Научная статья на тему 'Основные типы образовательных учреждений в губерниях Поволжья в 20-х годах хх века: сравнительный анализ'

Основные типы образовательных учреждений в губерниях Поволжья в 20-х годах хх века: сравнительный анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТ / ГУБЕРНИЯ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВОЛЖЬЕ / ТЕХНИКУМ / SPECIALIST / PROVINCE / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / VOLGA REGION / SECONDARY TECHNICAL SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вельдина Юлия Васильевна

В статье рассматриваются основные типы образовательных учреждений среднего профессионального образования в Поволжье, анализируется и сравнивается процесс подготовки специалистов в этих учреждениях. Автор также затрагивает проблемы развития существующей сети образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вельдина Юлия Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные типы образовательных учреждений в губерниях Поволжья в 20-х годах хх века: сравнительный анализ»

ниегп

issn 2304-120X Вельдина Ю. В. Основные типы образовательных учреждений в губерниях Поволжья в 20-х годах ХХ века: сравнительный анализ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V12. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186121.htm.

научно-методический электронный журнал

ART 186121 УДК 37.012.2

Вельдина Юлия Васильевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет», г. Пенза gusarovauvg@yandex.ru

Основные типы образовательных учреждений в губерниях Поволжья в 20-х годах ХХ века: сравнительный анализ

Аннотация. В статье рассматриваются основные типы образовательных учреждений среднего профессионального образования в Поволжье, анализируется и сравнивается процесс подготовки специалистов в этих учреждениях. Автор также затрагивает проблемы развития существующей сети образовательных учреждений. Ключевые слова: среднее профессиональное образование, Поволжье, губерния, специалист, техникум.

Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.

На протяжении длительной истории типологизация образовательных учреждений среднего профессионального образования как в России в целом, так и в ее регионах (высшее, среднее или начальное) не всегда была отчетливой, а причисление тех или иных типов учебных заведений к определенному уровню не показывало существующих в настоящее время представлений о них.

В связи с этим, применяя понятие «начальное профессиональное образование», исследователи (Н. В. Вихирев, З. Л. Мордухович, Ю. Е. Золотарёв, Е. Н. Медынский, М. Ф. Пузанов, Л. Н. Веселов, В. Н. Некрасов и др.) достаточно часто рассматривали смешанный пласт и начального, и среднего профессионального образования. Историческая неоднородность и совмещенность уровней профессионального образования выступала в качестве особенной характеристики развития начального и среднего профессионального образования в 20-х гг. ХХ в. [1]

Поэтому не представляется возможным рассматривать процесс развития среднего профессионального образования вне контекстного анализа становления начального профессионального образования. В связи с этим рассмотрение типов образовательных учреждений будет проведено на смешанном пласте вышеназванных уровней образования в поволжских губерниях.

Согласно данным Государственного архива Пензенской области, в рассматриваемый период все существовавшие до этого времени училища становились техникумами. Было созданы новые типы образовательных учреждений [2]:

1. Техникумы вместо существовавших до этого училищ.

2. Ремесленные училища из учреждений технического профиля.

3. Для быстрого получения рабочий специальности были образованы школы фабрично-заводского ученичества (далее - ФЗУ).

В Ульяновской губернии реформирование среднего профессионального образования было проведено следующим образом:

- Вместо существовавших до этого ремесленных училищ были созданы профессиональные училища по подготовке мастеров-техников.

- Реорганизация низших ремесленных школ в профессиональные школы по подготовке квалифицированных рабочих.

- Преобразование ремесленных отделений уездов губернии в школы ФЗУ.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Вельдина Ю. В. Основные типы образовательных учреждений в губерниях Поволжья в 20-х годах ХХ века: сравнительный анализ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V12. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186121.htm.

Рассмотрим подробнее вышеперечисленные типы новых учреждений среднего профессионального образования.

Основным учреждением среднего профессионального образования в рассматриваемый период стали техникумы, которые только в начале своего появления имели существенные различия с существующими сегодня.

В то время техникумы считались специальными учебными заведениями, имевшими целью сообщить специальные технические знания в определенной области лицам, прошедшим не менее двух лет обучение в школе второй ступени или получившим соответствующую подготовку, а также рабочим и лицам, занятым на фабриках, заводах и других предприятиях [3].

Техникумы подразделялись на дневные и вечерние.

Курс обучения в дневном техникуме составлял четыре года и подразделялся на два цикла или концентра. При этом следует отметить, что продолжительность 1-го цикла (концентра) составляла два или два с половиной года, 2-го цикла - один год. Первый курс был общеобразовательным. На втором курсе, продолжительность которого составляла один год, готовили квалифицированных рабочих, и на третьем году осуществлялась подготовка техников (два года).

Система подготовки специалистов в вечерних техникумах осуществлялась несколько иначе. Курс обучения в вечерних техникумах составлял шесть лет, причем на первом курсе обучали технической грамотности (один год), на втором и третьем курсах готовили мастеров-техников (два года) и на четвертом курсе осуществлялась подготовка инженеров-практиков по узкой специальности (два года) [4].

Учебные планы техникумов включали: производственно-технологические учебные предметы и занятия, общеобразовательные и общетехнические учебные предметы и физическое воспитание. На производственное обучение и технологические учебные предметы отводилось до 80,2% всех учебных часов [5].

Однако имелись существенные различия в применении основных методов обучения. Так, например, для изучения цикла общеобразовательных предметов использовались такие методы, как лекционный, лабораторный, смешанный, собеседование и доклады учащихся с прениями по ним, для цикла естественно-математических предметов - в основном лабораторные занятия и практические упражнения, для цикла политико-экономических предметов - лабораторно-исследовательский метод, сопровождавшийся чтением рефератов и экскурсиями, и для цикла специальных дисциплин - метод комплекса, практические и лабораторные занятия [6].

Главное место в учебных занятиях техникумов занимало производственное обучение в учебных мастерских, которое сочеталось с практикой непосредственно на производстве.

Обучение в техникумах в рассматриваемый период было бесплатным.

Обучение в техникумах в зависимости от вида (дневной или вечерний) варьировалось. В дневных техникумах обучение начиналось с 1 сентября и продолжалось до первой половины мая. С 15 мая по 15 августа у учащихся была производственная практика по специальности, которая проходила на предприятиях, заводах или фабриках. В вечерних техникумах занятия велись круглый год [7].

Достаточно часто в техникумах организовывались подготовительные отделения для тех, у кого не было достаточной подготовки для поступления в учебное заведение. На данном отделении учащиеся изучали общеобразовательные предметы, необходимые им для поступления в техникумы. В зависимости от возраста поступающих подготовительные отделения организовывали младшие группы, куда входили учащиеся, которые закончили только пять классов первой ступени Единой трудовой школы, и

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Вельдина Ю. В. Основные типы образовательных учреждений в губерниях Поволжья в 20-х годах ХХ века: сравнительный анализ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V12. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186121.htm.

старшие группы, в которых возраст учащихся был не старше 18 лет. В некоторых техникумах организовывались также кратковременные и эпизодические курсы [8].

Возраст учащихся должен был быть не моложе 15 лет, причем поступающие должны успешно окончить не менее двух лет обучения в школе второй ступени или получить в ней соответствующую подготовку по той или иной специальности. Кроме того, в техникум могли поступать лица, окончившие полный курс школы второй ступени, которые принимались сразу на второй специальный курс.

Помимо техникумов стали создаваться школы ФЗУ, которые давали профессиональные знания и умения, осуществляли общеобразовательную подготовку специалистов и готовили культурных, технически грамотных квалифицированных рабочих для производства. В начале своего существования у школ ФЗУ учебные планы и программы были примерными. Впоследствии на их основе на местах разрабатывались планы и программы, учитывающие местные условия. Комплектовались такие школы учащимися, имеющими крайне низкий общеобразовательный уровень. Учебный план ФЗУ со сроком обучения четыре года, который условно можно разделить на несколько этапов [9]:

1. Обучение в подготовительной мастерской. Каждый обучающийся получал индивидуальное задание. Особое внимание уделялось усвоению основных приемов изучаемой специальности и аккуратности выполненной работы.

2. Двухгодичное обучение на производстве. Цель данного периода обучения -подготовка квалифицированного специалиста, воспитанного в трудовой атмосфере заводского или фабричного цеха.

3. Обучение в образцовой показательной мастерской, цель которого заключалась в усовершенствовании производственных умений и навыков у обучающихся.

Учебный план ФЗУ состоял, как правило, из 19 учебных предметов: восемь общеобразовательных и 11 общетехнических и специальных. Из общеобразовательных предметов особую роль отводили математике и черчению, затем общей теории - технике и заводской экономии. Немаловажное значение придавали также теории работы. Учащиеся школ ФЗУ, обучавшиеся, например, профессии слесаря, изучали работу металлорежущих станков, кузнечное и литейное дело. Объем подготовки по смежным рабочим профессиям был довольно значительным [10].

К концу 20-х гг. в губерниях сложились школы ФзУ с различными сроками обучения: два года - для подготовки рабочих 3-4-го разрядов, два с половиной и три года -для подготовки рабочих-универсалов 5-6-го разрядов, три и четыре года - для подготовки высококвалифицированных рабочих, наладчиков и контролеров [11].

Кроме того, большое значение уделялось дифференцированной подготовке рабочих кадров в различных формах и с различными сроками обучения. Такое разделение было обусловлено, с одной стороны, внедрением средств механизации и расчленением технологических процессов на отдельные операции, с другой стороны. В первом случае требовались рабочие высокой квалификации, во втором - «операцион-ники». Потребность в рабочих узкого профиля и снижение в связи с этим требований к подготовке рабочих привели к необходимости сокращения сроков обучения в школах ФЗУ. В учебных планах школ ФЗУ были оставлены лишь три предмета: чтение чертежей, специальная технология и специальное материаловедение, на которые при годичном сроке обучения отводилось 450 часов, а на производственное обучение -1400 часов. Таким образом, учебный план состоял всего лишь из 1850 часов. При сроке обучения шесть месяцев на теоретическое обучение по тем же предметам предусматривалось 280 часов, на производственное обучение - 750, всего - 1030. Обучение по сокращенным планам привело к тому, что специалисты, окончившие та-

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Вельдина Ю. В. Основные типы образовательных учреждений в губерниях Поволжья в 20-х годах ХХ века: сравнительный анализ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V12. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186121.htm.

кие школы ФЗУ, вынуждены были доучиваться у передовиков производства путем стажировки у них в течение трех месяцев. К тому же в школах ФЗУ нередко осуществляли подготовку кадров по таким профессиям, в которых предприятия не испытывали острой нужды [10].

К 20-м гг. школы ФЗУ открывались при крупных предприятиях для подготовки квалифицированных рабочих из числа молодежи 14-18 лет с начальным образованием. Они проходили 3-4-годичный срок обучения. Если обучение в школе ФЗУ проходило на базе 7-летней школы, срок обучения снижался до 1,5-2 лет. Все школы ФЗУ, созданные при фабриках или заводах, имели ведомственную принадлежность, что затрудняло централизованное руководство подготовкой рабочих кадров технического профиля, а также разработку единых учебных программ.

Существовавшие наряду с рассмотренными выше типы учебных заведений (ремесленные и профессиональные училища) постепенно теряли свою значимость и сосредоточивали свое обучение на сельскохозяйственных специальностях.

Далее обратимся к подробному рассмотрению сети учебных заведений среднего профессионального образования в губерниях Поволжья, созданных и функционировавших в 20-х гг. ХХ в.

Согласно данным Государственного архива Пензенской области, в Пензенской губернии в 20-е гг. были созданы следующие типы учебных заведений:

1. 1926 -1927 гг. - две школы сельхозуча, школы ФЗУ по текстильной промышленности, по деревообрабатывающему производству, по стекольному производству, по спичечной промышленности, по полиграфическому производству, курсы трактористов, Нижнеломовский педтехникум, кооперативный техникум, Краснослободский педтехникум, семь курсов по переподготовке рабочих.

2. 1928-1929 гг. - две школы сельхозуча, школа ФЗУ по текстильному производству, Городищенская кустарно-ремесленная школа.

3. 1928-1929 гг. - Саранская кустарно-ремесленная школа, Торбеевская сельскохозяйственная школа.

4. 1929-1930 гг. - Беднодемьяновская кустарно-ремесленная школа, Темников-ская лесная школа [12].

Приведенный выше список вновь созданных или реорганизованных учебных заведений позволяет сделать вывод о том, что новая сеть учреждений направлена на подъем сельскохозяйственного и промышленного сектора Пензенской губернии.

По данным Государственного архива Ульяновской области, в Ульяновской губернии произошел так называемый этап совершенствования сети учреждений среднего профессионального образования. Поэтому в рассматриваемый период были образованы:

1. Семь техникумов: Сызранский педагогический техникум, 1-й Симбирский педагогический техникум, Строительный техникум, Средне-Волжский сельскохозяйственный техникум, промышленно-экономический техникум, 2-й Симбирский педагогический техникум, Симбирский русский педагогический техникум [13].

2. Шесть профессиональных школ: Ульяновская сельскохозяйственная школа специальных отраслей, Карсунская профшкола квалифицированных рабочих, Ульяновская профшкола мастеров-техников, Промзинская сельскохозяйственная школа, Мачкасская профшкола квалифицированных рабочих, Ульяновская профшкола квалифицированных рабочих. Профессиональные школы осуществляли в первую очередь подготовку специалистов технического профиля [14].

3. 11 школ ФЗУ при фабриках (Гурьевская фабрика, Екатериновская фабрика, Измайловская фабрика и др.) [15].

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Вельдина Ю. В. Основные типы образовательных учреждений в губерниях Поволжья в 20-х годах ХХ века: сравнительный анализ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V12. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186121.htm.

Обращаем внимание, что большинство созданных учебных заведений имело педагогический профиль. Следовательно, можно сделать вывод о том, что в Ульяновской губернии существовал дефицит педагогических кадров и, как следствие, уровень подготовки специалистов был низким. Профессиональные школы и школы ФЗУ, на наш взгляд, не могли полностью утолить «кадровый голод» губернии.

Таким образом, в 20-х гг. ХХ в. техникум стал основным и наиболее оптимальным типом учреждений среднего профессионального образования. Он отвечал всем требованиям, предъявляемым к образовательным учреждениям того времени. Созданная в рассматриваемый период школа ФЗУ готовила «неплохих» специалистов технического профиля. Они, в свою очередь, составляли конкуренцию выпускникам других типов учреждений среднего профессионального образования на рынке труда. Но в конце 20-х гг. XX в. стал проявляться «экономизаторский» подход в обучении при школах ФЗУ. В результате этого снизилась общеобразовательная подготовка рабочих технического профиля, подготовленных при школах ФЗУ, и наметилась установка на выпуск специалистов узкокооперативного труда, в результате чего были снижены сроки обучения до 6-12 месяцев.

Ссылки на источники

1. Данилова З. Г. Профессионализация и ресоциализация детей-сирот в системе начального и среднего профессионального профобразования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2009. - 49 с.

2. Об утверждении типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении): Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 14 октября 1994 г. № 1168.

3. Государственный архив Пензенской области: Ф. р. 253. - Оп. 1. - Д. 174. - Л. 3.

4. Государственный архив Пензенской области: Ф. р. 253. - Оп. 1. - Д. 174. - Л. 3 об.

5. История педагогики и образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / под ред. З. И. Васильевой. - 4-е изд., испр. - М.: Изд. центр «Академия», 2008. - С. 372.

6. Государственный архив Пензенской области: Ф. р. 253. - Оп. 1. - Д. 1232. - Л. 296.

7. Государственный архив Пензенской области: Ф. р. 253. - Оп. 1. - Д. 174. - Л. 4.

8. Государственный архив Пензенской области: Ф. р. 253. - Оп. 1. - Д. 370. - Л. 6.

9. Государственный архив Ульяновской области: Ф. 264. - Оп. 2. - Д. 107. - Л. 35.

10. Государственный архив Ульяновской области: Ф. 264. - Оп. 2. - Д. 143. - Л. 10.

11. Государственный архив Ульяновской области: Ф. 264. - Оп. 2. - Д. 142. - Л. 64.

12. Государственный архив Пензенской области: Ф. р. 253. - Оп. 1. - Д. 1429. - Л. 60.

13. Государственный архив Ульяновской области: Ф. р. 500. - Оп. 1. - Д. 105. - Л. 67.

14. Государственный архив Ульяновской области: Ф. р. 521. - Оп. 1. - Д. 28. - Л. 2.

15. Государственный архив Ульяновской области: Ф. р. 521. - Оп. 1. - Д. 120. - Л. 21.

Yuliya Veldina,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Foreign Languages Chair, Penza State Technological University, Penza gusarovauvg@yandex.ru

The main types of educational institutions in the Volga region's provinces in the 20th years of the century: the comparative analysis

Abstract. The article discusses the main types of educational institutions of secondary vocational education in the Volga region, analyzes and compares the process of training specialists in these institutions. The author also touches upon the problems of the development of the existing network of educational institutions. Key words: secondary vocational education, Volga region, province, specialist, secondary technical school. References

1. Danilova, Z. G. (2009). Professionalizaciya i resocializaciya detej-sirot v sisteme nachal'nogo i srednego professional'nogo profobrazovaniya: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk, Moscow, 49 p. (in Russian).

2. Ob utverzhdenii tipovogo polozheniya ob obrazovatel'nom uchrezhdenii srednego professional'nogo obrazovaniya (srednem special'nom uchebnom zavedenii): Postanovlenie Prezidiuma Verhovnogo So-veta RSFSR ot 14 oktyabrya 1994 g. № 1168 (in Russian).

3. Gosudarstvennyj arhiv Penzenskoj oblasti: F. r. 253. Op. 1. D. 174. L. 3 (in Russian).

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Вельдина Ю. В. Основные типы образовательных учреждений в губерниях Поволжья в 20-х годах ХХ века: сравнительный анализ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V12. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186121.htm.

4. Gosudarstvennyj arhiv Penzenskoj oblasti: F. r. 253. Op. 1. D. 174. L. 3 ob. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Vasil'eva, Z. I. (ed.) (2008). Istoriya pedagogiki i obrazovaniya: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zaved., 4-e izd., ispr., Izd. centr "Akademiya", Moscow, p. 372 (in Russian).

6. Gosudarstvennyj arhiv Penzenskoj oblasti: F. r. 253. Op. 1. D. 1232. L. 296 (in Russian).

7. Gosudarstvennyj arhiv Penzenskoj oblasti: F. r. 253. Op. 1. D. 174. L. 4 (in Russian).

8. Gosudarstvennyj arhiv Penzenskoj oblasti: F. r. 253. Op. 1. D. 370. L. 6 (in Russian).

9. Gosudarstvennyj arhiv Ul'yanovskoj oblasti: F. 264. Op. 2. D. 107. L. 35 (in Russian).

10. Gosudarstvennyj arhiv Ul'yanovskoj oblasti: F. 264. Op. 2. D. 143. L. 10 (in Russian).

11. Gosudarstvennyj arhiv Ul'yanovskoj oblasti: F. 264. Op. 2. D. 142. L. 64 (in Russian).

12. Gosudarstvennyj arhiv Penzenskoj oblasti: F. r. 253. Op. 1. D. 1429. L. 60 (in Russian).

13. Gosudarstvennyj arhiv Ul'yanovskoj oblasti: F. r. 500. Op. 1. D. 105. L. 67 (in Russian).

14. Gosudarstvennyj arhiv Ul'yanovskoj oblasti: F. r. 521. Op. 1. D. 28. L. 2 (in Russian).

15. Gosudarstvennyj arhiv Ul'yanovskoj oblasti: F. r. 521. Op.1. D. 120. L. 21 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 23.08.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 15.09.18

Принята к публикации Accepted for publication 15.09.18 Опубликована Published 15.12.18

www.e-koncept.ru

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Вельдина Ю. В., 2018

977230412018012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.