Научная статья на тему 'Подготовка научно-педагогических кадров технического профиля в региональной системе послевузовского профессионального образования (проблемы и пути их решения)'

Подготовка научно-педагогических кадров технического профиля в региональной системе послевузовского профессионального образования (проблемы и пути их решения) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
392
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНАЯ ШКОЛА / ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / RESEARCH AND ACADEMIC STAFF / POST-DIPLOMA EDUCATION / SCIENCE SCHOOL / TECHNICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Светлана Васильевна, Вагаева Ольга Анатольевна

На основе архивных, научных и историко-педагогических источников авторами анализируются основные проблемы подготовки научно-педагогических кадров технического профиля: организационного, содержательного, методического, кадрового и материального характера. Определяются пути их решения в региональной системе послевузовского профессионального образования на современном этапе с учетом позитивного опыта советского периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева Светлана Васильевна, Вагаева Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of Academic Staff in Engineering Specialities in the Regional System of Post-diploma Education (Problems and Solutions)

The author analyses the basic problems associated with training of academic staff in engineering specialities giving a concise but thorough account of organisational, content, methodologic, material aspects. Ways of solving the above problems in the regional system of current post-diploma education based on good practices of a Soviet period are defined.

Текст научной работы на тему «Подготовка научно-педагогических кадров технического профиля в региональной системе послевузовского профессионального образования (проблемы и пути их решения)»

11111 № 4, 2011 ШШШЖ

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ПОДГОТОВКА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (проблемы и пути их решения)

С. В. Сергеева, О. А. Багаева

(Пензенская государственная технологическая академия)

На основе архивных, научных и историко-педагогических источников авторами анализируются основные проблемы подготовки научно-педагогических кадров технического профиля: организационного, содержательного, методического, кадрового и материального характера. Определяются пути их решения в региональной системе послевузовского профессионального образования на современном этапе с учетом позитивного опыта советского периода.

Ключевые слова: научно-педагогические кадры; послевузовское профессиональное образование; научная школа; технический вуз.

Проблема профессиональной компетентности научно-педагогических кадров высшей школы является социально значимой, поскольку обеспечивает единство их теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Последняя во многом определяет качество подготовки будущих специалистов, мобильных и конкурентоспособных, готовых к профессиональному росту в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий. Необходимость подготовки таких специалистов декларируется в содержании Национальной доктрины образования в Российской Федерации на период до 2025 г. Общие подходы к профессиональной компетентности преподавателей высшей школы отражены в Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг.

Вхождение России в мировое образовательное пространство, возрождение отечественной промышленности и, как следствие, резкий спрос на качество образовательных услуг актуализируют необходимость обращения к отечественному опыту решения проблемы совершенствования системы подготовки научнопедагогических кадров для высшей школы, в том числе технической.

Особый интерес представляет изучение проблем подготовки преподавателей

© Сергеева С. В., Вагаева О. А., 2011

технического профиля и путей их решения в региональной системе послевузовского профессионального образования во второй половине XX — начале XXI в. с целью эффективного использования позитивного опыта.

Актуальными проблемами подготовки научно-педагогических кадров в России занимались многие исследователи. Так, процесс развития системы послевузовской подготовки научно-педагогических кадров в России был исследован в работах В. Г. Иванова, И. Ф. Исаева, Г. У. Матушанского и др. Статус и качество подготовки научно-педагогических кадров высшей школы в России в XX в. рассматривались в исторических работах В. Н. Тарасовой, В. А. Змеева, С. В. Кузнецовой и др.

К настоящему моменту опубликованы научные труды, в которых нашли отражение отдельные вопросы теории и истории подготовки научно-педагогических кадров в России (В. С. Агапов, К. Т. Галкин, А. Я. Синецкий и др.).

Анализ сущности понятий «научные кадры», «педагогические кадры», «научно-педагогические кадры» представлен в работах В. М. Полонского, В. Бегуна, Г. Ляйкауфа и др.

Под научно-педагогическими кадрами высшей школы в настоящей статье будет пониматься основной, постоянно действующий состав профессорско-пре-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

подавательских и научных работников, обладающий научными и психолого-пе-дагогическими компетенциями, осуществляющий научно-исследовательскую и педагогическую деятельность в учреждениях высшего профессионального и поствузовского образования [16].

Используя метод ретроспекции, среди проблем в развитии системы подготовки научно-педагогических кадров высшей технической школы Поволжья во второй половине XX — начале XXI в. можно рассмотреть те, которые представляются актуальными в наши дни. С уверенностью констатируем тот факт, что традиции, заложенные в процессе их решения, не потеряли своего значения сегодня.

Анализируя архивные материалы, справочно-энциклопедическую и историко-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что развитие системы подготовки научно-педагогических кадров в хронологических рамках исследования сопровождал широкий спектр проблем. Они носили разноплановый характер: организационный, содержательный, методический, кадровый, материальный.

Выделим ряд проблем в системе подготовки научно-педагогических кадров для высшей технической школы Поволжья в период с середины 1990-х гг. по настоящее время [17]:

1) в организационном плане: нарушение связи науки с промышленностью; отсутствие эффективных условий для сохранения старых и создания новых научных школ; отсутствие единого подхода к научно-исследовательской работе; недостаточное взаимодействие между отделами аспирантур, отделами науки технических вузов различных регионов; невыполнение планов подготовки научнопедагогических кадров по специальностям технического профиля; несвоевременная защита диссертационных исследований;

2) в содержательном плане: отсутствие комплексной (научно-предметной, социально-гуманитарной и др.) подготовки научно-педагогических кадров; невысокий уровень их подготовки по дисциплинам кандидатского минимума (история

и философия науки, иностранный язык); недостаточная психолого-педагогиче-ская подготовка; слабая внутрипредмет-ная и межпредметная связь в процессе преподавания общепрофессиональных дисциплин в ходе их подготовки; акцентирование внимания не столько на содержании исследовательской работы, сколько на ее форме; несформированность навыка участия молодых исследователей в конкурсах выполнения научных работ и навыка публичных выступлений на конференциях, семинарах и др. [13, с. 151];

3) в методическом плане: недостаточно активное участие аспирантов и соискателей в учебно-методической работе кафедр; незначительное число специальных методических пособий по методологии и технике научных исследований в области соответствующих наук;

4) в кадровом плане: недостаток кадров высшей квалификации (докторов наук, профессоров) в технических вузах исследуемого региона; разрыв кадрового потенциала вузов вследствие старения научных кадров и их ухода из сферы образования;

5) в материальном плане: не отвечающая реалиям времени материальная база для научных исследований; слабая финансовая поддержка молодых ученых в процессе выполнения ими исследовательских работ; низкий уровень заработной платы преподавателей.

Решение вышеназванных проблем в значительной мере определяет долгосрочный практический успех. Рассмотрим, как это происходило в процессе развития системы подготовки научно-педагогических кадров высшей технической школы Поволжья во второй половине XX — начале XXI в.

Что касается проблем организационного характера, то их решение осуществлялось разными способами. Так, в советский период концентрация ресурсов на обеспечение послевузовского профессионального образования достигалась исключительно в таких вузах, которые имели авторитетные научные школы (С. И. Марков, Е. Б. Виноградов и др.) [7, с. 71]. Среди них можно выделить Саратовский политехнический институт

(в настоящее время государственный технический университет) и Пензенский политехнический институт (в настоящее время государственный университет). Подобная политика на современном этапе приведет к возрождению научных школ со сложившимися традициями в плане подготовки научно-педагогических кадров технического профиля.

Отсутствие единого подхода к научно-исследовательской работе — еще одна проблема, требующая своевременного решения. Так, в период оптимального функционирования системы подготовки научно-педагогических кадров высшей технической школы в 1960— 1980-х гг. изыскания выполнялись в условиях совместного сотрудничества кафедр с предприятиями, в рамках исследований конкретной научной школы. Например, научная школа В. М. Шляндина (Пенза) занималась прикладными научными исследованиями в области информационно-измерительной техники. Все диссертации выполнялись по данной проблематике. Результаты исследований внедрялись в производство, ученые получали авторские свидетельства и патенты. Связь с производством давала экспериментальную базу и материальные средства для подготовки диссертаций [8]. Позитивный опыт отечественной системы послевузовского образования отмечает В. К. Криворученко [5, с. 16]. Убеждены, что на современном этапе этот опыт следует возродить и активно использовать на практике. Выполнение прикладных научных исследований вузами является значимым условием восстановления промышленности.

Актуальную проблему организационного плана на современном этапе представляет отсутствие эффективных условий для сохранения старых и создания новых научных школ. Настоящее исследование показало, что решение данной проблемы невозможно без взаимодействия вузовской науки и производства, а также без государственной поддержки научно-исследовательского сектора. Так, по данным В. Г. Пащенко, «современные объемы научных исследований в ПГУ

более чем в 40 раз меньше объемов научно-исследовательской работы конца 1980-х гг.» [10, с. 295].

Полагаем, что повысить качество подготовки научно-педагогических кадров поможет и применение современных технических средств. Использование новейших технических средств в подготовке научно-педагогических кадров передовыми учеными высшей технической школы Поволжья в 1960—1980-е гг. (В. М. Шляндиным, Э. С. Атрощенко, А. И. Андрющенко, В. В. Петровым и др.) обеспечивало высокую эффективность. Согласимся с мнением А. А. Кирсанова, что «наступает кибернетический период в развитии профессионального образования, применения новейших средств обучения на базе информационных технологий и телекоммуникационной техники» [4, с. 13].

Еще одной позитивной традицией в подготовке научно-педагогических кадров для высшей технической школы в советский период было активное межвузовское и международное сотрудничество. Так, в период становления системы подготовки научно-педагогических кадров на базе Саратовского политехнического института был создан региональный поволжский научно-методический совет, который возглавил д. т. н. профессор А. И. Андрющенко. В него входили ведущие ученые вузов Саратова, Пензы, Казани, Самары, Ульяновска и др. [14, с. 88].

Согласно материалам Центрального государственного архива Республики Мордовия, ученые Мордовского государственного университета поддерживали тесные связи с коллегами из зарубежных вузов. Так, в 1978 г. доцент В. П. Селя-ев проходил 10-месячную стажировку в Чешском высшем техническом училище (Прага). Совместно с чешскими учеными им проводились исследования по проблеме «Долговечность строительных и полимерных армобетонов» [15].

Возврат к указанному взаимодействию в настоящее время позволит преодолеть национальную и региональную замкнутость системы подготовки препо-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

давателей и будет способствовать ее развитию. Кроме того, стремление к интеграции (в том числе к интенсивному обмену аспирантами, молодыми учеными между образовательными учреждениями практически всех стран мира) является одной из мировых тенденций в образовании [6, с. 4].

В содержании подготовки научно-педагогических кадров для высшей технической школы Поволжья также необходимы изменения. По мнению И. Ф. Исаева, будущий ученый-педагог должен обладать определенной профессионально-педагогической культурой, включающей общественно-педагогические, профессионально-групповые и индивидуально-личностные ценности [3, с. 77]. В этой связи содержание подготовки научнопедагогических кадров должно предусматривать не только научно-предметную и социально-гуманитарную, но и психолого-педагогическую ее составляющую. Заметим, что проблема недостаточной психолого-педагогической подготовки преподавателей актуальна не только для нашей страны.

Как показывает настоящее исследование, указанная проблема являлась значимой в Поволжье на протяжении всего советского и в постсоветский период. Руководство технических вузов на этапе оптимального функционирования системы подготовки научно-педагогических кадров высшей технической школы региона (1970—1980-е гг.) пыталось ее решить посредством организации университетов педагогического мастерства и педагогических знаний [8]. В настоящее время во многих технических вузах страны (Москвы, Казани, Красноярска и др.) организована система подготовки преподавателей с целью получения государственного сертификата по направлению «Преподаватель высшей школы».

За рубежом, в частности в Германии и Великобритании, проблема психологопедагогической подготовки и переподготовки на протяжении ряда последних десятилетий решается посредством центров дидактики высшей школы. Это сеть специальных подразделений в структу-

рах университетов, занимающихся подготовкой и повышением квалификации в данной области. Их целью является профессионализация преподавания для улучшения качества обучения в вузе [11].

Изменения необходимы и в структуре специальных знаний. Считаем, что использование технологии внутрипред-метных и межпредметных связей, знаний одной дисциплины в сфере других повысит эффективность усвоения материала, будет способствовать развитию творческого мышления. Например, в период становления системы подготовки научно-педагогических кадров высшей технической школы Поволжья (политехнические институты Пензы и Саратова и др.) к знаниям будущих ученых по иностранному языку предъявлялись высокие требования. Знание иностранного языка давало возможность изучать зарубежную научно-техническую литературу, иметь представление о последних новинках науки и техники. В настоящее время данные позитивные традиции утеряны. Возрождение их сегодня было бы как нельзя более кстати, особенно в условиях создания единого образовательного пространства.

Выполнению диссертационного исследования на высоком теоретическом уровне способствует глубокое знание философии и методологии науки. В 1960—1980-е гг. преподавание диалектического и исторического материализма носило ярко выраженную идеологическую окраску. На современном этапе к изучению истории и философии науки нередко относятся формально. По нашему мнению, ужесточение требований к уровню знаний по данной дисциплине, упразднение формализма будут способствовать повышению качества диссертационных исследований, и прежде всего потому, что успех любого исследования во многом определяется методологией научного познания, т. е. знанием учения о принципах построения, формах и способах научно-исследовательской деятельности.

В информационном плане акцентируем внимание на необходимости постоян-

ного доступа будущих ученых-педагогов к новой актуальной информации о быстро изменяющейся ситуации в стране и мире. В этой связи представляется необходимым развивать интернетизацию технических вузов региона, содействовать перманентному оснащению библиотек новейшей специальной литературой и создавать благоприятные условия для эффективного использования данных ресурсов.

В методическом плане следует налаживать тесные контакты с передовыми вузами страны, тесное взаимодействие и обмен актуальными методическими и дидактическими материалами. Анализ научной литературы и архивных источников Поволжского региона (Казани, Пензы, Саранска, Саратова, Ульяновска) показал, что подобные задачи достаточно успешно решались в системе подготовки научно-педагогических кадров для высшей технической школы Поволжья в советский период, особенно в 1960—1980-е гг.

Решение проблем кадрового характера в хронологических рамках исследования осуществлялось несколькими путями. В частности, вузы Поволжья (Пензенский политехнический институт, Пензенский инженерно-строительный институт, Саратовский политехнический институт и др.) в 1940—1950-е гг. приглашали на работу по договору профессоров из ведущих технических вузов страны. Это обеспечивало осуществление подготовки молодых ученых на достаточно высоком уровне, способствовало обмену опытом работы, складыванию традиций в региональной высшей технической школе. Подобное сотрудничество будет полезным и эффективным в условиях Поволжья и в настоящее время.

Одной из ключевых проблем ныне является разрыв кадрового потенциала технических вузов Поволжья. Причина данной проблемы заключается, с одной стороны, в старении научных кадров, а с другой — в их уходе из образования в другие сферы. Сегодня в этих учреждениях работают представители старшего поколения и молодежь. В период кризи-

са 1990-х гг., как показывают данные Государственного архива Пензенской области, немалое число начинающих ученых оставили научно-исследовательскую работу и ушли в бизнес [1]. В результате в настоящее время отсутствует достаточное количество педагогов среднего возраста, которые могли бы готовить новое поколение исследователей. Разрушение научных школ обусловлено старением ведущих ученых и недостатком опытных педагогов среднего возраста. Решение указанной проблемы видится в усиленном внимании к ней как со стороны руководства технических вузов Поволжья, так и со стороны руководства региона. В этой связи можно рекомендовать использование позитивного опыта Пензы и Саратова в 1940-е гг., когда диссертационными исследованиями начинающих ученых руководили профессора из ведущих технических вузов Москвы и Ленинграда.

На наш взгляд, необходимо обратить внимание на уровень требований к будущим исследователям, поступающим в аспирантуру. Опыт системы подготовки научно-педагогических кадров для высшей технической школы Поволжья показывает, что ужесточение требований как к самим исследователям, так и к качеству выполняемых ими работ приводит к повышению результативности института аспирантуры.

В материальном плане следует отметить потребность в улучшении материально-технической обеспеченности процесса подготовки научно-педагогических кадров, в предоставлении ученым необходимого лабораторного оборудования для проведения научных исследований. На федеральном уровне данная проблема сегодня решается, в частности, за счет системы грантов. Как отметил В. В. Лаптев, «в настоящее время расширяется поддержка молодых ученых и научных школ через систему грантов федерального, отраслевого и вузовского уровней» [12, с. 29]. Так, на федеральном уровне существуют гранты Президента РФ, гранты государственной и региональной поддержки ведущих на-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

учных школ и др. Однако сам механизм этих грантов и участие в них молодых исследователей оставляют желать лучшего как в организационном плане (в том числе финансовом), так и в содержательном (прежде всего качественном).

В настоящее время в системе послевузовского профессионального образования существует противоречие между доходами аспирантов и затратами на обучение в аспирантуре и подготовку исследования. Согласно данным Л. Д. Есиной, в Саратовском государственном техническом университете в 1990-е гг. исследователи платили за приобретение уникальных приборов и ЭВМ, за публикацию научных статей и научные командировки в ведущие НИИ, библиотеки, на конференции и др. [2, с. 1]. Проблема была частично решена за счет создания в середине 1990-х гг. инновационного центра — технопарка «Волга-техника», куда вошли промышленные предприятия, университет, лаборатории и др.

В условиях Поволжья следует использовать позитивный опыт решения проблем материального характера, имеющийся в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова. Здесь введена система postdoc, позволяющая на три года закреплять молодых ученых на кафедрах и в лабораториях сразу после окончания аспирантуры. В результате вероятность того, что они останутся в науке, возрастает. Показательна также организация летних научных школ для аспирантов и докторантов. Эффективным является обеспечение молодых ученых жильем на условиях коммерческого найма (служебное жилье), когда квартиры на время работы в вузе предоставляются бесплатно с дальнейшей перспективой их приватизации [9].

Не секрет, что новое всегда рождается трудно. Проблемы, существующие в системе подготовки научно-педагогических кадров Поволжья в настоящее время, являлись актуальными на протяжении всего XX в. Их решению может способствовать использование богатого позитивного опыта, накопленного как в Поволжье, так в России и за рубежом, в

сфере послевузовского профессионального образования.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что главным ориентиром подготовки научно-педагогических кадров высшей технической школы в настоящее время должна стать совокупность научно-предметной, психолого-педагогиче-ской и социально-гуманитарной составляющих.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственный архив Пензенской области. Ф. Р-2417. Оп. 1. Д. 2897. Л. 79.

2. Есина, Л. Аспирантуре быть? / Л. Есина // За инженерные кадры (Саратов). — 1992. — № 3 (2248). — С. 1.

3. Исаев, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / И. Ф. Исаев. — М. : Академия, 2004. — 208 с.

4. Кирсанов, А. А. Интегративные основы профессионально-педагогической подготовки преподавателя высшей технической школы /

A. А. Кирсанов // Проблемы методологической, психолого-педагогической и информационно-технологической подготовки преподавателей высшей школы : материалы всерос. семинара рук. и проф.-преподават. состава ЦППКП и ФПКП (13—14 октября 2003 г.). — Казань, 2003. — С. 8—13.

5. Криворученко, В. К. Диссертации — важнейший элемент инновационности России /

B. К. Криворученко // Alma mater (Вестн. высш. шк.). — 2008. — № 7. — С. 14—20.

6. Крухмалева, О. В. Некоторые аспекты вхождения российского образования в мировое образовательное пространство / О. В. Крухмалева// Alma mater (Вестн. высш. шк.). — 2008. — № 11. —

C. 4—6.

7. Марков, С. И. Наука и подготовка научных кадров в вузе: проблемы развития / С. И. Марков, Е. Б. Виноградов, В. Р. Окороков, О. А. Смирнова. — СПб. : Книжный дом, 2001. — 229 с.

8. Моисеев, В. Б. Научно-педагогическая школа технического вуза как фактор развития инноваций в региональной системе профессионального образования / В. Б.Моисеев, В. В. Усманов, С. В. Сергеева и др. // Пед. образование и наука. — М., 2010. — № 8. — С. 43—49.

9. Научные и научно-педагогические кадры инновационной России : материалы заседания Межведомств. рабочей группы. — М. : Тверской ИнноЦентр, 2007. — 72 с.

10. Пащенко, В. Г. Пензенский государственный университет : очерки истории и соврем. жизни / В. Г. Пащенко. — Пенза : ПгУ, 2003. — 411 с.

11. Питерскова, Т. А. Понятия «профессиональная подготовка» и «повышение квалификации» в российской и немецкой системах послеву-

№ 4, 2011

зовского педагогического образования / Т. А. Пи-терскова, О. А. Юрмашева // Вестн. Костром. гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. Педагогика, психология, социальная работа, ювенология, социокинетика. — Кострома, 2009. — № 3. — С. 247—250.

12. Подготовка кадров высшей квалификации: аспирантура в современном университете / под ред. В. В. Лаптева. — СПб. : Книжный дом, 2005. — 320 с.

13. Романкова, Л. И. Научно-педагогические кадры высшей школы России. Современное состояние и потенциал развития / Л. И. Романкова. — М. : ИПР ВПО МАДИ (ГТУ), 2004. — 239 с.

14. Саратовский государственный технический университет (1930—2000). Исторический очерк //

под ред. Ю. В. Чеботаревского. — Саратов : СГТУ, 2000. — 224 с.

15. Центральный государственный архив Республики Мордовия. Ф. Р-2542. Оп. 2. Д. 1823. Л. 45.

16. Юрмашева, О. А. Понятие «научно-педагогические кадры»: системно-функциональный анализ / О. А. Юрмашева // Пед. образование и наука. — М., 2009. — № 8. — С. 47—50.

17. Юрмашева, О. А. Развитие системы подготовки преподавательских кадров в высшей технической школе г. Пензы во 2-й половине XX — начале XXI в. / О. А. Юрмашева, Т. А. Питерскова // Сиб. пед. журн. : науч. журн. — 2008. — №8. — С. 240—249.

Поступила 01.04.11.

ЭВОЛЮЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЭКОНОМИСТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ РОССИИ

И. А. Байгушева (Астраханский государственный университет)

Рассматривается эволюция математической подготовки экономистов в высшей школе России в контексте развития экономической научной мысли и отечественной экономики. Компетентностный подход и междисциплинарная интеграция предложены в качестве концептуальной основы модернизации математической подготовки будущих экономистов.

Ключевыге слова: математическая подготовка; ный подход; междисциплинарная интеграция.

Одна из приоритетных задач стратегического развития нашего общества — «повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина» [4]. Главная задача экономического образования сегодня — обеспечение гарантированного уровня подготовки экономистов, соответствующего требованиям современной мировой экономики и международным стандартам. Квалификационные характеристики и государственные образовательные стандарты отражают требования к подготовке экономистов, среди которых — фундаментальность, практическая профессиональная направленность, развитие системного мышления и способности к самообразованию. Эти требования призваны выработать главное качество квалифицированного специалиста — умение грамотно и ответственно решать профессиональные зада-

высшее экономическое образование; компетентност-

чи. Только обладая этим качеством, экономист может быть центральной фигурой экономического развития страны.

В сложившихся условиях все значительнее становится роль математической подготовки, которая выполняет функцию методологической основы, общенаучного языка, стержневой составляющей большинства дисциплин высшего профессионального экономического образования. Это объясняется широким применением математики в современной экономической науке. «Развитие экономики сейчас уже нельзя мыслить без систематического использования современных средств математики и, что еще важнее, без тех особенностей мышления, которые развивает математика», — отмечал акад. Б. В. Гнеденко [2, с. 7]. В XX столетии математические методы моделирования стали самым эффективным инструментом исследования в экономической науке. С их использованием связаны практически все научные

© Байгушева И. А., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.