Научная статья на тему 'Развитие системы подготовки преподавательских кадров в высшей технической школе г. Пензы во второй половине XX - начале xxi веков'

Развитие системы подготовки преподавательских кадров в высшей технической школе г. Пензы во второй половине XX - начале xxi веков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юрмашева Ольга Анатольевна, Питерскова Татьяна Анатольевна

В статье рассматриваются вопросы периодизации системы подготовки научно-педагогических кадров в России в XX начале XXI вв. Авторы проанализировали различные подходы к периодизации указанного явления и уточнили их с учетом специфики г. Пензы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юрмашева Ольга Анатольевна, Питерскова Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие системы подготовки преподавательских кадров в высшей технической школе г. Пензы во второй половине XX - начале xxi веков»

15. Памятная книжка (вторая) Восточно-Сибирского учебного округа. Составлена по сведениям к 1 января 1881 года и дополнена по данным по 1 октября 1881 года. - Иркутск : Тип. штаба Вост. Сиб. воен. округа, 1881. —349 с.

16. Памятная книжка Иркутской губернии на 1912 год / Изд. Иркут. Губ. Стат. ком. - Иркутск : Губ, тип., 1912. - С. 263-266

17. Памятная книжка управления гражданскими учебными заведениями Восточной Сибири на 1899—1900 учебный год. - Иркутск ; Тип. П. И. Макушина, 1900. -438 с.

18. Россия. Министерство народного просвещения. Памятная книжка Министерства народного просвещения на 1865 год / Россия, М-во народного просвещения. - СПб. : Тип. В. А. Рогальского и К, 1865. — 584 с.

19. Россия. Министерство народного просвещения. Сборник распоряжений по Министерству народного просвещения. Сборник распоряжений по Министерству народного просвещения / Россия. М-во народного просвещения. — СПб. : Тин. «Север», 1907. — Т. 16, ч. 1. - 680 с.

20. Русская женщина на государственной и общественной службе : сборник постановлений и распоряжений / сост. А. Полянский. - М. : Тип. Т-ва И. Н. Кушнарев и К, 1901. — 499 с.

21. Справочник по городу Иркутску и Иркутской губернии на 1915 год / Изд. В. Ф, Хардина, И. И. Серебренникова. — Иркутск : Тин. И. П. Казанцева, 1915.-132 с.

22. Серебренников, И. Начальные шхсолы в городах Восточной Сибири / И. Серебренников. - Иркутск : Тип. И. И. Казанцева, [Б.г.]. - 27 с.

23. Соломатин, П. Как живет и работает народный учитель. Личные впечатления / П. Соломатин. - СПб. : Тип. «Печатный труд», [1913 ?]. - 204 с.

24. Устюгов, П. П. В Шири некой учительской санатории (наброски) / П. П. Устю-гов // Сибирская школа. - 1916. - №7,- С. 90-95.

25. Щеблякова, Е. Н. Учительство Иркутской губернии второй половины ХТХ в. / Е. Н. Щеблякова // Теория и практика гуманизации педагогического процесса: материалы пед. чтений. — Иркутск, 2003, — С. 46-50.

УДК 378. 96-1

О. А. Юрмашева, Т. А. Питерскова

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИХ КАДРОВ В ВЫСШЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ Г. ПЕНЗЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКОВ

На протяжении многих веков наука играет особую роль в жизни общества. Следует отметить, что как любой общественный институт, наука перманентно находится в состоянии развития.

Согласно мнению известного отечественного ученого В. В. Лаптева, суть изменений, происходящих в современной науке, может быть определена как переход от стратегии преимущественно дисциплинарного, предметно-фундаменталистского развития научного познания к проблемно-ориентированным формам научно-исследовательской деятельности, когда новые области знаний развиваются в связи с выдвижением определенной крупной теоретической или практической проблемы [1, с. 13].

Заметим, что наряду с изменениями в отечественной науке постоянно происходит трансформация системы подготовки научно-педагогических кадров. Кроме того, становление и развитие системы подготовки преподавательских кадров в целом в стране и в регионах отличается,

В настоящей статье считаем необходимым подробнее остановиться на изучении эволюции системы подготовки научно-педагогических кадров в городе Пензе во II пол. XX - нач. XXI вв.

Как известно, любое историко-педагогическое явление рассматривается исследователями в процессе его развития. В ходе исследования проблемы подготовки научно-педагогических кадров в Пензе в XX - начале XXI вв. нам представляется важным обратиться к вопросу о периодизации указанного явления. Согласно определению, данному в словаре русского языка С, И. Ожегова, «периодизация - это деление на периоды, а период - промежуток времени, в течение которого что-либо происходит (начинается, развивается и заканчивается)» [2, с, 513].

В научной литературе представлены различные подходы к периодизации подготовки научно-педагогических кадров в России в XX ■■ начале XXI вв. (А. Я. Синецкий, Г. У. Матушанский, О, В, Бушмина и др.). Выдвижение и разработка множества вариантов периодизации обусловлены разностью исходных положений, выдвигаемых для ее обоснования, а именно:

1. важнейшие события истории нашей страны (А. Я. Синецкий);

2. основные реформы высшей школы в XX в,, а также эволюция приоритетных направлений высшего образования (Г. У. Матушанский);

3. качественные изменения, происходящие в системе подготовки научно-педагогических кадров (О. В. Бушмина).

Кратко остановимся на каждой из названных выше периодизаций системы подготовки научно-педагогических кадров.

А. Я. Синецкий в книге «Профессорско-преподавательские кадры высшей школы СССР» предлагает периодизацию их подготовки, в основе которой лежат важнейшие события истории нашей страны:

1. подготовка научно-педагогических кадров в период революции;

2. профессорско-преподавательские кадры в постреволюционный период;

3. подготовка научно-педагогических кадров в период Великой Отечественной войны;

4. подготовка научно-педагогических кадров в послевоенный период [3].

Известный ученый Г. У. Матушанский выделяет несколько иные этапы становления и развития системы подготовки научно-педагогических кадров в России, в основе которых лежат основные реформы высшей школы в XX в., а также эволюция приоритетных направлений высшего образования:

1. 1918-1924 гг. - реформа по демократизации высшей школы (приоритетная социально-экономическая подготовка с пересмотром ее содержания);

2. 1925-1945 гг. - период отраслевого централизма высшей школы (приоритетная естественно-математическая или гуманитарная направленность университетского и отраслевая направленность неуниверситетского образования);

3. 1946-1991 гг. - период научно-технического прогресса (интеграция базового и специального образования);

4. 1991 г. по настоящее время - период рыночной экономики (переход от массового и репродуктивного к индивидуально ориентированному многоуровневому образованию) [4, с. 16].

0. В. Бушмина в своей диссертационной работе «Становление и развитие системы послевузовской подготовки научно-педагогических кадров в России» выделяет следующие этапы подготовки преподавательских кадров в России, в основу которых она положила качественные изменения, происходящие в системе послевузовского образования на протяжении XX - нач. XXI вв.:

1. 1918—1924 гг. - реорганизация системы послевузовской подготовки научно-педагогических кадров;

2. 1925-1945 гг, - формирование планомерной системы послевузовской подготовки научно-педагогических кадров;

3. 1946-1986 гг. - ускорение производства научно-педагогических кадров;

4. 1987-1991 гг. - повышение качества подготовки научно-педагогических кадров;

5. 1992 г. по настоящее время - модернизация системы послевузовского профессионального образования в условиях структурно-содержательной перестройки профессиональной школы [5, с, 232].

Осуществив анализ представленных периодизаций подготовки научнопедагогических кадров высшей школы России в XXв., мы пришли к выводу, что для выявления этапов развития системы подготовки преподавательских кадров г. Пензы наиболее приемлемым, на наги взгляд, является критерий, лежащий в основе периодизации О. В. Бушминой. Однако ее содержание считаем целесообразным уточнить. Заметим, что периодизация изучаемого явления на региональном уровне еще не рассматривалась. Считаем необходимым условно выделить следующие этапы:

1. 1943-1950 гг. - зарождение системы подготовки научно-педагогических кадров в Пензе;

2. 1951-1976 гг. - становление системы подготовки научно-педагогических кадров в Пензе;

3. 1976 - начало 1990-х гг. - развитие системы подготовки преподавательских кадров, ее переход на качественно новый уровень;

4. начало 1990-х гг. - кризис системы послевузовского профессионального образования в рассматриваемом регионе;

5. середина 1990-х гг. по настоящее время - модернизация системы подготовки научно-педагогических кадров.

В основу представленной периодизации положены качественные изменения, произошедшие в системе подготовки научно-педагогических кадров на региональном уровне. Остановимся подробнее на каждом из вышеназванных этапов развития системы подготовки научно-педагогических кадров в Пензе.

1. Зарождение системы подготовки научно-педагогических кадров в Пензе. Основанием для выделения этого этапа можно считать совместный приказ № 164/210 Всесоюзного комитета по делам высшей школы при Совете народных комиссаров СССР и Наркомата минометного вооружения о начале деятельности в Пензе Одесского индустриального института. В это время были заложены основы высшего образования в Пензе и предпосылки для возникновения и развития системы подготовки научно-педагогических кадров в регионе. До декабря 1951 г. подготовка преподавателей велась в других вузах страны.

В то время, как в Пензе система подготовки научно-педагогических кадров переживала этап своего становления, в целом в СССР происходил стабильный рост общего количества аспирантов в вузах. Данная динамика была характерна в период с 1945 г. до 1964 гг. Причем уместно заметить, что темпы роста численности аспирантов опережали темпы роста численности профессорско-преподавательского состава вузов [14, с. 111].

Отметим два существенных, на наш взгляд, фактора, которые обусловили процесс становления на периферии и развития в столичных и крупных промышленных городах института аспирантуры. Во-первых, его становление в 1925 г.; во-вторых — опыт научно-исследовательской работы дореволюционных профессорско-преподавательских кадров.

2. Становление системы подготовки научно-педагогических кадров в Пензе. Организация в декабре 1951 г. в Пензенском Индустриальном Институте (ППИ) аспирантуры положила начало новому периоду в развитии региональной системы подготовки профессорско-преподавательских кадров [7, Л. 92]. Основанием для выделения этого этапа является приказ о создании собственной аспирантуры. Выделенный нами этап можно подразделить на

два иодэтапа в соответствии с изменением качества подго товки преподавательских кадров:

- 1951 - середина 1960-х гг. - создание региональной системы подготовки научно-педагогических кадров в ППИ. Однако на этом подэтапе она была малоэффективной. Согласно материалам Государственного архива Пензенской области (ГАПО), в плане научной работы в 1959 г. предполагалась активная деятельность по написанию и защите кандидатских диссертаций, однако закончена была только одна, и только над одиннадцатью велась активная работа [8, Л. 54]. Кроме того, регулярно не выполнялся план приема молодых преподавателей в аспирантуру. Согласно фондам ГАПО, с 1960 по 1963 гг. в аспирантуру должно было быть принято 44 человека, а приняли всего 26 [9, Л. 22]. Однако, как было отмечено выше, в целом по стране наблюдался рост численности аспирантов. Кроме того, в 50-е гг. расширилась нормативно-правовая база, регламентирующая подготовку научно-педагогических кадров, стали регулярно публиковаться Правила приема и порядок зачисления, утвержденные приказами Министерства высшего образования СССР [14, с. 37]. Следует заметить, что к концу 1950-х гг. защита кандидатской диссертации исчезла из индивидуального плана подготовки аспирантов, менее жесткие требования стали предъявляться в отношении аттестации аспирантов. Снижение уровня требований к аспирантам привело к появлению удостоверения об окончании аспирантуры [14, с. 38]. Следовательно, после окончания аспирантуры значительное количество молодых людей не защищали диссертации. В Пензе институт аспирантуры находился на стадии становления, в связи с чем количество защитившихся аспирантов было во много раз меньше окончивших аспирантуру.

- II половина 1960-х - 1976 гг. - расширение подготовки кадров через собственную аспирантуру. К концу 60-х гг. в ППИ обучались 55 аспирантов по 11 специальностям. В целевой аспирантуре других вузов учились

20 выпускников ППИ [6, с. 120]. Подэтап характеризуется качественным и количественным ростом диссертационных исследований. Согласно данным исследователя В. Г. Пащенко, с 1943 по 1962 гг. работниками вуза были защищены 1 докторская и немногим более 80 кандидатских диссертаций, а на 60-е гг. приходится более 50 защит кандидатских диссертаций [6, С. 119].

3. Развитие системы подготовки преподавательских кадров, ее переход на качественно новый уровень. Критерием для выделения этого этапа послужило открытие в 1976 г. в Пензе специализированного совета по присуждению ученой степени кандидата наук [6, с. 127]. С этого момента кандидатские диссертации стали защищаться в ППИ, и подготовка преподавательских кадров перешла на новый уровень. По данным В. Г. Пащенко, в целевую аспирантуру в 70-80-е гг. было направлено 485 человек. 210 аспирантов окончили аспирантуру с защитой кандидатской диссертации в течение трех лет. Остальные защитили диссертации с опозданием на несколько

лет [6, с. 303]. Кроме того, в 1980-е гг. регулярно стали проходить защиты докторских диссертаций, преимущественно в столичных вузах; в начале 90-х гг. - в диссертационных советах при ППИ [6, с. 130]. В историко-педагогической литературе (П. П. Фролкин) отмечается тот факт, что в СССР в период с конца 1970-х гг. до конца 1980-х гг. произошло существенное сокращение общего количества аспирантов в вузах [13, с. 111]. Об этом ярко свидетельствуют следующие цифры. Так, начиная с 1985 г. их число постоянно снижалось: в 1985 - 1989 гг - на 1,6%, в 1989/90 г. - на 5,1%, в 1990/91 - на 6,1%, в 1991/92 г. - на 12%[13, с. 111,112].

4. С начала 1990-х гг. произошел кризис региональной системы послевузовского профессионального образования. События начала 90-х гг. способствовали изменениям в системе высшего и послевузовского образования. Длительное время существовавшая система плановой подготовки через аспирантуру с начала 1990-х гг. сменилась стихийным формированием контингента аспирантов. В результате большинство поступающих в аспирантуру не имело представления о том, где будет использоваться их высокий уровень квалификации, который они планируют получить, и будет ли он востребован обществом [13, с. 29]. Исследователь П. П. Фролкин считает основными кадровыми проблемами рассматриваемого этапа следующие:

- уход молодых преподавателей из образовательных учреждений (в среднем около 40% от общей численности по данным за 1992 - 1993 гг.) в более благополучные в материальном отношении сферы. Это привело к старению преподавательского состава высшей школы;

- резкое сокращение (1991 - 1993 it.) количества молодых специалистов, поступающих в аспирантуру и желающих посвятить себя преподавательской и научно-педагогической работе;

- значительное сокращение количества аспирантов, защищающих диссертации в срок (менее 20% от общей численности);

- «скрытая миграция» квалифицированных преподавателей, которые вынуждены были заниматься работами, не связанными ни с учебным процессом, ни с их научными интересами [13, с. 76, 77].

Эти изменения коснулись системы подготовки научно-педагогических кадров в Пензе. Согласно материалам ГАПО, в 1989/90 учебном году при поступлении в аспирантуру ППИ во вступительных испытаниях участвовало 24 человека, было зачислено 23 человека [10, Л. 19 об.]. В 1992 г. научные руководители ППИ подали заявку всего лишь на 15 мест [11, Л. 78]. Это обстоятельство показывает отсутствие конкурса при поступлении в аспирантуру и, как следствие, сравнительно невысокий уровень подготовленности вновь поступивших. О снижении качества приема аспирантов можно также судить по количеству молодых людей, имевших при поступлении сданные кандидатские экзамены. Если в 1988/89 учебном году среди поступающих было 42,8% полностью сдавших экзамены кандидатского минимума, то в

1989/90 учебном году их было всего 17,3% [10, Л. 19 об.]. Численность аспирантов в ППИ на 01.01.1990 г. составила 64 человека, 36 из них - очного обучения [10, Л. 19 об.]. Кроме того, в 1989 г. сотрудники ППИ защитили

21 кандидатскую диссертацию, в том числе 14 в порядке соискательства. Однако в аспирантуре ППИ в срок аспирантской подготовки не состоялось ни одной защиты [10, Л. 20].

5. Модернизация системы подготовки научно-педагогических кадров. Присоединение России к Болонской декларации, ин теграция в мировое образовательное пространство привели к изменениям в системе подготовки преподавательских кадров, в том числе высшей технической школы. Как отмечает В. В. Лаптев, изменение средств и методов научно-исследовательской деятельности в условиях информационного общества влечет за собой изменение технологической подготовки будущих ученых. Он пишет, что радикальное изменение доступа к научной информации привело к расширению возможностей прямых контактов ученых разных стран, а также к доступности разных источников информации практически каждому заинтересованному исследователю. Специфика современного знания, проявляющаяся в его недолговечности, а также возрастание роли интеграционных процессов в науке также оказывают непосредственное влияние на развитие системы подготовки научно-педагогических кадров в России в целом и в Пензе в частности [1, с. 13, 14].

Заметим, что проблемы, характерные для системы подготовки преподавательских кадров на предыдущем этапе, не теряют своей актуальности и в настоящее время. Среди них можно выделить несовершенство законодательной базы, снижение качества диссертационных исследований (Д. И. Фельдштейн), недостаточное финансирование системы подготовки кадров высшей квалификации и др.

Однако, несмотря на значительные трудности, в последние годы происходил рост количества мест, выделяемых в виде контрольных цифр приема в аспирантуру, и рост количества аспирантур. Число аспирантов возросло с 50296 в 1993 г. до 136242 в 2003 г., а численность организаций, имеющих аспирантуру, достигло 1441. Это обстоятельство связано с тем, что долгое время послевузовское образование проходило в научных центрах страны. В связи с сокращением финансирования вузов и, как следствие, сложной ситуацией с воспроизводством научно-педагогических кадров, переферий-ные вузы стали открывать аспирантуры [14, с. 27, 28]. К примеру, в Пензе в 1995 г. функционировало 4 специализированных Ученых совета с правом приема к защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук [12, Л. 16 об.].

Следует заметить, что к настоящему моменту проблема подготовки научно-педагогических кадров, в том числе высшей технической школы, не потеряла своей актуальности. Основной целью проекта Федеральной целе-

вой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», разработанной на 2008-2012 гг. является «обеспечение структурных преобразований государственного сектора науки и высшего образования в течение переходного периода современными научными и научно-педагогическими кадрами за счет реализации мер по привлечению молодежи в сферу науки, образования, высоких технологий и закрепления ее в этой сфере» [15, с. 36].

В настоящее время существуют различные меры поддержки молодых ученых, студентов и школьников, реализуемые на федеральном и региональном уровнях: гранты Президента Российской Федерации на конкурсной основе молодым кандидатам наук и докторам наук; поддержка талантливой молодежи (в возрасте от 14 до 25 лет) в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и др. [15, с. 40]. К примеру, в 2006 г. молодые ученые России получили 9616 грантов на сумму 751,6 миллионов рублей [15, с. 15].

Течение научно-технического прогресса, появление новых направлений подготовки инженеров-специалистов требует обновления действующих программ подготовки научно-педагогических кадров высшей технической школы. Решением вышеперечисленных проблем занимаются ученые и педагоги не только центральных технических вузов, но и образовательных учреждений, находящихся на периферии. Кафедра педагогики и психологии высшей школы Пензенской государственной технологической академии занялась вопросами психолого-педагогической подготовки будущих преподавателей технических вузов. Наряду с историей и философией науки, иностранным языком и циклом специальных дисциплин, в учебный план подготовки аспирантов включены такие дисциплины, как психология личности, психология и педагогика высшей школы, педагогические технологии в образовательном процессе, педагогическая герменевтика, нормативно-правовое обеспечение образования.

Проанализировав архивные документы, справ очно-энциклопедическую и научно-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что для повышения эффективности подготовки научно-педагогических кадров высшей технической школы города Пензы необходимо осуществлять следующие мероприятия:

1. усовершенствование существующей нормативно-правовой базы, регулирующей и регламентирующей процесс подготовки научно-педагогических кадров;

2. преодоление региональной замкнутости отделов аспирантур;

3. ужесточение требований к подготовке диссертационных исследований на региональном уровне;

4. повышение требований к лицам, поступающим в аспирантуру;

5. обеспечение учебно-методическим сопровождением процесса подготовки научно-педагогических кадров;

6. включение психолого-педагогической составляющей в процесс подготовки научно-педагогических кадров высшей технической школы;

7. обеспечение ученых оборудованием, необходимым для проведения научных исследований;

8. организация летних научных школ для аспирантов и докторантов [15, с. 23];

9. осуществление финансирования системы подготовки кадров высшей квалификации на высоком уровне (обеспечение будущих ученых жильем, выплата достойной стипендии и заработной платы).

В заключение настоящей статьи считаем необходимым отметить, что уточнения, внесенные в содержание существующих периодизаций подготовки научно-педагогических кадров в России в соответствии с качественными изменениями, происходившими в ней на региональном уровне, соответствуют специфике развития изучаемого явления в Пензе и объективно отражают реалии действительности, характерные для периода XX - начала XXI вв.

Библиографический список

1. Лаптев, В. В. Тенденции развития системы подготовки кадров высшей квалификации на современном этапе развития науки и образования / В. В. Лаптев // Аспирантура: проблемы развития. - СПб.: Книжный дом, 2004. - 152 с.

2. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 1997. - 944 с.

3. Синецкий, А. Я. Профессорско-преподавательские кадры высшей школы СССР / А. Я. Синецкий. - М.: Советская наука, 1950. - 236 с.

4. Матушанский, Г. У. Непрерывное образование научно-педагогических кадров высшей школы. Курс лекций, / Г. У. Матушанский. - Казань: Новое знание, 2000. - 72 с.

5. Бушмина, О. В. Становление и развитие системы послевузовской подготовки научно-педагогических кадров в России. Дисс..,. канд. пед. наук / О. В. Бушмина. - Казань, 2005. - 258 с.

6. Пащенко, В. Г. Пензенский государственный университет. Очерки истории и современной жизни / В. Г. Пащенко. - Пенза: ПГУ, 2003. - 411 с.

7. ГАПО. Ф. Р-2417. Пензенский Государственный Университет. Он. 1. Д. 272. Отчет о деятельности института за 1951 - 1952 уч. год.

8. ГЛПО. Ф. Р-2417. Оп. 1. Д. 797, Протоколы заседаний Совета института за 1960 г,

9. ГАПО. Ф. Р-2417. Оп. 1. Д. 883. Справка об изучении и обобщении опыта работы института. 1963 г.

10. ГАПО. Ф. Р-2417. Оп. 1. Д. 2824. Протоколы заседаний Ученого совета института и материалы к ним за 1990 г.

11. ГАПО. Ф. Р-2417. Оп. 1. Д. 2897. Протоколы заседаний Ректората института и документы к ним за 1991—1992 уч. год.

12. ГАПО. Ф. Р-2417. Оп. 1. Д. 3165. Протоколы заседаний Ученого совета университета и документы к ним за 1994-1995 уч. год.

13. Фролкин, П. П. Развитие вузовской науки и кадрового потенциала высшей школы (середина 80-х - 90-е гг.) / П. П. Фролкин. - Саратов, СГСЭУ, 2000. - 220 с.

14. Подготовка кадров высшей квалификации: аспирантура в современном университете / Под. ред. В. В. Лаптева. — СПб, Книжный дом, 2005. — 320 с.

15. Научные и научно-педагогические кадры инновационной России. Матери-

алы заседания Межведомственной рабочей группы. - М.: Тверской ИнноЦентр, 2007. -12 о. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.