Вагаева О. А. Особенности содержания подготовки научно-педагогических кадров высшей технической школы г. Пензы во 2-й половине XX - начале XXIв.: психолого-педагогическая составляющая // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V7. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2018/186054. htm.
ART 186054 DOI 10.24422/MCITO.2018.V7.14872 УДК 378.22
Вагаева Ольга Анатольевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика и психология» ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет», г. Пенза
[email protected], [email protected]
Особенности содержания подготовки научно-педагогических кадров высшей технической школы г. Пензы во 2-й половине XX - начале XXI в.: психолого-педагогическая составляющая
Аннотация. Настоящая статья знакомит с отечественным опытом организации подготовки профессорско-преподавательских кадров в высшей технической школе. Акцент сделан на ее психолого-педагогической составляющей как необходимом условии подготовки будущих ученых как в ретроспективе, так и в настоящее время. Ключевые слова: научно-педагогические кадры, преподаватели, высшая техническая школа, психолого-педагогическая подготовка. Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.
В настоящее время государственная политика России в области высшего и послевузовского профессионального образования основывается на интеграции в мировое образовательное пространство. В связи с этим актуальной является проблема подготовки в вузах квалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда, как отечественном, так и мировом. Среди них важное место занимают специалисты высшей технической школы.
Несомненно, качество обучения выпускника высшей технической школы во многом зависит от наличия высококвалифицированных преподавателей, уровень подготовки которых, в свою очередь, должен соответствовать потребностям общества и рынка труда. Однако преподаватели технических вузов, являясь специалистами узкого профиля, зачастую имеют недостаточное представление о психолого-педагогических особенностях организации учебного процесса в вузе [1].
Ступенью высшего образования, цель которой заключается в подготовке научно-педагогических кадров в России, является аспирантура. Как известно, содержание подготовки современного кандидата наук включает блок специальных и общепрофессиональных дисциплин, а также выполнение научно-исследовательской работы. К вопросам методологической и психолого-педагогической подготовки будущих ученых нередко подходят формально. Однако многие исследователи (В. М. Жураковский, В. Г. Иванов, В. А. При-ходько, В. А. Сластенин, И. В. Федоров и др.) считают, что такая подготовка является необходимым условием становления преподавателя вуза как грамотного педагога, обладающего определенными общими и профессиональными компетенциями [2, 3].
Следует отметить, что попытки включения методологической и психолого-педагогической составляющей в процесс подготовки научно-педагогических кадров предпринимались неоднократно, с самого начала возникновения вузов. Однако их сложно назвать удачными. Дело в том, что даже в процессе сдачи экзаменов кандидатского минимума возникали значительные трудности. Так, согласно сведениям Государственного архива Пензенской области (ГАПО), в Пензенском индустриальном институте в 1947 г. к сдаче экзаменов готовились 17 человек, однако только один человек сдал два экзамена и три человека - только один [4].
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Вагаева О. А. Особенности содержания подготовки научно-педагогических кадров высшей технической школы г. Пензы во 2-й половине XX - начале XXIв.: психолого-педагогическая составляющая // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V7. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2018/186054. htm.
Логично предположить, что недостаточно высокая эффективность занятий была обусловлена загруженностью молодых преподавателей высшей школы учебным процессом, с одной стороны, и отсутствием эффективных технологий их подготовки в высшей школе - с другой.
В рассматриваемый период все вузы Поволжья нуждались в квалифицированных научных руководителях, научных школах, научной литературе, оборудовании, экспериментальной базе, необходимой для проведения исследований. В связи с этим будущие ученые для выполнения научно-исследовательской работы и подготовки диссертаций в основном направлялись в ведущие вузы страны. Так, по материалам Государственного архива Саратовской области (ГАСО) в 1946 г. из Саратовского автомобильно-дорожного института в годичную аспирантуру было направлено 11 человек [5].
В дальнейшем проблема психолого-педагогической составляющей в подготовке преподавателей постепенно начинает решаться руководством.
В исследуемый период она осуществлялась посредством участия молодых ученых в работе методических комиссий и методических кабинетов. По данным ГАПО, методические комиссии занимались повышением педагогической квалификации преподавателей. Основными формами работы методических комиссий были творческие объединения и семинары. В содержании работы, как правило, было запланировано посещение старшими коллегами лекций начинающих преподавателей с дальнейшим их обсуждением. С целью совершенствования методики преподавания специальных дисциплин начинающие педагоги регулярно должны были посещать лекции профессоров и докторов наук [6]. Работа методических кабинетов заключалась в проведении консультаций по вопросам методики преподавания в высшей школе, использования технических средств обучения и др. [7] По сведениям Ю. В. Чеботаревского, методические комиссии и кабинеты функционировали в Саратове, в автомобильно-дорожном институте при учебной части, и в Саранске, в Мордовском государственном университете [8].
Так, по данным газеты «За инженерные кадры», издаваемой в Пензенском политехническом институте (ППИ), функционировала школа молодого лектора. В содержание ее работы было включено изучение таких дисциплин, как научно-техническая подготовка, ораторское искусство, вопросы философии и политэкономии, эстетика, экономика и др. [9] Для изучения и решения основных вопросов развития высшей школы в Поволжском регионе страны Минвузом СССР на базе Саратовского политехнического института (СПИ) в 1969 г. был создан региональный Поволжский научно-методический совет, который возглавил доктор технических наук, профессор А. И. Андрющенко. В него входили ведущие ученые вузов Саратова, Пензы, Казани, Самары, Ульяновска и др. [10]
По данным Государственного архива Пензенской области (ГАПО), психолого-педагогическая подготовка преподавателей до конца 1960-х гг. осуществлялась также в виде проведения тематических конференций (к примеру, посвященных методике преподавания общепрофессиональных и специальных учебных дисциплин в техническом вузе) и организации методической работы кафедр [11]. Активно обсуждались методы преподавания изучаемых дисциплин, отдельных разделов учебных курсов; анализировались результаты взаимного посещения учебных занятий преподавателями кафедр и др. [12]
В 70-е - 80-е гг. XX в. психолого-педагогическая составляющая стала неотъемлемой частью подготовки региональных научно-педагогических кадров. Вместе с тем А. Я. Савельев и В. М. Зуев отметили, что содержание педагогической подготовки преподавателей в России в целом определялось каждым конкретным вузом самостоятельно [13].
В 1970 г. начал свою работу Университет педагогического мастерства. Педагоги, осуществлявшие процесс преподавания, были энтузиастами и зарплату не получали. Ректором Университета был А. К. Волчков, «страстный энтузиаст пропаганды педагогических знаний»,
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Вагаева О. А. Особенности содержания подготовки научно-педагогических кадров высшей технической школы г. Пензы во 2-й половине XX - начале XXIв.: психолого-педагогическая составляющая // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V7. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2018/186054. htm.
проректором - доцент кафедры высшей математики Т. В. Семенова [14]. Через Университет педагогического мастерства велась широкая подготовка молодых педагогов, среди которых абсолютное большинство составляли ассистенты и старшие преподаватели.
Университет был призван существенно улучшить процесс преподавания учебных дисциплин в вузе, решить проблему включения психолого-педагогической составляющей в систему подготовки преподавателей высшей технической школы. В процессе обучения в Университете молодые педагоги имели возможность получать квалифицированную методическую помощь ведущих ученых, опытных педагогов высшей школы, что позволяло им избежать большого количества характерных ошибок, совершаемых в начале педагогической деятельности [15].
Университет педагогического мастерства имел своей целью подготовить к преподавательской деятельности молодых педагогов и аспирантов. Учебный план Университета был рассчитан на два года (четыре семестра), занятия проводились по два часа в неделю [16].
Учебная программа Университета педагогического мастерства включала следующие дисциплины: общая педагогика и педагогика высшей школы, учебный процесс в вузе, частные методики, ораторское искусство, основы риторики, логика, общая психология, возрастная психология и др. Ниже в качестве примера представлены кален-дарно-тематические планы дисциплин «Педагогика высшей школы» и «Возрастная психология», преподаваемые в Университете педагогического мастерства г. Пензы.
Таблица 1
Календарно-тематический план дисциплины «Педагогика высшей школы» [17]
№ п/п Наименование темы занятия Количество часов
1 Введение 1
2 Задачи высшей школы в общей системе народного образования и в подготовке специалистов для народного хозяйства и культуры страны 2
3 Основные вопросы теории обучения в высшей школе (дидактика) 4
4 Планирование и организация учебного процесса в высшей школе 3
5 Виды, формы и методы учебной работы. Лекция 4
6 Практические занятия (упражнения) 2
7 Семинарские и просеминарские занятия 2
8 Лабораторные занятия 2
9 Программированное обучение в высшей школе 3
10 Курсовые и дипломные работы 2
11 Курсовое и дипломное проектирование 2
12 Самостоятельная работа студентов и консультации 2
13 Производственная практика 2
14 Особенности учебного процесса в заочной системе высшего образования 3
15 Зачеты и экзамены 2
Итого 36
Таблица 2
Календарно-тематический план дисциплины «Возрастная психология» [18]
№ п/п Наименование темы занятия Количество часов
Общие вопросы
1 Предмет психологии 3
2 Мозг и психика 3
3 Психологические особенности юношеского возраста 3
Психологические процессы и их развитие
4 Ощущения и восприятия 3
Вагаева О. А. Особенности содержания подготовки научно-педагогических кадров высшей технической школы г. Пензы во 2-й половине XX - начале XXIв.: психолого-педагогическая составляющая // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V7. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2018/186054. htm.
№ п/п Наименование темы занятия Количество часов
5 Внимание 3
6 Представления и память 3
7 Мышление, воображение, речь 3
Формирование личности
8 Личность, мировоззрение, характер, сознание 3
9 Способности 3
10 Психологические основы обучения и воспитания в вузе 3
Итого 30
К чтению лекций в Университете педагогического мастерства привлекались лучшие педагоги и ученые г. Пензы: профессор Пензенского государственного педагогического института (ПГПИ) К. Д. Вишневский, доцент ПГПИ К. С. Смирнов, сотрудники областной лаборатории медицинской психологии и др. [19] Кроме того, сотрудники Университета привлекали к чтению лекций по технике речи и по дыхательной гимнастике Стрельниковой известного пензенского актера М. Я. Каплана, деда популярного сегодня певца, актера и телеведущего А. Макарского [20]. Лекции по методике преподавания дисциплин технического цикла читал профессор А. К. Артемов. В 1982 г. им совместно с Т. В. Семеновой было издано учебное пособие «Введение в частные методики обучения» [21].
Обучение в Университете завершалось написанием аттестационной работы и докладом на итоговой конференции. В ГАПО сохранился документ, в котором представлена примерная тематика аттестационных работ. Так, И. Н. Литвинов, преподаватель кафедры приборов точной механики ППИ, представил работу на тему «Использование наглядных пособий и ТСО по курсу УИРС» [22].
Предполагалось, что организация Университета педагогического мастерства в Пензенском политехническом институте решит проблему недостаточной психолого-педагогической грамотности преподавателей. Однако его работа не дала ожидаемого результата. Это объясняется рядом причин:
1. Преподаватели, привлеченные к проведению занятий в Университете, работали на общественных началах и не всегда ответственно относились к возложенным на них обязанностям.
2. Деканы факультетов и заведующие кафедрами зачастую не оказывали содействия работе Университета, поскольку не видели необходимости в его функционировании.
3. Учебные занятия посещались нерегулярно и незначительным числом слушателей. В 1982 г. в Университете обучалось около 60 человек, из ППИ - 36 человек. При этом общее количество преподавательского состава в ППИ в 1982 г. составляло 577 человек.
4. По окончании Университета педагогического мастерства выдавались свидетельства, которые не учитывались при трудоустройстве аспирантов на работу в вузы и не давали преимущества прослушавшим курс преподавателям перед коллегами [23].
Отметим, что Университет педагогического мастерства как форма психолого-педагогической подготовки преподавателей технического вуза не был уникальным явлением, существующим и функционирующим только в Пензе на базе Пензенского политехнического института. Мы знаем, что в Саратове и Саранске также были подобные структурные единицы. Однако в фондах Государственного архива Саратовской области, Центрального государственного архива Республики Мордовия информация по деятельности Университета педагогических знаний (название было аналогично существующему в Пензе) и факультета педагогического мастерства представлена весьма скудно. Данные архива свидетельствуют о том, что через указанные структурные подразделения велась подготовка начинающих педагогов, не имеющих ученых степеней и званий. К примеру, в
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Вагаева О. А. Особенности содержания подготовки научно-педагогических кадров высшей технической школы г. Пензы во 2-й половине XX - начале XXIв.: психолого-педагогическая составляющая // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V7. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2018/186054. htm.
1972 г. в Университете педагогического мастерства (г. Саратов) обучался 31 ассистент и 11 старших преподавателей и младших научных сотрудников [24].
Университеты педагогического мастерства и педагогических знаний все-таки, несмотря ни на что, достаточно хорошо справлялись с поставленными перед ними задачами. Однако в связи с событиями, произошедшими в российском обществе в конце 80-х - начале 90-х гг., позитивный опыт их функционирования был забыт. В настоящее время в высшей школе предпринимаются попытки совершенствования психолого-педагогической подготовки преподавательского состава. К примеру, в Пензенском государственном технологическом университете (ПензГТУ) с сентября 2007 г. осуществлял свою работу проект «Куратор вуза», который включал ряд семинаров и тренингов обучающего характера. Проект был рассчитан на два года и открылся семинаром «Школа кураторов». Целью работы проекта являлось упорядочение педагогических знаний преподавателей-кураторов студенческих групп и обмен методическим и диагностическим материалом, накопленным опытом работы в вузе [25].
Течение научно-технического прогресса, появление новых направлений подготовки инженеров-специалистов требует обновления действующих программ подготовки аспирантов высшей технической школы. В связи с этим кафедра педагогики и психологии высшей школы, а впоследствии кафедра педагогики и психологии ПензГТУ активно занимается вопросами психолого-педагогической подготовки будущих преподавателей технических вузов. Наряду с историей и философией науки, иностранным языком и циклом специальных дисциплин в учебный план подготовки аспирантов включены такие дисциплины, как психология личности, психология и педагогика высшей школы, педагогические технологии в образовательном процессе, педагогическая герменевтика, нормативно-правовое обеспечение образования [26].
Однако важной является методологическая и психолого-педагогическая подготовка не только аспирантов, но и молодых преподавателей высшей технической школы, недавно защитивших диссертации. Следует заметить, что существующие в Пензе курсы повышения квалификации и регулярно проводимые семинары, посвященные вопросам подготовки и переподготовки научно-педагогических кадров высшей школы, лишь частично решают эту проблему [27]. В связи с этим необходима организация регионального постоянно действующего структурного подразделения, которое занималось бы этими вопросами.
Несомненно, необходимо использовать позитивный опыт работы психолого-педагогической подготовки научно-педагогических кадров, накопленный в высшей технической школе в советский период. Возможно, подобные меры позволят приблизиться к решению проблемы психолого-педагогической подготовки квалифицированных преподавателей технических вузов в регионе в частности и в России в целом.
Ссылки на источники
1. Сергеева С. В., Юрмашева О. А. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей высшей технической школы г. Пензы (II пол. XX - нач. XXI вв.) // Альманах современной науки и образования: педагогика, психология, социология и методика их преподавания. Ч. II. - Тамбов, 2008. - № 4 (11). - С. 220.
2. Там же.
3. Сергеева С. В., Юрмашева О. А. Университет педагогического мастерства как форма психолого-педагогической подготовки научно-педагогических кадров высшей школы г. Пензы в 70-80-е гг. XX в. // Научная мысль информационного века - 2008: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. Т. 7: Педагогика. - Прага: Образование и наука, 2008. - С. 58.
4. Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Фонд Р-2417 «Пензенский государственный университет». - Оп. 1. - Д. 103. - Л. 18.
5. Государственный архив Саратовской области (ГАСО). Фонд Р-2695 «Саратовский политехнический институт». - Оп. 1. - Д. 40. - Л. 18.
Вагаева О. А. Особенности содержания подготовки научно-педагогических кадров высшей технической школы г. Пензы во 2-й половине XX - начале XXIв.: психолого-педагогическая составляющая // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № У7. - 0,4 п. л. - иН1: ЬКр://е-копсер1 ги/2018/186054. Мт.
6. ГАПО. Фонд Р-2417. - Оп. 1. - Д. 1077. - Л. 2.
7. Там же.
8. Саратовский государственный технический университет (1930-2000). Исторический очерк / под ред. Ю. В. Чеботаревского. - Саратов: СГТУ, 2000. - С. 72.
9. Школа молодого лектора // За инженерные кадры (Пенза). - 1968. - № 9. - С. 1.
10. Саратовский государственный технический университет (1930-2000). Исторический очерк. - С. 88.
11. Там же. - С. 72.
12. ГАПО. Фонд Р-2417. - Оп. 1. - Д. 63. - Л. 30, 31.
13. Савельев А. Я., Зуев В. М., Галаган А. И. Высшее образование в СССР. - М.: НИИВШ, 1990. - С. 68.
14. ГАПО. Фонд Р-2417. - Оп. 1. - Д. 2247. - Л. 247.
15. Сергеева С. В., Юрмашева О. А. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей высшей технической школы г. Пензы (II пол. XX - нач. XXI вв.). - С. 221.
16. Сергеева С. В., Юрмашева О. А. Университет педагогического мастерства как форма психолого-педагогической подготовки научно-педагогических кадров ...
17. ГАПО. Фонд Р-2417. - Оп. 1. - Д. 2033. - Л. 184.
18. Там же.
19. Там же.
20. Сергеева С. В., Юрмашева О. А. Университет педагогического мастерства как форма психолого-педагогической подготовки научно-педагогических кадров ... - С. 59.
21. ГАПО. Ф. Р-2417. - Оп. 1. - Д. 2247. - Л. 251, Л. 252.
22. Сергеева С. В., Юрмашева О. А. Университет педагогического мастерства как форма психолого-педагогической подготовки научно-педагогических кадров ...
23. Там же.
24. ГАСО. Фонд Р-2695. - Оп. 4д. - Д. 2075. - Л. 14, 15.
25. Сергеева С. В., Юрмашева О. А. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей высшей технической школы г. Пензы (II пол. XX - нач. XXI вв.).
26. Там же.
27. Там же.
Olga Vagaeva,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Pedagogics and Psychology Chair, Penza State Technological University, Penza [email protected], [email protected]
The special aspects of the Higher Technical School's academic staff training content in Penza in the period of the second half of the XX - beginning of the XXI centuries: psychological and pedagogical components
Abstract. This article introduces the domestic experience in organizing the training of academic staff at the Higher Technical School. The emphasis is on its psychological and pedagogical component as a necessary condition for the preparation of future scientists, both in retrospective review and at the present time. Key words: academic staff, teachers, higher technical education school, psychological and pedagogical training. References
1. Sergeeva, S. V. & YUrmasheva, O. A. (2008). "Psihologo-pedagogicheskaya podgotovka prepodavatelej vysshej tekhnicheskoj shkoly g. Penzy (II pol. XX - nach. XXI vv.)", Al'manah sovremennoj nauki i obrazo-vaniya: pedagogika, psihologiya, sociologiya i metodika ih prepodavaniya. Ch. II, Tambov, № 4 (11), p. 220 (in Russian).
2. Ibid.
3. Sergeeva, S. V. & Yurmasheva, O. A. (2008). "Universitet pedagogicheskogo masterstva kak forma psi-hologo-pedagogicheskoj podgotovki nauchno-pedagogicheskih kadrov vysshej shkoly g. Penzy v 7080-e gg. XX v.", Nauchnaya mysl' informacionnogo veka - 2008: materialy IV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. T. 7: Pedagogika, Obrazovanie i nauka, Praga, p. 58 (in Russian).
4. Gosudarstvennyj arhiv Penzenskoj oblasti (GAPO). Fond R-2417 "Penzenskij gosudarstvennyj universitet". Op. 1. D. 103. L. 18 (in Russian).
5. Gosudarstvennyj arhiv Saratovskoj oblasti (GASO). Fond R-2695 "Saratovskij politekhnicheskij institute". Op. 1. D. 40. L. 18.
6. GAPO. Fond R-2417. Op. 1. D. 1077. L. 2 (in Russian).
7. Ibid.
8. Chebotarevsky, Yu. V. (ed.) (2000). Saratovskij gosudarstvennyj tekhnicheskij universitet (1930-2000). Istoricheskij ocherk, SGTU, Saratov, p. 72 (in Russian).
ISSN 2Э04-120Х
KG HLierrr
научно-методический электронный журнал
Вагаева О. А. Особенности содержания подготовки научно-педагогических кадров высшей технической школы г. Пензы во 2-й половине XX - начале XXI в.: психолого-педагогическая составляющая // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V7. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2018/186054. htm.
9. (1968). "Shkola molodogo lektora", Za inzhenernye kadry (Penza), № 9, p. 1 (in Russian).
10. Chebotarevsky, Yu. V. (ed.) (2000). Op. cit., p. 88.
11. Ibid., p. 72.
12. GAPO. Fond R-2417. Op. 1. D. 63. L. 30, 31 (in Russian).
13. Savel'ev, A. Ya., Zuev, V. M. & Galagan, A. I. (1990). Vysshee obrazovanie v SSSR, NIIVSH, Moscow, p. 68 (in Russian).
14. GAPO. Fond R-2417. Op. 1. D. 2247. L. 247 (in Russian).
15. Sergeeva, S. V. & YUrmasheva, O. A. (2008). "Psihologo-pedagogicheskaya podgotovka prepodavatelej vysshej tekhnicheskoj shkoly g. Penzy (II pol. XX - nach. XXI vv.)", p. 221.
16. Sergeeva, S. V. & Yurmasheva, O. A. (2008). "Universitet pedagogicheskogo masterstva kak forma psi-hologo-pedagogicheskoj podgotovki nauchno-pedagogicheskih kadrov vysshej shkoly g. Penzy v 7080-e gg. XX v."
17. GAPO. Fond R-2417. Op. 1. D. 2033. L. 184 (in Russian).
18. Ibid.
19. Ibid.
20. Sergeeva, S. V. & Yurmasheva, O. A. (2008). "Universitet pedagogicheskogo masterstva kak forma psi-hologo-pedagogicheskoj podgotovki nauchno-pedagogicheskih kadrov vysshej shkoly g. Penzy v 7080-e gg. XX v.", p. 59.
21. GAPO. F. R-2417. Op. 1. D. 2247. L. 251. L. 252 (in Russian).
22. Sergeeva, S. V. & Yurmasheva, O. A. (2008). "Universitet pedagogicheskogo masterstva kak forma psi-hologo-pedagogicheskoj podgotovki nauchno-pedagogicheskih kadrov vysshej shkoly g. Penzy v 7080-e gg. XX v.".
23. Ibid.
24. GASO. Fond R-2695. Op. 4d. D. 2075. L. 14, 15 (in Russian).
25. Sergeeva, S. V. & YUrmasheva, O. A. (2008). "Psihologo-pedagogicheskaya podgotovka prepodavatelej vysshej tekhnicheskoj shkoly g. Penzy (II pol. XX - nach. XXI vv.)".
26. Ibid.
27. Ibid.
ISSN 2304-120X
ко ниегтг
научно-методический электронный журнал
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 28.03.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 15.04.18
Принята к публикации Accepted for publication 15.04.18 Опубликована Published 30.07.18
ISSM 2304-120Х
www.e-koncept.ru
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Вагаева О. А., 2018