непрерывное профессиональное образование
Л.А. АНФИМОВА (Ростов-на-Дону)
предпосылки становления конкурентоспособного специалиста в современном высшем профессиональном образовании
Рассматриваются предпосылки становления конкурентоспособных специалистов в высшем профессиональном образовании. Чтобы соответствовать международным стандартам в этой сфере и являться конкурентоспособной, высшая школа должна внедрять в процесс обучения инновационные образовательные технологии.
Ключевые слова: конкурентоспособность, качество высшего образования, инновации.
Рыночная экономика нового типа, формирующаяся в России в последние десятилетия, и становление гражданского общества невозможны без эффективной политики в области высшего профессионального образования. должны быть созданы оптимальные условия для выполнения общественного заказа в области образования. особенно актуальной видится задача приобщения к мировому опыту в сфере высшего профессионального образования.
В становлении будущих специалистов возникают затруднения, связанные с профессиональным самоопределением. очень важно разрешить их именно в процессе подготовки, т.к. некоторые затруднения могут стать причиной серьезных образовательных проблем, а впоследствии будут препятствовать успешной профессиональной деятельности. одной из важных задач системы подготовки высококвалифицированных специалистов является повышение их профессиональной мобильности.
Потребность студентов в непрерывном профессионально-личностном развитии на основе рефлексии профессиональных интересов и личностных смыслов позволяет эффективно осуществлять перенос про-
фессиональных знаний, умений и навыков в практическую деятельность. На современном этапе развития общества необходимы специалисты, обладающие такими профессионально-личностными качествами, которые позволят осуществлять конкурентоспособную деятельность как преобразующую, направленную на создание инноваций.
Новые условия социокультурной действительности и экономического роста изменили социальный заказ на будущего специалиста. Глобализация образования и использование инновационных технологий привели к существенным изменениям профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых современному компетентному специалисту. Ведущими факторами в обеспечении профессионально-личностной компетентности являются основные составляющие потребностно-мотивационной сферы, такие, как позитивная Я-концепция, уровень развития рефлексии и самоанализа профессионально-личностной деятельности.
определение общей стратегии и приоритетных направлений подготовки будущих конкурентоспособных специалистов предполагает решение следующих ключевых вопросов:
1. Основные проблемы образовательного процесса в вузе.
2. Выявление основных компонентов готовности будущих специалистов к деятельности на рынке труда.
3. Определение способов психологопедагогической поддержки, необходимых для развития профессиональноличностного потенциала будущих специалистов.
4. Роль практической деятельности в профессионально-личностном становлении будущего специалиста.
5. Методические условия совершенствования образовательного процесса в вузе.
6. Повышение научно-исследовательского потенциала преподавателей вуза
© Анфимова Л.А., 2010
известия вгпу
(семинары-тренинги, экспериментальные программы, курсы по созданию электронных контентов, повышение квалификации в ходе стажировок в мировых образовательных центрах).
Глобализация образования - это объективный процесс. Современный выпускник должен соответствовать международным требованиям, предъявляемым к той или иной специальности, т.е. быть конкурентоспособным на рынке труда. Таким образом, возникает насущная необходимость обеспечения такого качества процесса обучения в вузе, которое обеспечит интеграцию российской высшей школы в мировую образовательную систему.
Вливаясь в мировую образовательную систему, российское высшее образование не должно потерять свойственные ему качественные параметры. Популярность высшего образования в современной России нельзя отрицать. Согласно последним отчетам, Россия занимает первое место среди 36 стран мира по количеству людей, получающих высшее образование (данный отчет включал разновозрастные группы - от 25 до 34 лет и от 55 до 64). Данные показатели являются весьма лестными, особенно если сравнивать с США (17-е место -возраст от 25 до 34 лет) и Великобританией (12-е место - возрастная группа от 25 до 34 лет) [5].
В докладе члена британского парламента дж. дэнхема высказываются опасения по поводу ухудшения ситуации с получением высшего образования в Британии (Там же). Таким образом, слепое копирование британской или американской систем образования может привести к необратимым последствиям и пагубному воздействию на высшую школу в России. По данным Американского совета по конкурентоспособности (US Council on Competitiveness), США занимают ведущие позиции в области инноваций [6]. Тем не менее многие исследователи подчеркивают, что США всегда зависели от «импортируемых» знаний.
Бесспорно, университеты являются центрами конкурентоспособности. Сегодня особо подчеркивается роль инноваций и высокоточных технологий в повышении конкурентоспособности. Но нельзя отрицать, что многие технологии являются продуктом международных групп разработчиков, т.е. инновации приобретают глобаль-
ный характер. Таким образом, конкурентоспособность напрямую связана с глобализацией образования.
Множество международных предприятий нуждается в мобильных выпускниках, способных работать в постоянно изменяющихся условиях, отвечающих международным требованиям к высшему образованию. Соответственно, чтобы быть успешными на международном уровне, университетам следует не только развивать партнерские связи по обмену студентами, но и создавать международные творческие коллективы.
Физические навыки становятся второстепенными, возрастает потребность в высокоточном, наукоемком знании. От сегодняшнего специалиста требуются умения работать в международном коллективе, т.к. благодаря глобализации бизнеса и созданию международных предприятий профессиональная деятельность в современном обществе в большей степени связана с международным сотрудничеством и коммуникацией. Построение социальноориентированной экономики в России требует рассмотрения профессиональной деятельности специалиста в контексте социокультурного, интеллектуального и нравственного потенциала личности, интегрированного на основе общей и профессиональной культуры [2, с. 3]. Итак, в условиях современной конкурентной среды высокий уровень профессиональной культуры является одним из наиболее действенных составляющих системы подготовки конкурентоспособных специалистов, а в будущем - успешной и эффективной профессиональной деятельности.
Высшие учебные заведения инновационного типа являются гарантом конкурентоспособности городов и регионов, привлекая не только крупный бизнес и производства, но и талантливую молодежь. Следовательно, экономическое и социальнокультурное развитие Южного федерального округа в целом и Ростова-на-Дону в частности обусловлено высокими показателями развития Южного федерального университета. Сегодня ЮФУ является региональным университетом федерального значения, средоточием учебной и научной деятельности региона.
Созданный в 2006 г. на базе Ростовского государственного университета, Ростовской государственной академии архитекту-
ры и искусства, Ростовского государственного педагогического университета и Таганрогского государственного радиотехнического университета, ЮФУ является одним из ведущих университетов России. В него входят девять НИИ, десять институтов и центров, а также девять ОКБ. Согласно одному из последних официальных рейтингов Федерального агентства по образованию, ЮФУ занимает четвертое место среди классических университетов России [4].
Из четырех региональных университетов был создан один федеральный, который, тем не менее, сохранил свои региональные функции, а именно: обеспечение необходимых условий для получения качественного высшего образования на территории ЮФО, отбор одаренной молодежи, привлечение финансовых ресурсов крупного бизнеса, ориентация на социальный заказ. ЮФУ обладает автономностью, позволяющей эффективно действовать в условиях новых рыночных отношений, характерными чертами которых являются стратегический менеджмент и маркетинг рынка труда. Широкий спектр образовательных услуг включает наукоемкие и высокоточные разработки, осуществляемые в Таганрогском технологическом институте ЮФУ (ТТИ), - бывший Таганрогский государственный радиотехнический университет, а также изначально конкурентоспособные специальности, как «Лингвистика и межкультурная коммуникация» (Педагогический институт ЮФУ). Среди всех вузов ЮФУ ТТИ является средоточием наукоемких технологий и отвечает за внедрение современных информационных ресурсов и контентов.
Многочисленные исследования показывают, что экономический рост того или иного региона находится в прямой зависимости от показателей развития высшей школы. Чем выше будут эти показатели, чем больше инноваций будет внедряться в процесс обучения, тем значительнее будут показатели экономического и социальнокультурного развития региона.
Существуют планы централизации деятельности ЮФУ. Планируется строительство единого здания университета, которое будет располагаться в Ростове-на-Дону. Вместе с тем возникает множество вопросов. Насколько успешна будет централизованная деятельность четырех по сути абсолютно разных ведущих вузов региона, не
превратится ли университет федерального значения в очередной городской университет, насколько успешно можно сосредоточить учебную и научную деятельность только в центральном городе региона?
Тем не менее вектор развития уже задан. Формирование ЮФУ, бесспорно, обусловливает предпосылки становления конкурентоспособного специалиста, имеет далеко идущие перспективы, предполагающие внедрение инноваций, направленных на выход ЮФУ на мировой образовательный рынок.
Ускоренное развитие и глобальная интеграция общественного производства, информатизация общества требуют соответствующих изменений в образовании. Так как требования к уровню и качеству образования меняются в соответствии с изменениями в общественной и экономической жизни, характер образовательного процесса должен быть инновационным [1].
Некоторые авторы выдвигают опасения, что новшества могут подорвать складывавшуюся десятилетиями систему образования. Инноваций в буквальном смысле не может быть много - любые новшества разрушают старое и привычное. При этом выдвигаются принципиально новые идеи, и под них выстраивается принципиально новая конструкция образования: цели, содержание, структуры, формы, предполагаемые результаты. Человек нелегко расстается с собственными идеями, но может освоить любое новое дело, если знает, ради чего [3]. Тем не менее, чтобы соответствовать международным стандартам, быть конкурентоспособной, высшая школа должна внедрять в процесс обучения инновационные образовательные технологии. Таким образом, одной из первых ступеней на пути повышения качества высшего образования и конкурентоспособности вуза является внедрение инноваций.
Вузы, из стен которых выходят конкурентоспособные выпускники, обладающие высоким уровнем профессиональноличностной компетентности, в процессе конкуренции с неэффективными вузами постепенно вытеснят их с образовательного рынка. Большую роль при этом играют информационные ресурсы, федеральные образовательные порталы, своевременно оповещающие абитуриентов о рейтингах вузов, предоставляющих качественное образование.
Изучение предпосылок становления конкурентоспособного специалиста предполагает создание его обобщенной модели независимо от специальности. Само понятие «конкурентоспособность» может составлять ядро основных принципов проектирования не только высшего профессионального образования, но и системы образования в целом. В настоящий момент в России созданы самые благоприятные предпосылки для подготовки конкурентоспособных специалистов в высших учебных заведениях. Итак, к обобщенным предпосылкам становления конкурентоспособных специалистов в современном высшем профессиональном образовании мы относим следующие предпосылки:
социально-культурные (культура профессиональной деятельности, потребность в высоком уровне общей культуры, культуры общения и мышления);
- экономические (новая экономическая модель России, направленность на реализацию отраслевого заказа, вхождение России в единое экономическое пространство);
- информационно-технологические (информатизация образования с помощью коммуникационных и информационных технологий, высокий уровень технологий в передовых отраслях, рассмотрение информатизации в качестве приоритетного направления развития, развитие дистанционных технологий обучения в виртуальном образовательном пространстве);
- интегральные (направленность на создание единого образовательного пространства, высокий уровень глобализации образования, подписание Россией Болонской декларации).
Литература
1. Буров В.Г., Иванцивская Н.Г. Модель управления инновационным процессом кафедр [Электронный ресурс]. URL : http://www.umj. ru/index.php/pub/inside/409.
2. Молоткова Н.В. Методология проектирования системы профессиональной подготовки специалиста сферы информационного бизнеса: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Тамбов, 2003.
3. Соложнин А. Об идеях и инновациях в образовании // Нар. образование. 2009. №1. С. 134 - 135.
4. ЮФУ. From Wikipedia, the free encyclopedia [Электронный ресурс]. URL : http:// ru.wikipedia.org/wiki.
5. Denham, J. US and UK competitiveness and the role of Universities [Электронный ресурс]. URL : http://www.cihe-uk.com/docs/0811 UK-US CompetitivenessDenham.pdf.
6. US Council on Competitiveness [Электронный ресурс]. URL : http://www.compete.org.
Preconditions of establishment of a competitive specialist in modern higher professional education
There are regarded preconditions of establishment of competitive specialists in modern higher professional education. To meet the international standards in this sphere and be competitive, higher school should introduce innovation educational techniques.
Key words: competitiveness, quality of higher education, innovations.
о.В. кердишева
(Астрахань)
готовность
к ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА
проФЕссиоНАльНого
ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Как основная цель профессионального образования показана подготовка квалифицированного специалиста, компетентного, ответственного, конкурентоспособного, свободно владеющего знаниями в своей профессиональной области, ориентирующегося в смежных сферах деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Ключевые слова: профессиональная мобильность, подготовка специалистов, уровень образования, профессиональное образование в вузе, профессиональный рост.
Современное мировое сообщество исходит из того, что общество и экономика, основанные на знаниях, стратегия обучения в течение всей жизни позволяют успешно решать проблемы конкурентоспособности и использования новых техно-
© Кердяшева О.В., 2010