О. А. Юрмашева
ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ВЫСШЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ г. ПЕНЗЫ
Работа представлена кафедрой педагогики Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского.
Научный руководитель — доктор педагогических наук, доцент С. В. Сергеева
Статья посвящена истории высшей технической школы г. Пензы. Целью исследования является изучение предпосылок становления системы подготовки научно-педагогических кадров в Пензенском Индустриальном Институте. Автор описывает ситуацию, сложившуюся в Пензе в 40-х гг. XX в. и показывает, что создание аспирантуры было необходимо для успешного развития региона.
The article deals with the history of Penza High Technical School. The aim of the research is to study the premises for establishment of the system of training of R&D and pedagogical staff in Penza Industrial Institute. Situation in Penza in 40s of the XX century is reviewed. It is proved that post-graduate courses establishment was required for successful development of Penza Region.
Любое историко-педагогическое явление возникает и начинает развиваться в тот момент, когда для этого складываются определенные условия. Согласно определению, данному в словаре русского языка С. И. Ожегова, предпосылка -это предварительное условие чего-либо '. Возникновение, становление и развитие системы подготовки научнопедагогических кадров в высшей технической школе г. Пензы явилось следствием складывания целого ряда предпосылок. Среди них мы можем выделить исторические и педагогические. В свою очередь, к историческим предпосылкам можно отнести следующие:
1) экономические:
• необходимость восстановления народного хозяйства СССР в послевоенный период;
• перспектива выхода СССР на первые позиции в экономическом развитии среди наиболее развитых стран и др.;
2) политические:
• организация подготовки грамотных инженеров-специалистов, в которых остро нуждалась промышленность страны;
• эвакуация образовательных и научно-исследовательских учреждений в период Великой Отечественной войны и др.
Среди педагогических предпосылок можно выделить:
1) деятельность Министерства высшего образования по организации эффективной системы подготовки научнопедагогических кадров;
2) формирование нормативно-правовой базы документов, регулирующих и регламентирующих процесс создания на местах системы подготовки научно-педагогических кадров;
3) наличие структур, в которых велась подготовка педагогических кадров;
4) работа вузов страны в сфере подготовки кадров для других учебных заведений, в том числе для Пензенского индустриального института;
5) кадровые:
• недостаточное количество преподавателей в пензенском вузе;
• медленный рост числа педагогов, имеющих ученую степень и звание идр.;
6) педагогические идеи в сфере подготовки научно-педагогических кадров в высшей технической школе;
7) опыт подготовки преподавателей высшей технической школы в дореволюционной период.
Возникновение, становление и развитие системы подготовки научно-педагогических кадров в высшей технической школе г. Пензы было обусловлено экономическими предпосылками. Народное хозяйство Советского Союза в течение Великой Отечественной войны было разрушено, поэтому в послевоенный период перед руководством страны стояла следующая проблема: не только восстановить экономику государства, но и вывести СССР на первые позиции в экономическом развитии. Решение указанной проблемы было возможно лишь при наличии достаточно большого количества грамотных специалистов в области промышленности и сельского хозяйства. Однако государство не располагало необходимыми на тот момент профессионалами. В войне, по данным историков, со стороны СССР погибло порядка 27 миллионов человек2. Большинство из них - люди молодого и среднего возраста, опора страны. В результате государство встало перед еще одной проблемой: подготовки новых компетентных кадров для промышленности и сельского хозяйства. Она могла быть решена при условии наличия в стране грамотных научно-педагогических кадров, которые могли бы взять на себя подготовку специалистов. Однако профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений страны в 1941 г. был призван в ряды вооруженных сил, и с окончанием войны живыми вернулись немногие. Поэтому в послевоенный период проблема подготовки научно-педагогиче-
ских кадров была одной из наиболее значимых. От ее решения зависело восстановление не только народного хозяйства, но и страны в целом.
Начало 40-х гг. XX в. было переломным моментом в истории СССР. Претензии Германии на мировое господство не предполагали наличия еще одной сильной державы. У СССР было два пути дальнейшего развития: выиграть войну и выйти на первые позиции в мире или проиграть и стать зависимым государством. Для победы над Германией были необходимы позитивные изменения, в частности, в образовании. Наличие системы подготовки профессорско-преподавательских кадров высокого уровня в государстве и, как следствие, появление грамотных специалистов в области промышленности и сельского хозяйства могло способствовать дальнейшему укреплению авторитета СССР на международной арене. К политическим предпосылкам возникновения системы подготовки научно-педагогических кадров в высшей технической школе г. Пензы можно отнести и эвакуацию образовательных и научно-исследовательских учреждений в период Великой Отечественной войны из оккупированных фашистами районов СССР. Согласно данным Государственного архива Пензенской области (ГАПО), в конце июня 1943 г. в Пензу был эвакуирован Одесский индустриальный институт, на базе которого возникло новое образовательное учреждение - Пензенский индустриальный институт (ПИИ)3. Перед новым вузом стояла задача - организация подготовки грамотных инженеров-специа-листов, в которых остро нуждалась промышленность страны в военный и послевоенный период.
На возникновение и развитие системы подготовки научно-педагогических кадров оказали значительное влияние и педагогические предпосылки, среди которых можно выделить нормативно-пра-
вовые. Нормативно-правовыми предпосылками возникновения аспирантуры в Пензе можно считать нормативные документы, принятые Всесоюзным Комитетом по делам высшей школы при СНК СССР, приказы министра высшего образования СССР, отчеты о деятельности института и др.
Согласно приказу Всесоюзного Комитета по делам высшей школы при СНК СССР № 335 от 28.07.1944 г. «О плане приема в аспирантуру вузов в 1944 г.», обнаруженному автором в ГАПО, в 1944 г. было решено принять в аспирантуру вузов страны 2660 человек4. Однако ежегодный план приема в аспирантуру регулярно не выполнялся, несмотря на условия, созданные для исследователей. Например, из приказа министра высшего образования СССР № 343 от 16.04.1947 г. «Об итогах выполнения плана приема аспирантов в вузы в 1946 г.» видно, что в 1946 г. в аспирантуру вузов страны было зачислено 1394 человека вместо 2260, то есть 61,7%5.
Решить вышеперечисленные проблемы можно было лишь путем организации аспирантуры на местах. Первым шагом на пути к этому было разрешение Главного управления политехнических и индустриальных вузов проводить в ПИИ занятия по подготовке и прием кандидатских экзаменов по философии, специальным дисциплинам и иностранным языкам с 1946 г.6
Большое значение в истории пензенского вуза имеет Приказ Министерства высшего образования СССР № 1042 от 10.08.1949 г. «О подготовке научно-педагогических кадров для ПИИ». В целях подготовки квалифицированных научнопедагогических кадров по специальности счетно-аналитических, счетных и математических машин вузу было разрешено производить подготовку аспирантов по кафедре «Машины счетные и математические». Для этого в 1949 г. был произведен отбор в аспирантуру 4 человек
из числа окончивших ПИИ в 1947-
1949 гг., «наиболее способных для научной и педагогической деятельности». Подготовку аспирантов было разрешено производить через институт точной механики и вычислительной техники Академии Наук СССР под научным руководством академика Н. Г. Бруевича7.
Наличие структур, в которых велась подготовка преподавателей в стране в течение многих лет, также можно считать одной из педагогических предпосылок становления системы подготовки
научно-педагогических кадров в Пензе. Эта система была создана по принципу организации аспирантуры в стране.
Организация подготовки грамотных инженерно-технических работников невозможна без наличия компетентных профессорско-преподавательских кадров. Поэтому кадровые предпосылки занимают важное место среди других. Из Одессы в Пензу приехали работать преподаватели и сотрудники, перед которыми и возникла задача организации нового вуза8.
Таблица 1
Динамика численности научно-педагогических кадров ПИИ
годы кадры 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949
общее количество 21 44 57 81 83 90 91
в т. ч. со степенями и званиями 3 6 6 7 18 20 23
% 14,3 13,6 10,5 8,6 21,7 22,2 25,3
Из данных, обнаруженных в ГАПО и представленных в таблице, видно, что охват учеными степенями и званиями профессорско-преподавательского состава пензенского вуза в 40-е гг. XX в. был незначителен. К 26. августа 1946 г. только на 9 из 22 кафедр института (40,9%) имелись заведующие, у которых были ученая степень и звание, либо то или другое10.
При изучении Отчета о проверке учебно-производственной работы института за 1945/46 учебный год мы выяснили, что в вузе имелось 15 преподавателей без законченного высшего образования (8 человек по кафедре военной подготовки)11. Как следствие, подготовка инженеров-специалистов такими пе-
дагогами не могла осуществляться на достаточно высоком уровне.
Существующие проблемы можно было решить несколькими путями:
1) привлечение на работу в ПИИ научно-педагогических кадров из других вузов страны;
2) публикация в местной периодической печати объявлений о замещении вакантных должностей профессоров и доцентов в молодом пензенском вузе;
3) обучение преподавателей ПИИ в аспирантурах других вузов страны с последующей защитой диссертационных работ в Ученых советах этих вузов;
4) организация системы подготовки научно-педагогических кадров и откры-
тие Ученого совета по защите кандидатских диссертаций в ПИИ.
На наш взгляд, наиболее прогрессивным является четвертый путь. Однако в рассматриваемый исторический период его осуществление было невозможно. Для открытия Ученого совета необходимо, чтобы большинство преподавателей вуза имело ученые степени и звания не только кандидатов, но и докторов наук. В ПИИ не было таких научно-педагогических кадров.
Привлечение на работу в ПИИ профессорско-преподавательских кадров из других вузов страны затруднялось следующими обстоятельствами:
1) вузы страны не разрешали своим педагогам переезжать на работу в Пензу, так как в них также ощущался недостаток грамотных преподавателей;
2) размер заработной платы, которую мог предложить педагогам ПИИ, был недостаточно высок и не устраивал потенциальных работников;
3) остро стояла проблема размещения вновь прибывающих преподавателей и предоставления им жилья.
В результате вышеперечисленных обстоятельств в Пензу приезжало незначительное количество грамотных вузовских работников, имеющих ученые степени и звания. И со студентами работали вчерашние выпускники вузов, а также специалисты, пришедшие с производства.
В ПИИ проблема подготовки профессорско-преподавательских кадров решалась и через обучение пензенских преподавателей в аспирантурах других вузов страны, в Ученых советах которых они и защищали свои диссертационные работы. Например, согласно сведениям ГАПО, доцент Б. М. Абрамов по приказу директора института был командирован в Харьков с 20 февраля по 3 марта 1945 г. «для консультации по вопросам диссертации»12.
Все вышеизложенное указывает на тот факт, что молодой пензенский вуз
нуждался в собственной системе подготовки научно-педагогических кадров для удовлетворения потребностей в грамотных преподавателях. Поэтому на заседании Ученого совета института от 16 марта 1946 г. было решено добиваться учреждения при ПИИ в 1946/47 учебном году аспирантуры, а также организовать из числа преподавателей группы по подготовке к сдаче кандидатского минимума и экзаменов для поступления в аспирантуру13.
К кадровым предпосылкам можно отнести проведение преподавателями и сотрудниками института различных научно-технических и методических конференций, подготовку к печати и издание отдельных научных публикаций по кафедрам, а также постепенное пополнение библиотечного фонда института научной и научно-педагогической литературой.
В 1945/46 учебном году в ПИИ была проведена первая научно-техническая конференция, в которой принимали участие преподаватели и сотрудники института14. Ее организация имела большое значение для развития интереса к научно-исследовательской деятельности не только среди молодых преподавателей, но и среди студентов. В марте 1947 г. институтом была проведена методическая конференция на тему «Какой должна быть лекция в высшей технической школе»15. Впоследствии такого рода конференции стали проводиться регулярно. Кроме того, на каждой кафедре проводилась методическая работа. Целью ее проведения была подготовка молодых преподавателей института к педагогической деятельности. Эта работа имела очень большое значение, так как подавляющее число сотрудников пришло работать в институт с производства и не имело педагогического образования16.
Создание научной библиотеки при ПИИ в 1943 г. и постоянное пополнение ее фондов также можно отнести к пред-
посылкам возникновения аспирантуры в Пензе. Например, в 1943/44 учебном году в библиотеке имелось 7148 книг, а к 1950 г. - 11563517. Постепенное увеличение численности научной и учебной литературы в библиотеке позволило расширить возможности преподавателей не
только при подготовке к занятиям, но ик сдаче кандидатских экзаменов, а также при написании диссертаций.
Фондами библиотеки вуза достаточно часто пользовались преподаватели, о чем могут свидетельствовать обнаруженные в ГАПО данные.
Таблица 2
Количество книг, выданных научным работникам за 1949 г.18
№ п/п Литература Количество
1 Научная литература на русском языке 2800
2 Научные журналы на русском языке 1375
3 Художественная литература и литературные журналы 4630
4 Другие материалы 2930
За 1949 г научными работниками было сделано 99 заявок по межбиблиотечному абонементу, из которых 75 было удовлетворено. Однако, несмотря на увеличение фонда, библиотека ПИИ требования читателей полностью не удовлетворяла.
К педагогическим предпосылкам становления системы подготовки научнопедагогических кадров в Пензе можно отнести опыт подготовки преподавателей высшей технической школы в дореволюционной период. Однако, как отмечают А. В. Коржуев и В. А. Попков, в истории отечественного высшего образования проблеме подготовки преподавателя вуза должного внимания не уде-ля-лось, хотя, например, М. В. Ломоносов по-нимал ее большое значение. Как отмечает Е. П. Белозерцев, М. В. Ломоносову принадле-жит первая в нашей стране программа университетского образования19.
Подготовка преподавателей высшей технической школы берет свое начало в
XVIII в., когда перед Россией встала задача создания конкурентоспособной промышленности и сильного морского флота с целью превращения в мировую державу. Страна нуждалась в квалифицированных инженерно-технических кадрах, подготовка которых могла быть возможна только при условии наличия грамотных научно-педагогических работников.
Первоначально преподавателями российских вузов были по преимуществу иностранцы. В XIX в. Россия встала перед проблемой подготовки собственных педагогов. Согласно данным, представленным в книге В. Г. Кинелева, преподавательский контингент в указанное время был малочисленным. Один преподаватель приходился на 20-25 студентов20. В пореформенный период подготовка научно-педагогических кадров высшей технической школы осуществлялась и в специальных учебных заведениях, и в университетах. Кроме того, Министерство
народного просвещения продолжало обучение преподавателей за границей. В процессе зарубежных командировок российские педагоги изучали методику преподавания технических дисциплин.
В итоге была создана отечественная система подготовки научно-педагогических кадров высшей технической школы. Революция 1917 г. кардинально ее изменила и привела к созданию новой. Однако опыт дореволюционной подготов-
ки преподавателей широко использовался в СССР.
Таким образом, из вышесказанного можно сделать следующий вывод: в Пензе в 40-е гг. XX в. сложились предпосылки для возникновения и развития собственной системы подготовки научно-педагогических кадров, среди которых можно выделить исторические и педагогические.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1997. С. 581.
2 История России с древнейших времен до конца XX в. / Под ред. А. Н. Сахарова. М.: ACT,
1999. С.465.
3 Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф. Р-2417. Пензенский государственный университет. Оп. 1. Д. 4. Годовой отчет о работе института за 1943-1944 гг. Л. 1.
4 ГАПО. Ф. Р-2417. Оп. 1. Д. 6. Приказы Всесоюзного Комитета по делам высшей школы по учебным вопросам. 1943-1944 гг. Л. 47.
5 ГАПО. Ф. Р-2417. Оп. 1. Д. 66. Приказы и инструктивные письма министра высшего образования СССР. 1946-1947 гг. Л. 72.
6 ГАПО. Ф. Р-2417. Оп. 1. Д. 67. Переписка с Министерством высшего образования по учебнымвопросам. 1946-1947 гг. Л. 28.
7 ГАПО. Ф. Р-2417. Оп. 1. Д. 167. Приказы по Министерству высшего образования СССР. 1949 г. Л. 120.
8 ГАПО. Ф. Р-2417. Оп. 1. Д. 4. Годовой отчет о работе института за 1943-1944 гг. Л. 3.
9 ГАПО. Ф. Р-2417. Оп. 1. Д. 5. Основные показатели института 1943-1948 гг. Л. 3.
10 ГАПО. Ф. Р-2417. Оп. 1. Д. 67. Переписка с Министерством высшего образования по учебным вопросам. 1946-1947 гг. ЛЛ. 11, 11 об.
11 ГАПО. Там же. Л. 46.
12 ГАПО. Ф. Р-2417. Оп. 1. Д. 42. Приказы директора по институту. 1945 г. Л. 48.
13 ГАПО. Ф. Р-2417. Оп. 1. Д. 50. Протоколы заседаний Ученого совета за 1945-1946 гг. Л.
47.
14 ГАПО. Ф. Р-2417. Оп. 1. Д. 45. Переписка с Главным управлением учебных заведений
Наркомата минометного вооружения по учебным вопросам. 1945-1946 гг. Л. 61.
15 ГАПО. Ф. Р-2417. Оп. 1. Д. 63. Отчет о деятельности института за 1946-1947 гг. Л. 31.
16 ГАПО. Там же. Л. 30, 31.
17 ГАПО. Ф. Р-2417. Оп. 1. Д. 190. Протоколы заседаний Ученого совета ПИИ за 1949-
1950 гг. Л. 171.
18 ГАПО. Там же. Л. 181.
19 Коржуев А. В., Попков В. А. Подготовка преподавателя высшей школы // Педагогика.
2000. № 7. - С. 53.
20 Высшее образование в России. Очерк истории до 1917 года / Под ред. В. Г. Кинелева. М.: НИИ ВО, 1995. С. 155.