Научная статья на тему 'Модернизация педагогического образования в инновационном пространстве федерального университета'

Модернизация педагогического образования в инновационном пространстве федерального университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1271
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / GLOBALIZATION / MODERNIZATION OF EDUCATION / PEDAGOGIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондаревская Евгения Васильевна

Анализируются особенности модернизации образования в эпоху глобализации и основные положения концепции современного образования, ориентация на которые серьезно блокирует модернизационные процессы в педагогическом образовании. Предлагаются концептуальные идеи модернизации педагогического образования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация педагогического образования в инновационном пространстве федерального университета»

ИННОВАЦИИ В ОБЩЕМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Е.В. БОНДАРЕВСКАЯ (Ростов-на-Дону)

модернизация

педагогического образования в инновационном пространстве федерального университета*

Анализируются особенности модернизации образования в эпоху глобализации и основные положения концепции современного образования, ориентация на которые серьезно блокирует модернизационные процессы в педагогическом образовании. Предлагаются концептуальные идеи модернизации педагогического образования в России.

Ключевые слова: глобализация, модернизация образования, педагогическое образование.

Год 2010-й официально объявлен в нашей стране Годом учителя. Данное обстоятельство побуждает с особой пристрастностью оценить вклад педагогического образования в подготовку учителя для современной школы, которая, несмотря на ряд реформ и модернизаций, нуждается в серьезных преобразованиях. Основные направления этих преобразований определены в президентской инициативе «Наша новая школа», где подчеркивается, что главными задачами современной школы являются развитие творческих способностей и талантов, обеспечение равных условий для качественного обучения, развития и воспитания всех детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. Новая школа мыслится как центр взаимодействия с родителями, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, что предполагает создание адекватной инфраструктуры, здоровьесберегающей культурной среды, современной системы управления и оценки качества образования. для решения этих задач нужен новый учитель, открытый к интересам учеников и способный к инновационным преобразовани-

* Статья написана при поддержке РГНФ, проект № 09-09-00815а.

ям в школе, социуме и собственной педагогической деятельности.

В президентской инициативе, вызвавшей к жизни концепцию новой школы, четко просматривается новый социальный заказ образованию в целом, и педагогическому, в частности: быть частью общей социальной технологии развития страны, что закономерно ведет к необходимости его модернизации, приведения в соответствие с отечественными и мировыми тенденциями цивилизационного развития. основное назначение модернизации состоит в том, чтобы путем преобразований повысить качество модернизируемой системы и усилить ее способность адекватно отвечать на вызовы времени. Каковы же те вызовы, на которые должна отвечать сегодня система высшего профессионально-педагогического образования?

Главный вызов - глобализационный, суть которого состоит в том, чтобы обеспечить конкурентоспособность и опережающее развитие России в мировом социально-экономическом пространстве. Глобализация - это объективный процесс, ставший следствием интенсивного развития мировых экономик и стран, их открытости для взаимодействия, сотрудничества, обмена товарами и услугами, финансовыми ресурсами, культурными ценностями, образовательными стандартами и даже моделями жизни и способами поведения людей. Английские ученые в книге «Глобальные трансформации: политика, экономика и культура» определяют глобализацию как «ускоряющийся процесс расширения и углубления взаимосвязанности стран мира во всех сферах современной общественной жизни: от культуры до преступности, от финансов до духовности»**. Глобализация оказывает заметное влияние на все стороны современной цивилизации, порождая новые тенденции и направления в развитии науки, культуры, образования, технологий.

Как всякий объективный процесс общественного развития, глобализация имеет свои преимущества и таит в себе угрозы и риски.

** Цит. по : Богомолов О.Т. Глобализация и уроки экономического кризиса. СПб.: СПбГУП, 2009. С. 8.

© Бондаревская Е.В., 2010

Характерно, что преимущества глобализации видятся исследователям прежде всего в развитии экономик (расширение мирового рынка, рост объемов производства и сбыта товаров, повышение прибыли и др.), а угрозы и риски адресуются непосредственно человеку (увеличение разрыва между бедными и богатыми, ухудшение состояния окружающей среды, рост безработицы, вынужденной миграции, утрата культурной и гражданской идентичности, девальвация нравственных ценностей и др.). Особо отмечается, что глобализация, вызвавшая активный обмен продуктами массовой культуры, пагубно влияет на культурное и духовное развитие молодежи. В условиях повседневного потребления развлекательных «произведений» массового кино и музыкального искусства духовный уровень молодых людей заметно понизился.

для решения глобальных проблем, связанных с экономикой, экологией, обеспечением безопасности природной и социальной среды, преодолением финансовых кризисов, в настоящее время на уровне отдельных государств и различных международных организаций принимаются политические, юридические, экономические, научно-технологические решения, при этом большие надежды возлагаются на образование, но роль воспитания в глобальном мире явно недооценивается. Между тем идея глобального воспитания, с помощью которого можно изменить все человечество, высказывалась Я.А. Коменским еще в начале XVII в. Великий педагог утверждал, что воспитание может избавить человечество от пороков, предрассудков и войн, улучшить нравы, повысить уровень жизни людей, «исправить все дела человеческие». В воспитании он видел универсальное средство спасения человечества от дикости и невежества, поэтому настаивал на всеобщем, обязательном и непрерывном характере воспитания всех людей, независимо от их возраста, национальной, расовой и сословной принадлежности. В соответствии с европейской культурно-просветительской традицией, заложенной Аристотелем, Я.А. Коменский рассматривал воспитание как неотъемлемую часть образования, настаивая на формировании у детей прежде всего благочестия, веры, добрых нравов, а затем - полезных знаний и жизненного опыта.

Со времен Коменского научные представления о воспитании развивались в русле его осмысления как духовно-нравственного, культуропорождающего и смысложизненного процесса. В настоящее время во всех мировых об-

разовательных системах воспитание интегрировано в образование, которое осуществляет свои воспитательные функции посредством ценностно-смыслового наполнения содержания обучения, создания среды свободы и творческой самореализации личности, применения технологий, обеспечивающих субъектную позицию обучающихся в образовании, коррекции межличностных отношений и педагогических интеракций. В современных отечественных исследованиях, выполненных в контексте гуманистической образовательной парадигмы (В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, В.В. Сериков и др.), установлено, что воспитание становится эффективным механизмом самостанов-ления и саморазвития личности в образовании, когда учащиеся (подростки, студенты) осознают его смыслы, начинают понимать, что воспитание - это сотворение своего личностного образа в жизни и профессии, деловых и личных отношений с людьми, это обогащение культурного пространства своей личности и возможность стать чище, выше, умнее, добрее, это, наконец, возможность найти способы решения своих жизненных проблем. Осознание и понимание человеком личностной значимости воспитания в условиях глобализации выступает как нравственный императив.

Основываясь на этом, современное представление о сущности воспитания можно выразить в следующем определении: воспитание - это педагогически управляемый процесс духовной деятельности человека (ребенка, подростка, студента, взрослого), направленный на осмысление себя в мире, культуре, образовании, профессии и создание концепции собственной жизни. Основной вопрос обучения - как помочь человеку овладеть знаниями и научить думать, а воспитания - как научить жить. При этом для российского образования, сущность которого всегда рассматривалась как противоречивое единство обучения и воспитания, актуальным во все времена был вопрос о том, как научить молодых не просто жить, а жить достойно, т.е. в соответствии с высшими духовными смыслами и нравственными критериями.

Однако в последние годы обнаружилось, что из педагогического образования практически выпало одно из его главных смыслообразующих звеньев - духовно-нравственное воспитание студентов, их подготовка к духовнонравственному воспитанию учащихся. Между тем в российской культурно-педагогической традиции духовно-нравственное воспитание

всегда рассматривалось как базовая часть образования, от качества которой зависит его влияние на человека и общественный прогресс. Именно духовно-нравственное воспитание делает образование человекосозидательным и культуротворческим процессом.

Нельзя не заметить, что одной из причин, усугубляющих неудовлетворительное состояние духовно-нравственного воспитания, является вызванная глобализацией экспансия экономических подходов во все сферы общественной жизни, в том числе и в образование, в результате чего происходит интенсивная трансформация идеи образования, которое превращается из сферы духовного, интеллектуального, нравственного развития человека в сферу образовательных услуг и профессиональной подготовки, ориентированной на запросы «работодателей», которые становятся главными субъектами оценки его качества!

В связи с этим подчеркну, что образование - это не услуга. В отечественной педагогике, развивавшейся в контексте православной традиции, исторически сложились представления об образовании как творении, благодати, долге, развитии, творчестве. Современное образование, согласно ст. 2 Закона РФ «Об образовании», ориентировано на «свободное развитие человека, на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность будущего специалиста». Разве можно эти образовательные проблемы реализовать с помощью каких-либо отдельных услуг? Нет, их решение возможно лишь в целостной образовательной среде культурного развития и духовного становления человека, в которой образование реализуется как практика культуропорождения, а не сфера образовательных услуг, как утверждают некоторые управленцы, в том числе и очень высокого ранга.

Образование - это базовый процесс в культуре, и его содержание должно быть устремлено к универсуму культуры. Качество образования нельзя измерять только результатами ЕГЭ или оценками, проставленными в приложении к диплому, оно измеряется качеством человека, который воспитывается образованием. Таким образом, глобальный вызов современному образованию в целом и педагогическому, в особенности, состоит в необходимости существенного повышения его качества как воспитательного процесса.

В условиях глобализации неуклонно возрастает значение образования, особенно высшего, как средства решения экономических,

социокультурных, демографических, этнона-циональных, этнорелигиозных и других проблем региона и страны. Это связано с тем, что прогрессивное развитие всех сфер жизни современного общества происходит на основе знаний. Это подтверждается возникновением экономики, основанной на знаниях; становлением правового государства, основанного на всеобщем знании гражданами законов; восстановлением общественной нравственности, основанной на признании и соблюдении общечеловеческих моральных норм, знании религиозной морали, светской этики и т.д. Компетентность, основанная на знаниях и опыте их применения для решения проблем, становится ключевой характеристикой работника.

Таким образом, интеграция молодого человека в глобальный мир предполагает поддержку его духовности и нравственности, оказание помощи в овладении знаниями и опытом, необходимым для решения жизненных и профессиональных проблем, развития собственной компетентности, толерантности, мобильности, конкурентоспособности. Интеграция в глобальный мир требует особой заботы педагогов о воспитании приверженности обучающихся к демократическим ценностям, защите прав человека, преодолению межнациональных и межконфессиональных конфликтов, безопасному поведению.

Сравнив содержание образовательных стандартов и программ с выделенными актуальными тенденциями развития образования и направлениями деятельности современного педагога, мы без труда обнаружим, что ничему подобному студента в педагогическом вузе не обучают или обучают лишь частично и малорезультативно. В чем причина серьезного отставания педагогического образования от запросов практики? Чтобы ответить на этот вопрос, надо обратиться к концепции, которая положена в его основу. Целостного, методологически обоснованного описания этой концепции нет ни в одном официальном документе, регламентирующем деятельность педвузов по подготовке педагогических кадров, но пятидесятилетний опыт работы в этой системе позволяет мне сформулировать ее основные положения, ориентация на которые серьезно блокирует модернизационные процессы в педагогическом образовании.

Во-первых, отмечу, что концепция действующего педагогического образования ориентирована на подготовку «будущего учителя». Если обратить внимание на названия диссертационных исследований по педагогиче-

ским специальностям последних лет, то без особого труда можно обнаружить, что их предметом является «будущий» педагог. В различных диссертационных советах по педагогическим наукам в 2010 г. защищались следующие диссертации: «Формирование конфликтологической компетентности будущего педагога в системе студенческого самоуправления», «Формирование опыта профессиональноличностной саморегуляции будущего педагога в процессе физкультурной деятельности», «Формирование готовности будущего учителя к организации ценностно-ориентационной деятельности учащихся» и др.

Такая постановка вопроса указывает, что авторы диссертаций заранее исходят из мысли о том, что подготовить учителя-профессионала за тот период обучения в вузе и теми средствами, которыми он для этого располагает, невозможно. Настоящим учителем выпускник педагогического вуза может стать только в будущем - в процессе дальнейшей практической работы. Возникает вопрос: на что же направлено тогда высшее педагогическое образование, какова его роль в подготовке учителя для современной школы? Этот вопрос снова обращает нас к концепции действующего педагогического образования. Рассмотрим основные ее постулаты.

Прежде всего отметим, что действующее педагогическое образование имеет в своей основе методологию классического познания. В части общепедагогической подготовки ее содержание составляют классические педагогические теории, которые излагаются не персонифицированно, а в обобщенном виде -как некая догматическая, обладающая свойством истинности, неизменная в своей основе научно-педагогическая система. Эта традиция имеет глубокую историю. Еще со времен Аристотеля в науке утвердилось мнение, что сущность вещей составляет неотъемлемую часть самих предметов познания, поэтому качество знаний полностью зависит от того, насколько удается сделать ясным, строгим и четким их содержание, т.е. основные понятия всех дисциплин. достичь этого можно, только опираясь на законы, обобщающие предписания, как что-либо должно быть или происходить. Таким образом, дидактика приобрела предписа-тельный, т.е. наставительный, назидательный характер. При этом главный акцент в разработке ее содержания был сделан не на внутренние механизмы, а на установочное описание их внешних проявлений.

Вслед за дидактикой педагогика в целом приобрела вид закрытого абсолютного знания, трансляция которого стала основной функцией педагогического образования. Недаром большая часть педагогов, в том числе и ученых, убеждены, что ничего нового в педагогике открыть невозможно, т.к. все уже открыто, описано и объяснено предшественниками и основоположниками. Между тем жизнь меняется, условия обучения и воспитания становятся другими, в них вплетаются новые социокультурные факторы и технологии, под их влиянием и мощным воздействием информационной среды изменяются дети, иными становятся их интересы, запросы, мировоззрение, моральные позиции, и все чаще воздействие на ученика, взаимодействие с детьми не дают того положительного результата, который запрограммирован классической наукой. Как же преодолеть это несоответствие?

В действующем педагогическом образовании найден единственно возможный, по мнению ученых, приверженных к классическому рационализму, способ преодоления указанного несоответствия - адаптация. Утверждается, что педагог должен адаптироваться к происходящим социальным изменениям, приспосабливаясь к ученикам, рынку труда, техногенной цивилизации, политической конъюнктуре в образовании и т.д. Система педагогического образования, будучи сама построенной на адаптационных механизмах, формирует эти механизмы и у будущих учителей, блокируя тем самым развитие у них инновационных способностей. Не способствует этому и содержание педагогического образования, которое лишено фундаментальности, имеет эклектический характер, не обладает свойством проблемности, имеет недостаточную практическую направленность, отличается дидактизмом и рецептурностью, основанной на использовании учителем, в основном, лишь внешних средств формирования личности. Работа с содержанием как средством личностно-профессионального развития студентов становится невозможной вследствие его разорванности, нецелостности, ориентированности лишь на знания, а не на личностнопрофессиональное развитие студентов.

Усвоение содержания педагогического образования построено на основе дисциплинарной модели, в которой соблюдаются определенная иерархия и последовательность изучаемых студентами дисциплин. При этом, в соответствии требованиями ГОС, на младших курсах, когда студент еще не нашел себя в про-

фессии, изучаются самые важные для педагога предметы - педагогическая психология, физиология, культурология и др., а на старших -приоритет отдан специальным предметам. Забыв о педагогике и психологии, студент погружается в углубленное изучение специальных дисциплин - математики, физики, биологии и методик их преподавания, в которых, как правило, преобладает рецептурный подход. По-настоящему вспомнить о педагогике и психологии ему не помогает даже педагогическая практика, удельный вес которой в общей системе профессиональной подготовки в современном педагогическом вузе крайне незначителен. В результате дисциплинарный подход, лежащий в основе концепции действующего педагогического образования, не только не создает у студентов целостной картины педагогической действительности и способов ее преобразования, но и способствует расщеплению их педагогического сознания. В условиях реализации дисциплинарной модели вузовского обучения к его окончанию выпускники вполне «созревают» для осуществления предметоцентрированной модели обучения в школе. В результате в обучении и воспитании их будут интересовать лишь накопление суммы знаний, умений и навыков по предмету и формирование у учащихся опыта «правильного» поведения посредством передачи, закрепления и воспроизведения его образцов. Решать вопросы развития личности (интеллектуального, ценностно-смыслового, творческого), работать с личностными возможностями учеников они не научатся.

Таким образом, особенностями действующей концепции педагогического образования являются:

• целеориентация на подготовку «будущего» учителя, т.е. сознательный перенос процесса профессионального самоопределения и самостановления личности педагога на послевузовский период;

• установка на развитие у будущих педагогов адаптационных, а не инновационных способностей;

• знаниевая ориентированность содержания педагогического образования и дисциплинарная модель его освоения, в которой нарушена ценностная иерархия изучения дисциплин и отсутствуют системные связи между ними;

• отсутствие фундаментальности, преобладание отдельно взятых методических рекомендаций над методологическими, теоретическими и технологическими знаниями и компе-

тенциями, недостаточное использование ресурса научных школ в подготовке учителя - это ведет к тому, что педагогическое образование и профессиональная подготовка в педагогическом вузе осуществляются без опоры на основополагающую теорию; таких теорий в современной педагогике мало, но они есть: это теории развивающего обучения - Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, личностно ориентированного образования - Н.И. Алексеев, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская, контекстного обучения - А.А. Вербицкий, задачного обучения - В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов;

• осуществление педагогического образования и подготовки учителя вне контекста педагогической практики, временная ограниченность которой лишает студента возможности погрузиться в жизнь школы, класса, сблизиться с учениками, педагогами, родителями, понять их проблемы и накопить опыт участия в их решении.

Эта концепция не отвечает ни одному из вызовов, обращенных к современному образованию. Она столько устарела, что ее нельзя ни переделать, ни усовершенствовать, ни дополнить, от нее надо просто отказаться и разработать новую, современную, ориентированную на вызовы времени концепцию педагогического образования. Отвечая на эту настоятельную общественно-педагогическую потребность, мы исходим из следующих положений.

Модернизация образования является составной частью модернизационных процессов, намеченных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., где образованию предписывается роль ведущего фактора инновационного развития и превращения нашей страны в одну из ведущих развитых цивилизаций мира. В работе по реализации прогрессопорождающих функций высшего профессионального образования нельзя не учитывать того непреложного факта, что педагогическое образование является метаобразованием по отношению к образовательной сфере в целом. Именно педагоги-профессионалы образуют тот слой населения региона, который в первую очередь способен к его преобразованию. Система «Учитель» может в относительно короткие сроки обеспечить качественно новый уровень массовых знаний и массового воспитания, необходимый для изменения положения дел и прогресса в экономике, культуре, науке, производстве, а также успешного развития

всех направлений высшего профессионального образования, но при условии, что учитель будет уметь работать с процессами развития - человека, социума, школы, образования, собственной личности и деятельности.

Это означает, что он будет компетентен и способен:

• создавать условия для индивидуальноличностного развития ребенка, процессов его социализации, культурной и гражданской идентификации, осуществлять педагогическую поддержку его индивидуальных способностей, талантов, духовно-нравственных качеств;

• реализовывать смысложизненную стратегию воспитания, направленную на воспитание ребенка как порядочного человека, гражданина и патриота;

• работать с содержанием образования, конструируя такое содержание обучения и воспитания, которое отвечает современному состоянию науки и позитивным тенденциям развития культуры и жизненного опыта детей;

• разрабатывать и применять современные технологии образования, основанные на информационном, коммуникативнодиалогическом, исследовательском, проектном подходах;

• создавать образовательную среду, в которой ученик (студент) может свободно проявлять себя как субъект духовной жизни, творческого общения, художественной и инновационной деятельности, нравственных отношений;

• изменять бытие детей (студентов), включать их в созидательные жизнетворческие процессы, связанные с построением планов и моделей собственной жизни, сотрудничеством и сотворчеством.

В настоящее время положение дел в стране существенно изменилось, наметилась линия устойчивого социального и экономического роста, стала более человекоориентированной общая социальная технология развития страны, разрабатываются программы развития социокультурной сферы, здравоохранения, физкультуры и спорта и др. И в этих условиях меняется роль образования: на него возлагается миссия быть реальным фактором опережающего развития общества и государства через человека.

В связи с этим уместно поставить вопрос о качестве человека, идентичного глобальному миру. В педагогических исследованиях последних лет обсуждаются новые проблемы, связанные с воспитанием у выпускников школ

и вузов таких качеств современного человека и профессионала, как свободоспособность, конкурентоспособность, мобильность, толерантность, корпоративность, диалогичность, коммуникативность и др. Глобализация инициирует необходимость их воспитания на основе ясно выраженной моральной позиции личности. Один из самых авторитетных ученых-экономистов нашего времени О.Т. Богомолов, анализируя политические решения, принимаемые в нашей стране по вопросам выхода из глобального кризиса, обращаясь к студентам, подчеркнул, что «помимо политики нужно еще перестроить мораль и умы людей. Если торжествует эгоизм, если многие руководствуются принципом “разоряй других, чтобы выжить самому”, то никакие меры не помогут. И здесь надежда на вас, молодое поколение, на то, что вы не растеряете доставшихся вам из российского наследства норм морали, справедливости, благородства»*. Развитие талантов и инновационных способностей молодых людей должно осуществляться на фундаментальной основе общечеловеческой нравственности. Это означает, что исходным моментом модернизации современного образования, в том числе и педагогического, становится его целеориентация на воспитание человека, способного к строительству будущего, обладающего необходимой для этого системой знаний, ценностей и личностных смыслов, силой духа, нравственными устоями, творческим потенциалом и развитыми инновационными способностями. Таково качество человека, на выращивание которого должно быть направлено современное образование.

Возникает вопрос: а есть ли для этого предпосылки в сегодняшнем мире? В связи с этим отмечу, что в современном глобальном мире возникли очень существенные для воспитания и развития такого человека блага, которых не было ранее: открытость и доступность информации; повышение роли знания в экономике, социальной и производственной сферах; развитие науки, новых информационных и наукоемких технологий; возможность вариативных моделей поведения, творческой самореализации и свободного самоопределения людей; востребованность профессионализма, творчества, инноваций и др. Потребление этих благ и создает необходимый контекст для осуществления воспитания, ориентированного на бу-

* Богомолов О.Т. Глобализация и уроки экономического кризиса. СПб. : СПбГУП, 2009. С. 24.

дущее и человека, способного «работать с будущим».

Таким образом, целью педагогического образования становятся воспитание и подготовка педагога, обладающего духовнонравственной культурой, творческим потенциалом и развитыми инновационными способностями. Реализация этой цели требует коренного изменения типа образования: перехода от информационно-знаниевого адаптивного типа к личностно-развивающему опережающему. В последние годы понятие «опережающее образование» все активнее входит в тезаурус современной педагогической науки, но достаточно обоснованного научного определения его еще не выработано. Одни исследователи связывают его с переориентацией содержания действующего образования на удовлетворение потребностей развивающегося производства, что, по существу, предполагает все ту же реализуемую в действующем образовании адаптационную стратегию, только адаптация обучающихся нацелена не на сегодняшний, а на завтрашний день их трудовой деятельности. другие видят суть опережающего образования в его связи с наукой, экспериментальным внедрением новых научных идей, концепций, методов в школьное и вузовское обучение; третьи определяют его как образование продвинутое, осуществляемое по углубленным программам повышенной трудности; четвертые видят назначение опережающего образования в развитии творческих способностей, компетентностей и умений учащихся и студентов «работать с будущим»: проектировать, моделировать, конструировать новые среды и технологии, способы решения глобальных и региональных проблем, строить и проверять вариативные гипотезы преобразования жизни.

Все перечисленные подходы (условно назовем их адаптационно-прогностический, внедренческий, программно-опережающий, инновационно-развивающий), без сомнения, отражают важные особенности проектирования опережающего образования, но ни один из них, взятый сам по себе, принципиально не изменяет характер образования, действующего в современной школе, а лишь добавляет к нему ту или иную инновацию. Мы же считаем, что опережающее образование следует рассматривать как новый тип образования, предполагающий не коррекцию его отдельных сторон, не дополнение образовательных программ, а коренное изменение всех его составляющих (включая миссию, цели, принципы, содержание, технологии, критерии оцен-

ки качества и эффективности) в направлении их соответствия жизнедеятельности и возможностям творческой самореализации выпускников школ и вузов в инновационной деятельности, обеспечивающей социокультурное развитие, а также их гражданскую, культурную и профессионально-личностную идентификацию в глобальном мире. Чтобы реализовать эти возможности, необходимо понять, с каким человеком мы сегодня имеем дело в образовании. Я не намерена открывать дискуссию

о том, хорош или плох современный студент, просто хочу обратить внимание на то, что мы имеем сегодня в образовании человека, который духовно, внутренне, творчески еще не раскрыт. И с ним надо работать, раскрывать его сознание, побуждая к поиску истины, добра, красоты и творчеству.

Современный студент, безусловно, закрыт для традиционного воспитания, которое всегда рассматривалось как идеологическая надстройка над жизнью детей и молодежи и реализовывалось путем внешнего воздействия на их сознание. Поэтому воспитание следует осуществлять не как надстройку над жизнью молодежи (есть жизнь и есть воспитание, которое надстраивается или, в лучшем случае, встраивается в жизнь студентов в виде воспитательных мероприятий), а как организованную, содержательную и осмысленную жизнь, которая творится ими самими. В этом случае основным принципом организации воспитания в вузе становится единство воспитания, обучения, профессиональной подготовки и жизни студентов. А это значит, что реальные жизненные, духовно-нравственные, профессиональные проблемы студентов должны быть включены в содержание образования.

для этого необходимо понять образование как бытийственный смысложизненный процесс, в котором в единстве происходят становление личностного образа, образа жизни и профессиональная подготовка студента. Картина действующего образования, к сожалению, существенно иная: качество жизни, реальное бытие студента вынесено за пределы профессиональной подготовки. Основные жизненные смыслы, его мироотношение формируются отнюдь не за счет прослушанных теоретических курсов. Онтологии действительности студента не являются ни философскими, ни педагогическими, ни предметными, а строятся стихийно, обыденным (или неосмысленным) сознанием в его реальном бытии.

Назрела необходимость поставить в центр вузовской воспитательной системы педагоги-

ческую поддержку деятельности студента по моделированию образа своей настоящей и будущей жизни, концепции жизни, проектированию жизненного плана, личностного и карьерного роста в избранной профессии. Но для этого надо изменить цель вузовского образования: ею должна стать не «подготовка» к профессиональной деятельности, не адаптация к ней, а воспитание компетентного специалиста, способного к инновационной деятельности. В соответствии с этой целью необходимо изменить процесс профессиональнопедагогического образования, осуществлять его поэтапно, имея в виду, что каждый этап профессиональной подготовки имеет свою фундаментальную задачу, образ, содержание и смысл.

I этап - просветительский, нормативный. Его задача - создание образа учителя-профессионала, носителя высокой гуманистической культуры, приближение студента через изучение педагогических текстов к постижению смысла педагогического образования.

II этап - личностно ориентированный, профессионально-компетентностный. Его задача - становление в сознании студента образа и смысла педагогической профессии, формирование системы необходимых профессиональных знаний, умений, компетентностей, проектирование собственного личностнопрофессионального образа, выявление ресурсов личностного и карьерного роста в профессии, дефицита и проблем собственного профессионально-педагогического развития, определение возможных путей и способов их решения, составление жизненного плана.

III этап - инновационно-творческий, индивидуально-ориентированный, направленный на личностно-профессиональное саморазвитие и осознание смысла собственной профессиональной деятельности, который может быть найден в творчестве, создании педагогических новаций, повышающих качество образования и жизни учащихся.

Итак, мы мыслим, что в процессе педагогического образования студент должен пройти в саморазвитии путь от постижения смысла педагогического образования - к смыслу педагогической профессии и от него - к смыслу собственной педагогической деятельности. Очевидно, это и есть модель построения жизненного плана человека в профессии «педагог». Для реализации этой модели необходимы, как минимум, следующие условия:

• Включенность студента в деятельность

научной школы, которая станет для него средой приобщения к научному поиску, обеспечит фундаментальную подготовку, создаст необходимую мотивацию овладения исследовательской компетентностью, сформирует четкую моральную позицию в педагогической науке, образовании и жизни.

• Достаточно длительная (лучше - непрерывная) педагогическая практика в инновационном пространстве образовательного учреждения, которое создается совместными усилиями вуза (кафедры, факультета) и школы. Многолетний опыт сотрудничества кафедры педагогики ЮФУ с образовательными учреждениями Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону по проблемам освоения и реализации идей личностно ориентированного образования позволяет нам утверждать, что инновационное образовательное пространство возникает, если образовательное учреждение проявляет себя как школа:

9 методологического типа, способная к поиску и определению своей миссии в современном мире, осознанному выбору приоритетов развития и концептуализации своей образовательной деятельности;

9 открытого типа - антиавторитарная, демократическая, обеспечивающая равный доступ к образованию и соблюдение прав детей, свободу, социально-педагогическую защиту и безопасность каждой личности, толерантное отношение к культурным, религиозным различиям; развивающая у обучаемых и обучающих критическое мышление, способности к открытости и диалогичности, поддерживающая чувства личного достоинства, социальной ответственности и гражданственности, создающая в школьном укладе модель становления гражданского общества;

9 экологически чистая - проявляющая постоянную заботу об экологии детства, физическом, нравственном и психическом здоровье детей;

9 органичная - укорененная в социуме и культуре, регионообразующая и культуросообразная, отражающая образовательные потребности и ментальные черты населения региона, имеющая системные связи с окружающей средой и культурой, обеспечивающая единство обучения, воспитания и детской жизни;

9 личностно ориентированная жизнетворческая - включающая все отмеченные выше черты и имеющая приоритетную направленность на целостное развитие лично-

сти ребенка (студента) как субъекта культуры, истории, образования, собственной жизни.

• В инновационном образовательном пространстве возникает возможность включения студентов в выполнение социокультурных проектов, имеющих опережающее значение для развития детей, школы, вуза, окружающего социума.

В образовательном пространстве Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону студенты участвуют в создании и реализации проектов модернизации образовательных учреждений на основе их перехода к личностно ориентированному образованию культурологического типа: «Русский проект» реализуется в СШ №100, проект саморазвития детской индивидуальности «Путь к себе» - в СШ №76, «Школа безопасности» - в СШ №101, «Школа природосообразности» - в СШ №6, «Школа мудрости» - в СШ №118 и др.

Основные параметры качества студенческой жизни задаются университетом, поэтому необходимая среда для развития инновационных способностей студентов должна создаваться не только в школе, но и в вузе. Идея университета - это идея человека, воспитываемого посредством культуры, науки, образования и способного их развивать. В индустриальном обществе XX в. университеты стали выполнять не только человекообразующую, культуросберегающую, наукоразвивающую, но и профессиональную функции. В результате произошла известная трансформация идеи университета - от классического гуманитарного и естественнонаучного его содержания к прагматическому, а в настоящее время - и к предпринимательскому. Университетом нового - инновационно-предпринимательского типа позиционирует себя ЮФУ.

Статус вузов, присоединившихся к РГУ с целью создания Южного федерального университета, высок. Ростовский государственный университет является центром развития фундаментальной науки на Юге России, педагогический университет - лидер в сфере развития образования и подготовки педагогических кадров, архитектурная академия - центр развития искусств и культуры, Таганрогский радиотехнический университет - признанный лидер в сфере создания новых наукоемких производственных технологий. Интеграция таких специализированных вузов в единое научно-образовательное пространство ЮФУ создала уникальную ситуацию, когда в нем представлены и могут активно взаимодей-

ствовать все основные компоненты современной цивилизации - наука, культура, образование, технологии. В связи с этим возникает возможность создания такой университетской среды, которая реально моделирует целостность мира и создает условия для воспитания целостного человека, в личности которого гармонично сочетаются качества человека культуры с качествами исследователя, открытого экспериментированию, способность производить новое знание со способностью использовать и создавать новые технологии его применения, глобальность мышления и умение мыслить и действовать на личностном уровне, личная свобода и социальная ответственность.

Воспитательная идея Южного федерального университета - это конкурентоспособный специалист мирового уровня, способный к эффективной интеграции в современное социокультурное пространство, сохранению целостности и безопасности страны и региона на основе распространения и преумножения нравственных и культурных ценностей, научных достижений и новых технологий. Реализация этой идеи предполагает дальнейшую целенаправленную работу по интеграции и кооперированию образовательно-воспитательной деятельности структурных подразделений ЮФУ в открытое нелинейное самоорганизующееся инновационное образовательное пространство, преодолевающее культурную замкнутость и дисциплинарную ограниченность образовательных систем и технологий отдельных подразделений и способствующее продуктивной пространственной организации их совместных действий, обеспечивающих интеграцию выпускников ЮФУ в глобальный мир, современную науку, образование, культуру, производство и инновационную деятельность по созданию продуктивных технологий их преобразования.

Modernization of pedagogical education in innovative space of the federal university

There are analyzed the peculiarities of education modernization in the age of globalization and basic prepositions of modern education conception orienting at which blocks modernization processes in pedagogical education. There are suggested the conceptual ideas of pedagogical education modernization in Russia.

Key words: globalization, modernization of education, pedagogic education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.