Научная статья на тему 'Кадровый вопрос в системе среднего и высшего профессионального образования в городах среднего Поволжья в послевоенный период: особенности и пути решения'

Кадровый вопрос в системе среднего и высшего профессионального образования в городах среднего Поволжья в послевоенный период: особенности и пути решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛИ / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОВОЛЖЬЕ / КАДРОВЫЙ ВОПРОС / PROFESSIONAL EDUCATION SYSTEM / PERSONNEL ISSUE / MIDDLE VOLGA REGION / ACADEMIC STAFF / LECTURERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вагаева Ольга Анатольевна, Вельдина Юлия Васильевна

В статье рассмотрены проблемы и трудности, возникшие в системе среднего и высшего профессионального образования в городах Поволжья (Пенза, Саратов, Ульяновск) в послевоенный период. Выявлены пути их решения на разных уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вагаева Ольга Анатольевна, Вельдина Юлия Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кадровый вопрос в системе среднего и высшего профессионального образования в городах среднего Поволжья в послевоенный период: особенности и пути решения»

Вагаева О. А., Вельдина Ю. В. Кадровый вопрос в системе среднего и высшего профессионального образования в городах Среднего Поволжья в послевоенный период: особенности и пути решения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V5. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2018/186040. htm.

ART 186040 УДК 37.08

Вагаева Ольга Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психоло гии ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический универ ситет», г. Пенза yurmashevj@inbox.ru

Вельдина Юлия Васильевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «(Пензенский государственный технологический университет», г. Пенза gusarovauvg@yandex.ru

Кадровый вопрос в системе среднего и высшего профессионального

образования в городах Среднего Поволжья в послевоенный период:

особенности и пути решения

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы и трудности, возникшие в системе среднего и высшего профессионального образования в городах Поволжья (Пенза, Саратов, Ульяновск) в послевоенный период. Выявлены пути их решения на разных уровнях.

Ключевые слова: кадровый вопрос, система профессионального образования, Поволжье, научно-педагогические кадры, преподаватели. Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.

В системе образования в любой исторический период, в любой стране кадровый вопрос является актуальным и значимым. В послевоенный период, как и в настоящее время, подготовка преподавательских кадров, в том числе технического профиля, являлась одним из ключевых направлений работы системы среднего и высшего образования. После войны Советский Союз нуждался в грамотных инженерно-технических работниках для восстановления промышленности страны. В связи с этим после реэвакуации учебных заведений в СССР появилось значительное количество новых вузов, техникумов и училищ. Во вновь открытые и уже имеющиеся учебные заведения требовались квалифицированные педагоги.

По данным Государственного архива Ульяновской области, из Москвы в Ульяновскую область были в 1941 г. эвакуированы следующие учебные заведения: из Орла и Минска - танковые военные училища, из Орджоникидзе - пехотное военной училище и др. Наркоматы Военно-Морского и Речного флота, Внешней торговли, Юстиции, Верховный суд СССР с сотрудниками, Главное управление шоссейных дорог НКВД также в 1941 г. были перемещены в Ульяновскую область [1].

Анализ архивных материалов показал, что, если в Пензенскую область были эвакуированы главным образом учреждения медицинского и сельскохозяйственного профиля, то Ульяновская область стала базой для размещения военных учебных заведений среднего профессионального образования.

Таким образом, к 1945 г. количество образовательных учреждений в Пензенской и Ульяновской губерниях Среднего Поволжья увеличилось до 52 (см. рис. 1) [2].

На основании данных рис. 1 приходим к выводу о том, что в Среднем Поволжье с 1939 по 1945 г. наблюдался прирост не только сети учреждений среднего профессионального образования, но и новых преподавателей и сотрудников.

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Вагаева О. А., Вельдина Ю. В. Кадровый вопрос в системе среднего и высшего профессионального образования в городах Среднего Поволжья в послевоенный период: особенности и пути решения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V5. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2018/186040. htm.

60

50

40

30

20

10

■количество учебных заведений

1939 г. 1941 г. 1943 г. 1945 г.

0

Рис. 1. Изменение количества учебных заведений среднего профессионального образования в Пензенской и Ульяновской губерниях в период с 1939 по 1945 г.

В 1943 г. из Одессы в Пензу был эвакуирован Одесский индустриальный институт. В Пензу приехали работать преподаватели и сотрудники, перед которыми и возникла задача организации нового вуза [3]. Однако, как показывают данные нижеприведенной таблицы, составленной по материалам Государственного архива Пензенской области, их было недостаточно.

Динамика численности научно-педагогических кадров Пензенского индустриального института в 1943-1949 гг. [4]

Кадрь! 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949

Годы

Общее количе- 21 44 57 81 83 90 91

ство

В т. ч. со сте- 3 6 6 7 18 20 23

пенями и зва-

ниями

% 14,3 13,6 10,5 8,6 21,7 22,2 25,3

Из данных, представленных в таблице, мы можем видеть, что охват учеными степенями и званиями профессорско-преподавательского состава пензенского вуза в 40-е гг. XX в. был незначителен. Согласно сведениям Л. Ф. Лисс, представленным в статье «Кадры науки и кадры вуза», в целом по стране ситуация с уровнем подготовки научно-педагогических кадров перекликалась с региональной. Так, в 1950 г. в составе научно-педагогического персонала вузов СССР насчитывалось 5,4% докторов наук и 27,8% кандидатов наук [5].

При изучении Отчета о проверке учебно-производственной работы института за 1945/46 учебный год мы выяснили, что в вузе имелось 15 преподавателей без законченного высшего образования (восемь человек по кафедре военной подготовки). Студенты IV курса проводили занятия по теории механизмов и машин на II курсе. Подобное обстоятельство было вызвано недостаточным количеством квалифицированных профессорско-преподавательских кадров [6]. Соответственно, в сложившейся ситуации об эффективной системе подготовки инженерных кадров говорить не приходилось.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Вагаева О. А., Вельдина Ю. В. Кадровый вопрос в системе среднего и высшего профессионального образования в городах Среднего Поволжья в послевоенный период: особенности и пути решения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V5. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2018/186040. htm.

В Саратовском автодорожном институте на тот момент было 26 кафедр, на которых работало 12 профессоров, 45 доцентов и 60 научных сотрудников. Кроме того, с 1938 г. в вузе была организована аспирантура [7]. Однако такого количества преподавателей было явно недостаточно.

Еще более сложная ситуация сложилась в системе среднего профессионального образования в данный период. Зачастую в образовательных учреждениях педагоги не имели даже высшего образования, не говоря уже об ученых степенях. Только к началу 60-х гг. XX в. началось постепенное увеличение доли педагогов с высшим образованием, о чем свидетельствуют материалы Государственного архива Пензенской области и Государственного архива Ульяновской области [8, 9]. Это наглядно продемонстрировано на рис. 2 и 3.

100 80 60 40 20 0

□ количество преподавателей с высшим

образованием в %

1934 1949 г. 1952 г. 1958 г.

Рис. 2. Динамика численности преподавателей с высшим образованием учреждений среднего профессионального образования в Пензенской губернии

100

80

60

40

20

□ количество преподавателей с высшим образованием в %

1934

1949 г.

1952 г.

1958 г.

0

Рис. 3. Динамика численности преподавателей с высшим образованием учреждений среднего профессионального образования в Ульяновской губернии

Причины такого роста кроются в активном вовлечении работников образовательных учреждений среднего профессионального образования в процессы повышения квалификации без отрыва от производства. К формам повышения квалификации педагогов в то время относились: заочное обучение в институтах, обучение в вечерних учебных заведениях (институтах, техникумах и т. д.), вечернее обучение в университетах марксизма-ленинизма [10].

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Вагаева О. А., Вельдина Ю. В. Кадровый вопрос в системе среднего и высшего профессионального образования в городах Среднего Поволжья в послевоенный период: особенности и пути решения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V5. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2018/186040. htm.

А в целом занятия в учреждениях среднего профессионального образования проводились на невысоком уровне, основной задачей было передать обучающимся минимум информации, необходимой для будущей работы. О знании педагогики и применении частных методик речи практически не шло.

Таким образом, существующие в то время проблемы, на наш взгляд, можно было решить несколькими путями:

1) привлечение на работу в образовательные учреждения педагогических кадров из других училищ, техникумов и вузов страны;

2) публикация в местной периодической печати объявлений о замещении вакантных должностей;

3) обучение преподавателей вузов региона в аспирантурах других вузов страны с последующей защитой диссертационных работ в ученых советах этих вузов;

4) организация системы подготовки научно-педагогических кадров и открытие ученых советов по защите кандидатских диссертаций на региональном уровне;

5) активная подготовка педагогов училищ и техникумов в вузах региона. Наиболее прогрессивной является организация собственной системы подготовки научно-педагогических кадров, поэтому в декабре 1951 г. в ПИИ была учреждена аспирантура. Однако для открытия ученого совета необходимо, чтобы большинство преподавателей вуза имели ученые степени и звания не только кандидатов, но и докторов наук. Вузы не имели такого количества высококвалифицированных научно-педагогических кадров. В связи с этим проблема подготовки педагогических кадров чаще решалась первым, вторым, третьим и пятым путями. Например, доцент Б. М. Абрамов по приказу директора института был командирован в Харьков с 20 февраля по 3 марта 1945 г. «для консультации по вопросам диссертации» [11]. А в решении кадрового вопроса в системе среднего профессионального образования с открытием высших учебных заведений явно наметились позитивные тенденции.

В дальнейшем кадровая проблема не потеряла своей актуальности. К примеру, согласно материалам Государственного архива Пензенской области, в 1969 г. в Пензенском политехническом институте (ранее индустриальном) работало 365 преподавателей, из них 82 (22,5%) с учеными степенями и званиями [12]. Однако тенденции к решению обозначенного вопроса наметились именно в рассматриваемый период. И впоследствии была организована собственная система подготовки научно-педагогических кадров.

Ссылки на источники

1. Государственный архив Ульяновской области: Ф. р. 3780 «Ульяновское областное управление профессиональным образованием (1940-1988)». - Оп. 1. - Д. 78. - Л. 123.

2. Смирнова М. М. Деятельность партийных органов Западной Сибири по развитию среднего специального образования (1959-1965): автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Томск, 1981. - С. 102.

3. Государственный архив Пензенской области: Ф. Р-2417. - Оп. 1. - Д. 4. - Л. 3.

4. Государственный архив Пензенской области: Ф. Р-2417. - Оп. 1. - Д. 5. - Л. 3.

5. Лисс Л. Ф. Кадры науки и кадры вуза // Проблемы повышения эффективности научно-исследовательской работы (материалы к научно-практической конференции). Ч. 1. - Новосибирск: Ин-т горного дела сибирского отделения АН СССР, 1968. - С. 68.

6. Государственный архив Пензенской области: Ф. Р-2417. - Оп. 1. - Д. 67. - Л. 46.

7. иРЬ: www.sstu.ru/history.

8. Государственный архив Пензенской области: Ф. р. 2473 «Пензенское областное управление профессионально-технического образования (1940-1988)». - Оп. 1. - Д. 249, 262, 263. - Л. 25, 53, 15.

9. Государственный архив Ульяновской области: Ф. р. 3780 «Ульяновское областное управление профессиональным образованием (1940-1988)». - Оп. 1. - Д. 16, 22, 45. - Л. 23об., 56, 14.

10. Государственный архив Пензенской области: Ф. р. 2473 «Пензенское областное управление профессионально-технического образования (1940 -1988)». - Оп. 1. - Д. 263. - Л. 16.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Вагаева О. А., Вельдина Ю. В. Кадровый вопрос в системе среднего и высшего профессионального образования в городах Среднего Поволжья в послевоенный период: особенности и пути решения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V5. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2018/186040. htm.

11. Государственный архив Пензенской области: Ф. Р-2417. - Оп. 1. - Д. 42. - Л. 48.

12. Государственный архив Пензенской области: Ф. Р-2417. - Оп. 1. - Д. 1114. - Л. 10.

Olga Vagaeva,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Pedagogics and Psychology Chair, Penza State Technological University, Penza vurmashevi@inbox.ru Yulia Veldina,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Foreign Languages Chair, Penza State Technological University, Penza gusarovauvg@vandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Personnel issue in the system of secondary and higher professional education in the Middle Volga region's cities in the postwar period: special aspects and solutions

Abstract. The article deals with the problems and difficulties, which have come on the system of secondary and higher professional education in the Middle Volga region's cities (Penza, Saratov, Ulyanovsk) in the postwar period. The authors suggest ways of their solution on different levels.

Key words; personnel issue, professional education system, Middle Volga region, academic staff, lecturers. References

1. Gosudarstvennyj arhiv Uljanovskoj oblasti: F. r. 3780 "Uljanovskoe oblastnoe upravlenie profession-al'nym obrazovaniem (1940-1988)", op. 1, l. 78, l. 123 (in Russian).

2. Smirnova, M. M. (1981). Dejatel'nost' partijnyh organov Zapadnoj Sibiri po razvitiju srednego speci-al'nogo obrazovanija (1959-1965): avtoref. dis. ... kand. ist. nauk, Tomsk, p. 102 (in Russian).

3. Gosudarstvennyj arhiv Penzenskoj oblasti: F. R-2417, op. 1, d. 4, l. 3 (in Russian).

4. Gosudarstvennyj arhiv Penzenskoj oblasti: F. R-2417, op. 1, d. 5, l. 3 (in Russian).

5. Liss, l. F. (1968). "Kadry nauki i kadry vuza", Problemy povyshenija jeffektivnosti nauchno-issledovatel'skoj raboty (materialy k nauchno-prakticheskoj konferencii). Ch. 1, In-t gornogo dela sibir-skogo otdelenija AN SSSR, Novosibirsk, p. 68 (in Russian).

6. Gosudarstvennyj arhiv Penzenskoj oblasti: F. R-2417, op. 1, d. 67, l. 46 (in Russian).

7. Available at: www.sstu.ru/history (in Russian).

8. Gosudarstvennyj arhiv Penzenskoj oblasti: F. r. 2473 "Penzenskoe oblastnoe upravlenie pro-fessional'no-tehnicheskogo obrazovanija (1940-1988)", op. 1, d. 249, 262, 263, l. 25, 53, 15 (in Russian).

9. Gosudarstvennyj arhiv Uljanovskoj oblasti: F. r. 3780 "Uljanovskoe oblastnoe upravlenie profession-al'nym obrazovaniem (1940-1988)", op. 1, d. 16, 22, 45, l. 23ob., 56, 14 (in Russian).

10. Gosudarstvennyj arhiv Penzenskoj oblasti: F. r. 2473 "Penzenskoe oblastnoe upravlenie pro-fessional'no-tehnicheskogo obrazovanija (1940-1988)", op. 1, d. 263, l. 16 (in Russian).

11. Gosudarstvennyj arhiv Penzenskoj oblasti: F. R-2417, op. 1, d. 42, l. 48 (in Russian).

12. Gosudarstvennyj arhiv Penzenskoj oblasti: F. R-2417, op. 1, d. 1114, l. 10 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «<Концепт»

Поступила в редакцию Received 22.03.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 10.04.18

Принята к публикации Accepted for publication 10.04.18 Опубликована Published 31.05.18

www.e-koncept.ru

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Вагаева О. А., Вельдина Ю. В., 2018

9772304120180

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.