс-ад-дин и Шихабуддин были арестованы и заключены в крепости Визиристан, подальше от их родины-Санги, где у них было много сторонников.

Султан Ала-ад-дин Хусайн Джахонсуз умер в 1161 году. После его смерти власть перешла в руки его сына Сайф-ад-дина Мухаммада ибн Ала-ад-дина. Сайф-ад-дин, как и его отец, был смелым, доблестным воином, умным и справедливым правителем. О его правлении и личных человеческих качествах рассказывают Минходж Сиродж Джузджани в своем «Табакоти Носири» и Мирхонд в своем сочинении «Равзат-ус-сафо». Джузджани пишет: «Сайф-ад-дин был молодым, красивым, щедрым, человеком с открытым и добрым сердцем, а также ревнителем веры, милосердным, гуманным и справедливым падишахом.» (12, 300). Об этих же качествах Сайф-ад-дина писал и Мирхонд (9, 786). С самого начала своего правления, благодаря своим человеческим качествам, Сайф-ад-дин пользовался уважением и большой любовью среди своих подданных. К примеру, он с восшествием на престол Гуридов сразу же освободил своих двоюродных братьев Гияс-ад-дина и Шихаб-ад-дина из заключения. Гияс-ад-дин стал советником молодого падишаха, а Шихаб-ад-дина он послал в Бамиян к его дяде малику Фахруддину Масуду. Средневековый иранский историк Хамдуллах Муставфи Казвини (1280-1350) в своем сочинении «Избранные истории» («Таърихи гузида»), с точки зрения средневекового историка, высоко оценил деятельность Сайф-ад-дина с первых дней его правления. Он пишет, что Сайф-ад-дин простил многих людей, которых его отец Ала-ад-дин Джахонсуз несправедливо наказал по доносу или за какие-то преступления, вернул им конфискованные владения и имущество (7, 404; 6,78). Согласно Джузджани Сайф-ад-дин выступал как ревнитель и защитник истинной мусульманской веры. Джузджани пишет, что Сайф-ад-дин «.тех посланников, которые прибыли из Аламута (т.е. исмаилитов-М.Ш.), которые тайно и явно проповедовали и распространяли свою ересь, пригласив к себе предал смертной казни» (4, 471). Этим Сайф-ад-дин добился признания среди священнослужителей и народа как ревнитель веры, но одновременно, он нажил себе смертельных врагов, потому что, как пишут исследователи исмаилизма, исмаилиты Аламута никогда не прощали своим врагам казни своих посланников, с ними вынуждены были считаться и Сельджукиды и Хорезмшахи. Великий визирь Сельджукидов Низам уль-Мулк был убит исмаилитами из Аламута.

Согласно сообщениям источников Сайф-ад-дин любил военное дело и охоту, особенно он увлекался стрельбой из лука и был очень хорошим стрелком, привлекал своих приближенных к занятию этим искусством. Во время одного из таких мероприятий он заметил в руках одного из своих военачальников, Дармеша ибн Шиша, драгоценный браслет, который он сам

подарил кому-то из обитателей своего гарема. Чужим людям посещать гарем или даже просто общаться с обитателями гарема было строго запрещено законами шариата. Дармеш ибн Шиш нанес своему царю смертельное оскорбление, нагло демонстрируя браслеты из его гарема. Сайф-ад-дин не стал уточнять, как попал браслет в руки Дармеша ибн Шиша, такие оскорбления смываются только кровью обидчика, и тут же одной стрелой сразил Дармеша ибн Шиша (4, 472). Этим Сайф-ад-дин нажил себе смертельных врагов, родственники Дармеша ибн Шиша, особенно его брат Абулаббас ибн Шиш, один из главных военачальников Сайф-ад-дина, поклялись отомстить за убийство своего брата. Он терпеливо ждал удобного случая, и вскоре такой случай представился.

Туркменское кочевое племя Огузов часто совершали набеги на владения Гуридов, и Сайф-ад-дин начал военную кампанию против них (3, 132). Он, собрав войско, прибыл к границам Гаристана (Гарджистана) и остановился в области Кадисия, затем отправился в сторону Мерва и оттуда направился в Диззах и встретился с войском туркмен Огузов. Во время построения войска к сражению, Абулаббас ибн Шиш нанес предательский удар в спину Сайф-ад-дина копьем. Тяжело раненый Сайф-ад-дин упал с коня. Войско Гуридов, увидев, что их предводитель сражен, обратилось в бегство, никто из воинов даже не помог своему сраженному падишаху. Сайф-ад-дин еще был жив, раненого падишаха добил кто-то из туркмен Огузов. Вот что об этом случае сообщает историк Джузджони: «Сайф-ад-дин был еще жив, когда кто-то из огузских воинов, увидев его богатые доспехи и царские одеяния, соблазнился ими. Туркмен хотел снять богатый пояс падишаха, но пояс не развязывался, тогда огуз достал нож, разрезал пояс и, увидев, что он еще жив, нанес ему удар ножом в живот, от этого вторичного ранения Сайф-ад-дин и умер.» (12, 352-53).

Шишы еще со времен халифа Гарун ар-Рашида (786-809) считались знатными воинами и были предводителями гуридских войск, братья Дармеш и Абулаббас Шиш имели большой авторитет и огромное влияние среди воинов. Представители рода Шишов были соперниками Шинасбанидов и издревле испытывали к ним чувства ненависти и соперничества (12, 325-26).

Что побудило Дармеша ибн Шиша провоцировать Сайф-ад-дина к убийству? Почему он был уверен к своей безнаказанности?, Нагло демонстрируя браслеты из гарема Сайф-ад-дина? Ведь хорошо понимал, к чему может привести подобное безрассудство. Не так уж ново в истории человечества убийства из ревности и чувства оскорбления. Так или иначе, после короткого правления Сайф-ад-дин был убит. О времени его правления в источниках, имеются незначительные расхождения. В генеалогии Гуридов, который составлен Н. Амиршахи, годы правления Сайф-ад-дина датируются 1161-1163 годами (4, 440). Наш современник Мухаммад Обид Хайдари в своей диссертации отмечает, что Сайф-ад-дин правил в 1160/61-1161/62 годах. Афганский историк Кази Гавс-ад-дин Мустаманд Гурид считает, что Сайф-ад-дин умер в 1163 году. По словам Мирхонда, Сайф-ад-дин правил больше года, Джузджони также держится такого мнения. Он пишет: «.Но этот молодой прекрасный падишах правил недолго, его правление длилось всего год и несколько месяцев.» (12, 351). По нашему мнению, Сайф-ад-дин занял трон в конце 1161 года и правил до начала 1163 всего год и несколько месяцев.

После убийства Сайф-ад-дина, к власти пришел его двоюродный брат Гияс-ад-дин, это произошло в 1163 году. Возникает вопрос: если Сайф-ад-дин правил в 1161-1162 годах, то кто возглавлял гуридское государство до начала правления Гияс-ад-дина, то есть до 1163 года? Ни в одном из источников не указано, кто правил в течение года с момента убийства Сайф-ад-дина до начала правления Гияс-ад-дина в 1163 году, или был какой-то период безвластья.

Гияс-ад-дин Мухаммад ибн Бахауддин (1163-1203) правил государством Гуридов в течение почти сорока лет. Он был самым могущественным и удачливым правителем этой династии, именно во время его правления гуридское государство достигло пика могущества.

По словам Мирхонда, Абулаббас ибн Шиш, после убийства Сайф-ад-дина, прибыл в столицу Гуридов Фирузкух и посадил на трон Гуридов султана Гияс-ад-дина. Гияс-ад-дин и Шихаб-ад-дин были родными братьями и были сыновьями одной матери и отца. Хотя Гияс-ад-дин был старше своего брата Шихаб-ад-дина на три года и несколько месяцев, он всегда прислушивался к мнению своего младшего брата, любил его и дорожил им (12, 353).

Первые годы правления братьев были очень трудными, они, прежде всего, хотели избавиться от покровительства Абулаббаса Шиша, который посадил их на трон. Абулаббас Шиш был одним из виднейших полководцев Гуридов, и имел среди войск огромный авторитет, и поэтому избавиться от него было очень не просто. После того как Абулаббас Шиш посадил Гияс-ад-дина на трон, авторитет его среди войск среди народа и аристократии

значительно вырос, и это не могло не обеспокоить братьев, и они избавились от Абулаббаса Шиша руками наемного убыйцы - турка (4, 474).

Об этом также пишет индийский историк Халик Ахмад Низани, который отмечает, что: «после восшествия на престол Гуридов, эти два брата, не теряя времени, начали разрабатывать план убийства своего соперника Абулаббаса Шиша, который пользовался значительной поддержкой гуридской аристократии» (13, 181). Современный афганский историк Мухаммад Обид Хайдари пишет, что: «Абулаббас, убивший султана Сайф-ад-дина, стал проявлять неуважение к новому султану и его свите. Он был горд за то, что отомстил за убийство своего брата и убил султана Сайф-ад-дина. Гияс-ад-дин и его брат Шахаб-ад-дин понимали необходимость вытеснения Абулаббаса с военно-политической арены. Но это было не простым делом. Причина была в том, что Абулаббас ибн Шиш вел себя достойно, и среди жителей пользовался большим уважением, чем султан Гияс-ад-дин. Братья договорились наказать Абулаббаса прилюдно.» (11, 71).

После устранения Абулаббаса Шиша в стране власть братьев ещё не укрепилась, потому что были и другие претенденты на трон Фирузкуха. Кроме того, возникла ещё одна политическая проблема. Один из семи сыновей султана Из-ад-дина Хусайна, правитель Бамияна Фахриддин Масуд, заявил о своих правах на трон Гуридов, так как он считал себя единственным прямым наследником трона Гуридов. Фахриддин Масуд поднял восстание против центральной власти и попросил помощи у врагов Гияс-ад-дина-правителя Герата -Таджуддина Юлдуза и правителя Балха - Ала-ад-дина Кумаджи (12, 353).

Правители Бамияна, Герата и Балха, собрав свои войска, каждый по отдельности двинулись в сторону Фирузкуха. Но их силы были разъединены, каждое войско шло своим путем, и, по нашему мнению, они не имели единого руководителя и чёткого плана действий. Гияс-ад-дин, узнав о продвижениях противника, собрав свои войска, совершил быстрый марш и разгромил повстанцев Герата и Балха по отдельности. Правитель Герата -Таджиддин Юлдуз был убит во время сражения (2, 59).

К сожалению, источники не указывают место и точную дату этих сражений.

После разгрома войск Герата и Балха, братья Гияс-ад-дин и Шихаб-ад-дин отправились к Фахриддину Масуду и как старшему сородичу выразили ему своё почтение и уважение (4, 475).

Этот момент освещен Мухаммедом Обидом Хайдари в его диссертации следующим образом: «Гияс-ад-дин разгромил обоих правителей, затем братья направились в Бамиан, увидев Фахриддина Масуда, братья спешились и оказали ему своё уважение. Затем они отправились к себе в Бамиан, чтобы править там, как раньше» [11, с.72].

Неизвестно, почему Хайдари не совсем точно описывает это событие, а вот Мирхонд об этом пишет следующее: «Султан Гияс-уд-дин сперва разгромил войска правителей Герата и Балха, потом оба брата совершили набег на своего дядю (Фахруддина Масуда -М.Ш.) и захватили его, затем, оказав почёт и уважение, отправили его обратно в Бамиян» (9, 787).

Джузджони описывает этот же случай более подробно: «Когда братья приблизились к дяде, быстро спешились с коней и оказали ему почёт и уважение и заявили, что ему необходимо вернутся в Бамиян. Затем они привезли его в свой лагерь и с уважением посадили на трон. От стыда и унижения Фахруддин не знал, куда деться и закричал на братьев: «Что! вы смеётесь надо мной!?». Братья с большим уважением отнеслись к нему и с почётом отправили его в Бамиян, сопровождая его на протяжении нескольких вёрст» (4, 475).

Таким образом, Гияс-ад-дин с первых дней своего правления показал себя как талантливый полководец, разгромив войска Герата и Балха стремительным манёвром, и как умный и дальновидный политик, усмирил и устыдил своего соперника -дядю. Все это способствовало росту его авторитета среди населения и укрепило его власть. С этого времени Гияс-ад-дин стал суверенным султаном гуридского государства и поставил перед собой задачу подчинить своей власти те земли, которые стремились к самостоятельности или находились в подчинении у Газневидов или Сельджукидов. Довар, Гармсер, Бадгис и Гарджистан были первыми областями, которые завоевал султан Гияс-ад-дин. В Газне и его окрестностях жили кочевые туркменские племена, которые были известны под общим названием Огузы. Это были воинственные племена, и они часто совершали набеги на владения Гуридов. Султан Гияс-ад-дин разгромил Огузов и вынудил их покинуть пределы Газны.

По сообщениям Джузджани город Газна полностью был покорен гуридами в 567 году хиджры (1171-1172), а, по Мирхонду, это событие призошло в 569 (1173) году и один из последних представителей династии Газневидов Хусравмалик убежал в Индию и поселился в Лахоре (9, 787; 12, 476).

После завоевания этих областей Гияс-ад-дин посадил на газнинский трон своего брата Шихаб-ад-дина, а сам перебрался в Фирузкух (4, 476).

После этих событий братья занялись снаряжением войск и укреплением своей власти в стране и объединив войска Гура и Газны, начали завоевания сопредельных территорий, правители которых считали себя самостоятельными государствами. Они начали это дело с завоевания Герата. После гибели правителя Герата Таджуддина Юлдуза, бывший раб Султана Санджара - Баха-ад-дин Туграл объявил себя правителем вышеназванного города и области. Этот раб, турок по происхождению, как сообщают источники, ненавидел таджиков, унижал и грабил их. Жители Герата несколько раз обращались к Султану Гияс-ад-дину и просили защиты и покровительства (12, 357-358; 10, 49).

Когда объединенное войско Гуридов приблизилось к Герату, жители города восстали и с радостью встретили Султана Гияс-ад-дина. Правитель Герата Баха-ад-дин Туграл, лишившись поддержки населения и не имея сил для защиты города, вынужден был покинуть Герат и скрываться во владениях Хорезмшахов. Эти события произошли в 571 году хиджры или в /1175-76 нашего летоисчисления (4, 476).

Исходя из этих сообщений, можно прийти к такому выводу, что Герат был присоединен к Гуридскому государству без кровопролития и жители города, которые с радостью встретили Султана Гияс-ад-дина, избежали грабежей и насилия со стороны победителей. Все это свидетельствует о том, что Султан Гияс-ад-дин пользовался большим авторитетом и в своих владениях, и сопредельных областях, где в основном жили таджики, как добрый и справедливый правитель. Примечательно то, что правитель Сиистана Таджуддин Харб добровольно признал власть Султана Гияс-ад-дина (8, 262).

После этого войска Султана Гияс-ад-дина вошли в город Бушандж, и территории Нимруза и Сиистанской области были присоединена к Гуридскому государству. После этого туркмены -огузы, находяшиеся в местности Куркан, были подчинены гуридам.

Таким образом, с 1163 по 1175 года, в течение 12 лет, Султану Гияс-ад-дину удалось укрепить свою власть и значительно расширить владения Гуридов. К этому времени такие области, как Довар, Гармсер, Бадгиз, Гарджестан, Таликан, Андхуд, Маймана, Фаряб, вошли в состав государства Гуридов. Султан Гияс-ад-дин был признан единым властелином Гуридского государства, и легитимность его власти не вызывала сомнения. Это был период становления и укрепления государства Гуридов. Султан Гияс-ад-дин занимался не только завоеваниями новых территорий, он также уделял большое внимание развитию ремесла, торговли и сельского хозяйства, упорядочил систему налогообложения, то есть делал все для укрепления не только своей власти, но и для развития страны в целом. По сообщениям источников, он в отличие от тюркских правителей был более справедливым.

Этот хронологический период стал причиной для укрепления политической власти Гуридов. В результате, Гуриды начали свои военные походы в Индию и завоевали северные и центральные части данного государства.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Амиршоев, Н. Инъикоси таърихи Гур ва Гуриён дар сарчашмахои хаттии форсй /Амиршоев Н //Известия АН Таджикской ССР. Серия: Востоковедения, история, филология- Душанбе, 1985.-С.7-11

2. Гавсуддин, Мустамади Гурй. Таърихи мухтасари Гуриён./Г.М.Гурй - Х,ирот 1367 ш. (2008).- 266 с.

3. Губор, Мир Гулом Мухаммад. Афгонистон дар масири таърих/М^. Fубор. - Кобул, 1387 х. (1967).-412 с.

4. Давлатдории точикон дар асрхои ГХ-ХГУ. Порчахо аз «Равзату-с-сафо» ва дигар кутуб./Мураттиб ва мухдвдщ Нурмухаммади Амиршохй.- Душанбе: Амри илм, 1999.-1008 с.

5. Игнатенко, А. Ибн Халдун. Введение(Историко философский ежегодник)/ А. Игнатенко. -М., 2007. - С.159-186

6. Ирмияева, Т.Ю. История мусульманского мира: от Халифата до Блистательной Порты/ Т.Ю. Ирмияева. - Пермь: Звезда, 2000.-126 с.

7. ^азвинй, Хдмдулло Муставфй. Таърихи гузида: /бо тасхехи Абулхасани Навобй/ Казвинй - Техрон, 1362 ш. (1983).-640 с.

8. Массон, В.М.История Афганистана (в двух томах). Т.1./ В.М.Массон, В.А. Ромодин. - М.: Наука, 1964.-529 с.

9. Мирхонд. Равзат-ус-сафо./Таъли^от ва тасх,ехд доктор Аббоси Зарёб. Ч,.4. /Мирхонд. -Техрон, 1358 х.ш. (1979 м.). - 819 с.

Ю.Фуругй, Асгар. Таърихи Fуриëн/А.ФурyFй. - Техрон, 1387 ш. (2008).-118 с.

11.Х,айдарй, Мухдммад Обид. Политическое устройство, социально-экономические отношения и культура государства Гуридов.: дис. ... канд.истор.наук/М.О. Хайдари -Душанбе, 2013.-173 с.

12.Ч,узчонй, Минхоч Сироч. Табак;оти Носирй. Иборат аз 2 ч. Ч,.1. /Ба чоп омодакунанда Абдулхдй Х,абибй. /Ч,узчонй Минхоч Сироч - Кобул, 1363 х,. (1984) -501 с.

13.Nizani, K.A. The Ghurids./History of civilizations of Central Asia. Volume IV. The age achievement: A.D. 750 to the end of the fifteenth century. Part One. The historical, social and economic setting. Editors: M.S. Asimov and C.E. Bosworth./ Nizani K.A.-UNESCO, 1998.-177-190 p.

REFERENCES:

1. Amirshoev, N. Reflection on the History of the Ghur and Ghurids in Persian Written Sources // Tiding of AS of the Tajik SSR. Series of Oriental Studies, History, Philology / Amirshoev N. -Dushanbe, 1985. - P. 7-11.

2. Ghawsuddin Mustamadi Ghuri. A Brief History of the Ghurids/Gh.M.Ghuri. - Herat, 1367 (2008). - 266 p.

3. Ghubor Mir Ghulam Muhammad. Afghanistan on the Essay of History. - Kabul, 1387 h. (1967). - 412 p.

4. Tajik Statehood Referring to the IX-th - the XIV-th Centuries. Fragments from "Rawzatu-s-Sosa" and other Poems / Compiler and researcher Nurmuhammad Amirshohi. - Dushanbe: Order of Science, 1999. - 1008 p.

5. Ignatenko A. Ibn Khaldun. An introduction. (History of Philosophical Annual). / Ignatenko A. -M., 2007. - P. 59-186.

6. Irmiyaeva, T.Yu. The History of Muslim World: From the Caliphate to Blistatelnoye Port / T.Yu. Irmiyaeva - Perm: Star, 2000. - 126 p.

7. Kazvini Hamdullo Mustaffi. The Past History. / Under the editorship of Abuhasani Navobi / Kazwini Hamdullo - Tehran, 1362 (1983). - 640 p.

8. Masson V.M., Romodin V.A. History of Afghanistan (in two volumes). -V.1 / Masson V.M., Romodin V.A. - M.: Science, 1964. - 529 p.

9. Mirhond. Ravzat-us-safa / under the editorship of Dr. Abbasi Zareb. -V.4. / Mirhondon -Tehran, 1358 (1979). - 819 p.

10.Furughi Asghar. History of the Ghurids/A.Furighi - Tehran, 1387 (2008). - 118 p.

11.Haidari Muhammad Obid. Political Strengthening, Social-Economic Relations and and Culture of the Ghurids State: candidate dissertation in history/M.O.Khaidari. - Dushanbe, 2013. - 173 p.

12.Juzjoni Minhoj Siroj. Tabakoni Nosiri. In two volumes. - V.1. / Printed by Abdulhai Habibi. / Juzjoni Minhoj Siroj. - Kabul, 1363 h. (1984) - 501 p.

13.Nizani K.A. The Ghurids./History of Civilizations of Central Asia. Volume IV. The age achievement: A.D. 750 to the end of the fifteenth century. Part One. The historical, social and economic setting. Editors: M.S. Asimov and C.E. Bosworth./ Nizani K.A.-UNESCO, 1998.-177-190 p

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.